Культура англии в 20 веке. Автомобили и дороги Англии

Культура англии в 20 веке. Автомобили и дороги Англии
Культура англии в 20 веке. Автомобили и дороги Англии

Страница 4

Политика правящих кругов в начале XX века и политический кризис1909 – 1914 гг.

В начале XX века правящие круги Англии столкнулись с рядом новых проблем внутри страны и за рубежом и должны были внести коррективы в свою внутреннюю и внешнюю политику. Утратив промышленное первенство, Англия не могла больше придерживаться традиционной политики «блестящей изоляции», т.е. отказа от долговременных союзов с другими странами. В новой обстановке эта изоляция, грозившая оставить Англию в одиночестве в момент конфликта с могущественной коалицией враждебных держав, становилась отнюдь не «блестящей».

Выборы в январе 1910 г. принесли либералам большинство, но не столь прочное, как в прежнем составе палаты. Теперь уже они могли проводить законопроекты только при поддержке лейбористской фракции ирландской партии. Пользуясь фактическим блоком с ними, правительство впоследствии добилось утверждения бюджета. Но на первый план оно выдвинуло вопрос реформе парламента.

Наследственная верхняя палата при непримиримой тактике консерваторов становилось непреодолимым препятствием для проведения тактики «либерализма»; лорды имели возможность провалить любую реформу. Либеральные лидеры отнюдь не стремились упразднить палату лордов, этот оплот консерватизма. Они решили лишь ограничить её права тем, чтобы обеспечить решающее слово за палатой общин. Парламентский билль, внесенный правительством, предусматривал, во-первых, что бюджетные вопросы вовсе изымаются из компетенции верхней палаты; во-вторых, остальные билли палата лордов имеет право отклонять дважды, но если нижняя палата в 3-й раз примет законопроект, он больше на рассмотрение лордов не попадает и становится законом. Это была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа: ведь лорды могли на два года затянуть принятие любого закона. Лорды и консервативная партия яростно сопротивлялись принятию билля, но премьер-министр Асквит заставил палату лордов утвердить билль (1911).

В 1912 г. либеральное правительство внесло билль о гомруле. Палата лордов не могла теперь уже наложить вето на билль; но она полностью использовала право дважды его отклонить. Выигранное таким образом время (два года) Английская реакция использовала для того, чтобы подготовиться к вооружённой борьбе против самоуправления Ирландии. Она рассчитывала так же воспользоваться ирландским вопросом как поводом для свержения либерального кабинета, для захвата власти и перехода к вооружённому подавлению рабочего движения.

Ссылаясь на то, что в Ольстере (Северная Ирландия) преобладает английское протестантское население, которое после введения в действие гомруля попадает под контроль ирландцев-католиков, верхушка консерваторов стала подстрекать население Ольстера к мятежу. Здесь были созданы многочисленные отряды волонтёров, которые открыто проходили военную подготовку. В ответ на это в Ирландии были сформированы свои вооружённые отряды. Дело явно шло к гражданской войне, причём даже лидер консерваторов обещал ольстерским мятежникам всяческую помощь. И действительно в марте 1914 г. реакционное офицерство некоторых подразделений английской армии подняло мятеж, отказавшись выполнить приказ и повести свои части в Ольстер.

Таким образом, конституция, законность была нарушена справа. Это был, по выражению Ленина, «великолепный урок классовой борьбы», который благородные лорды дали английскому рабочему классу. Такая острота конфликтов внутри господствующего класса до предела испугала либеральных министров.

Стремление разрубить сложный узел классовых, внутриклассовых и национальных конфликтов было настолько сильно в верхах английской буржуазии, что оно сыграло немалую роль в их решении вступить в мировую войну.

Развитие британской культуры в начале XX века .

Широко известен вклад Великобритании в сокровищницу мировой культуры, и в первую очередь в развитие естественных и технических наук, особенно физики, химии, а так же биологии. Британским учёным принадлежат важные открытия, их именами названы многие законы и теории. Многие изобретения были сделаны и в XX веке: в 20 – 30-х годах Дж. Берт и Р. Уотсон-Уатт подошли к созданию телевидения и радиолокации.

Немалое наследие оставили британские писатели и художники; многие из них оказали влияние на развитие мировой литературы и искусства.

В XX веке Д. Голсуорси продолжил традиции реалистического романа, раскрыл различные стороны буржуазного быта. В том же направлении писали С. Моэм, Р. Олдингтон, Г. Грин. Научно-фантастическое направление в литературе создал Герберт Уэллс. Большую популярность приобрёл крупный мастер детективного жанра Артур Конан Дойль, а несколько позднее и Агата Кристи.

Начало XX века считается переломным моментом в жизни драматического театра Великобритании. В XVIII – XIX вв. успех спектаклей определялся мастерством актёров-«звёзд». В XX веке помимо постановок классики режиссёры стремились ставить спектакли близкие к проблемам современности.

Возникают стационарные театры в крупных промышленных городах – в Манчестере в 1908 г., в Ливерпуле в 1911 г., в Бирмингеме в 1913г.

В 30-х годах с подъёмом рабочего движения получило широкий размах и рабочее театральное движение. Тогда в основном ставили агитспектакли. Сформировалась труппа профессиональных актёров, которые назывались «бунтарями». В 1936 г. был создан “Unity theatre”. В его организации принял участие известный певец и драматический актёр Поль Робсон. Этот рабочий театр не только сохранил лучшие национальные традиции, но и внёс новое направление в театральное искусство.

В театре «Олд-Вик» начал свою деятельность в 20-х годах великолепный актёр Л. Оливье. Его партнёршей была талантливая Вивьен Ли. В том же театре ставились пьесы Б. Шоу, который в 20-х годах перешёл к политической сатире. Появилась тяга к пьесам русских драматургов и писателей, к школе К. Станиславского.

Музыкальное искусство Великобритании менее известно. В становление национальной композиторской школы в начале XX века немалый вклад внесли композитор Р. В. Уильямс, в чьих произведениях жили переработанные английские и шотландские песни, и особенно Э. Элгар – первый композитор, произведения которого были известны и за рубежом.

Живопись Великобритании издавна занимала видное место в мировом искусстве. В начале XX века против салонно-академической живописи выступил созданный тогда английский художественный клуб, ставший центром импрессионизма (его возглавляли У. Сиккерт и У. Стир). Одним из прогрессивных художников был Ф. Брэнчвин, писавший индустриальные пейзажи.

В 20-х годах XX века стал развиваться абстракционизм, и английская живопись утрачивает своё национальное своеобразие. Это направление отрывает человека от общественной жизни, и поэтому оно поддерживается правящими классами.

Заключение

На основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в период правления Георга V (1910 – 1936) Великобритания переживала не самые лучшие времена. Перед началом первой мировой войны у Англии были ослаблены экономические и военно-стратегические позиции. Проценты по долгу и необходимость выплаты пенсий легли на страну тяжелым бременем. Свободная торговля, предполагающая зависимость от импорта продовольствия, сделала британское население особенно уязвимым. Переход от экономики военного к экономике мирного времени оказался более трудным, чем этого следовало ожидать: сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Так же этот период ознаменовался большим количеством рабочих движений, которые заставили правительство пойти на ряд уступок. В начале XX века правящие круги Англии столкнулись с рядом новых проблем внутри страны и за рубежом и должны были внести коррективы в свою внутреннюю и внешнюю политику. Так же страна пережила несколько внутриполитических конфликтов. Мы можем видеть, что в целом этот период был не очень благоприятным для Англии, но, тем не менее, культура Великобритании продолжала развиваться и многие из литературных, музыкальных и художественных, представляющих ценность для всей мировой культуры были созданы именно в это время.

Широко известен вклад Великобритании в сокровищницу мировой культуры, и в первую очередь, в развитие естественных и технических наук, особенно физики, химии, а также биологии. Британским ученым принадлежат важные открытия, их именами названы многие законы и теории; среди них И.Ньютон, Р.Бойль, Дж.Джоуль, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Ч.Дарвин, Э.Резерфорд и многие другие. Британские путешественники и ученые сыграли важную роль в развитии наук о Земле (Ч.Ланель, Дж.Кабот, У.Парри, Дж.Росс и др.) В стране были изобретены первые в мире машины: в 1733 г. – прядильная машина, в 1785 г. – ткацкий станок, в 1784 г. – паровая машина, в 1802 г. - пароход с кормовым гребным винтом, в 1803 г. – паровоз, в 1825 г. – первая железная дорога с паровой тягой. Многие изобретения были сделаны и в XX в.: в 20-30-х годах Дж.Берт и Р.Уотсон-Уатт подошли к созданию телевидения и радиолокации и т.п. Первые машины, с помощью которых была совершена промышленная революция, хранятся ныне в музеях Великобритании.

Немалое наследие оставили британские писатели, поэты, музыканты и художники, многие из них оказали влияние на развитие мировой литературы и искусства. Крупнейший дошедший до нас памятник устного народного творчества – знаменитая «Поэма о Беовульфе» – был создан в конце VII века. Эта поэма повествует о могучем и справедливом Беовульфе, который после множества подвигов гибнет, спасая свою страну от страшного дракона. В создании британской литературы особое место принадлежит великому английскому писателю Джеффри Чосеру, жившему в XIV в. Высокообразованный человек, владевший латинским, французским и итальянским языками, он, однако, отверг возможность писать по латыни, как поступали его образованные современники. Чосер стал английским национальным писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского литературного языка. Его знаменитые «Кентерберийские рассказы» – великолепная галерея образов людей всех классов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты Чосер часто заимствовал у Боккаччо и других писателей, его образы – чисто английские.

Великим драматургом мирового значения является В. Шекспир. В его творчестве культура английского Возрождения достигла своей вершины. Его образы грандиозны, как сама эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и Макбет – в какой бы стране, среде, эпохе не жили эти люди они полны тех страстей и раздумий, которые тревожили самого Шекспира и его современников. В XVII и первой половине XVIII вв. жили и творили гениальный сатирик, автор знаменитых «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт и ряд других сатириков. Мастерами реалистического нравоописательного романа стали Даниэль Дефо (1661 - 1731), Сэмюэл Ричардсон (1689 - 1761), Генри Филдинг и др. Самым крупным поэтом 18 века был Роберт Бернс. Сын бедного шотландского фермера, Бернс воспевал в своих стихах народный идеал свободы, личного достоинства, справедливости, чести, товарищества, светлой земной любви. В 18 веке было немало писателей – сентименталистов, среди которых крупнейшие Оливер Голдсмит (1728 - 1774) и Лоренс Стерн (1713 - 1768), роман которого «Сентиментальное путешествие» ввел в широкое употребление слово «сентиментальный».

Первая четверть 19 века знаменуется деятельностью великого поэта революционера и романтика Джорджа Гордона Байрона (1788 - 1824). Романтический герой поэм Байрона обладает несгибаемой волей, могучими страстями, способностью к действию, весь смысл его жизни – в борьбе, хотя он и обречен на поражение, поскольку он одинок. Радом с именем Байрона стоит имя другого гениального поэта и мыслителя Перси Биси Шелли (1792 - 1822), который вошел в историю английской и мировой культуры как пламенный певец свободы, мечтавший о преодолении социального неравенства.

Вообще для британской литературы 19 века характерен расцвет демократической литературы, критикующий капиталистическую действительность. В середине 19 века в связи с развертыванием чартистского движения появились крупные чартистские поэты Эрнст Джонс (1819 - 1869) и Уильям Линтон (1812 - 1897) Главным художественным открытием чартистской литературы было создание ею образа борющегося, а не только страдающего рабочего класса. Крупнейшими авторами социального романа были Элизабет Баскелл (1810 - 1865), Шарлота Бронте (1816 - 1855), Уильям Теккерей (1811 - 1863), Чарльз Диккенс (1812 - 1870).

Беспощадно разоблачая стяжательство и жестокость буржуа, социальный роман судил современное общество с позиций народных идеалов справедливости, равенства, добра.

В 20 веке Джон Голсуорси продолжил традиции реалистического романа (1867 - 1933). Принадлежа к верхам буржуазной интеллигенции он весь свой незаурядный талант посвятил разоблачению верхов общества, которые отлично знал. Лицемерие в политике, религии, морали, науке, духовное убожество, культ посредственности и отвратительное самодовольство – таковы в изображении Голсуорси планы черты хозяев Англии. Выдающимся представителем британского критического реализма и Б. Шоу (1856 - 1950); его драматургия завоевала не только английскую сцену, но и сцены многих стран мира. Научно – фантастическое направление в литературе создал Герберт Уэллс (1866 - 1946). Большую популярность приобрел крупный мастер детективного жанра Артур Конан Дойль, а позже и Агата Кристи.

Театр. Театр Великобритании пережил сложную историю. Своего расцвета он достиг в эпоху Возрождения, когда появились светские тенденции в культуре. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жажду зрелищ для усиления своего влияния на массы. Церковники драматизировали церковную службу – литургию, что привело к возникновению литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на паперть, где ее могли смотреть тысячи людей. Постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из Библии, а из «житий святых», т.е. жизнеописаний вполне реальных людей, совершавших в обыденной обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum).

Наконец, в XIV и особенно в XV вв. основным видом театрального зрелища становится мистерии – грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из Библии, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам предоставлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом. В другом популярном драматургическом жанре этого времени – моралите, действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия или черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Сила, Смерть, Красота и т.п. Эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи. В крестьянской сфере были очень популярны весенние празднества в честь популярного народного героя Робина Гуда: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни. Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите ворвалась политическая борьба. Условные образы моралите были уже носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра конца века. Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и первоначально стоял в стороне от народной традиции. В школах преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов. Студенты университетов ставили главным образом античные трагедии. Затем возникли английские комедии в подражание Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные из моралите, и наряду с реальными персонажами фигурируют весьма условные герои типа Порока или Плутовства. Так началось слияние античной и народной традиции, обогащавшее и ту и другую.

Первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников, возникали при дворах королей и крупнейших лордов. Вскоре появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр был построен самими актерами в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров. 200 - тысячное население Лондона, множество прибывавших в столицу купцов, моряков, чиновников обеспечивали постоянную аудиторию.

Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные театры, которые актеры содержали на паях. Простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, огромный партер (более чем на 1000 мест) без сидячих мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам – так выглядели эти сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения английской драматургии. Именно на подмостках этих театров разыгрывались великие трагедии Шекспира и его современников.

В XVII в. в годы революции публичные театры были разрушены, актеры разогнаны, демократические традиции народного театра перечеркнуты. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами. Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска и сам король показывал пример в вызывающей «свободе нравов». Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Не удивительно, что театр этого времени не мог создать крупных художественных ценностей.

В XVIII в. просветительство и реализм проникли во все сферы искусства. Большую роль в развитии театра в этот период сыграл великий актер и реформатор сцены Девид Гаррик. Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает его образы. В качестве директора крупнейшего лондонского театра Гаррик ввел целую серию новшеств. Он изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено ламповое освещение, расширена сцена, декорации и костюмы стали изготавливаться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное – реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его считают основоположником сценического реализма в английском и общеевропейском масштабе.

С конца XVIII в. в связи с социальными сдвигами и подъемом демократического движения стала меняться театральная аудитория. Вновь, как это было в конце XVI в., в театр хлынули массы городского населения. Количество театров росло, но право ставить классические или современные пьесы было предоставлено в Лондоне лишь двум – Друри-Лейну и Ковент-Гардену. В остальных театрах Лондона и провинции ставились лишь развлекательные спектакли фарсы, пантомима, музыкальные комедии. Весь XIX в. был отмечен деятельностью выдающихся актеров.

На рубеже двух театральных эпох ведущее место в английском театре занимали великие актеры Сара Сиддонс (1755 - 1831), её брат Джон Кембл (1757 - 1833) и Эдмунд Кин (1789 - 1833). Во второй половине этого века известными актерами были Генри Ирвинг (1838 - 1905) и Элен Терри. В репертуаре английских театров преобладала классика, в основном В. Шекспир; проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцены ведущих театров. Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с лучшими произведениями современной драматургии и в развитии подлинного реалистического театра сыграл Независимый театр. Его основал в 1891 г. при поддержке Б. Шоу Джекоб Грайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ежевечерне ставилась до тех пор, пока приносила сборы. Репертуарные театры возникли в Манчестере, Ливерпуле. В 1899 г. прогрессивные актеры и писатели учредили Театральное общество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. Был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу завоевала призвание. В XX в. его пьесы ставились и в театре «Олд - Вик» (с 1818г.), где играл известный актер Джон Гилгуд. В театре «Олд - Вик» начал свою деятельность великий актер Лоуренс Оливье. Его партнершей была талантливая Вивьен Ли.

Во время второй мировой войны прославленные актеры с труппами разъезжались по шахтерским поселкам, промышленным городам. В Лондоне был особенно активен театр «Юнити», ставивший произведения М. Шолохова, Л. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова.

В 50 – 60 – е годы возникли новые театры с постоянным составом актеров, среди них театр «Уоркмон», а в 1963 г., был, наконец, открыт Национальный (т.е. государственный) театр с постоянной труппой, возглавляемой Лоренсом Оливье. В настоящее время немногие из театров Великобритании имеют свое помещение и постоянную труппу. Чаще помещение снимается в аренду для какого – либо представления, подготовленного определенной труппой. Лишь некоторые театры получают государственные субсидии, а большинство держаться на частных пожертвованиях, и на сборах от спектаклей. Стационарные театры, Шекспировского мемориального театра в Стретфорде-на-Эйвоне, имеются в Лондоне: это «Олд Вик», «Ройял Корт тиэтр», «Мерилейд тиэтр», «Юнити» и «Уорктон», хотя всего их в столице примерно 50, не считая очень маленьких.

Живопись. Живопись Великобритании издавна занимала видное место в моровом искусстве. Для средневековья была характерна портретная миниатюра, для которой, как и для церковной стенописи того времени была характерна некоторая бесплотность и условность, отсутствие черт, раскрывающих образ именно данной личности. В портретной миниатюре эпохи Возрождения художники были уже более свободны в изображении особенностей именно данного лица, в выборе позы, жестов. Правда, и здесь значительное место уделялось декоративному обрамлению портрета, деталям обстановки и туалета, но все же на первый план выдвигается индивидуальность, неповторимое лицо изображаемого. Это относится к творчеству Николаса Хиллиарда (1547 - 1619), и его ученика Исаака Оливера (1562 - 1617). В первой половине XVII в. при дворе Карла I много лет работал знаменитый фламандский живописец Антонис Ван-Дейк. В этот «английский» период своего творчества Ван-Дейк создал портреты, оказавшие впоследствии немалое влияние на английскую портретную живопись. Созданная им галерея портретов короля и знати великолепно отображает облик аристократа того времени. Ученики Ван-Дейка – Р. Уокер и Сомюэль Купер продолжили традиции британской художественной миниатюры и создали серию портретов вождей революции.

Эпоха реставрации не принесла крупных успехов английской живописи, но на почве идей Просвещения в реалистической живописи. Создателем английской национальной художественной школы явился Уильям Хогарт – первый ученик, снискавший мировую известность. Эго творчество глубоко национально в том смысле, что оно отражало черты чисто английского национального характера. Бичуя пороки общества, Хогарт обратился к сугубо бытовым сюжетам, черпая материал из самой жизни. Его серия картин – «Выборы», «Карьера продажной женщины», «Карьера мота», «Модный брак» и др. – размножались в виде гравюр и быстро раскупались. Самая знаменитая картина художника «Девушка с креветками».

У. Хогарт положил начало бурному расцвету английской живописи. С ростом промышленной буржуазии расширялся круг заказчиков, которые желали украсить свои жилища картинами, либо увековечить себя портретами кисти выдающихся художников. В 1768 г. была создана королевская Академия искусств в Лондоне. Ее организатор Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792) был наиболее известным современным художником. Свыше двух тысяч портретов государственных деятелей, выдающихся писателей, актеров имеют огромную историческую ценность: перед нами – вся официальная Англия того времени. Рейнольдс часто придавал своим портретам аллегорический характер. Так знаменитую трагическую актрису Сару Сиддонс, он изобразил в виде музы трагедии.

Почти одновременно Сару Сиддонс писал великий художник той эпохи Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Гейнсборо писал немало парадных «ван - дейковских» портретов и, желая подчеркнуть преемственность, одевал свои модели в костюмы XVII в. Гейнсборо умел внести даже в традиционный парадный портрет не только психологическую характеристику, но и передать настроение человека. Вот почему его работы сохраняют до наших дней свое чисто эстетическое, а не только историческое значение.

Новаторство Гейнсборо появилось и в его пейзажах, которые положили начало английской школе пейзажистов первой половины XIX в. Сам Гейнсборо настолько любил ландшафт «старой Англии», что пытался даже портреты писать на фоне пейзажа, который приобретал у него самостоятельное значение.

Своеобразный культ моря, всегда игравшего немалую роль в исторических судьбах Англии, приобрел в начале XIX в. новые черты. Чем больше обуржуазивалась Англия, чем прозаичнее и скучнее становилась повседневная жизнь, тем больше привлекало море и связанное с ним представление об опасностях, подвигах, борьбе со стихией. Центральное место занимало море и в творчестве одного из крупнейших английских пейзажистов Уильяма Тернера (1775 - 1851). Его привлекали необычные и фантастические сюжеты – дикие скалы, утесы, развалины, грозовые ливни и прежде всего море, бурное, мрачноватое, тревожное и почти всегда – в байроновском «борении стихией». Его знаменитые картины «Мол в Кале» и «Последний рейс корабля «Отважный» (в своей многоцветной гамме превосходили импрессионистов) и др. Пейзажи Констебля Джона (1776 - 1837), другого крупнейшего английского пейзажиста, наоборот, чаще всего – спокойные, солнечные, гармоничные картины природы. Главное содержание новаторства Констебля заключались в отказе от идеализации природы. Он писал этюды с натуры и природа Констебля – это не идеалистический сельский пейзаж, а живая, полнокровная среда, окружающая человека труда. Не случайно картины Констебля пришлись не по вкусу верхам общества: они сочли их грубыми и примитивными. Даже в 20-е годы, когда Констебль приобрел общеевропейскую известность, выставив свою картину «Телега для сена» в Парижском Салоне, в Англии он был лишь формально признан академическими кругами. В 30-40-х годах XIX в. в английской живописи вновь царили жанровые картины, которые вели свою родословную от остросатирических полотен Хогана.

Но жанровые картины XIX в. носили совсем иной характер. Создатели жанровой живописи того времени были образно говоря, лакировщиками действительности – трогательные семейные торжества, уличные сценки, детские проказы, иллюстрации к популярным романам – все это в духе идеализации действительности. Даже наиболее выдающийся из художников этого направления Д. Уилки (1785 - 1841) изображал бытовые сценки с юмором, отнюдь не стремясь вызвать у зрителей раздумье. Иной характер носило творчество группы художников, которые в 1848 г. объединились в «Прерафаэлитское братство». Они предлагали отказаться от парадности и условности современной живописи и обратиться к образам итальянского искусства XV в. Отсюда название их группы, подчеркивающее возврат к дорафаэлевскому искусству. Ведущими художниками этого направления были Эверетт Миллес и Уильям Холмеи Хант, Данте Габриел Россетти.

Художники конца XIX – начала XX в. под руководством молодых художников Уолтера Сиккерта (1860 - 1942) и Уилсона Стива (1860 - 1942) объединились в Новый английский художественный клуб, который стал главным центром английского импрессионизма, хотя в клуб входили и художники чисто реалистического напрвления. Широкой известностью пользовалась картина У. Сиккерта «Скука» изображавшая супругов из мелкобуржуазной среды, погруженных в беспросветную скуку. Среди портретистов «Клуба» широкую известность приобрел Огастес Джон (1878 - 1961). Одна из его самых известных работ – портрет Б. Шоу. Особое место среди деятелей искусства занимал график и живописец Фрэнк Брэнгвин (1867 - 1956). Индустриальная Англия с железными громадами мостов, окутанными дымом заводов, гигантскими верфями для изобразительного искусства открыта именно Брэнгвином.

Музыка. Музыкальное искусство Великобритании менее известно. Народное песенное творчество ведет начало с времен заселения страны кельтскими племенами. Ныне в Уэльсе и Шотландии, где живут потомки древних кельтов, еще имеются народные певцы и сочинители песен – барды, между которыми по традиции происходят ежегодные состязания. От норманов остались баллады, песни исторического и сатирического содержания. Сопровождаются народные песни игрой на арфе, лютне, трубе, флейте и барабане. Расцвет народной песни относится к XV в. Место старых обрядовых песен стали занимать carols – песни рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как разновидность музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и отсюда распространилось на континент. Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV в. Дж. Данстебла, создателя полифонических произведений. Популярность музыкального искусства во всех слоях английского общества была так велика, что во второй половине XV в. в Кембридж, а затем и в Оксфорд ввели ученые степени доктора и бакалавра музыки.

Затем долгое время музыка была под запретом, преследовалась в быту, изгонялась из церквей. Многие великолепные органы в храмах были разрушены. Пуритане смотрели на музыку как на порождение дьявола. Возрождение музыкальной культуры относится к XVII в., когда появился композитор Генри Перселл (1659 - 1695), который писал и псалмы и инструментальную музыку, и, главное, создал первую английскую оперу «Дидона и Эней». Долгое время после Г. Перселла в стране не было сколько – нибудь значительного композитора. В салоны знати обычно приглашались итальянские оперные труппы.

Существует мнение, что развивающийся капитализм едва не убил английскую музыку, во всяком случае, и в самой Англии, и за рубежом успела возникнуть легенда о врожденной немузыкальности английского народа. А между тем народ пел старинные песни, складывая новые стихи на общеизвестные мелодии и тем сохранял их, создавал новые. И вот видный деятель музыкальной культуры Сесил Шарп, проделав титаническую работу, собрал и издал сборник «Английская народная песня». Это была борьба за национальную демократическую музыкальную культуру, против салонного искусства и вкусов воспитанной исключительно на иностранной музыке публики. Позднее многие молодые музыканты были буквально очарованы народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа и начали создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера. Композиторами, внесшими немалый вклад в становление национальной композиторской школы были Ральф Воэн Уильямс (1872 - 1956), в чьих произведениях жили переработанные английские и шотландские песни, и особенно Эдвард Элгар (1857 - 1934) – первый английский композитор, музыка которого широко вошла в мировой концертный репертуар.

В XIX в. возникло много музыкальных обществ, изучалась история средневековой музыки, в конце века увлекались опереттой. Крупнейшим композитором XX в., получившим народное призвание, является Б. Бриттен. Он бережно относился к национальной музыке, создал первую со времен Перселла английскую репертуарную оперу «Питер Грайнс», вернул на сцену и оперу Перселла. К оперному жанру обратился композитор и общественный деятель А. Буш, написавший оперу «Уот Тайлер».

В 50-60 годах в Великобритании произошла своего рада музыкальная революция – массовое увлечение «новой музыкой» - рок и бич бит. В начале 60-х годов там было уже около 300 бит – групп, самая популярная из которых «Битлз», имела множество последователей и почитателей во всем мире.

Архитектура. В Великобритании сохранились архитектурные памятники со времен неолита и бронзового века. Это очень своеобразные каменные комплексы, о назначении которых строится множество догадок. Немало в стране и развалин римских сооружений I – V вв., имеются церкви VII – X вв. Гораздо лучше сохранились англо-нормандские храмы и феодальные замки. В XI в. начали строить Вендзорский замок, сооружать Тауэр в Лондоне. В XII в. развивается английская готика, возводится множество величественных храмов, символизирующих могущество церкви; тогда было построено 95 соборов, в том числе в городах Дареме, Кентерберри, Солсбери, Йорк т.е. во многих крупных торговых центрах. К тому времени относится строительство Вестминстерского аббатства в Лондоне, длившееся довольно долго.

Со второй половины XIV в. господствовал уже позднеготический стиль с характерным для него богатством резных деталей. В начале XVII в. выдающимся архитектором считался А. Джонс, который стремился перенести в Англию стиль итальянского Возрождения, сочетая его с национальными традициями. В эпоху Возрождения строилось много зданий в стиле фахверка – это переплетение деревянного каркаса, между которыми закладываются камень и штукатурка (дои, где родился В. Шекспир, в Страдфорд-он-Эйвоне – типичная фахверковая постройка).

В архитектуре периода Реставрации приобретает известность архитектор К. Рен, стремившийся строить здания в духе английского классицизма. Он построил 52 церкви в Лондоне, в том числе и знаменитый собор св. Павла.

В XVIII в. господствовал классический стиль. Известные архитекторы того времени Джон Вуд и его сын Джон Вуд – младший использовали его при создании бальнеологического курорта Бата, ансамбли которого напоминают античный город. Во второй половине XVIII в. в том же стиле продолжали работать архитекторы братьяРоберт и Джеймс Адамс. Они построили много городских домов и усадеб. В то время вокруг усадеб разбивались парки в стиле классицизма; строго геометрическая планировка, поостриженые деревья и ряды статуй вдоль аллей. Но в конце XVIII в. в парковое искусство стал проникать английский тип парка со свободной планировкой, более близкой к природе.

Разбогатевшая буржуазия в начале XIX в. стремилась подражать знати, заказывала архитекторам строительство комфортабельных особняков в классическом стиле и даже в духе средневековых замков.

В XIX в., который английские историки называют «викторианской эпохой», были два направления в архитектуре – неоготика и неоклассицизм. Например, в классическом стиле с колоннами построено здание Английского банка (1833г. архитектор Д. Сеун) и похожий на античный храм Британский музей (построен в 1847 г. архитектором С. Смерки). Типичным примером неоготики является здание британского парламента, созданная выдающимся архитектором Е. Берри (1840 - 1868). В неоготическом стиле в течение XIX начало XX в. воздвигали церкви в растущих промышленных городах. В некоторых городах встречаются кварталы георгианского стиля для которого характерны лишенные украшений здания краснокирпичного цвета с мелким переплетом белых оконных рам. Таков весь комплекс Темпля – подворья юристов в Лондоне.

В период после второй мировой войны в крупные города Великобритании все больше стало проникать современная архитектура многоэтажных зданий из стекла и стали, особенно характерных для офисов. Но обычно такие здания лишь вкраплены в общую старую застройку.

В мире много народов и культур, но англичан вы точно не спутаете ни с кем! Хотя их принято считать хладнокровными, сдержанными и чопорными, на самом деле, они дружелюбны, покладисты и очень любят спорт. Интересное сочетание, не правда ли? Так давайте же узнаем побольше об обычаях и традициях англичан, ведь изучая английский язык, важно понимать, как живет и чем дышит этот народ.

Англичане — кто они, какие они?

Англичане от природы вежливы и никогда не устают говорить “Please” и “Thank you”. Они дисциплинированны и не станут громко разговаривать на улице. Они не толкаются, чтобы скорее занять место в автобусе или поезде и встают в очередь на автобусной остановке. Англичане не пожимают руки при встрече. Они стараются не показывать эмоции на публике даже в трагических обстоятельствах. Они не теряют самообладание и сохраняют оптимизм в сложных ситуациях.

Англичане — нация домоседов . Они говорят: «Мой дом — моя крепость» и не любят, чтобы соседи вмешивались в их жизнь. Англичане предпочитают небольшие дома, рассчитанные на одну семью. Камин — сердце английского дома. В то время как жители других стран ходят по вечерам в кафе или коктейль-бары, англичане предпочитают собираться в гостиной и сидеть у огня, обсуждая события прошедшего дня. Во многих домах можно и сегодня встретить камины, иногда с колоннами по бокам и верхней полочкой, где стоят часы, зеркало или семейные фотографии.

Британцы любят садоводство и обожают о нем говорить. Они могут обсуждать методы выращивания огурцов или рассказывать о своем уникальном цветнике, так не похожем на остальные. Иногда британцы выращивают растения в ящике за кухонным окном или в саду у дома. Они очень любят цветы.

Также британцы очень любят животных. На все население приходится около пяти миллионов собак, примерно столько же кошек, три миллиона попугаев, других птиц и аквариумных рыб — а также миллион экзотических животных, например, рептилий. В Британии есть специальные магазины, где продается корм, одежда и другие предметы для собак. Есть собачьи парикмахерские, тренажерные залы и кладбища. В Британии от имени животных посылают рождественские открытки и поздравления с днем рождения. Владельцы могут покупать животным дорогие ошейники, шерстяные пальто, кружевные платьица, пижамы и так далее. При аэропортах есть специальные гостиницы для питомцев. Англичане считают, что они — единственная нация, которая так заботится о животных.

По выходным те, кто живут в крупных городах, любят выезжать на природу. Каждый англичанин любит проводить время в загородном доме с садом и розовыми кустами у крыльца — на свежем воздухе, вдали от суеты, в тишине и покое.

Те, кто остаются дома, стараются сделать все дела, которые не успели сделать за неделю. Кто-то в субботу утром ходит по магазинам, кто-то занимается хозяйством — стиркой и уборкой. Кто-то посещает спортивные мероприятия или сам занимается спортом.

Субботний вечер — подходящее время для вечеринок, танцев, походов в кино или театр.

В воскресенье после завтрака англичане работают в саду, гуляют с собакой, посещают паб. По воскресеньям принято приглашать друзей и родственников на чай.

Традиции англичан в еде

Есть и некоторые традиции, касающиеся еды. Английская кухня — основательная, простая и питательная. Англичане предпочитают плотный завтрак. Он может состоять из овсяной каши, яичницы с беконом, жареной рыбы, тостов с джемом, чая или кофе. Тосты они предпочитают холодными. Как правило, завтрак одинаков изо дня в день.

Чай — неотъемлемая часть жизни британцев, как картофель или хлеб. Есть даже поговорка: «Семь чашек чая помогут проснуться, девять чашек помогут заснуть».

Дневной прием пищи называется ланчем. В будние дни может подаваться мясное рагу, жареная рыба, отбивные, печень, колбаски, овощи. Рис и макароны англичане едят редко. На десерт подается яблочный пирог или горячий молочный пудинг. Воскресный обед — особое событие. На него подается говяжья или баранья вырезка с овощами, а затем — большой пудинг с заварным кремом. С 4 до 6 вечера — время чаепития, которое называют “5 o"clock”. В это время пьют чай с пирожными или маленькими бутербродами. В каком-то смысле, это целый ритуал. Ради чаепития откладываются все другие дела.

Ужин (обычно после 6 вечера) во многом похож на ланч, и во многих семьях это последний прием пищи за день. Иногда за ним может последовать “supper” — обычно это какао с легкой закуской из хлеба и сыра.

У англичан есть популярное особое блюдо, известное как “fish and chips” — рыба с жареной картошкой. Лучше всего покупать его с лотка на стадионе и съедать прямо во время футбольного матча.

Введение

Королевская семья, дворцы, фамильные замки с привидениями, старинные университеты, знаменитые английские пабы - это Великобритания.

Парады цветов, фестивали трубочистов Рочестера, королевская регата, ливерпульская четверка «Битлз», церемония друидов, праздник Робин Гуда - это Великобритания .

Зеленые холмы, бескрайние луга, живописные долины, изрезанные линии берегов, и, с другой стороны, ухоженные сады и парки, аккуратно подстриженные лужайки и газоны - все это Великобритания .

Великобритания многогранна! Также разнообразны и многогранны ее традиции, обычаи и культурная жизнь.

Традиции королевского двора чаще всего облекаются в форму различных церемоний, выполняемых королевой и ее семьей. Мы рассмотрим подробнее каждую составляющую Англии. Исследуем все её уголки - от культуры до туризма. Узнаем о традиции чаепития, фестивалях и праздниках, наиболее значимых для англичан и проводимых ежегодно, также узнаем о их интересах в спорте и играх. Не мало важно будет рассмотреть как и на каком уровне у них развито радио и телевидение, печатные СМИ и др. сферы общественности.

Конечно, в первую очередь нас интересует менеджмент. В данной работе речь будет идти о гостиничном менеджменте, о вузах, где готовят менеджеров для работы в этой индустрии. Мы узнаем, какие вузы являются ведущими в этом деле, насколько серьёзный подход у англичан к подготовке новых кадров.

Англичане, например, любят представлять себя как спокойных, разумных и терпеливых людей, обладающих здравым смыслом, полагают, что британцы спокойно относятся к работе и экономическому прогрессу, несколько ленивы и даже предпочитают плыть по течению… хм. рассмотрим и этот вопрос, сравним, насколько мы отличны и схожи с этим «чопорным», как их называют, народом.

Культура Англии

Англия - это часть Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. На протяжении многих веков Англия оставалась центром всего королевства. Ее исторические и культурные связи с остальными частями Великобритании, безусловно, были и остаются необычайно крепкими. Поэтому культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.

Величайший художественный вклад Англии в культуру был сделан в области театра, литературы и архитектуры. Страна также имеет богатейшую коллекцию произведений искусства, представляющих культуру различных эпох и стран. Большинство посетителей восхищаются величественной красотой домов английской аристократии и великолепием здешних соборов и замков. Хотя современная архитектура Англии представлена автострадами, высотными зданиями и внешне неинтересными зданиями пригородов, но современные архитекторы, такие как Сэр Норманн Фостер и Ричард Роджерс, находят яркие и оригинальные решения, например: Тейт Модерн, Миллениум Бридж и Ллоидз. Любой, кто изучал английскую литературу, помнит такие имена, как Чосер, Шекспир, Диккенс - нельзя недооценивать их вклад в европейскую литературу.

Англия подарила миру английский язык, который сейчас является языком международного общения. В диалектах языка существует множество говоров и, неудивительно, когда люди из южной Англии нуждаются в переводчике, чтобы поговорить с людьми, живущими на севере Оксфорда.

Современная культура Англии началась с многочисленных изменений и преобразований в жизни жителей всего острова. В частности после 1945 года эти изменения коснулись литературы и музыки. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. «Битлз» были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона.

Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века.

Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию, и в частности в Англию, поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.

Обычаи и традиции Англии

Известная традиция англичан - это чай с молоком. Ещё одна традиция, связанная с чаем «five o"clock». Особо трепетно относятся к времени. Считается, что на данное чаепития приглашают только самых близких людей. Изменения царящие в обществе никак не отражаются на традициях. Они остаются неизменными. В летний период все играют в крикет. Многие считают её неинтересной, из-за малой подвижности и низкой активности. Но в ней много уловок и хитростей, просто нужно лучше познакомиться с игрой. В стране популярностью пользуются и дартс, шашки и шахматы. Англичане отличаются сдержанностью. Рассуждения людей сухи и общение тоже не отличается эмоциональностью. Британцы избегают отрицаний и конечных формулировок и выводов. Вместо слова «отлично и превосходно» рядовой англичанин скажет «неплохо, нормально». Но не стоит тут искать высокомерности. Просто менталитет такой. При всех этих «особенностях» они общительны.

Национальная особенность - постоянное подшучивание над всем и всеми, избегая при этом унижений и оскорблений. Отличаются изворотливостью в разговорах. Пытаются не нарушать законов и правил. Причём с одинаковой строгостью в данном плане относятся и к окружающим, и к себе. Сдержанность - считается главным и важнейшим качеством человека. В разговорах, особенно за трапезой, следует избегать разговоров на темы денег, личной жизни людей и Северной Ирландии. В гостях некультурно обмениваться визитными карточками, а перед обедом принято переодеваться.

Религия

Во всей Великобритании, и в том числе в Англии, - свобода вероисповедания. Большинство англичан, исповедующих религию, принадлежат к английской церкви, которая стала независимой от Рима в 16 веке. Среди других значимых протестантских церквей можно выделить Методистскую, Баптистскую и Армию Спасения. Каждый десятый англичанин считает себя католиком, и в настоящее время в Англии больше миллиона мусульман и множество приверженцев индуизма, а также иудаизма и сикхи. Для большинства англичан церкви имеют не столько религиозное, сколько культурно-традиционное значение.

Верующих, соблюдающих все религиозные обряды и регулярно посещающих церкви, не так и много: всего один человек из сорока. Большинство же имеет дело с церковью только во время личного кризиса или главных жизненных событий (рождение, заключение брака, смерть).

Кухня

Хотя английская кухня не так популярна, ее недавнее возрождение охватило всю страну. Тем не менее, туристы могут найти здесь удивительное разнообразие блюд со всего мира, но путешественники с ограниченным бюджетом не смогут часто позволить рыбу с жареной картошкой, яйца с ветчиной и сосиски с картофельным пюре.

Британцы - нация интересных и необычных людей, самодостаточных и ни на кого не похожих. Многим британцы кажутся странными, и в этом есть доля правда: чопорность и традиции их родины то и дело дают о себе знать. И все же, уникальность и своеобразная привлекательность жителей Туманного Альбиона постоянно заставляют нас размышлять - «Кто же такие британцы, и какова истинная британская культура?».

Если вы собираетесь учиться или работать в Англии, вам будет полезно узнать о некоторых особенностях местных жителей…

По одежке не встречают

Вашу руку, сэр

Японцы в Великобритании чувствуют себя вполне комфортно, а вот французы и португальцы - не очень. Почему? Все просто: британцы превыше всего ценят свое личное пространство. В то время как во Франции принято целоваться при встрече, для британцев рукопожатие - единственно приемлемая форма приветствия. Все остальное возможно только между близкими людьми. В связи с этим, британцы иногда кажутся слишком холодными и даже излишне чопорными.

В беседах существуют табуированные темы, к ним относится возраст собеседников, их доход, сексуальная жизнь и вероисповедание. Например, здесь не принято по-простецки спрашивать сокурсника о том, кем работают его папа, мама и хорошо ли они зарабатывают.

Погода - идеальная тема, которая всегда придет на помощь, если вы не знаете, с чего начать диалог. Ваше искреннее восхищение местными природными красотами также не оставит равнодушным ни одного настоящего англичанина.

Если вы все еще не знаете, как общаться с британцами, посмотрите нашумевший сериал «Аббатство Даунтон» и поймете намного больше о тонкостях взаимоотношений между людьми в Великобритании, многие из которых не изменились с течением времени.

Мужчина и женщина

Феминистские движения сделали свое дело. В Великобритании нет гендерной дискриминации. Различия здесь, скорее, зависят от статуса и возраста. У этого есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, на определенную должность выберут лучшего претендента, а не мужчину, с другой - работать женщине придется так же, как и мужчине, без каких-либо поблажек.

Time is money

Британцы терпеть не могут непунктуальных людей. Как известно, точность - это вежливость королей. Постарайтесь об этом не забывать. Опаздывать здесь нельзя ни на ужин, ни, тем более, на деловую встречу. Опять же, многим иностранцам, например французам и итальянцам, привыкнуть к этому непросто. Зато немцам такой порядок по душе.

Что касается обеда, то подобная пунктуальность не случайна. В Великобритании бывает холодно, поэтому перед подачей еды на стол порой греют тарелки, да и саму еду готовят аккурат к определенному часу. Если вы опоздали, придется все греть, а это невкусно и влечет дополнительные расходы.

О, спорт, ты - мир!

Футбол любят во всем мире, а родиной этого вида спорта по праву считается Великобритания. Ведь именно в Оксфорде и Кембридже впервые были записаны единые правила и регламент игры. Всем известно, что в Британии самые ярые болельщики, во время матчей вся страна (без преувеличения!) ждет исхода игры.

Здесь, вообще, популярен активный образ жизни. Спортом занимаются в специальных залах и в парках, а при каждом университете, традиционно, есть свои команды. Кстати, если хотите улучшить свою личную характеристику, обязательно запишитесь в одну из секций вуза.

Весь мир - театр

На родине Шекспира не могут не любить театр. В каждом, даже самом небольшом городке Великобритании есть свой театр. В университетах та же история, что и со спортом, - участие в студенческих постановках всячески приветствуется. К слову, многие известные актеры и режиссеры учились в британских вузах на филологов и юристов, но, увлекшись студенческим театром, решили сменить профессию и выбрали творческий путь.