Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия). Какие бывают музыкальные инструменты Виды музыкальных инструментов для детей

Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия). Какие бывают музыкальные инструменты Виды музыкальных инструментов для детей
Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия). Какие бывают музыкальные инструменты Виды музыкальных инструментов для детей

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Какие виды музыкальных инструментов существуют? Почему одни музыкальные инструменты называются духовыми, а другие – ударными?

Музыкальные звуки можно извлечь из самых разных предметов. Однако лучшие музыкальные инструменты делают из тщательно отобранных материалов, наиболее пригодных для получения чистого звука нужного диапазона.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image002_58.gif" alt="Подпись:" align="left hspace=12 alt=" width="174" height="162">Современная классификация музыкальных инструментов принадлежит Хорнбостелю и Заксу, где они подразделяются по материалу и способу звукополучения. Полная классификация содержит более 300 категорий.

Древнейшие музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита и неолита. Их начальные функции – магическая, сигнальная и другие. Современные музыкальные инструменты подразделяются на различные классы и семейства по способу изготовления, извлечения звука, материалу изготовления и другим признакам. Существуют духовые, клавишные, струнные, ударные, электромузыкальные музыкальные инструменты. Также инструменты делятся на самозвучащие, мембранные струнные и духовые, а также на щипковые, фрикционные, ударные и т. д

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам, по материалу по конструкции, по способам извлечения звука. В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется гобой, кларнет по материалу изготовления на деревянные: флейта, фагот, и медные: труба, кларнет, туба.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, кларнет, гобой, фагот, курай и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычки в нём деревянные). К медным духовым инструментам относятся труба, тромбон, валторна, туба

К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон , баян, гармонь

Флейта (от немецкого Flote) - деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 веке, продольная флейта (блок флейта, затем флежолет) была вытеснена поперечной, которая с 18 века стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бэмом в 1832 г. и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Флейта большая (Flauto - итальянский, Flote - немецкий, Flute - французский) - духовой инструмент, деревянный или металлический, реже костяной; состоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной или флейта траверс (Flute traversiere), в отличие от флейты a beс, которую держат во время игры как кларнет; эта последняя вышла из употребления. Кроме вышеупомянутых двух отверстий, флейта имеет 11 дырочек, из которых 6 закрываются пальцами, а 5 - клапанами. Прикладывание пальцев к дырочкам и клапанам называется аппликатурой. При всех закрытых дырочках флейты дает наиболее низкий звук. Более высокие ноты получаются с помощью звуков натуральной гаммы, добываемых от нот в первой октаве вследствие сжимания губ (пропускающих воздух). Низкий регистр у флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый звук; средний и особенно верхний регистры сильнее. Звуковой характер флейты - мелодический, поэтичный, но ему не хватает теплоты. флейта- один из древнейших инструментов, постоянно совершенствовавшийся. Особенного развития флейта достигла в XIX в., благодаря трудам Бема. Среди группы деревянных духовых инструментов флейта - самый подвижный виртуозный инструмент. В оркестре пишут преимущественно две партии флейты. Флейту не следует применять постоянно в оркестре, во избежание монотонности. Кроме большой флейты есть и другие флейты, например терц-флейта, звучащая на малую терцию выше обыкновенной. Кварт флейта - на кварту выше, октава-флейта, или малая флейта (пикколо) - на октаву выше, Es-флейта - на малую дециму выше, flute d"amour - звучащая на малую терцию ниже большой. Из всех этих видов флейт, кроме большой, на практике применяется малая октавная флейта.

Фагот (итальянский fagotto, буквально - узел, связка) – деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й половине 16 века. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот (Fagotto или Bassone - итальянский, Basson - французский, Fagott - немецкий) - духовой деревянный инструмент. Басовый гобой имеет длинную трубку, котороя согнута пополам и связана, это и дало этому инструменту название фагот (fagot по-французски - связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде буквы S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Фагот изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, фагот получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Он имеет большое значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Лучшие регистры - низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника фагота схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. Фагот весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко он применяется для небольшого соло. Кварт фагот - увеличенный - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писаной ноты. С введением контрафагота, в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, кварт фагот вышел из употребления.

Труба, (итальянский. tromba) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к середине. 19 века.

Труба (tromba, clarino, множественное число clarini - итальянское, Trompete - немецкое, trompette - французское.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части трубы помещается мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки. Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка трубы согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид трубы довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Труба - инструмент военный. В опере труба была впервые применена в начале XVII столетия, в «Орфее» Монтеверди. Трубы бывают натуральные, издающие только звуки натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные трубы бывают различных величин, а потому различных строев. На некоторых трубах строи меняются с помощью машинок или кронов. Труба - инструмент преимущественно транспонирующий. Общий характер трубы энергичный, воинственный, светлый. От вкладывания в раструб демпфера (род пробки) звук значительно ослабляется. Низшие звуки трубы - глухие, средние - поддаются всем нюансам, от piano до fortissimo, Верхние звуки - преимущественно склонны к forte. Выдерживаемые, но не слишком продолжительные ноты, мелодии и пассажи. Преимущественно гармонические (разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере трубы. Быстрое повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного удара языка (Schmetterton) весьма доступно для трубы. В оркестре применяют преимущественно две трубы. Для трубы выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная труба вытеснена трубой с вентилями или хроматическою Trompette a piston, Ventiltrompete. От вентилей труба приобрела хроматическую гамму, но потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный

Тромбон (итальянский. trombone, увеличительное от tromba - труба) – духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (раздвижной тромбон или цуг тромбон). Существуют и вентильные тромбоны. Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - немецкий.) - металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, похожий на чашечку в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть тромбона называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от сдвигания - повышается. тромбоны бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый, теноровый, басовый. Написанные для тромбона. партии звучат как пишутся. Тромбон более других способен к быстрому исполнению. Тенорный тромбон наиболее употребительный из трех, как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто заменяет в оркестре басовой или альтовый. Тембр на всем протяжении инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии этого тромбона не следует придавать большой подвижности. Басовый тромбон - инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый тромбон заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового тромбона пишется в альтовом ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового - в басовом. Нередко, однако, все партии трех тромбонов пишутся на одной нотной системе. Применяя все три тромбона вместе, следует стараться, чтобы они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие сочетания. В сжатом расположении тромбоны дают сильную звучность, в широком - звучат мягче. Соло для тромбона в оркестре применяется редко. К этой цели более подходит теноровые..gif" alt="Подпись: Гобой" align="left" width="114" height="30 src=">название по первой низкой ноте его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах тромбона эти ноты не упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает еще три хроматических педалевых звука ниже.

Гобой(от французского hautboy, высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, гекельфон.

Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д"амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Английский рожок - увеличенный альтовый гобой в строе фа.

Кларнет (французский clarinette, от латинского clarus - ясный (звук)) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале. 18 века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый. Он имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, 102" height="39" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white">

Валторна (от немецкого Waldhorn, букв. - лесной рог, итальянское. corno) – духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

Современный внешний вид валторна приобрела в 1815 году, когда длинная труба была скручена в несколько витков; тогда же у инструмента появились три клапана. При помощи этих клапанов валторнист может взять любую ноту диапазона от contra H до F во второй октаве.

Туба (латинское tuba - труба) – самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована туба в 1835 году в Германии.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image020_30.gif" alt="Подпись:" align="left" width="138 height=40" height="40">Саксофон изобретён Адольфом Саксом в Бельгии. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой параболическую трубку с клювообразным мундштуком и одинарной тростью. Духовой музыкальный инструмент. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image022_4.jpg" alt="b_302i" align="left" width="218" height="162 src=">Идиофоны - инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

https://pandia.ru/text/78/218/images/image024_3.jpg" alt="k_281i" align="left" width="217" height="162 src=">Деревянные идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из дерева - деревянная коробочка, темпле-блоки, ксилофон.

126" height="54" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white"> Ударные инструменты существую с неопределенной высотой звучания , среди них: Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр. Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки,

флексатон и т. д. С определенной высотой звучания , то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др. Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий

Кастаньеты

Литавра (литавры) (от греческого. polytaurea; итальянское. мн. ч. timpani, немецкое. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной,

часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

В состав симфонического оркестра входит с 17 в., обычно употребляются 2 и более литавр.

Колокольчики, оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image028_26.gif" alt="Подпись:" align="left" width="162 height=78" height="78">Ксилофон (от ксило... и греческого phone - звук, голос), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. Распространен у многих народов, главным образом в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В профессиональной европейской музыке с начала 19 века; современные разновидности - маримба, тубафон.

Барабан, ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

Бубен ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Кастаньеты (испанское castanetas), ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространен в Испании, Италии, странах Латинской Америки. Различают народные и оркестровые кастаньеты.

Музыкальные инструменты делятся на ударные и духовые по способу излечения звука. Одни для получения звука используют колебания, возникающие при ударе друг о друга металлических или деревянных предметов, другие – колебания волн воздуха из легких человека при прохождении его внутри музыкального инструмента. Отсюда их названия Ударные произошли от слова ударять, а духовые – от слова дышать. Более древними считаются ударные так как их устройство намного проще устройства духовых инструментов.

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Предисловие

Музыкальная симфоническая сказка "Петя и волк" была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка. С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка - флейта в высоком регистре, Утка - гобой, Дедушка - фагот, Кошка - кларнет, Волк - валторна. После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

Сергей Прокофьев: "Петя и волк"

Смычковые струнные инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе , сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман "Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано"

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

- современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

Самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

Инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

- полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

Назад