Герои русской народной сказки снегурочка рассказ. Снегурочка краткая характеристика героев

Герои русской народной сказки снегурочка рассказ. Снегурочка краткая характеристика героев
Герои русской народной сказки снегурочка рассказ. Снегурочка краткая характеристика героев

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является “Снегурочка”, которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далеком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка – это все-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей.

Все действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в

Свои права Весны и еще не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это ее очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача.

Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно ее влечет.

По своей натуре главная героиня еще совсем дитя, и ее детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, еще не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву.

Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить ее даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви ее сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Ее кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев.

А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. вносит в их жизнь “ревность, брань, усобицу”. В сердца людей проникает “остуда […]...
  2. Как вы охарактеризуете Снегурочку в этом действии? Снегурочка тоскует в доме Бобылей. Она любит песни Леля. Но когда Лель приходит, она без радости, почти по принуждению дарит ему цветок, хотя обижена тем, что он ее бросил, когда поманили другие девушки. Жених Купавы Мизгирь, плененный красотой Снегурочки, зовет ее, и она соглашается на приглашение богатого жениха, […]...
  3. Произведение: Снегурочка Снегурочка – героиня “весенней сказки” А. Н. Островского “Снегурочка” (1873). Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. […]...
  4. В. М. ВАСНЕЦОВ. “СНЕГУРОЧКА” Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет ос­вещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике – нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжитель­ности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимо­сти каждого мгновения, о неизбежности расставания с той не­сказанной красотой, которая рядом? Темное небо и […]...
  5. “Снегурочка” написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ “Весенняя сказка” и поясняет: “Действие происходит в Стп * берендеев в доисторические времена”. В пьесе, как в сказке ряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, ЭДа леница, сама героиня – Снегурочка, дочка Мороза и Весны. И в же Страна берендеев […]...
  6. Почему Лель, который взялся разбудить сердце Снегурочки, все же выбирает Купаву? Лель – добрый и отзывчивый юноша, он искренне хочет спасти от несчастья Берендеево царство. Ему мила красивая Снегурочка. Но он не в силах согреть холодное сердце и растопить лед равнодушия. И Лель выбирает Купаву, способную любить, которая стала несчастной по вине Мизгиря и Снегурочки. […]...
  7. Как “весенняя сказка” Островского связана с известными вам преданиями и обрядами? Пьеса “Снегурочка” имеет подзаголовок “весенняя сказка”. В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них – Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Масленицы – встреча весны, связанные с этим песни, […]...
  8. Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы “Гроза”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – […]...
  9. Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал “темным царством”), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – “Снегурочка” , […]...
  10. Пролог Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой. На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом […]...
  11. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена зимняя ночь. В темном, заснеженном лесу очень темно и только алмазные звезды освещают поляну, а лунный свет падает на комья снега так, что его блеск ослепляет, а яркие тени пляшут на снежном покрове. На холсте выделяется сияющий, голубоватый цвет, а иногда смотря на нее, кажется, что можно услышать хруст […]...
  12. В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ? Справка. Ярило – божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья. Мудрый царь Берендей сразу же понял, что Ярило недоволен тем, что юноши и девушки мало веселятся, что в их среде возникла измена. То, что они […]...
  13. Вся весенняя сказка А. Н. Островского “Снегурочка” овеяна доброй романтикой. Эта пьеса – воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками. В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн: Веселы грады в стране берендеев, […]...
  14. Решение упражнений. Страницы 122-129: Очерк о встрече с картиной В. М. Васнецова “Снегурочка” ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ с. 122. “Федина задача” (Н. Носов) Жанр – рассказ. В этом рассказе автор осуждает ребят, которые отвлекаются от ра­боты, попусту тратят свое время. “Леночка с букетом” (А. Барто) Жанр – стихотворение. Автор осуждает Лену за то, что она, выполняя поручение, […]...
  15. Сочинение 1 Перед нами картина зимней ночи, холодной и таинственной. На лесной полянке царит звенящая тишина. Вокруг ни души. И среди этого ледяного безмолвия особенно хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Это ожившая наяву сказка, не принадлежащая обычному миру людей. Прекрасные глаза Снегурочки таят множество загадок. […]...
  16. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Почему Лель, который взялся разбудить серд­це Снегурочки, все же выбирает Купаву? Лель – добрый и отзывчивый юноша, он искренне хочет спасти от несчастья Бе­рендеево царство. Ему мила красивая Сне­гурочка. Но он не в силах согреть холод­ное сердце и растопить лед равнодушия. И Лель выбирает Купаву, способную лю­бить, которая стала несчастной по вине Мизгиря […]...
  17. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой. Вокруг раскинулись красивые, зеленые елки и немного голых стволов, наверное, в теплое время года эти голые стволы превращаются в пышные березки. Судя по названию картины, […]...
  18. Часто изображая сказочных героев, художники используют знакомые рассказы, беря их за основу. Но не таков был В. М. Васнецов. Он шел своим, иногда непонятным всем сразу путем. И только через время становилось ясно, что он был не только великим художникам, но и внимательным наблюдателем, который подмечал все тонкости психологического портрета своих персонажей. Картина “Снегурочка” так […]...
  19. Драма “Бесприданница” написана в 1878 г., в новых условиях общественной жизни, в пореформенный период развития буржуазных отношений. Патриархальный быт и нравы ушли в прошлое. Главная героиня – богато одаренная натура, талантливая, поэтичная, чуткая, впечатлительная, доверчивая, искренняя. Ключ к ее характеру – перевод имени (“Лариса” по-гречески – “чайка”). Она мечтает о светлом, возвышенном, но вокруг нее […]...
  20. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
  21. Занятие. Русская народная сказка “Снегурочка”. Оборудование: Иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика. Задачи: – развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение; – формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач; – обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх; […]...
  22. Александр Николаевич Островский Снегурочка Весенняя сказка в четырех действиях с прологом Пьеса-сказка (1873) Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна […]...
  23. Островский А. Н. Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, […]...
  24. А. Н. Островский Снегурочка Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым […]...
  25. Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. […]...
  26. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  27. СНЕГУРОЧКА (Весенняя сказка) Опера в четырех актах с прологом Либретто Н. А. Римского-Корсакова Действующие лица: Царь Берендей Бермята, ближний боярин Весна-красна Дед-Мороз Девушка-Снегурочка Бобыль Бакула Бобылиха, его жена Лель, пастух Купава молодая девушка, дочь богатогослобожанина Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева Первый бирюч Второй бирюч Царский отрок Леший Масленица, соломенное чучело Тенор Бас Меццо сопрано […]...
  28. Катерина Катерина – жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, переживающей […]...
  29. Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. […]...
  30. Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Образ Анны Карениной исключительно трагический. Будучи сильной и красивой женщиной, Анна Каренина столкнулась с непреодолимыми для себя проблемами, что и привело ее к столь трагическому концу. В то же время ее образ не лишен противоречивости, поэтому отношение к ней никак не может быть однозначным. Первым […]...
  31. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от […]...
  32. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из “Грозы” и Ларисы Огудало-вой из “Бесприданницы”. В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини […]...
  33. Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий […]...
  34. Сочинение “Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга” Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее “Костяной ногой”. У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба […]...
  35. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове. В этом городе все друг друга знают, но все ограждаются друг от друга – строят заборы, чтобы огородиться. Они живут замкнутой жизнью и не знают, что происходит в других городах. […]...
  36. Больше всего в этой сказке мне понравился Иван-царевич. Правда, в первой половине сказки Иван вы­зывает скорее не симпатии, а жалость. Из-за его нео­бычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жен. Очень болезненно перено­сит он и приказы царя, своего отца, потому что не на­деется, что они будут выполнены. Однако уже в начале сказки […]...
  37. эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; подробные описания патриархально-купеческого быта; акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает мерилом оценки состояния общества; тип героя (героини) “горячего сердца”, который наделен естественным возвышенным порывом к счастью, не мыслит жизни без “воли” и отчаянно защищает свое […]...
  38. Преступление – есть злодеяние. За всякое злодеяние следует наказание. Что же толкает людей пойти на преступление, что ими движит? Какие мотивы преследует? Совершить преступление – значит пойти против каких-либо моральных устоев, нравственных принципов как общества, так и самой личности. Следовательно, есть нечто гораздо мощнее, то, что одерживает верх над человеком. Попробуем сопоставить двух героинь: Катерину […]...

Музыкальная пьеса-сказка "Снегурочка" (другое название - "Весенняя сказка") была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение - отнюдь не детская сказка.

Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.

В статье мы приведем анализ пьесы и героев "Снегурочки" Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.

История написания

Почему в анализе "Снегурочки" Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы - оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку "Девочка-Снегурочка". Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

Главные герои

Анализ героев "Снегурочки" Островского начнем с центрального персонажа пьесы. Это, как можно догадаться из названия, Снегурочка. Но в пьесе она, как и в сказке, совсем не дочь Ивана и Марьи, бездетной супружеской пары, которая мечтала о ребенке. Она - дитя Деда Мороза и Весны-Красны. Согласно описанию это красивая девушка, которая бледна лицом и светловолоса. Она выглядит как боярская дочь, а не крестьянка, на ней бело-голубая шубка, меховая шапочка, рукавички.

В характере главной героини присутствуют, казалось бы, несочетаемые черты: холодность - от отца (Мороза) и желание любить, но не способность к этому чувству. Когда Весна дарит Снегурочке способность любить, девушка погибает. Это происходит во время летнего праздника славян, посвященного богу солнца Яриле.

А вот другой центральный персонаж пьесы. Лель - слободской пастушок, ветреный и непостоянный возлюбленный Снегурочки, поющий прекрасные песни. О себе он говорит так:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!

Не пашет он, не сеет; с малолетства

На солнышке валяется; лелеет

Весна его, и ветерок ласкает.

И нежится пастух на вольной воле.

В уме одно: девичья ласка, только

И думаешь о ней.

Мизгирь - это сын богатого купца, жених Купавы, который, увидев Снегурочку, забыл про невесту. Его гибель в конце пьесы происходит не столько из-за потерянной любви, сколько по вине богов, по крайней мере, сам Мизгирь так считает.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки "Снегурочка" Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха - приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую "невесту", как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль - гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава - дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей - беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин - Бермята. Жена Бермяты - Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша - слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка - слободские парни.

Краткое изложение. Пролог

Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.

В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь...

Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.

Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:

Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.

Чтобы провести анализ пьесы Островского "Снегурочка", следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.

Первое действие

Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.

На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.

При анализе "Снегурочки" Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей - главное для понимания произведения.

Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который - "отецкий сын торгового гостя из царского посада". На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.

В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы "выкупить" Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.

Действие второе

События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.

За стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит.

В анализе "Снегурочки" Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.

Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.

Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему - свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба - на утро.

Действие третье

Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.

Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить!

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу "Снегурочка" Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе - "бессодержательная".

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Мы привели описание и анализ произведения Островского "Снегурочка".

Полнотекстовый поиск:

Главная > Реферат >Литература и русский язык

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка

По курсу ‹‹ Устное народное творчество››

Студентки 1-го курса группы 203 Холмецкой Н. П.

Барнаул 2010

Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было - любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни , и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один - поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета - жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных - от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может - даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям - и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье - увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить - или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви - бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои


(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка - центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем . Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз - отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна - мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель - ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь - торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго - и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.


«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов - это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки , повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир - отвергала людей - получила любовь - прониклась человеческим миром - погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем - взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции ; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки . На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне . Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица...

    Аппарат Гольджи - важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс,...

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

  • первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
  • второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
  • третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка..мифологические корни

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.