Fallout 3 питт забрать снаряжение. Прохождение The Pitt

Fallout 3 питт забрать снаряжение. Прохождение The Pitt
Fallout 3 питт забрать снаряжение. Прохождение The Pitt

Сейчас вы получите сигнал о помощи, оказав которую будете вознаграждены. Сразу же выдвигайтесь в дорогу, предварительно взглянув на карту. Будьте осторожны, потому что сейчас нападут наемники. Разобравшись с ними, подойдите к Вернеру и пообщайтесь с ним. Таким образом, вы узнаете об истории города, которая окажется не очень веселой. Закончив общение в Вернером, проходите к тоннелю, который может вывести вас к городу, населенному рабами. Затем в прохождении Fallout 3: The Pitt вы окажетесь около входа, достаньте оружие и с его помощью расправьтесь с противниками, расхаживающими по базе, расположенной неподалеку.

После этого перелезьте с задней стороны решетки и проходите туда, где сидит несколько рабов, и у одного из них возьмите одежду. Как только переоденетесь, сразу же появится ваш товарищ. Вместе с ним проходите ко входу в тоннель и найдите там дрезину. Подойдите и забирайтесь в транспорт и проезжайте дальше.

Немного проехав, вам нужно будет немного повоевать, а потом ступайте по следам напарника, чтобы дойти к городу. Стоит отметить, что сейчас придется идти дальше одному, так как напарник останется за пределами города и будет вас ждать. Сейчас он напомнит, что вам нужно найти лекарство. Отправляйтесь в дорогу и проходите вперед. Как только увидите впереди мост, выходите на него. Только в прохождении Fallout 3: The Pitt будьте осторожны, потому что вам придется пройти по заминированному пути, по периметру обставленному капканами. Как только пройдете его, то достаньте оружие и с его помощью расправьтесь с собаками и наемником, который будет палить по вам с моста.

Когда окажетесь на противоположной стороне, сразу же поверните в правую сторону и проходите туда, где стоят работорговцы. Советую предварительно переодеться в соответствующую одежду и спрятать под ней оружие. Расправившись с противниками, возвращайтесь к своему напарнику, которого зовут Медиа.

Вы можете его найти на правой стороне, там, где находится огромный котлован. Побеседовав с ним, проходите за женщиной в здание, потому что она должна выдать вам соответствующие инструкции. Выяснится, что рабы будут в скором времени устраивать бунт. Вам нужной сейчас взять миссию по сбору стальных слитков на складах. Сразу скажу, что сначала нужно пополнить свой боевой арсенал, а потом двигаться к складам, потому что эта территория очень опасная. Проходите в цех и найдите там Марко, который выдаст вам бензопилу, которую можно использовать в качестве оружия.

Потом в прохождении игры Fallout 3: The Pitt вам стоит проходите в то место, где находится парниша, которого называю Эверетт, потому что именно он сможет довести до нужного места. Добравшись на склады, сразу же приступите к поиску слитков. Вам нужно собрать 10 шт. Посмотрите себе под ноги и подберите два первых слитка. Также не забудьте взять себе винтовку, которая лежит неподалеку. Потом проходите вперед, придерживаясь левой стороны, пока не окажетесь около бака. Поройтесь в нем и отыщите еще три слитка. Подобрав их, направляйтесь к лестнице и заберитесь по ней наверх. Выбравшись, приступайте к поиску остальных слитков. После того как соберете все десять, положите их в рюкзак и вернитесь туда, откуда пришли.

Смотритель отнимет все содержимое вашего рюкзака и отпустит. Сейчас вернитесь к Медиа, чтобы приступить к выполнению очередного задания. Пообщавшись, сразу же выходите на площадь, где вожак Ашур планирует проводить сражения. Внимательно выслушав его монолог, сразу же бегите и запишитесь в список участников соревнований. Стоит отметить, что проходить нужно в цеха. А забраться туда можно следующим образом: с правой стороны найдите вход, охраняемый солдатом. Подойдите к нему и поговорите, а затем перемещайтесь вовнутрь. Немного пройдя, вы встретите женщину охранника, которая возьмет соглашение на выход в турнир. После того как вы согласитесь, проходите к двери, которая выведет вас на арену. Ее можно найти с левой стороны в трубе. Затем в прохождении Fallout 3: The Pitt вам нужно пробраться в помещение и обыскать его перед тем, как начнете драку. Стоит отметить, что самые первые три нападающие будут иметь в своем арсенале огнестрельное оружие. Вам нужно дождаться того момента, когда сверху не увидите радиоактивные бочки, и только после их появления можете выбираться из клетки.

После того как уничтожите первых солдат, обязательно соберите их оружие и прочие вещи. Потом поправьте здоровье и проходите к охраннику, чтобы пообщаться, и только после этого можете снова идти в бой. Сейчас у противника будет "Перчатка Смерти", которую обязательно нужно забрать, после того как прикончите его. Обзаведясь новым атрибутом, снова вернитесь к охраннику и пообщайтесь. Стоит отметить, что в дальнейшем прохождении игры Fallout 3: The Pitt против вас будет драться один солдат, который будет иметь отличное оружие в совеем арсенале и надежную защиту. В тот момент, когда закончится все оружие и патроны, начните драться в рукопашную. Советую быстренько надеть отобранный ранее реквизит на руку и запрыгнуть на соперника, когда он остановится для перезарядки.

Как только все враги перестанут дышать, можете вернуться в цех и проходить в глубину. Потом нужно найти ворота, которые будут тщательно охраняться. Расправившись с врагами, можете открыть их и проходить дальше.

Таким образом, вы окажетесь в верхнем городе, проходите к самому большому зданию, расположенному на большой территории. Именно это место называется Раем, в котором вы сможете добраться к искомому объекту. Проходите на второй этаж и там найдите лифт. Подойдите к нему и езжайте наверх. Выбравшись из него, проходите по коридору вперед до тех пор, пока не увидите старика, беседующего со своим подчиненным. Сейчас в прохождении Fallout 3: The Pitt подождите окончания разговора и подойти к старику.

Выяснится, что ваш начальник, отправивший вас на поиски медикаментов, не является рабом, он - капитан, который дезертировал в свое время. После того как закончите общаться со стариком, изучите каждую щель на этаже. Вам стоит найти девушку Сандру. После разговора с ней, вы узнаете, как выглядит искомое лекарство. Сейчас вам нужно принять решение о том, что делать с девушкой: оставить ее в покое или оставить с собой.

Вариант 1. Прихватить с собой девчонку

Если выберете это вариант, то сразу же будьте готовы к спринту и перестрелке. Не стоит забывать о том, что аптечек тоже понадобится немало, так что советую ими заранее запастись. Можете направляться к Меди для того чтобы она дала указания по поводу дальнейших действий.

Теперь Вернер будет ждать вас в комнате, которая расположена на заброшенных складах. Как только вы доберетесь к ним, можете проходить прямо. Рано или поздно вы окажетесь около лестницы, по которой нужно подняться наверх. Выбравшись, поверните влево и отыщите еще одну лестницу, по которой можно выбраться еще выше. Стоит отметить, что на том этаже, на котором встретите раба, нужно повернуть в левую сторону и отыскать двери, за которыми будет сидеть сообщник. Добравшись к нему, поспешите забрать у него очередное задание.

Сейчас вы окажетесь в подземелье города, вход в которое нужно будет еще найти. Так что поспешите пройти на территорию, на которой стоят склады. Оказавшись на месте, осмотритесь по сторонам и немного левее от входа вы увидите крышку люка. Продолжайте прохождение игры Fallout 3: The Pitt и пролазьте вовнутрь, потом перемещайтесь через несколько тоннелей и в конечном итоге вы окажетесь около Райям на площади. Будьте внимательны, потому что нападут два противника, которых называют дикими Торгами, служащими Ашуру. Также стоит отметить то, что сам главарь будет перемещаться немного левее от вас. Достаньте из рюкзака стлес-бой и примените его на толпу противников.

Сейчас вы можете отправиться в нижний город, туда, где стоит дом Медии. Вы будете встречены Вернером, который выразит свою благодарность за активное участие в бунте.

Вариант 2 Оставить девочку в покое

Я считаю, что поступить данным образом будет самым благоразумным решением. Вам нужно выбираться из дома и осмотреться по сторонам. Сейчас вы сможете определить, что бунт рабов уже стартовал. Продолжая прохождение игры Fallout 3: The Pitt, бегите в нижний город и отыщите там Медии. Как только окажетесь у нее, сразу же примитесь расспрашивать о местонахождении Вернера. Выяснится, что он скрывается на давно заброшенных складах. Бегите к ним и забирайтесь вовнутрь. Осмотритесь по сторонам и проходите вперед до тех пор, пока не упретесь в лестницу, которая расположена с левой стороны. Забравшись по ней, отыщите слева очередные ступеньки и заберитесь по ним.

Таким образом, вы окажетесь на маленькой площадке, по которой ходит охранник, переодетый в раба. Расправившись с ним, отыщите дверь, покрашенную в синий цвет, и проходите в нее. Таким образом, вы окажетесь у цели. Пообщайтесь и дождитесь конца разговора. Только будьте готовы к тому, что он начнет ругаться и уйдет с этой территории. Сейчас нужно быстро вернуться к Ашуру, который ждет вас в доме, на котором вывеска "Рай". Добравшись до места, сразу же поговорите с ним. В процессе общения вы узнаете о том, что ваш собеседник не жуткий тиран, а просто придерживается данного режима из-за сложной ситуации, которая сейчас царит в городе. Вы узнаете о том, что у него в планы входит полное искоренение рабства и утверждение демократического режима. На этом прохождение игры Fallout 3: The Pitt считается завершенным.

Fallout 3: The Pitt

Рабская жизнь

Итак, вы получили радиосигнал о помощи за вознаграждение. Добрались до места назначения на карте и отбили атаку кучки неместных рейдеров. После чего, решили поговорить с парнем по имени Вернер. Он вам поведает печальную историю своего города. После разговора направляйтесь к входу в туннель, который должен будет вас привести в город рабов. Возле самого входа, имеется небольшая база работорговцев. Зачистите ее. Далее перебравшись за решетку к кучке рабов (мы перепрыгнули решетку сзади), позаимствуйте одеяние у одного из них. Тут как тут, появится ваш новый напарник, заходите в двери, ведущие в туннель и садитесь на стоящую рядом дрезину. В путь.

Для начала придется немного зачистить территорию от врагов. После чего проследуйте за вашим новым знакомым, который откроет вам путь к городу. Дальше он не пойдет, останется дожидаться вас здесь. Напомнив вам, цель вашего визита (найти лекарство), он пожелает удачи. Двигайтесь вперед и сворачивайте на мост. Будьте внимательны, вся дорога будет усеяна минами и огромными капканами. Потом появятся собаки и стрелок, ведущий огонь по вам с верхней части моста.

Перебравшись на другую сторону, поворачивайте направо и отправляйтесь в руки работорговцев. Только не забудьте, приличия ради, спрятать все свое оружие и примерить костюм раба.

Медиа, так зовут вашего связного, будет ждать вас с правой стороны от большой ямы. После короткого разговора проследуйте за женщиной в ее дом, для получения дальнейших инструкций. Из разговора с вашим станет ясно, что рабы затеяли бунт, который скоро начнется. Для того, чтобы вы смогли поучаствовать в восстании, нужно еще дожить до этого времени. Охранники не любят лентяев и всегда относятся к ним подозрительно. Возьмите у девушки задание собирать стальные слитки на складах. Места эти очень опасные, так что для начала нужно обзавестись каким-нибудь оружием. Направляйтесь в цех и отыщите раба по имени Марко, он вручит вам бензопилу, какое-никакое, но все-таки оружие.

Далее отправляемся к парню по имени Эверетт, который собственно и выведет вас к месту работы. Нам надо всего-то 10 слитков, два из них найдете сразу же, под ногами, заодно прихватите штурмовую винтовку. Придерживайтесь левой стороны. В мусорном баке найдете еще 3 штуки. Подымитесь вверх по лестнице и найдите недостающие куски. Как только нужное количество будет в рюкзаке, возвращайтесь назад.

Надсмотрщик заберет ваши находки и отпустит на все четыре стороны. Возвращаемся к Медиа и получаем следующие указания. После чего выбираемся на площадь, на которой Ашур, глава этого лагеря, собирается провести боевые состязания. Выслушав речь главаря, отправляйтесь к нему для того, чтобы попасть в списки участников. Идти нужно в цеха. Справа ищите вход, который охраняет стражник, после короткого разговора отправляйтесь вовнутрь. Поговорив с женщиной-стражником и согласившись на бой, можете направлять к входу на арену, он находится слева, в трубе. Перед поединком лучше обыскать комнату на предмет медикаментов, также загляните в шкаф. Собрав небольшой арсенал, выдвигайтесь в бой. Первые трое противников будут вооружены огнестрельным оружием, дождитесь, пока сверху спустят радиоактивные бочки, и лишь тогда выходите из клетки. У поверженных врагов прособирайте оружие и всякие нужные вещички. Немного подлатав раны и поговорив с женщиной-охранницей, вступайте в новую схватку. Обязательно подберите у одного из противников огромную, она еще пригодится. Покидаем арену и снова беседуем со стражем. На этот раз против вас будет выступать воин-одиночка, который будет хорошо вооружен и защищен. Когда весь запас оружия будет исчерпан, настанет время рукопашки. Надев прыгайте на врага во время его перезарядки.

Расправившись над последним противником, возвращаемся в цех и направляемся вглубь него. Находим еще одни охраняемые ворота, которые теперь мы сможем открыть, и заходим прямиком в дверь.

Вот мы и в верхнем городе, направляйтесь к огромному зданию на большой площади, это и есть Рай, в котором обитает наша цель. Как только вы окажетесь на втором этаже, зайдите в двери лифта. Теперь вдоль по коридору, к пожилому мужчине, который пока занят беседой со своим подчиненным. Дождавшись своей очереди, пообщаемся с ним.
А вот и дилемма. Вы узнаете, что ваш работодатель, который собственно и послал вас сюда на поиски лекарства, вовсе не раб, а капитан-дезертир. Что ж, но и это еще не все, после разговора обыщите весь этаж. Когда найдете женщину по имени Сандра, пообщайтесь с ней, она расскажет, что это за лекарство, и в каком обличии оно.

Теперь вам придется решать забрать девочку или оставить ее в покое.

Вариант 1. Вы забираете девочку-лекарство

Если вы все же решились пойти на воровство, то приготовьтесь быстро бегать и метко стрелять. Так же вам понадобится огромное количество аптечек, запаситесь ими заранее. Направляйтесь к вашей знакомой Медии, она должна будет подсказать, что делать дальше.

Вернер будет вас ждать в помещении, находящемся на заброшенных складах. Оказавшись на них, пройдите прямо и подымитесь наверх. Пройдя немного влево, найдите ступени, ведущие вверх. На уровне, где вам попадется один из рабов, поверните налево и поищите двери, за ними и будет находиться. Отдайте дитя, и вам будет вручено новое задание.

На этот раз, направляйтесь в подземелье города. Вход в него находится на территории складов левее от входа, которым вы до этого пользовались, и представляет из себя люк в земле. Пройдя череду туннелей, в конце пути найдите панель управления. Активируйте ее и выберите самую верхнюю вкладку, гласящую отключить прожектора. Теперь в верхнем городе наступит хаос, пройдите в конец туннеля, дабы оказаться на площади перед Райям. Тут у вас будет два врага, дикие Торги и приверженцы Ашура. Кстати сам диктатор будет бегать слева от вас на этой же площади. Для того чтобы было легче пробираться сквозь толпы врагов, примените имеющийся у вас в рюкзаке стелс-бой.

Настал момент наведаться в нижний город, к дому Медии, где вас встретит Вернер, который будет благодарен вам за участие в перевороте. Вот и все!

Вариант 2. Вы оставляете ребенка в покое

Этот вариант, пожалуй, самый гуманный. Выйдя из здания, вы заметите, что восстание рабов все же началось. Бегите в нижний город к Медии и вымогайте у нее информацию, где же находится парень по имени Вернер. Она подскажет, что он спрятался на заброшенных складах. Когда окажетесь именно здесь, пройдите вперед и подымитесь по лестнице с левой стороны два раза. Оказавшись на небольшой площадке с охранником в виде раба, ищите синюю дверь, она и приведет вас к цели. Дальше завяжется разговор, в итоге, - ваш бывший компаньон очень сильно разругается, но не станет вам перечить и покинет локацию. Теперь настало время вернуться к Ашуру в здание под названием Рай и вежливо поболтать. Как окажется, наш новый друг вовсе не тиран, а проповедует диктатуру из-за сложной ситуации в городе. В дальнейших планах у него будет избавление от рабства и приход к демократии.

Двигайтесь за сигналом, что вы уловили от радио и вскоре доберётесь до человека, что подвергся нападению Рейдеров Питта. Пострадавший - Вернер. Как поможете ему отразить данное нападение, то от его слов узнаете, что он раб, который сбежал с Питта. И Питт, как он говорит - это просто ад. Но у него в рабстве осталось ещё очень много друзей, поэтому он просит вас помочь ему.

Соглашайтесь и двигайтесь на запад до Депо от этого места, где вы спасли беднягу Вернера. На этом Депо будет группа работорговце. Теперь вы можете просто вломиться в Питт со своими крутыми пушками и прострелить череп каждому, ну и освободить всех рабов. А есть вариант с оплатой, то есть выложить денег за каждого раба и взять шмотки местного раба. После этого, двигайтесь до вагонетки. Возле вагонетки вас будет ожидать Вернер, который скажет, что ваше путешествие будет достаточно долгое. Но так-то вас ожидает просто загрузка новой территории. Как окажитесь в новой локации, то вас встретит парочка местных рейдеров, с которыми у вас возникнет небольшой диалог, а потом уже и схватка. После победы, вы с Вернером пройдёте до забора, где он вас покинет. Так же, он вам расскажет о том, что вещи лучше не брать с собой, так как охранники у вас сразу же заберут их. Но всё же, он попытается найти способ протащить вам ваши вещи. Как будете проходить по мосту, то будьте предельно осторожны, так как на вашем пути будет просто огромное количество мин. После заминированного моста, вы встретите возле ворот Джексона - местный охранник. Он заберёт все ваши вещи. Проходите и найдите Медею. Как найдёте её, тогда он вас попросит уединиться вместе с ней в её каморку. Побеседовав вы узнаете, что вам с вооружением может помочь человек по имени Марко, но ваш диалог с Медеей неожиданно прервёт Джексон и сразу же начнёт задавать вопросы. И вот Медея ничего умного ответить не сможет, кроме того, чтобы заслать вас на работу к складам, где нужно таскать слитки.

Отсутствуют нормы безопасности

Лучше вам двигаться прямо до Цеха. Да и там вы сможете найти Марко. В цехах нужно сходить до комнаты, где находятся компьютеры. В этом помещении будет сидеть Марко. Он вам выдаст новенькое оружие - бензопилу. И вот теперь, вам нужно идти прямиком до цеха где вы должны будете таскать слитки, про которые ещё говорила Медея. Возле входа вас будет ждать человек по имени - Эверетт. Он вас будет просить пройти следом за ним. По пути за Эвереттом вы заметите Трогов. Троги - это новый вид мутантов, что мутировал из-за одной болезни. И кстати, в любом случае вам необходимо будет перенести десять слитков до Эверетта. В месте где он вас покинет, будет дверь, поэтому вам нужно пройти именно в эту дверь. Теперь вам нужно добыть десять слитков стали. Два куска вы найдёте возле входа на трупе. Остальные на крышах вагонов, в общем, ничего сложного тут нет. Теперь возвращайтесь, отдавайте слитки и идите к Медее. Теперь она вам расскажет, что дальше нужно встретится с Ашуром. Так что готовьтесь биться на арене против других рабов. Но вот проблема на арене заключается в том, что на неё будут скидывать радиоактивные отходы, поэтому завершить бой нужно как можно скорее. Всего будет несколько боев. Для начала, бой с тремя обычными рабами, далее бой с Братьями Медведями (они полутроги). Окончательное сражение будет с Грубером. Грубер - это тот, кто смог пройти через все бои, что были на арене. Как сможете одолеть его, тогда ваше задание будет выполнено.

Свободный труд

После вашей блестящей победы на Арене, у вас появляется возможность встретится с самим Ашуром, поэтому Креншоу вас проведёт до него. Пройдите за ним, до верхнего города. Теперь двигайтесь до входа, где написано "Рай". После беседы с Ашуром вы узнаете, что лекарство от недуги находится с правой стороны от вас, в лаборатории. После чего, по интеркому вам скажут про восстание рабов. Ашур уйдёт, но порекомендует вам пройти до лаборатории. Внутри лаборатории будет девушка. Окажется, что она вообще жена Ашура и их дитя - это и есть нужное лекарство. Этот ребёнком имеет совершенный иммунитет, который позволяет бороться с разнообразными мутациями. Теперь вам предстоит болезненный выбор. Оставить дитя или же украсть его.

Если вы решили уйти без ребёнка, тогда вам предстоит встретить Медею и от неё узнать куда делся Вернер. Как найдёте его, то узнаете, что он уже ожидает малыша. Но вот когда он узнает, что вы пришли без ребёнка, тогда он сбегает от вас. И никакие перки и способности не помогут вам догнать его. Поэтому, вернитесь до Ашура. Он вас очень хорошо отблагодарит и скажет, что хочет заниматься восстановление этого городка и из-за вас, восстановление будет идти намного быстрее.

Если же вы всё-таки решили украсть этого ребёнка, тогда ждите того, что у вас будут весьма большие проблемы. Вам будет очень тяжело выбираться и предстоит нелёгкое сражение с охранной Ашура. А после того, как вы всё же доберётесь до Вернера, то он вам скажет, что вы должны ещё и вырубить в Верхней части города всё освещение. Как сделаете это, то Вернер вам будет очень признателен и будет говорить о том, что в скором времени этот город будет восстановлен. Только вот Верхней части уже не будет существовать и Ашур с женой, и ребёнком будут мертвы.

Живая вода. В Питт: 08.11.2274

В Историческом музее тоже размещен телепортер.

Телепортер в Историческом музее


А профессора Райса все нет. Видимо, пришибли в Пустоши.

Отправляюсь в Ривет-Сити.

Харон тоже исчез.

Надо ускорить этого пресловутого ГЭКК-а...

Встретилась с отцом. И теперь отправились к мемориалу Джефферсона, где расположен проект "Чистота". Здесь просят очистить помещение от оставшихся супермутантов. Да с радостью!

Твою мать!.. Ни одного оставшегося живого монстра! Постаралась я при прошлом посещении... А без хоть одного супермутанта миссия невыполнима!

Подожду пару дней (недель?), может, народятся...

А пока в Питт!

Быстро перемещаюсь к Триссел Синематик Inc. Ближайшая точка. Иду. Вышла на Водохранилище округа Монтгомери. Рейдеры.


Водохранилище округа Монтгомери


Ну как не наведаться в гости? Перебив рейдеров снаружи, вхожу внутрь.

Вернее, пыталась, намеревалась. Это Логово рейдеров Хана. А дверь открывается только ключом. А у меня нет такого.


Логово рейдеров Хана


Веселенькие эти рейдеры Хана... Иду в Питт.

Нашелся Харон. Оказывается, он ждал возле упавшего космического корабля. Может, я ему сама сказала здесь ждать, а может и его собственная инициатива. Кто его знает?

Заглянули к форту Константин, новая отметка на карте.

Встретилась с Вернером.



Он мне наговорил всяких ужасов про Питт. Болезни, лекарства, друзья, рабы. В-общем, опять надо помочь. Ну, помогу.

Отправляюсь за одеждой раба. Иначе мне не подойти живой к Питту.

Пришли к Депо. Разговариваю с Рамзеем.



Покупаю трех рабов за 600 крышек. Говорю рабу, пуст валят на все четыре стороны, только одежду свою пусть отдаст.

Харона оставляю в Мегатонне, чтоб снова не потерялся. А сама опять к Депо, к Вернеру. Говорим с ним, и отправляемся в Питт.

Только приехали на окраину Питта, сообщение вылезло, что Харон лишняя единица, и отправлен в Подземелье. Интересно, контракт удастся возобновить?

Прямо на окраине Питта на нас нападают рейдеры. Пока Вернер валялся без сознания, я быстренько всех перестреляла. Экипировку я вопреки советам Вернера оставила при себе. Мало ли? Уже бы ухлопали...

Мост нашпигован минами, радиацией. К этому всему еще и снайпер засел на опоре.

Перед самым входом в Питт переоделась в рабыню Изауру. Все равно всё забрали. Кроме одежды рабыни и пистолета, который мне дал Вернер.


Рабыня Цапа


"В Питт" завершилась. "Отсутствуют нормы безопасности" началась.

Перво-наперво нужно найти Мидею. Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват.


Питт. Первое впечатление


Мидея сама меня нашла. И сказала, что поговорим у нее в доме.

Пришла к ней в дом. Мидея вообще сказочница. Такого всего наговорила... Во дворец меня внедрить... Из грязи прямо в князи...

А пока пошла собирать слитки. Да перед этим заскочила по совету Мидеи к Марко. Он снабдил меня бензопилой кустарного производства. Контрафактная, стало быть, пила.



Эверет запустил меня в заброшенную зону.

Удача! Прямо возле входа мертвый раб, а у него штурмовая винтовка и 27 патронов к ней! А еще у него пара слитков.

Рядышком большие баки. Попрыгав, забралась в них, и еще слитков нашла. Зашла в склад. Там еще трофеев собрала. И слитки, и патроны, одежда, антирадин, Рад-X, пожрать.

Возле входа в склад запустила четырех роботов. Только толку с них никакого. Хлипкие очень.

Минут через десять у меня уже была куча полезного и не очень барахла и 33 слитка стали. Но и поломали меня троги изрядно.

Да! Перед тем, как отправиться в заброшенную зону, мне встретилась Милли. Просила найти ее друга, Дикого Билла. Нашла Билла. Только он был уже совсем не диким, а очень даже мертвым. И за писку к Милли при нем.

Отдала Эверету слитки. Получила вознаграждение за них. По сути барахло. Ну, чем богаты, тем и рады...

Иду к Мидее. Встретила Милли, за "хорошую" весть получила шесть стимпаков, что мне очень даже помогло залечить все конечности, включая и голову.

Мидея сообщает, что Ашур, правитель местный, собирается вновь открыть Арену. "Дыра" на местном диалекте. А я, значит, должна победить в это дыре. И будет мне честь и хвала.

Губа не дура, однако, у этих рабов. Пойди-поднеси. Убей-укради. Охренели.

Я-то победю. Или побежду. Как там?.. Короче, мне свобода нужна, выбраться отсюда. Мне уже здесь надоело.

Идем на площадь, слушаем пламенную речь Ашура. Ничего так речь. С рабами о свободе поговорил. Отчень даже актуальная тема. Поговорили, и разбежались. Кто во дворец, а кто обратно в цех. Псих, одним словом, этот Ашур.

Иду, записываюсь в дыру Арену. Вот там, внизу, мне предстоит биться насмерть...



Всё, вхожу на Арену. Проглотила Рад-Х, присела, и жду, когда эти придурки сами на мушку выпрыгнут.

Три выстрела из револьвера 32 - три трупа. Еще и Калаш с одного прихватила перед тем, как выйти из Дыры.

Второй заход. Тактика все та же... Два патрона -два мертвеца. Трофей - броня Гамма (сопр. радиации +15, лов. -1).

Третий заход. Финальный матч! Самый свирепый враг!

Беру винтовку. Всё-таки боязно...

Ой, прям умора!.. Этот Грубер, гроза местного болта, полный придурок. Еще до открытия ворот встал на линии прицельного выстрела. Бочки с радиоактивными отходами ещё не долетели до земли, а Грубер уже упал под них. Даже, наверно, охладеть успел. Впрочем, температуру его я не замеряла. Сняла с него автомат Фильтратор и на выход!


Фильтратор


На этом "Отсутствующие нормы безопасности" завершены.

Я свободна! Ашур желает меня! Желает увидеть (для тех, кто не понял...).

"Свободный труд".

Мне вернули все мои шмотки. И я отправилась в Верхний Город. В Рай.

Рай! Вот он какой. Ага... Посреди ада...



Изнутри Рай выглядит не так грандиозно.


Изнанка Рая


А это Ашур, хозяин Рая. Интересно, не мнит ли он себя Богом?



Да хоть чёртом! Мне по барабану. "Лекарство" - это ребенок...

Паршивые рабы хотели, чтобы я занялась киднапом? Уж дудки! Хрен им! До такого даже я не опущусь! Уроды... Теперь я за Ашура! А рабы, если хотят свободы, пусть сами ее добиваются. А не ждут, когда придет добренькая Цапа, и преподнесет им кусочек Свободы. На тарелочке с розовым ободочком!

Иду пытать Мидею на предмет, где прячется Вернер.

Рабы взбунтовались. Некоторые бросаются на меня со своими мотопилами. Но допрыгнуть не успевают. По мнению developers убивать тех, кто хочет убить тебя, это грех. И карма уменьшается. Да что мне, умереть от стыда? Убивала, убиваю, и буду убивать! Не трогайте меня лучше!

Неудачным обманом, затем шантажом пыталась добиться у Мидеи, где прячется Вернер. Она не поддалась. Но сделала глупую, но отчаянную попытку зарезать меня.

Из записки в кармане Мидеи я узнала, где находится убежище Вернера.

Снова в заброшенную зону. Нашла Вернера. Как Черная вдова предложила ему просто свалить из Питта куда подальше. Чем он тут же с радостью воспользовался.

Вот теперь я действительно свободна! Freedom!

Найти источник сигнала

Выйдя из убежища мы получаем новый радиосигнал от сбежавшего раба по имени Вернер. В радиосообщении он рассказывает о страшной болезни, которая свирепствует в Питте (бывший Питтсбург) и о том, что теперь это - город рейдеров и рабов, которым управляет Ашур.
Отправляемся на место радиосигнала и находим Вернера в перестрелке с рейдерами После боя он расскажет кто он и откуда и попросит помочь ему освободить Питт от рабства.
Для начала придется раздобыть одежду раба в караване работорговцев неподалеку. Можно выкупить раба за 200 крышек или убить работорговцев, забрать у их главаря Рэмси ключ и открыть клетку с рабами, а затем забрать одежду с мертвого раба или отжать у живого (минус к карме).
Далее заходим в туннель

и ткнув на дрезину
едем с Вернером в Питтсбург. По приезду Вернер начинает валить всех, кто встретился на выходе из туннеля, помогаем ему и дальше он с нами не идет. Он поручает пробраться в Питт и найти там его подругу Медею. Тут он дает нам на выбор нож или револьвер, которые можно тайком пронести мимо охраны.
Идем дальше – перед мостом слева валим дикарей агрессоров
и аккуратно идем через мост
(мост весь утыкан минами и капканами), почти в конце бегают собаки и над мостом гуляет снайпер – убиваем издалека или аккуратно поднимаемся к нему по дорожке с правой стороны моста.

За мостом поворот направо и за ним ворота в Питт.
Одеваем рабские шмотки и идем в них, охранник отожмет все ваши вещи и забрать их можно будет только после побед на Арене, поэтому можно просто скинуть все свое барахло в почтовый ящик у грузовика перед воротами. (Как вариант можно не одеваясь рабом грохнуть охрану, либо сказать что пришел вступить в ряды рейдеров, но в обоих этих случаях за следующими воротами вас встретит Чистюля с гопотой, которые вас изобьют и ограбят.) Идем внутрь. Внутри за первой же машиной перед ямой стоит Нола, если нужно она вас подлечит. Медея стоит справа в переулке. Говорим с ней, и она просит вас прийти к ней домой чтобы поговорить. Аккуратно идем за ней. По пути мы можем встретить одну из рабынь - Милли, которая поручит найти Билла-Дикаря, который ушел собирать чушки на заводском дворе.

Вредные условия труда

Медея расскажет о том, как всё устроено в Питте, о троггах и главе рейдеров Ашуре. Медея определит вас на работу на заводе, дабы не привлекать внимание охранников и подскажет обратиться к Марко за оружием. После разговора прибежит охранник и разгонит вас. Идем на Завод к Марко (от входа прямо до ямы и дважды направо в комнату с компами) – он даст нам автопилу.
Далее там же на заводе идем к Эверетту, который стоит перед складом (идем назад до ямы) и отведет нас через Заброшенную зону на Заводской двор собирать стальные чушки. Собираем стальные чушки во дворе и в подсобных цехах (всего в игре их 100 штук), попутно убиваем троггов и собираем все что плохо лежит. Труп Билла-Дикаря лежит в юго-западном углу двора на лестнице. Идем к Эверетту, сдаем чушки и получаем одежду разнорабочего и записку на повторяющийcя квест Сталь для завода . Возвращаемся к Медее,по пути сдаем квест про Билла и получаем от Милли 6 стимуляторов. Медея говорит, что вам придется сразится на Арене и победить, чтобы подобраться к Ашуру и украсть у него лекарство.
Выходим во двор, слушаем речь Ашура и идем на Арену, находящуюся на заводе, у входа туда стоит Страшилка. Спускаемся вниз и говорим с Фейдрой, чтобы попасть на Арену. Выигрываем 3 боя (не забываем жрать Рад-Х и антирадин между боями, и надеваем антирадиационную броню с противогазом, если нашли и собираем ништяки с поверженных соперников). После победы в боях разговариваем с пришедшим охранником, который зовет нас на аудиенцию к Ашуру и забираем из появившегося сундука все ваше барахло, конфискованное на входе. (После этого появляется возможность выйти за ворота Питта).

Свободный труд

Идем в Верхний город (один вход в Нижнем городе слева от жилища Медеи, другой на Заводе чуть дальше того места, где Марко собирает оружие) в крепость Рай к Ашуру.
Если идти через Нижний город, то по пути наверх можно заглянуть в оружейную лавку к Пятнице и закупиться чем надо.
Проходим через Верхний город к небоскребу Рай, заходим и поднимаемся наверх на лифте.
Идем до конца коридора, ждем пока Ашур поговорит с главой охраны и разговариваем с ним.
Выясняем что Вернер был помощником Ашура и предал его, а рабство временная вынужденная мера для выживания. Поговорив с женой Ашура Сандрой в соседней комнате узнаем, что дочь Ашура и является «лекарством».
Дальше у вас 2 варианта, хотя восстание рабов начнется при любом из них:

1. Не трогаем девочку, идем к Мидее и выясняем у нее где находится Вернер. Идем в юго-западный угол заводского двора где собирали стальные чушки и поднимаемся по лестнице, где находили тело Билла-Дикаря, к убежищу Вернера. Вернера можно либо убить, либо уболтать уйти добровольно с помощью красноречия. Собираем ништяки и возвращаемся к Ашуру. Получаем в благодарность от Ашура доступ к прессу для изготовления патронов из металлолома.
У Сандры берем повторяющийся квест Игрушки для Мари – таскаем ей плюшевых медведей за 30 крышек.

2. Вариант для плохишей. Забираем ребенка, валим всех агрессоров и идем к Мидее. Узнаем где прячется Вернер и тащим ребенка к нему (юго-запад заводского двора, вверх по лестнице). Вернер забирает девочку и говорит что нужно отключить верхний город от электричества. Для этого идем в подземелье (люк в северной части заводского двора за поездом).