Знаменитые деятели русской культуры XIX в. Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в Список зарубежных культурных деятелей 19 века
Читайте также
Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.
К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.
Жан Огю́ст Домини́к Энгр
, (1780-1867) - французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806-1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.
Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05
Романтизм
Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.
Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.
Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.
Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.
Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.
Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.
Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.
Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.
Жан Луи Андре Теодор Жерико
(1791-1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808-1810), а потом П. Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.
Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.
Эже́н Делакруа́
(1798 - 1863) - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
Историю творят люди, ежесекундно внося в цепь исторических событий свои небольшие коррективны, но лишь единицы способны на кардинальное ее изменение, влияющее не только на них самих, но и на путь по которому пойдет целое государство. Таких людей на всем протяжении XIX века было совсем немного. Особо стоит отметить героев войны 1812 года -фельдмаршалов Барклай-де-Толли и Михаила Илларионовича Кутузова, без которых победоносное шествие русской армии по освобожденной Европе могло бы не состояться.
Гигантский вклад в идею будущей Октябрьской революции внесли такие великие деятели и мыслители XIX, как Бакунин, Герцен, Желябов, Муравьев, и Пестель. Прогрессивные идеи этих выдающихся мыслителей легли в основу многих деяний великих деятелей следующего столетия.
XIX век – время первых революций, первых попыток перенять европейский опыт, время зарождения в обществе мыслей о необходимости превращения России в Конституционное государство. Большую работу в этом направлении провели Сергей Юльевич Витте, Егор Францевич Канкрин и Михаил Михайлович Сперанский. XIX век также и время деятельности Николая Михайловича Карамзина – одного из корифеев исторической мысли.
Аракчеев Алексей Андреевич | Граф, государственный деятель, генерал. В период с 1815 по 1825 гг. фактически осуществлял руководство внутренней политикой, проводил реакционный курс |
Бакунин Михаил Александрович | Революционер, один из идеологов анархизма и народничества |
Барклай-де-Толли Михаил Богданович | Фельдмаршал, герой Отечественной воины 1812 года, главнокомандующий русской армии в заграничном походе 1813- 1814 гг. |
Бенкендорф Александр Христофорович | Граф, генерал, герой Отечественной войны 1812 г., с 1826 г. шеф корпуса жандармов и начальник 111-го отделения собственной Е. И. В. канцелярии |
Витте Сергей Юльевич | Граф, государственный деятель, министр финансов в 18921903 гг., покровительствовал развитию промышленности и предпринимательства |
Герцен Александр Иванович | Писатель, философ, создатель Вольной русской типографии, издатель «Колокола», создатель теории «русского социализма» |
Горчаков Александр Михайлович | Светлейший князь, министр иностранных дел в 1856-1882 гг., канцлер, один из наиболее крупных дипломатов XIX в. |
Иосиф Владимирович | Фельдмаршал, герой русско-турецкой войны 1877-78 гг., отличился в боях за Шипку, под Плевной, освободил Софию |
Ермолов Алексей Петрович | Генерал, герой Отечественной войны 1812 г., в 1816-1827 гг. командующий Кавказского корпуса, за сочувствие декабристам в 1827 г. отправлен в отставку |
Желябов Андрей Иванович | Революционер, один из создателей «Народной воли», организатор покушений на Александра II. Казнен |
Истомин Владимир Иванович | Контр-адмирал, герой Крымской войны», погиб во время обороны Севастополя |
Канкрин Егор Францевич | Государственный деятель, министр финансов в 1823-1844 гг., провел финансовую реформу (1839-1843) |
Карамзин Николай Михайлович | |
Киселев Павел Дмитриевич | Государственный деятель, министр государственных иму-ществ с 1837 по 1856 гг., провел реформу управления государственными крестьянами, содействовал подготовке отмены крепостного права |
Корнилов Владимир Алексеевич | Вице-адмирал, герой Крымской войны, погиб во время обороны Севастополя |
Кутузов Михаил Илларионович | Фельдмаршал, ученик и соратник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., с августа 1812 г. — главнокомандующий всеми действующими армиями |
Лорис-Меликов Михаил Тариэлович | Граф, министр внутренних дел в 1880-1881 гг., автор проекта конституции, которую Александр II собирался даровать России |
Милютин Дмитрий Алексеевич | Граф, фельдмаршал, военный министр в 1861-1881 гг., возглавлял проведение военных реформ в царствование Александра II |
Милютин Николай Алексеевич | Брат Д. А. Милютина, товарищ министра внутренних дел в 1859-1861 гг., один из авторов крестьянской реформы 1861 г. |
Муравьев Александр Николаевич | Декабрист, полковник Генерального штаба, основатель «Союза спасения» |
Муравьев Никита Михайлович | русского общества |
Нахимов Павел Степанович | Адмирал, герой Крымской войны, погиб во время обороны Севастополя |
Пестель Павел Иванович | Декабрист, полковник, один из основателей тайных обществ, автор проекта «Русская правда». Казнен |
Плеханов Георгий Валентинович | Революционер, один из руководителей «Черного передела», один из создателей группы «Освобождение труда», марксист |
П обедо н ос це в Константин Петрович | Государственный деятель, юрист, с 1880 г. обер-прокурор Синода, в царствование Александра III имел большое влияние, консерватор |
Скобелев Михаил Дмитриевич | Генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отличился при штурме Плевны и в боях на Шипке |
Сперанский Михаил Михайлович | Граф, государственный деятель и реформатор, государственный секретарь в 1810-1812 гг., автор нереализованного проекта конституции, в царствование Николая I занимался кодификацией российского законодательства |
Тотлебен Эдуард Иванович | Граф, инженер-генерал, герой Севастопольской обороны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. |
Трубецкой Сергей Петрович | Князь, гвардии полковник, один из основателей тайных декабристских обществ, избран диктатором восстания 14 декабря |
Уваров Сергей Семенович | Граф, президент Академии наук в 1818-1855 гг., министр народного просвещения в 1838-1849 гг., автор теории «официальной народности» |
РОССИЯ
Русская литература конца XVIII - XIX в. развивалась в непростых условиях. Российская империя в экономическом отношении была одной из отсталых стран Европы. Реформы XVIII в. Петра I и Екатерины II прежде всего касались военного дела.
Если в XIX в. Россия по-прежнему оставалась экономически отсталой страной, то в области литературы, музыки и изобразительного искусства она уже выходила на передовые позиции.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ВЕКА
Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Беседа любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объединившим консервативных дворян, и радикальными литераторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и романтизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.
В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наиболее известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах - газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они выступали против новых веяний в русской литературе, за которые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом были не лишенными дарования писателями.
Наиболее популярными произведениями Фаддея Бул-гарина (1789 - 1859) стали дидактично-нравоописательные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселлерами, однако они полностью были забыты современниками; мелодраматическими эффектами изобилуют его исторические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».
Самым значительным созданием Николая Греча (1787 - 1867) стал авантюрно-нравоописательный роман «Черная женщина» (1834), написанный в духе романтизма. Греч также написал эпистолярный роман «По ездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) - первое в стране произведение по истории литературы России - и еще несколько книг- пособий по русскому языку.
Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих российские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», - эта заключенная в повести сентенция свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора.
В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значительное произведение своей жизни - многотомную «Историю государства Российского», в которой, вслед за Татищевым, интерпретирует события истории восточнославянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.
Произведения Василия Жуковского (1783 - 1852) составили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.
Лирика К. Н. Батюшкова (1787 - 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.
Главной заслугой Ивана Крылова (1769 - 1844) является создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в баснях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.
В духе классицизма писали свои произведения декабристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной старины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражданин», «К временщику») также написал серию патриотических «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаров-ский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.
Александр Грибоедов (1795 - 1829) вошел в русскую литературу как автор одного произведения - комедии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов -против бар, тунеядцев и развратников, потерявших национальное достоинство и пресмыкающихся перед всем французским, тупых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чацкого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратующей за реформы в обществе.
Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П.Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».
ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ
Александр Пушкин (1799 - 1837) стал для русской литературы переломной фигурой, отделившей новую литературу от старой. Его творчество определило развитие всей русской литературы вплоть до конца столетия. Пушкин вознес русское поэтическое искусство до вершин европейской поэзии, став автором произведений непревзойденной красоты и совершенства.
Во многом гений Пушкина определило обстоятельство его учения в открывшемся в 1811 г. Царскосельском лицее - высшем учебном заведении для детей дворян, из стен которого в эти годы вышли многие поэты «золотой поры» русской поэзии (А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Е.Баратынский и др.). Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, поднялся на уровень высокого реализма.
В юношестве Пушкин писал лирические стихотворения, в которых прославлял наслаждение жизнью, любовь и вино. Лирика этих лет дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. В самом начале 20-х годов в стихах Пушкина появились новые мотивы: он славил свободу и смеялся над правителями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820 - 1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.) и «Цыганы» (1824 - 1825 гг.).
На последующее творчество Пушкина оказывает влияние вышедшая «История государства Российского» Карамзина и идеи декабристов. Стремясь более наглядно показать российскому императору Александру I, а затем и Николаю II «опыт» правления российских правителей, считая, что реформы в государстве должны исходить от царя, когда народ безмолвствует, Пушкин создает историческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. А в конце 20-х годов пишет поэму «Полтава» (1828 г.), исторический роман «Арап Петра Великого» (не закончен) и ряд стихотворений, обращаясь к образу царя-реформатора Петра I, видя в этом образе императора Николая I, миссия которого - способствовать новым реформам в России, т.е. стать просвещенным монархом.
Разуверившись в своих стремлениях изменить волю царя, отправившего на виселицу и в ссылку декабристов, Пушкин в духе байроновского произведения «Паломничество Чайльд Гарольда» работает над одним из лучших своих созданий - романом в стихах «Евгений Онегин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни российского общества, а в лирических отступлениях романа разносторонне отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. Пушкин в своем творении раскрывает образ современника, не нашедшего себя в жизни.
В следующем значительном творении «Маленькие трагедии» (30-е годы) поэт, используя известные из европейской литературы образы и сюжеты, рисует столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Обращается Пушкин и к прозе (повесть «Пиковая дама», цикл «Повести Белкина», «Дубровский»). Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин пишет «Капитанскую дочку» (1836 г.) и в реально происходившие события крестьянского восстания XVIII в.под предводительством Емельяна Пугачева он вплетает жизнь главного героя, чья судьба тесно связывается с большими общественными событиями.
Наиболее силен Пушкин в своих лирических стихах. Неповторимая красота его лирики глубоко раскрывает внутренний мир человека. По глубине чувства и классической гармонии формы его стихи вместе с лирическими стихотворениями Гете принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.
С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Язык именно его произведений стал нормой современного русского языка.
В тени поэзии Пушкина оставались не менее прекрасные поэты, жившие в его пору, составившие «золотой век» русской поэзии. Среди них были пламенный лирик Н.М.Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П.А.Вяземский, мастер элегической поэзии Е.А.Баратынский. Особняком от них стоит Федор Тютчев (1803 - 1873). Как поэт он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает свои лирические миниатюры изображению связи человека и природы.
Михаил Лермонтов (1814 - 1841) как поэт был не менее талантлив, чем Пушкин. Его поэзия отмечена пафосом отрицания современной ему действительности, во многих стихах и поэмах проскальзывают мотивы то одиночества и горького разочарования в жизни, то мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность он бичует свое не способное к борьбе и созидательному труду поколение («Дума»).
В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит романтический образ гордой одинокой Личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Демон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). В произведениях Лермонтова остро отражается вся сложность общественной жизни и противоречивость поднятых передовыми людьми России проблем русской культуры в первой половине XIX в.
ЛИТЕРАТУРА 30 - 60-х ГОДОВ
Следующей важной вехой в истории русской литературы стало творчество Николая Гоголя (1809 - 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые прозаические произведения, написанные по мотивам украинского фольклора в ироническом, веселом тоне, приносят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую тему, значительно расширяя ареал. Уже в повести из этого сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романтики, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.
«Петербургские повести» изображают современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова.
В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношений.
С идеями социалистических утопий был связан роман Николая Чернышевского (1828 - 1889) «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.
В лице Николая Некрасова (1821 - 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Во многих стихотворениях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 гг.), поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.
Александр Островский (1823 - 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений - рожденные новыми капиталистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонными к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство - отживший свое класс - Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.
В 40 - 50-х годах выявляется талант таких мастеров слова, как Иван Тургенев (1818 - 1883) и Иван Гончаров (1812 - 1891). Оба писателя в своих произведениях показывают жизнь «лишних людей» общества. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Ру дин»).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Российская империя к началу 70-х годов XIX в. представляла собой огромную многонациональную страну. Понятно, культура господствующей нации, выразителем которой были в основном дворянская литература и искусство, оказывала значительное воздействие на культурное развитие других народов России.
Российский культурный фактор для украинцев и белорусов сыграл ту же роль, какую отыграл польский фактор в период после объединения по Люблинской унии 1569 г. земель Короны Польской и Великого княжества Литовского в Речь Посполитую - наиболее талантливые представители этих народов способствовали росту искусства соседней нации, занимающей в обществе главенствующее положение, например, основные деятели польской культуры конца XVIII - начала XIX в. вышли из Белоруссии и Украины (Ф.Богомолец, Ф.Князькин, А.Нарушевич, А.Мицкевич, Ю.Словацкий, И.Красицкий, В.Сырокомля, М.К.Огиньский и др.). После присоединения Украины и Белоруссии к Российской империи выходцы из этих мест стали поднимать уже русскую культуру (Н.Гоголь, Н.Кукольник, Ф.Булгарин, М.Глинка, Н.Костомаров и др.).
Несмотря на огромное воздействие русского языка, на Украине в конце 18-начале 19 века возникли пред посылки появления национально настроенных дворян, осознавших, что на украинском языке, на котором говорит исключительно необразованное простонародье, можно создавать оригинальные произведения. В это время значительный размах стало приобретать изучение истории украинского народа и его устного творчества. Появилась «История Малой России» Н.Бантыш-Каменского, в рукописных списках ходила «История Руссов», где неизвестный автор рассматривал украинский народ отдельно от русского и утверждал, что именно Украина, а не Россия, является прямой наследницей Киевской Руси.
Важным фактором роста национального сознания у украинцев сыграло открытие в 1805 г. в Харькове университета. Важным показателем жизнеспособности украинского языка стало качество и разнообразие создаваемой на нем литературы. Иван Петрович Котляревский (1769 - 1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа. Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия (1798 г.) и пьесы «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей» (в оригинале - «Москаль-чаривник») отличались мастерским изображением украинского народного быта.
Первыми прозаическими произведениями на современном украинском языке стали появившиеся в 1834 г. сентиментальные рассказы харьковчанина Григория Квитки (1778 - 1843), выступавшего под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедии «Шельменко-денщик» и др.). Еще один харьковчанин Левко Боровиковский положил начало украинской балладе.
Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка завершила деятельность великого народного поэта, мыслителя и революционера Тараса Шевченк о. Поэт стал писать свои стихи не для дворян на русском языке, как делали многие его соотечественники, а исключительно для своего народа.
Биография Шевченко стала для соотечественников символом трагической национальной судьбы. Родившись крепостным, волею обстоятельств он попал вместе с хозяином в Петербург, где талантливому юноше-художнику несколько представителей аристократического круга помогли в 1838 г. выкупиться на волю. Шевченко получает прекрасное образование. Общение с многими украинскими и русскими художниками и писателями расширило кругозор юноши, и он в 1840 г. публикует первую свою книгу стихов «Кобзарь», в которой обращается к истории Украины.
Шевченко гневно клеймит позором казацких гетманов, сотрудничавших с Москвой, достается и Хмельницкому (у Шевченко это и «гениальный бунтарь», и виновник рокового для Украины союза с Россией, стоившего ей утраты независимости). Поэт обличает произвол крепостников и, полемизируя с Пушкиным, воспевшим монархов Петра I и Екатерину II, вскрывает деспотизм российских царей, виновных в плачевном состоянии его родины, и открыто называет их тиранами и палачами (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевает народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).
Стремление Украины к свободе Шевченко рассматривал как часть борьбы за справедливость не только своего народа, но и других народов, находящихся под национальным и социальным гнетом.
Процессы пробуждения национального самосознания происходили и в Белоруссии. Благодаря стараниям представителей национально настроенной интеллигенции (которые себя называли как литвинами, так и белорусами), осознавшим самобытность народа в Белоруссии, уже в первой половине XIX в. был собран значительный материал по истории, этнографии (издания памятников устного творчества, мифов, легенд, обрядов, документов старины). В западных областях активность проявили историки и этнографы, пишущие на польском языке (Сырокомля, Борщевский, Зенкевич), а в восточных - на русском (Носович).
В 1828 г. за чтение стихотворений на белорусском языке во время крестьянского бунта в солдаты забирают Павлюка Багрима (1813 - 1890), автора первого на современном белорусском языке стихотворения «Заиграй, хлопец!»
К 40-м годам XIX в. относится начало деятельности писателя Винцента Дунина-Марцинкевича (1807 - 1884), отразившего в сентиментально-дидактических поэмах и комедиях, написанных в духе европейского классицизма, колорит белорусской деревни («Селянка», «Гапон», «Караль Летальский»). По-белорусски пишет и часть известных польских поэтов, выходцев из этих мест.
В 1845 г. выходит анонимная бурлескная поэма «Энеида наоборот», написанная в духе украинской «Энеиды» Котляревского, авторство которой приписывается В.Равинскому. Позже появляется еще одна анонимная поэма «Тарас на Парнасе», в которой описывается сказочная история лесного работника Тараса, попавшего к греческим богам на гору Парнас, говорящим на простом языке и представляющим собой обыкновенных сельских жителей.
Позднее в белорусской литературе возникает национально-патриотическое и демократическое направление, наиболее ярко представленные в 60-е годы публицистикой отважного борца за народное счастье, национального белорусского героя Кастуся Калиновского, редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда».
Развитие национальной культуры Латвии и Эстонии происходило в борьбе против феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских баронов. В 1857 - 1861 гг. зачинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд (1803 - 1882) издает национальный эпос «Калевипоэг» и эстонские народные сказки. Среди латышской интеллигенции возникло национальное движение «младо-латышей», органом которых являлась газета «Петербургский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях. Известной в это время стала поэзия латышского патриота Андрея Пумпурса (1841 - 1902).
В Литве, или как тогда ее еще называли, Жемайтии, появился сборник стихов Антанаса Страздаса (1763 - 1833) «Песни светские и духовные».
Присоединение Кавказа к России, несмотря на затяжной характер войны, усилило проникновение в жизнь народов Кавказа через русскую культуру европейских культурных ценностей и прогресса, что нашло выражение в появлении светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра. В творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817 - 1845) и Александра Чавчавадзе (1786 - 1846) сказалось влияние русского романтизма. Этим поэтам, создавшим в 30-е годы XIX в. романтическую школу в грузинской литературе, были присущи вольнолюбивые устремления и глубокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-политической и литературной деятельности Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907).
вивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявившуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830 - 1860) «Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодального произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую молодежь, среди которой выделялась группа «испивших воды Терека» («тергдалеули»).
Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян из-за отсутствия в Армении высших учебных заведений получил образование в России. Он глубоко воспринял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыслью о значении присоединения армянских земель к России. Абовян отверг омертвевший язык древнеармянской письменности (грабар) и на основе устной народной речи развил современный литературный армянский язык.
Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, положил начало национально-патриотическому направлению в армянской литературе. Его стихотворения («Песнь о свободе» и др.) являли пример гражданской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на патриотические и революционные подвиги.
Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, отвергая и одновременно используя традиции старой персидской литературы, в своих повестях и комедиях заложил прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербайджанского театра.
В фольклоре недавно вошедших в состав России народов и народностей Северного Кавказа и Азии усилились патриотические мотивы и мотивы социального протеста. К борьбе против угнетателей призывали соплеменников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830 - 1870), лезгин Этим Эмин (1839 - 1878) и другие народные певцы Дагестана. Однако в культуре этих народов именно в середине XIX в. большое значение имела просветительская деятельность местных уроженцев, получивших образование в России. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809 - 1855); составитель первой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801 - 1844); создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.
В первой половине столетия появились свои просветители и у казахского народа. Смело выступал против российских колонизаторов и местной феодально-клерикальной знати, предавшей интересы своего народа, Ч. Валиханов. Вместе с тем, утверждая, что казахам вечно жить в соседстве с Россией и от ее культурного влияния никуда не уйти, он связывал историческую судьбу казахского народа с судьбой России.
РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Под влиянием европейской культуры в России с конца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магнатов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меценатами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.
Ведущее значение в русском театре приобретает просветительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями проявлялись стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).
Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к античному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновременно развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Шаховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).
На протяжении первой четверти XIX в. в русском национальном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, самобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдерживалась на некоторое время цензурой. Вне театра остается и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости актеров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).
Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развлекательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба, Н. А. Некрасова, Ф. А. Кони и др.). В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мартынова, которые умели выявлять за комическими ситуациями противоречия подлинной жизни, придавать создаваемым образам подлинный драматизм.
Огромное значение в развитии русского театра сыграли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
В начале XIX в. в России под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда городов: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; и Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга.
Патриотическому подъему народа должна была способствовать установка в 1818 г. на Красной площади в Москве памятника освободителям Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса, олицетворившего окончатель ную победу России над Польшей и Литвой.
Влияние классицизма в архитектуре не исчезает и в середине столетия. Однако сооружения этого времени отличаются некоторым нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли В. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) - сочетаются черты классической строгости и монументальности с новыми романтическими образами.
Практически все изобразительное искусство начала XIX в. отличается классической ясностью, простотой и масштабностью форм. Однако живописцы и графики этого времени, ломая старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, постепенно подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Примером всего этого являются работы О. А. Кипренского (1782 - 1836), С. Ф. Щедрина (1751 - 1830), В. А. Тропинина (1776 - 1857), А. Г. Венецианова (1780 - 1847).
В искусстве 30 - 40-х годов на первое место выдвигается историческая живопись. В картине К. П. Брюллова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» в композиции, пластике фигур людей все еще сказывается влияние классицистической школы, однако показывая переживания людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия, художник уже выходит за рамки классицизма. Это ясно проявилось в последующих работах Брюллова (особенно в портретной живописи и пейзажных зарисовках).
Волнующие идеи современности отразил в своей живописи Александр Иванов (1806 - 1858). Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей.
Работы Павла Федотова (1815 - 1852) знаменовали новый этап в развитии русской живописи. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием ис кусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость новых богатеев - купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника.
Василий Перов (1834 - 1882), И. М. Прянишников (1840 - 1894), Н. В. Неврев (1830 - 1904) и ряд других живописцев, начавших свою творческую жизнь в 60-е годы, стали создателями обличительных жанровых картин, отражавших явления современной действительности. Творения этих художников показывают невежество попов, произвол чиновников, жестокие и грубые нравы купцов - новых господ общества, тяжелую долю крестьянства и забитость маленьких «униженных и оскорбленных» людей социальных низов.
В 1863 г . 14 окончивших Академию учеников во главе с И.Н. Крамским (1837 - 1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств, развивавшей салонное искусство в живописи и скульптуре, «передвижники» поддерживали новые художественные начинания в русской живописи, подготовившие почву для подъема искусства в 70-80-е годы.
РУССКАЯ МУЗЫКА
В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего искусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих народов России, дала толчок к появлению в конце века композиторов мировой величины.
В начале века, под воздействием событий Отечественной войны 1812 г., широкое развитие получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского - автора первого российского гимна «Гром победы!»
На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).
Наиболее известным композитором первой половины XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 - 1857). В своем искусстве он выразил коренные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, остается патриотом своей родины.
Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. Другой оперой - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера-сказка Глинки определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико также значение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Камаринская», две испанские увертюры на темы народных песен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.
Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. Композитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.
Александр Даргомыжский (1813 - 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 - 50-х годов тенденции во всем искусстве. Огромное значение приобретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской девушки в опере «Русалка» или трагическую гибель солдата в «Старом капрале» - всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев русского обшества.
Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положила начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор создал замечательные по своей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа - Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.
Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы - ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму.
Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные организации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А. Н. Серова закладываются прочные основы классического музыкознания. Все это предопределило подъем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.
Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.
Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.
Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.
Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.
Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).
Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.
Державин Гаврила Романович (1743–1816) – русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления – «Фелица», «Вельможа», «Водопад». Автор многих лирических стихов.
Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.
Кваренги Джакомо (1744–1817) – русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (1786) и Александровский дворец (1792–1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783–1790), Эрмитажный театр (1783–1787), Смольный институт (1806–1808) в Петербурге.
Крашенинников Степан Петрович (1711–1755) – русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743). Составил первое «Описание земли Камчатки» (1756).
Кулибин Иван Петрович (1735–1818) – выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора («зеркальный фонарь»), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.
Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) – русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769–1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773–1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова», 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).
Майков Василий Иванович (1728–1778) – русский поэт. Автор поэм «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), «Нравоучительные басни» (1766–1767).
Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.
Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.
Растрелли Бартоломео Карло (1675–1744) – скульптор. Итальянец. С 1716г. – на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733–1741).
Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).
Рокотов Федор Степанович (1735–1808) – русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1775; «В. Е. Новосильцова», 1780 и др.).
Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.
Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение – «История Российская с древнейших времен».
Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745–1759). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма «Тилемахида» (1766).
Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.
Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).
Херасков Михаил Матвеевич (1733–1807) – русский писатель. Автор известной эпической поэмы «Россияда» (1779), написанной в духе классицизма.
Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.
Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).
Яхонтов Николай Павлович (1764–1840) – русский композитор. Автор одной из первых русских опер «Сильф, или Мечта молодой женщины».
Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля
- Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа Живые мощи. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
В XIX начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.
В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается Миром искусства и заканчивается акмеизмом. Мир искусства это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования Мира искусств имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых Русских сезонов. - Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
Живопись: Айвазовский и другие.
Обратись к поисковикам. - нужной информации нет!
- Художественная ориентация Мира искусства была связана с модерном
и символизмом. В противовес идеям передвижников художники
Мира искусства провозгласили приоритет эстетического начала в
искусстве. Члены Мира искусства утверждали, что искусство
прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров
журнала С. Дягилев писал: Произведение искусства важно не само по
себе, а лишь как выражение личности творца. Полагая, что современная
цивилизация антагонистична культуре, мирискусники искали идеал в
искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на
журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало
оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней
иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его
дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних
цивилизаций и заново оценить собственное художественное и
литературное наследие.Художественные выставки, организуемые Миром искусства, пользовались
громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно
международную выставку, на которой с произведениями русских
художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в
том числе Бклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901
г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском
институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали
ближайшие друзья Дягилева Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы
Мира искусства в Петербурге и Москве были устроены также и в
ноябре 1903 г.Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и
движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне
своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку
Мира искусства, состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.,
представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого
прошлая деятельность Мира искусства создала весьма благоприятный
климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с
избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,
Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и
М. Ларионов.
В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи мирискусников к тому времени
в значительной степени утратили свою актуальность, объединение
Мир искусства возродилось и выставки его продолжались вплоть
до 1920-х г. г. - Актры, писатели, поэты, композиторы, художники.
- Гоголь
- спасибо
- Чеховс!