Житие преподобного арсения коневского. Преподобный арсений, коневский чудотворец Ин тропарь преподобному Арсению Коневскому

Житие преподобного арсения коневского. Преподобный арсений, коневский чудотворец Ин тропарь преподобному Арсению Коневскому

Икона преподобного Арсения Коневского с житием

Преподобный Арсений Коневский родом был из Новгорода. Он был ремесленником и изготовлял различные изделия из меди. Рано пробудилось в нем стремление к иноческой жизни, и в 1373 году он ещё юношей поступил в Новгородский Лисогорский монастырь, где и принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания.

Отсюда он отправился на Афон. Там преподобный Арсений прожил три года, пребывая в молитве и изготовляя для афонской братии медную посуду.
В 1393 году преподобный Арсений Коневский вернулся в Россию и привез икону Божией Матери, получившую впоследствии название Коневской. С этой иконой преподобный Арсений удалился на остров Коневец на Ладожском озере. Здесь он провел в уединении пять лет. В 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна преподобный Арсений положил начало общежительному монастырю в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Арсений Коневский вторично посетил Афон и просил у святогорцев молитв и благословения для своей обители.

В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове.

Скончался преподобный Арсений в 1447 году и был погребен в монастырской церкви.

Житие преподобного было написано в XVI веке Коневским Игуменом Варлаамом. В 1850 году житие преподобного Арсения было издано вместе со службой и похвальным словом.

Житие подробнее:

Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). Добрым воспитанием укоренился в сердце его страх Божий и послужил ему началом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чистоту. Всем сердцем прилепился он ко Святой Церкви, услаждаясь слышанием Божественных словес. Но чтобы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. «Со усердием повеленная ему исполняше и тако скоре изучися художеству и бысть ковач меди». От своих трудов он со тщанием подавал милостыню нищим, «бе бо зело милостив». Любя всегда молиться Богу, сердцем он все более и более разгорался любовью Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни.

В 1373 году преподобный поступил в Новгордский Лисицкий (Лисичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послушания и сделавшись совершенным иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он был возлюблен Богом и людьми за свою добродетель. Все братия смотрели на него как на данный им свыше образец жития иноческого.

Но, стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши Святой Горы, он был с любовью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новоначальному, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел прп. Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послушанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника. Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием.

И в глубоком безмолвии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он трудился не только для своей обители, но и для других святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему приходивших не обременяло братию его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них не ради злата и сребра, но для душевного спасения, и в таковом подвиге пребыл три года.

Чудотворная икона Коневской Божией Матери

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской (см. 10/23 июля), и передал подвижнику общежительный устав.

Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме . Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божию преподобный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но, возлюбив безмолвие своего острова, он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень назвали Конь-камнем, а остров - Коневым, или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове приступил к камню с молитвою, окропил его святою водою, и духи - наставники лжи - отлетели в виде воронов. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построены часовня и скит.

В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Бла гочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний монастырь, Владычной лахтой.

Фрагмент раки с мощами прп. Арсения Коневского

В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей рыбаки молились Госпо ду; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке коневским игуменом Варлаамом. В 1859 году житие было издано вместе со службой и похвальными словами.

Духом Божиим наставляемый, / возлюбил еси безмолвие, / в немже евангельски подвизающуся, / пречудный Афонский дар - / Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне, / и, образ добродетелей быв стаду твоему, / Арсение отче наш, / к Горнему торжеству возшел еси, / идеже со Ангелы ликовствуя, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Арсению, Коневскому чудотворцу
Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче наш Арсение, благий и верный рабе Господень, труды и подвиги твоими восток и север озарил еси. Прославляя прославльшаго тя Господа, похвальная восписуем ти, яко усердному служителю Богоматере; ты же, яко имеяй благодать молитися за ны, поминай нас, любовию тебе поющих: Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Ангельски жити желая, во ангельский образ облеклся еси и на земли небесный человек явился еси, темже ангельскими гласы подобаше и восхвалити тя, преподобне отче Арсение; но аще и грехи обременени есмы, обаче с любовию дерзаем человеческая славословия воспети ти сице: Радуйся, Новаграда Великаго древо Богонасажденное; Радуйся, плоды добродетелей миру принесшее. Радуйся, любве сокровище неиждиваемое; Радуйся, мира Божественнаго вместилище благоуханное. Радуйся, терпения источниче неизсякаемый; Радуйся, благости кладязю благодати неизчерпаемый. Радуйся, милосердия пучино безмерная; Радуйся, веры правило известнейшее. Радуйся, кротости образе изряднейший; Радуйся, воздержания учителю предивный. Радуйся, тяготы греховныя притекающих к Тебе носителю; Радуйся, Закона Христова усердный исполнителю. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Видя жития сего непостоянное и в мире всяческую суету, преподобне отче Арсение, от юности своея потщался еси украшатися добродетелей виды и приуготовлятися в Вышний Сион, во град Бога Живаго, идеже ныне со тмами Ангел и всеми святыми поеши: Аллилуиа.

Разум неудоборазумеваемый, сокровенный святым в Небеснем Иерусалиме, постигнути желая, земная отринув, во обитель в пределех Новаграда на горе вселился еси, преподобне отче Арсение, и тамо ангельски пожив, путь был еси ко спасению всех, вопиющих ти сицевая: Радуйся, нищих духом в Царствие Небесное водителю; Радуйся, плачущих по Бозе утешителю. Радуйся, кротких к дивному наследию приуготовителю; Радуйся, алчущих правды истинный насытителю. Радуйся, жаждущих вечныя жизни сладкое питие; Радуйся, милостивых невидимый соучастниче. Радуйся, чистых сердцем смиренный учителю; Радуйся, миротворцев любвеобильный наставниче. Радуйся, изгнанных правды ради верный спутниче; Радуйся, терпящих поношения за Христа сострадателю. Радуйся, со всеми святыми вселивыйся; Радуйся, во Царствии Отца Небеснаго, яко солнце, просветивыйся. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Сила Вышняго подвизаше тя, преподобне отче Арсение, на большия подвиги, и душа твоя желаше к Богу Крепкому - Живому, яко жаждущий елень на источники водныя; сего ради изшел еси из земли отечества твоего в гору Афонскую, в удел Богоматере достигл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Имея ум богозрительный и восхотев добродетели своя утаити, да Отец Небесный, видяй втайне, воздаст тебе явно, сего ради во обитель Святогорскую достигл еси, преподобне отче Арсение, и тамо от игумена Иоанна к общему деланию с братиею сопричаститися благословение приял еси, мы же, видя произволение твое благое, взываем ти сице: Радуйся, добродетельми своими небесныя дары стяжавый; Радуйся, благим житием праотцем святым подражавый. Радуйся, яко Авраамову веру в Бога приобрел еси; Радуйся, яко Исааково послушание имел еси. Радуйся, яко Иаковля Боговидения сподобился еси; Радуйся, яко Иосифово целомудрие облобызал еси. Радуйся, яко Иовле терпение снискал еси; Радуйся, яко Моисеево сострадание стяжал еси. Радуйся, яко Самуилово Богопризвание услышал еси; Радуйся, яко Давидову кротость восприял еси. Радуйся, яко Илиину ревность по Бозе в сердце твоем носил еси; Радуйся, яко Даниилово обителище Духа Святаго был еси. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Бурею печали исполнися блаженный Иоанн, егда ты, преподобне отче Арсение, по триех летех в северную страну возвратитися восхотел еси; провидев же о тебе Божественное Промышление, благослови тя в путь, моляся глаголаше: «Господи Боже отец наших, от Престола славы Твоея призри на раба твоего Арсения, да почиет на нем всегда благодать Духа Твоего Пресвятаго, да поет Ти: Аллилуиа».

Слышаша иноцы Афонстии, яко блаженный Арсений оставляет гору Афонскую, бяху скорбни зело; прозорливыма же очима усмотрив будущая, игумен Иоанн вручаше ти образ Богоматере со Предвечным Младенцем и глаголаше сицевая: Радуйся, яко тобою Бог воздвигнет в стране северней обитель; Радуйся, яко тамо посрамлен будет искуситель. Радуйся, яко за усердие к Богоматери мзду восприимеши; Радуйся, яко от Сына Ея на небесех прославишися. Радуйся, яко Ангелом собеседник будеши; Радуйся, яко человеком наставник добр явишися. Радуйся, новое светило хладного севера; Радуйся, любовию Христовою мрак суеты разгнавшее. Радуйся, яко тобою мнози сладость жизни духовныя уразумеют; Радуйся, яко земнии ликом Ангельским сопричастницы будут. Радуйся, звездо, путь ко Христу указующая; Радуйся, солнца мысленного - святыя иконы Богоматере колеснице. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Боготечней звезде уподобився, от востока на север в Великий Новград притекл еси, преподобне отче Арсение, и в нем благословение на устроение обители во имя Пречистыя Девы приял еси от святителя, иже лобызаше принесенную тобою икону Богоматере и со слезами вопияше: Аллилуиа.

Видев тя добродетели многими преисполнена, святитель Новаграда с благословением дарует тебе некая потребная ко устроению обители новыя, и прием сие благоговейно, преподобне отче Арсение, на ладии по реце Волхову и великому Ладожскому езеру в Валаамскую обитель достигл еси; мы же мысленными очесы зряще тя путь творяща, взываем в похвалу твою таковая: Радуйся, отче, отцев мужества соименный; Радуйся, всего себе в волю Божию предавый. Радуйся, иго благое на себе совершенне восприемый; Радуйся, бремя Христово легце понесый. Радуйся, труждающихся о Господе незримый помощниче; Радуйся, грехми обремененных к покаянию наставниче. Радуйся, окамененнаго нечувствия отгнателю; Радуйся, во отчаянии сущим благия надежды подателю. Радуйся, кротость Христову восприемый; Радуйся, смирению Его притекающих к тебе научивый. Радуйся, монашествующих покрове и утверждение; Радуйся, всех верных человек упование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Проповедник твоего добродетельнаго жития и чудес от иконы Богоматере, по пришествии твоем на остров Коневский, явися рыбарь Филипп, иже любезне прият тя, преподобне отче Арсение, и с тобою пояше Богу: Аллилуиа.

Возсиял еси светом добродетелей твоих во острове Коневстем, идеже, яко пустыннолюбная горлица, вселився и уединенное житие пожив, на месте обитания твоего первее честный Крест водрузил еси; уведев же, авва Сила посла инока Лаврентия, да призовет тя паки во обитель Валаамскую, он же пришед и видев богоугодное житие твое, преподобне отче Арсение, глаголаше тебе сицевая: Радуйся, Богом управляемый подвижниче; Радуйся, Девы Марии истинный служителю. Радуйся, Божия правды дивный проповедниче; Радуйся, лжи нелицемерный обличителю. Радуйся, веры правыя насадителю; Радуйся, суеверия искоренителю. Радуйся, целомудрия наставниче; Радуйся, послушания учителю. Радуйся, ненавидения разрушителю; Радуйся, мира Божественнаго всеятелю. Радуйся, подвизающихся о Господе укрепителю; Радуйся, в грехи впадших исправителю. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Хотящу ти, преподобне отче Арсение, обитель во острове Коневстем создати, первее малый храм в честь Богоматере воздвигл еси, в оньже притекаху хотящии шествовати путем добродетельнаго жития и пояху Богу: Аллилуиа.

Новое чудо сотворил еси, егда со всеми собравшимися к тебе, икону Богоматере взем и к нарицаемому Коню-Камени пришед, прилежным молением злых духов, тамо живущих, отгнал еси; мы же, ведяще сие, в похвалу тебе, преподобне отче Арсение, взываем таковая: Радуйся, постом и молитвою диавола посрамивый; Радуйся, крестом от козней вражиих себе оградивый. Радуйся, от Коня-Камене злых духов прогнавый; Радуйся, от прелести лукаваго окрестных людей избавителю. Радуйся, соль земли, от воды крещения раждаемая; Радуйся, силою Божественною притекающих осоляющая. Радуйся, граде Христов, на верху горы стоящий; Радуйся, светом небесным украшенный. Радуйся, светильниче, в мире сем добродетельми светящий; Радуйся, к Богу и ближним любовию горящий. Радуйся, обуреваемых ересьми тихое пристанище; Радуйся, православия столпе непоколебимый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Страннолюбив зело, яко древний Авраам, был еси, преподобне отче Арсение; ненавидяй же добрая диавол восхоте добродетели сей препятие сотворити; егда убо ты уразумел лукавство его, тогда общее учреждение приходящим ставити повелел еси, воспевая питателю всех Богу: Аллилуиа.

Весь воистину сам себе и всю собранную во обители нове братию попечению Богоматере вручил еси, преподобне отче Арсение, егда по летех некиих паки на гору Афонскую к стопам подвига, отцем святым отыти восхотел еси; богособранная же чада твоя, провождающе, зваху ти сицевая: Радуйся, наставниче благий, попечению Богоматере нас вручивый; Радуйся, никогдаже в отчаяние впадати научивый. Радуйся, паче всего искати Царствия Небеснаго завещавый; Радуйся, яко ищущим сего приложатся и земная, глаголавый. Радуйся, плоть свою духу покоривый; Радуйся, плоды духа миру явивый. Радуйся, служителю Божий, Христови сраспявыйся; Радуйся, сосуде Божественныя благодати. Радуйся, яко тобою Бог прославляется; Радуйся, яко тобою демоны посрамляются. Радуйся, печальных велие утешение; Радуйся, скорбящих нечаянное радование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Вси иноцы во обители твоей, преподобне отче Арсение, скорби велией предашася, умедлившу ти на Афоне: глад бо тяжек и скудость многа постиже их и хотяху разытися кийждо во свояси; сия же им помыслившим, явися во сне Матерь Божия возлюбленному ученику твоему старцу Иоакиму, скорбящу о сем зело, и рече ему: «Не скорби, старче, но шед рцы братии, да пребывают во обители, ибо слуга Мой Арсений со множеством потребных вскоре грядет к вам, поя Богу: Аллилуиа».

Витии сладкоглаголивии не могут изъяснити добродетели и чудеса твоя, преподобне отче Арсение; слышав бо таковая, восхоте приити к тебе из Новаграда, пользы ради духовныя, святитель Христов Евфимий, иже пришед и тако возлюби тя, яко первосвятительский ветхий клобук свой дарствова тебе, глаголя сицевая: Радуйся, земный Ангеле и небесный человече; Радуйся, согражданине святым и присный Богу. Радуйся, ветхаго человека со страстьми отложивый; Радуйся, во Христа облекийся. Радуйся, дивный ратоборче, вся оружия Божия восприемый; Радуйся, обитель во имя Богоматере создавый. Радуйся, кознем врага противоставый; Радуйся, Святаго Духа чистое жилище. Радуйся, добродетелей вместилище; Радуйся, заповедей Божиих светлосте. Радуйся, оправданий Господних сияние; Радуйся, уединенное житие возлюбивый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Спасти хотя от опасности водныя обитель твою на возвышенное место преселил еси, преподобне отче Арсение, и устав, святыми отцы преданный, оставив, вместо себе игуменом старца Иоанна избрал еси, поя Богу: Аллилуиа.

Стену и прибежище, икону Владычицы Святогорскую, живущим во обители твоей оставив и Святых Тайн причастився, предсмертный завет завещавал еси, глаголя: «Аще пребудете в законе Господни, то не оскудеет обитель сия и Матерь Божия покровительницею ея будет», таже по словесех сих дух твой Господеви предал еси, преподобне отче Арсение, окружающии же одр твой взываху сицевая: Радуйся, яко пред исходом в вечную жизнь Хлебом Небесным себе подкрепивый; Радуйся, яко пред смертию твоею чашу Господню испивый. Радуйся, светило православия, на севере неба возшедшее; Радуйся, к Небесному Свету, Христу Богу достигшее. Радуйся, яко от веры жив пребываеши; Радуйся, яко по исходе твоем духом нас не оставляеши. Радуйся, новый наш пред Богом предстателю; Радуйся, молитвенниче о душах наших теплейший. Радуйся, святе, к ликом святых сопричтенный; Радуйся, праведниче, в покой небесный достигнувый. Радуйся, трудов твоих достойную мзду восприемый; Радуйся, рабе благий, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Пение всякое не довлеет к прославлению чудес твоих, преподобне отче Арсение, по преставлении бо множицею повсюду являлся, от потопления спасаеши и от болезней исцелявши притекающих к тебе и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Светозарен весь явився, старца Моисея с рыбари от потопления спасл еси, слепцу в Новеграде представ, на исцеление во обитель твою послал еси, разслабленнаго инока Лаврентия укрепил еси, Иоанна от изступления ума исправил еси, преподобне отче Арсение, они же от бед и болезней избавльшеся, благодарственно взывают ти сицевая: Радуйся, до смерти в мире сем скорбное житие по Бозе препроводивый; Радуйся, мирскую суету о Христе препобедивый. Радуйся, по смерти делами веру твою извествуеши; Радуйся, яко являяся людем, велия чудеса совершаеши. Радуйся, обетований Христовых наследниче; Радуйся, славы Его сопричастниче. Радуйся, от потопления спасение; Радуйся, слепцев прозрение. Радуйся, разслабленных исцеление; Радуйся, изступивших из ума исправление. Радуйся, заблуждших наставниче; Радуйся, обуреваемых помоще. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Благодать творити чудеса дивная дана ти есть от Бога, преподобне отче Арсение; Афанасия бо со другом его из плена Свейскаго избавил еси, зело скорбящему иноку в Валаамстей обители во сне представ, в свою обитель послал еси его, и просящу молитв о нем, рекл еси ему: «Аще воздержишися от вина и многоглаголания, то моление сотворю о тебе», взывая к Богу: Аллилуиа.

Поюще твоя чудеса, восхваляем тя, преподобне отче Арсение, и чтим святую память твою, вопиюще в похвалу сицевая: Радуйся, Царя царей - Христа Господа служителю; Радуйся, небесных сил сожителю. Радуйся, православия утверждение; Радуйся, ересей посрамление. Радуйся, болящих исцелителю; Радуйся, из плена избавителю. Радуйся, во истине призывающих послушателю; Радуйся, скорбных сердцем утешителю. Радуйся, верных прославление; Радуйся, неверных обличение. Радуйся, плачущих о гресех пред Богом ходатаю предивный; Радуйся, кающихся отец чадолюбивый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

О преподобне и достославне отче наш Арсение, утешение скорбящих и исцеление немощствующих, приими ныне малое сие приношение и от будущия муки избавится всем нам Господа умоли, да с тобою вопием Ему: Аллилуиа.

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений.

Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители.

Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие».

Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

Особое усердие проявил святитель Евфимий II (1434-1458). В 1446 году он посетил обитель и кроме щедрых пожертвований подарил преподобному Арсению свой клобук. Так, «евангельски подвизаясь», святой Арсений 12 июня 1447 года «возшел к горнему торжеству» на руках любящей братии и был погребен в монастырском храме.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей, рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке Коневским игуменом Варлаамом. В 1850 году житие было издано вместе со службой и похвальным словом.

Арсений Коневский, преподобный

Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). Добрым воспитанием укоренился в сердце его страх Божий и послужил ему началом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чистоту. Всем сердцем прилепился он ко Святой Церкви, услаждаясь слышанием Божественных словес. Но чтобы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. «Со усердием повеленная ему исполняше и тако скоре изучися художеству и бысть ковач меди». От своих трудов он со тщанием подавал милостыню нищим, «бе бо зело милостив». Любя всегда молиться Богу, сердце его все более и более разгоралось любовью Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни.

В 1373 году преподобный поступил в Новгордский Лисицкий (Лисичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послушания и сделавшись совершенным иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он был возлюблен Богом и людьми за свою добродетель. Все братия смотрели на него как на данный им свыше образец жития иноческого.

Но, стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши Святой Горы, он был с любовью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новоначальному, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел прп. Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послушанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника. Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием. И в глубоком безмолвии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он трудился не только для своей обители, но и для других святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему приходивших не обременяло братию его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них не ради злата и сребра, но для душевного спасения, и в таковом подвиге пребыл три года.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской (см. 10/23 июля), и передал подвижнику общежительный устав.

Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божию преподобный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но, возлюбив безмолвие своего острова, он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень назвали Конь-камнем, а остров - Коневым, или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове приступил к камню с молитвою, окропил его святою водою, и духи - наставники лжи - отлетели в виде воронов. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построены часовня и скит.

В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний монастырь, Владычной лахтой.

В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке коневским игуменом Варлаамом. В 1859 году житие было издано вместе со службой и похвальными словами.

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АРСЕНИЙ (Федор Павлович Москвин), митр. (1797–1876), рус. правосл. церк. писатель, сектовед, библеист. Род. в Костромской губ. в семье диакона. Окончил Костромскую ДС и СПб.ДА, где получил звание магистра богословия (1823) и преподавал курс Свящ. Писания ВЗ. В 1829–31 А. был ректором

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Арсений Икалтойский, Грузинский, преподобный Преподобный Арсений Икалтойский происходил из грузинского княжеского рода Вачнадзе. Он родился в Кахетии (Восточная Грузия), по некоторым данным, в селении Икалто. Воспитанный благочестивыми родителями, преподобный Арсений

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Арсений Новгородский, преподобный - преставление Преподобный Арсений Новгородский, в миру Амвросий, родился в г. Ржеве в семье благочестивых христиан. Отец его Григорий занимался выделкой кож и научил своему ремеслу сына. Амвросий для поддержания родителей прилежно

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Арсений Комельский Волгоградский, преподобный Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казался какой-то обетованной страной любителям безмолвия, стремившихся

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Арсений Новгородский, преподобный - прославление Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый, родился в городе Ржев-Владимиров в Тверской земле. Был крещен с именем Амвросий, с возрастом получил хорошее христианское воспитание в доме благочестивых

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Арсений трудолюбивый, преподобный Преподобный Арсений Трудолюбивый жил в XIV веке. Этот подвижник назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресвятой Богородицы, он не знал отдыха, никто никогда не видел его в праздности. Он всегда

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобный Арсений Коневецкий (Коневский) (+ 1447) Память его празднуется 12 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхПрп. Арсений родился в Новгороде и был по ремеслу медник. Начало иноческого жития он положил на Валааме.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Преподобный Арсений Комельский (+ 1550) Память его празднуется 24 авг. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святыхПрп. Арсений происходил из московского боярского рода Сухоруковых и в юные годы ушел в Троице-Сергиеву лавру, где он преуспевал во всех

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Арсений Новгородский (+ 1570) Память его празднуется 8 мая в день обретения мощей и день тезоименитства со св. Арсением Великим (+ 450), 12 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Тверских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Преподобный Арсений трудолюбивый Преподобный Арсений назван трудолюбивым потому, что днем и ночью никто никогда не видел его в праздности. Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи.

Из книги автора

Преподобный Арсений Великий (449-начало 450 г.) 21 мая (8 мая по ст. ст.)Родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки, однако

Из книги автора

Арсений Коневский, преподобный (+1447) Арсений Коневский (+ 1447), преподобный.Родом был из Новгорода. Он был ремесленником и изготовлял различные изделия из меди. Постриг святой принял в Лисичьем монастыре близ Новгорода, где и провёл 11 лет. Отсюда он отправился на Афон, где

Из книги автора

АРСЕНИЙ Коневский преподобный, начальник и основатель Коневской обители, родом из Новгорода; когда родился неизвестно; постржен в соседней Новгороду обители на лисьей горе. Оттуда ходил он на святую Афонскую гору и пробыл там три года. - Игумен святогорский, отпуская

Из книги автора

АРСЕНИЙ, преподобный Комел ьский, Вологодский чудотворец, происходил от роду бояр Сухарусовых, родился в Москве, пострижен в Троицком-Сергиеве монастыре, избран 1525 г. о игумена сей обители. Желая посвятить себя совершенному уединению, он отошел 1529 г. в пустыню и поселился

Из книги автора

АРСЕНИЙ преподобный, основатель Новгородского Арсеньева мужеского монастыря, родился в Ржеве-Володимирове от благочестивых родителей, отца Григория, матери Пелагеи, во инокинях Аполинарии; при рождении наречен Амвросием. По убеждению родителей он сочетался браком, но и

Из книги автора

Прп. Арсений Коневский († 1447), память 25 июня Родом из Новгородских ремесленников – изготовлял различные изделия из меди. Кузнецы-медники составляли особый цех, поскольку их труд был сродни ювелирному искусству. Ремесло очень вредное. Имея дело с оловом, свинцом и

ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ.
25 (12) июня - память преподобного Арсения Коневского.

Преподобный Арсений является одним из Небесных покровителей новообразованной Выборгской епархии. 25 июня 2015 года все желающие приглашаются в паломническую поездку на остров Коневец для участия в престольном празднике монастыря - дне памяти прп. Арсения. Записаться в поездку можно в церковной лавке Свято-Ильинского храма, тел. 96-037. Сайт Коневского монастыря.

Из Великого Новгорода происходил преподобный Арсений, но не известно, кто были его родители и в какое время родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии… Добрым воспитанием укоренился в сердце его страх Божий и послужил ему началом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чистоту. Всем сердцем прилепился он ко святой Церкви, услаждасясь слышанием Божественных словес. Но чтобы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. "Со усердием повеленная ему исполняше и тако скорее изучился художеству и бысть ковач меди". Со своих трудов он со тщанием подавал милостыню нищим, "бе бо зело милостив". Любя всегда молиться Богу, сердце его все более и более разогревалось любовию Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни.
В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий (Лисичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послушания. И сделавшись совершенно иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он возлюблен был Богом и людьми за свою добродетель. Вся братия смотрела на него, как данный ей свыше образец жития иноческого.
Но стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши святой горы, он был с любовью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новоначальному, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел преподобный Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послушанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника. Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием. И, в глубоком безмолвии, ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он турдился не только для своей обители, но и для других Святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему приходивших не обременяло братии его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой горы, чтобы потрудиться на каждого из них, не ради злата и серебра, но для душевного спасения и в таковом подвиге пребыл три года.
Когда настало время возвращаться на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствие получившей наименование Коневской (празднование 10 июля ), и передал подвижнику общежительный устав.
Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно молил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. Трудная, тяжелая была жизнь на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но возлюбив безмолвие своего острова, он решил с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейнной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущебе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духам. От того огромный камень называли Конь-камнем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святою водою и духи - наставники лжи - отлетели в виде воронов. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи благотворители и каратели не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой "на Коневском острове", по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решили покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании, ближайший ученик преподобного, благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл преподобный Арсений на двух больших судах с множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноку поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенила благодатное явление, с тех пор называется "Святою"; впоследствии на месте явления построена часовня и скит.
В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу сооружен и каменный храм с деревянными келиями и оградой. Архиепископ Ефимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Ефимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта или пристань, при которой стоял прежний монстырь - Владычною лахтою.
В заботах и в трудах об обители и в подвигах иночества преподобный Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал преподобный Арсений духом не расставаться с братией, и в самую минуту своего исхода поддерживаемый учениками, преобщился Божественных Тайн, и мирно скончался 12 июня 1447 года.

Чудотворный список Коневской иконы Божией Матери находится в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре на острове Коневец.

История этой чудотворной иконы Божьей Матери связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро,. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря - конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы - 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого - Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы. Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, избрав путь иноческого служения Богу. На Лисьей горе он принимает монашество - ангельский образ. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину, и, получив благословение новгородского Святителя Иоанна, отправляется по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы. В фильме звучит музыка византийского композитора Иоанна Кукузеля (около 1280 — 1360)

.
Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами - покровителями острова жертва принята. «И доселе, - говорил рыбак, - духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божьей Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Коневской»

Пред иконой Пресвятой Богродицы «Коневская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, выну приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава возвратившему от Новаграда, слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.