Здания в стиле классицизм в европе. Классицизм в архитектуре россии и европы

Здания в стиле классицизм в европе. Классицизм в архитектуре россии и европы

Дворец в Версале.

Стиль классицизм сформировался в ряде западноевропейских государств в 17 веке, чуть позже – в России. Появление классицизма связано с этапами наивысшего развития монархического строя этих государств, прежде всего абсолютизма во Франции.

Площадь Звезды в Париже – уникальная в мировом градостроительстве площадь, увенчанная классической Триумфальной аркой.

Ориентация на античную классику,

Движущее начало разума, рационализм мировосприятия, ярко выраженный в философских воззрениях Рене Декарта, его исследования математических основ построения мира стали краеугольным камнем идеологии нового стиля,

Закономерность, ясность, логика, строгая иерархия и красота мастерства, проявившаяся в живописи (Н.Пусен, М.Лосенко, Ж.-Л.Давид), скульптуре (М.Козловский, Ж.Гудон), литературе (Ж.Б.Мольер, Р.Корнель, Г.Р.Державин)

Архитектура классицизма, в который раз (после Ренессанса), обращаясь к неисчерпаемому наследию античности, выполняла социальный заказ монархического государства. Классические сооружения и их ансамбли должны были подчеркивать логичность и величие статус-кво. Эту работу произведения классицизма выполняли. Но теперь, спустя много лет стало совершенно очевидным, что утилитарная идеологическая роль искусства и архитектуры классицизма в плане социальной пропаганды – лишь малая часть колоссального историко-культурологического потенциала этого стиля. Присущие любому произведению классицизма бесспорные красота и величие оказались теми незаменимыми качествами, которые, надо полагать, еще долго будут оставаться надежными реперами развития цивилизации. Неудивительно, что самые бурные модификации социального устройства в Западной Европе и тем более в России всегда считались с величием и красотой классицизма. Самые ярые критики догмата классицизма до сих пор так и не нашли, чем заменить классическое образование в искусстве.

Хрестоматийные признаки архитектуры классицизма – продуманная симметричная композиция, меру торжественности и величия которой определяет, отчасти, неизменный портик с колоннадой греческого или римского ордера и фронтоном с барельефами. Типичные детали – акцентированные лестницы, классический античный декор, в общественных зданиях - купол. На фоне пастельного тона стен хорошо виды важнейшие белые элементы здания.

Квинс-Хауз в Гринвиче, архитектор Иниго Джонс. Торжественное спокойствие классической композиции с ясно выделенным ордерным элементом лоджий.

Вид на Квинс-Хауз с отдаленной смотровой площадки. За ним – более близкие к барокко корпуса Военно-Морского музея, еще дальше – Лондон

Первые памятники классицизма построены в Англии. Выдающийся зодчий И.Джонс оставил нам Квинс-хауз в Гринвиче (1635 г.), ансамбль площади Ковент-Гарден в Лондоне (1630г.) Эти постройки поражают лаконизмом и чистотой классической архитектуры, подчеркнутой отсутствием декора. Величественный собор св.Павла в Лондоне архитектора К.Рена демонстрирует некоторые черты барокко, но ясная, выразительная ордерная композиция собора является классической.

Собор Святого Павла в Лондоне.Симметричную ордерную композицию оживляют две типичные для сооружений барокко башни по бокам. Доминируют классические двухярусный портик и купол.

Потрясающий памятник классицизма – Версаль (окончен в 1708г.) Этот огромный дворцово-парковый комплекс мощнейшей симметричной композиции давно уже стал именем нарицательным, обозначающим целый пласт образов и явлений, далеко выходящий за пределы архитектурно-исторических рамок. Архитектура дворца Ж.А Мансара и парка А.Ленотра по сей день остаются непревзойденными по красоте и величию.

Версаль. Отчетливо виден парадный двор дворца и площадь перед ним. Хорошо читается структура французского регулярного парка.

Многочисленны градостроительные ансамбли и отдельные памятники архитектуры классицизма в Париже. Поистине имперский размах и академическое совершенство характеризуют ансамбль оси Елисейских Полей – Тюильри – Лувра, намеченный А.Ленотром и реализованый позднее, в частности Ж.А.Габриэлем (Площадь Согласия). Автором Госпиталя Инвалидов, площадей Вандом и Виктуар (Побед) был Ж.А.Мансар. Силуэт Парижа немыслим без величественного купола Пантеона, выстроенного архитектором Ж.Суфло к 1780 г.

Площадь Согласия в Париже – классицистическая площадь, выполненная по единому градостроительному проекту Ж.А.Габриэля.

Площадь Вандом. Париж.

Площадь Вандом – торжественный порядок красоты классицизма.

Пантеон в Париже.

В 18 веке классицизм обслуживал новый порядок - окрепшую буржуазию, главную движущую силу тех лет. Идеи, рационализма, иерархии, академической красоты нашли свое отображение в сочетании с мастерски использованным декором, Классицизм достиг апогея декора и пышности в сооружениях 19 века, квалифицируемых отдельным стилем – ампир.

Сформировавшийся позже западноевропейского классицизма, русский стиль этого направления, казалось, стремится компенсировать свое опоздание на сцене колоссальными ансамблями и сооружениями. Беспрецедентна по масштабам градостроительных решений архитектура Петербурга и ансамбли Москвы, созданные знаменитыми русскими зодчими, социально-культурное значение и роль которых намного превосходят связь с самодержавием в России.

Дом Пашкова в Москве.

Дом Пашкова в Москве, выстроенный В.И.Баженовым к 1786 году великолепно сочетает академизм классики, строгость ордерной системы с живописными чертами барокко. Архитектор М.Казаков выстроил, среди десятков других зданий, Сенат в Кремле (1787г.), Голицинскую больницу (1801г.) Архитектуру Петербурга создавали многие зодчие, но ключевое значение ансамблей имеют здание Биржи (А. Тома де Томон,1816г.) Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Казанский собор (А.Воронихин) и, конечно же, ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей К.Росси, шедевры Петродворца и Павловска.

Здание Сената в Кремле.

Сенатская площадь зимой.

Дворцовая площадь в Петербурге.

Казанский собор в Петербурге.

Здание Биржи в Петербурге.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал , в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир . В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль » (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты : Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета : насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии : строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

И, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры.

В конце 18 века в строительстве многих объектов еще прослеживаются явные черты барокко. К 19 веку архитекторы, стоящие у истоков классицизма в России, при проектировании и возведении объектов стали применять исключительно классические элементы. К основоположникам русского классицизма относят таких архитекторов, как М. Казаков, В. Баженов, И. Старов. С их легкой руки в стиле классицизм стали возводить и помещичьи усадьбы, и городские дворцы.

В нашей стране, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Благодаря этому появилось такое понятие, как русский классицизм. Параллельно с классикой в чистом виде в России того периода, как в крупных городах, так и в провинции, применяли сочетание различных стилей (эклектику), поэтому русские дворцовые комплексы и усадьбы того периода по праву считаются мировым достоянием.

Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Это дом Пашкова на Ваганьковском холме напротив Кремля, дом Юшкова в Москве на углу Мясницкой улицы, Михайловский замок работы Баженова, здание сената в Кремле, Петровский дворец проекта Казакова, Таврический дворец в Петербурге работы Старова. В стиле классицизм построено здание Академии наук, а также Смольного института в Петербурге по проекту архитектора Дж. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н.Львова. В этот же период под руководством архитектора Ч. Камерона в Царском селе к дворцу был добавлен целый комплекс в стиле классицизм, состоящий из висячего сада, Камероновой галереи и Агатовых комнат, согласно его же проекту был выстроен также дворцово-парковый комплекс в Павловске.

Помимо архитектуры принципы рационального классицизма были перенесены и на правила градостроительства, что послужило поводом для перепланировки многих уездных и губернских городов России. В связи с этим практически в каждом из них можно найти сохранившиеся объекты той эпохи. В стиле русского классицизма построены большинство учебных заведений, больниц, административных зданий и учреждений культуры того периода. Центральные улицы городов занимали простые по своей архитектуре, но в то же время величественные и монументальные здания, обычно вплотную прилегавшие друг к другу. Из украшений на их фасадной части присутствовали лишь наличники окон. В провинциальных городах такие здания возводили обычно одно- или двухэтажными, тогда как в Москве и Петербурге они достигали четырех этажей.

Параллельно с застройкой в стиле классицизма Москвы и Петербурга, в этом стиле формировалась и достраивалась историческая часть таких городов как Киев, Тверь, Полтава, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Архангельск, Одоев, Богородицк, современный Ломоносов и Пушкин, а также порядка 400 других городов Российской империи. На период классицизма пришелся и период основания таких городов, как Екатеринбург, Петрозаводск и Таганрог и некоторых других. Позднее всего классицизм пришел в города Сибири.

России появился в конце XVIII и активно развивался до начала XIX века. Расцветала новая эпоха русского зодчества. Произошли ярчайшие изменения в архитектурном облике столиц, а также некоторых других городов. Далее рассмотрим, что собой представляет классицизм в архитектуре. Доклад по этой теме будет составить достаточно просто, используя материалы статьи.

Общие сведения

Классицизм является европейским культурно-эстетическим течением. Оно ориентировалось на античное искусство, в частности древнеримское и греческое. Также на развитие направления большое влияние оказала и мифология тех периодов. Что касается русской литературы, то в ней век классицизма был относительно неярок и короток. То же самое можно сказать и о музыке. Однако многочисленные шедевры классицизма в архитектуре России все же были оставлены потомкам.

Характер направления: описание

Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Речь идет о выверенности пропорций. Симметрия представляла собой главный закон композиции. в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого. Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Как правило, колонны имели белый оттенок. Стены были желтыми. Таковы основные черты классицизма в архитектуре.

Строительный процесс: упорядочение центра города

Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. Массивное кубическое основание послужило толчком для создания динамичного вертикального ее продолжения. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию, имеющую легкую колоннаду. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Кораблик превратился в его символ.

Классицизм в архитектуре Петербурга

В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.

Возведение Биржи

В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.

Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Исаакиевский собор

Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт - художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.

Московская застройка

Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных - лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.

Застройка провинциальных городов

Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. "Белый дом" - одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.

Кризисный период

Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.

Новые направления

Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах "умного выбора". Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.

Поздние знаменитые постройки

Новый Эрмитаж был построен в Петербурге по проекту, разработанному немецким архитектором Лео Кленце. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей - благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Позднее был возведен Николаевский дворец. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Колонны отличаются особым изяществом. Кажется, что своды очень легко опираются на них. Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину.

Вклад Константина Андреевича Тона

Его творческой целью было возрождение традиций древнерусской архитектуры. По проектам Тона были построены пятиглавые церкви, имеющие узкие арочные окна. Он использовал византийский и русский декор. Все эти элементы сочетались с симметрией и строгими пропорциями классицизма. С ним у Тона никак не получалось расстаться. Многим этот комбинированный стиль казался весьма искусственным. Однако в действительности дело было в другом. Главная причина - недостаточно глубокое освоение древнерусского архитектурного наследия. Николай I по достоинству оценил работы Тона. Архитектору предоставили несколько крупных заказов для Москвы. Большой был построен именно под его руководством. Позднее состоялась закладка храма Христа Спасителя. Его возведение растянулось очень надолго. Стоит отметить, что сам храм задумывался как память об избавлении страны от наполеоновского нашествия. В 1883 году его торжественно освятили. В строительстве принимали участие многие талантливые русские мастера, среди них:

  1. Каменотесы.
  2. Литейщики.
  3. Инженеры.
  4. Художники.
  5. Скульпторы.

Также в храме установили мраморные доски, на которых были увековечены имена раненых и убитых офицеров. Там содержится информация о том, сколько солдат погибло в конкретном сражении. На этих мраморных досках увековечены и имена людей, которые пожертвовали свои сбережения для достижения победы. Что касается силуэта Москвы, то стометровая громада храма отлично вписалась в него.

Преобладающие и модные цвета Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно - голубой
Линии стиля классицизм Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия
Форма Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы
Характерные элементы интерьера Сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; для стиля ампир военный декор (эмблемы); символы власти
Конструкции Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные
Окна Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением
Двери стиля классицизм Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Возникновение стиля классицизм

В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним". Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций - английской в 1688 г., французской - через 101 год.

Историческая характеристика стиля классицизм

От форм рококо, отмеченных поначалу римским влиянием, после окончания строительства Бранденбургских ворот в Берлине в 1791 г. был сделан крутой поворот в сторону греческих форм. После освободительных войн против Наполеона этот "эллинизм" нашел своих мастеров в К.Ф. Шинкеле и Л. фон Кленце. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой.

Стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желанию полностью скопировать античную постройку. То, что у Ф. Жилли осталось как проект памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла (Walhalla "Чертог мертвых").

Центрами строительства в стиле классицизма стали княжеские дворцы - резиденции, особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме строили преимущественно в классическом стиле. Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки. К ним добавились здания социального назначения - больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополняли загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.

Строительство церквей уже не играло первоочередной роли, однако в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме были созданы замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители.

Строительные особенности стиля классицизм

После распада великих исторических стилей, переживших века, в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если сравнить прошлое столетие со всем предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и барокко вместе - уже только половину этого срока, то классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан.

Характерные черты стиля классицизм

С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко. Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса - буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

Типы сооружений стиля классицизм

Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты - утописты.