Языческая свастика. Свастика славян и её значение

Языческая свастика. Свастика славян и её значение
Языческая свастика. Свастика славян и её значение

Есть один графический знак, имеющий древнейшую историю и глубочайший смысл, но которому очень сильно не повезло с поклонниками, вследствие чего он был дискредитирован на многие десятилетия, если не навсегда. Речь в данном случае идет о свастике, которая произошла и отделилась от изображения символа креста в глубокой-глубокой древности, когда она трактовалась как исключительно солнечный, магический знак.

Солярные символы.

Знак Солнца

Само слово «свастика» переводится с санскрита как «благосостояние», «благополучие» (тайское приветствие «Саватдии» происходит от санскритских «су» и «асти» «). Этот древний солярный знак – один из самых архаичных, а следовательно один из самых действенных, поскольку запечатлен в глубинной памяти человечества. Свастика – является указателем видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на 4 сезона. Кроме того он включает в себя и идею четырех сторон света.

Этот знак был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще - в эпоху неолита, ранее всего в Азии. Уже с VII - VI веков до н. э. он входит в буддийскую символику, где означает тайную доктрину Будды.

Еще до нашей эры свастика активно используется в символике в Индии и Иране и попадает в Китай. Применялся этот знак и в Центральной Америке у майя, где символизировал круговорот Солнца. Примерно во время бронзового века свастика попадает в Европу, где особенно популярной становится в Скандинавии. Здесь она используется в качестве одного из атрибутов верховного бога Одина. Практически везде, во всех уголках Земли, во всех культурах и традициях свастика использовалась как солнечный знак и символ благополучия. И только, когда она попала в Древнюю Грецию из Малой Азии, она была изменена так, что поменялось и ее значение. Повернув чужую для них свастику против часовой стрелки греки превратили ее в знак зла и смерти (по их мнению).

Свастика в символике России и других стран

В средние века о свастике как-то подзабыли и вспомнили уже ближе к началу двадцатого века. Причем не только в Германии, как можно было бы предположить. Для кого-то это, возможно, будет удивительно, но свастика использовалась в официальной символике в России. В 1917 году в апреле были выпущены новые денежные купюры достоинством в 250 и 1000 рублей, на которых имелось изображение свастики. Присутствовала свастика и на советских банкнотах номиналом в 5 и 10 тысяч рублей и бывших в ходу до 1922 года. Да и в в некоторых частях Красной Армии, например, у калмыцких формирований, свастика была составной частью рисунка нарукавного знака.

Во время первой мировой войны свастика наносилась на фюзеляжи самолетов знаменитой американской эскадрильи «Лафайет». Ее изображения также были на Брифингах Р-12, состоявших на вооружении американских ВВС с 1929 по 1941 год. Кроме того, этот символ был изображен на шевроне 45-й пехотной дивизии армии США с 1923 по 1939 год.

Особо стоит поговорить о Финляндии. Эта страна на сегодняшний день единственная в мире, в которой в официальной символике присутствует свастика. Она входит в президентский штандарт, а также включена в военный и военно-морской флаги страны.

Современный флаг финской военно-воздушной академии в Куахаве.

Согласно данному на сайте Сил обороны Финляндии разъяснению, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов была принята в качестве символа ВВС Финляндии ещё в 1918 году, то есть до того, как ее стали использовать в качестве фашистского знака. И хотя по условиям мирного договора после окончания Второй мировой войны финны должны были отказаться от ее использования, сделано это не было. Кроме того, в разъяснении на сайте сил обороны Финляндии подчеркнуто, что в отличии от нацистской финская свастика строго вертикальна.

В современной Индии свастика встречается повсеместно.

Отметим, что есть в современном мире одна страна, где изображения свастики можно увидеть чуть ли не на каждом шагу. Это – Индия. В ней этот символ используется в Индуизме уже не одно тысячелетие и запретить это не под силу ни одному правительству.

Свастика фашистов

Стоит упомянуть распространенный миф о том, что фашисты использовали перевернутую свастику. Откуда он пошел совершенно непонятно, поскольку немецкая свастика самая обычная — по ходу Солнца. Другое дело, что изображали ее под углом 45 градусов, а не вертикально. Что касается перевернутой свастики, то она используется в религии Бон, которой и в наше время следуют многие тибетцы . Отметим, что использование перевернутой свастики не такое уж редкое явление: ее изображение встречается в древнегреческой культуре, в дохристианских римских мозаиках, средневековых гербах и даже в логотипе Редьярда Киплинга.

Перевернутая свастика в бонском монастыре.

Что касается свастики нацистов, то официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии она стала в 1923 году, накануне «пивного путча» в Мюнхене. С сентября 1935 года она становится главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг. И десять лет свастика ассоциировалась напрямую с фашизмом, превратившись из символа добра и благополучия в символ зла и бесчеловечности. Не удивительно, что после 1945 года все государства, за исключением Финляндии и Испании, в которой свастика была в символике до ноября 1975 года, отказались использовать этот символ, как скомпрометированный фашизмом.

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.




Сва́стика
(санскр. स्वस्तिक от санскр. स्वस्ति, свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке (это движение земли вокруг солнца), либо против часовой стрелки.

(др.-инд. svastika, от su, букв. "связанное с благом"), один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света.

Свастика — один из самых древних и широкораспространённых графических символов. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира» . Старейшие археологические находки с изображением свастики датируются приблизительно 25—23 тысячелетием до нашей эры (Мёзин, Костёнки, Россия).

Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.
У свастики как символа много значений, у большинства народов они положительны. Свастика у большинства древних народов была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.


кельтский Камень Kermaria, 4-ое столетие до н.э


Свастика отражает главный вид движения в Мироздании — вращательное с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.

В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в западной культуре устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом и идеологией.


История и значение

Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: सु, су, «добро, благо» и अस्ति, асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие». Есть и иное название свастики — «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον), состоящее из четырех греческих букв «гамма». Свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Это один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Имеет идею четырех сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает и двух женских, а также, двух мужских божеств.


Белый застекленный покрытый сетчатым узором оршок, Династия Yi


Свастика олицетворяет нравственную характеристику: движение по солнцу — добро, против солнца — зло.{{}} В символике благоприятности, знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами, что означает «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией (как в йоге: удержание тела в неподвижности, «завинчивание» низших энергий дает возможность проявиться высшим силам энергий). Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил и создание препятствия для прохода высших сил; направление движения отдает предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу в материи. Расположенная против часовой стрелки свастика представляется также как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак, свастика служит эмблемой жизни и света. Воспринимается как неполный зодиакальный круг или как колесо жизни. Иногда свастика отождествляется с другим солнечным знаком — крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Как символ Солнца известна архаическая заспираленная свастика с символом барана. Символ ротации, непрерывного движения, выражающий неизменность солнечного цикла, или вращения Земли вокруг своей оси. Вращающийся крест, лопасти на концах которого представляют движение света. Свастика содержит идею вечного преодоления инерции квадрата колесом вращения.

Свастика встречается в культуре народов многих стран мира: в символике Древнего Египта, в Иране, в России, в орнаментах разных сообществ. Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырех сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырех крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения. Свастика понималась как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.

В культурах стран

Свастика — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся уже в верхнем палеолите у многих народов мира. Индия, древняя Русь, Китай, Древний Египет, государство Майя в центральной Америке — вот неполная география этого символа. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства. Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья, созидания («правильная» свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, «ночное Солнце» у древних русичей. Как видно из древних орнаментов, в частности на кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл. День сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть — и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому, в древности не было «плохих» и «хороших» свастик — они воспринимались в единстве.

Первые свастические рисунки появились на раннем этапе сложения символики переднеазиатских неолитических культур. Свастикоподобная фигура 7 тыс. до н.э. из Малой Азии состоит из четырех крестообразных завитков, т.е. знаков растительности, и, очевидно, представляет собой один из вариантов идеограммы понятия "четыре стороны света". Воспоминание о том, что свастика когда-то символизировала четыре стороны света, зафиксировано в средневековых мусульманских рукописях, а также сохранилось до нашего времени у американских индейцев. Другая свастикоподобная фигура, относящаяся к ранней стадии малоазийского неолита, состоит из знака Земли (квадрат с точкой) и примыкающих к нему четырех растениевидных придатков. В такого рода композициях и следует, как представляется, видеть происхождение свастики - в частности, ее варианта с закругленными концами. Последнее подтверждается, например, древнекритской свастикой, скомпанованной с четырьмя растительными элементами.

Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 год до нашей эры. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II—III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Древне греческий Погребальный сосуд, приблизительно 750 гг. до н.э.


Детали древне греческого Погребального сосуда


Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Ее изображение кладут на сердца посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.


Туловище женской скульптуры, Шестое столетие до н.э.


В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян». В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.


Свастика в Индии

На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои. В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам. Изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырех сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест. Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. Согласно Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии.

Свастика на территории России

На Руси свастические символы были известны с древнейших времён.

Ромбо-меандровый свастический орнамент в костёнковской и мезинской культурах (25 — 20 тыс. лет до н. э.) изучал В. А. Городцов.

Как особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце-Ярилу, победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловрат (букв. «вращение колеса», старославянская форма коловратъ употреблялась и в древнерусском языке).


В русской народной орнаментике свастика была одной из обычных фигур до конца XIX в.


Свастика использовалась в обрядах и строительстве, в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах. Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах
В Санкт-Петербургском Некрополе могила Глинки увенчана свастикой.

В послевоенных детских легендах было распространено убеждение, что свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы фамилий лидеров Третьего Рейха — Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Геринг.

Свастика в Индии

В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без него.

Свастика в Индии

Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь» (яп. まんじ, «орнамент, крест, свастика»)). Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь—ян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.

Свастика в европейской культуре

Свастика стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке — на волне моды арийской теории. Английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики в Европе, 1869 году. Она встречается на страницах книг Редьярда Киплинга. Свастика была также использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом. В 1915 году свастика, будучи издревле очень распростаненной в латышской культуре, изображалась на знаменах батальонов(затем полков) Латышских стрелков российской армии.

Алтари со свастикой в Европе :

Из Аквитании

Затем, с 1918 года, стала элементом официальной символики Латвийской Республики — эмблема военной авиации, полковые знаки, знаки обществ и различных организаций, государственные награды, используется и ныне. Латышский боевой орден Лачплесиса имел форму свастики. С 1918 года свастика входит в состав государственных символов Финляндии (ныне изображается на президентском штандарте, а также на знаменах вооруженных сил). Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге); после Второй мировой войны в ряде стран ее изображение было запрещено.

Свастика в нацизме
Появившаяся в 20-х годах XX века Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) выбрала свастику в качестве своего партийного символа. С 1920 года свастика стала ассоциироваться с нацизмом и расизмом.

Существует весьма распространенное заблуждение, что нацисты избрали своей эмблемой правостороннюю свастику, тем самым извратив заветы древних мудрецов и осквернив сам знак, которому более пяти тысяч лет. В действительности это не так. В культурах разных народов встречается как левосторонняя, так и правосторонняя свастика.

Под определение «нацистской» символики может подходить лишь четырёхконечная свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Сами же нацисты использовали термин Hakenkreuz (дословно «кривой (крючковатый) крест»), что является синонимом слова свастика (нем. Swastika), также имеющем хождение в немецком языке.

В России стилизованную свастику использует как эмблему Всероссийское общественное движение Русское Национальное Единство (РНЕ). Русские националисты заявляют, что русская свастика — коловрат — является древним славянским символом и не может быть признан нацистской символикой.

Свастика в культурах других стран

Славянская свастика , ее значение для нас должно быть предметом особого внимания. Путать фашистскую свастику и славянскую можно только при полном незнании истории и культуры. Вдумчивый и внимательный человек знает, что свастика не является изначально «брендом» Германии времён фашизма. Сегодня не все люди помнят истинную историю возникновения этого знака. И всё это благодаря мировой трагедии Великой Отечественной Войны, прогремевшей по Земле под штандартом подчиненной свастики (заключенной в неразрывный круг). Нужно разбираться, чем же был этот символ свастики в славянской культуре, почему он почитается до сих пор, и как сегодня мы можем применять его на практике. Помним о том, что нацистская свастика в России запрещена.

Археологические раскопки на территории современной России и в соседних с ней странах подтверждают, что свастика намного более древний символ, чем возникновение фашизма. Так, есть находки с изображениями солярного символа, датируемые 10000-15000 годами еще до наступления нашей эры. Славянская культура изобилует многочисленными фактами, подтвержденными именно археологами, что свастику применял наш народ повсеместно.

сосуд, найденный на Кавказе

Славяне еще сохранили память об этом знаке, ведь до сих пор передаются схемы вышивок, а также уже готовые полотенца, либо домотканые пояса и другие изделия. На фото - пояса славян разных регионов и датировки.

Подняв старинные фотографии, рисунки, можно удостовериться, что и у русских массово использовался свастичный символ. Например, изображение свастик в лавровом венке на деньгах, оружии, стягах, нарукавных шевронах солдат-красноармейцев (1917-1923 гг.). Честь мундира и солярный символ в центре символики были едины.

Но даже и сегодня можно встретить как прямую, так и стилизованную свастику в сохранившейся в России архитектуре. Для примера возьмем только один город Санкт-Петербург. Присмотритесь к мозаике на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, либо Эрмитажа, к виньеткам из ковки, лепке на зданиях по многим улицам и набережным этого города.

Пол в Исаакиевском соборе.

Пол в Малом Эрмитаже, зал 241, «История древней живописи».

Фрагмент потолка в Малом Эрмитаже, зал 214, «Итальянское искусство конца XV —XVI вв».

Дом в Петербурге на Английской набережной, д. 24 (год постройки здания 1866).

Славянская свастика – смысл и значение

Славянская свастика – это равносторонний крест, концы которого одинаково загнуты в одну сторону (иногда по движению стрелок часов, иногда – против). На изгибе концы по четырем сторонам фигуры образуют прямой угол (прямая свастика), а иногда – острый или тупой (косая свастика). Изображали символ с заостренными и закругленными загибами концов.

К таким символам ошибочно могут относить двойную, тройную («трискелион» с тремя лучами, символ Зервана – бога пространства и времени, судьбы и времени у иранцев), восьмилучевую («коловрат» или «коловорот») фигуру. Эти вариации неправильно называть свастиками. Наши предки славяне каждый символ, пусть и похожий чем-то на другой, воспринимали как силу, имеющую отдельное свое назначение и функцию в Природе.

Смысл свастике наши родные пращуры придавали такой – движение сил и тел по спирали. Если это солнце, то знак показывал вихревые потоки в небесном светиле. Если это Галактика, Вселенная, тогда понималось движение небесных тел по спирали внутри системы вокруг некоего центра. Центром является, как правило, «самосиянный» свет (белый свет, не имеющий источника).

Славянская свастика в других традициях и народах

Наши предки славянских родов в давние времена наравне с другими народами почитали свастичные символы не только как обереги, но также и как знаки, имеющие сакральное значение. Они помогали людям выходить на контакт с богами. Так, в Грузии верят до сих пор, что закругленность углов в свастике обозначает не что иное, как бесконечность движения во всем Мироздании.

Индийская свастика сейчас начертана не только на храмах разных арийских богов, но и применяется как защитная символика в домашнем обиходе. Чертят этот знак перед входом в жилище, рисуют на посуде, используют в вышивке. Современные индийские ткани до сих пор выпускаются с рисунками закругленных свастичных символов, похожих на распустившийся цветок.

Рядом с Индией, в Тибете, буддисты не менее уважительно относятся к свастике, чертя ее на статуях Будды. В этой традиции свастика обозначает, что круговорот во Вселенной бесконечен. Во многом на основе этого сложен даже целый закон Будды, о чем зафиксировано в словаре «Буддизм», Москва, изд. «Республика», 1992 г. Еще во времена царской России, император встречался с буддийскими ламами, находя много общего в мудрости и философии двух культур. Сегодня ламы используют свастику как охранный знак, оберегающий от злых духов и демонов.

Славянская свастика и фашистская отличаются тем, что первая не включена в квадрат, круг или еще какой-либо контур, тогда как на флагах нацистов мы наблюдаем, что фигура чаще всего располагается в центре белого круга-диска, расположенного на красном поле. Славяне никогда не имели желания или цели помещать знак какого-либо Бога, Господа либо силы в замкнутое пространство.

Речь идет о так называемом «подчинении» свастики, чтобы она «работала» на тех, кто ее использует по своему произволу. Есть мнение, что после того, как на этот символ обратил внимание А.Гитлер, был проведен особый колдовской обряд. Мотив обряда был следующим – начать управлять при помощи небесных сил всем миром, подчинив себе все народы. Насколько это правда, источники молчат, но зато многие поколения людей смогли увидеть, что можно сделать с символом и как его очернить и использовать в своих интересах.

Свастика в славянской культуре – где применяется

Свастика у славянских народов встречается в разных знаках, которые имеют свои названия. Всего таких названий насчитывается сегодня 144 вида. Среди них популярны следующие вариации: Коловрат, Чароврат, Посолонь, Инглия, Агни, Сваор, Огневик, Суасти, Яроврат, Сварга, Расич, Святоч и другие.

В христианской традиции до сих пор используют свастики, изображая на православных иконах различных святых. Внимательный человек увидит такие знаки на мозаиках, картинах, иконах, либо одеянии священника.

Маленькие свастики и двойные свастики, изображенные на одеянии Христа Пантократора Вседержителя – христианской фрески Софийского собора Новгородского Кремля.

Сегодня используют свастичные символы те славяне, которые продолжают чтить коны своих предков и помнят своих Родных Богов. Так, на празднование дня Перуна Громовержца водятся хороводы вокруг выложенных на земле (или начертанных) свастичных знаков – «Фаш» или «Агни». Есть также многим известный танец «Коловрат». Магический смысл знака передавался из поколения в поколение. Поэтому понимающие славяне сегодня свободно могут носить обереги со свастичными знаками, использовать их в качестве талисманов.

Свастика в славянской культуре в разных местах России воспринималась по-разному. Например, на реке Печоре жители называли этот знак «заяц», воспринимая его как солнечный зайчик, луч солнечного света. А вот в Рязани – «ковыль», видя в знаке воплощение стихии ветра. Но и пламенную силу в знаке народ ощущал. Так, встречаются названия «солнечный ветер», «огнивцы», «рыжик» (Нижегородская область).

Понятие «свастика» преображалось в смысловое значение – «то, что пришло с Небес». Здесь заключены: «Сва» – Небеса, Сварга Небесная, Сварог, руна «с» – направление, «тика» – бег, движение, приход чего-либо. Понимание происхождения слова «Суасти» («Свасти») помогает определять силу знака. «Су» – добро или прекрасное, «асти» – быть, пребывать. В общем, можно резюмировать значение свастики – «Быть добру!» .

После Первой мировой войны Европа находилась в состоянии экономического и культурного кризиса. Сотни тысяч молодых людей пошли на войну, наивно мечтая о героических подвигах на поле брани ради чести и славы, а вернулись инвалидами во всех отношениях. От духа оптимизма, которым были отмечены первые годы XX века, остались одни воспоминания.

Именно в эти годы на политическую арену вышло новое политическое движение. Фашистов в разных странах Европы объединяло то, что все они были ультранационалистами. В фашистские партии, организованные по строго иерархическому принципу, вступали люди разных социальных классов, жаждавшие активных действий. Все они утверждали, что их собственная страна или этническая группа находится в опасности, и полагали себя единственной политической альтернативой, которая может противостоять этой угрозе. Опасными объявляли, к примеру, демократию, иностранный капитализм, коммунизм или, как это было в Германии, Румынии и Болгарии, другие нации и расы. Целью создания такой мнимой угрозы была организация массового движения, способного объединить страну и насильственным путем сокрушить конкурирующие идеи и внешние силы, якобы стремившиеся разрушить нацию. Государство должно было полностью взять под контроль каждого члена общества, а индустрию следовало организовать так, чтобы достичь максимальной производительности труда.

В общих рамках такой стратегии, естественно, существовали разные варианты идеологий - в зависимости от исторических, культурных и политических предпосылок каждой страны. В странах с сильной католической церковью фашизм нередко сочетался с элементами католицизма. В одних европейских странах фашистское движение вырождалось в мелкие маргинальные группы. В других фашистами удавалось прийти к власти, и тогда развитие отличалось культом фашистского лидера, пренебрежением к правам человека, контролем над прессой, воспеванием милитаризма и подавлением рабочего движения.

Италия и «связка розог», или «пучок хвороста»

Слово «фашизм» первоначально использовалось для обозначения идеологии партии Partito Nazionale Fascista в Италии. Лидером итальянских фашистов стал бывший журналист Бенито Муссолини. Много лет Муссолини увлекался социалистическим движением, но во время Первой мировой войны стал националистом.

После Первой мировой войны экономика Италии была разрушена, безработица достигла рекордно высокого уровня, а демократические традиции пришли в упадок. Война стоила жизни более 600 тысяч итальянцев, и хотя Италия относилась к победившей стороне, страна находилась в кризисе. Многие считали, что в результате Версальского мира Италия проиграла.

23 мая 1919 года была образована первая фашистская группа Fasci di Combattimenti. Умело используя социальное брожение в стране, Муссолини превратил свою группировку в массовую организацию. Когда осенью 1921 года она была преобразована в политическую партию, в нее входило уже 300 тысяч человек. Еще через полгода движение объединяло 700 тысяч членов. В выборах 1921 года фашистская партия получила 6,5 % голосов и вошла в парламент.

Однако партия национал-фашистов (Partito Nazionale Fascista) не была обычной политической партией. Фашистское движение привлекало, прежде всего, юношей. Многие из них были ветеранами войны, умели подчиняться дисциплине и обращаться с оружием. В движении появились боевые группы, где превозносилось право сильного, и постепенно насилие стало важной частью всей партийной идеологии. Своими кровавыми атаками на коммунистов и других представителей рабочего движения фашисты приняли сторону работодателей во время забастовок, а правительство консерваторов использовало их для подавления социалистической оппозиции.

В 1922 году фашисты взяли власть в Италии. Муссолини пригрозил, что выступит со своими боевиками маршем на Рим. После этой угрозы 31 октября его пригласили на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, который предложил Муссолини пост премьер-министра в консервативном коалиционном правительстве. Это было мирное взятие власти, однако в мифологии фашизма событие называлось «маршем на Рим» и описывалось как революция.

Муссолини находился у власти 22 года, вплоть до 25 июля 1943 года, когда войска союзников вступили в Италию, и король сместил диктатора. Муссолини был арестован, но его освободил немецкий парашютный десант, дав ему возможность бежать в Северную Италию, где 23 сентября дуче провозгласил печально известную «республику Сало» - немецкий протекторат. «Республика Сало» просуществовала до 25 апреля 1945 года, когда войска союзников заняли этот последний бастион итальянского фашизма. 28 апреля 1945 года Бенито Муссолини попал в плен к партизанам и был казнен.

Тоталитарное государство

Муссолини, как и многие его соратники, во время Первой мировой войны попал на фронт солдатом. Жизнь в окопах представлялась ему идеальным обществом в миниатюре, где все, независимо от возраста или социального происхождения, трудились во имя общей цели: обороны страны от внешнего врага. Придя к власти, Муссолини задумал изменить Италию до основания, создать страну, где все общество было бы вовлечено в гигантскую производственную машину и где фашисты имели бы тотальный контроль. Выражение «тоталитарное государство» возникло в первые годы фашистского режима в рядах его политических противников для описания именно такого способа правления. Затем Муссолини стал использовать этот термин для описания собственных честолюбивых планов. В октябре 1925 года он сформулировал лозунг: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Вся политическая власть в обществе должна была исходить лично от Муссолини, которого называли «дуче», то есть «лидер» или «вождь». Чтобы мотивировать это сосредоточение власти в руках одного человека, итальянская пресса начала восхвалять Муссолини. Его описывали как олицетворение идеала мужчины, вокруг него создавались такие мифы и такой культ его личности, который в глазах современного человека кажется смешным. Например, его описывали как «сверхчеловека», который способен работать 24 часа в сутки, обладает фантастической физической силой и однажды якобы остановил взглядом начинавшееся извержение вулкана Этна.

Наследники римской державы

Итальянское государство было относительно молодым и социально и даже лингвистически неоднородным. Однако и до прихода к власти фашистов националисты стремились объединить граждан вокруг единого исторического наследия - истории Древнего Рима. Древнеримская история была важной частью школьного обучения с конца XIX века. Еще до начала Первой мировой войны создавались исторические фильмы-колоссы.

Естественно, в этой атмосфере Муссолини попытался выставить фашистов наследниками римлян, выполняющими предопределенную судьбой историческую задачу - возвращение былой власти и блеска рухнувшей империи. В годы правления дуче основное внимание уделялось периоду возникновения Римской империи, ее военному превосходству, а общественное устройство того времени изображалось похожим на то, которое стремился построить Муссолини. Именно из римской истории позаимствованы многие символы, используемые фашистами.

«Связка хвороста» - «фасция»

Само слово «фашизм» имеет общий корень с партийным символом Муссолини и его приспешников. Fascio littorio, ликторская фасция
- так называлась связка хвороста или розог с бронзовым топориком в центре. Такие «связки», или «снопы», несли римские ликторы - служащие низкого ранга, расчищая ими в толпе пусть для важных персон.

В Древнем Риме такая «связка хвороста» была символом права ударить, избить и вообще наказать. Позже она стала символом политической власти вообще. В XVIII веке, в эпоху Просвещения фасция олицетворяла республиканское правление в противоположность монархии. В XIX веке она стала означать силу через единство, поскольку связанные вместе прутья намного крепче суммы каждой хворостины или плетки. Во второй половине столетия слова «фашина», «фасция», «связка» стали означать небольшие левацкие группы в политике. А после того, как в середине 1890-х годов на Сицилии профсоюзы провели несколько забастовок, этот термин приобрел оттенок радикализма.

В начале XX века слово «фашисты» было довольно распространенным. Так называли радикальные итальянские политические группы, как правые, так и левые. Однако с распространением партии Fasci di Combattimenti по всей стране Муссолини монополизировал этот термин. Постепенно слово «фасция» стало ассоциироваться именно с идеологией итальянских фашистов, а не вообще с политическим авторитетом, как раньше.

«Связка хвороста», или «пучок розог», были не только символом восприятия фашистами самих себя в качестве наследников Рима. Символика означала также духовное и физическое «возрождение» итальянского народа, основой которого были авторитет и дисциплина. Связанные в один пучок ветви стали олицетворением объединенной Италии под руководством дуче. В своем манифесте «Доктрина фашизма» (Dottrina del fascismo, 1932) Муссолини писал: «[фашизм] желает преобразовать не только внешние формы жизни человека, но и само ее содержание, человека, характеры, веру. Для этого требуется дисциплина и авторитет, который производит впечатление на души и совершенно их покоряет. Поэтому их знаменуют ликторская фасция, символ единства, силы и справедливости».

После прихода Муссолини к власти фасции заполонили повседневную жизнь итальянцев. Они встречались на монетах, знаменах, официальных документах, крышках канализационных люков и почтовых марках. Их использовали частные объединения, организации и клубы. Два огромных размеров «снопа» стояли по бокам Муссолини, когда он произносил речи к народу в Риме.

С 1926 года члены фашистской партии были обязаны носить этот знак - партийную эмблему - и на штатской одежде. В декабре того же года был издан декрет о придании символу государственного значения. Три месяца спустя «сноп» был включен в изображение государственного герба Италии, заняв место слева от герба итальянского королевского дома. В апреле 1929 года фасция заменила двух львов на щите королевской династии. Так государство и фашистская партия слились воедино. И фасция стала зримым символом «нового порядка.

Фашистский «стиль»

Муссолини не только хотел изменить общество, но он стремился и трансформировать в соответствии с фашистским идеалом итальянский народ. Дуче начал с членов партии, которые первыми стали одеваться и вести себя в соответствии с фашистской моделью, которую потом стали связывать с правоэкстремистскими движениями во всем мире. Для фашистов слово «стиль» было не только вопросом вкуса в выборе одежды. Речь шла о близости к фашистскому идеалу во всем: в привычках, поведении, действиях и отношению к жизни.

Фашизм был идеологией войны, и его сторонники одевались, как солдаты. Они маршировали, пели песни борьбы, давали клятвы верности, приносили присягу и носили униформу. Форма включала сапоги, брюки, особый головной убор и черную рубашку.

Первоначально черные рубашки носили члены боевых фашистских групп, которые дрались на улицах с коммунистами и другими политическими противниками. Выглядели они как элитные войска времен Первой мировой войны и назывались «ардити». Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он распустил боевиков и вместо них организовал национальную милицию. Но черные рубашки остались и со временем приобрели такой статус, что человек, надевший ее в неподобающее время, мог быть арестован и отдан под суд.

В 1925 году Муссолини сказал на партийном съезде: «Черная рубашка - это не одежда на каждый день и не униформа. Это боевой мундир, который могут носить лишь люди, чистые душой и сердцем».

В «десяти заповедях» фашизма, которые были сформулированы в октябре 1931 года, говорилось: «Тот, кто не готов без малейших колебаний принести в жертву свое тело и душу за Италию и на службу Муссолини, тот не достоин носить черную рубашку - символ фашизма». После прихода к власти черные рубашки стали носить государственные служащие всех ведомств. В 1931 году всех профессоров, а несколько лет спустя - и учителей на всех уровнях обязали носить черные рубашки на торжественных церемониях. С 1932 по 1934 годы были разработаны детальные правила ношения рубашек (носить крахмальные воротнички было «абсолютно запрещено») в сочетании с аксессуарами - сапогами, ремнем и галстуком.

Римское приветствие

В фашистский стиль поведения входил и так называемый римский салют. Приветствие вытянутой правой рукой ладонью вниз со второй половины XVIII века связывали с Древним Римом. Неизвестно, использовалось ли оно на самом деле, но существуют изображения, на которых запечатлены похожие жесты.

Французский художник Жак-Луи Давид изобразил клятву или присягу Горациев на полотне 1784 года, где близнецы, три брата, вытянув руки, клянутся пожертвовать своими жизнями ради Римской республики. После Великой французской революции Давид написал еще одну картину, где новое, революционное, правительство присягает на верность новой конституции тем же жестом, выбросив вперед и вверх правые руки. Вдохновленные полотном Давида, художники еще целое столетие изображали подобное приветствие в картинах на древнеримские темы.

В середине XIX века вытянутая правая рука все больше принимала характер военного приветствия, распространенного как среди разных политических группировок, так и на уровне целой страны. В США, например, с 90-х годов XIX века школьники салютовали правой рукой в момент поднятия американского флага. Это продолжалось вплоть до 1942 года, когда Америка вступила в войну против Италии и Германии и использовать для приветствия тот же жест, что и фашисты, стало политически невозможно.

Итальянские фашисты считали этот приветственный жест символом наследия Древнего Рима, а пропаганда описывала его как салют мужественности в отличие от обычного рукопожатия, которое начали считать слабым, женственным и буржуазным приветствием.

Экспорт стиля

Итальянские фашисты считались родоначальниками стиля, который перенимали все остальные группы подобного идеологического направления в Европе 20-х и 30-х годов. Среди фашистов распространилась привычка маршировать в рубашках темных тонов.

Вслепую копировали итальянцев члены Британского союза фашистов (British Union of Fascists), нидерландской партии Mussertpartiet и болгарской Национална задруга фашисти- все они были «чернорубашечниками». Испанские фалангисты в 1934 году отказались вводить черные рубашки, чтобы отличаться от итальянских фашистов, и перешли на синюю форму. Также поступили португальские национал-синдикалисты, шведские сторонники Линдхольма, ирландцы в Army Comrades Association и несколько французских групп: Faisceau, Solidarité Française и Le Francisme. В Германии члены штурмовых отрядов Национал-социалистической партии (НСДАП) носили коричневые рубашки. Зеленые рубашки носили члены венгерской «Партии скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes part) - «нилашисты», хорватские усташи и румынская «Железная гвардия». Серые рубашки носили члены швейцарского Национального Фронта и исландские национал-социалисты. В США была небольшая группа, называвшая себя «серебряные рубашки».

Римское приветствие вскинутой рукой использовалось разными националистическими группами Европы еще до прихода Муссолини к власти в Италии. С победным шествием итальянских фашистов этот жест стал распространяться все шире. Символ фасции перенимали и другие фашистские объединения, вдохновленные успехами Муссолини, - например, Британский союз фашистов, болгарская Национална задруга фашисти, швейцарский Fascismus и шведская Svenska fascistiska kampförbundet.

В природе фашизма заложено, однако, восхваление собственной культуры. Поэтому большинство группировок в других странах вместо ликторской фасции стали использовать местные национальные символы или знаки, которые лучше отражали локальный вариант фашистской идеологии.

Фашистские группировки и символы в других странах

Бельгия

В период между мировыми войнами в Бельгии возникло два параллельных движения фашистского направления. Первое из них по большей части привлекло к себе валлонцев, франкофонных бельгийцев. Лидером движения был юрист Леон Дегрелль, главный редактор католического и консервативного журнала Christus Rex. Созданная им организация стала основой образованной в 1930 года партии Rexistpartiet. Рексизм, как стали называть идеологию этой партии, совмещал тезисы католицизма с чисто фашистскими элементами, например, корпоративизмом и отменой демократии. Постепенно рексисты сблизились с немецким национал-социализмом, что привело к потере партией поддержки церкви, а с ней - и многих сторонников. Во время Второй мировой войны рексисты поддержали немецкую оккупацию Бельгии, а Дегрелль пошел добровольцем в СС.

В эмблеме партии рексистов буквы «REX» были скомбинированы с крестом и короной как символами царства Христа на земле.

Второе заметное фашистское движение в Бельгии нашло сторонников во фламандской части населения. Уже в 20-е годы в стране активизировались группы фламандских националистов, и в октябре 1933 года значительная их часть объединилась в партию Vlaamsch Nationaal Verbond (VNV) под руководством Стафа де Клерка. Эта партия принимала многие идеи итальянских фашистов. Де Клерка называли «den Leiter», «лидер». В 1940 году его партия сотрудничала с оккупационным режимом. Сразу после войны она была запрещена.

Цвета эмблемы партии VNV позаимствованы из герба национального нидерландского героя Вильгельма Оранского. Треугольник - христианский символ Троицы. В символике христианства треугольник может также представлять равенство и единство. Круг в эмблеме - тоже христианский символ единства.

Финляндия

В Финляндии фашизм распространился шире, чем в остальных странах Северной Европы. Националистические течения были сильными весь период между двумя мировыми войнами. Страна получила независимость от России в 1917 году. После Гражданской войны 1918 года, когда белые разбили красных, которых поддерживала Советская Россия, страх перед коммунистической революцией был силен. В 1932 году была образована партия Isänmaallinen kansanliike (IKL), ставшая продолжением антикоммунистического националистического Лапуаского движения 20-х годов.

IKL была чисто фашистской партией с добавлением собственной крайне националистической мечты об этнически гомогенной Великой Финляндии, в которую должны были входить и территории сегодняшних России и Эстонии, а также требований корпоративного устройства общества. Все это подавалось на фоне идеологии «сверхчеловека», в которой финны представлялись биологически превосходящими соседние народы. Партия существовала до 1944 года. Она успела выставить свои кандидатуры в трех выборах и получила чуть более 8 % голосов на выборах 1936 года, а три года спустя число поданных за нее голосов снизилось до 7%.

Члены партии IKL носили униформу: черная рубашка и синий галстук. Партийное знамя было тоже синего цвета с эмблемой: внутри круга - мужчина с дубинкой, сидящий на медведе.

Греция

После выборов 1936 года Греция находилась в сложной ситуации. Опасаясь растущего профсоюзного движения, король назначил премьер-министром министра обороны Иоанниса Метаксаса. Метаксас воспользовался серией забастовок, чтобы объявить чрезвычайное положение и немедленно отменить демократические институты страны. 4 августа 1936 года он провозгласил режим, названный «режимом 4-го августа», и начал создавать авторитарную диктатуру с элементами фашизма, взяв за образец действия Национального Союза, стоявшего у власти в Португалии. В Грецию неоднократно вводились войска, и в 1941 году в стране пришло к власти правительство, лояльное Гитлеру. Режим рухнул, когда Греция, несмотря на прогерманские симпатии Метаксы, встала на сторону союзников во Второй мировой войне.

В качестве символа «режима 4-го августа» Метакса выбрал стилизованный обоюдоострый топор, поскольку он считал его древнейшим символом эллинской цивилизации. Действительно, двойные топоры-секиры, реальные и в изображениях, в греческой культуре на протяжении тысячелетий, они нередко встречаются среди археологических находок периода Минойской цивилизации на Крите.

Ирландия

В 1932 году в Ирландии образовалась фашистская организация Army Comrades Association (ACA), первоначально созданная для охраны собраний националистской партии Cumann nan Gaedhael. Вскоре под руководством бывшего генерала и начальника полиции Оуэна О’Даффи ACA стала самостоятельной и изменила название на «Национальная Гвардия».

Вдохновленные итальянскими фашистами, члены организации с апреля 1933 года начали носить «партийные» рубашки небесно-голубого цвета, за что и были прозваны «Голубые рубашки». Они также переняли римское приветствие и угрожали провести марш на Дублин в подражание маршу Муссолини на Рим. В том же 1933 году партия была запрещена и О’Даффи ослабил фашистскую риторику. Позже он был в числе создателей националистической партии Фине Гэл.

Знамя организации ACA, ставшее затем флагом Национальной Гвардии, представляло собой вариант знамени ирландского ордена Святого Патрика, введенный в 1783 году: красный Андреевский крест на белом фоне. Небесно-голубой цвет восходит к легенде о том, как белый крест возник на небе в честь Святого Андрея (этот мотив существует и на флаге Шотландии).

Норвегия

Видкун Квислинг создал националистическую партию «Национальное согласие» (Nasjonal Samling) в 1933 году. Вскоре партия взяла ориентацию на фашизм и нацизм. До начала Второй мировой войны «Национальное согласие» было наиболее быстро растущей в Норвегии партией, и после оккупации страны Германией Квислинг стал министром-президентом страны. К 1943 году партия насчитывала около 44 тысяч членов. 8 мая 1945 года партия была распущена, а имя Квислинга стало во всем мире синонимом предателя родины.

Партия «Национальное согласие» использовала в качестве символа скандинавский традиционный флаг, то есть желтый крест на красном фоне. Местные отделения партии обозначали себя «крестом Олафа» - вариантом «солнцеворота». Этот знак является символом Норвегии со времен христианизации страны Святым Олафом в XI веке.

Португалия

После Первой мировой войны Португалия лежала в руинах. После военного путча 1926 года уже в 1930 году была формально создана партия Национальный Союз. В 1932 году руководство партией взял в свои руки бывший министр финансов Антонио Салазар, который вскоре стал премьер-министром. Салазар, находившийся у власти в Португалии вплоть до своей смерти в 1970 году, ввел полную диктатуру и ультрареакционную политическую систему, некоторые элементы которой можно расценивать как фашистские. Партия оставалась у власти до 1974 года, когда режим был свергнут и в стране введена демократия.

Национальный Союз использовал в своей символике так называемый мантуанский крест. Этот крест, как и Железный Крест фашистов, представляет собой черно-белый cross patté , но с более узкими перекладинами. Его использовали, среди прочих, и фашисты во Франции.

Фашистской в чистом виде была другая группировка в Португалии 30-х годов. Она сформировалась в 1932 году и называлась «Движение национал-синдикалистов» (MNS). Лидером движения был Ролан Прето, который еще в начале 20-х годов восхищался Муссолини и видел сходство между его фашизмом и своим национал-синдикализмом. Вдохновленные итальянцами, члены движения носили синие рубашки, за что были прозваны «синерубашечниками».

MNS была более радикальной, чем стоявший у власти Национальный Союз, и критиковала салазаровский режим за излишнюю робость в преобразовании португальского общества. В 1934 году MNS по приказу Салазара была распущена, но продолжала свою деятельность в подполье до тех пор, пока ее руководство не выслали из страны после неудачной попытки переворота в 1935 году. Прето поселился в Испании, где принял участие в гражданской войне на стороне Франко.

Движение MNS находилось под сильным влиянием католичества. Поэтому в качестве его символа был избран крест португальского Христова ордена рыцарей-крестоносцев XIV века.

Румыния

После Первой мировой войны Румынию так же, как и остальные европейские страны, настигла депрессия. И так же, как в Германии и Италии, экономические проблемы и страх перед коммунистической революцией привели здесь к возникновению крайних националистических движений. В 1927 году харизматический лидер Корнелиу Кодряну создал «Легион Михаила Архангела», или «Железную гвардию». «Железная гвардия» совмещала в своей идеологии религиозный мистицизм со звериным антисемитизмом. Членов «гвардии» набирали чаще всего среди студентов. Целью Кодряну было «христианское и расовой очищение» нации. Вскоре из крошечной секты «Легион Михаила Архангела» превратился в партию, которая на парламентских выборах 1937 года получила 15,5 % голосов, став, таким образом, третьей по величине партией страны.

«Железная гвардия» воспринималась как угроза режимом короля Кароля II. Когда король ввел в 1938 году диктатуру, Кодряну был арестован, а затем убит якобы при попытке к бегству. В результате Кодряну получил славу «мученика фашизма», и его до сих пор почитают современные нацисты во всем мире.

Во Время второй мировой войны члены «Железной гвардии», которых называли «легионерами», сотрудничали с немецкими оккупационными войсками и прославились своей жестокостью.

Легионеры приветствовали друг друга римским или салютом и носили зеленые рубашки, поэтому их называли «зеленорубашечниками» (зеленый цвет должен был символизировать обновление).

Символом организации стал стилизованный вариант разделенного на три части переплетенного христианского креста, напоминающий тюремную решетку. Этот знак был призван символизировать мученичество. Символ называли иногда «Крестом Михаила Архангела» - ангела-хранителя «Железной гвардии».

Швейцария

В 20-е годы в Швейцарии, по примеру соседней Италии, стали создаваться мелкие фашистские группы. В 1933 году две такие группы объединились в партию под названием Национальный Фронт. Эта партия находилась под сильным влиянием немецких нацистов; по их примеру она основала молодежную и женскую организации, а в середине 30-х годов - и собственную вооруженную милицию, которая называлась Harst или Auszug.

На выборах 1933 года в местные органы власти швейцарский Национальный Фронт получил поддержку избирателей на волне национализма, инспирированного приходом к власти нацистов в Германии. Максимальной численности - более 9 тысяч членов - партия достигла в 1935 году, получив 1,6 % голосов и одно место в швейцарском парламенте. Возглавляли партию Эрнст Бидерман, Рольф Хени и Роберт Тоблер. В 1940 году Фронт был запрещен правительством, но продолжал свою деятельность до 1943 г.

Национальный Фронт создал собственный вариант итальянского фашистского стиля - с серыми рубашками. Члены организации переняли также римское приветствие. Символом Фронта был вариант швейцарского флага, в котором белый крест доходил до границ красного фона.

Испания

Испанская Фаланга была создана в 1933 году. Сначала, как итальянские фашисты и немецкие нацисты, фалангисты попытались прийти к власти через выборы, но им не удалось переманить на свою сторону достаточное число избирателей, голосовавших за консервативные партии, пользовавшиеся поддержкой католической церковью.

Следующий шанс появился после победы на выборах 1936 года социалистической партии Народный фронт. Испанские военные под руководством генерала Франциско Франко отказались признать результаты выборов и начали вооруженное восстание, которое вылилось в гражданскую войну 1936-1939 годов. Первоначально Франко, однако он позволил Фаланге, число членов которой после выборов значительно увеличилось, стать самой важной частью политического аппарата, и принял политическую программу партии. С помощью Италии и Германии Франко и фалангисты победили в гражданской войне. Однако несмотря на поддержку, в ходе Второй мировой войны фалангисты не приняли сторону Гитлера, и благодаря этому им удалось сохранить власть и в последующем.

После войны Испания, как и соседняя Португалия, стала авторитарной диктатурой. Режим Франко продержался до 1975 года. Фаланга формально была распущена в 1977 году.

Символ Фаланги позаимствован из герба времен правления короля Фердинанда и королевы Изабеллы - объединителей Испании XV века. В 1931 г. ярмо и стрелы были взяты символами партии «Хунты национал-синдикалистского наступления» (Juntas de Ofensiva Nacional Sindicalista), которая позже объединилась с Фалангой. Ярмо издревле символизировало труд ради общей цели, а стрелы - власть. Красно-черный фон - цвета испанских синдикалистов.

Великобритания

Британский союз фашистов (BUF) был создан в 1932 году бывшим депутатом парламента от консерваторов и министром в лейбористском правительстве сэром Освальдом Мосли. Мосли строил свою организацию по образу и подобию итальянских фашистов и ввел черную униформу, за что членов Союза называли «чернорубашечниками». Численность BUF доходила до 50 тысяч человек. В середине 30-х годов из-за того, что ее члены были замешаны в многочисленные инциденты с применением насилия, популярность партии упала. В 1940 году организация была запрещена, и большую часть Второй мировой войны Мосли просидел в тюрьме.

Освальд Мосли считал, что британская колониальная империя является современной наследницей Римской империи, а потому вначале использовал вариант римской фасции в качестве партийного символа. В 1936 году партия приняла новый символ: молния внутри круга.

Цвета были заимствованы у британского флага. Круг - древний христианский символ единства. Молния - символ действия, активности. В послевоенное время эта же символика использовалась американской фашистской группировкой Партией национального возрождения. Она встречается среди правых экстремистов до сих пор - например, британская террористическая организация Combat 18, использовала молнию и круг в логотипе газеты The Order в начале 90-х годов XX века.

Швеция

В Швеции в году была создана Шведская фашистская организация борьбы (Sveriges Fascistiska Kamporganisation, SFKO). Символ «пучка розог» использовался и как знак партии, и как название ее главного органа Spöknippet.

После того, как лидера партии Конрад Хальгрен и Свен Олаф Линдхольм посетили Германию, партия сблизилась с национал-социализмом и осенью 1929 году изменяла название на Шведскую национал-социалистическую народную партию.

В 1930 году она объединилась с другими нацистскими партиями: Национал-социалистической крестьянско-рабочим объединением Биргера Фуругорда и «Новошведской партией». Новая организация сначала называлась Новошведской национал-социалистической партией, а вскоре стала Шведскую национал-социалистической партией (SNSP). В выборах 1932 года во вторую палату риксдага партия выставила свои кандидатуры в девяти избирательных округах и набрала 15188 голосов.

Со временем идеологические разногласия между Фуругордом и Линдхольмом обострились до такой степени, что 13 января 1933 года Линдхольм и его сторонники были исключены из партии. На следующий день Линдхольм образовал Национал-социалистическую рабочую партию (NSAP). Партии стали называться «линдхольмской» и «фуругордской».

В октябре 1938 года NSAP снова поменяла название на Шведское социалистическое объединение (SSS). Линдхольм объяснял отсутствие успехов в вербовке новых членов тем, что партия слишком сблизилась с немецким национал-социализмом и использовала в качестве символа немецкую свастику. Его партия называла свою идеологию «народным социализмом» (folksocialism), а вместо свастики взяла в качестве партийного символа «сноп династии Васа» (vasakärven).

Этот геральдический символ объединителя Швеции короля Густава Васы имеет в Швеции важное национальное значение. Слово vase на старошведском языке обозначает сноп колосьев. В средние века разные варианты таких «снопов» или «связок» использовались при строительстве значительных зданий и закладке дорог. «Сноп», изображенный на гербе династии Васа, служил, в частности, для заполнения рвов при штурме крепостей. Когда Густав Васа в 1523 году взошел на шведский трон, то этот символ оказался на гербе шведского государства. Лозунг короля «Varer svensk» (приблизительно «будь шведом») часто цитировался в нацистских и фашистских кругах.

Германия

Национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) Германии была образована в 1919 году. В 20-е годы под руководством Адольфа Гитлера партия превратилась в массовое движение, и к моменту прихода к власти ее ряды насчитывали почти 900 тысяч членов.

Немецкий национал-социализм во многом напоминал итальянский фашизм, но по нескольким пунктам различия были. Обе идеологии отмечены выраженным культом личности лидера. Обе они стремились объединить общество в единое национальное движение. И национал-социализм, и фашизм явно антидемократичны и оба они отличаются антикоммунизмом. Но если фашисты считали государство главнейшей частью общества, то нацисты вместо этого говорили о чистоте расы. В глазах нацистов тотальная власть государства была не целью, а средством для достижения иной цели: блага для арийской расы и германского народа. Там, где фашисты трактовали историю как постоянный процесс борьбы между разными формами государства, нацисты видели вечную борьбу между расами.

Это отражалось и в символе нацистов свастике - древнем знаке, который в XIX веке был объединен с мифом об арийском расе как венце творения. Нацисты переняли многие внешние признаки фашизма. Они создали собственный вариант фашистского «стиля» и ввели римское приветствие. Подробнее об этом см. в главах 2 и 3.

Венгрия

Как и в других европейских странах, фашистские группы разных уклонов возникли в Венгрии в период между мировыми войнами. Некоторые такие группы объединились в 1935 году в Партию национальной воли. Два года спустя эта партия была запрещена, но в 1939 году вновь возникла под названием «Скрещенные стрелы. Венгерское движение». В мае того же года она стала второй по величине партией страны и получила 31 место в парламенте. С началом Второй мировой войны ее снова запретили, но в октябре 1944 году немецкие оккупационные власти поставили у власти так называемое правительство национального единства во главе с председателем «Скрещенных стрел» Ференцем Салаши. Этот режим продержался всего несколько месяцев, до февраля 1945 года, но за короткое время отправил в концлагеря около 80 тысяч евреев.

Сторонники «салашистов» (по имени лидера партии) взяли свое название от христианского креста с заостренными концами, символа, который использовали венгры в X веке. В идеологии «салашистов» венгры были господствующей нацией, а евреи считались главными врагами. Поэтому знак скрещенных стрел стоит на втором месте после свастики, в числе самых антисемитских символов фашизма. Скрещенные стрелы, как и обычай маршировать в зеленых рубашках, были ими заимствованы у ранней фашистской группы 1933 года HNSALWP, впоследствии вошедшей в Партию национальной воли.

В период правления правительства Салаши в Венгрии возник флаг, в центре которого на красном фоне расположен белый круг, а в нем - черные скрещенные стрелы. Таким образом, целиком повторялась цветовая гамма и структура немецкого флага со свастикой. Войска СС, сформированные из венгерских добровольцев, также использовали этот символ для Венгерских дивизий № 2 и № 3. Сегодня этот символ в Венгрии запрещен.

Кроме того, «салашисты» использовали красно-бело-полосатый флаг с герба династии венгерских князей Арпадов, правившей в стране с конца IX века до 1301 года.

Австрия

В 1933 году австрийский канцлер Энгельберт Дольфус отменил парламентское правление и ввел однопартийную систему под руководством партии Отечественный Фронт. Партия совмещала в своей программе итальянский фашизм и элементы католицизма, иначе говоря, исповедовала клерикальный фашизм. Отечественный Фронт находился в оппозиции к немецкому национал-социализму, и в 1934 году во время попытки путча Дольфус был убит. Клерикальный фашизм доминировал в стране до 1938 года, когда Австрия была присоединена к нацистской Германии.

Флаг партии Отечественный Фронт представляет собой так называемый костыльный крест на красно-белом фоне. Крест имеет такие же древние корни, как и кресты рыцарей-крестоносцев, и в христианской традиции называется cross potent. Его использование в 30-е годы в Австрии стало попыткой конкурировать с нацистской свастикой.