Все об армянах. Армяне и их привычки, которые делают нацию неповторимой

Все об армянах. Армяне и их привычки, которые делают нацию неповторимой
Все об армянах. Армяне и их привычки, которые делают нацию неповторимой

В мировой истории сменялись цивилизации, появлялись и бесследно исчезали целые народы, языки. Большинство современных наций и народностей сформировались уже по истечении первого тысячелетия нашей эры. Однако наряду с персами, евреями, греками до сих пор существует еще один древний самобытный народ, представители которого застали строительство египетских пирамид, рождение христианства и многие другие легендарные события глубокой древности. Армяне - какие они? В чем их отличие от соседних кавказских народов и каков их вклад в мировую историю и культуру?

Появление армян

Как и у всякого народа, происхождение которого уходит далеко в прошлое, история появления армян тесно переплетена с мифами и легендами, и порой именно устные сказания, передающиеся в течение тысячелетий, дают более четкие и ясные ответы, чем многочисленные научные гипотезы.

Согласно народным преданиям, основателем армянской государственности и собственно всего армянского народа является древний царь Айк. В далеком третьем тысячелетии до нашей эры он вместе со своей армией пришел на берега озера Ван. 11 августа 2107 года до н. э. состоялось сражение между предками современных армян и войсками шумерского царя Утухенгала, в котором победу одержал Айк. Этот день считается исходной точкой отсчета национального календаря и является всенародным праздником.

Имя царя и дало название народу (самоназвание армян - хай).

Историки предпочитают оперировать более скучными и размытыми рассуждениями, в которых остается много неясного по поводу происхождения такого народа, как армяне. Какая раса у них - также предмет споров разных исследователей.

Факт то, что на нагорья в первом тысячелетии до н. э. существовало государство с высокоразвитой цивилизацией - Урарту. Представители этого народа хурарты смешивались с местным населением, постепенно приняли язык, так и образовалась такая нация, как армяне. Какие они стали за два тысячелетия, с чем им пришлось столкнуться - отдельная драма.

История борьбы за самобытность

Каждый народ сталкивается в своей истории с иноземным вторжением, с попытками изменить саму сущность нации. Вся история армян - это борьба с многочисленными захватчиками. Персы, греки, арабы, турки - все они оставляли свой след в истории армян. Однако древний народ с собственной письменностью, языком и устойчивыми родовыми связями было не так-то легко ассимилировать, растворить среди иноязычных переселенцев. Всему этому сопротивлялись какая у них, какая у соседей - эти вопросы также становились предметом для трений.

В ответ на это неоднократно предпринимались меры по насильственному выселению этого народа на территорию Ирана, Турции, устраивался геноцид. Результатом этого стала массовая миграция армян по всему свету, из-за чего национальные диаспоры представляют собой весьма крупные и одни из самых сплоченных землячеств во всем мире.

В XVIII веке, например, было осуществлено переселение кавказцев на берега Дона, где был основан город Нахичевань-на-Дону. Отсюда и большое количество армян на юге России.

Религия

В отличие от многих других народов, можно точно определить, в каком году армяне приняли христианство. Национальная церковь является одной из древнейших в мире и очень давно обрела самостоятельность. Народное предание четко дает и имена первых проповедников молодой на тот момент веры - Фаддей и Варфоломей. В 301 году царь Трдат III окончательно принял решение о христианстве в качестве государственной религии.

Многие люди часто теряются в ответе на вопрос о том, какая вера у армян. К какому течению их относить - католикам, православным? На самом деле еще в середине четвертого века нашей эры было принято решение о самостоятельном избрании священнослужителей и предстоятелей. Вскоре армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской и стала полностью автономной.

451 года определил основные догмы местной церкви, которые в отдельных вопросах значительно отличались от норм соседних восточных православных церквей.

Язык

Язык определяет возраст народа, выделяет его среди остальных этносов. Армянский язык начал свое формирование еще в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Урарту. Пришлые завоеватели хурарты ассимилировались с местным населением и приняли его наречие в качестве базы. Армянский считается одним из самых древних языков индоевропейской семьи. Именно в индоевропейскую семью входят языки практически всех народов современной Европы, Индии, Ирана.

Некоторые исследователи даже выдвигают смелую гипотезу, что именно древнеармянское наречие стало тем самым праиндоевропейским языком, из которого впоследствии вышли современные английский, французский, русский, персидский и прочие языки значительной части сегодняшнего населения земного шара.

Письменность

Первые зачатки собственного алфавита появились еще до начала нашей эры. Жрецы армянских храмов изобрели собственную тайнопись, на которой они создавали свои священные книги. Однако после установления христианства все письменные памятники были уничтожены как языческие. Христианство же сыграло главную роль и в появлении национального алфавита.

После обретения армянской апостольской церковью самостоятельности встал вопрос о переводе Библии и прочих священных книг на свой язык. Было принято решение и о создании собственных средств записи. В 405-406 годах просветитель Месроп Маштоц разработал армянский алфавит. С печатного станка первая книга на армянской графике вышла в 1512 году в Венеции.

Культура

Культура гордого народа уходит в глубь 1-го тысячелетия до н. э. Даже после утраты независимости армяне сохраняли самобытность и высокий уровень развития искусства, науки. После восстановления в IX веке самостоятельного Армянского царства наступил своеобразный культурный ренессанс.

Изобретение собственной письменности стало мощным толчком к появлению литературных произведений. В VIII-X веках складывался величественный эпос «Давид Сасунский» о борьбе, которую против арабских завоевателей вели армяне. Какие они еще создали литературные памятники - предмет отдельного обширного разговора.

Музыка народов Кавказа - богатая тема для обсуждений. Особенным разнообразием выделяется армянская.

У самобытного народа - самобытные даже была внесена в списки ЮНЕСКО как один из нематериальных объектов культурного достояния человечества.

Однако из традиционных элементов культуры лучше всего обычным людям знакома армянская кухня. Тонкие лепешки - лаваш, молочные продукты - мацун, тан. Ни одна уважающая себя армянская семья не сядет за стол, на котором нет бутылки вина, часто домашнего производства.

Черные страницы истории

Любой самобытный народ, яростно сопротивляющийся поглощению и ассимиляции, становится сильнейшим объектом для ненависти захватчиков. Территория Западной и Восточной Армении, поделенная между персами и турками, неоднократно подвергалась этническим чисткам. Самым известным является геноцид армян, какого не было никогда в истории.

Во время Первой мировой войны турки организовали самое настоящее истребление армян, проживавших на территории Западной Армении, входящей тогда в состав Турции. Те, кто остались в живых после резни, подвергались насильственному выселению в бесплодные пустыни и обрекались на гибель.

В результате этого беспрецедентного варварского акта погибло от 1,5 до 2 миллионов человек. Страшная трагедия является одним из факторов, который еще больше объединяет армян всего мира чувством причастности к событиям тех лет.

Бессовестность турецких властей заключается в том, что они до сих пор отказываются признавать очевидные факты намеренного истребления людей по национальному признаку, ссылаясь на неизбежные потери военного времени. Страх утратить лицо признанием вины и сейчас преобладает над чувством совести и стыда турецких политиков.

Армяне. Какие они сегодня

Как часто шутят сейчас, Армения — это не страна, а офис, так как большинство представителей нации проживают за пределами горной республики. Множество людей были рассеяны по всему миру в результате захватнических войн и вторжений в страну. Армянские диаспоры наряду с еврейскими являются сегодня наиболее сплоченными и дружными во многих странах мира - США, Франции, Германии, России, Ливане.

Сама Армения восстановила свою независимость не так давно, вместе с распадом СССР. Этот процесс сопровождался кровопролитной войной в который армяне именуют Арцах. По воле политиков, нарезающих границы закавказских республик, территория с преобладающим армянским населением оказалась в составе Азербайджана.

Во время краха советской империи карабахские армяне потребовали законного права на самостоятельное определение своей судьбы. Это вылилось в вооруженную борьбу и последующую войну Армении с Азербайджаном. Несмотря на поддержку Турции и некоторых других держав, подавляющее преимущество в численности, азербайджанская армия потерпела сокрушительное поражение и оставила спорные территории.

Армяне много лет проживают и в России, особенно много их на юге страны. За это время они перестали быть иноземцами в глазах местных жителей и стали частью культурной общности.

Об армянах словами известных людей и самих армян

"Об армянах издревле сложилось плохое мнение, - и это, разумеется, не лишено основания, так как иначе оно не могло бы возникнуть у целых народов и притом в разные времена. Именно армяне склонны кричать по всякому поводу. Не пустят их в чужой дом, или раскроют какие-либо их козни, или отдадут под суд их воришек, - они не только сами поднимают крик, но и заставляют кричать глупых или продажных людей из иноплеменников".

Армяне об армянах

Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
"-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,...
-отвергающее благое, изменяющего истине,...
-народ строптивый и преступный,..
-ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
-вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
-вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
-поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети..."

Профессор Лео (армянский автор нескольких крупных произведений об армянской истории, являющийся одним из создателей мифической армянской истории, которая на деньги армянской церкви и миллионеров распространялась в Европе, Америке и России) был вынужден признать:

"Лишь малая часть армянского ашугского творчества, можно сказать самая незначительная ее часть, относится к нашей литературе. Большая же ее часть (дастаны, героические песни) на тюркском языке. Для ашугов, чтобы выразить изображенную в сказках и песнях жизнь, более удобен тюркский язык, нежели армянские народные наречия, он более образен и намного богаче".

В 1914 году армянский историк Геворг Аслан в книге "Армения и армяне" писал:
"У армян не было государственности. Они не связаны чувством Родины и не связаны политическими узами. Армянский патриотизм связан только с местом проживания." Химерическая идея о воссоздании "Великой Армении", которая как государство никогда не существовала, - общенациональная концепция, объединившая всех хайев мира.

Армянский журналист Р.Ачарян в своей книге "Тюркские заимствования в армянском языке" писал, что в армянском языке используется более 4200 тюркских слов.

Х.Абовян (XIX век) писал:
"... в нашем языке половина слов тюркские, либо фарсидские слова".

Армянскому поэту Егише Чаренцу принадлежат слова:
"В нас лицемерие появляется еще в утробе матери".

Русские об армянах

Воспоминания русского дипломата генерала Маевского. Из книги"Массовые убийства, чинимые армянами"

"Слышал ли кто-либо о народном героизме армян? Где высечены названия их сражений за свободу? Нигде! Потому что, "герои" армян больше были палачами своего народа, чем спасителями".

"Исторические корни Карабаха уходят в античную эпоху. Это одна из исторических провинций Азербайджана. Этот регион является важным политическим, культурным и духовным центром Азербайджана... Пресловутая Карабахская проблема была создана сфальсифицированными идеями армян"

А.С. Пушкин: Ты раб, ты трус, ты армянин...

А.С.Грибоедов в рапорте 11-13 сентября 1819 года писал Мазаревичу: "Что за подлое отродье эти армяне. Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хорошее протеже. Они нас продают тем же персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом"

Русский исследователь В.Л.Величко (конец 19 -начало 20 века):

"Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда и насильно. Иранские солдаты, турки, грузины и горцы, видимо никогда и не ждали от армянских женщин, давно потерявших свои честь и достоинство, приличия и благородства. Именно поэтому в жилах армян течет столько разной крови".

" Мы еще не говорим об армянских учебниках, которые взяли на себя общемировую миссию "окультурить" всех своих соседей, учебниках, в которых написано об этой горе-стране - "Великой Армении". В церковных школах распространяются даже карты Великой Армении, столицей которой указывается Тифлис, и границы которой доходят аж до Воронежа".

"Студент Патканова, господин Марр все обещает, что сможет вырвать-таки у грузин что-нибудь в пользу армян и доказать армянскую принадлежность этого. По его мнению, известная грузинская поэма "Витязь в тигровой шкуре" заимствованное произведение. Это необходимо армянским политиканам, ибо за весь период своего существования армяне не имели ни одного мощного поэтического произведения, то есть свидетельства процветания народной культуры. Не смотря на старания Юрия Веселовского и ему подобных литераторов, которые стараются убедить русскую публику в существовании хорошей армянской литературы, дальше пустых разговоров продвинутся в этом деле не могут. Потому что, сколько не старайся - чего нет, того нет".

Историк А.Аннинский в конце XIX века писал:
"В связи с тем, что не сохранилось ничего, что свидетельствовало бы о былой политической мощи и важности культуры древних армян, следует полагать, что они не обладали ни тем, ни другим. Видимо они всегда были малочисленным и диким племенем. Никогда не обладали полной политической независимостью. С этим и связана вопиющая бедность художественного творчества армян. Говорить же о науке вообще не приходится. Армяне за весь период своего существования не создали ничего самобытного".

Исследователь В.Елиховская писала:
"Рассыпанные по всему свету армяне перенимают обычаи, одежды, традиции народов, с которыми вместе живут. В Турции армянина не отличишь от турка, в Персии армянин - типичный перс.

Мысли знаменитых

Великий Амир Тимур (Тамерлан) сказал: История не простит мне 2 вещи:
"1) То, что я хотел уничтожить армян как этнос, 2) а второе- за то, что я не сделал этого. Правда есть и хорошие среди армян, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, поэтому и кажется культурным, а в удобный случай зарежет".

Фридрих Энгельс:

"Армянские рабыни и наложницы были первыми танцовщицами и проститутками прислуживающими в Коринфе ("наложницы Афродиты") и даже в храмах Индии.

Карл Маркс:

"Армяне, первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания"

Александр Дюма (Отец), "Кавказское путешествие":

"Армяне всегда жили под властью правителей, служивших отличной от армянской религии. В результате они превратились в людей, скрывающих свои мысли, чувства и намерения, превратились в мошенников и лжецов".

Английский путешественник Вильсон: Армяне жадные, корыстолюбивые и подлые, ни кого не уважают. Они мастера раздувать всякие мелочи, любители интриг

П.Кероп Патканов. Ванские надписи и значение их для истории Передней Азии. СПб.1981, стр. 36-37. Из книги Магди Нейман "Армения". СПб, 1899.
"Армения, как государство, не играла никакой значительной роли в истории человечества, ее название было географическим термином, распространенным армянами, она была местом разрешения споров сильных государств - ассирийцев, мидийцев, иранцев, греков, монголов, русских..."

"Сразу после заключения Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года) под руководством Паскевича в Азербайджан были переселены 40 тысяч армян из Ирана и 90 тысяч армян из Турции. В общей сложности в 1828 - 1896 годах из Ирана и Турции было переселено более 1 миллиона 200 тысяч армян. Из них 985 тысяч 460 человек были размещены на западных землях Азербайджана, а остальная часть - в Карабахе и Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. После благоустройства армяне начали вытеснять азербайджанских тюрков, они же произвели массовые погромы и грабежи, а также варварски истребили огромное число людей".

Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей (Москва изд-во > 1973 г.стр.144, Швейцарский Востоковед А.Мец, 1869-1917 г,эту книгу написал за 25 лет) освещая историю и культуру халифата писал:
"Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь".

Грузинский писатель и мыслитель И.Чавчавадзе: Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.

Грузинский писатель Серги Саджая: "Армяне не львы, а лишь - шакалы, прислуживающие более сильным народам"

Германский деятель и ученый Кольмер фон дер Гольц, "Анатолийские эскизы"
"Все кто знаком с основной массой населения в провинциях Анатолии, быстро привыкают уважать и любить тюрков, презирать греков и ненавидеть армян. Местная пословица "грек обманет двух евреев, а армянин - двух греков" повсюду себя оправдывает. Если где-либо в Анатолии вас обманули, то с точностью можно сказать, что вы повстречались с армянами. Я обхожусь без всякого письменного договора, когда имею дело с тюрком, ибо достаточно лишь его слова. Когда имею дело с греком или другими левантинцами - я заключаю письменный договор, ибо с ними нельзя вести дел иначе. С армянами же я не имею даже письменно заверенных дел, ибо от интриг и лжи армян не убережет даже письменное условие".

Американские историки Жастин и Кэролин Маккарти:

"Современная территория Армении принадлежит не армянам, а азербайджанцам. Именно это и служит причиной того, что большая часть географических наименований на территории Армении относятся к азербайджанцам".

Использованная литература:

Аннинский А. История армянской церкви, Кишинев, 1900

Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы, Баку, Изд-во "Элм", 1990

Тагаев М. Москва, или Центр международного терроризма и геноцида. Изд-во "Искра", 2001

Шавров Н.И. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам, СПб. 1911

Шопен И. Исторический памятник состояния армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи, СПб. 1852.

Обозрение российских владений за Кавказом, СПб., 1836.

Полное собрание публицистических сочинений, СПб., т. I, 1904

Материал собран и исследован Амиром Эйвазом

ЕРЕВАН, 22 окт — Sputnik. Армяне - это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно - стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель - это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Гостеприимность

Еще одна национальная черта - это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья - это долма (голубцы из листьев винограда), хаш - пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас - полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") - это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет - телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян - очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

Армяне народ поистине удивительный. Их история насчитывает свыше 2500 лет, а с учетом периода формирования еще больше. Национальные традиции, кухня и харизма армян хорошо известны в России. И это неспроста.

История

Историю армянского народа разделяют на несколько эпох. Существует несколько периодов формирования племен, которые продолжались до 13 века до нашей эры. Важным этапом становления для армян стало появление государств Хайаса и Урарту. Последнее просуществовало примерно до 6 века до нашей эры. Далее началась эпоха античной Армении. Многие историки считают, что в то время Урарту сохранилось, просто в древних источниках поменялось название на современное.

Ксенофонт описывал страну, как довольно богатую и обширную. Примерно с 500-х годов до н.э. началось правление персов, что ознаменовало бурное развитие страны. Династия Ахеменидов принесла Армении мир и благоденствие, что поспособствовало развитию торговли и сельского хозяйства.
С 4 века до нашей эры и до 5 века нашей эры Армения пребывала в эпохе эллинизма. Весьма значимым событием в это время стало пришествие Александра Македонского, который захватил территории, принадлежащие Ахеменидам. Следует отметить, что его войску не удалось попасть на территорию Армении, поэтому большая часть населения не признавала царя. Македонии принадлежала так называемая Малая Армения, вскоре после смерти Александра она стала самостоятельным государством.
В эпоху эллинизма армянские государства делились на несколько царств, в том числе Араратское и Софенское. Историки разделяют Армению в то время на Малую и Великую, а также Птолемеевскую Коммагену, основанную в 163 году до нашей эры. Коммагена принадлежала династии Ервандидов и существовала вплоть до 72 года нашей эры. Затем она стала частью Римской империи. Период с 6 по 15 века нашей эры принято называть средневековым. Он начинается с получения армянами частично независимого статуса с возможностью выбора любой религии и полной религиозной свободы. Девятый век ознаменовал период процветания и наращивания военной мощи. Это сыграло значительную роль при нашествии турок и в дальнейшем повлияло на периоды, которые именуются «войнами империй». Сражения и битвы приносили как победы, так и поражения. Одним из самых сложных моментов в истории стала борьба за армянское правление в Карабахе. Армения стала сближаться с Российской империей, регулярно запрашивая ее помощь.
В своей истории армянский народ сталкивался с геноцидом, который достиг своего пика в конце 19 века. Во время Первой мировой войны в результате геноцида погибло свыше миллиона армян, хотя на сегодняшний момент Турция отрицает данное явление и списывает его на гражданскую войну.
Период Советской Армении длился с 1922 года. Он ознаменовал коллективизацию и репатриацию в ССР. Положительные моменты влияния Советского Союза проявились в поддержке государственности, в защите от тюрков и непосредственной пользе от развития экономики, которая сильно пострадала из-за регулярных и многовековых сражений, а также влияния чужого господства.
С 1991 года и по наши дни Армения является республикой.

Традиции

В Армении велико национальное самосознание. Соблюдение традиций так важно не только в семьях, но и в обществе в целом. Для армянской культуры характерно гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку.
Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важный праздник. Раньше во время него было принято гулять целую неделю, причем отмечали свадьбы целым селами. Сейчас они празднуются скромнее, но все равно с размахом. В традиции армянской свадьбы входит выбор крестной семьи, которую подбирают исходя из характера. Крестные должны быть похожи на своих крестников, они становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крестный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости должны принести дары, которые подносят особым образом. У армян принято дарить на свадебное празднество драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.
Весьма примечательной является традиция покачивания ребенка. Невеста обязательно должна держать в руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины по линии мужа должны принести в дом к невесте красное яблоко, символизирующее ее невинность.
Большие семьи в Армении не редкость. Особенно это касается сельских жителей, большинство из которых является многодетными. У армянского народа принято не показывать младенца 40 дней с момента рождения. Его могут видеть только близкие люди. Интересно, что как при рождении ребенка, так и в любом другом радостном событии, у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.


Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого сложного занятия были известны еще в древнюю эпоху. По легенде первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времен Урарту. Для изготовления вин используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который врывали в землю. Виноград давили босыми ногами, тем самым выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность - в них содержится много сахара, который способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина.

Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.
Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

Праздники


Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Обряд празднества знаком каждому жителю Украины, России и Беларуси. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.
С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.
С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.
Есть у армян и аналог Дня Святого Валентина. Отмечают его 13 февраля. В этот праздник девушке непременно нужно съесть соленое печенье и обязательно перед сном. Считается, что во сне ей должен явиться мужчина, который принесет воды. Именно он должен стать суженым.

Жилище

Дома армян довольно специфичны. Конечно, современные постройки имеют мало общего с традиционными, разве что сохранили стилистику экстерьера. Те же дома, которые строились еще в давние времена армянами, имеют квадратную форму и строятся исключительно из камня. Крыша земляная с опорами из деревянных столбов. Свет в такой дом проникал только через окно или дымоход. Печь изготавливалась из глины. Из нее же делали полки. Стульев и кресел армяне не имели, использовали подстилки, чтобы сидеть на полу. Стол обычно был низким. Состоятельные люди могли позволить себе тюфяки, ковры и много утвари.

Одежда

Традиционный национальный костюм Армении состоит из шелковой рубашки и широких шаровар, которые шьют из хлопка или шерсти. Поверх рубашки обычно надевали архалук, который мог доходить до колен. Этот элемент верхней одежды застегивался на крючки или пуговицы, имел стоячий воротник. Поверх него носили чуху, изготовленную из шерсти. Ее обязательно подпоясывали, чтобы одежда плотнее прилегала к телу. В западной части страны армяне пользовались курткой, которая доходила до пояса. Застежек не было, а вместо пояса пользовались шарфом, который обматывали несколько раз.
Женский костюм со сменой регионов оставался неизменным. В качестве верхней одежды использовался архалук, но с измененным фасоном - ниже бедер располагался разрез, также был предусмотрен вырез на груди. Отличительной особенностью женского национального костюма был красиво украшенный передник.
В качестве головных уборов использовали шапки. Восточные армяне пользовались вязаными, а западные - ткаными. Женщины носили ободки и большие головные уборы, обвязанные платками, частично скрывающими лицо.

Танцы

Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.
Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.
Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару - сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.
У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.


Язык

Праармянский язык называется мушка. На нем говорили древние армяне, и появился он еще до образования государства Урарту. Становление языка было довольно сложным и всегда характеризовалось появлением новых диалектизмов. Письменность появилась позднее, поэтому делопроизводство часто велось на персидском и греческом. Сейчас армянский язык входит в индоевропейскую семью и выделяется в особую ветвь.
Современный вариант принято называть новоармянским. В своей истории он насчитывает уже несколько веков, хотя в литературе стал использоваться примерно в начале 19 века. Язык делится на западный и восточный. Их характеризуют значительные отличия в сравнении с древнеармянским. Есть множество новообразований, упрощений и своеобразий синтаксиса. В Республике Армения наиболее распространен ашхарабар, который является восточным вариантом.

Характер


Для армян характерны гордость в отношении собственной истории и народа. Главными чертами армян, по их же собственному мнению, являются трудолюбие и страсть к жизни. Связано это с необходимостью налаживания сельского хозяйства и долгими веками неустанной борьбы. Одним из увлечений практически каждого армянина является ремесло в той или иной форме. Гончарное искусство или работа по дереву. Современные жители Армении проявляют интерес к наукам, прежде всего медицине и строительству. Еще одна черта - любовь к чтению. Армянскому народу часто приходилось сталкиваться с нехваткой книг, когда тюркские и монгольские завоеватели сжигали целые библиотеки. Поэтому если вы возьмете у армянина книгу, обязательно верните в назначенный срок. Иначе он скажет, что вы ее забрали в плен. Такое выражение имеет давние исторические корни. При Тамерлане за книги нужно было платить большой выкуп.
Искренность - одна из главных черт. В Армении не принято лицемерить, но и проявлять грубость к людям неприемлемо. Несмотря на уважение имеющегося статуса, никто не будет лебезить или чрезмерно льстить. Такое допустимо в отношении пожилых людей.
Массовые миграции сделали армян довольно хорошо адаптирующимися к новым условиям. При этом они практически не ассимилируются, а сохраняют духовные и культурные традиции.
Армянский юмор тоже хорошо известен в странах СНГ. Так сложилось, что армяне любят шутить и находят повод для шуток в любой удобный момент. За столом, в деловой беседе, в житейских разговорах. Каждый взрослый армянин знает целую пачку анекдотов, которые он непременно пожелает рассказать во время бурного застолья.
В армянских семьях традиционного уклада отец является главой, и его слово равносильно закону. Армяне, живущие в Москве или других городах России, отличаются более лояльным отношением к жизни, а вот их собратья, оставшиеся на родине, наоборот, имеют довольно строгие нравы.
Мы уже говорили про гостеприимство. Важно заметить, что армяне любят, когда люди заранее объявляют о намерении прийти в гости. Так они смогут подготовить как можно больше блюд, чтобы устроить роскошный обед или ужин.
Отношение к праздникам имеет в буквальном смысле культовое значение. Даже если у армянина не хватает средств, он возьмет деньги в долг или в кредит. Но свадьбы должны быть непременно роскошными, а празднование рождения детей - еще краше.

Еда


Армянская еда достойна высшей похвалы. Армяне используют самые разнообразные ингредиенты в блюдах. Особое место в их кухне занимают лаваш и сыры.

  • Если вы любитель супов, непременно отведайте хаш. Главным ингредиентом в нем является говяжье мясо. Блюдо готовится целые сутки и подается с зеленью и солью;
  • Другой вариант - спас. Великолепной суп с пшеничной крупой. Есть его можно холодным и горячим. Часто армяне заказывают сразу два варианта. Это диетическое блюдо, которое не содержит а, поэтому обязательно понравится вегетарианцам;
  • Для любителей необычных сочетаний придуман бозбаш. Этот суп включает мясо, перец, лук, баклажаны и томатную пасту;
  • Шашлык у армян называется хоровац. Во многом именно он ассоциируется с армянской кухней. В общей сложности придумано 20 видов шашлыка. Готовят его на углях, в кастрюле, тандыре и множеством других способов;
  • Мясные шарики кюфта делаются из фарша с добавлением лука и яиц;
  • Популярна в Армении каша ариса, готовят ее со сливочным маслом и пшеницей. В блюдо обязательно добавляют мясо курицы;
  • Основные закуски в Армении - это долма и женгялов хац. Последняя представляет лепешку из лаваша с добавлением зелени;
  • Сладости необходимо отметить отдельно. Гата делится на несколько типов. Пирог могут выпекать из разного теста, в том числе слоеного, дрожжевого или пресного. Гату пекут с добавлением сливочного масла и сахарной пудры. Этот десерт может вполне сойти за самостоятельное блюдо, так как отличается сытностью;
  • Попробуйте суджух, представляющий собой грецкие орехи, политые виноградным сиропом;
  • Рулеты из грецкого ореха со слоеным тестом - назук;
  • В Армении популярен и фруктовый лаваш, в который добавляют кизил, вишню, сливы и абрикосы.

Религия

  1. Сейчас главенствующей религией в Армении является христианство. Ислам распространен не так сильно, как во времена правления османов. Мусульман можно встретить в Ереване, в остальных же городах чаще встречаются христиане.
  2. Армянская церковь придерживается особых правил, которые затрагивают жизнь верующего. Так, во время крещения младенца трижды опрыскивают водой и три раза опускают в нее.
  3. Причастие требует употребления исключительно чистого вина и квашеного хлеба.
  4. В чистилище религиозные армяне не верят.
  5. Посты соблюдаются строго, а известная в православии молитва «Отче наш» читается на древнеармянском.
  6. Считается, что армянскую церковь основали апостолы Фаддей и Варфоломей. Известно, что именно Армения приняла христианство как государственную религию первой во всем мире. Дата официального принятия - 301 год.

Армяне, без преувеличения, великий народ. Они сумели выжить, несмотря на трудные времена, когда их единству и культуре грозило уничтожение. Начав свое формирование в Армянском нагорье, этот народ сумел расселиться по всей планете. Сейчас много армян живет в России, США, Турции и других странах. Их отличает не только любовь к жизни и трудолюбие, но и желание привнести в мир прекрасное. Среди армян много деятелей искусства, подаривших нам удивительные музыкальные инструменты, среди которых - дудук, ставший частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С приходом христианства в страну стали появляться уникальные произведения искусства - хачкары. Памятники, изготавливаемые камнерезами, встречаются исключительно в Армении. Ставили их у монастырей по случаю победы на врагами или в честь окончания строительства нового храма. Использование «крест-камней» имеет и ритуальное значение.

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова