Время женщин театр современник. Время женщин

Время женщин театр современник. Время женщин

Спектакль «Время женин » в Современнике постановил молодой и многообещающий режиссер Егор Перегудов. В основу спектакля легло произведение малоизвестного автора Елены Чижовой, в котором описывается жизнь трех советских женщин, живущих в коммунальной квартире. Молодому режиссеру прекрасно удалось передать самобытность тех лет. Ностальгическое настроение о прошлом охватывает весь зрительный зал, от чего на душе стает очень тепло.

Спектакль «Время женщин» - это рассказ о жизни трех женщин, которые воспитали дочку соседки по коммунальной квартире. Изначально повествование идет от матери девочки, Антонины, а потом и от самой девочки, ставшей известной художницей. Любовь, несчастье, предательство, радость, добро, зло… Все это можно почувствовать при просмотре данной постановки. Спектакль пропитан ностальгическими чувствами по прошедшей советской эпохе. И на сцене удалось создать удивительную атмосферу коммунального и очень непростого быта со своими положительными и отрицательными сторонами.

Постановка о женщинах интересна и проста в понимании. И купить билеты на спектакль «Время женщин» в театр в Современнике стоит заранее, поскольку места в зрительном зале раскупаются достаточно быстро.

Спектакль «Время женщин» в театре «Современник»

Наивный рассказ

Действие происходит в Ленинграде на рубеже 50-60-х годов XX века.

В основу спектакля лег одноименный роман, за который его автор, Елена Чижова в 2009 году получила литературную премию «Русский Букер».

Для постановщика спектакля молодого режиссера Егора Перегудова («Время женщин» – вторая работа, дебютом был спектакль «Под давлением 1-3» в РАМТе) оказалась важна как собственно история, так вся палитра выразительных средств, с помощью которых Чижова ее рассказала. Действие романа происходит в Ленинграде на рубеже 50-60-х годов ХХ века. Несмотря на документальную точность подробностей, с которыми в романе описана жизнь коммунальной квартиры, текст Чижовой невозможно назвать бытовым. Именно поэтому соавтором Егора Перегудова в этом спектакле стала известный театральный художник Мария Митрофанова, создавшая на Другой сцене «Современника» необычную, но очень точно работающую на общий режиссерскую концепцию спектакля двухуровневую декорацию, соединяющую два пласта романа – земной, реальный и пространство снов, метафизический.

Актрисе Алене Бабенко выпала в грядущей премьере непростая задача: она играет две роли – мать Антонину, ленинградскую лимитчицу, которая умирает, надорвавшись на своем заводе, и дочь Сюзанну (в крещении – Софью), девочку-художницу, в которую три питерских бабки вложили все – от собственно права на жизнь до знания французского.

Музыкальные темы спектакля «Время женщин»: «I’m a fool to want you» (Joel Herron|Frank Sinatra) в исполнении Frank Sinatra, Billie Holiday, Ketty Lester, русская народная песня «Как-то ранней весной…» и колыбельная «Спи моя дитя».

Действие происходит в Ленинграде в середине прошлого века. История о трех пожилых женщинах, воспитавших ребенка соседки по коммуналке, в сегодняшние времена видится чем-то исключительным. Речь идет о горе и радости, сострадании и предательстве, доброте и зле. О таких простых и вечных истинах, что происходящее порой кажется сказкой. Автор спектакля вслед за автором романа сказочные мотивы намеренно утрирует. "Время женщин" балансирует между явью и сном, а в конкретный быт вмешиваются фантастические образы. Но тревожная ворожба не мешает искренности. Как и в великих сказках, в новом спектакле "Современника" истинные ценности девальвации не подвержены.

Заводская труженица Антонина - забитое создание, существующее под прицелом косых взглядов соседок и активистов месткома. Причина ее бед - ребенок, родившийся без отца. "Чудесное дитя" проверяет характеры всех, кто оказывается рядом. Соседки мгновенно меняют презрение на милость, забирая девочку под свою опеку. Председатель месткома Зоя Ивановна лицемерит и лжет, якобы проявляя участие, на самом деле выведывая повод для сплетен. Ухажер Николай из гальванического цеха лебезит в надежде жениться на Антонине и занять комнату, но "сматывает удочки", узнав, что ее дочка - инвалид.

Злодеи с завода - герои кошмарных снов, упыри, людоеды и ведьмы. Соседки - добрые феи, ведущие по жизни от рождения до смерти. Но они же - обычные русские женщины, пережившие блокаду, потерявшие всех родных и узнающие в документальных кадрах по телевизору тех, кого уже нет. Театр путает реальность и сказку, завораживая и интригуя. Неказистая кастрюля с коммунальной кухни вдруг становится колдовским чаном. Красный клубок разматывается в путеводную нить и кровавый ручеек. Обеденный стол превращается в агрегат для страшных пророчеств - установленный на нем проектор посылает на экран зловещие знаки... Мечты Антонины вновь встретить своего возлюбленного так сильны, что ее грезы не отличить от реальности, а посиделки на кухне то и дело "опрокидываются" в сказку.

Двойственные обстоятельства - непростое испытание для актеров. Участники спектакля выдерживают его с честью. Существуют на сцене так, будто и не играют вовсе, а пришли из коммунального советского прошлого с его болезнями, горестями и радостями. Светлана Коркошко - мужественная и прямая Евдокия. Людмила Крылова - поэтичная, восторженная Гликерия, умеющая молодеть на глазах. Таисия Михолап - тихая, интеллигентная Ариадна. В замечательном трио у каждой есть своя тема, свой голос, но одна цель. Подопечных мудрых старух - страдалицу Антонину и ее выросшую дочь Сюзанну, от лица которой ведется повествование, - перевоплощаясь до неузнаваемости, играет Алена Бабенко. Две роли - два времени, две повести о личностной свободе. Мать - сломленное существо, затравленное непосильным трудом и измывательствами месткома. Дочь - состоявшаяся художница, знающая цену себе и своему таланту...

Событие постановки совершается в Ленинграде полвека назад. Хотя в романе Елена Чижова изображает с документальными тонкостями существование квартиры - коммуналки, ее произведение не назовешь обыденным. Собственно Егор Перегудов в соавторстве с популярной художницей театра Машей Митрофановой, сотворившей на Другом подмостки арены странную, но весьма отчетливо действующую декорацию с двух ярусов, объединяющую два различных слоя героев - подлинный и в спектакле «Время женщин», - вымышленный.

Постановка пронята эмоциями ностальгии по покинувшим эпохам коммунальных квартир и хорошим человеческим отношениям. Героиню сладострастно и с темпераментом исполняет Алена Бабенко. В постановке ей выпала сложная задача: исполнять тотчас две роли - мамашу Антонину и ее дочку Сюзанну (Софью).

Тихую лимитчицу Тоню, трудившуюся и надорвавшую здоровье на трудном заводе, совратил местный "щеголь", родилась прекрасная дочурка. Вскоре мать скончалась, вверив развитие девчушки трем питерским бабкам, приобрётшим пансионную грамотность при царе, её соседушкам по коммуналке, - Гликерии, Евдокии и Ариадне.

Евгений Перегудов повествует спектакль с поддержкой малой группки, в составе которой восемь актеров в лице Людмилы Крыловой (Гликерия), Светланы Коркошко (Евдокия), Таисии Михолап (Ариадна), Инны Тимофеевой, Рогволда Суховерко, Сергея Гирина и дебютировавшего Евгения Матвеева.

Приобретайте билеты на спектакль!

Отрывок из спектакля

Алла Шендерова. (INFOX.ru, 25.04.2011 ).

Алена Карась. . Молодые режиссеры продолжают экспансию (РГ, 29.04.2011 ).

Елена Губайдулина. . В московском "Современнике" поставили роман букеровского лауреата Елены Чижовой "Время женщин" (Известия, 20.04.2011 ).

Григорий Заславский. . "Время женщин" на Другой сцене театра "Современник" (НГ, 12.05.2011 ).

Ксения Ларина. . На Другой сцене «Современника» ищут женское счастье (Новые известия, 17.05.2011 ).

Дина Годер. . В «Современнике» показывают спектакль «Время женщин» (МН, 12.05.2011 ).

Марина Райкина. . Премьера в “Современнике”: Москва давно не видела такого пронзительного спектакля (МК, 27.05.2011 ).

Наталья Казьмина. . "Время женщин" в "Современнике" (Планета Красота, 5-6, 2011 ).

Время женщин. Театр Современник. Пресса о спектакле

INFOX .ru, 25 апреля 2011 года

Алла Шендерова

Репчатый лук работает на духовность

Блокадные старухи не берегут муку. Актрисы плачут, а зрители нет. В «Современнике» вышел спектакль «Время женщин» по роману лауреата «Русского букера» Елены Чижовой.

У трех нянек дитя без гласа

Режиссер Егор Перегудов – недавний выпускник курса Сергея Женовача. Того самого курса, четверо выпускников которого получили коллективную «Золотую маску» за проект «Молодые режиссеры - детям», осуществленный в прошлом сезоне в РАМТе. Год назад ярко заявил о себе и сам Егор, поставив в том же РАМТе жесткий, стильный спектакль «Под давлением 1−3» по пьесе современного немецкого автора Роланда Шиммельпфеннинга. Можно сказать, что режиссер Перегудов - из тех молодых, к именам которых принято добавлять эпитет «многообещающий».

Почему он решил ставить на Другой сцене «Современника» роман Елены Чижовой («Русский букер»-2009), вроде бы понятно. Это неизбитая проза - такую обычно выбирает для постановок учитель Перегудова Сергей Женовач. «Время женщин» рассказывает о трех поколениях петербурженок, одиноких обитательницах коммуналки, переживших всех родных и вырастивших чужую внучку, о деревенской лимитчице Тоне, надорвавшейся в городе, и о ее глухонемой дочке, заговорившей лишь после смерти матери. В романе - несколько разновозрастных героинь, то есть роли найдутся и для пожилых, и для молодых исполнительниц.

Однако феминистическое начало сыграло с молодым режиссером злую шутку. Вместо изысканного психологического театра (на что вполне мог претендовать этот постановщик) вышел ширпотреб для одиноких поклонниц «духовности», если, конечно, понимать под духовностью вдохновенную фальшь и искренние слезы, выступающие после того, как порежешь луковицу.

Игра вприглядку

За длинным столом под уютным желтым абажуром сидят три старухи: строгая, басовитая Евдокия (Тамара Дегтярева), очкастая интеллигентка Ариадна (Таисия Лихолап) и улыбчивая, сладкоголосая Гликерия (Людмила Крылова). На плите, которую художница Мария Митрофанова поставила прямо перед первым рядом, кипит чайник и ждут своего часа три заварных чайника. Старухи церемонно наливают чай и привычно командуют молодухой, деревенской Тоней, матерью-одиночкой, которую вселил в их коммуналку завод.

Тоня режет лук, торопливо рассказывая зрителям, как приехала из деревни, как повстречала на остановке «человека». Далее следует пластический парафраз на тему фильма «Москва слезам не верит»: артист и гармонист Евгений Матвеев подхватывает Тоню на руки и красиво уносит в темноту. Появляясь заново, Тоня сообщает, что хотела избавиться от ребенка, но врач сказал поздно, потом хотела отправить новорожденную к матери в деревню, но жадные до юности старухи не дали и принялись выхаживать сами.

И Тоню, и ее дочь Сюзанну (старухи не приняли «бусурмаского» имени и окрестили девочку Софьей) играет Алена Бабенко. В обеих ролях она вроде бы правдива, трезвая исповедь выросшей и ставшей художницей Сюзанны дается ей также хорошо, как певучий говорок и застенчивые взгляды деревенской Тони. Но что-то с самого начала мешает сочувствовать Тоне: и деревенская наивность, и суетливые движение, и манера резать лук, толсто счищая шелуху (как никогда не сделала бы ее героиня) - все это чуть-чуть напоминает шарж. Шаржем, чем дальше, тем больше, кажется игра ее старших партнерш. Они так напевно говорят, так часто смотрят в зал, ища поддержки у зрителя, что даже ритуал пересыпания муки, священный для блокадниц, проводят вприглядку, отчего мука обильно сыпется мимо. Отчасти их провоцирует на это режиссер, заставляющий потом в той же муке вываляться Тоню - реальность в спектакле перемежается с грезами героини.

Чем дальше движется действие, тем больше в нем таких вот неточных ритуалов, приблизительных метафор, нарочитых красивостей и, как следствие, псевдозадушевных интонаций, псевдоискренних взглядов. Вторичной кажется даже трагическая мизансцена, в которой умирающая от рака Тоня встает на цыпочки и впервые в жизни принимается танцевать. Все вроде верно: смерть дает освобождение, но тут вспоминаешь, сколько раз встречал подобную метафору у других режиссеров, и сострадание сходит на нет.

В итоге актрисы плачут, прямо заливаются слезами, а публика сидит довольно равнодушная. Заплакать удается только зрительницам первых рядов, наделенным особо острым обонянием - на сцене постоянно режут лук.

РГ , 29 апреля 2011 года

Алена Карась

Время женщин

Молодые режиссеры продолжают экспансию

То, что без новой режиссерской генерации русский театр как художественная институция загнется в ближайшее десятилетие - понимают многие. Галина Волчек и Алексей Бородин оказались самыми разумными, в последние два сезона предоставляя свои площадки молодым. На Другой сцене "Современника" только что один за другим вышли два спектакля выпускников Российской академии (ныне университете) театрального искусства.

Кирилл Вытоптов, ученик Олега Кудряшова, сделал собственную инсценировку по двум рассказам Чехова - "Учитель словесности" и "Страх". Название этой сценической версии - "Сережа" (по имени учителя словесности Никитина) - многое объясняет в замысле. Поступь инфантильности, захватывающая все возрасты и состояния, беззастенчивая душевная глухота, настигающая так рано, что самих своих обладателей приводит в оторопь и даже отчаянье, неспособность чувствовать долго и глубоко, отдаваясь первым и быстрым эмоциям, житейская скука - излюбленный чеховский мотив - вот что становится нервом и смыслом репертуарного дебюта Кирилла Вытоптова в "Современнике". В его элегантной, тонкой режиссерской партитуре, близкой стилю фоменковских этюдных откровений, вряд ли можно узнать участника радикального московского Liquid Theatre, работающего в жанре site specific, который создает ситуацию театра в самых необычных пространствах.

Пространство, придуманное Вытоптовым и художником Анастасией Бугаевой, устроено как пульсирующая смыслами архитектурная среда. Длинная стена (городская, школьная, и, в итоге - метафизическая), занимающая большую часть сценического пространства, в первой части ("Учитель словесности") отдана школьным каракулям, любовным стихам Пушкина и девичьему щебету (гимназистками щебечут Дарья Белоусова, Елена Плаксина и Полина Рашкина). Здесь юный учитель, делающий предложение хорошенькой школьнице Манюсе (очаровательная Дарья Белоусова), только начинает свой путь в болото семейной пустоты (почти как Андрей в "Трех сестрах"). Играющий его Никита Ефремов (внук основателя театра "Современник") во второй части спектакля ("Страх") из счастливого юноши, которого беспокоит лишь непрочитанный Лессинг, превращается в опустошенного жизненной рутиной мужчину, напрасно соблазнившего жену своего друга Марью Сергеевну, сыгранную Еленой Плаксиной сдержанно, но близко к трагедии. В этой части стена становится знаком той мутной глухоты жизни, которая у Чехова обретает силу античного рока, уничтожающего на своем пути виновных и невинных.

Огромная черная яма, раздвигающаяся в конце первой части, чтобы похоронить нелепого и одинокого учителя истории Ипполита Ипполитовича, становится во второй - реальным погребом и образом того тяжелого, "подвального", погребенного состояния, которое переживают его герои. Случайно умерший одинокий, глубокий, но какой-то нелепый Ипполит (Илья Лыков) превращается во второй части в такого же нелепого мужа Марьи Сергеевны, чьей главной трагедией является безответная любовь к жене. Странный в своей конфузливой, какой-то совсем не актерской внешности, он оставляет сильное впечатление.

Страх перед душевной инфантильностью, мотив рано опустошенной жизни стал главным в этом опусе молодого режиссера, исполненного изобретательно, но как-то бесстрастно.

В некотором роде ответом на эту ноту пустоты предстал второй "дебютный" спектакль Другой сцены - поставленный Егором Перегудовым по роману Елены Чижовой "Время женщин". Его жанр - наивный рассказ; он и впрямь пронизан чувством ностальгии по прекрасным временам коммуналок и человеческого тепла. И именно эта интонация становится главной - и с очевидностью старомодной. Героиню чувственно и темпераментно играет Алена Бабенко, после "Водителя для Веры" ставшая едва ли не специалистом по ретро. И это не удивительно - в ее облике и актерской интонации есть какая-то ясность, сила и цельность.

Удивительно другое: начав спектакль с сильной позиции - три немолодые женщины монументально и просто сидят за длинным столом - ничего лишнего, только сосед сверху (Илья Ромашко, он же - один из авторов музыкального оформления) извлекает музыку из сковород и кастрюль - режиссер все дальше проваливается в путанную, громоздкую прозу, становится заложником "советской мелодрамы" о "прежней" жизни. Три женщины - это бабушки Евдокия (Светлана Коркошко/Тамара Дегтярева), Гликерия (Людмила Крылова) и Ариадна (Таисия Михолап), соседки, ставшие "бабушками" героине Алены Бабенко и ее дочери, выращенной ими в послевоенном Ленинграде.

Сильная троица, в которой блистательно лидирует Людмила Крылова, сыгравшая так трепетно и самозабвенно, как, кажется, никогда не играла, с каждым тактом спектакля тоже все сильнее влипает в мелодраму. В спектакле есть блестящая роль Сергея Гирина (Николай), чья стертая, полинялая фактура точно вышла из старого кино, колоритная общественница Зоя Ивановна Инны Тимофеевой и мощный в своем молчании Соломон Захарович Рогволда Суховерко, сыгравшего целую судьбу без единого слова. Не говоря уже о впечатляющей актерской работе Алены Бабенко, сыгравшей страстную, отчаянную искательницу счастья. Но история оказывается слишком громоздкой и путанной, как бывает в первом романе, а мелодраматическая конструкция делает спектакль хоть и трепетным, но предсказуемым. Как будто вместе с приглашением на постановку в "Современник" молодой режиссер получил эстетическую прививку, не позволяющую ему прорваться к другой театральной лексике.

Известия , 20 апреля 2011 года

Елена Губайдулина

Птицы радости, птицы печали

В московском "Современнике" поставили роман букеровского лауреата Елены Чижовой "Время женщин"

Спектакль вышел в малом пространстве "Другой сцены" в рамках проекта "Современника" по работе с молодыми режиссерами. Постановщик - Егор Перегудов, всего год назад окончивший РАТИ (мастерская Сергея Женовача), проявил и профессиональную уверенность, и человеческую зрелость.

Действие происходит в Ленинграде в середине прошлого века. История о трех пожилых женщинах, воспитавших ребенка соседки по коммуналке, в сегодняшние времена видится чем-то исключительным. Речь идет о горе и радости, сострадании и предательстве, доброте и зле. О таких простых и вечных истинах, что происходящее порой кажется сказкой. Автор спектакля вслед за автором романа сказочные мотивы намеренно утрирует. "Время женщин" балансирует между явью и сном, а в конкретный быт вмешиваются фантастические образы. Но тревожная ворожба не мешает искренности. Как и в великих сказках, в новом спектакле "Современника" истинные ценности девальвации не подвержены.

Заводская труженица Антонина - забитое создание, существующее под прицелом косых взглядов соседок и активистов месткома. Причина ее бед - ребенок, родившийся без отца. "Чудесное дитя" проверяет характеры всех, кто оказывается рядом. Соседки мгновенно меняют презрение на милость, забирая девочку под свою опеку. Председатель месткома Зоя Ивановна лицемерит и лжет, якобы проявляя участие, на самом деле выведывая повод для сплетен. Ухажер Николай из гальванического цеха лебезит в надежде жениться на Антонине и занять комнату, но "сматывает удочки", узнав, что ее дочка - инвалид.

Злодеи с завода - герои кошмарных снов, упыри, людоеды и ведьмы. Соседки - добрые феи, ведущие по жизни от рождения до смерти. Но они же - обычные русские женщины, пережившие блокаду, потерявшие всех родных и узнающие в документальных кадрах по телевизору тех, кого уже нет. Театр путает реальность и сказку, завораживая и интригуя. Неказистая кастрюля с коммунальной кухни вдруг становится колдовским чаном. Красный клубок разматывается в путеводную нить и кровавый ручеек. Обеденный стол превращается в агрегат для страшных пророчеств - установленный на нем проектор посылает на экран зловещие знаки... Мечты Антонины вновь встретить своего возлюбленного так сильны, что ее грезы не отличить от реальности, а посиделки на кухне то и дело "опрокидываются" в сказку.

Двойственные обстоятельства - непростое испытание для актеров. Участники спектакля выдерживают его с честью. Существуют на сцене так, будто и не играют вовсе, а пришли из коммунального советского прошлого с его болезнями, горестями и радостями. Светлана Коркошко - мужественная и прямая Евдокия. Людмила Крылова - поэтичная, восторженная Гликерия, умеющая молодеть на глазах. Таисия Михолап - тихая, интеллигентная Ариадна. В замечательном трио у каждой есть своя тема, свой голос, но одна цель. Подопечных мудрых старух - страдалицу Антонину и ее выросшую дочь Сюзанну, от лица которой ведется повествование, - перевоплощаясь до неузнаваемости, играет Алена Бабенко. Две роли - два времени, две повести о личностной свободе. Мать - сломленное существо, затравленное непосильным трудом и измывательствами месткома. Дочь - состоявшаяся художница, знающая цену себе и своему таланту...

В спектакле много маков - алых с черной серединкой. Цветы возникают то на скатерти, то на отрезе материи для платьев, то в букетах. А в финале, смещающем время, заполняют всю сцену (художник - Мария Митрофанова). Символы работают по прямому значению, ничего, кроме смерти, не обозначая. Маковое поле поглощает Антонину, оставившую малолетнюю сироту. Самоотверженные бабушки, успев довести подопечную до первого курса института, возносятся над маками. Про смерть дорогих людей Сюзанна рассказывает в последнем эпизоде. А притихшие на возвышении бабушки слушают ее, словно вещие птицы, знающие все про судьбу.

НГ , 12 ма я 2011 года

Григорий Заславский

Прошедшее и настоящее время

"Время женщин" на Другой сцене театра "Современник"

«Современник» в этом сезоне, можно сказать, специализируется на качественной мелодраме и по удачному перенесению прозы на сцену. На Основной сцене Евгений Арье поставил спектакль по роману Зингера «Враги. История любви», теперь на Другой сцене молодой режиссер Егор Перегудов представил свою сценическую композицию по роману Елены Чижовой «Время женщин». Кроме прочего два спектакля связывает актриса Алёна Бабенко, которая во «Времени женщин» сыграла сразу две главные роли.

Впрочем, этот выбор режиссера следует назвать совершенно естественным: Алена Бабенко играет в спектакле сразу и мать, и дочь. У матери – косички, разумеется, платье, закрывающее колени, у дочери, художницы, – короткая стрижка, джинсы, чуть расклешенные – по моде 70-х. Два мира – два образа жизни: первые сцены, «сразупослевоенные», играют внизу, дочь, которая пытается разобраться в воспоминаниях, рассказать о себе, появляется на балконе, смотрит на прошлое с высоты прошедших лет. Мать умерла, когда юная героиня была совсем маленькой, ее могли забрать в приют, отнять... у кого? У соседок, соседки – еще три главные героини спектакля, те самые женщины, время которых было и пока шла война, и когда кончилась война – время этих женщин, казалось бы, уже готовых «к списанию», они и сами готовы сдаться в утиль, но нет, время после войны – по-прежнему их время. Время женщин. Которые тихо-тихо живут, тихо делают свое дело, тащат на себе телегу, растят девочку.

Роман Елены Чижовой – рассказ о прошедшем времени от лица девочки, впрочем, которая уже выросла, стала художницей. В спектакле Егора Перегудова «флешбэки» начинают спектакль, прошлое здесь – на равных с настоящим, хотя в некотором чуть-чуть – чуть-чуть иронии, чуть-чуть мягче, чуть-чуть темнее, – в этом «чуть-чуть» чувствуется работа памяти, попытка воскрешения, реконструкции прошлого, которое ребенок необязательно помнит сам, что-то – додумывает, дофантазирует. «Но в памяти такая скрытая мощь, что возвращает образы и множит, шумит, не умолкая, память-дождь, и память-снег летит и пасть не может», – легко вообразить, что режиссер держал в уме эти строчки Давида Самойлова. Мощь памяти на наших глазах делает живыми этих трех старух, которые подняли на ноги Сюзанну, в крещении Софью. Мать, Антонина, простая-простая, наивная до... пожалуй, да, до глупости, соблазненная петербургским стилягой (Евгений Матвеев), рожает девочку и называет ее Сюзанной. А как еще?!

Старухи Евдокия (Светлана Коркошко), Гликерия (Людмила Крылова) и Ариадна (Таисия Михолап) – как три парки стоят на страже уже не матери, а ее малолетней Софьи. Мать не спасти, она умирает, и почти на глазах жизнь уходит из нее – Алена Бабенко это истечение жизни играет буквально, страшно, как-то просто при этом, без какого-либо нажима добиваясь нужного этой истории мелодраматического эффекта. Актриса играет и технически изощренно, и как-то очень по-человечески понятную историю, богатую какими-то мелкими и точными деталями. Не зря же один из членов букеровского жюри, когда роман Чижовой получил эту премию, сказал: «Я не плаксив, но, в общем, там какая-то спазма в горле появилась при чтении ее книги». Вот и спектакль – не плаксив, но трогает местами – там, где нужно, – до слез. Среди трех старух самая трогательная – конечно, Гликерия Людмилы Крыловой, хрупкая, в каких-то словах – сущий ребенок, но одновременно – не забывающая дать ценный практический совет опекаемой Антонине, когда к той приходит коллега Николай (Сергей Гирин). Глядя на ее игру и получая от ее игры немалое удовольствие, думаешь: эти бабки счастливы, что нашли наконец о ком заботиться так же сильно, как актриса Крылова стосковалась по такой настоящей роли. Последнюю большую роль она получила в «Крутом маршруте», премьеру которого сыграли в 89-м. В Антонине они находят дочь, которой лишены все трое. Порывы ее молодости им понятны, но это не мешает им стоять на страже благочестия Антонины, когда та приводит в дом Николая.

Перегудов – человек совсем молодой, очень деликатно, с каким-то взрослым уважением подходит к далекой эпохе, не увязает в мелочах – керосинках и спичках, предметах стиляжьей экипировки и советского профсоюзно-фабричного быта, но одновременно к истории, ее бытовой стороне относится без презрения. На сцене – ровно столько, сколько нужно для того, чтобы возникло доверие к прошедшему времени (художник – Мария Митрофанова). Пучок у профсоюзной активистки, возможно, появится позже, но Ирина Тимофеева в роли заводской начальницы Антонины так психологически убедительна, что в конце концов веришь и в пучок.

Коммунальную простоту и одновременно церемонность – сложность советского коммунального быта – удалось передать в спектакле, в котором режиссер сохранил немногих из многонаселенного романа. Роман – для читателей, на сцене – своя история. У каждого, кто выходит на сцену, – своя. Даже у бессловесного доктора Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко).

Новые известия, 17 мая 2011 года

Ксения Ларина

Бабий дом

На Другой сцене «Современника» ищут женское счастье

Одной из последних ролей замечательной эфросовской артистки Антонины Дмитриевой стал моноспектакль по рассказу Павла Нилина «Впервые замужем». На Малой сцене Театра на Малой Бронной актриса приглашала на домашнее чаепитие всех зрителей, угощала их пирогами и конфетами и рассказывала свою жизнь. Женская доля типовой советской лимитчицы не могла оставить равнодушными советских зрительниц. На спектакле все плакали и пели. Похожие чувства можно испытать теперь на Другой сцене «Современника». Ведь роман Елены Чижовой «Время женщин» тоже рождался из семейных чаепитий.

Бабенко говорит быстро, перекатывая гласные, как камушки по воде, говорок деревенский, уютный, домашний, которому идет и распространяющийся по залу запах жареного лука, и жаркий пар над плитой. Когда-то похоже говорила и неуклюже скакала по сцене «Современника» провинциальная девочка Оля в исполнении Марины Нееловой в легендарном спектакле «Спешите делать добро». Все возвращается.

Повесть Елены Чижовой «Время женщин» получила «Русского Букера» и давно просится на сцену или на экран. Книга написана от первого лица, хотя первых лиц здесь двое – мать Антонина и дочь ее Сюзанна-Софья, которая продолжит рассказ матери из сегодняшнего дня. Обеих героинь играет Алена Бабенко, за несколько лет жизни в «Современнике» выросшая в большую актрису, актрису разноплановую, разножанровую и очень честную. Честность в актерской профессии выражается в абсолютной самоотдаче, в максимальном погружении в образ, во время, в само течение сюжета. Бабенко в своих последних театральных работах удивляет именно своей немодной нынче честностью.

Ее партнерши по спектаклю – великолепные артистки, что называется с традициями, и не простые женщины. В ролях трех старух, соседок по коммуналке, принявших и вырастивших дочку непутевой Антонины, – Светлана Коркошко, Людмила Крылова и Таисия Михолап. Старухи это не простые, а питерские, пережившие не одну войну, пережившие блокаду, сохранившие в себе звуки и запахи давно ушедшей, сброшенной в небытие эпохи. У каждой своя судьба, своя история потерь, свой путь к одиночеству. Стосковавшиеся по большим ролям актрисы работают не спеша, с оттяжечкой. Словно стремясь максимально продлить свое присутствие на сцене, свое общение с залом, который, конечно же, помнит эти лица и эти голоса: грудной, низкий – Коркошко и нежный, лиричный – Крыловой. «Современник» – женский театр, и женщины в нем – уникальные. Это про них у Окуджавы – «Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!». Режиссер Егор Перегудов придумал спектакль нежный, поэтичный, несмотря на жесткость и трагичность происходящих в нем событий, на количество смертей, случившихся до начала повествования и во время него. Несмотря на удушливый коммунальный быт, на мрачные предчувствия, на ощутимый запах старости и смерти.

Женщины, мечтающие о счастье, создают его своими руками из всего, что подвернется под руку, – от гнилой картошки до придурковатого заводского плейбоя Николая (Сергей Гирин), от пластинки американской певицы Билли Холидей до галантного старика Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко). Мир, любовно сотворенный женщинами в отдельно взятой питерской коммуналке, – идеален. Он весь светится любовью, заботой, чистотой, искренностью. В этом мире даже самые фантастические мечты обретают реальность, и даже страшные сказки, которые по очереди рассказывают своей немой внучке старухи, кажутся праздничной феерией. И прекрасный принц на белом коне или с алыми парусами обязательно появится и закружит тебя в объятиях и унесет в маковое поле. В реальности же – трусоватый и глуповатый Коля и профсоюзная халда Зоя Ивановна (неузнаваемая Инна Тимофеева), компенсирующая недостаток собственной личной жизни активным вторжением в чужую.

В спектакле много горя и много слез. И много обжигающей тихой правды – той, что связывает нас пуповиной времени с теми, кто был до нас, и теми, кто после нас останется.

МН , 12 мая 2011 года

Дина Годер

Для чувствительных сердец

В «Современнике» показывают спектакль «Время женщин»

Если вы чувствительны и любите поплакать в театре, вам стоит сходить на последнюю премьеру «Современника» – спектакль «Время женщин», который показывают на Другой сцене. Инсценировка романа отечественной букеровской лауреатки 2009-го года Елены Чижовой написана и поставлена молодым режиссером Егором Перегудовым, одним из выпускников последнего курса Сергея Женовача в РАТИ. Это та самая талантливая режиссерская группа, что на последней «Золотой маске» получила спецприз за цикл спектаклей для детей. Правда, Перегудов детских спектаклей не ставил – его дебютом в РАМТе была жесткая и несколько стерильная немецкая драма об офисных отношениях «Под давлением 1-3», поставленная аскетично и умно. Тем более удивительно, что для «Современника» этот молодой режиссер сочинил женский сентиментальный спектакль с подзаголовком «Наивный рассказ», что вполне соответствует существу дела.

История, которую рассказывает роман и спектакль, происходит на рубеже 50–60-х. Это воспоминание художницы о своем детстве и матери – кроткой и пугливой деревенской девушке, работающей в Питере на заводе. О том, как ее соблазнил и оставил богатый умник и как потом в коммуналке ей помогали растить дочку три одинокие старухи-соседки. Выросшую современную женщину, как и ее простодушную мать, играет Алена Бабенко, уже выходившая в подобной роли трогательной простушки в недавнем спектакле «Враги. История любви». Ролями трех старорежимных старух, потерявших в советские и военные времена всех своих близких, наслаждаются давно ничего всерьез не игравшие актрисы – строгая, басовитая Светлана Коркошко, маленькая, со звонким голоском бабушка-девочка Людмила Крылова и спокойная Таисия Михолап.

История развивается драматично – девочка оказывается немой, безответная мать-одиночка Антонина, вынужденная кормить четверых, изнемогает на работе и разрывается между бабками, которые трясутся над девочкой, учат ее французскому, крестят и не желают отдавать в детский сад, и лидершей заводского профкома, которая хлопочет, чтобы взращенный на заводских благах ребенок получил надлежащее советское воспитание. Но не успевает девочка пойти в школу, мать умирает от рака, и тут уже старухи придумывают сложную интригу, чтобы ребенка не забрали в детский дом, а оставили с ними. К финалу вся сцена и большая часть зала тонет в слезах, что некоторый перебор даже по отношению к весьма чувствительному роману Чижовой. И нет никакого сомнения, что спектакль этот среди нежных женщин и впечатлительных мужчин будет иметь успех.

МК , 27 ма я 2011 года

Марина Райкина

“Время женщин” доводит до слез мужчин

Премьера в “Современнике”: Москва давно не видела такого пронзительного спектакля

Кому-то время жирно жрать. Кому-то рулить на “Майбахе” по раздолбанным дорогам, а кому-то на них побираться. Одним разбрасывать камни, другим... Ну а в “Современнике” на Чистых прудах наступило время женщин. Так называется спектакль, на котором плачут, не скрывая слез, и на который не попасть, хотя и лишний ряд уже подставляют. Обозреватель “МК” считывал “Время женщин” за кулисами.

В провальной закулисной темноте толком ничего не видно - банки, санки, тряпки какие-то. Зато отлично слышно песню, что под аккордеон выводит чистый девичий голос, но с твердыми подростковыми нотками.

Как-то ранней весной
Пасла стадо овец.
Деревенская Катя-пастушка.
И понравился ей
Чернобровый Андрей,
Чернобровый красавец Андрюшка...

А в песне еще сверкнет нож, вонзится в Андрюшкину плоть, прольется кровь - в общем, любовь-морковь, бедность беспросветная.

Алена Бабенко (это она пела) кубарем скатывается за кулисами по лестнице. На ходу скидывает валенки, кофту, натягивает боты и, убегая на сцену, повязывает фартук. Прямо как в цирке: алле-оп - и она уже у плиты: режет лук, плачет от него горючими слезами. Хорошо ли первому ряду - он дышит жареным лучком с морковкой. А может, слюнки текут от пассерованной заправки? Здесь всё в натуральную - и лук, и жизнь.

А жизнь… Такая простая, тихая и такая страшная… У всех женщин на сцене, чье время отмерила Елена Чижова, получившая за роман “Время женщин” премию “Букер”.

Чего уж теперь… Разве дите виновато? Родила так родила - обратно не пихнешь. Ну и что - без мужа? Не ты первая, не ты последняя.

Это Тоне Беспаловой, которую и играет Алена Бабенко, говорит завкомовская тетка Зоя Ивановна (Инна Тимофеева). У нее, как положено, серый костюм и пучок на голове. Чтобы он лучше стоял, раньше в такие консервные банки прятали.

И помни: ребеночек наш, заводской. Значит, общий. Так что не сомневайся - ясли, сад, подрастет - лагерь.

Вот ведь советская власть в лице такой нелепой дамочки о социальной защите граждан крепко думала, не то что сейчас.

Итак, главная героиня Антонина, Тонька, Тонечка. Душа чистая, наивная, пропагандой испорченная.

Про какую Венгрию? - спрашивает она случайного возлюбленного Григория (Евгений Матвеев). - Так знаю. На политинформации объясняли: враждебные элементы… Против нас чего-то выдумали. И чего им там не живется? … Вот взять бы их всех, поставить к стенке да расстрелять…

Нет, она не кровожадная. Одна, с ребенком, в две смены на заводе вкалывает и рада-радешенька девятиметровой комнате в коммуналке с тремя старорежимными старухами. Вот эти самые старушки и сыграют в ее простой жизни неоценимую роль.

Нет, это не спектакль, а сплошное нарушение математических законов. Параллели не пересекаются только в учебниках, а на сцене, у режиссера Егора Перегудова, параллели чужих судеб перехлестываются еще как. На мониторе за кулисами, что у пульта помрежа, я вижу, как на одной маленькой сцене, прямо у ног зрителей, жизни разных поколений переплелись даже на уровне реплик. Антонина жарит лук и, не сходя с места, встречает на воображаемой остановке чернявого Григория, мальчика из благополучной семьи, наверное, профессорской.

Григорий : Все на даче. В смысле, предки.

Антонина : Как же на даче, зима ведь… А где же соседи?

Григорий : Этого добра не держим. Живем как при коммунизме.

Антонина : А это кто ж над диваном? Бородатый? В кофте вязаной?

И тут же их диалог режет басовитый голос старухи Евдокии:

Я ей говорю: ты мылом, мылом хозяйственным помажь.

Антонина дивится портрету бородатого мужика в вязаной кофте - она же не знает, что это Хемингуэй. И тут же провоцирующий сексуальный тембр Фрэнка Синатры томно растягивает “I’m fool to want you. I’m fool to want you”. Кто ж тут устоит?

Сцена наплывает одна на другую, как облака при сильном ветре на небе. А время спрессованно так плотно, что за десять минут сценического времени Антонина успевает родить, расстаться с чернявым, получить ценные советы от завкомовки и обсудить с соседками будущее своей Сюзанночки.

Антонина : Так и повелось: сама на работу, с работы - по магазинам, там отстоять, тут отстоять, и дома вроде прислуги. Постирать на всех, убрать, сготовить. Пенсии у них - слёзы. Свои приходится докладывать. Зато дите как принцесса. Почитай, три няньки на одну - и присмотрена, и причесана. Гуляют, книжки читают. Учат, кому сказать, по-французски. Эн, де, труа…

Статика с детальными подробностями на сцене, запредельная скорость за кулисами. Во всяком случае, Алена Бабенко только успевает поворачиваться и нырять из зимнего пальто в ситцевое платьишко, из него - в вытертые джинсы и рубашку. Гример Таня Шлыкова, между прочим, обладатель “Золотой маски”, держит наготове парик, и вот уже Бабенко из Антонины превращается в ее взрослую дочь Сюзанночку, в младенчестве крещенную Софьюшкой. Взлетает по лестнице с зажженной сигаретой.

Когда падает снег, я всегда вспоминаю бабушек. Мои бабушки ничем не болели, просто ушли в один год. Сначала Гликерия, потом Ариадна. А бабушка Евдокия дожила до осени - я уже училась в Мухинском на первом курсе. Это потом мои работы стали продаваться.

Перевоплощение - мгновенное. Игра - фантастическая. И больно за ее Антонину, и жалко ее, и смешная она… Сколько таких было и есть?

Людмила Крылова (она же Гликерия) за кулисами щурится: “Я-то в темноте тебя и не узнала”. А я только успеваю спросить: “Трудный для вас спектакль? “В ответ шепчет: “Странный. Я вхожу в него, не поверишь, как с постели. И только по ходу набираю”.

Сказала, взяла банку литровую и тихим пришаркивающим шажком пошла на сцену, оставив меня наедине с очень даже бытовым реквизитом - банками, ситом, старым телевизором, баком для кипячения белья… И еще здоровенная железяка громоздится здесь с цветами.

Гликерия : Да, вчера хороший кусочек взяла - в гастрономе. Грудинка. С косточкой мозговой.

Старухи, как три сестры, сидят за столом и только что не произносят: “Если бы знать, если бы знать”. Нет, они не чеховские героини и отлично знают, почем фунт лиха. Актрисы превосходные - Людмила Крылова, Таисия Михолап и Светлана Коркошко.

А на балконе слева над сценой гибкий такой тип тихо шуршит. Это Илья Ромашко, который подручными средствами озвучивает спектакль. В ход у него идут детская скакалка (крутит над головой, и свист от резиновых прыгалок похож на зимний ветер), крышками от кастрюль создает колокольный перезвон. Он весьма уместен в сцене крестин Сюзанночки. Купелью служит бак для белья, крестильная рубашечка в руках бабки Евдокии - ребенком. Сильнейшая сцена, где при отсутствии девочки каждый, я уверена, чувствует себя этой девочкой.

Дайте закурить, - Алена Бабенко влетает за кулисы в финале первого акта. Ее лицо - в муке. Она только что отыграла волшебный и пугающий сон, который трагическим образом повторится во втором акте и ассоциативно отсылает в сон пушкинской Татьяны.

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет…

Такой спектакль, что дух не успеваешь перевести. Он эмоциональный, он дышит как большое существо из далекого времени, от вида которого нельзя оторваться. Самое интересное, что режиссеру Перегудову, сделавшему свой первый большой спектакль в “Современнике”, всего 27 лет. Он из проекта “Молодые режиссеры в “Современнике”. Откуда, думаю я, ему ведома та далекая советская жизнь - мучительная, кривая, изломанная, правильная?

А я ее и не знаю, - говорит Егор. - Я не занимался историческими исследованиями. И не про время я делал. Про людей. Это скорее про моих бабушек, папу, маму, про сына моего. Дань поколениям, что ли. А то, что получилось, - это чудо театра. Ну и потом, актрисы, которые помнят то время, они столько привнесли в спектакль.

В самом деле - молодые актрисы это вряд ли бы сыграли. Но дело не только в опыте каждой, но в мастерстве прежде всего. Три разных типажа: суетливая Гликерия, тихая Ариадна и жесткая Евдокия.

Гликерия : Вот и слушай: мало ли, до чего у вас дойдет, а ты уксусу загодя купи или аспирину. В воде раствори. Возьми клочок ваты, ниткой перемотай да в воду эту и окуни. Вату-то заранее пихнешь, а нитка длинная - наружу высовывается. Вот кончится у вас, а ты помни: минутку-другую подожди да и вытягивай наружу. Поняла ли?

Зал так и грохнул от доморощенного рецепта контрацепции.

Спасибо “Времени женщин” - на сцену вернулись артисты, которые блистали, но в последнее время почти не выходили на сцену. Это можно сказать практически обо всех - о Людмиле Крыловой, Таисии Михолап, Светлане Коркошко и Инне Тимофеевой, чья завкомовская тетка, несмотря на всю свою одиозность, вызывает симпатии. За ними - правда времени. То же можно сказать и о двух мужских ролях: Евгений Матвеев и особенно Сергей Гирин. Последний замечательно играет несостоявшегося мужа Антонины. Да и сам режиссер - безусловное открытие для театральной Москвы, новое серьезное имя.

I’m fool to want you.

I’m fool to want you.

Это уже томно растягивает Билли Холлидей. И удивительная конструкция с алыми маками устилает всю сцену. Как мне рассказали за кулисами, над ней ломала голову несколько месяцев постановочная часть. И добилась своего - поле из цветов ложится бесшумно, производя сильное впечатление (отличная работа Марии Митрофановой). А на нем в синем платье она, Антонина, точно балерина. А ее дочь будет резать лук, как мать. И никаких гарантий, что ее горькая судьба не повторится.

Как-то ранней весной
Пасла стадо овец.
Деревенская Катя-пастушка.
И понравился ей
Чернобровый Андрей,
Чернобровый
красавец
Андрюшка..

Планета Красота , № 5-6, 2011

Наталья Казьмина

Сказка коммунизма

Родившись 55 лет назад в недрах Художественного театра, «Современник» в первое же десятилетие оправдал свое название. Установил со зрителем новый тип отношений, более демократичный, чем было принято в «родительском доме». Поменял манеру актерской игры на русской сцене. Предложил публике другие темы для разговора и иную степень правды о жизни. Как сказали бы сейчас, предъявил новую театральную реальность. К тому же «современниковцы» были людьми с убеждениями и гражданской позицией, что тоже следовало бы уважать, хотя бы потому, что это убеждения наших родителей.

Сегодня другое время: рыхлое, инертное, демагогическое, совсем не идейное. Другие художники. Другие и зрители, не столь единодушные в жизненных приоритетах и требованиях к театру, как раньше. Одно нас роднит: рождение театра «снизу» и в 1956 году, и в 2011-м является проблематичным. Поэтому подготовку следующей театральной реальности Г. Волчек попробовала взять на себя и, проявив акт художественной воли, вот уж лет десять пробует обновить свой театр, приглашая на постановки молодых режиссеров.

Попытка №1 с приглашением уже известных к тому моменту Н.Чусовой и К. Серебренникова удалась лишь отчасти. Спектакли произвели больше шуму и смятения в умах, чем перемены участи театра, и сегодня воспоминаний о них почти не осталось. Но ощущение необходимости перемен и тактика были верными. Попытка №2 – приглашение к творческому диалогу уже не «детей», но «внуков» «Современника» - выходит куда более интересной и выглядит перспективнее.

Напомню, что в 2009 году на Другой сцене «Современника» начался молодежный проект «Опыты». Четыре режиссера, тогда еще студенты, Михаил Покрасс, Кирилл Вытоптов, Олег Плаксин и Екатерина Половцева, поставили четыре спектакля: «Спектакль» по пьесе М. Покрасса, «Курт звереет» по роману Э. Лу, «Пижранет» Е. Ерпылевой и «Неожиданный случай» А.Н. Островского. Предложение было более чем щедрым, условий – всего два: ставь, что хочешь, даже Г. Волчек тебе не указ, и ставь с любыми актерами, но только «Современника»; уговоришь играть народных и известных, и это - пожалуйста. Детство кончилось, режиссерам-студентам были сразу предложены условия игры во «взрослый» репертуарный театр. Риск у щедрого предложения был один – дебютантов никто не знал, и рисковали они не столько своим именем, сколько честью своих учителей (М. Захарова, О.Кудряшова, И. Райхельгауза и С. Женовача), их профессиональной репутацией.

Все четыре спектакля оказались индивидуальными по стилю, формально изобретательными, имена режиссеров запомнились. Трое выбрали современную пьесу, что выглядело еще и органичным продолжением репертуарной линии «Современника». Выяснилось, что этой сцене потребна не революция, но эволюция, она конструктивнее. Профессиональный язык объединил разные театральные поколения, и оказалось, что проблема «отцов» и «детей» в театре сегодня раздута критикой.

«Опыты» заимели столь же естественное продолжение. Е. Половцева поставила второй спектакль в «Современнике» - «Хорошенькую» С. Найденова, К. Вытоптов недавно выпустил «Сережу» по двум рассказам Чехова, а в конце апреля состоялся спектакль и еще одного ученика С. Женовача - Егора Перегудова. Он инсценировал роман Елены Чижовой «Время женщин» (премия «Русский буккер»-2009). И это уже событие.

Е. Перегудову – 27 лет, а действие спектакля «Время женщин» происходит в 50-60-е годы ХХ века.

Автор романа Е. Чижова раза в два старше и пишет, в общем, о своем ленинградском детстве. Поскольку время фиксируется глазами ребенка, выходит роман-мозаика, роман-пунктир. Вычленить из него образ советского «железного века», казалось бы, способен лишь тот, кто знает и чувствует Ленинград той поры и людей той эпохи. Чтобы сразу покончить с сюжетом, который большинству публики неизвестен, процитирую аннотацию к роману - идеально емкое изложение фабулы: «Судьба главной героини – жесткий парафраз на тему народного фильма “Москва слезам не верит”. Тихую лимитчицу Антонину соблазняет питерский “стиляга”, она рожает дочь и вскоре умирает, доверив девочку трем старухам “из бывших”, соседкам по коммунальной квартире – Ариадне, Гликерии и Евдокии. О них, о той жизни и ведет рассказ выросшая девочка, художница». В итоге в спектакле из неполного знания «той девочки» (героини Е. Чижовой) и неясных чувств «этого мальчика» (Е. Перегудова) складывается мощный образ времени – во всей его красоте и уродстве.

Вдали - черный задник, через сцену – подвесной мостик на фоне белого экрана, справа, в пустом проеме, - старомодная вертушка, как на заводской проходной, слева – стол под абажуром,. Под самым носом у зрителя – советская, на две комфорки, плита. На ней кипит чайник (художник М. Митрофанова). Чуть позже замечаешь слева на балконе молодого человека, Соседа сверху (И. Ромашко), с какими-то диковинными музыкальными инструментами, он будет озвучивать этот «наивный рассказ», как значится жанр в подзаголовке спектакля, не столько музыкой, сколько гулом времени.

Выходят три «старухи» (С. Коркошко, Л. Крылова, Т. Михолап), наполняют у плиты каждая свой чайник, присаживаются к столу. Молча пьют чай и с вызовом разглядывают зал. У плиты хлопочет та самая «тихая Антонина» (А. Бабенко) в дешевом ситцевом платье: чистит и жарит лук, все время куда-то торопится. Потом признается: хотела бы пожить в коммунизме, хоть одним глазком посмотреть на эту сказку, где человек работает, сколько может, а получает все, что захочет…

Спектаклю долго сопротивляешься.

Ищешь, к чему бы придраться. Все как-то маловыразительно: типичный «бедный театр» новой драмы, типичные типажи «совка». Из этого материала почему-то часто получаются спектакли, подозрительно похожие на старые советские - бытовые и обязательно плохие. И название никакое – «Время женщин». Современная публика чего доброго явится на «секс в большом городе», а им - про немодное и давно испустившее дух. И непонятно, этот тлен будут сейчас разоблачать или вспоминать с умилением. И то, и другое уже противно. И Ленинград почти не угадывается - сквозит в отдельных репликах. Пробуешь придраться даже к Е. Чижовой. В рассказанной ею истории столько трагических поворотов, рокового стечения обстоятельств, смертей, несчастий, мук, страданий, нелепостей – абсурда! - что, кажется, нарушена всякая мера правды и справедливости. Потом понимаешь, что это ведь и есть история нашей страны, и мы в ней жили, да и продолжаем жить…

«Москва слезам не верит» приходит на ум сразу. Катя Тихомирова В. Алентовой и Антонина Беспалова А. Бабенко - одного поля ягоды, милые, наивные провинциальные барышни. Только сказки про них – с разным концом. «Про Венгрию слышала?» - спрашивает тонин «стиляга». «Ой, да, по радио рассказывали. И чего им не живется?! Поставить бы всех к стенке и расстрелять», - отвечает провинциалка радостно и проигрывает свою любовь. Но после фильма В. Меньшова из памяти непрошено выплывает много другого и разного. С появлением бойкой «общественницы» Зои Ивановны (Инна Тимофеева) - папочка под мышкой, «хала» на макушке – вдруг вспомнится Л. Иванова в «Служебном романе». С выходом «стиляги» Григория (Е. Матвеев) и второго тониного «жениха», Николая (С. Гирин), возвращаются из небытия герои и В. Аксенова, и Ю. Трифонова, и даже В. Шукшина. Запах лука почему-то напомнит запах салата из «Взрослой дочери» А. Васильева. Как только «старухи» заспорят, отчетливо встанет перед глазами знаменитый «Вдовий пароход» Г. Яновской, «Эшелон» и «Крутой маршрут» Г. Волчек. Так постепенно спектакль обрастает «родственными связями» и «укореняется в дискурсе». Влюбленная Тоня пересказывает нам свой сон о потерянном «принце», а мы узнаем в нем спародированный сон Татьяны из «Евгения Онегина». Влюбленный Николай приносит Тоне в подарок волчок. «А вот волчок!» - подсказывает разбуженное сознание реплику из «Трех сестер». А чем не чеховские сестры эти старухи «из бывших», Гликерия, Евдокия и Ариадна?

И все сильнее втягиваешься в историю. От слова «блокада» ежишься, как от холода. От слова «лагерь» (хотя и пионерский) вздрагиваешь и смеешься (велик и могуч русский язык). Вообще много смеешься. Муку, чтобы не испортилась, надо хранить в стеклянной банке, ставя туда накаленный гвоздь. Старую кофту, чтобы не выбрасывать, можно надвязать другим цветом, и она снова будет в самый раз. Подробности жизни героев, рассказанные между делом - вязанием и чаепитием, телепередачей и прогулкой, обедом и стиркой - превращают типажи в характеры, и быт вдруг отступает. На конфорку рядом со сковородкой ставят виниловую пластинку, прижимают вместо иглы кухонным ножом, и она поет голосом Синатры. Невозможно ж не влюбиться в того, кто под Синатру с тобой танцует?! «I’m a fool to want you»… И провинциальная девочка, наподобие Улановой, которую только что показали по телевизору, взлетает на плечи своего «принца» и встает, как на пуанты, в толстых шерстяных носках.

Тон рассказа - с переменой исторических времен, с обращениями к публике, с постоянными превращениями Антонины в собственную взрослую дочь (в миру Сюзанну, после крещения Софью) – из реалистического постепенно переходит в сказовый, а местами даже в лубочный. Старухи на ночь рассказывают маленькой девочке сказки – то про спящую красавицу, то про Снегурочку, то про черного ворона. Вот и мы смотрим странную диковатую «сказку» про советскую страну в духе Андрея Платонова. Смотрим, испытывая самые разнообразные чувства: сокрушаясь тому, как страна превратила в прах несколько поколений своего народа; ужасаясь тому, как обделила она тех, кто остался в живых, удивляясь и уже не понимая, каким образом сохраняли эти люди в постоянных невзгодах свое самостояние и свой оптимизм.

Да, главное! Девочка Соня, которую растят и спасают от сиротства старухи, потерявшие собственных детей и внуков в этой советской «сказке», с рождения не говорит, только рисует. И именно из запаса любви этих старух и постоянного чувства сострадания, которое испытывает ребенок к пяти женщинам и трем мелькающим в этой истории мужчинам (к блестяще работающим в этих почти бессловесным ролях Е. Матвееву и С. Гирину следует добавить и Р. Суховерко в роли старого доктора), - именно из этого, видимо, и родятся впоследствии ее голос и творчество. В спектакле девочки нет. Вернее, девочка – где-то там, среди зрителей, к ним то и дело обращаются герои спектакля, что тоже, наверное, символично.

После спектакля неодолимо тянет заглянуть в книжку. Заглянув, по достоинству оцениваешь, как умно Е. Перегудов превращает текст романный в текст театральный, как развивает, распутывает, а местами и «дописывает» «ремарки» Е. Чижовой, проявляя собственное отношение и к героям, и ко времени, которых ему знать не дано. Никого не разоблачает, ничему не умиляется. Смотрит на всё взглядом историка, современника и наследника по прямой, восполняя незнание живым веселым любопытством к этим людям и их диковинной жизни. Как чижовская девочка Соня. Именно такой взгляд и дает объем героям и чувствам публики, среди которых главное в театре – все-таки сопереживание. Про времена до революции старорежимные старухи объясняют так: тогда все другое было, и добро, и зло. С этой формулой подступает к героям ушедшей в небытие страны и Е. Перегудов. Его спектакль – про все другое, и добро, и зло.

Молодой режиссер Егор Перегудов поставил на малой сцене занятно придуманный, но довольно занудный спектакль по современной прозе. Конец пятидесятых: в Ленинград из деревни в поисках счастья и работы приезжает молодая Тонька - и скоро рожает ребенка от парня, которого видела один раз в жизни и много раз потом в своих снах. Ребенка растят три старухи, соседки по общежитию, - у каждой своя история и своя сказка для девочки. Сон Тоньки, в котором она обещает свою жизнь мертвецам в обмен на голос для дочери (ей скоро в школу, а она еще не говорит), кажется еще одной сказкой. Но время спустя она действительно умирает. А девочка, когда выросла, заговорила и стала художницей, и все происходящее на сцене является ее воспоминанием.

Понятно, чем эта ничем не выдающаяся проза могла привлечь режиссера: она предлагает постановщику интересную задачу - сочетать на сцене три реальности. И Перегудов придумал ход. Вдоль задней стены тянется длинный балкон. Низ он отводит под убогий советский быт, верх - для сказок, снов и, так сказать, художественного творчества. Верхняя часть стены служит экраном - туда проецируются анимационные картины, которые создаются внизу на обеденном столе: когда с него сдергивают скатерть, он оказывается засыпанным песком-проектором. Старухи рассказывают сказки, ворошат песок руками, а на экране возникают причудливые картины. Это следует так понимать, что живопись художницы насквозь пропитана детскими впечатлениями.

Проблемы две. Режиссер - большой выдумщик (всего не перечесть), но неопытный рассказчик. Театральный нарратив то и дело пробуксовывает, когда он дает старушкам повспоминать о былом, вплоть до крепостного права. Но что важнее - он не выдерживает правил игры, которые сам же и устанавливает. Он играет в театр представления: на балконе перкуссионист вызванивает церковные звоны на крышках бидонов, машет веревкой, которая воет как ветер, и просыпает резаную бумагу, изображающую снег; актеры лукаво зябнут под этим снегом и исполняют роли, участливо поглядывая на своих персонажей как бы со стороны. В такого рода театре между актером и персонажем большая дистанция, а самый легкий путь к дистанции - это играть молодым стариков, красивым - уродов, уравновешенным - взбалмошных. Представление может быть грубым, а может быть акварельным - таким театром нас избаловали Петр Фоменко и Сергей Женовач, у которого Егор Перегудов и учился. В его спектакле забавно наблюдать, как Алена Бабенко играет деревенщину, а Сергей Гирин - нелепого жениха. Но роли старух достались актрисам, у которых между собой и персонажем мышь не проскочит. И режиссеру абсолютно нечего им предложить в качестве дистанции. В результате бедные актрисы выпячивают одно из собственных качеств: одна пищит, другая басит, третья манерничает. Даже не буду называть их имена - это список пострадавших.