Волович работы графика и даты написания. Виталий Волович: о времени, о себе и о «порочной привычке делать книжки
Читайте также
советский и российский художник, график. Народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств.
«Виталий Волович — личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно сказать, что пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее». Так образно характеризует художника его друг и коллега Миша Брусиловский. Действительно, только библиография работ о нём на русском языке насчитывает несколько страниц, а список выставок у нас и за рубежом, в которых он участвовал, и перечислить невозможно. Творения художника представлены в музеях Великобритании, Германии, Чехии, во многих частных коллекциях. Какое же счастье, что в экспозиции музея графики нашего города есть прекрасная коллекция работ Виталия Михайловича!
Волович принадлежит к поколению людей, чье детство пришлось на тяжелые тридцатые годы, а ранняя юность совпала с трагическими для страны годами войны. Его поколение рано узнало горе и рано повзрослело. Виталий Михайлович вырос в семье, где много читали, его матушка и отчим были писателями, у них была прекрасная по тем временам библиотека. Любили здесь музыку и театр, одно время он даже хотел стать артистом, но судьба распорядилась иначе.
Сразу после окончания Свердловского художественного училища ему пришлось зарабатывать на жизнь. Тогда все жили небогато, но творческая жизнь интеллигенции того времени была на удивление интересной: в сороковые годы Свердловск был своеобразной духовной Меккой. Сюда с оккупированных и прифронтовых территорий были вывезены значительные художественные ценности, многие творческие организации и целые театральные коллективы.
Судьба каждого большого таланта складывается непредсказуемо и лишь в конце пути вдруг оказывается, что все события в его жизни имели строго определенный смысл. Вот и выходит, что книгочей и интеллектуал Волович неслучайно начал свой творческий путь с иллюстрирования притч и народных сказок. Это не его воля: таково веление судьбы. Оформление сказок народов мира и особенно уральских сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка» заложили надежный фундамент его будущих успехов.
Настоящий же успех пришел к нему на Международной выставке книги в Лейпциге в 1965 году, где он представил оформленную и проиллюстрированную им шотландскую балладу Р.Стивенсона. Это романтическое произведение, любимое им с детства, как-то удивительно легло на душу и сердце молодого художника. Иллюстрации к балладе «Вересковый мед» ещё как бы продолжают традиции, отработанные на сказочных сериях, но смысловой акцент уже смещается в социальную сферу. За эту работу художник получил свою первую весомую награду — серебряную медаль. Во второй половине 60-х и начале 70-х годов в издательстве «Художественная литература» одна за другой выходят трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» с иллюстрациями В.Воловича, в которых поднимаются вечные темы, волнующие человечество: любви и ненависти, верности и предательства, и страшная тема борьбы за власть.
Удивительно, что для каждой книги, иллюстрации к которой он рисует, В.М. Волович находит адекватные только этому произведению изобразительные средства и технику исполнения, характеризующие эпоху, героев и отношения между ними: такое под силу лишь великому мастеру. Так, иллюстрации к «Ричарду III» исполнены в жесткой манере гравюры на металле, и стиль этот как нельзя лучше характеризует жестокую эпоху династических войн средневековой Англии, а оформление средневековой легенды о любви рыцаря Тристана и королевы Изольды в пересказе Ж. Бедье исполнено в технике литографии, живописной и мягкой. В книге Волович строит свой, равновеликий гению Шекспира, театр героев трагедии и характеризует их так точно, что, увидев их раз, никогда не забудешь и уж точно ни с кем не спутаешь.
Названные работы мастера, естественно, имели большой общественный резонанс, так как были актом большого гражданского мужества. В художественном же отношении они явились бесспорным вкладом в развитие всего советского искусства, о чем свидетельствует пресса того времени и прекрасная книга о творчестве В. Воловича московского журналиста Ольги Вороновой, вышедшая в издательстве «Советский художник» в 1973 году. И ещё об одной особенности его творчества хочется сказать: о рыцарском служении художника добру и красоте. В дебри каких бы чудовищных эпох ни погружалась его исследовательская мысль, в сердце художника всегда живет антитеза всем ужасам мира, и чаще всего он воплощает ее в образе Женщины. Кем бы она ни была — Прекрасной Дамой Средневековья, верной Дездемоной, поверженной жертвой завоевателей или прелестной соблазнительницей — она всегда прекрасна. И этому принципу художник никогда не изменял. Он — Рыцарь без страха и упрека.
Виталий Михайлович прошёл большой творческий путь, и путь этот был труден, так как шёл он всегда в гору. Однако творческая судьба вела его удивительно последовательно от сказов и романтических баллад к шедеврам мировой классической литературы, от сочинения собственных притч, в графических сериях, к постижению космических основ мироздания, так остро прозвучавших в иллюстрациях к шедевру отечественной литературы «Слово о полку Игореве» и в живописных произведениях последних лет.
Без всякого сомнения, у уральского художника все есть — талант, мастерство, а в душе его, как в юности, звучит космическая музыка сфер. Он понимает, что ему и многим из его сверстников в какой-то степени повезло, что молодость пришлась на времена хотя и ненавидимые из-за идеологического удушья, но одновременно художники чувствовали поддержку государства. Во всяком случае, мастерские давали. А это немало.
Его работоспособность и самодисциплина поразительны, они ошеломляют до немоты многочисленных гостей его мастерской. Мастерская (или ателье, как сказали бы иностранцы) для самого маэстро и мастерская для посетителей-гостей - вещи разные. Для Виталия Михайловича «Мастерская» - это и Дом, и Любовь, и Пыточная, Библиотека, Мир, Космос, - его, только его пространство, которое им создано, обжито, «надышано», по его определению.
Вообще, он красив и гармоничен, хотя ничто не вызывает у него такого сопротивления и смеха, как признание его красивым. Но на самом деле он красив особой красотой: гармонией высокого роста; сутулой, но ладной фигурой; силой больших мужских натруженных рук; мелодикой речи; той особой нежностью, «воловической» тонкостью, рафинированностью и деликатностью, мягкостью внимательных глаз, что и есть, наверное, внутренняя музыка его души.
Художники должны жить долго, чтобы увидеть, осмыслить и понять свою эпоху и высказать свое суждение о ней. Мы помним, что самые великие художники мыслители — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициан жили долго, и их суд над своей эпохой был, наверное, самым объективным и всеобъемлющим. Нам повезло. Виталий Михайлович -человек книжный, редкостно образованный и культурный — не судит нашу эпоху. Он понимает, что на это имеет право лишь Всевышний. Волович — художник книги, он привязан к тексту и фиксирует эпохи, часто очень отдаленные от нас по времени. Но как фиксирует! В воображении часто возникает как бы параллельный мир, переносящий нас из тех далеких эпох в современность, заставляющий нас думать о себе и о своем месте в этом мире.
За большой личный вклад в развитие культуры и искусства города, формирование уникальных коллекций Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, эстетическое воспитание подрастающего поколения Воловичу Виталию Михайловичу 28 августа 2008 года присвоено звание Почетного гражданина города Ирбита.
6 июня 2018 г. Правительство Свердловской области отметило академика РАХ, народного художника РФ В.М. Воловича званием «Почётный гражданин Свердловской области».
Зав. методико – библиографическим отделом
МКУК «Библиотечная система» Е.А. Зверева
Список литературы:
Волович, В. М. Парад-алле: графика, рисунок, акварель, гуашь, офорт, шелкография: [альбом] / Виталий Волович. — Екатеринбург: Автограф, 2011. — С. 350.
Решетникова, Н. Большой художник // Урал. – 2002. — № 8. – 253 – 255.
Родился в писательской семье 3 августа 1928 г. в городе Спасск-Дальний Приморского края. Мать художника, писательница Клавдия Владимировна Филлипова, отца же Виталию Воловичу заменил отчим. Родного отца Виталий Михайлович ни разу не видел.
Когда В.М. Воловичу исполнилось 4 года, он с матерью переехал в Свердловск (современный Екатеринбург), где и рос Виталий Михайлович. В Свердловске мать художника вышла замуж за писателя Константина Васильевича Боголюбова – отчима В. М. Воловича.
С детства ему были привиты любовь и интерес к литературе и истории, но страсть к рисованию была у него всегда. Родители всегда поощряли мальчика и поддерживали желание стать художником. Поэтому долго определяться с профессией Виталию Михайловичу не пришлось.
В 1948 году В.М. Волович закончил Свердловское художественное училище, после чего началась его работа со Среднеуральским книжным издательством, журнал «Уральский следопыт», где Виталий Волович занимался обложками и иллюстрациями к книгам. Первой его работой в издательстве были иллюстрации к рассказу «Суворовец».
По признанию художника это первое задание было «первым позором в жизни», так как его рисунки долго не принимали, приходилось переделывать помногу раз, в итоге работы были приняты лишь из-за того что издание уже шло в набор, а не потому что работы понравились издателю.
После выполнения задания Виталий Михайлович дал себе слово не работать больше с издательствами, но спустя год он все же пересмотрел свое решение. Виталий Волович стал рисовать для журналов, путеводителей, справочников.
Поступить после училища в институт Виталий Михайлович не смог – его мать заболела туберкулезом, от чего и умерла в возрасте 48 лет.
Виталий Волович не воспринимал иллюстрации книг всерьез – отдавал предпочтение станковой графике и живописи до тех пор, пока ему не предложили проиллюстрировать книгу М. М. Пришвина «Кладовая солнца», после которой Пришвин лично поблагодарил Воловича за проделанную работу: «Кладовую солнца» издавали бесчисленное количество раз у нас и за рубежом, и у меня на полке «Кладовые» всех размеров и цветов. Но Ваша - лучшая» - такими были слова Пришвина. Именно тогда Виталий Волович понял, что книжная иллюстрация займет важную роль в его жизни.
Однако не всё устраивало Воловича в работе. Художник проиллюстрировал «Чешскую сказку», китайскую сказку «Обезьяна и черепаха», «Малахитовую шкатулку» Бажова. После этих иллюстраций Воловича обвинили в формализме, с которым в то время как раз боролись. Дошло до того, что в издательстве не давали выставить свои работы на выставке. И В.М. Волович уехал в Москву, взяв с собой картины и рисунки. Там ему сразу же предложили проиллюстрировать произведения М.Горького «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике». Эта работа художника получила большое количество наград, а затем поступило предложение участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в Лейпциге.
Поскольку с детства художнику нравилась эпоха Средневековья (чему поспособствовала огромная библиотека отчима с трудами Брагаузера, Шекспира и т.п.) для конкурса была выбрана «Шотландская баллада» Р.Л. Стивенсона, за которую ему была вручена серебряная медаль.
В 70-е годы заглавную роль в творчестве Воловича играл цирк. Любовь к цирку породила большое количество офортов, иллюстраций. Художник был всецело поглащен яркостью красок. Яркий пример тому серия «Цирк».
Так же в 70-е Виталий Михайлович начал работать с натуры. Теперь во время своих многочисленных путешествий по России и за ее пределами стал создавать самостоятельные станковые пейзажи карандашом и акварелью.
Так же Виталий Волович участвовал в конкурсе, посвященном 150летию И.В. Гёте. Для иллюстрирования была выбрана пьеса «Эгмонт» (1980). Данная работа была удостоена бронзовой медали в Лейпциге.
В 1982 году Виталию Михайловичу была оказана честь иллюстрировать «Слово о полку Игореве» - шедевр русской словесности. Выполняя данную работу Волович проводил параллель с Великой отечественной войной, которую сам прошел. В иллюстрациях к этой книге художник показал антивоенность самой поэмы, тем самым выразив и свою гражданскую позицию.
В постсоветский период, когда можно было свободно выезжать за границу художник старался всё больше работать с натуры, отражая культуру других стран, таких как Франция, Италия, Австрия, Палестина, Германия.
В начале 90-х издательства стали издавать книги без иллюстраций из финансовых соображений, или же и вовсе закрывались за неимением средств. А тем временем Виталий Михайлович мечтал о художественных альбомах. В таком формате изданы книги: «Средневековый роман», «Парад Алле», «Женщины и монстры». Готовится к печати «Корабль дураков».
Есть у В. М. Воловича и живописные циклы. К ним относится цикл «Старый Екатеринбург». Вступление к книге «Старый Екатеринбург» заканчивается так - «Я рисовал следовательно, я любил».
Каждый год художник со своим другом к концу лета выезжал для рисования этюдов и когда не было возможности поехать куда либо они выходили в город. Эти вылазки на природу художник считает лучшим отдыхом.
Так же Виталий Михайлович очень любит музыку и одно время ходил на занятия к одному оперному певцу. Но хобби как такового у него нет: все время занимает работа, и даже на природу этюды рисовать не выбирается.
Виталий Михайлович на свою занятость не жалуется, а напротив считает ее счастьем.
Большое место в творчестве В. М. Воловича занимают офорты.
На все восхищенные удивления художник поясняет, что любит свое дело и получает от своей работы настоящее наслаждение. И тут нельзя не процитировать слова Виталия Михайловича: «Все лучшее, что происходит в моей жизни, происходит в мастерской! Представить не могу, что если бы не было у меня этой профессии, то я бы уже 20 лет был на пенсии и не знал, куда себя деть! Во мне все ликует от недостатка времени и желания бежать в мастерскую, где меня ждет интереснейшая работа, которую я сам себе придумываю. Я спешу сюда с невероятным желанием и ухожу с неохотой».
Важным событием в жизни художника стал выход книги «Мастерская. Записки художника». История написания книги необычна: после смерти своей жены, с которой Виталий Михайлович прожил 47 лет, художник, что бы пережить потерю, стал писать вечерами. Закончив книгу, Виталий Волович отправил ее на электронную почту своему другу. Спустя 2 недели пришло письмо от издательства, в котором был договор. Виталий Волович изложил в книге историю своей жизни. Сам автор рассматривает книгу как «…попытку разобраться в себе, в профессии, может быть, в психологии творчества…»
В работе В. Волович использует такие техники, как линогравюры, офорт, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь, темперу. Его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Государственном русском музее, а так же в художественных музеях таких городов как: Екатеринбург, Иваново, Нижний Тагил, Ярославль, Пермь, Магнитогорск, Новосибирск, Саратов.
Помимо городов России работы Виталия Воловича есть в Музее современного искусства в Кельне, в Моравской галерее в городе Брно, Пражской национальной галерее, в Музее И.В. Гете и Ф. Шиллера в Веймере. В мемориальном музее В. Шекспира в Англии и во многих других, как частных, так и государственных собраниях России, Германии, Франции, Австрии, Италии, Израиля, Испании и США. Наиболее полное собрание работ художника находится в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
https://www.сайт/2018-08-20/chem_proslavilsya_na_ves_mir_vitaliy_volovich_ego_raboty_i_dostizheniya
«Личность легендарная, овеянная славой, мифами»
Работы и достижения, прославившие художника Виталия Воловича на весь мир
Виталий Волович Яромир Романов
В Екатеринбурге сегодня утром скончался художник Виталий Волович. Он был коренным екатеринбуржцем, прожил в столице Урала 85 лет из 90, при этом прославился на весь мир. Принято считать, что известность ему принесли иллюстрации к средневековой литературе, но его работы следует рассматривать и как совершенно самостоятельные произведения. Рисунки Воловича хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в Брно, Музее современного искусства в Кельне, Музее И. В. Гёте в Веймаре, галереях Екатеринбурга и других российских городов. Волович много путешествовал и рисовал до конца своей жизни..
Мама Виталия Воловича — Клавдия Филиппова была писательницей. В детстве будущему художнику больше нравилась музыка, он мечтал петь в опере, пишет itsmycity.ru . Будучи ребенком, «репетируя арии» в парке имени Павлика Морозова, Волович простудился и заболел ангиной, а пока болел, взялся за карандаш. «Шекспир меня в детстве совершенно поразил, потому что там, помимо самих сочинений, были удивительные рисунки сэра Джильберта… Я стал рисовать именно под впечатлением от этих публикаций — и рисовал взахлёб», — рассказывал позднее сам художник в воспоминаниях, записанных Анной Матвеевой .
Волович В. М. Из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира. «Отелло. Венецианский мавр»ЕММИ
К слову, именно иллюстрации к средневековой литературе и литературе эпохи Возрождения («Роман о Тристане и Изольде», «Ричард III»), принесли ему мировую известность. Он также создал иллюстрации к шедевру древнерусской словесности «Слову о полку Игореве». Успех пришел к нему после Международной выставки книги в Лейпциге в 1965 году, где он представил оформлен-ную и проиллюстрированную им шотландскую балладу Стивенсона.
ЕММИ
Виталий Волович стал иллюстрировать книги сразу после окончания Свердловского художественного училища. В начале 50-х он начал сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством.
Пензенская областная картинная галерея
Одним из первых крупных заказов Воловича были иллюстрации к сказам Павла Бажова, с которым дружила его мать. Добавим, она также была дружна с матерью известного скульптора Эрнста Неизвестного.
«С увлечением делал "Шкатулку", мне все было очень интересно, я как раз пытался найти и оправдать свои вкусы, взгляды. А потом получилось так, что я с треском вылетел из местного издательства как формалист и отправился покорять Москву, с папочкой рисунков вместо трех экю. Там меня встретили иронически и любовно, предложили делать иллюстрации к стихам Горького «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике»», — рассказывал Волович. Затем ему предложили проиллюстрировать «Песнь о Сиде» Корнеля и шекспировского «Ричарда Третьего». «И я понял — вот оно, то что надо. А окончательно убедился после того, как принял участие в конкурсе, который проводили в Лейпциге, на лучшие рисунки к поэме Стивенсона «Вересковый мед». Я на полтора месяца закрылся в мастерской, рисовал не отрываясь и в итоге получил за эту серию серебряную медаль. Конечно, награда придала мне определенный вес, я окончательно "переехал" в Средние века и с тех пор больше по договорам с издательствами не работал — только по творческим заявкам», — вспоминал Волович в интервью Art-пятница .
vol-art.ru
Сначала Виталий Волович рисовал тушью, затем начал работать в техниках линогравюры, офорта, литографии. Среди его известных работ — триптих по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей Империи».
«История с издательствами», по словам Воловича, закончилась в 1987 году. «Была разорвана вся эта система заказов, связка художник — писатель. А мне без книг было тяжело. И я придумал образ книги. Идея родилась давно — когда я делал иллюстрации, то сутками сидел в библиотеках, в театральных мастерских, собирал материалы. И рисовал, конечно, на общую тему, не по заказам. Так появились серии "Пустые панцири", "Цирк". Выставлять их отдельно, конечно, было нельзя, все подобное зарубалось на корню. А рисунки для книг пропускали. И я назвал свои "Панцири" так — "Иллюстрации по мотивам средневековой литературы из произведений Кретьена де Труа и Готфрида Страсбургского". А цирковую серию обозначил как "Иллюстрации по мотивам произведения Эдуарда Басса "Цирк Умберто". Насколько я знаю, книга на русский до сих пор не переведена. Но мне это не помешало», — рассказывал Волович.
www.culture.ru
Всего в творчестве уральского художника выделяется несколько крупных серий — «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Мастерская», «Иерусалим», а также «Парад-алле!» и «Старый город».
Виталий Волович — народный художник России, заслуженный художник РСФСР и действительный член РАХ. В 2008 году в Екатеринбурге Воловичу и его друзьям — художникам Мише Брусиловскому и Герману Метелёву установили памятник. Скульптурная композиция, изображающая беседующих художников — «Горожане. Разговор», — находится в сквере на проспекте Ленина. Волович — почетный гражданин Екатеринбурга, Ирбита и Свердловской области.
ЕМИИ
Осенью прошлого года, в возрасте 89 лет, Виталий Волович поскользнулся, упал и сломал шейку бедра. В больнице, рассказывая о своем самочувствии журналисту сайт, Волович не жаловался на здоровье, а сетовал: «У меня столько работы, в самом разгаре, было очень жалко прекращать работу».
Е1.Ru
«Виталий Волович личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее», — говорил о Воловиче его друг, еще один известный екатеринбуржец Миша Брусиловский, который умер в 2016 году.
Виталий Михайлович Волович (род. 1928) - советский и российский художник, график. Народный художник России (2016), Заслуженный художник РСФСР (1973), действительный член РАХ (2012).
Биография
Виталий Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем, Приморского края в писательской семье. Мать, Клавдия Владимировна Филиппова (1902-1950) - журналистка (сотрудничала с «Уральским рабочим», «Уральским современником», «Литературным альманахом»), писательница (повести «В гимназии» (1938), «Между людьми» (1940)). Отчим, Константин Васильевич Боголюбов (1897-1975) - писатель, литературовед, исследователь уральской литературы. В 1932 году семья переезжает в Свердловск.
После окончания в 1948 году Свердловского художественного училища Волович начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством: оформляет обложки книг Н. Куштум «Сторона моя родная» (1953), Б. Дижур «Раздумья» (1954), М. Пилипенко «Дороги» (1955) и др. К наиболее ярким работам этого периода можно отнести иллюстрации к «Кладовой солнца» М. Пришвина, которые одобрил сам писатель: «„Кладовую солнца“ издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке „Кладовые“ всех размеров и цветов. Но Ваша - лучшая»
Первые работы создавались в технике перового рисунка тушью, затем художник обращается к технике линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графике; в последнее время использует темперу, акварель, гуашь. Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.
Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова о полку Игореве», «Ричарда III», «Романа о Тристане и Изольде» и других произведений.
С 1952 года Виталий Волович участвует в художественных выставках, первые работы были выставлены в Ирбите (Свердловская область). В 1956 году принят в Союз художников СССР.
Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми, Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее Санкт-Петербурга, Екатеринбургской галерее современного искусства и др.; в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и т. д.
В настоящее время (2009 год) Виталий Волович живёт и работает в Екатеринбурге.
Признание и награды
- 1973 - Заслуженный художник РСФСР
- 1995 - лауреат премии имени Г. С. Мосина
- 1999 - лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
- 2005 - Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
- 2007 - Член-корреспондент Российской академии художеств
- 2007 - Почётный гражданин города Екатеринбурга
- 2008 - в Екатеринбурге установлена скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх знаменитых уральских художников Виталия Воловича, Миши Брусиловского и Германа Метелёва
- 2008 - Почётный гражданин города Ирбита
- 2012 - Академик Российской Академии художеств.
- 2016 - Народный художник России.
А также многочисленные медали и дипломы всероссийских, всесоюзных и международных смотров искусства книги.
Творчество
Циклы
- «Цирк»
- «Женщины и монстры»
- «Средневековые мистерии»
- «Иерусалим» (1995)
- «Екатеринбург» (1997)
Иллюстрации
- «Слово о полку Игореве»
- «Орестея» Эсхила
- «Ричард III», «Отелло» Шекспира (1972. Офорт.)
- «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье (1972. Автолитография)
- «Эгмонт» И. В. Гёте (1980)
- «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (1970. Офорт)
- Ирландские саги
- Сказы П. П. Бажова
Заслуженный художник РСФСР (1973 г.), лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999 г.), первый на Урале член-корреспондент Российской Академии художеств (2007 г.).
Родился в 1928 году в г. Спасске на Дальнем Востоке. Умер 20 августа 2018 года в Екатеринбурге.
В 1932 г. переехал в г. Свердловск. Воспитывался в писательской среде, но страсть к рисованию жила в нём с детства. В 1943 г. поступил в Свердловское художественное училище на живописное отделение. Его учителя - А.А. Жуков и О.Д. Коровин, который как опытный книжный график оказал на В. Воловича сильное влияние. Большое значение для художника имело общение в юности с живописцем С.А. Михайловым.
Окончив училище в 1948 г., В. Волович посвятил себя книге. Он иллюстрировал «Кладовую солнца» М. Пришвина, «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова, легенды и сказки народов мира и др.
С 1952 г. участвует в художественных выставках, с 1956 г. - член Союза художников СССР. На всероссийских, всесоюзных и международных смотрах искусства книги В. Волович неоднократно награждался медалями и дипломами. Работал в техниках линогравюры, офорта, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь, темперу.
В 60-е гг. художник создаёт иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Горького - типичный образец сурового стиля; иллюстрации к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1965). Символами человеческих страстей и страданий воспринимаются в трактовке В. Воловича герои трагедий Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968). Наряду с литературой, источником вдохновения для него явился театр. Трагедийность мировосприятия В. Воловича нарастала год от года. Преследующий человека неумолимый рок становится главной темой иллюстраций к исландским и ирландским сагам (1968), где люди представлены в космическом пространстве сплетёнными в тесный клубок со зловещими химерами. Тема борьбы добра и зла - главная в творчестве художника.
В 70-80-е гг. художник работает над циклами станковых работ: «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская», которые, как и иллюстрации книжной графики, строятся на исторических параллелях, иносказаниях. В эти годы художник выполняет иллюстрации к ряду классических произведений: «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, к трагедии Гёте «Эгмонт», к «Слову о полку Игореве», к трагедии Эсхила «Орестея» и др.
В. Волович много путешествовал и рисовал с натуры, особенно интересны пейзажи Екатеринбурга. Он словно заново открыл город своего детства. В старинных кирпичных сооружениях, в их нескладной эклектике проявляются очертания средневековых замков и донжонов, возникающие ассоциации акцентируются неожиданными ракурсами, декоративными цветовыми сочетаниями. Художник вносит остроту и напряжённость в восприятие Екатеринбурга: это драматическая повесть о жизни старого города, уходящего в прошлое, но продолжающего отстаивать свою самобытность. В 2006 г. вышел альбом «В. Волович: Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны» (акварель, рисунок, темпера) (в 2-х томах).
Произведения В. Воловича хранятся во многих государственных и частных собраниях в России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, Саратова, в Пражской национальной галерее, в Моравской галерее в Брно, в Музее современного искусства в Кёльне, в музее И. В. Гёте в Веймаре и других.