Вольный каменщик из тайного братства. Масоны: кто они? Происхождение Ордена Вольных Каменщиков

Вольный каменщик из тайного братства. Масоны: кто они? Происхождение Ордена Вольных Каменщиков

– plagioclase

Её членом был Уинстон Черчилль. Так же как и Генри Форд. И Моцарт. И Вольтер. Дюк Эллингтон. Д. В. Гриффит. Джон Элвей. Это не считая Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Эндрю Джексона и тринадцати других американских президентов.

Перечисленные имена — лишь горстка влиятельных людей из числа «Вольных каменщиков», тайного общества, возникшего в 14-м веке, чьи цели вдохновляли исследователей заговорщицких теорий в течение сотен лет.

Начало масонскому наваждению в поп-культуре, вероятно, положил фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Ковчег из «Ветхого завета» имеет к масонству самое прямое отношение, но об этом позже.

Дэн Браун бомбардировал тайнами «Вольных каменщиков» широкие читательские круги, выпустив бестселлеры «Код да Винчи» и «Ангелы & Демоны», пережившие впоследствии весьма посредственные экранизации с Томом Хэнксом в главной роли. А в «Сокровище нации» неутомимый Николас Кейдж даже слегка переусердствовал с масонскими интригами.

Вышеозначенные самородки массовой культуры в той или иной степени затрагивали тему масонских заговоров, но «KoldCast TV» (международная интернет-телесеть, подразделение ООО «KoldCast Entertainment Media» — прим. mixednews) повышает ставки, запустив показ многосерийного триллера «A perfect union», посвящённого истории тайного общества.

На протяжении вот уже как 12-ти серий зрители следят за приключениями внештатного журналиста — Вирджила Монтеза, расследующего нераскрытое убийство эксцентричного профессора истории — Роджера Каплана, произошедшее 20 лет назад.

В ходе расследования Вирджилу открывается суть древнего заговора, связанного с Техасской революцией и «Вольными каменщиками», а так же важная тайна Битвы при Аламо.

Так что же делает это братство столь интересным? Постараемся ответить на самые затруднительные из накопившихся за сотни лет вопросов.

Какое отношение масоны имеют к архитектуре?

К архитектуре масоны имеют почти самое прямое отношение. Первые «Вольные каменщики» были неграмотными строителями средневековых соборов — каменотёсами. Эти люди относились к рабочему классу, но в социальной иерархии стояли выше крестьян.

Их познания в астрономии и геометрии, основанные на изучении установленных господом в мире законов, позволяли им воздвигать святые храмы из грубого камня. Благодаря своей работе они получили привилегию свободно передвигаться по всей Европе и стали «Вольными каменщиками».

А что там за секретное приветствие?

Особый статус «Вольных каменщиков» потребовал изобретения способа отличить настоящих работников от предприимчивых нелегалов. По результатам проверки, вновь прибывшие на стройку разделялись на три профессиональных ранга: ученик, подмастерье или мастер.

У каждого ранга было своё рукопожатие, позже развившееся в секретное приветствие. Не волнуйтесь, ничего общего с тем, что вы видели в сцене оккультного ритуала из фильма «Пегги Сью вышла замуж» здесь нет.

Масонские традиции равенства зародились на стройплощадках, где все называли друг друга «брат». В течение столетий их собрания проходили в ложах, на уровне — сооружении в центральной части ложи, символизирующем строительный измерительный инструмент. Отсюда и пошло выражение «на уровне». Так что извините, битники, его придумали не вы.

Это такая религия?

Нет, хотя у масонства есть признаки некоего подобия религии. В легенде «Вольных каменщиков» говорится о Хираме Абиффе, избранном еврейским королём Соломоном для воплощения божьего замысла о строительстве первого храма.

Храм должен был стать вместилищем для Святого Ковчега, внутри которого покоились бы обломки каменных табличек с десятью заповедями. Три младших работника постоянно пытались выведать у Хирама секретные слова, которые, как они думали, скрывали волшебную силу и являлись ключом к познанию вселенной. Хирам терпеливо напоминал им, что слова будут раскрыты после окончания строительства в награду за мастерство, однако, объятые нетерпением, они решили его убить. Один за другим Хираму нанесли три удара, но тайных слов он не открыл. Умирая Хирам произнёс: «Кто поможет сыну вдовы?» На долгие годы эта фраза стала зовом о помощи «Вольных каменщиков».

Есть ли у них ритуалы?

В основание философии «Вольных каменщиков» положена история Хирама. Член общества является сознательным и свободным строителем добродетельной жизни. При этом он постоянно подвергается агрессивному воздействию со стороны трёх (по количеству убийц) главных факторов: невежества, фанатизма и деспотии.

Каждая ложа проектируется по подобию первого храма, существующего лишь на страницах библии. Ритуал посвящения навеян убийством Хирама Абиффа — иносказательной истории о твёрдости слова масона. Новобранца «убивают», а затем трижды пытаются воскресить. Первые две попытки терпят неудачу, а после третьей человек перерождается «вольным каменщиком».

Так это действительно тайное общество?

Да… вроде того. Вы ведь уже начинаете понимать, что к чему. Братству малоинтересно, сколько вы сможете употребить пива из кеги, стоя на руках. От всеобщего внимания ускользает тот факт, что тайна «Вольных каменщиков» хранится индивидуально в сердцах и умах каждого из братьев. И в любом частном случае она одновременно и уникальна и универсальна. Это не какой-то грандиозный, эзотерический, секретный проект, провозглашённый всей организацией.

Чем масонские списки заслужили видеоролик на TMZ (американский информационный портал — прим. mixednews)?

Геометрия всегда представлялась «Вольным каменщикам» в качестве верной дороги к постижению божественного. Поэтому Эра Просвещения привлекала в масонские гильдии, существовавшие со средневековья, ведущих учёных и философов того времени.

Эти образованные люди, став новыми лидерами, придали гильдиями силу способную изменить мир — политическое влияние. Однако их влияние, подобно всем ранним проектам Просвещения, должно было оставаться тайным из-за церковной гегемонии.

Получается, что это — политическая партия?

И да, и нет… Тут всё весьма неоднозначно. Приняв в свои ряды образованных, богатых и обличённых властью людей, масоны превратились в некое подобие клуба по интересам.

Вне досягаемости власти церкви и государственных структур «Вольные каменщики» могли в тайне формировать своё отношение к мировым проблемам, а затем производить соответствующие изменения в сферах своей деятельности при негласной поддержке остальных членов братства.

«Сокровище нации» основано на реальных событиях?

История Войны за независимость весьма популярна среди исследователей масонских происков. Планы «Бостонского чаепития», вырезанные на стенах, можно обнаружить и сейчас в таверне «Green Dragon» — известном месте, где собирались «Вольные каменщики» времён колониальной Америки.

Девять лиц, подписавших Декларацию независимости, включая председателя Джона Хенкока, не скрывали своей принадлежности к масонам.

Именно известный масон — Бен Франклин заставил Томаса Джефферсона изменить текст декларации в соответствии с идеологией «Вольных каменщиков» («Мы исходим из той самоочевидной истины…» вместо «Мы исходим из той, подкреплённой верой, истины…»).

Ставшие легендой парижские подвиги Франклина, направленные на получение поддержки революции со стороны Франции, состояли в основном из встреч с французскими масонами.

В действительности он руководил церемонией посвящения Вольтера в парижской ложе «Девяти муз». Франклин убедил великих генералов и офицеров Европы выступить на стороне товарища-масона — Джорджа Вашингтона, что предопределило военные успехи повстанцев.

Это стало возможным благодаря тому, что идеалы революционеров и масонов были очень близки.

Так это группа такая?

Конечно. http://www.myspace.com/freemasons

Правда, что это — злобная организация, одержимая новым мировым порядком?

Концентрация власти в одной организации привела к появлению самой зловещей теории заговора. Масоны были опасны для правительств и церкви, т.к. исповедовали свободу воли.

Антимасонство появилось в 17 веке, когда суровые пресвитерианские министры окрестили «Вольных каменщиков» антихристами. Впоследствии их обвинили в покусительстве на мировое господство, в разорении Ватикана, в поклонении сатане, в похищении политиков и даже в убийстве принцессы Дианы.

В СССР их преследовали как противников коммунизма. Нацисты бросали в тюрьмы за содействие еврейским заговорам. В пропагандистском фильме «Forces occultes» 1943 года молодой депутат присоединяется к масонам в надежде сделать быструю карьеру, однако убеждается, что единственной их целью является заговор с евреями и англо-американцами, направленный на втягивание Франции в войну против Германии.

Они всё еще оказывают влияние на правительства?

Прошлое десятилетие ознаменовалось возрождением объявления членства в «Вольных каменщиках». Наибольшая активность этого движения наблюдалась в Великобритании. Подозрительность британского Парламента к масонам в свете американской и Французской революций не удивительна.

Организация оказалась на грани исчезновения, когда в 1799 был принят закон, запрещающий вступать в какие-либо общества, требующие принятия присяги. «Вольные каменщики» выхлопотали для себя исключение, сославшись на свою приверженность правительству и закону, при условии ежегодного оглашения списка членов.

Ежегодный список запрашивался до 1967, а в 1997 Британское правительство хотело принять законы, обязывающие судей и полицейских объявлять о своём членстве. «Вольные каменщики» считают подобные меры нецелесообразными, однако мы-то с вами не знаем, как далеко простираются границы их сегодняшнего влияния.

По словам одного из «братьев», глава местной ложи, организуя собрания, с трудом решает проблему выбора начинки для бутербродов… Какое ещё мировое господство?

Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.

Масонство – не религия, не сверхсекретное общество, не форум, не армия и не собрание. Это – орден наподобие рыцарского; братство людей, объединенных общими идеями, тайнами и замыслами.

Намерения их, между тем, не так уж и коварны, как об этом любят сообщать в разоблачительных статьях и мистических документальных фильмах. Так кто такие масоны?

Масоны – не пережиток прошлого, они открыто существуют по сей день и не скрывают своей принадлежности и взглядов.

Всего в современном мире насчитывается порядка пяти миллионов представителей братства . Территориально большая их часть находится в Америке и Англии (около 50%), остальные распределились по всему миру.

Быть масоном – не значит быть тайным шпионом. Если ваш сосед является членом ордена, он может спокойно заявить об этом, подстригая газон или сидя на дружеских посиделках. Впрочем, распространяться о секретах братства он вряд ли станет, как ни пытайте.

Кто такие вольные каменщики и причем тут масоны?

Официальное становление масонства началось ровно 300 лет назад, в 1717 году. Именно тогда в Лондоне появилась первая Великая ложа, доминирующая над остальными сообществами.

Однако тайные профессиональные гильдии появились еще в 13-14 веке, и поначалу их наполняли люди совершенно простые и необразованные, настоящие вольные каменщики – строители средневековых соборов.

Самый первый храм, по легенде, был построен по приказу царя Соломона. Тот был так доволен работой зодчих, что выдал им особую привилегию – полную свободу от налогов.

Слава о величайших строителях быстро разлетелась по миру, и их стали приглашать в разные города и веси для воздвижения соборов (с теми же приятными, «вольными» условиями).

Каменщики бродили по странам беспрепятственно – для строителей храмов не существовало границ и визового режима. Всю награду делили строго поровну, а для ограждения себя от самозванцев придумали тайные символы и ритуалы.

Ординарный рабочий класс, состоящий из неграмотных каменотесов и архитекторов, единственный из всех мог вольготно передвигаться по Европе: благодаря особым навыкам в строительстве храмов из необработанного камня им были рады везде.

Они обладали ценными познаниями в геометрии и астрономии и имели представление о законах божественного – это выделяло вольных каменщиков из общей массы.

При строительстве соборов, мастера и ученики проповедовали идеалы братства, дружбы и равенства, легшие в основу масонских заветов.

Они объединялись в гильдии и проводили собрания в специальных ложах. Началось все со строительства храмов божьих, но затем их идеи перетекли в символичное строительство новой жизни, основанной на морали и добродетели.

Считается, что именно на базе гильдии каменотесов образовался орден, в ряды которого стали принимать великих мужей, весьма далеких от архитектуры . Во-всяком случае, сами масоны считают себя последователями и преемниками «вольных каменщиков».

До сих пор их главными символами остаются наугольник и циркуль (главные атрибуты средневекового зодчества), соединенные в причудливый ромб.

Почему масонов считают великими заговорщиками

К началу Эпохи просвещения в круг масонов входило множество величайших ярких умов. Это были ученые, писатели, творцы, политические лидеры.

В разное время в ложах присутствовали Бенджамин Франклин, Вольтер, Генри Форд, Уинстон Черчилль, Джордж Вашингтон и Моцарт.

Это была одновременно и религия (с собственной легендой о Хираме Абиффе, строителе самого первого храма, несправедливо убиенном тремя завистливыми младшими работниками), и тайная, влиятельная политическая партия (которой приписывают сотни заговоров по изменению мира).

Властолюбивые особы и бюрократы мечтали уничтожить масонов. Отчасти потому, что главным приоритетом для тех была и остается свобода воли. Их учения и принципы, близкие к идеалам революционеров, мешали как церкви, так и избранному правительству.

Вместе с тем, в руках масонской ложи концентрировалась огромная власть – в нее входили самые влиятельные люди эпохи, которые могли на местах внедрять идеи братства.

В 18 веке масонов стали преследовать, с годами приписывая тем множество интриг и нелицеприятных фактов, от поклонения дьяволу до разорения Ватикана, от заговоров с евреями до убийства принцессы Дианы.

Уничтожить их так и не смогли, но в конце 19 века обязали публиковать полные списки членов ордена.

Символика и идеи масонства

Все масоны – мужчины. Это исключительно верующие люди, среди них нет атеистов. Франкмасонство издревле опирается на монотеистические верования (в единую высшую силу), не выделяя какую-то конкретную религию.

Кроме того, в основу современного масонства легли регламенты и принципы тех самых «вольных каменщиков».

Масоны выделяют себя особыми символами, чтобы члены братства легко могли узнать друг друга . Нередко они носят кольца со специальными гравировками, украшают одежду странными надписями и нашивками и «особенным образом» пожимают руку.

Они проходят мистический обряд посвящения (в котором им приходится «умирать» и трижды «воскресать»), дают присягу и борются за своих братьев до последнего (даже отказываются свидетельствовать против них на судебных разбирательствах).

Масоны отдельных городов объединяются в местные ложи с самоуправлением, которые ненавязчиво контролируются Великой Ложей, имеющейся в каждой стране.

Масон считается свободным и добровольным строителем новой, основанной на добродетелях жизни. Человеком с незамутненным разумом и благородными помыслами, противостоящим нападкам фанатиков, деспотов и невежд.

Вы когда нибудь задумывались почему масоны называют себя "каменщиками" и в качестве символов испоьзуют строительные инструменты молоток, угольник, циркуль, фартук и т. д.?


Каменщики это ведь по сути ремесленники, рабочий класс, то есть совершенно неуважаемые люди в эпоху средневековья. С точки зрения людей того времени, для придания себе крутизны следовало бы придумать себе предшественников из числа царей и легендарных героев, что собственно и делали всякие семейки "помазанников" придумывая себе происхождение от римских кесарей, от древнеиудейских царей и даже от "иисуса христа" как это показано в известном фильме "Код да Винчи"
А тут вдруг работяги каменшики....
Масоны выводят своё происхождение от легендарного каменщика Адонирама (Хирама) - мастера который строил первый Иерусалимский Храм, и кстати сам он не был иудеем.
Так в чём же дело? за что каменщики удостоились такой чести? Попробуем разобраться.
Анализ достаточного количества артефактов древних цивилизаций Египта и Центральной Америки говорит о том, что при их создании использовались некие высокие технологии недоступные даже при современном уровне развития техники, не говоря уже про древних египтян не знавших железа и тем более индейцев. Речь идет в первую очередь о способности сверлить и резать как масло твёрдые породы камня - гранит и базальт а так же возможности транспортировки огромных каменных глыб.
Например вот такой факт -

""""""По поводу следов инструмента, оставившего спиральную борозду на одной из таких цилиндрических сердцевин, изымаемых из просверленного в граните отверстия, Петри писал:
«Сверло погружается на 0,1 дюйма (2,5 мм) за оборот в 6 дюймов (15, 2 см), или 1 к 60, - скорость прохождения кварца и полевого шпата является удивительной».
Прочитав это, я вынужден был согласиться с Петри. Это была невероятная скорость подачи (расстояние, проходимое за оборот сверла) для бурения в любом материале, не говоря уже о граните. Я был поставлен в тупик вопросом - как сверло могло достичь такой скорости подачи? Сам Петри был так изумлен этими артефактами, что попытался объяснять их, возвращаясь к этому вопросу в трех разных местах одной главы. Для инженера 1880-х, каким был Петри, всё наблюдаемое являлось аномалией. Параметры отверстий, их сердцевин и следов инструмента указывали на невозможность «события». Три специфические характеристики отверстий и цилиндров, как показано на иллюстрации справа, собственно и выдают характерную технологию изготовления этих артефактов. Это:

1. Сужение на конце - как отверстия, так и сердцевины;
2. Последовательные винтовые (спиральные) каналы, демонстрирующие, что сверло входило в гранит со скоростью подачи 0,1 дюйма (2,5 мм) за оборот сверла.
3. Поразительный факт, что спиральная борозда в канале от сверла глубже в кварце, чем в более мягком полевом шпате.

Такая инверсия имела бы место при стандартной машинной обработке. В 1983 г. Дональд Ран (Rahn Granite Surfase Plate Co, Дэйтон, штат Огайо) сказал мне, что алмазные свёрла, вращающиеся со скоростью 900 оборотов в минуту, проникают в гранит со скоростью 1 дюйм (2,54 см) за 5 минут. В 1996 Эрик Лейтер (Trustone Corp.) сказал мне, что эти параметры с тех пор не изменились. Скорость подачи современных свёрл, таким образом, составляет 0,0002 дюйма (0,005 мм) за оборот, демонстрируя, что древние египтяне были способны сверлить гранит со скоростью подачи, которая была в 500 раз больше (или глубже за один оборот сверла), чем современные сверла. Другие характеристики также создают проблему для современных свёрл. Древние сверла создавали сужающиеся отверстия со спиральными углублениями, глубже прорезанными в более твердых элементах гранита. Если обычные методы механической обработки не могут ответить ни на один из этих вопросов, как мы ответим на все три? """""""""
http://www.goldentime.ru/hrs_machinegypt_1.htm
Или ещё вот такая статья с описанием предмета разговора -
http://naturesecret.ru/2011/04/24/piramidi-dlya-egiptyan/
И что бы наглядно представить себе о каких технологиях идет речь, стоит посмотреть этот фильм, наиболее интересный момент где то с 9 мин.

В качестве гипотезы, можно предположить, что этот самый Адонирам обладал знанием технологий или владел инструментами доставшимися ему от представителей условно говоря допотопной цивилизации.
Таким образом, обладание технологиями и возможно орудиями делало этих "каменщиков" как бы представителями некой таинственной сверхцивилизации превосходящей по своему авторитету даже царей и легендарных героев, что и побудило масонов считать "каменщиков" своими реальными или мнимыми предшественниками.
Но здесь так же можно предположить, что и в настоящее время существует тщательно законспирированное сообщество которое управляет миром. Время от времени это сообщество выдаёт "нужным людям" некоторые механизмы власти и знания. Некоторые обрывочные и путанные описания этих технологий содержатся в так наз. алхимии.

Вольные Каменщики (Масоны) – члены самого старого и многочисленного из существующих в современном мире братских светских обществ, которое уходит своими корнями глубоко в прошлое.

Спектр мнений о происхождении Ордена Вольных Каменщиков чрезвычайно широк. Многие исследователи считают, что история старых масонских организаций тесно связана с общей историей ремесленных гильдий и братств в Англии, и что современное Масонство образовалось непосредственно из организаций строителей - каменотесов и архитекторов, имевших много ответвлений по всей Европе средних веков. Другие прослеживают прямую связь между Орденом Вольных Каменщиков и «Орденом Бедных Братьев – Воинов Христа и Храма Соломона», вошедшего в историю под названием «Орден рыцарей – тамплиеров». Некоторые Вольные Каменщики искренне уверены, что история Ордена началась с приходом новой эры, а первым масоном был Иисус Христос. Иные идут еще дальше, относя начало движения к Пифагору, Моисею, Аврааму и даже к мифическому Еноху.

Так или иначе, масонство, безусловно, родственно связано с посвятительными Братствами далекого прошлого. Такие сообщества, конечно, всегда несли на себе печать своего времени. Они рождались и умирали, меняли свою организационную структуру, тактику. Забывались первоначальные цели, по-разному формулировались и понимались, новые. Но сохранялись носители изначальной Идеи и союзы возрождались. Так было и с теми, кто ныне называет себя Вольными Каменщиками, для кого неизменным всегда оставалось стремление к Самосовершенствованию, к высшей Истине, высшей Справедливости. Вот почему масонство древнейшего происхождения. В сущности, как образ мыслей и поведения, как «состояние души» масонство, в той или иной форме, существовало всегда.

Современный Орден Вольных Каменщиков организационно оформился в начале XVIII века. В день рождества св. Иоанна Крестителя 24 июня 1717 года в лондонской таверне «Гусь и вертел» была учреждена первая в мире «Великая ложа», объединившая четыре «Малые ложи», собиравшиеся до этого времени в других городских тавернах. Таким образом, была создана масонская организация нового времени, положившая начало институту современного масонства, распространившемуся спустя пару десятилетий по всему Европейскому континенту. В 1723 году была опубликована «Книга Конституций» Джеймса Андерсона (1680 -1739) под названием «Конституции вольных каменщиков, содержащие историю, обязанности и правила этого древнего и весьма почтенного братства», которая была утверждена и принята за основной закон масонами. В «Конституциях», помимо прочего, содержалась мифическая история масонства от Райского сада до 1717 г. Цель союза Вольных Каменщиков обозначалась как стремление к нравственному самосовершенствованию, познанию Истины и самого себя, а также любовь к ближнему.

И в наши дни Братство ставит своей главной задачей способствовать нравственно-духовному совершенствованию человека, развитию в нем, в атмосфере содружества и взаимопомощи, высоких душевных качеств - основы, как его личного счастья, так и его наибольшей полезности для ближних. Братство активно занимается просвещением, благотворительностью, пропагандирует высокий уровень образования и социальной ответственности, устанавливая при этом высочайшие стандарты нравственных принципов.

Цвет кожи, национальность, политические или религиозные убеждения не могут стать препятствием для членства в Ордене, так как в ложах Братства запрещено обсуждать то, что может разъединять людей. Одним из самых удивительных аспектов масонства всегда было то, что так много разных людей из совершенно различных слоев общества могут мирно общаться между собой, никогда не обсуждая политику и не вступая в религиозные дебаты, во взаимной гармонии и дружбе и обращаться друг к другу «Брат». Вне зависимости от занимаемого положения в обществе, масоны относятся друг к другу как к «равным среди равных».

В своей работе в Ложах Братья учатся сосредотачиваться на том, что их объединяет. Они шаг за шагом углубляют свои представления о нравственности и находят, что круг ценностей, объединяющий их, расширился. Это делает братьев более открытыми и способными почерпнуть друг от друга то, что необходимо каждому для продвижения по своему собственному пути. «Мы интересны друг другу потому, что мы разные», «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» и «Никогда не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе» - аксиомы для настоящих масонов.