Война за «Матильду»: о чем фильм и почему его так сильно хотят запретить. Почему «ВКонтакте» поддержит фильм Алексея Учителя «Матильда Матильда протесты

Война за «Матильду»: о чем фильм и почему его так сильно хотят запретить. Почему «ВКонтакте» поддержит фильм Алексея Учителя «Матильда Матильда протесты
Война за «Матильду»: о чем фильм и почему его так сильно хотят запретить. Почему «ВКонтакте» поддержит фильм Алексея Учителя «Матильда Матильда протесты

Шквал писем

Депутат Госдумы России Наталья Поклонская рассказала о шквале обращений, которые поступают ей по поводу фильма «Матильда». К слову, письма поступают не только от православных верующих России.

Сиэтлийский монастырь в США - направил настоятель монастыря подписи прихожан и свою петицию. Со святой горы Афон прихожане направили обращение. Мусульмане из Дагестана прислали обращение. На днях пришло новое коллективное письмо, под ним 6,5 тысяч подписей противников фильма. Это плюс к уже имеющимся более 30 тысячам, - отметила Поклонская.

Депутат считает, что люди, которые обращаются к ней, отстаивают правду и справедливость, борются за веру, а также за свои права, предусмотренные конституцией Российской Федерации - свободу вероисповедания, свободу убеждений.

У нас 80% населения России так или иначе относятся к православной вере. И когда люди обращаются к народным избранникам с просьбой защитить их незыблемое право, они не отстаивают свои корыстным интересы, - заметила она. - Они не просят у государства либо у депутатов каких-то льгот, какого-то снисхождения для себя. Они отстаивают свое законное право.

Наталья Поклонская пообещала, что не выбросит жалобы людей в корзину, поскольку "доверие людей невозможно просто так купить".

Обычные люди, обратившиеся на имя депутата, борются за правду. Вторая сторона - режиссер и создатели фильма - которые говорят об ущемлении свободы творчества, - говорит Поклонская. - Говорят, что не могут творить, потому что мешает депутат, мешают эти люди, называют их религиозными фанатиками. За что они борются? За правду? Нет. Они борются за этот фильм. А этот фильм для них - это получение определенных вознаграждений. То есть мотив совершенно другой. И когда говорится о свободе творчества, я могу ответить так: любая свобода заканчивается там, где она задевает и нарушает права других.

Депутат заметила, что фильм "Матильда" - это национальный заказ, под который выделены государственные деньги, деньги налогоплательщиков - этих самых «религиозных фанатиков».

Только факты!

Наталья Поклонская прошлась по фактам. Так что именно ее не устраивает в фильме?

Главную роль нашего православного святого, государя Николая II играет немецкий порноактер. И вот что на этот счет говорит создатель фильма - режиссер Учитель: «На кастинге мне очень важно, чтобы человеческие характеристики актеров совпадали с душевными качествами наших героев. Это художественный фильм, но он основан на реальных событиях. Ларс (Айдингер, главный актер) оказался главным попадаем в роль. По душевному складу, по тому, как его всегда одолевают сомнения. И при этом то, что он делает, он делает гениально», - цитирует Поклонская режиссера.

Также депутат обратила внимание на фотографии самого актера, которые в огромном множестве можно найти в интернете.

Скажите, глядя на эти фотографии, имеют право православные верующие обратиться к своим избранникам и в правоохранительные органы, чтобы отстоять наши православные святыни?! - задает она риторический вопрос. - В роли императрицы – тоже иностранка, до этого участвующая лишь в театральных спектаклях британской альтернативной культуры. По утвержденному сценарию, который не должен разниться с готовым продуктом, государыня, православная святая, устраивает сатанинские обряды, бегает с ножом за несчастной балетной танцовщицей Матильдой. Добывает кровь балерины и затем пытается приворожить императора.

Депутат также заметила, что никто не пытается судить операторскую работу, костюмы, замечательные декорации, великолепный оркестр и удивительную музыку. Мол, людей волнует сама идея фильма, мысль сценария.

Почему-то два часа фильма посвящены вожделению и любовным похождениям с Матильдой, - сетует депутат. - Мне известно, что все монастыри поднялись, в храмах подписи собирают и говорят о том, что это недопустимо. Государство и церковь отделены друг от друга. Но должна соблюдаться симфония - государство защищает церковь. Чем я и занимаюсь. Другой вопрос - нравится это кому-то или не нравится.

Российскую общественность всколыхнул фильм "Матильда", который должен выйти в большой прокат 30 марта. Депутат Госдумы Наталья Поклонская после обращений разгневанных граждан даже направила запрос генпрокурору России Юрию Чайке, чтобы соответствующие органы проверили картину, но в прокуратуре никаких нарушений не нашли. О чем же все-таки этот фильм, почему против него выступили православные активисты и на многие другие вопросы решил ответить корреспондент сайт.

Кто такая Матильда?

Картина посвящена судьбе существовавшей в реальности танцовщицы Матильды Кшесинской, которая была примой-балериной Мариинского театра. Но прославилась она не только своей пластикой, но и связью с августейшими особами Российской империи. Барышня успела побыть фавориткой цесаревича Николая, любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, а последний даже на ней женился, в свете чего Кшесинская получила титул Светлейшей княгини и романовскую фамилию.

Про что фильм и кто над ним работал?

Перед зрителями развернется история отношений последнего русского императора и балерины Матильды Кшесинской, которая была настоящей звездой своего времени и сводила своей красотой с ума многих мужчин.
Режиссером картины стал известный российский мастер Алексей Учитель, который работал над фильмами "Космос как предчувствие", "Прогулка" и многими другими. Автором сценария стал писатель Александр Терехов, лауреат премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер". Съемки ленты начались еще в 2014 году и проходили с большим размахом в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава, а на создание костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани и суммарно изготовлено 5 тыс. нарядов. Так, общий бюджет составил 25 млн долларов.

Кто в "Матильде" снимается?

На большом экране зрители увидят Данилу Козловского, который сыграет графа Воронцова, Ингеборгу Дапкунайте, она предстанет перед зрителями в образе императрицы Марии Федоровны, и Сергея Гармаша в роли императора Александра III. Артисты труппы берлинского театра "Шаубюне" Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам сыграют императора Николая II и императрицу Александру Федоровну. На главную роль изначально пророчили Киру Найтли, и режиссер долго держал в секрете, кто же все-таки в его фильме станет Матильдой Кшесинской. Теперь известно, что на главную роль выбрали 24-летнюю польскую киноактрису, скрипачку, певицу и писательницу Михалину Ольшанскую.

Что не понравилось активистам?

Важно отметить, что фильма еще никто не видел – ни активисты, ни Наталья Поклонская. Мнение строится только на единственном трейлере, хотя ничего опасного в нем, кажется, и нет.
Напомним, что противники ленты создали в июле 2016 года петицию на сайте Change.org , где собирали подписи за отмену картины, объясняя это тем, что "содержание фильма является сознательной ложью".
Как пояснили выступившие против "Матильды", в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Кроме того, по их мнению, Россия здесь представлена "как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким и мстительным развратником и прелюбодеем".
Поддержавшая активистов Поклонская от себя добавила, что "данный фильм оскверняет чувства православных и содержит недостоверные, фальшивые информационные сведения в отношении нашего государя, который Русской православной церковью канонизирован, является нашим святым, мучеником".

Я не буду касаться вопроса о правдивости фильма. Речь не об этом. Речь о том, что можно показывать, а что нельзя. И о том, что нужно показывать. В каком фильме можно участвовать в качестве продюсера, режиссера, актера или зрителя , а в каком это с нравственной точки зрения недопустимо.

Царь Николай II прославлен Русской Православной Церковью, он свят для миллионов людей нашей страны. Поэтому и фильм о нем надо снимать, как о святом человеке и никак иначе. Присутствие в фильме хотя бы отдельных незначительных сцен, бросающих тень на его святость, было бы непростительной ошибкой. Делать смыслом повествования такие эпизоды является, мягко говоря, неэтичным, более точно — нравственным преступлением, святотатством.

Государь-страстотерпец известен всему верующему народу как человек высоконравственный, благочестивый, познающий Волю Божию и следующий Ей. Известна его чистая юношеская любовь к Алисе — будущей супруге и Государыне Александре Федоровне, любовь, которую венценосная чета пронесла до последней черной минуты, застигшей их в подвале Ипатьевского дома. Тогда палачи уничтожали тело Государя, теперь — пытаются уничтожить светлый его образ. Я видел отрывки фильма и могу сказать: «Это — не Государь Николай Александрович. Это другой человек. Не тот, которого мы с тоской видим на документальной кинохронике и старых фотографиях. И, тем более, на иконах. У него другой взгляд, иные движения, которые выдают характер, самую душу человека. Это не тот образ! Это — наглая ложь!» И это - не неудачная игра актера, не ошибочное представление режиссера. Это, с позволения сказать, произведение стоит в одном ряду с телевизионным судом над Лицом Русского народа благоверным великим князем Александром Невским; с фильмом «Орда», где оболган святой митрополит Московский Алексий; с фильмами, где режиссеры-«правдюки» (очень удачный термин Виктора Саулкина) под видом «правды жизни» пытаются смешать с грязью героический образ русского (неважно, узбекского, украинского, грузинского… — тогда все были русскими) солдата. Стоит в одном ряду со взрывом Храма Христа Спасителя и всех уничтоженных церквей, с Соловками, с Бутово…

Они не могут успокоиться, потому что несмотря ни на что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! И так будет, и дух этот, наш дух , живет и будет жить в людях, у которых по выражению Фазиля Ирзабекова «просто физически болит сердце, когда плохо говорят о России»! И эта боль заставляет нас сказать господину Учителю: «Не выйдет ваш фильм! Ничего у вас не выйдет!»

Нам, действительно, нужны фильмы о наших вождях, воинах, ученых и самых простых людях. Но такие, где наш святой обладает высшей святостью, воин — высшей доблестью, ученый — самым изобретательным умом… Киноленты, которые будут воспитывать настоящего человека , а не гнилого обывателя-потребителя. А поделки, подобные «Матильде», можно поставить в один ряд с порнографией, за которую Церковь наказывает не только производителей, но и покупателей, т.е. зрителей.

Настоятель храма Воскресения Христова
священник Олег Варенцов

«Приглашаю режиссера лично увидеть и пообщаться с людьми, обратившимися ко мне с заявлениями об осквернении святынь и оскорблении религиозных чувств фильмом «Матильда», — написала в своем паблике «ВКонтакте» депутат Наталья Поклонская.

«Такое общение снимет сомнения в существовании людей, защищающих веру и конституционные права. Верующие как раз собираются на молитвенное Стояние… на территории Храма Воскресения Христова в Кадашах, где будут молиться за вразумление создателей такого «кино», — уточнила бывший прокурор.

Акция, о которой говорит Поклонская, стала всероссийской: в Москве она прошла на территории расположенного в Замоскворечье храма, в Екатеринбурге — у храма Спаса-на-Крови, воздвигнутого на месте расстрела царской семьи, отдельные акции прошли в Сибири, на Дальнем Востоке и на Камчатке.

Собравшиеся протестовали против якобы имевшего место в фильме «поругания» образа царя , почитаемого православной церковью святым страстотерпцем. Организатором акции стала православная общественная организация «Сорок сороков». Поругание, по мнению активистов, заключается в художественном допущении, что

у последнего русского монарха был роман с балериной , который продолжился и после бракосочетания с императрицей Александрой Федоровной.

В ответ Алексей Учитель пригласил на премьеру фильма «Матильда», которая пройдет в октябре на сцене Мариинского театра. Реакции на приглашение не последовало — быть может, потому, что бывший прокурор Крыма ранее неоднократно подчеркивала, что знакомиться с фильмом не собирается.

Эта позиция, правда, не помешала ей несколько месяцев назад ознакомиться со сценарием и трейлером картины, и не только ознакомиться, но и заказать «психолого-юридико-лингвистическую» экспертизу, обнаружившую признаки оскорбления чувств верующих. Интересно, что экспертиза, проведенная специалистами СПбГУ, ничего подобного не установила.

По просьбе «Газеты.Ru» о феномене стояния в религиозной практике рассказал религиовед, заместитель заведующего кафедрой по научной работе кафедры религиоведения философского факультера . «Есть молебен — это формальная структура богослужения (например, за упокой или за здравие). Есть молитва — это произвольная форма (она может быть канонической или неканонической), — объясняет эксперт, —

«Стояние — это новая и политизированная форма, не имеющая богослужебного статуса, вошедшая в обиход в ХХ веке и представляющая собой нечто среднее между молебном и молитвой.

В данном случае это форма политического действия, облеченного в религиозную форму».

Собеседник отметил, что во главе таких стояний, как правило, стоят миряне — политики или неофиты. Из известных стояний последнего времени эксперт указал

на аналогичное мероприятие, которое устроили верующие против постановки «Тангейзер» в Новосибирске.

Не очень понятно, собиралась ли Поклонская на само «стояние», куда она приглашала верующих. Представитель движения «Сорок сороков», комментируя ее отсутствие, продемонстрировал редкую осведомленность и заявил, что у Поклонской была «назначена встреча, которую нельзя было отложить или перенести». При этом

В тот же день стало известно, что поддержать фильм «Матильда» вызвалась «ВКонтакте» — такое решение команда соцсети приняла после того, как создатели картины устроили для представителей соцсети специальный показ ленты.

«Несмотря на то что фильм находится в процессе производства, даже по его рабочей версии можно оценить всю серьезность отношения и скрупулезность подхода создателей к собственному произведению, — заявил пресс-секретарь «ВКонтакте» ». — Наша площадка всегда была открыта для диалогов и мнений, поэтому мы приняли решение поддержать картину, дав возможность пользователям «ВКонтакте» сформировать собственное представление о «Матильде». Администрация соцсети заявила, что

будет вести в официальном паблике проекта прямую трансляцию с премьеры «Матильды» в Мариинском театре --

несмотря ни как какие протесты, режиссер Алексей Учитель планирует выпустить свою картину в прокат 26 октября.

Кроме того, появилась информация, что уже прошел специальный показ для представителей власти — правда, сами авторы картины это опровергают. Видевший картину председатель Общественного совета при сообщил, что уговорил Учителя внести правки в фильм (в частности, предполагалось, что режиссер купирует сцену, в которой обнажается бюст героини) — что автор «Матильды» с большим удивлением опроверг в беседе с «Газетой.Ru».

При этом нельзя сказать, что Поклонская и развязанная ею кампания против «Матильды» — а в этой истории уже есть тысячи заявлений оскорбленных верующих, уместившиеся в 37 коробок, неоднократные обращения депутата Госдумы в прокуратуры разных уровней — находит поддержку у властей.

Так, назвал происходящее с фильмом «вакханалией демократии»,

а премьер Медведев на форуме ОНФ в Омске просто отчитал (правда, не называя имен) представителей власти, которые берутся нападать на еще не вышедшие фильмы и незаконченные произведения.

Кроме соцсетей и представителей власти на защиту фильма встала столичная . 21 июля стало известно, что надзорное ведомство попросило главное следственное управление столичного главка возбудить дело против самых радикальных оппонентов «Матильды». Сотрудники прокуратуры направили в МВД представление и материалы, касающиеся действий членов общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» с предложением решить вопрос о возбуждении уголовного дела. В январе активисты, называвшие себя представителями «Христианского государства»,

разослали директорам кинотеатров письма с требованием отказаться от проката картины — в противном случае организация обещала, что кинотеатры «будут гореть, может, даже пострадают люди».

В феврале Алексей Учитель подал в прокуратуру жалобу на эту организацию, после чего надзорное ведомство провело проверку и выявило, что в действиях руководства организации «Христианское государство — Святая Русь» «содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 179 УК РФ (принуждение к отказу совершения сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества)», говорится в ответном письме, которое прокуратура отправила режиссеру.

«Газета.Ru» направила в МВД официальный запрос о принятых и планируемых дальнейших процессуальных действиях по представлению надзорного органа.

Вышедший в 2017 году на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал в обществе серьезное противостояние. С одной стороны, верующие и православная церковь, увидевшие в сюжете фильма оскорбление Николая II, причисленного к лику святых , а с другой - искусствоведы и кинокритики, отстаивающие мнение о том, что такой фильм имеет право существовать и что личность государя в нем представлена правдиво, ровно таким, каков он был при жизни.

Причины возникновения разногласий

Еще до выхода фильма на широкий экран православные активисты стали требовать официального запрета трансляции фильма. Дело в том, что наметившаяся на март 2017 года премьера фильма «Матильда», рассказывающая о любви последнего императора и балерины, совпала с таким весомым для России событием, как 100-летие Февральского переворота в 1917 году.

Православная церковь выступает против фильма «Матильда»

Членом Совета президента по культуре и искусству, епископом Тихоном Шевкуновым - церковным сценаристом и автором одной из таких известных книг, как «Несвятые святые» была организована встреча с Алексеем Учителем, на основании которой можно сделать вывод о том, какие именно претензии к фильму имеет православная церковь.

Признавая неподдельный талант режиссера, возможность его творческого самовыражения епископ Тихон выделяет главный фактор, влияющий на оценку фильма православной церковью - премьера фильма намечена ровно в то время, когда переворот в России и отречение императора от престола. По мнению священников, эти даты совпали неслучайно, цель их такова - очернить образ последнего императора, привлекая для этого несуществующие моменты его биографии.

На что Учитель отвечает тем, что при создании фильма были исследованы документальные источники, и влюбленность Николая II и Матильды Кшесинской имела место. Кроме того, церковь вступила в войну против фильма не посмотрев его целиком, а руководствуясь лишь просмотренным трейлером к фильму, и на основе него сделав выводы обо всем содержании фильма.

Отношение православия к различным сферам жизни:

О фильме «Матильда»

История создания фильма об увлечении последнего императора такова. По словам режиссера, сюжет фильма был подсказан ему известным юмористом Владимиром Винокуром. Однако Винокур предложил снять кино о жизни известной балерины - Матильды Кшесинской. Дело в том, что фонд Винокура, поддерживающий проекты в сфере культуры и искусства в первую очередь связан с балетом. Балетом в семье Владимира профессионально занимается дочь и его жена - Тамара, когда-то была балериной. Так что инициатива о создании этого фильма принадлежит скорее женской части семьи Винокура.

Прочитав сценарий, Алексей Учитель понял, что снимать фильм только лишь о Матильде и ее жизни в балете ему было бы скучно, и тогда он предлагает переписать сценарий, ввести в него главного героя - Николая II. Причина, по которой Учителю захотелось раскрыть личность императора для зрителей во всех аспектах лежит на поверхности - ему показалось, что об этом человеке в России знают слишком мало. И вот появился совершенно новый сценарий, автором которого стал Александр Терехов.

Царь Николай II причислен к лику святых в Русской православной церкви

На этот раз фильм охватывал период жизни Николая Александровича за несколько лет до его коронации, которая происходит лишь в самом финале фильма.

Важно! Не отрицает Алексей тот факт, что есть в фильме место и художественному вымыслу, однако он не превалирует над историческими фактами.

Также режиссер говорит о том, что никакой попытки очернить личность Николая II он не преследовал, да и наличие такого фильма в российском кинематографе не сыграет своей роли в восприятии образа последнего императора. Наоборот - раскроет личность государя с другой, человеческой стороны, тем более что святым он стал, лишь приняв мученическую смерть.

Отношение церкви

Несмотря на то что фильм «Матильда» вышел на экраны кинотеатров, православная общественность до последнего требовала его запрета. Многие священнослужители, не успев еще посмотреть фильм, уверяли, что уже по короткому трейлеру могут составить представление о фильме, и что содержание «Матильды» оскорбляет их религиозные чувства.

Для человека, далекого от веры, такие заявления более чем непонятны. Алексей Учитель же своим фильмом разбивает стереотип восприятия императора только лишь в русле его святости.

Важно! Фильм позволяет рядовому зрителю понять, что Николай II живой человек, со свойственными любому другому человеку испытаниями, искушениями и падениями.

Мнение священников

Всем известный факт о том, что царская семья причислена к святым страстотерпцам и потому касаться хоть сколько-нибудь темы Романовых, по мнению священников, могут только люди, имеющие отношение к православию.

Само собой разумеется, что все фильмы, которые могут выходить о членах семьи последнего императора должны, так или иначе, подчеркивать их скромную, полную испытаний жизнь, подготавливая тем самым зрителей к апогею - мучительной смерти всей царской семьи.

Позиция Православной церкви по фильму «Матильда»