Война и мир анализ эпопеи. Война и мир анализ эпопеи Произведение война и мир как роман эпопея

Война и мир анализ эпопеи. Война и мир анализ эпопеи Произведение война и мир как роман эпопея
Война и мир анализ эпопеи. Война и мир анализ эпопеи Произведение война и мир как роман эпопея

После восшествия на престол императора Александра II, многие из бывших бунтарей были отпущены. Толстой лично встречался со многими вернувшимися из ссылки, общался расспрашивал об обстоятельствах их жизни и общественной деятельности.

Таким образом, родился замысел романа.

Однако посвящать роман описанию событий 1825 года Толстой не стал, ему было интереснее исследовать истоки движения декабристов,

которые были связаны с Отечественной войной 1812 года. Но и этого автору показалось мало. Он обращается к 1805 году, когда только началось завоевание Наполеоном европейских государств.

Замысел Толстого требовал всестороннего охвата русской действительности. Его интересовали социальные, нравственные, философские вопросы, которые решали люди того времени, жизнь различных слоев, идейные искания передовых представителей России.

Именно по этой причине произведение “Война и мир” определяется литературоведами как роман-эпопея, то есть произведение, которое масштабно изображает жизнь целого народа на определенном историческом этапе.

Для эпопеи характерным является наличие нескольких сюжетных линий, большое количество персонажей, в том числе и главных героев, изображение жизни различных слоев общества, разных сословий, жителей столицы и провинции. Подобные произведения дают широкий тематический охват, вскрывают широкий круг проблем, вопросов, на которые общество пытается найти ответы. Традиционно в романе-эпопее “Война и мир” выделяются две ведущие “мысли “: народная и семейная.

Первая связана с военными событиями и заключается в вопросе: кто является движущей силой исторического прогресса: народ или историческая личность. При всем уважении к ярким деятелям истории, каким, например, является Кутузов, автор подчеркивает, что именно народ является основным героем всех жизненных процессов и только от него зависят изменения, происходящие в обществе и жизни.

Именно благодаря силе и духу народа, его стойкости и мужеству русская армия победила французов. Эта борьба отражала чаяния народа, желавшего освободится от чужеземного владычества.

И только сплочение всех сословий, соединение их усилий способствовали тому, что победа в этой битве была за Россией. По-другому обстоят дела с европейским походом русской армии, который не отвечал интересом всего общества, а был лишь результатом политический игр.

Именно в этом Толстой видел причину того, что война была проиграна и обернулась вторжением французов на территорию Российской Империи. Мысль семейная также сыграла большую роль в произведении. В нем показана жизнь различных семейных гнезд:

Ростовых, Болконских, Курагиных. Честность, простота, искренность, душевность, взаимопонимание, – вот основанные характеристики семьи графа Ростова, в атмосфере которой воспитывалась главная героиня романа Наташа,

унаследовавшая во многом качества своих родителей. Непростые отношения царят в имении князя Николая Болконского. Он строг со своими детьми, несколько авторитарен, у него особые представления о чести, обществе, гражданском долге.

Сочинения по темам:

  1. ервоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти большевиков, которым руко­водил генерал Л....
  2. В романе “Война и мир” Толстой поднял все общественные и личные вопросы, которые волновали его на протяжении многих лет. Задумана...

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

Толстой начал работу над романом в 1863 году, сразу после того как прошел пятидесятилетний юбилей со дня победы над французами в Отечественной войне 1812 года, а закончил в 1869 году.

Толстой довольно долго шел к идее «Войны и мира». Сначала он задумывал произведение под названием «Декабристы», главным героем которого должен был стать декабрист Волхонский-Лобазов, возвращающийся из сибирской ссылки. По замыслу автора, этот энергичный мужчина преклонного возраста должен был очень сильно выделяться на фоне потерявших «дум высокое стремление» соотечественников, не способных на решительные действия. Учитывая, что в центре произведения находилось бы описание российской общественной и бытовой жизни того времени, а основой романа являлось подобное сатирическое противопоставление, «Декабристов» можно было бы назвать социально-психологическим романом.

Но события 1825 года привели автора к 1812 году, ведь именно общественный подъем после победы над Наполеоном породил восстание декабристов. Таким образом, Толстой приходит к идее нового произведения - исторического романа «Три поры», в котором процесс формирования и становления характера главного героя протекал на фоне исторических событий начала XIX века.

Толстой, работая над этим произведением, увлекается изображением зарисовок Отечественной войны, и роман начинает все более походить на историческую хронику, где факты выстроены в строгой хронологической последовательности. Так автор понимает, что история стала уже самостоятельным предметом повествования, а произведение все более напоминает героическую поэму. Так появляется задумка произведения под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Этот роман уже включает в себя не только описание жизни дворянского общества, но и зарисовки крестьянского быта. Там уже встречаются знакомые герои - Ростовы, Безухов и Болконский. Это предпоследняя версия романа Толстого, и после отказа от этого варианта автор начинает работу над «Войной и миром». Таким образом, в произведении сохранились признаки жанров всех предыдущих замыслов: романа, героической поэмы, а также исторической хроники, где народ - главный герой истории, а Отечественная война - не фон, а идейный и композиционный центр произведения.

«Эпический род мне становится один естественен», - записывает Толстой в дневнике 3 января 1863 года, незадолго до начала написания романа. Через два с половиной года (30 сентября 1865) Толстой записал в своем дневнике: «Есть поэзия романиста: 1) […] 2) в картине нравов, построенных на историческом событии - Одиссея, Илиада, 1805 год», то есть он проводил параллель между трудами Гомера и своим романом.

Толстой ценил эпопею за то, что в ее центре находятся судьбы не одного или нескольких героев, а всего народа и даже народов. В 1868 году Толстой написал статью «Несколько слов о книге «Война и мир»», где пытался ответить на вопрос, чем же именно является его роман. Размышляя о жанре, он писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И далее Толстой пишет, что проблема с определением жанра, с которой столкнулась «Война и мир», свойственна для многих других произведений: «История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». То есть, по словам Толстого, все великие произведения русской литературы не укладываются в традиционные представления о европейском романе.

В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» - цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.

  1. Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны (как к русским, так и к французским) и к историческим хроникам. Но взаимодействие Толстого с историками более напоминает спор, чем полноценное сотрудничество, именно поэтому автор часто обращается к воспоминаниям современников - к работам русских и французских мемуаристов.
  2. Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. По такому пути шел А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» и в драме «Борис Годунов». В романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов - Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери - Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи, то есть нет никакого противоречия между поступками реальных героев и вымышленных. Н. Г. Чернышевский очень точно определил особенности психологизма Толстого. По его словам, автора «Войны и мира» интересует «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Критик назвал «диалектикой души» подробное воспроизведение в художественном произведении чувства в движении: процесса зарождения чувства, затем развития, потом передачи другому герою. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
  3. В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
  4. Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.

В «Войне и мире» можно также увидеть черты многих других романов, например воспитательного романа, светского, московского, петербургского и так далее. Разнообразие направлений сюжета, большое количество персонажей и сюжетных линий, охват большого временного промежутка, обращение к историческим источникам и наличие в произведении реальных исторических личностей позволяют со всей уверенность назвать «Войну и мир» романом- эпопеей.

Здесь искали:

  • ВОЙНА И МИР КАК РОМАН ЭПОПЕЯ
  • война и мир как роман эпопея сочинение
  • сочинение война и мир как роман эпопея

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). «Война и мир» - русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи . Это новый, жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем порядке: I том - 1805 г II том - 1806-1811 гг. III том-1812 г. IV том - 1812-1813 гг. Эпилог- 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена картина жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального Духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни охраны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, в поместьях Лысые Горы, Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (Ш и IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIX века, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны

Главные действующие лица романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма» . Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина.

Образ Наполеона – одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Толстой следовал сознательному намерению совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации , победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны . В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.



Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданической критики: «Царь есть раб истории».

Психологизм романа . В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне . Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ действий Кутузова. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого . В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны . Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого». В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира - это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие воины, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество - та норма бытия, к которой надо стремиться.

Очень глубоко раскрываются Толстым в романе проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти, обозначается выявление опасности своеволия и прагматизма. На примере многих героев Толстого мы можем раскрыть толстовское понимание свободы как ответственности за совершенный выбор .

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».

«Война и мир» - великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет…

История создания романа «Война и мир»: первое свидетельство начала работы

В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой - А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом - граф намерен приступить к написанию романа, посвященного тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил, энергии ему необходимо для осуществления задуманного - говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».

Первая идея

История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года - времени В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1912 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков - начала 19 века - и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц - декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая - это 20-е годы, не без включения самого главного - восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть - 50-е годы - время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» - это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе - роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Терзания

Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.

Отечественная война 1812 года

Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок - Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения.

Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.

Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться еще одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ - листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений - Лев Николаевич Толстой - воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой - невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» - до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше - больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму - поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства - отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.