Винсент ван гог история жизни и смерти. Винсент Ван Гог: биография, интересные факты, видео

Винсент ван гог история жизни и смерти. Винсент Ван Гог: биография, интересные факты, видео
Винсент ван гог история жизни и смерти. Винсент Ван Гог: биография, интересные факты, видео

нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века

Винсент Ван Гог

Краткая биография

Винсе́нт Ви́ллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них - портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты, с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. Большинство критиков не замечало ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.

Детство и юность

Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айзлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Становление как художника

Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.

В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж). Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.

В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом - много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.

По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля - толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва). В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».

Осенью 1885 года ван Гог неожиданно покинул Дренте, потому как на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью - на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.

Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок ("Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. С некоторыми из них - Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром - художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов - в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем - в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием - изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах Ван Гога - его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.

Последние годы. Расцвет творчества

Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его кисти этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и - в некоторых случаях - использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.

Наследие

Признание и продажи картин

Художник на пути в Тараскон , август 1888 года, Винсент ван Гог на дороге у Монмажура, холст, масло, 48×44 см, бывший музей Магдебурга; предполагается, что картина погибла в огне во время Второй мировой войны

Распространено ошибочное утверждение, что при жизни ван Гога была продана только одна его картина - «Красные виноградники в Арле». Данное полотно лишь было первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника, начиная с 1882 года (о чём ван Гог написал брату Тео: «Первая овечка прошла через мост»), и в реальности сделок должно было произойти больше.

После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».

Наряду с творениями Пабло Пикассо работы ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80-90 миллионов долларов. Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie"s за 81,3 млн долларов.

Влияние

В своем последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка - экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля ван Гога, в их числе - Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок. Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов рассматривается как частично вдохновлённый широкими, жестикуляционными мазками ван Гога. Вот что говорит искусствовед Сью Хаббард о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм» :

В начале двадцатого века ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. Это не случайность, что в тот самый момент Фрейд также открывал глубины модернового по сути понятия - подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка отдаёт Ван Гогу место, которое принадлежит ему по праву - первопроходец искусства модерна.

Оригинальный текст (англ.)
At the beginning of the twentieth century Van Gogh gave the Expressionists a new painterly language which enabled them to go beyond surface appearance and penetrate deeper essential truths. It is no coincidence that at this very moment Freud was also mining the depths of that essentially modern domain -the subconscious. This beautiful and intelligent exhibition places Van Gogh where he firmly belongs; as the trailblazer of modern art.

Hubbard, Sue. «Vincent Van Gogh and Expressionism». Independent , 2007

В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992) на основе репродукции картины ван Гога «Художник на пути в Тараскон» , оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека» - положение, резонировавшее с настроением Бэкона.

В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

С октября 2009 по январь 2010 года в музее Винсента ван Гога в Амстердаме состоялась выставка, посвящённая письмам художника, затем, с конца января по апрель 2010 года, выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона.

Галерея

Автопортреты

Как художник

Посвящено Гогену

«Печаль будет длиться вечно»… В 2015 году Европа отмечает 125 лет со смерти Ван Гога. Выставки, экскурсии, фестивали и спектакли служат одному – напомнить нам, кем был этот удивительный, незаурядный человек.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №1. Всего 10 лет творчества

Всемирно известный художник, чьи работы сегодня покупают за десятки миллионов долларов, занимался живописью всего 10 последних лет своей жизни.

Ван Гог. "Едоки картофеля" (1985)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №2. Торговец предметами искусства

Прежде, чем найти себе занятие по душе, Винсент Ван Гог попробовал себя в торгово-художественной сфере, работая в фирме своего дяди в Лондоне. Имея дело с живописью, Ван Гог научился её понимать и любить. Но из-за нерадивого характера был уволен с работы, несмотря на родственные связи с самим владельцем.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №3. Ван Гог - проповедник?

Долгое время Ван Гог серьёзно хотел стать священником, как его отец. Он проявлял живой интерес к Библии, занимался её переводом. Готовился к экзаменам в университет в Амстердаме на факультет теологии, но быстро охладел к учёбе. Позже посещал протестантскую миссионерскую школу неподалёку от Брюсселя, и даже был отправлен на полгода на юг Бельгии читать проповеди беднякам. Там Ван Гог проявил необычайное усердие, за что был награждён доверием местных жителей. Они даже поручили ему ходатайствовать от имени рабочих к дирекции шахт для улучшения условий труда. Но в этом деле Ван Гог потерпел крах. Ходатайство не только было отклонено, но и самого Ван Гога отстранили от службы. И без того эксцентричный и вспыльчивый молодой человек перенёс это событие болезненно.

Ван Гог. "Спальня Ван Гога в Арле" (1888)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №4. Горе-ученик

Депрессия после неудачного пасторского опыта подтолкнула Ван Гога на поиски себя в живописи. Он даже поступает в Брюссель в Королевскую Академию изящных искусств, но, проучившись год, бросает. Вместо этого Винсент много работает самостоятельно, берёт частные уроки, изучает разные техники.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №5. Отвергнутый в Париже

Самый продуктивный период художника - парижский. Здесь он знакомится с импрессионистами, которые оказывают на него существенное влияние. Здесь же Ван Гог участвует во многих выставках, но публика категорически не воспринимает его работы, вынуждая его вернуться к обучению.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №6. Миф об отрезанных ушах

В 1889 году в процессе поиска концепции для общей мастерской между Ван Гогом и Полем Гогеном состоялся конфликт, в ходе которого Ван Гог напал на Гогена с бритвой в руках. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха. Что это было - муки раскаяния или последствия чрезмерного употребления абсента - доподлинно неизвестно. Тем не менее, после этого случая Ван Гог оказывается в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей». Жители городка Арль, где произошёл инцидент с бритвой, попросили мэра города изолировать Ван Гога от общества, поэтому художника отправляют в поселение для душевнобольных Сан-Реми-де_прованс. Но и там Ван Гог усердно трудится, создавая, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь».

Ван Гог. "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой" (1898)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №7. Признание после смерти

Первое признание публики пришло к Ван Гогу в последний год жизни, после участия в выставке «Группы двадцати», когда вышла первая положительная статья о его работе «Красные виноградники в Арле».

Ван Гог. «Красные виноградники в Арле» (1888)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №8. Загадочная смерть

Ван Гог отошёл в иной мир в возрасте всего 37 лет. Обстоятельства его смерти до сих пор неоднозначны. Умер он от потери крови после огнестрельного ранения в грудь из пистолета, которым художник отгонял птиц во время пленера. Точно неизвестно, было ли это самоубийство или покушение. Последними словами Ван Гога были: «Печаль будет длиться вечно».

Ван Гог. Последняя работа. "Пшеничное поле с воронами" (1890)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №9. Самый близкий человек

Особенным человеком в жизни Ван Гога был его родной брат Тео. Именно он поддерживал его больше других, помогал в организации «южной» мастерской. Именно он пытался организовать посмертную выставку художника, но заболел психическим расстройством и последовал за братом ровно через полгода.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №10. Миф о единственной проданной картине

Существует версия, что за всю недолгую жизнь Ван Гог продал лишь одну работу - «Красные виноградники в Арле». Миф, конечно, эффектный, но имеются документы, свидетельствующие, что и раньше художник продавал свои картины, правда, за более скромные деньги.

Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Назвали младенца в честь дедушки, служителя протестантизма. Это имя должен был носить первый ребенок, но из-за его ранней смерти досталось Винсенту.

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

После поступления Ван Гог был студентом-теологом до июля 1878 года, после чего, разочарованный, отказывается от дальнейшего обучения и бежит из Амстердама.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека , поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В 1886 году Винсент переезжает в Париж к Тео, служившему в дилерской конторе, специализировавшейся на сделках по продаже арт-объектов.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

В Париже Ван Гог создал порядка 230 произведений: натюрморты, портретная и пейзажная живопись, циклы картин (например, серия «Башмаки» 1887 года) (Schoenen).

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека. Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием.

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Музей

(Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы импрессионистов. Это первый по популярности выставочный центр в Нидерландах.

Цитаты

  1. Среди священнослужителей, как и среди мастеров кисти, царит деспотичный академизм, унылый и полный предрассудков;
  2. Задумываясь о будущих лишениях и невзгодах, я не смог бы творить;
  3. Живопись – моя радость и успокоение, дающая возможность отвлечься от жизненных неприятностей;
  4. Мне хочется выразить в своих картинах все, что скрывается в сердце ничтожного человека.

😉 Приветствую постоянных читателей и любителей искусства! В статье «Винсент Ван Гог: биография, интересные факты» — о жизни известного нидерландского художника-постимпрессиониста и его творчестве.

Работы этого мастера оказали вневременное влияние на живопись ХХ в. За 10 лет он создал более 2100 произведений: портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты…

Биография Ван Гога

Будущий знаменитый художник, чьи произведения в наше время оцениваются в тысячи и миллионы долларов, Винсент Виллем Ван Гог родился в селении Грот-Зюндерт (Голландия) весной 1853 г. в семье пастора Теодора и его супруги Корнелии.

Винсент Ван Гог в юном возрасте

Мужчины в этом роду выбирали путь священника или продавца картин. В 1869 г. юноша устроился на фирму «Гупиль и Ко» в Гааге, торгующую различными произведениями искусства. Одним из владельцев компании являлся его дядя.

Однако таланта для подобной работы у Ван Гога не было. Он любил живопись, был интеллигентен и умел расположить к себе буквально любого собеседника. Только благодаря этому, он добился некоторых успехов. Также у него имелись неплохие способности к изучению иностранных языков.

Летом 1873 г. 20-летнего юношу отправили на два года работать в филиал компании, который находился в столице Великобритании.

Лондон-Париж

Он снимал квартиру, жил без забот и наслаждался прелестями столичного города, посещал и так называемые злачные места. Имея приличное жалованье, он мог стать успешным продавцом. Но он отчаянно полюбил красивую дочку хозяйки квартиры и здесь его ожидало глубокое разочарование.

Оказалось, объект его страсти была обручена. Это был тяжелый удар. Отказ за считанные дни переменил молодого человека до неузнаваемости, он стал угрюмым и неразговорчивым. Это было началом неудач в отношениях со всеми женщинами, которые впоследствии встречались на его коротком жизненном пути.

В 1875 г. Ван Гог несколько раз меняет филиалы фирмы, живет и работает в Париже, потом опять в Лондоне. Однако уже ничто не может вернуть прежнего Винсента с жизнерадостным характером. Он навсегда теряет веру в себя, его ничто не интересует и даже работа. Результатом стало увольнение.

В поисках себя

На помощь пришла религия. Винсент захотел помочь бедным. В 1876 г. он приехал в Британию и устроился работать школьным учителем: сначала в Рамсгейте, а потом в Айлворте. Через год и это занятие ему надоедает и он уезжает на родину.

Автопортрет — 1887 г.

Он трудился клерком в одной из фирм в Дордрехте, затем направляется в Амстердам и поступает на богословский факультет университета. Строгость, царившая здесь, вынуждает его бросить учебу и летом 1878 г. возвратиться к родителям. В семье родных и близких за восемь лет, он почти полностью обретает покой.

Весной 1886 г. Винсент прибыл в Париж к единственному близкому ему брату Тео, снимающему квартиру на Рю Лепик, район . Он оплатил несколько уроков у известного художника Ф. Кормона, завел близкое знакомство с Анри Тулуз-Лотреком и Полем Гогеном.

Здесь 33-летний Ван Гог завоевывает популярность, поскольку напрочь отбрасывает мрачность и нелюдимость. Он удачно подражает произведениям импрессионистов и постимпрессионистов. Их полотна выставляются в галерее Тео и привлекают глубокий интерес французской публики.

Ван Гог «Ирисы» 1889. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Но в судьбе начинающего художника происходит неожиданный. Он поселяется в брюссельской школе евангелистов и выходит оттуда проповедником в Боринаже, огромном районе шахтеров. Винсент, не имея работы и ни гроша за душой, раздает всю свою одежду и все, что еще осталось у него.

Ван Гог всей душой желал донести до бедняков истинное учение Христа, но церковь считала его фанатиком, и летом 1879 г. запретила его деятельность.

Ван Гог оставался в этой местности еще некоторое время, делая зарисовки, наброски и этюды людей и природы. Именно здесь к 27-летнему Винсенту неожиданно приходит озарение — он хочет стать живописцем.

«Ищите женщину»

Хотя Ван Гог брал уроки у известных живописцев, он, по большому счету, был самоучкой. Он изучал мастерство, когда копировал полотна, читал много книг по этой тематике и постоянно делал всяческие наброски. Он хотел выбрать себе в дальнейшем путь иллюстратора. Зимой 1881 г. он берет уроки у Антона Моуве.

В это время Ван Гог создает первую картину, написанную маслом. Хотя Винсент упорно трудится, чтобы овладеть основами живописи, он еще не полностью избавился от своих прошлых эмоциональных проблем.

Он переживает новый роман, и опять страсть не нашла взаимности. Увлечением становится его кузина, совсем недавно оставшаяся вдовой Кея Вос. Снова следует испытание болью отказа.

Во время празднования Рождества 1881 г. Винсент серьезно ссорится с отцом из-за Кеи. В результате он покинул родину и уехал где познакомился с Клазиной Хоорник, портнихой, которая подрабатывала оказывая интимные услуги мужчинам.

С этой женщиной художник жил несколько месяцев, хотя и заразился от нее венерической болезнью. Он хотел узаконить отношения, чтобы спасти «падшую женщину». От этого шага его остановили родственники.

Винсента постоянно морально и материально поддерживал Тео: он писал ему письма, пересылал деньги. В декабре 1883 г. Винсент уезжает домой (родители перебрались в Нюэнен).

«Едоки картофеля» 1885. Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Здесь он работает над большим полотном — «Едоки картофеля». Он реалистично изобразив простую крестьянскую семью, живущую по соседству. Через пару лет Винсент Ван Гог уезжает в Антверпен. Там он некоторое время занимается в Академии художеств.

Весной 1886 г. они с братом снимают квартиру в Париже. На родину художник уже не вернется. Но здесь у него, кроме Тео, нет друзей. Причиной этому является его непредсказуемость и тяжелый, неуправляемый характер. Порою он становится даже опасным, поскольку Ван Гог злоупотребляет алкоголем.

Арль

По странному стечению обстоятельств, почти все переезды художника происходят через каждые два года. В 1888 г. он покидает Париж и переселяется в небольшой гродок Арль. Местные жители не в восторге от его появления. Он выглядел странно и они, по мнению самого Ван Гога, считали его «пьяницей и бродягой».

Ночная терраса кафе (1888). Написана в Арле

Известная долгожительница , которая родилась и прожила в Арле 122 года, описывает художника «грязным, очень плохо одетым, недружелюбным, от которого пахло выпивкой».

Но довольно скоро Винсент, словно бы согрелся под солнцем Арля. Появилось несколько друзей, в том числе работник почты Ж. Рулен, неоднократно ему позировавший.

История с ухом

Художник задумал организовать в этой, чарующей глаз, местности особое селение для людей искусства. Он убедил Поля Гогена приехать и обсудить некоторые детали этого плана.

В Арле на Рождество они сильно поссорились. В пылу ссоры Ван Гог хотел порезать Гогена бритвой, но тот, к счастью, убежал. Винсент был вне себя от гнева и отрезал себе часть уха. Это был явный признак душевной болезни. Тео поместил Винсента на лечение в психиатрическую клинику. Художник провел полмесяца на больничной койке.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. 1889. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса

Врачи отметили значительное улучшение его психического состояния и он вернулся домой. Однако не прошло и трех недель, как у него появились жуткие галлюцинации. Он вновь оказался в клинике Сен-Реми-де-Прованс. Теперь уже на целый год, под неусыпным контролем медицинского персонала.

Между жестокими приступами обострения, Винсент с невероятной скоростью создает новые полотна. Он изображает все, что видит из окна больничной палаты. Весной 1890 г. врачи на общем консилиуме назвали его состояние стабильно удовлетворительным.

Последнее пристанище

Винсент, выписавшись из клиники, отправился в тихое и живописное селение Овер-сюр-Уаз, в 40 километрах от . По пути к новому пристанищу, художник встретился с семьей брата, где недавно появился первенец. Ему дали имя Винсент.

Винcент Ван Гог, 1889 г.

Ван Гог почувствовал себя в этом прелестном уголке почти успокоенным. Но душевная болезнь не выпустила его из цепких когтей. 27 июля 1890 г. 37-летний Винсент произвел выстрел, направив дуло пистолета в грудь.

Рана оказалась смертельной, через два дня он ушел в мир иной. Спустя полгода, скончался Тео. Родные братья обрели вечный покой на кладбище Овера.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция)

В этом видео дополнительная информация «Винсент Ван Гог: биография и его картины»

Поскольку биография мастера действительно перенасыщена на интересные факты, хотелось бы структурировать свой рассказ на две части. Первая освещает историю того, как Винсент Ван Гог стал известным, а во второй будет привычная подборка занятных инцидентов и событий из жизни великого художника. Материал не является биографической выкладкой, здесь собраны самые интересные моменты и ситуации из жизненного пути художника.

Бесценная переписка с родным братом

Биография великого художника богата на интересные факты, про большинство он сам рассказывал в переписке со своим братом Тео. Благодаря этим бесценным письмам, мы знаем каким человеком был Винсент ван Гог. Всего сохранилось 903 письма, за время их общения в период с 1872 по 1890 годы. Что примечательно, после того как Винсент начал заниматься живописью, он иллюстрировал практически каждое свое письмо. Таким образом художник демонстрировал как идёт работа, дополнительно он рассказывал в деталях, какие цвета присутствуют в картине. Для искусства это феноменальное явление, когда все интересные факты про ван Гога описаны в его же письмах. Уровень откровенности переписки настолько высок, что Винсент рассказывал о всех своих болезнях, включая импотенцию.

Теодор трепетно относился к переписке с братом, сохранив 820 писем. Чего нельзя сказать об Винсенте, в его вещах было найдено всего 83 письма, это очень маленькое количество, учитывая что их диалог длился целых 18 лет. Это связано с частыми переездами художника, непостоянством и в целом ветреным образом жизни.

Женщина, которая положила начало

Начнём с конца, поскольку массовое распространение творчества Винсента началось только после его смерти. Знакомьтесь, жена Теодора - Йоханна. В 29 лет она осталась вдовой, с маленьким ребенком на руках. Из материального имущества у неё была квартира в Париже, 200 картин и сотни рисунков Винсента , десяток непроданных полотен других французских художников.

Йоханна Гезина ван Гог-Бонгер

После продажи квартиры вернулась в Голландию, остановилась неподалеку от Амстердама, и открыла там свой маленький бизнес. Вскоре вышла замуж за голландского художника, который полностью поддерживал её идею популяризации творчества Винсента ван Гога. Она наладила связи с друзьями своего покойного мужа, организовывала выставки и презентации. Собрала со всех уголков письма из переписки братьев, и стала переводить их на английский язык. К слову, по образованию Йоханна была преподавателем иностранных языков, поэтому подготовкой к изданию занималась самостоятельно. К сожалению, в 1912 году она стала вдовой во второй раз. После этого сменила фамилию обратно на ван Гог, и перевезла тело Теодора из Голландии к могиле Винсента во Францию. На могиле посадила веточку плюща, которую взяла неподалеку, в саду доктора Гаше. В этом же году организовала крупную презентацию творчества ван Гога в Берлине. Этот город был выбран совсем не случайно - там о художнике уже знали. Над этим постарался немецкий писатель и ценитель искусства - Юлиус Мейер-Грефе.

Создатели романтической истории Винсента ван Гога

Юлиус Мейер-Грефе.

Как только Западная Европа начала говорить о ван Гоге, искусствовед и писатель Юлиус Мейер-Грефе сразу же заинтересовался гениальным художником. После того, как к нему в руки попал перевод переписки братьев, он понял что из этого можно раскрутить большую историю. В 1920-1921 годах он выпустил серию из нескольких книг, посвященных жизни художника и его друзей. Эти книги поведали всему миру про импрессионистов и пост-импрессионистов Франции конца девятнадцатого века. Юлиуса сразу окрестили знатоком ван Гога, и на этой волне он начал скупать, а потом и продавать его картины, выписывая сертификаты подлинности.

В середине 20-ых годов объявился некий Отто Вакер , он заверил Юлиуса в том, что обладает уникальной коллекцией картин ван Гога. Юлиус почувствовав вкус больших денег, даже поверил в сказочную историю о том, будто эти картины удалось выкупить у таинственного русского аристократа. Стоит отметить, что эти полотна действительно хорошо повторяли стиль мастера, поэтому их было сложно отличить от оригинала. Но вскоре у людей начали появляться сомнения, а поскольку речь шла о кругленьких суммах, то этим делом также заинтересовалась полиция. В ходе проверок была обнаружена студия, в которой нашли несколько еще мокрых «ван Гогов». Как ни странно, к этому был причастен Отто Вакер. Вскоре состоялся суд, где Отто получил 19 месяцев тюрьмы и огромный штраф. Поскольку Юлиус Мейер-Грефе без злого помысла реализовывал подделки, то он отделался большим штрафом, но его имя было полностью дискредитировано. На этот момент Йоханна уже умерла, её сыну еще не было 20-ти лет, а Юлиус потерял уважение, соответственно раскруткой ван Гога активно никто не занимался.

Ирвинг Стоун «Жажда жизни»

Когда скандал с подделками утих, за историю безумного художника взялся американский писатель еврейского происхождения Ирвинг Стоун (Тенненбаум) , он написал роман «Жажда жизни» . Эту книгу по разным причинам отвергло 17 изданий, но её все-таки удалось выпустить в 1934 году. Сам писатель не раз заявлял, что все диалоги выдуманы, но в основном они соответствуют мотивам действительности. Нужно понимать, что он планировал выпустить бестселлер, поэтому за исторической достоверностью он совсем не гнался. По этому роману спустя 22 года сняли голливудский фильм, который четыре раза номинирован на премию «Оскар», и один раз все-таки получил её. Интересные факты из жизни намеренно подменялись на выдуманные, чтобы придать истории более драматический и кинематографический характер.

Именно с этого момента история Винсента ван Гога исторически трактовалась неверно. После выхода фильма большинство людей ссылались на книгу «Жажду жизни» , по которой снимали оскароносный фильм, а не на подлинную, но «скучную» переписку двух братьев.

1. Хотел стать священником как его отец и дедушка


«Натюрморт с Библией» 1885 год.

Всем детям в их семье с самого раннего возраста прививалась любовь к религии, поскольку отец семейства был священником. В юности Винсент хотел пойти по стопам отца, но чтобы получить сан, необходимо было целых пять лет проучиться в семинарии. По характеру он был импульсивным человеком, и ему показалось что это слишком долго и непродуктивно. Решил записаться на интенсивный курс в евангельской школе. Этот курс длился три года, включая полугодичное миссионерство в шахтёрском городке. В последний месяц жизни при ужасных условиях, он понял, что религия не способна помочь в действительно сложных ситуациях.

Во время его проповеди, над которой он долго работал, шахтёры вовсе не слушали его. К сожалению, он понимал этих людей, и знал что его слова не сделают их рабские условия работы менее тяжелыми. По приезду обратно в Голландию, он не стал поступать в евангельскую школу. Он пришёл к отцу, и рассказал о своих мыслях по этому поводу, и о том, что больше не верит в того бога, о котором он столько читал. Естественно что они сильно поссорились на этой почве, и никогда больше не общались. Спустя несколько лет, после того как Винсент узнал о смерти отца, он написал натюрморт с Библией и отправил его Тео.

2. Начал рисовать в позднем возрасте


Винсент ван Гог «Горящая Трава» 1883 год.

Под каким углом не посмотри, но ван Гог очень поздно начал заниматься живописью, зато очень интенсивно, и под присмотром знающих людей. В этом ему помогали лучшие учебники из всей Европы, художник Антон Мауве из Гааги, который был его родственником. Вдобавок, пригодился тот опыт, который он приобрел во время многолетней торговли картинами в разных городах Европы. Он поступал в две разные Академии художеств, но проходило несколько месяцев, и он без сожаления бросал обучение. Он писал брату, что академическая живопись больше не привлекает его, и знания старых мастеров не помогут в реализации его планов как художника. В тот период он был большим поклонником Жана-Франсуа Милле, и копировал огромное множество его полотен.

3. Продал намного больше чем одну картину


«Красные виноградники в Арле»

Устоялось такое мнение, что якобы они с братом продали лишь одну картину «Красные виноградники в Арле». Это далеко не так, при жизни ван Гогам удалось продать четырнадцать своих картин, при этом, два натюрморта с подсолнухами купил товарищ Винсента - Поль Гоген. Если вернуться к «красным виноградникам», то это действительно единственная картина которая была продана за большие деньги . Этим щедрым покупателем стала известная художница и меценат Анна Бош, покупка состоялась на крупной выставке импрессионистов. Анна Бош знала про тяжелое состояние художника на тот момент. Он как-раз находился в больнице, и она хотела поддержать его таким образом. После смерти Винсента она приобрела еще одну его картину, но спустя несколько лет втридорога продала оба полотна.

4. Был разработан бизнес-план по продаже картин


Два брата в юности, Винсент слева.

Не стоит удивляться, ведь Винсент длительное время работал в галереях, и продавал картины состоятельным людям. Соответственно, знал востребованные жанры и стили которые лучше всего продаются. А Теодор вовсе владел собственной картинной галереей в центре Парижа, и тоже понимал как можно заработать достойные деньги на живописи. После приезда Винсента в Париж, он познакомился с новым для себя жанром - импрессионизм. Много общался с художниками которые работали в этом жанре, но вскоре из-за вспыльчивого характера поссорился практически со всеми. Братья решили работать в области интерьерной живописи, которая была ориентирована на средний класс. В тот период были написаны все подсолнухи, и большое количество ваз с цветами. Но работу в этом направлении остановил тот самый приступ, который привел к тому, что Винсент отрезал себе мочку уха и его положили в психиатрическую лечебницу.

5. Отрезанное ухо ван Гога

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» 1888 год.

Это наверное самое популярное заблуждение, поэтому хочу сказать следующее: Винсент ван Гог не отрубил себе ухо , а лишь отрезал часть мочки. После этого действия он направился в бордель в котором они часто отдыхали с Гогеном. Дверь ему открыла барышня которая там работала, Винсент сказал ей: «Береги это сокровище». После этого он развернулся и пошёл домой, поднялся на второй этаж и лёг спать. Что интересно, то если бы он отрезал себе целое ухо, он бы попросту умер от кровопотери, ведь его обнаружили только спустя десять часов. Об этом случае более подробно описано в материале, который я публиковала раньше: Почему ван Гог отрезал себе ухо? Там все детально описано с сохранением хронологии и причинно-следственной связи.

6. Всю жизнь его содержал брат

Теодор ван Гог

Как только Винсент решил стать художником, его сразу же начал поддерживать родной брат Тео. Каждый месяц он присылал деньги, они чаще всего шли на три вещи: материалы, еду, и съем жилья. Когда появлялись непредвиденные растраты, Винсент просил прислать больше, детально описывая причину. Когда художник жил в таких местах, где было сложно достать краски и холсты, то он составлял целый список, а Тео в ответ отправлял ему огромные посылки. Винсенту не было стыдно просить деньги, ведь взамен он отправлял готовые картины, которые он называл товаром. Картины Винсента брат хранил у себя дома, туда он приводил потенциальных клиентов, ценителей живописи и коллекционеров, чтобы попытаться хоть что-нибудь продать.

Но существенно заработать на таких картинах в то время было невозможно, поэтому он фактически содержал Винсента. Каждый месяц он отправлял по 200 франков , чтобы примерно понять что это за деньги, то скажу, что в месяц за жильё Винсент платил 15-20 франков, а хорошая книга по анатомии стоила 3 франка. Вот еще хороший пример: почтальон, который прославился как друг Винсента, получал зарплату в 100 франков, и на эти деньги он содержал семью из четырех человек.

7. Признание пришло после смерти


«Звездная Ночь» в музее

Винсента знали все серьезные художники Франции уже с 1886 года, и в меру возможностей следили за его творчеством. Невозможно было не знать о художнике, чей брат владеет крупным салоном картин в центре Парижа. Квартира Тео - была персональной выставкой картин Винсента целых 5 лет, там побывали все местные художники тех лет, включая самого Клода Моне. К слову, на выставке 1888 года, Моне очень положительно оценил «Звёздную Ночь», назвав её лучшей картиной показа.

Интересные факты не заканчиваются на этом: популяризацией семьи ван Гогов в Голландии занимался его родственник, известный художник-пейзажист Антон Мауве. Антон в свою очередь был знаком с одним из лучших пейзажистов голландии Иоханом Хендриком Вейсенбрухом. У них даже состоялась встреча, на которой они обсудили талант Винсента. По итогу они сошлись во мнении, что у парня действительно есть потенциал и он может достичь больших высок. Когда Винсент узнал об этой новости, он окончательно понял что станет художником, и с этого момента начал писать по одной картине или рисунку в день.

8. Ужасное состояние здоровья

«Натюрморт с абсентом» 1887 год.

Сложно представить, что люди в те времена даже не догадывались о катастрофической вредности абсента. Франция в те времена была столицей абсента, он стоил недорого и был очень популярным в среде творческих людей. Винсент невероятно любил этот напиток, и посвятил ему аккуратный натюрморт портретного вида. Еще ситуацию усугубляло курение, последние 10 лет жизни, он не расставался с трубкой. В письмах к брату, он рассказывал, что таким образом утоляет голод, который преследовал его постоянно. Такой образ жизни дал свои щедрые «результаты».

Болезни Винсента ван Гога :

  • Биполярное аффективное расстройство;
  • Маниакально депрессивный психоз;
  • Пограничное расстройство личности;
  • Солнечный удар;
  • Болезнь Меньера;
  • Отравление свинцом;
  • Острая перемежающаяся порфирия;
  • Сифилис;
  • Гонорея;
  • Импотенция;
  • Лишился более 15-ти зубов.

Об половине болячек он рассказывал брату, остальная часть взята из медицинских карт больниц. Венерические заболевания он получил от гражданской жены, которая была проституткой. После того как они разошлись, Винсент две недели пролежал в больнице, но ни в чем не винил свою бывшую любовь. Зубы быстро портились от абсента и курения, именно поэтому нет автопортретов ван Гога, где были бы видны его зубы. Отравление свинцом произошло от белых красок, к слову, в наши дни свинцовые белила признаны высокотоксичными, запрещены, и больше не изготовляются.

9. Работал только с лучшими материалами тех времен


Фрагмент из картины

Братья очень хорошо разбирались в художественных товарах, поскольку плотно пребывали в среде живописи. В силу того, что Винсент использовал только качественные краски, его картины так хорошо сохранились до наших дней. В онлайн музее от Google можно детально осмотреть любую картину, на ней виден каждый мазок, оцените его чистоту и яркость. Этим картинам более ста лет, а они выглядят как новенькие, потрескалось всего несколько. Что примечательно, он сам никогда не создавал масляную краску из пигментов, а покупал только готовую в тюбиках. В отличии от его друга, Поля Гогена, который был приверженцем старого подхода к изготовлению художественных материалов.

10. Смерть Винсента ван Гога


Последняя картина мастера. Поля с темными облаками.

Ошибочно принято считать, что его последней работой является «Пшеничное поле с воронами». В 1890 году вся семья Теодора заболела, что самое важное - включая малыша. В связи с этим, у него было меньше времени на Винсента, и братья начали постепенно отдаляться друг от друга. Тео все реже высылал ему деньги, и детально описывал насколько трудно они ему даются. Винсент часто думал о суициде в последний год жизни, и был глубоко разочарован тем, насколько плохо у них идут дела. В один день он решил что игра не стоит свеч, и будто стал слишком большой обузой.