Виноградова «Весна. Сочинение по картине С

  Виноградова «Весна. Сочинение по картине С
Виноградова «Весна. Сочинение по картине С

Сочинение по картине С. А. Виноградова «Весна»

Выдающийся живописец конца XIX - начала XX вв. С. А. Виноградов в своём творчестве продол­жил традиции пейзажной живописи, которые были заложены знаменитым художником И. И. Левитаном.

Природа в картинах С. А. Виноградова предстаёт перед нами в разные времена года. Но, глядя на его полотна, мы понимаем, что художник не толь­ко передаёт красоту родных мест, природа для него является средством выражения человеческих чувств и переживаний, состояния души.

На его знаменитом полотне «Весна» запечатлён момент пробуждения природы от зимнего сна. Всё пространство картины озарено ярким солнечным све­том. Глядя на картину, хочется зажмурить глаза от этого необыкновенного света.

На переднем плане расположено несколько мо­лодых деревьев. Они только начинают просыпаться от зимней спячки. На них ещё нет листочков, но внутри стволов уже побежал древесный сок. Совсем скоро набухнут почки, появится первая восковая ярко-зелёная листва. Чуть дальше произрастают це­лые заросли таких же невысоких молодых деревьев. Между ними ещё лежит снег, который искрится под яркими лучами весеннего солнца. Но видно, что дни его скоро будут сочтены. Превратившись в ручеёк, он исчезнет, освободив место для молодой зелени. Под лучами яркого солнца от тонких стволов на землю падают серые полоски тени. В этом месте уже не снега. Он растаял от жаркого дыхания вес­ны. Земля покрыта прошлогодними коричневыми листьями и серо-жёлтой травой, через которую вско­ре пробьются молодые побеги новой зелёной травы, распустятся подснежники и одуванчики. Яркими лучами освещён и старый одноэтажный дом, распо­ложенный слева. Выкрашенный в светло-голубую краску, в этот солнечный денёк он выглядит ещё светлее. Его большое количество окон-глаз с инте­ресом наблюдают за происходящим пробуждением природы.

Чуть дальше дома яркой зеленью привлекает наш взгляд вечнозелёная ель - высокая, стройная, вели­чественная. Скоро её зелень сольётся с множеством оттенков этого цвета у листьев других деревьев. Но пока она выглядит самой нарядной. За елью видне­ются столь же высокие тополя, которые в скором времени наденут свои зелёные одежды.

На заднем плане картины виднеется большое снежное пространство, простирающееся до располо­женного вдалеке белого одноэтажного дома с ярко- зелёной крышей. Ещё немного - и его вид закроет распустившаяся листва деревьев.

Завершает пейзаж светлое бело-голубое небо - чистое, ясное, без единого облачка.

Написав свою картину в особой декоративно-плэнерной манере, С. А. Виноградов добился необыкно­венной яркости цвета. Особая техника мазка позво­лила художнику с особой реалистичностью передать густоту осенней старой травы, рыхлость весеннего тающего снега. Вся картина кажется наполненной необыкновенной атмосферой, чувствуется простран­ство, в воздухе пахнет весной. При взгляде на этот пейзаж возникает радостное настроение, охватывает ощущение чего-то светлого и хорошего, ждущего нас впереди. «Мастер солнечного света», как ча­сто называли С. А. Виноградова, в своём пейзаже добивается единства состояния природы и настрое­ния: всё вокруг оживает и ликует от предстоящего обновления, и эта радость охватывает и нас. Кар­тина «Весна» покоряет своей непосредственностью и искренностью.

Наша страна может гордится своими талантливыми людьми, среди которых очень много художников. Каждая картина заслуживает отдельного внимания, но сегодня мы остановимся на картине известного русского художника Виноградова Весна.

Виноградов: Весна

Сергей Арсеньевич относится к тем художникам, что любили пейзажную живопись. С.А. Виноградов продолжил традицию Левитана, поэтому многие считают его наследником знаменитого художника. Как бы то ни было, его творчество наполнено гармонией с природой, где автор чаще всего изображает незатейливые природные ландшафты, реки, леса, пейзажи сельской местности. Примечательно, что почти все картины Виноградова несут солнечный свет. Этот свет струится и из картины Весна, а наше будет посвящено этой работе художника.

Описание картины

Какое бы время года сейчас не стояло на улице, а картина Весна возвращает каждого из нас в период, когда природа пробуждается под теплыми лучами весеннего солнца. Хотя рядом с домом появились первые прогалины, но деревенский пейзаж еще укутывает зимнее покрывало, привнося в окружающий пейзаж немного прохлады. Первые теплые солнечные лучи уже прогревают землю, а в местах, где снег уже растаял, показалась прошлогодняя желтая трава.

День выдался солнечным. Слева мы видим угол сельского дома, на который отбрасывают свои тени деревья. Сами же деревья окружают дом. Они пока еще молодые, но вскоре превратятся в пышный сад, одаривая хозяев вкусным урожаем. На углу дома растет сосна. Она высокая и тянется к небу, которое автор изобразил в ярко-голубых красках. Оно такое яркое, что слепит глаза. На заднем плане зрители видят и другие дома, окруженными деревьями. Сейчас их хорошо видно сквозь обнаженные деревца, но стоит им одеться в листья, как дома тут же скроются.

Примечателен на картине Весна солнечный свет. Мы замечаем, что своими лучами солнце не просто освещает, оно заливает всю округу и все полотно художника. Только глядя на холсты Виноградова, в том числе и на его картину Весна, понимаешь, почему многие прозвали художника мастером солнечного света.


Сергей Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства, которые, следуя лучшим традициям передвижников, пошли по пути обновления в конце 19 – начале 20 века. Среди этих гигантов (Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладал своим глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его технические и колористические приемы.

С большим терпением и трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения Виноградов шел своим путем в искусстве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

С.А. Виноградов автор ранних жанровых картин с «говорящими» названиями: «Лошадиный барышник», «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Нищие у церковной ограды»(1899), «Поденщик», «Крестьянка», «Пастух», - в них художник помимо сюжета ищет пейзажное начало. Картины его тяготеют к созерцательности и бессобытийности: «Бабы», «В доме», «Выходят», «По жнивью».


"Пристань на Волге" 1885
Художественный музей Алтайского края,
Барнаул



"У корчмы" 1887
Таганрогская картинная галерея


"Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани" 1888
Холст, масло 66х82
Волгоградский музей изобразительных искусств


"Починка барки" 1888
Холст, масло 41х28


"Бабы тульские" 1889
Картон, масло 68,5х49
Музей Новый Иерусалим


"На Волге" 1889

Кисловодск


"В избе" 1890
Омский музей изобразительных искусств


"Баба" 1890
Национальный художественный музей Республики-Саха,
Якутск


"В церкви" Конец 1890-х
Картон, масло 63х47
Государственная Третьяковская галерея


"Изба" 1890
Холст, масло 38,4х32,3


"Крестьянка. Этюд" 1890
Холст, масло 32х19
Государственная Третьяковская галерея


"Крестьянская девочка"
Нижегородский государственный художественный музей


"Крестьянский двор" 1890-е
Харьковский музей изобразительного искусства


"Мальчик у окна" 1890
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств,
Саранск


"Обед работников" 1890
Холст, масло 44,5х67
Государственная Третьяковская галерея


"Крестьянка с граблями. Этюд" 1891
Холст, масло 36х20
Государственная Третьяковская галерея


"У часовни" 1892
Холст, масло 72х59,5
Государственная Третьяковская галерея


"Бабы (Подруги)" 1893
Холст, масло 80,3х66,7
Государственная Третьяковская галерея


«Портрет Константина Константиновича Первухина»
1893
Холст, масло 102 x 66,5
Ярославский художественный музей
Ярославль



"Бабы" 1894
Холст, масло 44х64,2
Государственная Третьяковская галерея


"На работу" 1895
Харьковский музей изобразительного искусства


"Дети" 1895
Одесский художественный музей


"Поденщик" 1897
Холст, масло 68,5х49
Государственная Третьяковская галерея


"Озеро в лесу"
Собрание Владимира Пешича


"Осень" 1898
Кировский областной художественный музей


"Старая церковь в Плёсе" 1898
Холст, масло 20х33
Государственная Третьяковская галерея



"На реке" 1899
Холст, масло 53х99
Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки


"Нищие" 1899
Холст, масло
Смоленский государственный музей-заповедник


"Ночь" 1900-е
Картон, масло 66,3х84,5
Частное собрание


"Вечер (Сараи)" 1900
Холст, масло 46,5х80
Государственная Третьяковская галерея


"Вечер в деревне" 1900-е
Холст, масло 59,5х85
Челябинская картинная галерея


"В мастерской" 1900
Музей изобразительных искусств Республики Карелии,
Петрозаводск


"Этюд с лодкой"

Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил классного художника, с 1912 - академика, с 1916 - действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.


"Ночь" 1900-е
Картон, масло 66,3х84,5
Частное собрание



Холст, масло 100х57
Государственная Третьяковская галерея


"По жнивью" 1900
Холст, масло 107х178
Нижнетагильский музей изобразительных искусств


"Осень" 1901
Холст, масло 38,5х58,5
Костромской государственный художественный музей


"Осень. Задворки" 1901
Холст, масло 39х58,5
Государственная Третьяковская галерея


"Вечер ранней весны"
Собрание Владимира Пешича


"Пастух. Этюд к картине "По жнивью" 1900
Холст, масло 100х57
Государственная Третьяковская галерея


"Сарай" 1901
Холст, масло 53х74
Самарский областной художественный музей


"Северная деревня" 1902
Холст, масло 63х86


"Весна" 1902
Холст, масло 80,4х101,5
Государственная Третьяковская галерея


"Испанская танцовщица (Отэро)" 1903
Холст, масло 167х93 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. - Париж; 1907 г. - Берлин).



"Пристань. Архангельск" 1903
Холст, масло 33х47,5
Государственная Третьяковская галерея

Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.


"В усадьбе осенью" 1907
Холст, масло 62,3х80
Государственная Третьяковская галерея


"Охота с борзыми" 1907
Луганский областной художественный музей


"У К.А.Коровина" 1908
Холст, масло 71,8х98
Нижегородский государственный художественный музей


"Монте-Карло. Этюд" 1909
Дальневосточный художественный музей,
Хабаровск


"Московская улочка"
Таганрогская картинная галерея


"Симбирск"
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко,
Кисловодск


"Солнечный день. Дама у балюстрады" Около 1908
Фанера, масло 42,5х53,5
Государственная Третьяковская галерея



"Летом" 1909
Холст, масло 66х98
Государственный Русский музей


«В доме»
1910
Холст, масло 87,5 х 70,5
Калужский областной художественный музей
Калуга


"Усадьба" 1910-е
Холст, масло 62х79
Государственная Третьяковская галерея


"В усадьбе" 1910
Холст, масло 56,3х71
Государственная Третьяковская галерея


"В усадьбе" 1910
Государственный музей искусств Республики Казахстан,
Алматы


«В саду»
1910-е
Холст, масло
101х88
Частное собрание, Москва



"К преподобному" 1910
Холст, масло 47х66
Владимиро-Суздальский музей-заповедник


"К преподобному" 1910-е
Холст, масло 34х68
Собрание К и А.Руденцовых


"Наташин ангел" 1910-е
Картон, масло 26,5х22
Государственная Третьяковская галерея


"Овины" 1910
Холст, масло 51х65,5
Севастопольский художественный музей


"Ожидание"
Днепропетровский художественный музей


"Сад осенью" 1910
Бумага на картоне, смешанная техника" 96х96
Иркутский художественный музе



"Весна идет" 1911
Бумага, темпера 95,2х95,5

Сочинение по картине:
Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла. Земля на пригорках начинает оттаивать, и темнеет жирно и сочно. Старый дом пока закрыт, но и он чувствует, что скоро, очень скоро вернутся в него люди, и он, пригретый солнцем, старается избавиться от последних следов снега на веранде.
Деревья тянутся к солнцу. Кажется, что они стараются согреться, и тянут свои руки - ветви к солнцу, и только вьюн ещё не проснулся, и висит сухими плетями на перилах веранды. Не видно ни птиц, ни весёлого пса, встречающего радостным лаем всех, кто подходит к дому. Не слышно детских голосов, которые звенят здесь всё лето. Всё в ожидании.
Ещё бывает по ночам морозец, и подтаявший снег на веранде окаймлён ледяными кружевами, но тишина уже настороженная, ждущая. И свежий ветер гонит тучи прочь, расчищая дорогу Весне


«Весна»
1911
Холст, масло 95,5 х 95,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Здесь уже где-то конец апреля. Небо синее-синее, какое бывает только весной.
Днём солнце пригревает, и вокруг дома снега совсем не осталось. Снег ещё лежит в поле и между деревьями, но дни его сочтены. Недаром этот месяц прозван «снегогоном».
И вокруг деревьев снег уже растаял. Они дышат и тянутся к солнцу. Под кожей - корой потекли весенние соки, набухли почки, и первые молодые листочки приоткрыли свои крошечные ладошки. Их почти не видно, но светло зелёная дымка на гибких ветках уже радует глаз.
Сквозь старую траву пробивается свежая зелень. И так и кажется, что старый дом, залитый солнцем, улыбается Весне. Отзвенела капель, растаяли хрустальные сосульки, и только деревянные кружева венчают его крышу.
Две картины, две весны. На одной – только робкая надежда, на другой рождение тепла.


Интерьер вечером. 1911
Бумага на картоне, восковые карандаши. 26 x 39 см
Государственная Третьяковская галерея


«В доме»
1912
Холст, масло
82х60
Государственная Третьяковская галерея


"Охотник с лыжами" 1912(?)
Холст, масло 85,5х77
Тюменский музей изобразительных искусств


Пикник. 1912


"Пруд" 1913
Холст, масло 99х107
Астраханская государственная картинная галерея


С борзыми едут. 1913


"Московский Кремль"
Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого



"Весенний пейзаж" 1913
Красноярский художественный музей


"В доме" 1914
Саратовский государственный художественный музей

Его работа «В доме» отличается светлым жизнерадостным настроением. Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенные на картине, обращены к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.


"Играет" 1914
Национальный художественный музей Республики Беларусь,
Минск


"Деревня" 1915
Саратовский государственный художественный музей

Картина носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.


"Крым. Цветущий май" 1915-1918
Холст, масло 106х88,5
Новокузнецкий художественный музей

В 1915-1917 годы С.А. Виноградов жил и работал в Крыму, проживая в Гурзуфе на даче у друга Константина Коровина.
Картины, созданные в Крыму, С.А. Виноградовым, наполнены эффектными переливами солнечного освещения. Это «Алупка. Крым, 1917», «Крым, цветущий май», «Южная ночь», напоминающая живопись Куинджи и другие.


"Крымский пейзаж" 1915
Холст, масло 80,7х102,5
Государственная Третьяковская галерея


«Берег моря. Алупка»
1917
Холст, масло
71х53
Собрание К и А.Руденцовых


"Алупка" 1917
Местонахождение неизвестно

Известного художника Виноградова Сергея Арсеньевича многие считают наследником Левитана.
Он связывает свое творчество с традициями пейзажной живописи.
Его основной темой творчества есть жизнь в гармонии с природой и полное их слияние.
Больше всего его перу удавались солнечные сюжеты.
К таким произведениям относится картина «Весна».

На ней изображен замечательный солнечный день ранней весны.
Слева выглядывает навстречу солнышку домик.
Тени падают на окна и как бы завлекают жителей выйти на улицу.
Деревья еще не успели полностью проснуться и зазеленеть, но уже сбросили тяжелый снег и радуются первому теплу.
Некоторые участки земли уже совсем освободились от снежного покрова, и теперь глаз радует свежая трава.
Но есть еще и заснеженные места, которые придают картине немного прохлады.

Глядя на картину, невозможно не заметить ярко-синее и чистое небо.
Именно такое оно в начале весны.
Смотришь, и от яркости слезятся глаза.
К этому небу начинает тянуться все живое.
И травинка, и кусты, и деревья со своими веточками, даже вечно зеленая сосна взрывает свои иголки кверху, наполняя их светом.

Эта картина непросто показывает нам приход весны, а прекрасность жизни.
Насколько все легко и просто начинает казаться, как только природа улыбается и радуется.

Известного художника Виноградова Сергея Арсеньевича многие считают наследником Левитана. Он связывает свое творчество с традициями пейзажной живописи. Его основной темой творчества есть жизнь в гармонии с природой и полное их слияние. Больше всего его перу удавались солнечные сюжеты. К таким произведениям относится картина «Весна».

На ней изображен замечательный солнечный день ранней весны. Слева выглядывает навстречу солнышку домик. Тени падают на окна и как бы завлекают жителей выйти на улицу. Деревья еще не успели полностью проснуться и зазеленеть, но уже сбросили тяжелый снег и радуются первому теплу. Некоторые участки земли уже совсем освободились от снежного покрова, и теперь глаз радует свежая трава. Но есть еще и заснеженные места, которые придают картине немного прохлады.

Глядя на картину, невозможно не заметить ярко-синее и чистое небо. Именно такое оно в начале весны. Смотришь, и от яркости слезятся глаза. К этому небу начинает тянуться все живое. И травинка, и кусты, и деревья со своими веточками, даже вечно зеленая сосна взрывает свои иголки кверху, наполняя их светом.

Эта картина непросто показывает нам приход весны, а прекрасность жизни. Насколько все легко и просто начинает казаться, как только природа улыбается и радуется.