Виды подчинительной связи в русском языке. Сложные предложения с разными видами связи

Виды подчинительной связи в русском языке. Сложные предложения с разными видами связи
Виды подчинительной связи в русском языке. Сложные предложения с разными видами связи

Под сочинительной связью понимается такая связь, при которой отсутствует грамматическая зависимость одного компонента синтаксической конструкции от другого компонента. Сочинительная связь имеет место между словоформами простого предложения и предикативными единицами в составе сложного предложения. Так, на примере стихотворения А.С. Пушкина «Эхо» можно выделить не один ряд сочинительной связи; в первой части стихотворения Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг сочинительная связь устанавливается между четырьмя предикативными единицами (простыми предложениями в составе сложного предложения): 1) ревёт зверь в лесу глухом, 2) трубит рог, 3) гремит гром, 4) поёт дева за холмом , которые в свою очередь связаны подчинительной связью с пятой предикативной единицей: на всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Во второй части Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов – И шлешь ответ … (А. Пушкин) сочинительной связью оформлены словоформы внемлешь и шлешь ; грохоту , гласу и крику . В предложении Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками (А. Чехов) сочинительная связь устанавливается между словоформами играла, писала.

Сочинение – это особый тип синтаксической связи, обладающий своими содержательными и формальными признаками.

Формальным показателем сочинительной связи являются сочинительные союзы. Определённый тип союза закреплён за выражением определённого типа синтаксических отношений. Так, в предложении В тихую лунную ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега (А. Чехов) сочинительная связь между словоформами стояла и смотрела ; то на воду, то на берега . Союз и выражает перечислительные отношения совпадающих во времени действий; повторяющийся союз то…то выражает отношения чередования: вниманием субъекта поочерёдно овладевает то один предмет, то другой. Ср.: (Л. Соболев). Повторяющийся соединительный союз ни…ни в предложении Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло (А. Блок) информирует об отсутствии перечисляемых денотатов (референтов). Ср.: Ни в погребах, ни в башнях, ни в машинах случаев никаких не было (Л. Соболев). Противопоставление условий проявления разных признаков субъекта в предложении По годам он бы должен был быть с молодыми, но по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных людей (Л. Толстой) переданы противительным союзом но. Повторяющийся союз не то … не то вносит значение неопределённости. Например: И опять не то снится, не то думается Чангу то далёкое утро, когда после мучительного, беспокойного океана вошёл пароход, плывший из Китая с капитаном и Чангом, в Красное море (И. Бунин). Союз или выражает смысловые отношения взаимоисключения. Например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету (Л. Толстой).

При бессоюзии решающим грамматическим показателем сочинённости является интонация. Она же, интонация, является и дифференциатором смысловых отношений сочинённого ряда. Пример перечислительной интонации в простом предложении: Всё спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамён нависший ряд (А. Пушкин); те же смысловые отношения в сложном предложении также переданы перечислительной интонацией: За окошком белеют березы, Ёлки тянут колючие лапы, На сосновой коре, точно слезы, Смолянистые светятся капли (Л. Ошин).

Компоненты предложения, связанные сочинительной связью, формируют сочинённый (или сочинительный) ряд. Существенным признаком сочинённого ряда является такое свойство его структуры, как отсутствие главного и зависимого компонента. Это вызвано тем, что ни одно из слов, входящих в сочинённый ряд, не служит для пояснения другого слова, в сочинённом ряду нет отношения определяемого и определяющего . Компоненты сочинённого ряда, таким образом, формально независимы друг от друга. Однако в смысловом отношении они могут иметь не одинаковую значимость, один из компонентов, как правило, постпозитивный, может нести информацию более значимую по сравнению с информацией, представленной первым компонентом; постпозитивный компонент может выступать в качестве конкретизатора другого, препозитивного члена ряда. Например: Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него (Н. Гоголь); Все, а особенно чиновники , некоторое время оставались ошеломленными (Н. Гоголь); На скрещении их, на круглых полянах , стояли старые, иные поломанные , в лишаях , большие статуи из песчаника (Л. Толстой); Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал, который кончился лишь тогда, когда грузовик унёс на себе от ворот Грибоедова несчастного Ивана Николаевича, милиционера, Пантелея и Рюхина (М. Булгаков).

Другим существенным признаком сочинения является соподчинённость компонентов ряда (в структуре простого и сложноподчинённого предложений) одному слову (словоформе) и способность выразить в этом соподчинении определённый тип синтаксических отношений. Например, сочинённый ряд фонтаны, линии, золото, море в предложении Помню фонтаны, давно уж угасшие, Мрамора белого строгие линии, Золото, тускло на солнце сверкавшее, Море за парком холодное, синее (Л. Ошин) распространяет, поясняет слово помню (помню что?), все компоненты ряда выражают изъяснительные отношения. В многокомпонентном сложноподчинённом предложении Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало (А. Фет) придаточные являются соподчинёнными, они, отвечая на вопрос «о чём?», распространяют, поясняют, конкретизируют лексическое значение слова рассказать в главной части (рассказать о чём?: что солнце встало; ещё о чём? что оно горячим светом по листам затрепетало ), и выражают изъяснительные отношения.

Соотносясь с одним стержневым словом, компоненты сочинённого ряда могут выражать один тип смысловых отношений, занимая тем самым одно синтаксическое место и выполняя функцию одного члена предложения, и разные смысловые отношения, занимая, таким образом, разные синтаксические места и выполняя функцию разных членов предложения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения, являются однородными и образуют ряд однородных членов . Например: Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни Святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами (И. Бунина) – сочинённый ряд представлен существительными Акрополь, Баальбек, Фивы, Пестум, Святая София, церкви , называющими разные предметы речи, но занимающими позицию субъекта, представленного именительным падежом, и являющимися подлежащими. Они образуют ряд однородных членов. В предложении Адмирал увидел то красные, то оранжевые вспышки (Л. Соболев) однородный ряд представлен прилагательными красные, оранжевые, называющими признак предмета по цвету, в функции определения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие разные синтаксические места и являющиеся поэтому разными членами предложения, не являются однородными. Например, не являются однородными компоненты сочинённого ряда в предложении На песках, в райской наготе валяются кофейные тела черноволосых подростков (А. Фадеев). Сочинённый ряд представлен здесь словоформами на песках и в райской наготе, первая словоформа занимает позицию обстоятельства места, вторая – обстоятельства образа действия (или сопутствующего обстоятельства): тела валяются где? – на песке; валяются в каком состоянии? – в наготе. Аналогично также в высказывании Учёные растерялись: нашего предка они ожидали увидеть совсем не там и не таким (В. Щеулин) словоформы не там и не таким являются компонентами сочинённого ряда, о чём свидетельствует сочинительный соединительный союз «и», однако однородными членами они не являются, поскольку наречие «там» занимает позицию обстоятельства места: ожидали увидеть где? – не там; тогда как местоимение «таким» выражает атрибутивные отношения: ожидали увидеть предка каким? – не таким. Это говорит о том, что синтаксические позиции у выделенных словоформ разные, поэтому их нельзя признать однородными.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения являются однородными, если они соотнесены с одним общим для них членом предложения или подчинены ему. Однородными могут быть все члены предложения. Пример однородных подлежащих: Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой (Е. Винокур); Тот рассказ сложили горы, башни, звёзды, облака , снег и трав весенних ворох , люди, песни и река (Н. Тихонов);

однородных сказуемых: Жизнь моя – судьба моей державы, каждый сущий день её и час (М. Алигер); Нет, это время несчастное , болезненно-чувствительное, жалкое (И. Бунин); Еще в детских летах он прослыл чудаком и был непохож на товарищей (Ф. Достоевский); Сначала был я весел и остёр , А иногда и чересчур небрежен (М. Лермонтов).

Однородные второстепенные члены предложения:

однородные определения: В произведении должна быть ясная, определённая мысль (А. Чехов); Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака (И. Бунин);

дополнения: Берегите старых людей от обид , холодов, огня (Л. Татьяничева); Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство , свои кровные связи с отечеством (В. Белинский);

обстоятельства: Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (М. Горький); Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди (И. Бунин); Ты в летнем зное и снегах светла и хороша (Е. Долматовский).

Однако следует помнить о том, что выполнение одной и той же синтаксической функции рядом расположенных словоформ не является гарантией однородности. Для однородности таких членов предложения необходимым условием является наличие сочинительной связи. Например, в предложении Дубов и не подозревал о сложных морозкиных переживаниях (А. Фадеев) определения сложных и морозкиных , характеризуя предмет (переживания Морозки) с разных сторон (по качеству и принадлежности), не являются однородными, так как они не связаны сочинительной связью, о которой сигнализирует сочинительный союз, здесь отсутствующий, и перечислительная интонация, о чём свидетельствует отсутствие запятой между определениями. Аналогично: На нём была новенькая синяя сатиновая рубашка (Н. Островский). Отсутствие запятой и союза – знаков сочинительной связи – говорит о неоднородности выделенных определений к слову рубашка .

Если в предложении повторяется одно и то же слово в той же форме, говорить об однородности обозначенного ими члена предложения нельзя и при наличии сочинительной связи, ибо речь здесь идёт об одном действии, об одном признаке. Например: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня (А. Пушкин); Еду, еду в чистом поле, Колокольчик динь-динь-динь . Повтор лексемы выполняет стилистический приём, информируя о длительности действий.

Компоненты однородного ряда могут быть представлены как одной морфологической формой, так и разными формами одной части речи, а также разными частями речи. Например: И чье-то ласковое мясистое лицо, бритое и упитанное , в роговых очках, появилось перед Иваном (М. Булгаков); И это очень хорошо известно не только в России , но и в Европе (М. Булгаков); Вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду , в высоте (М. Булгаков); В одних только его глазах, голубых , навыкате и несколько неподвижных , замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал ровно (И. Тургенев); Нос горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист , без особых примет (М. Булгаков).

Компоненты неоднородного сочинённого ряда также могут иметь как один, так и разные способы морфологического выражения. Например: Она смотрела на него долго и внимательно (А. Фадеев); Она смотрела на него долго , в глубокой задумчивочти .

Таким образом, сочинённость и однородность – понятия не тождественные. Понятие сочинённого ряда шире понятия однородности: однородные члены предложения формируют сочинённый ряд и являются его компонентами, но не все компоненты сочинённого ряда являются однородными.

Сочинённый ряд может быть открытым и закрытым. Под открытым понимается ряд, способный к потенциальному распространению. Он характерен для конструкций с перечислительными отношениями, а также с отношениями взаимоисключения и чередования. Они могут быть многокомпонентными. Например: Най-Турс с размаху всадил кольт в кобуру, подскочил к пулемету у тротуара, скорчился , присел, и левой рукой поправил ленту (М. Булгаков); Никогда она (Мари) не уставала внимать этим морским наивным повестям – пусть уже не раз повторяемым – о морской и рыбачьей жизни , о маленьких скудных радостях , о простой безыскусственной любви , о дальних плаваниях , о бурях и крушениях , о покорном, суровом приятии всегда близкой смерти , о грубом веселье на суше (А. Куприн); Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду (А. Чехов); Скользящим движением, как кошка, он не то прополз , не то проскочил , не то перелетел через езженую дорогу ...(А. Фадеев).

Под закрытыми понимаются двухкомпонентные ряды, которые не могут быть дополнены новыми членами с теми же смысловыми отношениями. Это, как правило, конструкции сопоставительные, градационные, противительные. Например: Гость направился не за город , а в город (М. Булгаков); Левин покорно положил себе соуса, но не дал есть Степану Аркадьичу (Л.Толстой); Не только Володя , но и другие дети радовались походу в театр .

Связь между компонентами сочинённого ряда может быть обязательной и факультативной. При наличии обязательной связи нельзя опустить один из компонентов ряда. Обязательность этой связи определяется, например, лексическим значением глагола в качестве общего слова. Это глаголы со значением соединения, разделения, сопоставления: сложить, сопоставить, разделить, поженить, разграничить, сравнить . Особенностью этих глаголов является то, что они называют действия, направленные одновременно не на один предмет, а на несколько предметов, которые находятся в одинаковом отношении к этому действию. Все компоненты сочинённого ряда в этом случае оказываются в числе обязательных распространителей глаголов : совмещать работу и отдых; разделить сахар и соль, сопоставить свойства и состояния предмета, сложить вещи и книги, поженить брата и подругу, сравнить структурный и семантический подходы к предложению и под. Облигаторность связи в сочинённом ряду может диктоваться и характером союза, а также наличием других служебных слов (частицы не ), определяющих наличие однородных членов. Например: Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг (М. Булгаков); Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу , а суконную поддёвку , и пошёл по хозяйству (Л. Толстой).

При отсутствии названных условий связь между компонентами сочинённого ряда факультативная. Например: Были собаки, лошади, овцы, коровы, работники, были кучер, староста, стряпухи, скотницы, няньки, мать и отец, гимназисты – братья, сестра Оля, еще качавшаяся в люльке (И. Бунин).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

На сайте сайт читайте: "введение в синтаксис. аспекты синтаксиса "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.