Венеция – история возникновения города на воде. На чем стоит Венеция

Венеция – история возникновения города на воде. На чем стоит Венеция

Великолепный и чарующий город Венеция берет начало своей истории еще с 421 года. В эти времена Римская империя уже устала от бесконечных набегов, воин с гуннами и беспощадными варварами под предводительством одного из самых жестоких и кровожадных лидеров Аттилы. Под таким натиском всем жителям Северной Италии пришлось иммигрировать на дикие острова Адриатики, находящиеся в лагуне.
Переселенцы вынуждены были начать рыболовство, вели свое хозяйство и уже через сорок лет возникает первое венецианское правительство, которые было составлено из представителей каждой существующей 12 деревень. Проходит еще 200 лет и жители уже избирают для своей маленькой республики первого правителя или дожа.

Несмотря на это решение, Венецианская республика по-прежнему подчиняется Восточной Римской империи – Византии.
810 год в истории – на Венецию напало франкская армия, вследствие чего жители Андриатики сплотились и приступили к активной фазе отделения от влияния Византии. Административный центр переносится на Риво-Альто – один из самых безопасных островов.
829 год в истории – путешествие венецианских купцов в Александрию с целью украсть мощи святого Марка. Им удалось и, привезя его на Венецианскую землю, они сменили покровителя Теодора от Византии на своего – свежеукраденного. Следующим пунктом в постановлении независимости стало – своя валюта и начало строительства Дворца Дожей.
Начало экономического процветания и развития заложила морская торговля. При возникновении проблем с корсарами, венецианские купцы просто откупались от их нападения. Морская торговля была выгодным делом, находясь географически лагуна позволяла продавать товары, как Востоку, так и Западу.

991 год в истории – избран на пост Пьетро II Орсеоло, Венецианская республика без опасения стала применять уже и силовые методы. Проходит 9 лет правления и в праздник Вознесения жители увидели самый мощный флот, вышедший в воды Адриатики. Вследствии этого были очищены далматинские пираты и захвачены их города по пути. Венеция расширяет свое влияние, на города увеличивая оборот морской торговли.

Город стал расцветать с невероятной скоростью: экзотические фрукты с Кавказа, косметика, духи, золото, реликвии, рабы и т.д. все это можно было найти в Венеции. Роскошь придавали роскошные дворцы и палаццо.
Начало 12 века в истории – построена одна из самых крупнейших верфей Арсенал.
Появилось ограниченное количество богатых людей, которые могли управлять всей властью и их фамилии были занесены в «Золотую книгу». Во главе стоит дож. В 1355 году дож Марино Фальер попытался сделать свою власть наследственной, вследствие чего был обезглавлен подданными.

Венецианская республика находилась далеко от влияния католической церкви. У римского папы никак не получалось влиять на внутреннею и внешнею политику. Часто город отсоединяли от церкви, как бы навязывая католическую политику.
15 век в истории – Венеция продолжает завоевывать новые земли, расширяя свои владения и увеличивая рост экономики. Под власть попадает Кипр.

Историю побед и величия прервали турки, начиная с конца 15 века закрепляться в Средиземноморье. Город пытался сопротивляться и воевать достойно, но битвы приносили лишь разорение и земли понемногу переходили к туркам.
1499 год в истории – Васко да Гама открыл новый путь в Индию. Были проложены новые торговые пути в обход республики, уменьшая ее экономическое независимость и процветание.

1575, 1630 – приходит чума, подкосившая практически треть населения Венеции. 1720 год наступает время банкротства и расцвет искусства.
Конец 18 века для истории Венеции характерен с окончанием независимости. Он был довольно легкой добычей для полководца Наполеона. Есть одни интересный факт – во время захвата города Наполеон, вышедший на площадь Сан-марко, произнес: «А ведь эта площадь – самая элегантная гостиная Европы». При падении французской империи, город перешел к Австрии.
1826 год – появляются первый туристы, объявлена вольной гаванью для всех. Венеция стала городом пристанища всех известных представителей культуры и богемы.

1866 год город становится провинцией итальянского королевства, восставши со всей Италией против оккупантов.

Сегодня на улочках можно увидеть нескончаемый поток туристов, восхищающихся историей Венеции и культурой данного города.

Представленный группой из 118 малых островов, разделенных каналами и связанных мостами. находится в Венецианской лагуне Адриатического моря. Неповторимый архитектурный стиль Венеции был сформирован в период расцвета Венецианской республики в 14-16 веках. В настоящее время Венеция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города происходит от венетов, которые населяли этот регион в 10-м веке до нашей эры. Венецианская Республика была крупной морской державой в период Средневековья и Ренессанса, а также очень важным центром торговли (шелк, зерно, и специи). Это сделало Венецию богатым городом на протяжении большей части своей истории. Венеция играла важную роль в истории симфонической и оперной музыки, это место, где родился Антонио Вивальди.

Городское поселение на островах Венецианской лагуны образовалось во второй половине шестого века, а уже спустя одно столетие все острова стали подчиняться одному правителю – дожу. Всего в Венеции было 120 дожей, первый был избран в 697 году, а последний отрекся от своей власти в 1797 году.

С 9 по 12 века Венеция превратилась в город-государство. Ее стратегическое положение на Адриатике сделало город почти неуязвимой морской и торговой державой. После ликвидации пиратов вдоль побережья Далмации, город превратился в процветающий центр торговли между Западной и остальным миром (в основном, исламским).

В середине пятнадцатого века Венеция столкнулась с турецкой экспансией, которая вынудила Европу искать другие торговые пути. В итоге, город перестал быть важной торговой точкой и, когда Венецию захватил Наполеон Бонапарт в 1797 году, город уже не был могущественной державой.

В течение 18-го века Венеция стала, пожалуй, наиболее элегантным и изысканным городом в Европе, в значительной мере благодаря искусству, архитектуре и литературе.

В девятнадцатом веке Венеция на какое-то время стала частью , но в 1866 году после Третьей итальянской войны за независимость, Венеция и Венето вошли в состав Королевства Италии. В годы Второй мировой войны Венеции удалось избежать сильных разрушений, город остался практически нетронутым.

Туризм является основной статьей доходов в Венеции с начала восемнадцатого века, когда здесь появились туристические экскурсии по живописным местам города. Сегодня это один из наиболее посещаемых городов в мире, в среднем ежедневно в Венецию приезжают около 50000 туристов. В 1980-х годах был возрожден Венецианский карнавал, в городе стали проводится престижные фестивали: Биеннале и Венецианский кинофестиваль, которые привлекают посетителей со всех уголков мира.

Шедевр в кошмарных условиях

Из изящной Флоренции , города художников и поэтов, где мы побывали в предыдущем виртуальном туре вместе с нашим гидом Олегом Вахрамовым , переместимся на север Италии . Город купцов , путешественников, авантюристов и гениальных строителей, сотворивших вопреки всему одно из чудес света, - такой предстает Венеция .

Толчком к созданию шедевров порой является безысходность. Венеция зародилась в V - VI веках, когда с востока шли варвары, опустошавшие некогда величественную Римскую империю. Люди, спасаясь, бежали от них практически в никуда - в лагуну Адриатического моря, на острова, которые постепенно соединяли между собой насыпями, - рассказывает Олег Вахрамов.

Даже современному строителю страшно представить, какие кошмарные условия ждали тех, кто решался возвести здесь жилище. Резкий морской ветер, агрессивная соленая вода, приливы и отливы, разрушающие все, что создавалось человеком.

Я влюблен в этот город, в который вложено столько смекалки и титанического постоянного труда, - признается Олег Вахрамов. - Когда сегодня строители возводят уникальные конструкции на сложных почвах - это лишь бледная тень того, что было сделано в Венеции много веков назад.

Прибыль - в город

Одно из прозвищ Венеции - La Serenissima, что означает «Безмятежнейшая». Парадоксально, учитывая то, что большую часть ее населения составляли люди неспокойного склада. Чтобы выжить, строили корабли, бороздили моря и налаживали торговлю, а порой, чего греха таить, пиратствовали. Трудную географию обратили во благо: Венеция стала серьезным товарно-транспортным узлом Европы , а потому богатела, словно на дрожжах. И дух авантюризма оставался «на работе», а дома хотелось спокойствия, стабильности и надежности.

Хорошие деньги всегда дают хорошие возможности, а дух авантюризма и страсть к путешествиям - много полезного, что может пригодиться дома. Венецианцы строили свой город не скупясь, используя лучшие материалы и технологии, привезенные из других стран. Например, сваи, на которых стоят дома, сделаны из сибирской лиственницы, которая в воде, без доступа воздуха становится крепче железа. Но многое пришлось изобретать самим: особые составы цемента, штукатурки, устойчивые к агрессивной среде. Богатство давало возможность городу расти и развиваться, присоединяя соседние островки, - рассказывает Олег Вахрамов.

Из разных мест, в которых бывали путешественники и торговцы, заимствовались и архитектурные формы, а заработанных денег не жалели, чтобы отстроить дом или дворец пышнее, чем у соседа. Венеция становилась пестрой, как лоскутное одеяло, но эту пестроту уравновешивали особенности местности. Они не позволяли строить крупные здания, выше пяти этажей, в основном 2 -3, чтобы снизить нагрузку на фундамент. Чтобы защититься от ветра, в домах делали узкие окна, стрельчатые арки, сводчатые входы. Дороговизна земли ограничивала ширину «сухопутных» улиц: на некоторых едва могут разойтись два человека. А самое большое пространство в городе - площадь Сан Марко - меньше самарской площади им. Куйбышева . К слову, это одно из самых низких мест Венеции, и зимой она и расположенные на ней Дворец дожей и базилика Сан Марко постоянно затапливаются. Но сквозь хитро сделанную ливневую канализацию вода уже через несколько часов покидает территорию.

Ну и, конечно, визитная карточка Венеции - ее 160 каналов, через которые перекинуто более 400 мостов. Самый знаменитый - мост Вздохов, место изначально отнюдь не романтичное: по нему проходили осужденные на казнь. А самым престижным районом считалась линия вдоль Большого канала - здесь было построено около 200 дворцов, задняя часть которых стоит на земле, а передняя держится на сваях, словно колышется на водной глади.

Вечная борьба

Постепенное погружение в воду - проблема, с которой город борется с самого основания. По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует. Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой. Но праздник жизни, квинтэссенцией которого является ежегодный венецианский карнавал, продолжается, хотя для этого строителям и инженерам приходится прилагать не меньше усилий, чем первым венецианцам.

Вокруг города построили дамбу, создали массу других гидротехнических сооружений, чтобы минимизировать ущерб от воды и не допустить ее застоя. Прокладка и восстановление коммуникаций в таких условиях - вершина инженерного мастерства, - рассказывает Олег Вахрамов. - Человек борется за сохранение Венеции, а природа - за уничтожение. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не сдастся. Но даже в этом случае проигрыш будет красивым.

История Венеции начинается в первом тысячелетии до н.э., когда на островах лагуны Адриатического моря появились племена венетов , от имени которых Венеция и получила свое название. После венетов в этих местах были греки, этруски и римляне, основным занятием которых в этих местах было рыболовство.

В начале 5 века нашей эры из-за постоянных нападений германских племен многие жители Римской Империи стали переселятся с территории материковой Италии в лагуны Адриатического моря. Так в этих лагунах образовался город, получивший название .

В середине 6 века Венеция формально вошла в состав Византийской Империи , хотя по факту город сохранил свою независимость. В 568 году в Северную вторглось новое племя – лангобарды. Это вторжение породило новую волну переселенцев в Венецию.

Власть дожей в Венеции

Начиная с 697 года в Венеции установилась единоличная власть пожизненно избиравшегося дожа.

В 828 году венецианцам удалось похитить в Александрии мощи Святого Марка , который, начиная с этого момента, стал считаться покровителем города. В эти годы Венеция стала главным торговым посредником между странами Западной Европы и Византией. Город богател, и ему приходилось постоянно отбиваться от пиратов, викингов и других всевозможных искателей приключений. Для этого городу пришлось построить сильный военный флот. В 10 веке Венеция добилась формальной независимости от Византии и стала главной морской державой в Адриатическом море.

Участие Венеции в крестовых походах

Венеция активно поддерживала крестовые походы . За это город получил в свое владение торговые улицы в городах Ближнего Востока, что привело к бурному развитию торговли и значительному усилению венецианского купечества.

В 1172 году в городе был создан Большой Совет – законодательный орган республики. Бурное развитие товарно-денежных отношений привело к переселению в город большой части сельского населения из окрестностей Венеции, которое впоследствии основную массу городских ремесленников.

В 1177 году в городе произошло важное политическое событие в истории Европы. Благодаря искусной дипломатии Венеция стала местом примирения Папы Александра Третьего и Императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы.

В начале 13 века венецианскому дожу Энрико Дандоло удалось уговорить крестоносцев сделать целью Четвертого Крестового похода Константинополь, в котором Венеция незадолго до этого потеряла свои торговые привилегии. Дандоло самолично принимал участие в походе. Он умер в Константинополе и удостоился чести быть похороненным в храме Святой Софии.

За свою помощь, оказанную крестоносцам при взятии Константинополя (Венеция предоставила крестоносцам флот), город получил в свое владение квартал в Константинополе, Далмацию, Пелопоннес в Греции, Ионические острова.

Начиная с 13 века Венеция вела войны со своей соперницей и другой итальянской торговой республикой Генуей. Венеция одержала победу и согласно Туринскому торговому договору 1381 года, господство Венеции в восточной части Средиземного моря было официально признано Генуей. Другим опасным соперником Венеции в Адриатическом море был город Дубровник, с которым Венеция не прекращала борьбу в течение всего Средневековья.

Венеция поддерживала оживленные отношения со странами Ближнего Востока, привозя оттуда пряности, хлопок, шелка и слоновую кость. Восточные товары венецианские купцы везли в Брюгге, откуда они расходились по всей Европе. Через Венецию проходил основной товарооборот между Востоком и Западом.

Венеция на карте

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.