"венецианские близнецы", первый спектакль без любимова. Премьера спектакля «Венецианские близнецы»

"венецианские близнецы", первый спектакль без любимова. Премьера спектакля «Венецианские близнецы»

Главные герои – аристократ Тонино, умница-интеллектуал, смелый и решительный, и добряк Дзанетто, слывущий простачком благодаря своей искренности и простодушию. Разлученные еще в детстве и воспитанные порознь, братья-близнецы не знают о существовании друг друга. Волею обстоятельств Тонино и Дзанетто в одно и то же время попадают в Верону, не подозревая о том, что их появление внесет путаницу в жизнь и любовные похождения обитателей города.Тонино разыскивает свою возлюбленную Беатриче, которая решилась бежать из Венеции, чтобы соединиться с Тонино, и теперь ждет его в Вероне, отказывая преследующему ее влюбленному Лелио. Обедневший доктор Баландзони очень надеется на то, что его воспитанница Розаура, от которой он скрывает тайну ее происхождения, выйдет замуж за наивного богатого Дзанетто и удачным замужеством решит финансовые проблемы доктора. Розаура, считающая себя дочерью Баландзони, мечтает о романтической любви и ждет не дождется встречи с женихом.Горничная Розауры – Коломбина, пообещавшая доктору не рассказывать Розауре семейную тайну, в свою очередь надеется, что он сосватает ее за слугу Дзанетто – весельчака Арлекино. А друг семьи коварный Панкрацио идет на все, чтобы завоевать сердце Розауры и добиться разрыва ее помолвки с Дзанетто. Одним словом, страсти так и кипят!

Накануне новогодних праздников в Театре на Таганке прошла премьера нового спектакля «Венецианские близнецы ». Это первая постановка после отставки Юрия Любимова осуществлена режиссером Паоло Ланди, итальянской творческой группой художников, хореографов, мастеров сцены и артистами театра.

«Венецианские близнецы» - комедия дель арте – трогательная и забавная любовная история с неожиданным трагическим концом, поставленная по пьесе знаменитого итальянского драматурга Карло Гольдони. Прежде всего, это яркий и красочный спектакль в духе венецианского карнавала и средневекового театра с масками, интригами и юмором. Он не подразумевает глубоких раздумий, а по замыслу самого режиссера, должен подарить людям радость, развлечь, дать возможность окунуться в атмосферу детских сказок с добрыми и злыми героями.

Видиофрагмент спектакля "Венецианские близнецы"

На сцене разворачивается любовная интрига братьев близнецов волею судьбы попавших в один и тот же город. Обе роли исполняет один артист - Дмитрий Высоцкий. Перевоплощаясь то в энергичного и смелого Тонино, пытающегося разыскать свою возлюбленную, то в наивного и нерешительного Дзанетто, приехавшего свататься к другой героине, он постоянно создает путаницу, в результате которой возникает масса смешных недоразумений. В любовные истории и тайны своих хозяев замешаны и их слуги, которые тоже пытаются найти свое счастье. Красочные костюмы и маски дополняют образы, задуманные режиссером, подчеркивая гамму простых человеческих чувств персонажей: любви и ревности, страданий, сомнений, алчности и мести. Артисты демонстрируют великолепное владение мимикой и пластикой, клоунадой, граничащей по своей технике с акробатическими номерами, сражаются на шпагах, влюбляются и переживают. Спектакль не изобилует длинными монологами героев, и мог бы быть достаточно понятен и без слов. Это новизна в постановке театра, привнесенная современной западной драматургией. Кстати, по отзывам артистов, при подготовке спектакля Паоло Ланди не столько объяснял им, что нужно делать, сколько показывал, и свои роли они постигали, скорей, на уровне ощущений. Также, на уровне ощущений и воспринимается спектакль.

Перед началом премьеры на пресс-конференции режиссер и ведущие артисты, занятые в постановке, рассказали журналистам о том, как шла подготовка, репетициях и самом спектакле. Работа продолжалась в течение полутора месяцев непрерывных репетиций нестандартных решений и творческих находок. Артистам было интересно приобщиться к культуре и технике итальянского театра, попробовать новый, непривычный для Таганки стиль игры, пройти своего рода мастер-классы у нового режиссера. Они отметили «волшебную атмосферу», царившую во время репетиций и то удовольствие, которое получают от игры.

Режиссер Паоло Ланди уже около двадцати лет работает с российскими театрами. Это его двадцать третья постановка. Русский язык выучил самостоятельно «на сцене» и свободно им владеет. Он считает, что комедии дель арте, как сценическое искусство, необходимо для Театра на Таганке, тем более сейчас, когда происходят существенные изменения. По словам режиссера: «Надо уметь веселиться, дружить, любить друг друга, мы любим зрителя и эту любовь передаем ему, помогаем на два часа, пока длится спектакль, вернуться в детство, почувствовать счастье». Он считает, что комедия «Венецианские близнецы» будет иметь успех у российской публики, и спектакль будет кассовым.

"Где больше театральности и жизни – в суде или в театре – неизвестно. Скорей всего, и там, и там.
Давая уроки итальянского языка дочерям французского короля, Карло Гольдони довел число пьес до 267.
И – если судить по этой постановке – нужно поставить, и пересмотреть их все.
Просто для жизненного тонуса, радости и модной «терапии искусствами».
Особенно любопытна пьеса под названием «Прекрасная грузинка». Отчего ж выбраны близнецы?
Скорей всего, эта – одна из лучших.
то в этом спектакле можно получить удовольствие от эффекта «четвертой стены».
Когда актеры общаются со зрителем в ходе представления, и все-все-все, как правило, получают от этого удовольствие.
Этот эффект – не современен, а напротив, еще от античного театра достался в наследство театру на Таганке. И театр это наследство пользует вовсю:
Актеры кричат что-то вроде «Да здравствует Таганка», проносят быстро, на фоне общей движухи на сцене ленту с рекламой спектакля «Кориолан», заводят общение с человеком из зала по имени Серега
Поют «вот шагает дружно в ряд итальянский наш отряд»
и т.д.
И нам нравится.
Еще нравятся актеры.
Они и талантливы, и симпатичны одновременно, они - музыкальны, отлично двигаются, вот, например Капитан (полиция) практически оттанцевал свою роль, эпизодическую, но эффектную..."

bulyukina_e
Как я узнала что такое «комедия дель арте» в Театре на Таганке

"...Это спектакль, с большой долей импровизации, в котором некоторые актеры играют в масках. Так как действие происходит во время карнавала в Вероне, то маски смотрятся особенно уместно и иронично.
Спектакль больше всего похож на карнавал – потрясающие костюмы, маски, итальянские страсти, песни, музыка Вивальди сделают праздник из любого непогожего летнего дня. Но больше всего мне понравилось общение актеров с залом и импровизация («Остановите, Вите надо выйти…» - сказанное к месту)...
На сей раз я расскажу о финале, потому что он меня озадачил и в целом не портит всех плюсов постановки. Дзанетто умирает, выпив яду, который ему отрекомендовали как средство забвения и одновременно привлечения женщин. Его отвергли и Розаура, и Беатриче, и он, таким образом, решил им отмстить. Казалось бы, трагедия.
Но нет, все решается как нельзя лучше и без Дзанетто, все счастливы. А такой странный поворот сюжета, как мне кажется, оправдывает жанр, ведь близнецов играет один и тот же актер, и на поклон он мог выйти только в роли одного из братьев. Получается, что хоть комедия местами даже слишком смешная, но все же заставляет серьезно задуматься об отношениях..."

catherine_catty
«Венецианские близнецы» или Почувствуй себя зрителем XVIII века.

"Когда я была маленькой, я, как многие девочки, часто представляла себя принцессой или придворной дамой. Выхожу я в длинном платье со шлейфом из кареты... Или танцую я на балу... Или вот еще: сижу я в придворном театре и смотрю пьесы Шекспира, Мольера или Гольдони... Ну, насчет кареты - это вам в туристические места надо. Там и верхом, и на карете покатают. Правда сколько это будет стоить - большой вопрос. Но я каталась. Очень хотелось чтобы детская мечта сбылась. С танцами - к ролевикам или реконструкторам. А вот насчет театра... Эрмитажный театр в Питере? Театр в усадьбе Останкино? Попасть сложно, зрительный зал маленький... Есть еще вариант: в театре на Таганке Паоло Эмилио Ланди поставил пьесу Гольдони «Венецианские близнецы».
«Эка невидаль! - скажите вы - Этот автор и сейчас популярен, его пьесы идут в театрах все время». Так-то оно так. Но Ланди поставил именно комедию дель арте. С костюмами XVIII века, со всеми приемами именно этого жанра. Да, фильм «Слуга двух господ» по пьесе того же Гольдони прекрасен, я люблю его нежно. Но он поставлен в современной манере. А спектакль -нет. Если 300 лет назад принято было чтобы Арлекино и Бригелла носили маски, так они их и носят. Вводили тогда актеры в текст пьесы аллюзии на современные события? Пожалуйста, текст XVIII века прекрасно сочетается с «еврами», Таганкой и телеграммой. Общались актеры со зрителями? Сколько угодно! В общем, это прекрасная возможность на тему «Почувствуй себя зрителем XVIII века» со всеми плюсами и без минусов (Ну, там, неудобный костюм, антисанитария и пр.)...
Отлично играли все. Но отдельно хочу отметить Дмитрия Высоцкого, исполнителя ролей Дзанетто и Тонино. Да, я понимаю, актеры - мастера перевоплощения. Но человек, не говоря ни слова, мог показать что вот это - храбрый и умный Тонино, а вот это - его незадачливый и недалекий брат-близнец. Молча. Это суперкласс! ..."