В чем заключается траур у православных. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон

В чем заключается траур у православных. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон

Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

– Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день по учению Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда пророчески обетованого Спасителем (см.: Мф. 25,31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Присно-памятный – слово «присно» означает – всегда. А приснопамятный – всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщина со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

– Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь вечную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов и распространившийся как норма в секулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать кремации, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт. 3,19; Ин. 5,28; Мф. 27,59–60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому – покойным) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27,59–60; Мк. 15,46; 16,1; Лк. 23,53; 24,1; Ин. 19,39–42). Эти же действия полагается совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

(Продолжение следует)


В современные дни обычай носить траур перестал быть строгим и обязательным действом после смерти родственника. Кончина дорогого человека у верующих людей сопровождается христианскими традициями — молитвами о душе усопшего и проведением поминальных дней. У атеистов же печальные события выливаются в психологическое преодоление чувства горя и стремление как можно быстрее вернуться к обычной жизни.

Траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траура может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет. Этот срок зависит от степени близости человека к умершему. Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического равновесия. Как правило, женщины носят траурные головные уборы или платки и длинные платья, мужчины - черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траура. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя в контакте с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траура соблюдается не только у христиан, но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, блины и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой православные христиане после смерти родственника больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траурных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если усопший был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться об упокоении души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва.

Статья «Траур» | АННА ДАНИЛОВА | 1 НОЯБРЯ 2015 Г.

В чем смысл траура личного и траура национального?

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года - по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем:

«Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен.

У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть - засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо…

К довершению горя думаем: умер, не стало… а он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро, и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…»

Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно - в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти:

«Смерть для православного христианина - это переход в иную жизнь, в жизнь вечную - или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа - мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел - скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи.

Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь - наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности.

Нельзя вообще говорить о трауре - мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен.

В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет - конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть - это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет - рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные.

Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия:

«Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но, когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь.

Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком.

22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».

Траур государственный

В свете сказанного выше, есть ли смысл объявления траура государственного? В России нет четкого правила объявления траура, однако, как правило, он объявляется в случае гибели более 60 человек. В советское время траур объявляли также в дни смерти вождей. Но каждую минуту наступает чья-то смерть. Так пишет о национальном трауре святитель Николай Сербский:

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых - принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти Святейшего Патриарха Алексия траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, - это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

В России не был объявлен даже однодневный траур по Патриарху Алексию, не было он и объявлен после убийства священника Даниила Сысоева. Хотелось бы надеяться, что днем траура по-настоящему национального - днем молитвы и сосредоточенности, днем добрых дел и прощания с усопшим, стали бы не только даты массовой гибели людей, но и перехода в жизнь вечную по-настоящему выдающихся людей, по которым скорбит вся страна, у которых можно учиться настоящей жизни. Может быть меньше тогда станет и массовых гибелей?


В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

Обычаев и различного рода традиций, бо льшая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.

Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.

Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа .

Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:

«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. ).

В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить .

По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.

Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней» .

Начинается траур со дня смерти.

Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.

Ответы на вопросы о трауре

На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.

Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.

Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.

Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя , в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.

Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.

К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.

Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).

«Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].

Строка поиска: 40 дней

Найдено записей : 975

Добрый день! У меня дома упала икона Божьей Матери Казанской. Как быть?

Ксения

Ксения, нужно бережно относиться к иконам и православным святыням. Нужно более надежно поставить икону или закрепить ее так, что бы больше не падала. Сходите в церковь и исповедуйтесь во всех своих грехах, и причаститесь. Перед причастием нужно подготовиться и попоститься не менее 3 дней. Будьте более осмотрительны в отношении к иконам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня умер дедушка, сколько нужно дней носить чёрную повязку на голове? Слышала, что до сорока дней, а кто-то говорит, до 9 дней. Заранее спасибо.

любовь

Любовь, подобных правил – о том, сколько носить траурную повязку на голове, - в церкви нет. Это всего лишь традиция. Сроков никаких нет, можете носить до 9 дня, а можете и вовсе не носить. Как хотите. Главное, помните, что первые сорок дней самые важные для души умершей, и в эти дни за нее нужно сугубо молиться.

иеромонах Викторин (Асеев)

На какой день после похорон бабушки можно идти на свадьбу к подруге?

Ирина Коваль

Ирина, обычно мы молимся за усопшую сугубо первые 40 дней, и, конечно, нежелательно посещать в эти дни свадьбы, дни рождения и другие увеселения. А вот после 40 дней можно спокойно идти к подруге на свадьбу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у меня умер дедушка 19 мая 2014 года, через сколько дней можно раздать его вещи? Благодарю Вас.

Наталья

Наталья, первые 40 дней после смерти душа проходит воздушные мытарства, и в эти дни идет борьба между бесом и ангелом за душу человеческую. Вот как раз и нужны душе добрые дела, молитва за нее и милостыня. Поэтому лучше всего раздать вещи умершей сразу после смерти, до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня молодой человек в тюрьме, не знаю, как дождаться его, и стоит ли. Он меня очень любит и хочет, чтобы я его дождалась. Но в последнее время у меня нет сил уже, я устала. Хотя прошло только около 2 месяцев, он далеко. Осталось сидеть ему где-то полгода-год, общаться мы с ним пока не можем на протяжении всех этих дней, созванивались только один раз, но он очень надеется, что я его дождусь, ему это придает сил, он никого так не любил, как меня. Он искренне меня любит и готов на все ради меня. Не знаю, смогу ли я дождаться, и стоит ли. Может, посоветуете молитвы какие-нибудь и еще какие-нибудь советы по этому поводу? Спасибо!

екатерина

Дорогая Екатерина, Испытание разлукой может закалить любовь, а может и показать, что её не было. Стоит ли ждать, ответить можете только Вы. Будьте честны с собой. Если Вы ждете, потому что любите, - все преодолеете. Хорошо будет читать Евангелие, - например, по главе в день, поминая Вашего друга. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я слышала такую цитату: "Нехорошо быть человеку одному..." Я 10 лет назад сменила место жительства, съехалась с родней. Родня меня не поняла и не приняла (как принимали на прошлом месте жительства и работы), с местными людьми не нахожу общего языка - они по отношению ко мне хитрые, подлые и хамы. Друзей я не нашла, родственниками я не уважаема с первых дней - критика, сплетни, оскорбления - все исходит от моей крестной (она ненавидит своего крестника - за богатство, а меня - за прямолинейность и нежелание ей угождать по мелочам, хотя я выходила ее мужа после инсульта). В родне постоянные дрязги - общаться я с ними больше не могу, мне плохо с ними. Мама всегда оправдывает родственников и ищет мою вину перед ними. Я понимаю, как это выглядит: все плохие, а я хорошая, и конечно, так не бывает, но так было, лет с 5, как помню. Родственники говорили, что я издеваюсь над матерью и говорят так до сих пор, хотя я защищала ее от кидающегося на нее отца - ее все жалели, а я была нервомотатель. Мама - жертва, которая не понимала, когда нужно закрыть рот, даже после моих просьб замолчать (я видела, что отец распаляется и боялась). Сейчас я на месте отца - меня трясет от ее "Я просто сказала". Отец в тюрьме за убийство сожительницы (мы сбежали от него, когда мне было 13). Нервы у меня совсем истрепанные, боюсь стать как отец. Но я замечаю, что с матерью повторяются диалоги ее и отца, только теперь реплики отца - мои. Меня это пугает. Духовника я здесь себе не нахожу - я, наверное, никому уже не верю. Но душевное одиночество меня тяготит. Замуж я не вышла в свои 35. Детей нет. Моя жизнь с переездом перевернулась на 180 градусов. Почему Бог, хоть и выручает меня из бед, но как будто не подпускает ко мне хороших людей? Я знаю, что гордыня - это мой грех. Но не могу я дружить с кем попало и замуж выйти за первого подвернувшегося, и прощать родных, ни разу не попросивших у меня прощения за гадости, которые они мне походя бросают в лицо. И мне не хорошо одной, и в том обществе, где я оказалась, тоже не хорошо. Как быть?

Елена

Здравствуйте, Елена. Мне Вас искренне жаль, поверьте. Мы сами для себя создаем рай или ад, и носим их в себе. Вы перечислили все то зло, что Вас окружает, но ничего не сказали о своих собственных грехах. Ведь нам не дана заповедь требовать к себе любви, нам дана другая: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Не так, как они этого заслуживают, по нашему мнению, а так, как мы хотим, чтобы с нами поступали. Более того, даже не думайте о других то, что не хотите, чтобы думали о Вас. Мы не видим людей, не видим их сущности, их душ, их сердец, мы видим только их кожу. Согласитесь, что наивно и глупо считать, что кожа - это и есть человек. Мы видим действия, слышим слова, но не видим причины, не видим борьбы добра со злом в душе человека. А ведь она идет. Мы немногим больше знаем самих себя, но почему-то считаем излишним беспокоиться об изучении себя. Вы сейчас в сложном положении. Вы сначала строили крепость вокруг себя, а оказалось, что построили склеп. Надо его разрушить, а то так и останетесь в нем. Вам сейчас жизненно необходимо заставить себя оказывать помощь людям, которым очень плохо, безмерно хуже, чем Вам: безногим, безруким, умирающим. Выскочите из панциря саможаления, в который себя заточили. Поверьте, в нем смерть. Ведь Вы сейчас даже покаяться не сможете. Вам надо заплакать не от досады, обиды и жалости к себе, а от сочувствия к человеку, для которого не осталось надежды. Ведь у Вас-то, есть выход, есть надежда, есть будущее. Вот тогда и начнется и Ваше освобождение.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, у меня вопрос. Ситуация такая: у нас в семье умерла бабушка, но она не прямая мне бабушка, она сестра моего дедушки. 40 дней будет 3 июля, а 21 июня будет день рождения моей дочери, 2 года, можно ли отмечать? Очень жду ответа, так как запуталась. Спасибо заранее.

Софья

Софья, первые 40 дней нужно сугубо молиться за усопших, т.к. сами за себя они молиться уже не могут. Справлять день рождения сейчас не совсем уместно. Я советую отметить день рождения вашей дочери после 40 дней, например, 4 июля (так получится только в этом году, потом можно будет отмечать, как обычно). И душа Ваша будет спокойна.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1 июля у свекрови 40 дней. Так получается, что приехать к ним мы не можем, и большой поминальный обед устроить некому. Возможны поминки без такого обеда? С поминанием в церкви и поминальным обедом в нескольких домах?

Светлана

Светлана, а зачем столько суеты, зачем устраивать поминальные обеды в нескольких домах? Ведь самое главное в поминовении усопших - это молитва за них, а вовсе не поминальная трапеза. Сходите в церковь 1 июля и помолитесь о упокоении свекрови – это самое важное.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Огромное спасибо за ответ на мой предыдущий вопрос, я все старалась делать, как советовал иерей Владимир Шлыков. Возникло еще несколько вопросов: 1) Можно ли читать Псалтирь (в частности, кафизму 17) по усопшему по прошествии 40 дней, и что еще можно почитать? 2) Батюшка в храме после моей первой исповеди не разрешил мне пока причащаться, поскольку я живу в греховном "гражданском браке". Заявление в ЗАГС подали, распишемся только через два месяца (раньше никак не получается, все занято), и поэтому я все думаю, помогаю ли я душе своего папы, усиленно молясь за него, но при этом являясь такой грешницей? 3) Могу ли я ходить исповедоваться без причастия и упоминания об этом конкретном грехе? Извините, что так много сразу вопросов, но я недавно пришла к вере в Бога, и в церкви никак не могу себя перебороть и подойти к батюшке все расспросить. Заранее благодарю за Ваш ответ.

Елена

Елена, любая молитва об усопшем только приветствуется. Возьмите благословение у батюшки и молитесь. Другие молитвы об усопшем можно найти на нашем сайте в разделе «Молитвослов» . Молиться за ближних - наша обязанность. Покаянная молитва всегда будет услышана Богом. Исповедоваться без причастия Вам можно и нужно. А после того, как зарегистрируете брак, придете к тому священнику, который запретил причащаться, и разрешите этот вопрос.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Вот приносят люди продукты на канун. Это является жертвой Господу Богу, или просто это как бы награда за молитвенный труд священнослужителям, и к Господу Богу не имеет отношения? Просто в Третьей Книге Моисеевой Левит написано, что жертвы Господу не должно оставлять на несколько дней, их надо съедать либо в первый день, либо в первые два дня, срок зависит от Жертвы. Поправьте, если я не так написал. А потом надо сжигать то, что осталось не съеденным. Например, глава 22: "Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение; в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь". Так вот, являются ли такие продукты жертвой Господу, которые не должны быть оставляемыми на долгие дни? Простите за моё невежество и непонимание. Спасибо.

Андрей

Андрей, христианские каноны отличаются от ветхозаветных обычаев. Продукты на канун приносят для поминания усопших. Потом они частью отдаются священникам, частью остаются в церковной трапезной и раздаются неимущим. Не нужно ничего надумывать лишнего.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, скажите, пожалуйста, можно ли раздавать вещи умершего до 40 дней, или это лучше делать после? Раздаются только личные вещи, или постельное белье и посуда тоже? И можно ли какие-то памятные вещи оставить себе? И как молиться за умершего?

Наталия

Можно раздать вещи, когда Вам удобнее. Что-то можно оставить себе, а что считаете нужным раздать – раздайте на молитвенную память об усопшем. Молится можно дома (например, есть соответствующая молитва в конце утреннего правила), в храме заказывайте литургию об упокоении, панихиды, поминание на Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, Христос Воскресе! Помогите, пожалуйста, разобраться с правилами постных дней в среду и пятницу. С какого часа следует начинать пост в пище и воздержание от развлечений и супружеской близости? Встречала несколько разных мнений на этот счет: где-то и то, и другое - с полуночи до полуночи. Где-то сказано, что пост в еде - с полуночи (с 00 часов в среду) до полуночи (до 00 часов в четверг), а воздержание от супружеской близости - с 18 часов вторника до 18 часов среды. Как все-таки правильно? И какие часы относятся к развлечениям: как в питании или близости? Храни Вас Господь!

Пелагея

Воистину воскресе Христос, Пелагея! Пост в пище логично связать с евхаристическим постом и привязать к полуночи. Супружескую же близость христиане исключают "накануне" причастия, поэтому все темное время наступивших в 18 часов церковных суток воздерживаются. Какие часы отнесете к развлечениям, решайте сами; главное соблюдать установленное - чтобы пост не начинался в 24 часа, а заканчивался бы в 17. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, у меня умер папа. Нашли его поздно, долгое время спустя. Как отсчитать 40 дней? Как попросить у него прощения? Можно ли относить на кладбище иконки Матроны и Ангела-Хранителя? Что сделать, чтобы его душа успокоилась? Что делать, если зеркала были открыты, пока он был в помещении?

Диана

Диана, сорок дней в таком случае считают от даты, указанной в медицинском заключении о смерти. На кладбище иконы носить не нужно – нет смысла, к тому же они там испортятся от непогоды. Иконы должны висеть дома, перед ними нужно молиться. Прощение попросите на могиле у него, как сможете. Нужно в церковь ходить, исповедоваться в своих грехах и причащаться. Нужно, в первую очередь, самой жить достойно и не грешить. Упокоение его души зависит от его прожитой жизни и от Вашей молитвы за него. А зеркала зачем закрывать? Какой в этом смысл? В церкви нет таких суеверий.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, пожалуйста, как считать 40 дней? Папу обнаружили в его квартире, неизвестно, когда он умер. Эксперты не установили дату смерти, написали из головы. По сотовому телефону мы выяснили, когда был последний разговор, но он мог и по 5-7 дней им не пользоваться. Ориентироваться на дату его последнего разговора + 7дней? И еще вопрос, можно ли оставлять на могилке иконки из церкви: Ангела-Хранителя и св. Матроны? Возможно ли попросить прощения у покойного? Т.к. папу хоронили дополнительно в мешке целлофановом, мы на кладбище разрезали его, а ножницы батюшка сказал положить в гроб. Ножницы были из дома, правильно ли это? Спасибо.

Диана

Христос воскресе, Диана! Эксперты, вероятно, не сильнее ошиблись, чем на неделю от последнего звонка по папиному мобильному. Можете принять их дату, можете высчитать. Сейчас это не важно. Иконы с отпевания стоят в храме на каноне (столике с распятием и подсвечником) до сорокового дня (сейчас, бывает, отдают сразу), а потом берутся домой, на память. Попросить прощения можно даже после погребения. Помолитесь о усопшем, вспомните его и попросите прощения. Ножницы сказали положить в гроб, чтобы не нести домой - часто люди смущаются вещей, связанных с погребением. Это ничего не значит. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я вышла замуж и прожила с мужем 2,5 года, он выпивал, не ночевал дома по 3, 4, 5 дней, пил иногда неделю, мы из-за этого ругались, он кодировался, но при этом я не хотела от него уходить, и надеялась на то, что он перестанет пить, мне было жаль его бросать, думала, что, может быть, это у него пройдет. Он не перестал пить, и я решила от него уйти, мне дали комнату в общежитии от работы. Прошло полгода, и мы вновь стали встречаться (оставались в браке), мы хотели опять жить вместе, он уговаривал меня, что все будет хорошо, и я его любила и поверила. Когда я узнала, что я забеременела, то он опять пил и не появлялся 3 недели, когда он приехал, я начала его ругать за это, и стал он приезжать ко мне раз в неделю, когда я ему звонила, он сбрасывал трубку, когда мы встречались, то я ему высказывала то,что он не правильно себя ведет и что мне обидно, что я живу одна в общежитии, что кроме его у меня там никого нет, и что зарплату не платят, и что я хотела быть рядом с ним, а он живет без проблем без меня, гуляет с друзьями и снимать квартиру уже и не думает. С тех пор он вообще перестал со мной видеться, и я узнала, что он живет с другой девушкой у нее в квартире и подал на развод. В это время я была на шестом месяце беременности, его мать меня не любила, потому что у меня не было богатых родителей, и вообще не было хорошего приданого и денег, она его поддерживала, и когда я лежала в больнице с угрозой выкидыша, она не пускала его ко мне и ругала, его если он ко мне ездил, я об этом знала и мне было очень обидно, мы из-за этого ругались с мужем, а теперь она была рада, что он меня бросил и что встретил девушку с квартирой, машиной и деньгами. Он во всем обвинил меня, что я во всем виновата, что я его пилила, что ругалась без повода, и что я сама все разрушила. Когда я ушла в декрет, то уехала домой, в деревню к родителям, далеко. Теперь я родили сына и мы развелись, ребенку год и три месяца, и все это время я мучаюсь и думаю, что это моя вина, что это грех. Скажите, кто виновен в разводе, прав ли он, грех ли это?

Ира, к сожалению, Ваша беда в том, что Вы вышли замуж, не думая о последствиях. Ваш муж, полагаю, пил и блудил и до брака? Но Вы рискнули создать с ним семью и зачать от него ребенка… То, что не сделали аборт, это Вы молодец! Ребенок за отца не отвечает. Но вот Ваше неразумие… В этом надо покаяться в храме на исповеди.

протоиерей Максим Хижий

Можно ли присутствовать на поминках (40 дней) отца, если этот день совпадает с моим днем рождения?