Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс). Прозрение героев

Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс). Прозрение героев

Конспект урока литературы для 9 класса
по теме «Идейно-композиционное значение 4 действия
комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
» (2 часа)

Наталья Николаевна Рудакова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №21» г. Северодвинск

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы;

    развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения;

    воспитывающая - формирование умения воздействовать в коллективе.

Задачи урока:

    организация урока:

    контроль домашнего задания, выполнение творческого задания на основе домашнего задания;

    определение цели урока с учётом анализа лексического значения каждого слова в теме и сформулированного тезиса: Как 4 действие углубляет образы Чацкого и Софьи?

    составление стратегического плана, формирование задач: анализ ключевых эпизодов (встреча с Репетиловым, объяснение с Софьей), характеристика Репетилова;

    изучение нового материала (работа в группах);

    закрепление (оформление ответов в тетради);

    самооценка и оценка деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки для работы в группах).

Ход урока:

    Организация деятельности.

Мотивация. Во время репетиции комедии «Горе от ума» К. С. Станиславский, один из основателей и руководителей МХАТа, помог актёрам, игравшим маленькие роли гостей на вечере у Фамусова. Он дал им опросный лист, для того чтобы каждый отчётливо представлял, кого он должен играть. Вот эти вопросы:

- Кто Вы? Ваше общественное положение?

- Что делали сегодня?

- Ваше отношение к Фамусовым? Как узнали о вечере?

- Ваши взгляды на жизнь эпохи «Горе от ума»? Ваше отношение к мыслям Фамусова и Чацкого?

-Что и кому Вы будете рассказывать о бале у Фамусова?

Ученикам нашей школы было предложено по данным вопросам придумать своего героя. Представляю вашему вниманию одну из таких работ.

Мог ли герой, придуманный учеником, быть приглашён самим Фамусовым? Внимательно прослушайте ответ и, пользуясь таблицей, составленной дома, аргументируйте свой ответ.

Фамусов и общество

1) нравственные ценности, черты характера;

2) отношение к образованию;

3) взгляды на службу;

4) отношение к подражанию иностранцам.

Сообщение: Я, Константин Иванович Правдолюбов, учитель гимназии. Я давний знакомый Фамусова. Сегодня я присутствовал на вечере у Фамусова.

Мне приходится много работать, но отказаться я не смог, так как являюсь другом семьи. Когда-то я обучал Софью и Чацкого. Я много лет знаю Павла Афанасьевича и могу себе позволить высказать мнение о хозяине и гостях, которые были на балу.

Фамусов и его знакомые ведут праздный образ жизни: один день сменяет другой («сегодня как вчера»). Праздники, крестины, именины - вот их удел. О службе они думают мало, руководствуясь принципом, «подписал и с плеч долой». Лучшая награда за безделье - повышение по службе.

В окружении Фамусова только «свои люди»: «как не порадеть родному человечку». Все, кто собрался у Павла Афанасьевича, – сущие сплетники. Я видел, как гости радостно подхватили весть о том, что Чацкий сошёл с ума.

Горько осознавать, что достойные и образованные люди слывут глупцами.

Ответы учащихся представлены в таблице.

Оказывается, что Правдолюбов не мог быть на балу. Чацкий одинок:

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой .

Целеполагание. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой подчёркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Это итог, путь «Вон из Москвы!» определён уже здесь и сейчас.

Посмотрите на тему урока, какую цель поставим? (В чем заключается идейно-композиционное значение 4 действия? Почему автор не закончил произведение на сцене из 3 действия?)

Как понимаете фразу « идейно-композиционное значение»? (Как построение комедии, расположение действующих лиц влияют на замысел, идею?)

Тезисы-помощники: 4 действие – финал отношений между Чацким и Софьей, Чацким и обществом. (Как 4 действие способствует углублению образов Чацкого и Софьи?)

Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, появляется новый герой. Это Репетилов. (Зачем введён в комедию Репетилов?)

Стратегическое планирование . Какие сцены для ответов на поставленные вопросы необходимо рассмотреть?

А) Встреча с Репетиловым. Б) Разоблачение Софьи. В) Образы в критике.

2. Изучение нового материала. Работа в группах .

1 группа

Характеристика Репетилова с опорой на предложенный тезис и подобранный из текста материал.

А. С. Пушкин, услышав в чтении «Горе от ума», писал А. А. Бестужеву: « Кстати, что такое Репетилов? В нём два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? Довольно, что он ветренен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях».

Итак, гадкий и мерзостный, ветреный и глупый, простодушный и смиренно кающийся в грехах. Разверните эту пушкинскую характеристику, обращаясь к тексту (д. 4, явл. 4). План ответа:1) «говорящая» фамилия; 2) речь (предложения по эмоциональной окраске и цели высказывания); 3) самохарактеристики персонажа; приятен ли вам был бы такой собеседник?

2 группа

Сопоставление и противопоставление Чацкого и Репетилова .

В каких словах выражена жизненная позиция Репетилова?

Найдите в тексте фразы, в которых Репетилов сам себе противоречит? Как это характеризует героя?

Существует мнение, что в образе Репетилова как бы заключена насмешка над некоторыми убеждениями Чацкого. Чацкий утверждал: «… в ком найдётся пять-шесть мыслей здравых». Репетилов о людях «секретнейшего» союза говорил: «…сок умной молодёжи». Приведите другие примеры.

Согласны ли вы с этим мнением? Зачем Грибоедов противопоставляет героев? Как углубляет такое противопоставление образ Чацкого?

Репетилов глуп. Приём снижения необходим, чтобы показать одиночество Чацкого. Рядом не оказалось тех, кто чётко знает цель и идёт к ней. Между героями не может быть понимания: Чацкий живёт высокими идеалами, а Репетилов отдаёт дань моде. Противопоставление образов помогает понять величие и трагедию главного героя.

3 группа

Сравнение двух редакций эпизода «Разоблачение Софьи».

Сравнение двух редакций.

Сопоставьте раннюю редакцию с окончательным текстом. Чем они различаются? Считаете ли вы, что «новый конец» сильнее, важнее для замысла всей комедии? Приводим раннюю редакцию.

Софья

Какая низость! Подстеречь!

Подкрасться, и потом, конечно, обесславить.

Что? Этим думали к себе меня привлечь?

И страхом, ужасом вас полюбить заставить?

Отчётом я себе обязана самой,

Однако вам поступок мой

Чем кажется так зол и так коварен?

Не лицемерила, и права я кругом.

Ах! Боже мой! стук! шум! сюда бежит весь дом.

Вот батюшка.

4 группа

Использование тезисов и нахождение доказательств. Характеристика Софьи.

Как объяснить отношение Софьи к Чацкому? В заключительной сцене комедии Чацкий, обращаясь к Софье, говорит:

Зачем мне прямо не сказали,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?

В самом деле, что помешало Софье сказать Чацкому «нет»? Что двигало ею: коварство, малодушие, расчёт? Но тогда чем объяснить её неподдельный интерес к Чацкому? Может, ослеплённый любовью, Чацкий не заметил в репликах и поведении Софьи её настоящего отношения к нему? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя варианты ответов в форме тезисов, доказательства приведите свои:

А) Софья – обманщица, кокетка, которая испытывает радость, потому что кто-то по ней терзается;

Б) Софья понимает, что Молчалин ей «не пара». Скалозуб пугает её своей беспросветной тупостью, поэтому Софья не отказывает Чацкому, видя в нём возможного претендента на её руку;

В) Софья стыдится своей любви к Молчалину, потому что в глубине души понимает ничтожество этого человека;

Г) Живя в мире лжи, Софья до некоторой степени утрачивает способность к прямодушию, зло смеётся над Чацким. Но, осуждая в Чацком насмешливую резкость ума, она находится под обаянием его сверкающего остроумия.

С каким тезисом вы согласны?

5 группа

Выбор эмоционально-оценочной лексики для характеристики Софьи .

Голлер в статье «Драма одной комедии» пишет: «Софья Грибоедова - главная загадка комедии». С чем связана такая трактовка образа? Используйте вопросы:

А) Что общего в отношении Чацкого и Софьи в любви?

Б) Выберите эмоционально - оценочные эпитеты, характеризующие Софью:

- характер (сильный, горячий, изворотливый, самовлюблённый);

- взгляд на жизнь (циничный, вольнолюбивый, свойственный среде);

- отношение к людям (лицемерное, расчётливое, непосредственное, опасливое);

- эмоциональные качества (нечуткая, мечтательная).

6 группа

Образ Чацкого в оценке критиков. Собственное суждение .

Познакомьтесь с различными оценками образа Чацкого.

Пушкин: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловыми…»

Гончаров: «Чацкий положительно умён. Речь его кипит остроумием…»

Катенин: «Чацкий – главное лицо… он говорит много, бранит и всё проповедует некстати».

Почему столь по-разному писатели и критики оценивают образ? Совпадает ли ваш взгляд с приведёнными примерами?

Кто для вас Чацкий – победитель или побеждённый?

3. Закрепление . Запись ответов в тетрадь в ходе обсуждения.

4. Повторение . Зачем необходимо 4 действие? (Развязка любовного и общественного конфликтов; углубление понимания образов Чацкого и Софьи).

5. Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

Как достигли поставленных задач? Какие этапы урока самые интересные?


  1. Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (2)

    Пояснительная записка

    ... для учителя: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе : Практическая методика: Книга для ... и ее философско-композиционное значение . Споры о... действие комедии . Выучить наизусть монолог (по выбору) 22 4 действие комедии . Смысл названия комедии "Горе от ума ...

  2. Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы

    Пояснительная записка

    ...) по комедии « Горе от ума 1 УОСЗ Проверка знания текста и понимании смысла комедии . ИРК Т 36 А.Грибоедов. «Горе от ума ».Сочинение. 1 Урок ... души»Чичиков. Идейно - композиционное значение образа Чичикова. 1 УОНМ ММП Рассказ о Чичикове по плану. Что...

  3. Рабочая программа по предмету «Литература»

    Рабочая программа

    Героям 10 Комедия «Горе от ума ». Драма Чацкого Текст комедии , эпиграф, декорирование части класса для инсценировки Уметь

В пьесе «На дне», написанной А.М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», – это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги. Острота конфликта носит у Горького социальный характер. Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка – это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей. Развитие действия – осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием «благостных» речей Луки, кульминация – нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. И, наконец, развязка – это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.

Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, – нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер». В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя), «Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин), «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет» (Клещ), «Как пластырь для нарывов» (Барон), «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал» (Татарин). Итог подводит Сатин: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» Слово «проквасил» как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное – появилась, хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью. Это хорошо понимает Клещ. Он говорит: «Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…» Слова Клеща о том, что старик не любил правды, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: «Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…» Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: «А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?» Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего!» – заставляют внимательно прислушаться ночлежников. «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, «высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: «Не было этого!», чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: «В карете прошлого – никуда не уедешь…»

Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке. По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: «Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала. Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?.. Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.. Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова. Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал: «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может…»

В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка. Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где – народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина – «отвести душу» (у него появились деньги). Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «петь… всю ночь», полно давней застарелой горечи: «Запою… заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь порвать не могу…» – все они хотят страдать свою несчастную судьбу. Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера – результат гибели его иллюзий, снова шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Работу подготовили ученики 9 класса Кузнецово-Михайловской ООШ I-III ступеней

Учитель: Кривонос Е.И.

2006 год


Тип урока: контроль знаний.

Жанр урока: защита творческих проектов.

Цели и задачи: развитие продуктивной творческой деятельности (индивидуальной и групповой) через монологическое и диалогическое высказывание, тестирование художественного произведения, содействие саморазвитию и самообразованию учащихся, оценивание творческих проектов одноклассников по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», опираясь на частичный анализ текста произведения; воспитание человека культуры, человека творческого поиска: содействие самосовершенствованию личности.
Оборудование: портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации учащихcя к комедии «Горе от ума, компьютеры, программа «Конструктор тестов», локальная сеть.

Примечание. Задания по подготовке к защите творческих проектов и алгоритм действия каждой группы были предложены учащимся предварительно.

Алгоритм действия творческой группы:
1. Внимательно перечитать произведение.
2. Составить и подобрать разные вопросы по биографии и по содержанию произведения.
3. Написать критическую статью на тему: «В чем успех комедии?»
4. Сделать рисунки и снабдить их соответствующим текстом

СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация
Вступительное слово учителя, где еще и акцентируется внимание на том, что защита проводится в устной форме, а материалы, оформленные письменно, сдаются учителю:
регламент (для вступительного слова — 2 мин; тестирование — 5 мин.);
защита индивидуальная или групповая в форме монолога, диалога, сообщения, тестирования;
в ходе урока работает арбитражная комиссия (учащиеся). Оцениваются содержание текста, соблюдение стиля автора, глубина понимания содержания произведения и характеров героев, выразительность высказывания, артистичность.

II. Защита творческих проектов

Творческая группа историков-литературоведов
Подтвердите слова Белинского о том, что «..Грибоедов принадлежит

к самым могучим проявлениям русского духа». Тестирование.
А. С. Грибоедов
(1795-182.9)

ВОПРОСЫ
1.Общепринятой датой рождения писателя считается 4(15) января 1795 года, знаете ли вы (укажите) еще две даты рождения Грибоедова, которые называют различные исследователи литературы?
2.На каких трех факультетах учился в Московском университете Александр Грибоедов?
3.Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет?
4.Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
5.Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета?
6.Как называлось первое литературное произведение Грибоедова?
7.Как называлась статья, напечатанная Грибоедовым в 1814 году в журнале «Вестник Европы», о которой он говорил, что это «небольшая исследовательская, работа по экономике страны»?
8.Какие пьесы Грибоедова, кроме «Горе от ума», вы знаете?
9.Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел?
10.Кто дал Грибоедову следующую характеристику: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особым усердием, ревностью и деятельностью»?
11.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
12.Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?
13.Кто из русских писателей сказал: «Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»?
14.Кто из русских писателей, узнав о гибели Грибоедова, писал: «Сколько людей завидовало его возвышению,
не имея и сотой доли его талантов... Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор»?
15.На могиле Грибоедова в Тифлисе (ныне Тбилиси) из бронзы вылита фигура женщины, склонившейся в тоске к подножию креста, на постаменте начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». Кому они принадлежат?

ОТВЕТЫ
1. 1790 год и 1794 год, ни одна из дат рождения писате-; ля, даже общепринятая — 1795 год, не имеет документально подтвержденной основы.
2. На философском (словесное отделение), юридичес-" ком и физико-математическом.
3. И лет.
4. Восемь (английский, французский, итальянский, /немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский).
5. Кандидат словесности и права.
6. «Дмитрий Дрянской» — стихотворная пародия на трагедию «Дмитрий Донской» В. А. Озерова.
7. «О кавалерийских резервах».
8. «Молодые супруги» (1815), «Проба интермедии» (1818), в соавторстве: с П. А. Катениным «Студент» (1817), с А. А. Шаховским и с Н. И. Хмельницким «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), с А. А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П. А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823).
9. А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер.
10. Генерал от кавалерии Андрей Семенович Кологри-вов, адъютантом которого служил Грибоедов в Иркутском гусарском полку, в Брест-Литовске.
11. А. С. Пушкин.
12. В. Г. Белинский.
13. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
14. Писатель-декабрист Александр Бестужев.
15. Жене Грибоедова Нине Александровне.

Творческая группа литературоведов-критиков
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой


Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

компьютеров готовит тестирование:

Знаете ли вы комедию Грибоедова «Горе от ума»?

ВОПРОСЫ

1.В какой день недели происходит действие пьесы?
2.В какое время года происходят события пьесы?
3.Сколько лет Софье Фамусовой?
4.Как звали деда Чацкого по отцу и деда по матери?
5.С какого года служит в армии полковник Скалозуб?
6.В какой дивизии служит полковник Скалозуб?
7.Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины II?
8.Сколько лет Софьиной тетке Хлестовой?
9.Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери?
10.Кто и о ком из персонажей комедии говорит:
a) «И золотой мешок и метит в генералы».

Б) «Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как...»
в)«Он славно пересмеять умеет всех...
И верно, счастлив там, где люди посмешнее».
г) «...он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине».
д) «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»
е)«Теперь в отставке, был военный,
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он
Московским комендантом».
ж)«Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!»
з)«Зови меня вандалом;
Я это имя заслужил,
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Танцовщицу держал! И не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! Не спал ночей до девяти!
Все отвергал: Законы! Совесть! Веру!»
и)«Но голова у нас, какой в России нету.
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся аулетом,
И крепко на руку нечист».
к)«...человек он светский,
отъявленный мошенник, плут...
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст».
л)«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».

М) «Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!?

ОТВЕТЫ
1.Действие пьесы происходит в четверг:

«У нас есть общество, и тайные собрания
По четвергам. Секретнейший союз...»
«Поедем-ка сейчас; мы благо находу;
С какими я тебя сведу людьми!»

Репетилов — Чацкому, действие 4, явление 4.

2.События пьесы «Горе от ума» происходят зимой:

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя».

3.Софье семнадцать лет:

«Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».

Чацкий — Софье, действие 1, явление 7.

4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей:

«...Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
Фамусов — Скалозубу, действие 2, явление 5.
«По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».

Фамусов — гостям, действие 3, явление 21.

5.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит с 1809 года:

«Я с восемьсот девятого служу» .

6.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит в 15-й дивизии.

«Бывает моего счастливее везет,
У Нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале».

Скалозуб — Фамусову, действие 2, явление 5.

7.Дядю Фамусова звали Максим Петрович, в приемный день в царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину П.

«...или покойник дядя, Максим Петрович...
На куртаге ему случилось обету питься:
Упал да так, что чуть затылка не пришиб...
Был высочайшею пожалован улыбкой...
Привстал, оправился...
Упал вдругорядь — уж нарочно
А хохот пуще, он и в третий так же точно».

Фамусов — Чацкому, действие 2, явление 2.

8.Хлестовой шестьдесят пять лет:

«Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?»

Хлестова — Софье, действие 3, явление 10.

9.Дедов Софьи звали Афанасий и Нил. Фамусова зовут Павел Афанасьевич. Следовательно,
деда по отцу звали Афанасий. Тетку Софьи, сестру ее матери — Хлестову, зовут Анфиса Ниловна, об этом мы узнаем из 4-го действия, явления 8, где Репетилов говорит, обращаясь к Хлестовой:

«Царь небесный! Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий! Бедный! Вот!...»

Значит, отчество матери Софьи было тоже Ниловна. Следовательно, деда по матери звали Нил.

10. 1) Лиза о полковнике Скалозубе, действие 1, явление 5.
2) Лиза о Чацком, действие 1, явление 5.
3) Софья о Чацком, действие 1, явление 5.
4) Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, действие 2, явление 2.
5) Фамусов о Чацком, действие 2, явление 5.
6) Наталья Дмитриевна Горич о своем муже Платоне Михайловиче Горич, действие 3, явление 5.
7) Чацкий о Скалозубе, действие 3, явление 1.
8) Репетилов сам о себе, действие 4, явление 4.
9) Репетилов о председателе Английского клуба, действие 4, явление 4.
10) Горич Платон Михайлович о Загорецком Антоне Антоновиче, действие 3,

явление 9.
11) Софья о Молчалине, действие 3, явление 1
12) Софья о Чацком, действие 3, явление 14.

Творческая группа литературоведов при использовании

компьютеров готовит тестирование:
Знаете ли вы персонажей комедии?

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова
1. «Ба! Знакомые всё лица».
2. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
3. «Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь.
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, а не из их числа».

4. «Я глупостей не чтец, А пуще образцовых».
5. «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
6. «Так: частенько там
Мы покровительство находим,
где не метим».

7. «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться».

8. «Помилуйте, мы с вами не ребята,
Зачем же мнения чужие только святы?»

9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев и барская любовь».

11. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
12. «А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма».

13. «Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом».

14. «Грех не беда, молва не хороша».
15. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»
16. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».
17. «Вот то-то все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя».

18. «Что говорит! И говорит, как пишет!»
19. «Зачем ума искать и ездить так далеко» .
20. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»

21. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

22. «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

23. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
24. «Кричали женщины ура!
И в воздух чепчики бросали!»

25. «А! Злые языки страшнее пистолета».
26. «<герой> не моего романа».
27. «Какие-то уроды с того света,
и не с кем говорить, и не с кем танцевать».

28. «Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!»

29. «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
«Шумим, братец, шумим».

30. «Муж-мальчик, муж-слуга...».
31. «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит».

32. «Приданого взял — шиш, по службе — ничего».
33. «Послушай, ври, да знай же меру».
34. «Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»

35. «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».

36. «Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

37. «При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки».

«Ну как не порадеть родному человечку!»
38. «Дома новы, но предрассудки стары».
39. «Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам».

40. «Что нового покажет мне Москва?»
41. «...тот и славился, чья чаще гнулась шея».
42. «Окроме честности есть множество отрад».
43. «Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех».

44. «...уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».

45. «...Басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари».

46. «Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий».

47. «Молчаливы блаженствуют на свете!»
48. «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
49. «Что гений для иных, а для иных чума».
50. «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

ОТВЕТЫ
1. Фамусову, действие 4, явление 14.
2. Чацкому, действие 1, явление 7.
3. Чацкому, действие 3, явление 3.
4. Чацкому, действие 3, явление 3.
5. Молчалину, действие 3, явление 3.
6. Молчалину, действие 3, явление 3.
7. Чацкому, действие 3, явление 3.
8. Чацкому, действие 3, явление 3.
9. Софье, действие 1, явление 3.
10. Лизе, действие 1, явление 2. //. Чацкому, действие 2, явление 2.
11. Чацкому, действие 2, явление 2.
12. Чацкому, действие 2, явление 5.
13. Чацкому, действие 2, явление 2.
14. Лизе, действие 1, явление 5.
15. Фамусову, действие 4, явление 14.
16. Чацкому, действие 4, явление 14.
17. Фамусову, действие 2, явление 2.
18. Фамусову, действие 2, явление 2.
19. Софье, действие 1, явление 5.
20. Чацкому, действие 4, явление 14.
21. Фамусову, действие 3, явление 21.
22. Чацкому, действие 1, явление 7.
23. Фамусову, действие 1, явление 10.
24. Чацкому, действие 2, явление 5.
25. Молчалину, действие 2, явление 11.
26. Софье, действие 3, явление 1
27. Графиня, внучка Хрюмина, действие 4, явление 1
28. Горичу Платону Михайловичу, действие 4, явление 2
29. Репетилову, действие 4, явление 4.
30. Чацкому, действие 4, явление 14.
31. Скалозубу, действие 4, явление 5.
32. Репетилову, действие 4, явление 5.
33. Чацкому, действие 4, явление 4.
34. Чацкому, действие 2, явление 5.
35. Чацкому, действие 1, явление 7.
36. Скалозубу, действие 2, явление 5.
37. Фамусову, действие 2, явление 5.
38. Чацкому, действие 2, явление 5.
39. Фамусову, действие 1, явление 4.
40. Чацкому, действие 1, явление 7.
41. Чацкому, действие 2, явление 2.
42. Чацкому, действие 3, явление 9.
43. Хлестовой, действие 3, явление 10.
44. Фамусову, действие 3, явление 21.
45. Загорецкому, действие 3, явление 21.
46. Скалозубу, действие 3, явление 21.
47. Чацкому, действие 4, явление 13.
48. Фамусову, действие 1, явление 5.
49. Софье, действие 3, явление 1.
50. Фамусову, действие 4, явление 15.

Творческая группа литературных критиков
Ответить на вопрос: «В чем успех комедии»

Творческая группа художников
Нарисуйте главных героев комедии и текстом подчеркните характер героев:

А) Чацкого;

Б) Фамусова;


в) Скалозуба



д) Молчалина?


III. Домашнее задание
Провести аналогию образов: Чацкий-Онегин-Печорин.

Чацкий, Онегин, Печорин
И в мире был он одинок...
Д. Байрон

Как стремителен бег времени! Уже многие годы отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века - период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей - была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название "декабризм".
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, "загадочный", по словам А. Блока, писатель и человек - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих "ста прапорщиков" воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия "Горе от ума" создавалась в 1816 - 1824 г.г. - в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, - это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право - вот что сковывало творческие силы "умного, бодрого русского народа", препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, "обменяли на борзые две собаки".
Этот мир - "век минувший" - вечный враг Чацкого. Герой комедии - страстный боец против дельцов, шутов, "предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых."
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу - вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой "сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей". И. Гончаров называет Чацкого "вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва." (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, - это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение - "толпе его мучителей".
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий - "герой своего времени", герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий", был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Умом и "сердцем" автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему ни будь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие." Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:

Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.

Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его

Книги так же быстро надоедают ему:

Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:

Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...

Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
"Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:

Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:

Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оценил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - философский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои". Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. "Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы

"Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева ]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок , взгляд и нечто , «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.