Урок и презентация по литературному чтению "святогор и илья муромец".

 Урок и презентация по литературному чтению
Урок и презентация по литературному чтению "святогор и илья муромец".

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

Странный это богатырь - величественный, суровый и одновременно жалкий, трагический. Он фантастически силен, во много раз сильнее Ильи Муромца, но силушка в нем какая-то бесполезная. Не совершает этот богатырь подвигов, как Илья Муромец, ради своей родной земли, не сокрушает врагов ее, не борется со злом. Нет у него ни отца, ни матери, ни друзей. Даже земля родная, как сказано в былине, его «не носит», не выдерживает. Не ездит он ни в чисто поле, как другие богатыри, ни в Киев-град. Живет, как великан-отшельник, один в горах и сам напоминает грозную неподвижную скалу. Этот горный великан обречен на гибель, потому что бессмысленна его жизнь, бесполезна его сила. И все былины о Святогоре рассказывают, как он расстается с жизнью. Гибнет он не в бою, а состязаясь с какой-то неведомой непреодолимой силой. Это сила не человеческая, кроется она в каких-либо предметах, и справиться с ней Святогор, несмотря на свою великую мощь, не может. В былине «Святогор и Илья Муромец» этим предметом становится пустой гроб, куда Святогор ложится, как бы шутя, а выбраться уже не может. Закрылась «крышечка дубовая», и открыть ее Илья не может. Святогор просит:
- Ты разбей -ка крышечку саблей вострою,
Илья Святогора послушался,
Берёт он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные
Илья делает все, что советует Святогор, чтобы вызволить того из гроба, но каждое действие только ухудшает положение и приближает конец богатыря. Видимо, встреча Святогора с гробом - это судьба, и смерть неотвратима. Святогор, понимая, что кончина близка, хочет передать Илье Муромцу свою силу. Но не нужна Илье эта сила, у него и своей достаточно.
В другой былине Святогор хочет поднять «суму переметную», но не может ее оторвать от земли.
Он берёт сумачку, да одной рукой-
Эта сумочка, да не сшевелится,
Как берёт он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской.
По колена Святогор в землю увяз,
А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт..

Отчего же так тяжела эта сумочка, что богатырь в землю врос и нашел здесь смерть свою? Оказывается, в сумочке - «тяга земная», «тягость матушки сырой земли». Вот с чем пробовал состязаться богатырь - с земной мощью великой! Былина словно предупреждает: в такой борьбе - неправедной, разрушительной - богатырь проиграет, потому что землю нужно пахать, обустраивать и защищать, а не состязаться с ней в мощи и силе. Святогор, богатырь старых времен, далекий от забот и интересов Русской земли, уходит навсегда. Приходят новые богатыри, которые видят свое призвание в служении родной земле, в защите ее от врагов.

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся при обучении анализа текста;
  • способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать ответственную за свои поступки личность.

Тип урока: анализ художественного текста.

Оформление доски:

1 - тема урока, в центре вверху;

2 - слово БЫЛИНА, в центре;

3 - справа

Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом? Лотман Ю.М.;

4 - слева репродукция картины В. Васнецова "Богатыри";

5 - под репродукцией (чтобы некоторое время не было видно)

: К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой:
А. Твардовский.

Оборудование: листы с текстом произведения И.А. Бунина "Святогор и Илья" для каждого ученика. (Чтобы была возможность у каждого работать с текстом, делать свои пометки, подсчёты).

Ход урока

1. Вступительное слово.

Продолжаем учиться анализировать художественные произведения. Сегодня это будет стихотворение Бунина Ивана Алексеевича "Святогор и Илья". Вам нужно учиться воспринимать текст не только на слух и опираться на привычные "подсказки", но и детально разбирать сказанное, доказывая то, что уже поняли или ещё только предстоит понять в процессе работы. Учиться делать выводы. Наша речь настолько многогранна, богата интонационно, эмоционально, фонетически, морфологически и т.д. Нужно, хоть иногда, вглядываться, вчитываться, искать подтекст, чтобы знать наверняка, что именно хотели нам сказать.

Чтобы четко представлять предполагаемый результат в нашей сегодняшней работе, я снова, как и на предыдущих уроках, когда знакомились с работой по анализу текста, записала на доске высказывание Лотмана Ю.М.: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?".

2. Прочтение произведения.

Я зачитываю стихотворение.

СВЯТОГОР И ИЛЬЯ

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху: Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба,
Загорается сердце в груди, -
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу: Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

3. Анализ текста.

Домашним заданием было прочесть произведение и ответить на вопрос, какие произведения называются былинами?

Былина - русские народные эпические песни-сказания. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Традиционно, при упоминаниях о богатырях, былинах мы вспоминаем о другом произведении искусств - живописном - картине Васнецова "Богатыри", где отражаются очень красочно образы древних русских героев, которые отстаивали честь государства, спокойствие народа, были защитниками.

Я поместила репродукцию этой картины перед вашими глазами и крупно записала слово БЫЛИНА на доске, чтобы постоянно помнить о том, произведение какого жанра мы анализируем.

Что можете сказать вы о богатырях, опираясь на знания, которые были получены ранее? (Целые произведения или их отрывки, справочные материалы и др.)

Составляется собирательный образ богатыря: он могуч, умён, он чтит старших. Даже в тех произведениях, где нет конкретных героических действий, он готовится к ним, серьёзно подходя к ситуации. Где-то крутит верёвочку шелковую, где-то примеряет боевую или праздничную (по случаю победы) одежду, которая с любовью сшита для него родным человеком (матерью, суженой). Где-то морально готовит себя к поступкам, которые пойдут на пользу всем (и родимой стороне, и родным, и себе). Центральная идея всех былин - идея защитничества; сила, бессмертие богатырей - это и бессмертие, сила народа, за который они сражаются. Жизнь богатырей, мысли о том, что эти богатыри - "наши", вызывает чувство гордости и патриотизма.

Мы увидели таких богатырей в данном произведении?

Мы видим, что в стихотворение Бунин ввёл персонажей с историческими именами, которые традиционно ассоциируются с образами русских богатырей. Придумал события, которые, возможно, могли произойти. К великому сожалению, мы не встречаем ожидаемых поступков былинных героев, напротив, к концу произведения мы все больше разочаровываемся в действиях персонажей.

Своё произведение Бунин определил как былину, скорее всего, потому что хотел акцентировать большее внимание на мысли о том, что нужно задумываться о поступках, которые совершаешь (ведь былины отражают нравственные идеалы народа). Тем более, если ты человек, находящийся в поле зрения многих, на которого равняются другие, который является примером. Наверное, высказывается мысль о том, что нельзя попусту причинять себе вред, нужно осторожно и избирательно относиться к своим действиям, поступкам, словам, а богатыри должны исполнять свои богатырские подвиги, а не заниматься всякой глупостью (былина - воспевает поступки героя и самого богатыря):

Давайте в поддержку нашим высказываниям найдём доказательства в тексте. Рассмотрим более детально некоторые аспекты лексики произведения.

Отметьте разницу между тем, как называется земля в других былинах и в этой.

В этой - просто земля, в других былинах - мать - земля, мать - сыра земля.

Почему эта разница, как вы думаете?

Скорее всего, потому что былинные богатыри действовали, в основном, на просторах Родины, а в этом произведении герои не на Родине.

":Едут сутки, и двое, и трое:". А что это для богатырских коней? Вспоминается былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник", где у коня Ильи "реки между ног пропускаются", он "через горы перешагивает", как через кочки, через озёра, как через лужи..., поэтому мы понимаем, что наши герои далеко от родных краёв.

Опираясь на вышеуказанные размышления, мы замечаем более явное противопоставление "Русская сила - Земля".

Обратимся к другому противопоставлению: "корыто - гроб". Какие ассоциации?

Гроб - специальный предмет для покойного, последний приют для человека. Гроб - не предмет насмешек, это предмет некой почести, в некотором смысле - привилегия.

Вот что такое "гроб" у Даля: ящик в меру человека, для схоронения трупа его.

Корыто же, напротив, предмет непотребный, в который сливают отходы для того, чтобы накормить домашний скот или, другое назначение, предмет, в котором стирали бельё.

У Даля::в них стирают, месят хлебы, из них кормят скот и птицу.

В любом случае, гроб ни у кого не вызывал мыслей поиграть, побаловаться с ним, просто так "примерить" его на себя.

Как вы думаете, почему богатыри "увидели" изначально не то, что было на самом деле? То есть корыто вместо гроба?

Может, сыграло коварство чужой Земли, как мираж: видится не то, что есть на самом деле. И, скорее всего, отсюда именно (из затуманенного взора, мыслей), и идёт желание богатырей "пошутить" - сделать то, что наши герои не сделали бы, наверняка, у себя на Родине, то есть, не примерили бы гроб к себе, и не легли бы в корыто.

Мы видим, что произошло искажение реальности, самообман, который нашёл продолжение в другом противопоставлении: "меча удары - нарастание железного обруча". Чем больше и сильнее удары, которые, казалось бы, должны разрубать, - тем "больше скрепа нарастала".

Сможете найти ещё какие-нибудь противопоставления?

Братья "меньшой и старшой". Сразу интересно то, что "меньшой" указывается первым, а "старшой" - вторым. Хотя в былинах, как мы знаем, чтится старшинство. Вчитавшись, мы понимаем, отчего нет "почести" старшему: нет мудрости в поступках, которая должна присутствовать и проявляться у более взрослого человека, оба ведут себя безответственно, безрассудно. По прочтении произведения мы не испытываем той гордости за этих героев, которую мы обычно испытываем при прочтении других былин. В данном произведении "честь" проявить себя выдалась только поступком неблаговидным, он не сделал богатырей Героями.

Итак, выборочно проанализировав лексику, мы поняли, что данное произведение, несмотря на то, что названо былиной, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Мы знали, что былина - это произведение, которое повествует о героических событиях персонажа. Здесь же, во-первых, мы не видим такого события, мало того, ещё и наблюдаем прямо противоположные героическим действия главных героев: баловство, а впоследствии и позор Русской силы. Во-вторых, налицо явные противопоставления: корыто - гроб, младший - старший, меч - скрепа, чужая Земля - Русская сила. Причём, чужое, коварное явно побеждает Русскую силу. На первый план выходит ирония по поводу "тряпичных богатырей", даже, может, некое наставление: так делать нельзя, тем более на Чужбине, где Богатыри - представители Земли Русской. Получается, что Бунин применил к своему произведению эзопов язык, который лаконичнее и ярче представит нам суть.

Очень интересно рассмотреть фонетику и морфологию произведения, увидеть, как мастерски автор продумал и на этих уровнях своё творение. (Здесь хороша работа группами).

Рассмотрим сначала фонетический ряд произведения. (При "прослушивании" на звонкость - глухость строк к звонким звукам нужно относить не только звонкие согласные, но и гласные).

Согл. зв. Глас. гл.
1 7 9 10
2 10 7 10
3 10 6 9
4 7 5 10
5 6 8 10 - глухость, как бы настороженность (Видят в поле корыто большое)
6 10 3 9 - первая самая звонкая строка, как будто предостережение!
(Наезжают - ан гроб, да большой)
7 15 1 10 - звук нарастает - опасность! (Гроб глубокий, из дуба долблённый)
8 12 6 10 - звучность немного спадает (С чёрной крышей, тяжёлой, томлёной)
9 8 4 9
10 5 8 10 - глухо (Лёг, накрылся и шутит: "А впору!...)
11 7 4 10
12 10 5 9 - звонко. Звучит страстное желание увидеть свет!
(Снова выйти на Божий простор!)
13 9 6 10
14 10 4 10 - звонко - желание Ильи помочь (Во всю грузную печень надулся,
15 10 4 9 - Двинул кверху:Да нет, погоди!)
16 9 6 10
17 10 3 10 - звонко - Илья в нетерпении (Он за меч,- занимается злоба)
18 8 5 9 - глухо. Видимо, потому что Илья начинает осознавать последствия
"шутки" (Загорается сердце в груди)
19 9 4 10
20 9 2 10
21 8 5 9 - следующие 4 строки глухие, несмотря на то, что действия производятся
22 8 6 10 - грохочущие...(Где ударит-там обруч готов, Нарастает железная скрепа,
23 7 7 10 - Не подняться из гробного склепа
24 6 5 9- Святогору во веки веков!)
25 10 2 10 - звонко. (Кинул биться Илья - божья воля.)
26 9 6 10
27 6 4 9
28 9 4 10
29 9 2 10 - звонко. Здесь чуть ли не прямое указание.(Выезжай на иную путину.)
30 5 0 6 - самая короткая, но самая звонкая строка во всём стихотворении: при условии, что звуков всего 11, глухие вообще отсутствуют! Таким образом, мы не только читаем прямое наставление, но и ощущаем звучность этой фразы! (На иные дела!)

Проанализировав фонетику, мы видим, что неодобрение поступков богатырей хорошо отслеживается: тон повышается или приглушается в зависимости от ситуации.

Морфологический анализ произведения ещё более подтверждает уже "расшифрованную" нами мысль автора.

Именные ч.р. глагольные ч.р. другие(самост.ч.р.)
1 3 - -
2 3 - -
3 3 1 -
4 3 1 -
5 3 1 -
6 2 1 -
7 4 - -
8 4 - -
9 2 1 -
10 - 3 1
11 2 1 -
12 2 1 1
13 2 2 -
14 3 1 -
15 - 2 2
16 4 1 -
17 3 1 -
18 2 1 -
19 1 2 1
20 1 2 -
21 3 2 -
22 2 1 -
23 2 1 -
24 3 - -
25 3 2 -
26 2 1 2
27 1 2 -
28 4 - -
29 2 1 -
30 2 - -

Глагол подразумевает наличие действия, но в данном произведении мы видим, что в строках, где больше всего глаголов, ничего существенного не происходит, а вся сила богатырская направлена на "игру", поэтому там, где есть глаголы, они отображают действия "бездействия": пустые, никаких полезных, нужных кому-то событий, подвигов не совершается. Строки же, где наблюдается перевес именных частей речи, напротив, несут на себе основную смысловую нагрузку, отображая главную мысль (не боимся повториться):

Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Лексика, фонетика, морфология произведения указывают на основную мысль произведения: нужно подходить к поступкам в жизни очень серьёзно, обдуманно, ответственно. Но мысль эта звучит не наставительно, не открыто, не навязчиво, а так, чтобы мы сами пришли к таковым выводам, что намного ценнее!

4. Мозговой штурм.

Убираю в сторону репродукцию картины "Богатыри", под которой записан отрывок стихотворения Твардовского ("Василий Тёркин. Тёркин на том свете"). Зачитываю его.

Скажите, мы можем мысль этого высказывания соотнести с основной мыслью нашего сегодняшнего урока?

По отношению к жанру былины, былинных героев, конечно, можем. Даже не смотря на то, что данное стихотворение написано автором более современным нам и, конечно, посвящено оно Великой Отечественной войне, это не значит, что подвиги далёких для нас былинных героев были по значимости меньше. И те и эти герои защищали своё государство, свой народ. И те и эти герои достойны того, чтобы о них помнили, чтили их, слагали о них песни, былины. Когда узнаёшь о таких героях из документальных и художественных фильмов, исторических статей, художественных произведений невольно возникает мысль о том, что это те герои, на которых хочется равняться. Тебя начинает переполнять чувство гордости за то, что эти герои "наши", родные, становится яснее и нужнее чувство патриотизма, любви к родной стороне, знакомым и родным людям, гордости за Родину.

По отношению же к героям стихотворения "Святогор и Илья" - нет. Мы не увидели действий этих героев, через которые мы бы стали гордиться ими, слагать в их честь песни:здесь даже уместно будет вспомнить двух старших братьев из народной сказки "Молодильные яблочки", когда они постоянно повторяли фразу: "Человеку голова нужна не токмо шапку носить", а сами при этом совершали поступки прямо противоположные своим словам.

5. Итог урока.

Подведём итог.

Что вы можете сказать о произведении после того, как проанализировали его?

Что нового вы сегодня узнали?

Вернёмся к высказыванию: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?". Ваши мысли?

6. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение:

Роль былинного героя в формировании патриотических чувств.

Мой любимый герой русских былин.

Герой моей былины.

2. Сочинить свою былину или, по примеру Бунина И.А., былину с эзоповым подтекстом.

3. Сделать анализ стихотворения "Святогор и Илья" в том ключе, в котором мы не рассматривали его на уроке (изученные ранее ритм, рифма, тропы).

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти.
Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава.
Там и волк не пробежит, орёл не пролетит - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.

Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.
Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

Ездит старый по Святым горам.

Тут колеблется мать сыра земля,

Осыпаются камни в пропасти,

Выливаются быстры реченьки.

Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи - остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.

Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.

Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.

Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки!

Да где её - тягу - найти!

Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг впереди живой человек идёт!

Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму

Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.

Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор:

Эй, прохожий молодец, подожди меня!

Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять - не поднимается.

Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.

Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошёл.

Еле отдышался богатырь:

Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

Почему не сказать? Скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

Опустил Святогор голову:

Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

Пахарь я, Микула Селянинович.

Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.

Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее.

Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузни¬цы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.

Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у нако¬вальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.

Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?

Подойди поближе, наклонись пониже!

Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.

Что это у тебя, кузнец?

Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.

А на ком мне жениться судьба велит?

Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок - сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.

Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.

Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.

А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.

Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

Куда бы ни приехала, весь народ бежит - товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.

Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.

Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

Полюбился и Святогор девушке.

Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

  1. Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель бога-тыря?
  2. В стихотворениях «Святогор» и «Свято-гор и Илья» общий герой — Святогор и сходен его облик, показывающий необъ-ятность его силы. Гибель богатыря объяс-няется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызва-на вполне сказочными причинами: каж-дый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в силах выдержи-вать его тяжесть, и избыток силы прино-сит герою гибель.

  3. «Святогор и Илья» — это стихотворное пере-ложение одного из центральных эпизодов былины «Святогор и Илья Муромец». Какими предстают в стихотворении былинные богатыри? На чьей сто-роне симпатии автора?
  4. Оба героя стихотворения пришли на его страницы из былины, сохраняя и свой внешний облик, и свою предысторию. Оба они вполне соответствуют общему облику богатырей. Однако между ними есть раз-ница. Хотя оба изображены с симпатией, все же Святогор демонстрирует избыток силы, такую величину и такой вес, кото-рый не приемлет даже Мать Сыра Земля.

  5. Герой русских былин Святогор, один из старших богатырей, не может найти применения своей силе. Как отражена эта черта Святогора в стихотворении И. А. Бунина? Как вы оцениваете смысл концовки стихотворения? Материал с сайта
  6. В стихотворении Бунина явственно ри-суется то, как некие силы склонны свя-зать, опутать тело Святогора, чтобы он не смог больше являться на землю и исполь-зовать свою непомерную силу. Земля за-брала Святогора из рядов защитников отеческих владений. Божья воля опреде-лила размер тех сил, которыми могла рас-поряжаться родная земля. Все хорошо в меру. Сила Святогора эту меру превы-шала, и потому он погиб.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кто автор стиха святогор и илья муромец
  • былинные мотивы в стихе бунина святогор и илья
  • о чем былина бунина святогор и илья
  • святогор и илья ответы
  • святогор и илья это стихотворное переложение одного из центральных эпизодов былины святогор и илья муромец какими представляют в стихотворении былинные герои на чьей стороне симпатия автора