Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович). — Сколько отчисляет в патриархию ваш монастырь? Сам себе режиссер

Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович). — Сколько отчисляет в патриархию ваш монастырь? Сам себе режиссер

Назначение на Псковскую кафедру епископа, которого СМИ называют «духовником Путина», вызвало волну конспирологии на тему: будущий Патриарх или почетный ссыльный?
Священный синод Русской Православной Церкви, который, как , собрался в Петербурге, назначил правящим архиереем Псковской митрополии епископа Тихона (Шевкунова) . При этом он сохранит пост главы Патриаршего совета по культуре.
Владыка Тихон – весьма медийная фигура. Епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси (Западное викариатство столицы), известный церковный писатель, киносценарист и журналист, он часто привлекает внимание СМИ. Тихона называют «духовником Президента Путина», чего сам архиерей никогда не подтверждал, но и не опровергал.

Назначение породило взрыв комментариев.

Кандидатура будущего патриарха почти определена, - пишет известный церковный диссидент дьякон Андрей Кураев . – Устав РПЦ не позволяет викарному епископу быть кандидатом на патриарший престол. Опыт управления митрополита теперь у владыки Тихона будет. Надеюсь, что многолетний. Полагаю, что за предстоящие годы он не растеряет свой нынешний статус «лидера народных симпатий».


Однако другие комментаторы говорят о «почетной ссылке».

Друг митрополита Тихона (Шевкунова) Андрей Кураев радостно сообщает, что сегодня определился новый патриарх. Вслед ему об этом пишет и блогер Венедиктов. Но совсем не ясно, чему они так радуются. В окружении патриарха Кирилла иные радости. Там, наоборот, считают, что интрига, в которую были вовлечены люди патриарха, настоятель Валаамского монастыря Панкратий, митрополит Варсонофий, а также Медведев и Сечин удачно завершилась устранением Шевкунова на псковскую кафедру, - пишет телеграм-канал «Незыгарь» , претендующий на обладание инсайдерской информацией.


Как говорит источник, у Тихона Шевкунова были планы занять кафедру в Петербурге, - пишет далее канал. – В результате он настроил против себя все основные группировки в РПЦ. Последней каплей стало вмешательство Шевкунова в украинский вопрос и участие в организации переговоров с Филаретом Киевским через РПЦЗ.


Назначение Тихона (Шевкунова) псковским митрополитом можно рассматривать как реальное повышение только в одном случае – если есть реальный план его продвижения на патриаршество, - говорит заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин . – Для этого надо, чтобы Кирилл ушел в отставку, а он явно не собирается этого делать. И прецедент ухода патриарха был в XVII веке, да и то с большим скандалом – в условиях начала церковного раскола, на соборе с участием восточных патриархов, сместившем Никона. Если же близкой перспективы патриаршества нет, то перемещение Тихона можно рассматривать как очень почетное, но удаление из Москвы на провинциальную кафедру.


Митрополит Тихон сменил на Псковской кафедре владыку Евсевия (Саввина). Ушедший на покой митрополит достаточно часто попадал под огонь критики СМИ за практикуемые им методы управления епархией и конфликт с популярным в либеральных кругах покойным священником Павлом Адельгеймом.

В любом случае, Псковская кафедра – не только престижная (в связи с древностью), но и богатая кафедра за счет наличия в ней знаменитого Псково-Печерского монастыря – одного из двух монастырей на территории России, не закрывавшихся в советское время. В нем Тихон в 1980-е годы начинал свою церковную деятельность в качестве послушника, - напоминает Макаркин.


Вся эта конспирология зиждется на непонимании светскими журналистами того, что Церковь живет в своем собственном времени. И соответственно управляется, - рассуждает в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский . – Там все делается размерено и неспеша. Поэтому говорить, что назначение владыки Тихона архиереем одной из ключевых российских епархий РПЦ – почетная ссылка, лишь на том основании, что Патриарх Кирилл сейчас явно не собирается в отставку, значит не понимать алгоритм церковной кадровой политики. Никогда Архиерейский собор не выберет Патриархом епископа, который хотя бы несколько лет сам не правил епархией. А владыка Тихон – лишь викарий и самостоятельно ничем не управлял. То есть, его попросту повысили для получения необходимой «квалификации». И с этой точки зрения, да, владыка Тихон – преемник Святейшего Кирилла, который, конечно, ни в какую отставку сейчас не собирается. Другое дело, что за несколько лет ситуация может очень сильно измениться.


Сам митрополит Тихон несколько лет назад подтвердил, что в настоящее время не может быть избран Патриархом:

МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Митрополит Тихон (Шевкунов), назначенный главой Псковской митрополии, в воскресенье, перед отъездом в Псков, попрощается с насельниками и прихожанами Сретенского монастыря на территории обители, сообщили в монастыре.

"Двадцатого мая, по благословению святейшего патриарха Кирилла, перед отъездом в Псковскую митрополию митрополит Тихон (Шевкунов) совершит Божественную литургию и попрощается с братией, учащимися Сретенской духовной семинарии, сотрудниками и прихожанами Сретенского монастыря", — отметили в обители.

Богослужение начнется в 10:00.

"Уходит, чтобы вернуться вновь"

На официальном портале Сретенского монастыря прихожане оставляют многочисленные комментарии со словами грусти от расставания с любимым наместником и выражением горячей поддержки ему в новом служении.

"Такая грусть в его глазах… Видно, очень тяжело ему расставаться с родным Сретенским монастырем", — написала Ольга в комментариях к фоторепортажу, посвященному встрече владыки Тихона в Сретенском монастыре после возведения его в сан митрополита 17 мая.

"А у меня чувство, что Вы всё равно вернётесь в Сретенский однажды. Как говорят, — уходить, чтобы вернуться вновь", — написала в свою очередь пользователь Марина.

Читатель, подписавшийся Евгением, отметил, что митрополиту Тихону "пришло время вернуться в родные пенаты — Псково-Печерский монастырь укреплять", и пожелал архиерею "помощи Божией" в трудах. Именно в Печорах будущий митрополит в 1980-е годы начинал свой монашеский путь.

"И радостно, и грустно. Отец Тихон был одним из тех немногих пастырей, благодаря которым жить и воцерковляться кажется намного легче, особенно в нынешней, всё более космополитичной и торгашеской, Москве", — написал Игорь Писарев.

А "читательница из Подмосковья" выразила, наверное, общее пожелание прихожан: "Хотелось бы, чтобы будущий наместник был из братии Сретенского монастыря и сохранил в нем тот дух, который был при владыке Тихоне".

Из Печор в Москву — и обратно

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков ранее сообщил РИА Новости, что епископ Тихон (Шевкунов), назначенный правящим архиереем Псковской митрополии, больше не сможет исполнять обязанности наместника Сретенского мужского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Решение о новом наместнике и новом ректоре пока не принято, кандидатуру должен будет утвердить Священный Синод. При этом должность главы Патриаршего совета по культуре за Шевкуновым сохранится.

В четверг, во время праздничной литургии в храме Христа Спасителя по случаю праздника Вознесения Господня, патриарх Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением его Синодом правящим архиереем Псковской митрополии.

Свой монашеский путь Шевкунов начинал в Псковской епархии — в 1982 году после окончания сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) он поступил трудником, а затем послушником в Псково-Печерский монастырь. Впоследствии Тихон (Шевкунов) стал игуменом Сретенского мужского монастыря, московского подворья Псково-Печерской обители.

Владыка Тихон известен как писатель. Только за один год тираж его книги "Несвятые святые", вышедшей в 2011 году, превысил 1 миллион экземпляров. В 2012 году сборник вошел в шорт-лист премии "Большая книга" и стал победителем читательского голосования. Митрополит Тихон также является кинорежиссером, среди его работ — "Псково-Печерская обитель" и "Гибель империи".

Епископ Тихон (Шевкунов), (род. 1958) – известный русский церковный и общественный деятель, режиссер, издатель. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, наместник Сретенского ставропигиального монастыря в Москве, ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Академик РАЕН. Постоянный член Изборского клуба.

– Вы крестились в 1980-х годах прошлого века. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы?

О Зое Александровне Крахмальниковой я услышал от священника Владимира Шибаева. К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. Как-то на проповеди отец Владимир рассказал, что арестована Зоя Крахмальникова, та самая, которая нелегально издавала христианские альманахи «Надежда». В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. (Зоя Крахмальникова была арестована 3 августа 1982 года . З . С .)

Но такой сборник христианского чтения был единственный в своем роде.

– Он был рассчитан как раз на таких неофитов, как мы. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения – оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то , излет советской власти.

– 1982 год – это совсем не излет советской власти. Еще продолжали людей сажать и за веру, и за хранение «антисоветской» литературы. Хотела вас спросить немного о другом: В 1989 году моя мама Зоя Крахмальникова опубликовала в газете «Русская мысль» статью «Горькие плоды сладкого плена», которая имела большой резонанс. Эта статья о так называемом сергианстве (политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского. – З.С.). А сегодня Церковь больна сергианством?

– Давайте сначала определим, что такое сергианство. Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, – это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране.

Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, – было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место.

Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Были случаи, когда митрополит Сергий брал на себя тягчайший грех неправды, когда, к примеру, в своем печально известном интервью от 16 февраля 1930 года, опубликованном в газетах «Правда» и «Известия», утверждал, что гонений на веру в Советской России нет. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте.

Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, – приняться судить конкретных людей той и другой стороны. Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион (Троицкий) – один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно – смерть. Митрополит Константин (Дьяков), митрополит Евгений (Зернов) – перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия.

Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшинцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и «сергианский» епископ Евгений (Кобранов).

Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь.

Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи ещё мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: «Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь». Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого.

– Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства.

– Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

– Но вы же понимаете, о чем я.

– Речь не о благотворительности. В чем упрекали митрополита Сергия? Он в своей знаменитой Декларации от 1927 года говорил: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников.

– Я уже сказал о тяжелейших компромиссах, о грехе лжи, который брал на себя митрополит Сергий. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, – не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В её центре только Бог, Христос. Это «альфа» и «омега» православия. Что касается «ваши радости – наши радости», то в Декларации митрополита Сергия говорилось о «радостях и успехах» родины, пусть советской – для церковного сознания больной, трагически искаженной, но все же остающейся родиной.

– Я спрашиваю вас о сегодняшнем дне.

– Думаю, что радости и неудачи сегодняшней России воспринимаются как свои личные большей частью многомиллионной Русской православной церкви. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?

– Я не сравниваю позиции. Я сравниваю дух.

– Что вы имеете в виду?

– В чем интеллигенция сегодня упрекает Церковь? В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина.

– Не было такого. Уставом Русской православной церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии.

– Вот цитата: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что вы трудитесь как раб на галерах – с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача» (выступление 8 февраля 2012 года, встреча председателя правительства с лидерами религиозных общин). Патриарх говорит о Путине как о кандидате, «который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность». Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы.

– Слушайте, это дело патриарха. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России. Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата. Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал?

– Церковь практически никогда не критикует власть. Никогда не заступается за политических заключенных. Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения. Церковь всегда придерживается «линии партии».

– Давайте по порядку. «Церковь не критикует власть». Безусловно, для церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим. Именно от Церкви, от патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах. Сбор подписей, выступления патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов.

Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции. Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви – несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8литра (а реально было около 18 литров) а в 2015 году –10,5литра. Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением.

Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику – это вопрос действительно исключительно личный. Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года. И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации.

По Крыму. Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было.

– Назовите этих священников.

– Ну, я сейчас не вспомню. Знаю, несколько человек об этом высказывались. Протодьякон Андрей Кураев, клирик моего викариатства в Москве, и писал, и говорил, что это было ошибкой.

– Но это не называется – выступили публично, и никаких репрессий им за это не было. Мы говорим с вами о выступлениях представителей Церкви или иерархов, а не о блоге отца Андрея Кураева.

– Отец Андрей у нас, конечно, не иерарх, но и совсем не простой церковный блогер. Он неоднократно и именно публично выступал со своим мнением по Крыму и никаким репрессиям за это не подвергался. Что касается иерархов, то почему вы думаете, что они должны иметь такое же мнение в этом вопросе, как ваше, а не быть солидарными с 95% крымчан, проголосовавших за присоединение к России?

– Вот тот же дьякон Андрей Кураев дал интервью телеканалу «Дождь» под названием «Это грех патриарха Кирилла». Вы видели?

– Нет. Какой грех?

– По мнению Кураева, «ни патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион, ни Легойда, никто иной из этой обоймы, они не дали нравственной оценки, церковно-нравственной, богословской оценки погромным настроениям и деяниям».

– Судя по всему, это снова про «Матильду». Официальный представитель РПЦ Владимир Романович Легойда несколько раз делал заявления, что Церковь категорически осуждает любые экстремистские выходки относительно фильма «Матильда». О том же говорил митрополит Иларион. Не заметить этих выступлений в прессе можно было, только употребив какие-то совершенно особые усилия.

– Я так понимаю, что Кураев, говоря о «грехе патриарха», имеет в виду, что патриарх вовремя не остановил этих людей, которые называли себя православными христианами, а по сути были погромщиками.

– Эта организация «Христианское государство»? Которая состоит из двух человек и оба, кажется, уже под следствием? Повторю, по благословению патриарха его официальные пресс-секретарь и руководитель отдела связи со СМИ публично осудили любые проявления экстремизма. Все архиереи во множестве епархий РПЦ в местных газетах, на епархиальных сайтах и СМИ предупредили паству о недопустимости протестов вне правового поля, хотя уверен, на экстремистские действие могли пойти только заведомые провокаторы, к Церкви отношение не имеющие. А что касается законных гражданских протестов, вы полагаете, патриарх их должен был запретить? Вы предлагаете начать по отношению к ним церковные репрессии?

– А царебожники? Как вы к ним относитесь?

– Вы сами видели хоть одного царебожника? Имя хоть одно можете назвать? Я видел лишь одну такую даму. Одну. Все. Знаю, что есть несколько крохотных группок, которые объявили царя – искупителем. Их и правда, несколько больше, чем те двое из «Христианского государства». Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют?

– Они тоже очень агрессивны.

– У нас в стране полно агрессивных активистов самых разных мастей. Но мы же не требуем запрета всей неадекватной «демшизы» только потому, что они нам не нравятся. Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон.

– А запрет спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре?

– Опять странный пример. Новосибирский митрополит – гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.

– Когда новосибирский митрополит подавал иск в суд, он ни с кем не советовался из иерархов?

– Каждый епископ абсолютно свободен в принятии решений. Более осторожные советуются. Но их право – делать это или не делать.

– Вы довольно резко критиковали фильм «Левиафан». Вот цитата: «Этот фильм такое же «искусство», как «искусство» – то, что сделали «пусси» в храме Христа Спасителя».

– Это не точная цитата. Мною было сказано дословно: «Те, кто аплодировал «пусси», – те аплодируют и «Левиафану». Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты – это абсолютно тупиковый и неверный путь. Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной.

Вот недавно мне сообщили, что пущен слух, будто бы я или с моим участием снят с премьеры спектакль Кирилла Серебренникова «Нуреев». Авторство слуха – Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.

– Но как-то непонятно вы ответили.

– Я сказал, что он врет. Это как-то непонятно, неопределенно?

– Венедиктов написал в телеграм-канале, что на спектакле были представители РПЦ в штатском. Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому.

– Вранье. Больные фантазии.

– А почему слух по Москве идет, что вам не понравился фильм Серебренникова «Ученик»?

– Вот уж не могу сказать. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни – это их вдохновение и упоение.

– Объясните.

– Любят они слухи. Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Он говорил: «Россию погубили слухи и сплетни», имея в виду Февраль 1917 года. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты. Был слух, что из-за того, что несколько дней в Петроград не поступала ржаная мука, со дня на день начнется голод, хотя Петроград был самой сытой из всех воюющих в Первую мировую войну столиц. Так, кстати, Февральскую революцию и называют некоторые историки – «революция сытых». Сейчас мы знаем, что хлеба накануне февральского переворота было полно. 197 миллионов пудов оставалось до следующего урожая, этого хватило бы и на страну, и на фронт, и на поставки союзникам. Были временные перебои из-за снежных заносов и саботажа высокопоставленных железнодорожных революционеров-заговорщиков. А привело все это в конце концов к управляемым беспорядкам, революции и всему последующему. Сплетни, сплетни. Не подумайте, не намекаю на то, что деятельность нынешних креативных и рукопожатных клеветников и сплетников приведет к революции. Ерунда, слишком они мелки и примитивны по сравнению с Гучковыми, Милюковыми и Родзянками. Но оставим это. Я не смотрел фильм Кирилла Серебренникова, о котором вы говорите, и не смотрел ничего, что он снимал и ставил.

– Ну вы знаете, что такой режиссер есть?

– Конечно, знаю.

– Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели?

– Вас это удивляет? Раскрученная фигура. Новости читаю.

– «Ученик» – очень жесткий антиклерикальный фильм.

– Это я знаю, сюжет мне известен. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности – фарисейство.

– Но вы его никогда не видели? И Путину не показывали?

– Вы изволите шутить?

– Я вам рассказываю, что говорят.

– Мало ли что говорят.

– Тогда объясните почему?

– Потому что, повторюсь, на свете немало лгунов и сплетников.

– Чтобы вам навредить?

– Думаю, по большей части, чтобы создать видимость своей информированности, значимости.

– Кто для вас Серебренников? Враг или оппонент?

– Человек, убеждения которого очень далеки от моих. Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить.

– Когда я просила вас об интервью, вы написали мне в СМС, что интервью не дадите, потому что против вас готовятся заказные статьи. Знаю, что телеканал «Дождь» снимает о вас фильм. Но уверяю вас, он не заказной.

– То есть он сам собой снимается?

– Почему у вас такой стереотип, что статьи обязательно кто-то заказывает? Кто заказывает: патриарх Кирилл?

– А кто еще? Просто некому заказывать.

– Был такой человек, которого не упрекнешь в неосведомленности, президент США Рузвельт. Так вот он сказал: «Если в политике что-то происходит, то даже не сомневайтесь, именно так было и задумано». Телеканал «Дождь» – это политика, и политика в первую очередь.

– Насколько я понимаю, телеканал «Дождь» снимает этот фильм, потому что вы играете большую роль в политике.

– Это ирония?

– Да, везде же пишут, что вы духовник президента. А вы же никогда это не отрицаете.

– Телеканалом «Дождь» заказан фильм. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую православную церковь. Знаем об этом, в курсе. Нормально, спокойно к этому относимся.

– Зачем этот «заказ»?

– Церковь – это особая структура в современном российском обществе и в русской истории. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние.

– Влияние на власть?

– На народ в первую очередь.

– У нас в России всем управляет власть.

– Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог.

– Люди во власти у нас же сейчас все верующие.

– Все? Нет, конечно.

– У «Дождя» всего 70 тысяч подписчиков. Так что влияние не очень большое.

– Газета «Искра» в свое время издавалась ещё меньшим числом экземпляров. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Так что у ребят из «Дождя» ещё ничего не потеряно.

– Вы в плену «теории заговора». Интерес к вам – чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос. Вы в молодости, когда учились во ВГИКе, читали «Архипелаг Гулаг», самиздат. Почему вы так доверяете КГБ, ФСБ?

– В чем это выражается, по-вашему? Особенно про КГБ поподробней.

– Для меня это одно и то же. Ведь вы же не опровергаете, что вы – духовник Путина?

– Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей – от Святейшего патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое – просто смешно. Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное – для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять.

– Но вы знаете президента?

– Ну кто ж у нас его не знает? Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним.

– Ну, тут вы лукавите.

– С какой стати? Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень.

– Кто первый написал, что вы духовник президента? Не вы сами?

– Нет, конечно. Я знаю этого журналиста. Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован.

– Вам помогает то, что вас в СМИ называют духовником президента?

– Я на это не обращаю внимания.

– Вот, вы приезжаете, например, в Екатеринбург, и все высокопоставленные чиновники сразу к вам бегут.

– Зачем же вы преувеличиваете? Таким вот образом и рождаются слухи. Я приехал в Екатеринбург как руководитель проекта «Россия – моя история» на открытие нашей экспозиции в городе. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор. Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя.

– Вас не смущает, что в России власть преследуют инакомыслящих?

– В этом вопросе есть принципиальная разница между советским и нашим временем. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников (известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. – З.С. ) , а в церкви молились за Виктора Бурдюга (в 1982 осужден на четыре года лагерей за хранение и распространение антисоветской литературы. – З.С. ), Николая Блохина (в 1982 году осужден на 3 года лагерей за хранение антисоветской литературы. – З.С ). Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения.

– У вас, наверное, нет возможности следить за этим, но подобные дела сплошь и рядом фальсифицируются, и у нас такие же политзаключенные, как тогда. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.

– Вы все же хотите, чтобы мы возглавили диссидентское движение?

– Это было бы уж слишком. Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма.

– А война на Донбассе?

– Это ужасно.

– Вы слышали об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове, которого осудили на 20 лет за то, что он якобы хотел взорвать памятник Ленину в Симферополе? За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше.

– Слышал в новостях.

– Другой вопрос: кто вам ближе, митрополит Филипп Колычев или митрополит Сергий (Страгородский)?

– Митрополит Филипп был великий святой и удивительного мужества человек. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но православие и церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант – сохранить православную церковь в легальном пространстве советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками ещё и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами. Подобные случаи в истории вселенской церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты.

Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, – отказаться от легального существования церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства – обновленчества в различных его видах. При этом поместная православная Русская церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории.

«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы церкви была польза» – эти слова сказаны святым патриархом Тихоном. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий. Сам он говорил: «Самое легкое для меня сейчас быть расстрелянным». Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях. Они были ответственны за Церковь перед Богом, и они будут отвечать за свои решения и поступки на Страшном суде. Повторюсь: не нам их судить!

К имени архимандрита Тихона (Шевкунова) постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником.

Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона (Шевкунова), хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.

История возникновения монашества

Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания.

Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н. э. Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Писания. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него. Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту.

Появление монашества на Руси

На Руси появление монастырей связывают с 988 годом, временем Пришедшими греческими монахами близ города Вышгород был основан Спасский монастырь. Примерно в это же время преподобный Антоний приносит в Древнюю Русь афонское монашество и становится основателем знаменитой Киево-Печерской Лавры, которая впоследствии станет центром всей религиозной жизни на Руси. Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей».

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству

До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит

В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил (Нечаев). Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг.

Принятие монашества

Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон (Шевкунов): где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений.

Жизнь архимандрита

В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон (Шевкунов) всегда говорит с большой любовью и благодарностью.

Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. А также активно принимает участие в воссоединительном процессе Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.

В 2011 году архимандрит Тихон - уже член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, а также член Попечительного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого, академик РАЕН и постоянный член Изборского клуба.

Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека.

Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»

Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона (Крестьянкина) и в дальнейшем принял

Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте.

Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен.

Любовь к Псково-Печерской братии

Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан (Крестьянкин), который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.

В своей картине будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь.

Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия.

Книга «Несвятые святые»

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» содержат рассказ о том, как к духовнику за исцелением души и тела обращалось огромное количество прихожан, и для всех он всегда находил слова успокоения, всем вселял надежды, многих молил поберечься, а некоторых предупреждал об опасностях. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок»

Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя.

Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.

О Путине

Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.

С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Путине говорит так: «Тот, кто по-настоящему любит Россию, может только молиться на Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России…»

Наместник Сретенского монастыря, духовник семьи Путиных.


Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре после окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а затем принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью «Церковь и государство», в которой открыто высказал своё отношение к демократии. «Демократическое государство, - цитирует отца Тихона «Frее Lапсе Виrеаu», - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй». Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре после своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал скандал вокруг пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за границей. (Кстати, сейчас «зарубежники», несмотря на давний скандал, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не прочь занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, впоследствии эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря - близкий друг отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала «Русский дом», который печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале «Московия», а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов - журнала и телепередачи. Среди частых гостей «Русского дома» - представители «Русского национального единства» (РНЕ) и «Чёрной сотни».

Известен отец Тихон и более глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил «крестовый поход» против гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что «магические трюки этого вульгарного американского Воланда» ставят зрителей «в зависимость от самых тёмных и разрушительных сил». А самый известный его проект - борьба с «сатанинскими» штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано «число зверя» - 666. К тому же всеобщая система учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья «Шенгенская зона», посвящённая этой «глобальной проблеме», была опубликована в печатном органе РНЕ «Русский порядок». Несмотря на то что отец Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения очень и очень близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. «Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё - и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом «дура», её не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру». Последняя фраза Тихона, однако, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с «воцарением» и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая «эру ельцинизма».

Историю своего знакомства с Путиным отец Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, будто Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух этот не подтверждает, но и не опровергает - кокетничает: «Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь сделать?» Тем не менее журналисты московских изданий уверенно писали со слов Тихона, что «Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни».

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, теперь его побаивается даже сам Патриарх.