Самая сложная судоку решение

Самая сложная судоку решение
Самая сложная судоку решение

Человек использовал ум, чтобы достичь небывалых высот в науке и технике, но порой игры разума носили не только сугубо практический и утилитарный характер: так на свет появилось множество различных головоломок, для решения которых приходится основательно «пораскинуть мозгами».

Десять из них вы найдёте в подборке Фактрума .

Самая трудная в мире судоку

Одной из самых популярных в мире разновидностей кроссворда является судоку - японская головоломка с числами. Её принцип несложен, поэтому многие любители стараются создать свои варианты. В 2012-м году финский математик Арто Инкала заявил, что разработал «самую трудную в мире судоку».


Как сообщает британская газета «The Telegraph», если самые простые из распространённых вариантов судоку по шкале сложности обозначить, как «1», а наиболее сложные из популярных оценить на «5», то предложенный математиком вариант тянет на «11».

Самая сложная логическая головоломка

Есть три бога, A, B, и C, один из которых бог истины, другой бог лжи и третий бог случая, причём неясно, кто из них кто. Бог истины всегда говорит правду, бог лжи обманывает, а бог случая может сказать и то, и другое в произвольном порядке. Необходимо определить, кем является каждый из богов, задав три вопроса, на которые можно ответить «да» или «нет», при этом каждый вопрос задаётся только одному богу. Боги понимают вопросы, но отвечают на своём языке, в котором есть слова «da» и «ja», но неизвестно, какое слово обозначает «да», а какое «нет».

Эта логическая задача за авторством американского философа и логика Джорджа Булоса была впервые опубликована в итальянской газете «la Repubblica» в 1992-м году. В комментариях к загадке Булос делает важное замечание: каждому богу можно задать более одного вопроса, но больше трёх задавать нельзя.

Самая трудная в мире сум-до-ку


Одной из популярных разновидностей судоку является сум-до-ку, её ещё называют «убийца судоку». Вся разница в том, что в сум-до-ку заданы дополнительные числа - суммы значений в группах клеток, при этом числа, содержащиеся в группе, не должны повторяться. В популярном сервисе головоломок Calcudoku.org можно отследить рейтинг сложности опубликованных задач, одной из них стала сум-до-ку, которая изображена здесь.

Самая сложная «Проблема узнавания» Бонгарда


Этот тип головоломки изобрёл выдающийся русский кибернетик, основоположник теории распознавания образов Михаил Моисеевич Бонгард: в 1967-м году он впервые опубликовал одну из них в своей книге «Проблема узнавания». Широкую популярность «проблемы Бонгарда» обрели, когда знаменитый американский физик и информатик Дуглас Хофштадтер упомянул о них в своём труде «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда».

Два самых сложных примера таких задач взяты с Foundalis.com , для их решения вы должны найти правило, которому соответствуют шесть изображений на левой странице, но под которое не подходят шесть картинок в правой части.

Наиболее трудная головоломка кальку-доку


Этот вид судоку похож на сум-до-ку, но, во-первых, для вычисления значения клеток используются любые арифметические операции, а не только сложение, во-вторых, поле может быть квадратом любого размера (количество клеток не ограничено), и в-третьих, в отличие от судоку, здесь необязательно должны присутствовать подсказки от 1-го до 9-ти в каждом квадрате 3×3. Такие задачи разработал японский учитель математики Тетсуя Миямото.

Одна из задач Мартина Гарднера

Американский математик Мартин Гарднер - автор множества самых разнообразных задач и головоломок. Одна из самых интересных его работ - вычисление числа, для которого понадобится наименьшее количество шагов, чтобы свести его к одной цифре посредством перемножения цифр этого числа. Например, для числа 77 потребуется четыре таких шага: 77 - 49 - 36 - 18 - 8. Количество шагов Гарднер называет «числом стойкости».

Наименьшее из чисел с числом стойкости, равным одному, - 10, для числа стойкости 2 это будет 25, самое маленькое число со стойкостью 3 - 39, если число стойкости равно 4, наименьшим числом для него будет 77. Каково наименьшее число с числом стойкости 5?


Го была придумана в Китае более 2,5 тыс лет назад, так что это одна из самых древних игр на Земле. Несмотря на достаточно простые правила, она по-прежнему привлекает тысячи людей возможностью решения интересных стратегических задач. Цель игры - огородить камнями своего цвета большую территорию, чем противник. Изображённая выше ситуация - одна из самых сложных в истории го: на её решение опытнейшие игроки потратили более 1 тыс часов игрового времени. Каким образом в этой партии могут победить чёрные?

Труднейшая из головоломок Fill-A-Pix


Fill-A-Pix придумал английский математик Тревор Труран. Эта игра похожа на всем известный «Сапёр»: игрок должен, руководствуясь исключительно логикой, определить, какие клетки должны быть окрашены, а какие останутся пустыми, пока не сложится изображение. Так как на одну клетку влияют сразу несколько ключевых значений, для получения финального изображения потребуется некоторое время.

Выше вы видите головоломку Fill-A-Pix, подготовленную сотрудниками ресурса Conceptispuzzles.com , на котором можно найти множество вариантов этой игры и других интересных задач.

Человек использовал ум, чтобы достичь небывалых высот в науке и технике, но порой игры разума носили не только сугубо практический и утилитарный характер: так на свет появилось множество различных головоломок, для решения которых приходится основательно «пораскинуть мозгами».

Десять из них вы найдёте в подборке Фактрума .

Самая трудная в мире судоку

Одной из самых популярных в мире разновидностей кроссворда является судоку - японская головоломка с числами. Её принцип несложен, поэтому многие любители стараются создать свои варианты. В 2012-м году финский математик Арто Инкала заявил, что разработал «самую трудную в мире судоку».


Как сообщает британская газета «The Telegraph», если самые простые из распространённых вариантов судоку по шкале сложности обозначить, как «1», а наиболее сложные из популярных оценить на «5», то предложенный математиком вариант тянет на «11».

Самая сложная логическая головоломка

Есть три бога, A, B, и C, один из которых бог истины, другой бог лжи и третий бог случая, причём неясно, кто из них кто. Бог истины всегда говорит правду, бог лжи обманывает, а бог случая может сказать и то, и другое в произвольном порядке. Необходимо определить, кем является каждый из богов, задав три вопроса, на которые можно ответить «да» или «нет», при этом каждый вопрос задаётся только одному богу. Боги понимают вопросы, но отвечают на своём языке, в котором есть слова «da» и «ja», но неизвестно, какое слово обозначает «да», а какое «нет».

Эта логическая задача за авторством американского философа и логика Джорджа Булоса была впервые опубликована в итальянской газете «la Repubblica» в 1992-м году. В комментариях к загадке Булос делает важное замечание: каждому богу можно задать более одного вопроса, но больше трёх задавать нельзя.

Самая трудная в мире сум-до-ку


Одной из популярных разновидностей судоку является сум-до-ку, её ещё называют «убийца судоку». Вся разница в том, что в сум-до-ку заданы дополнительные числа - суммы значений в группах клеток, при этом числа, содержащиеся в группе, не должны повторяться. В популярном сервисе головоломок Calcudoku.org можно отследить рейтинг сложности опубликованных задач, одной из них стала сум-до-ку, которая изображена здесь.

Самая сложная «Проблема узнавания» Бонгарда


Этот тип головоломки изобрёл выдающийся русский кибернетик, основоположник теории распознавания образов Михаил Моисеевич Бонгард: в 1967-м году он впервые опубликовал одну из них в своей книге «Проблема узнавания». Широкую популярность «проблемы Бонгарда» обрели, когда знаменитый американский физик и информатик Дуглас Хофштадтер упомянул о них в своём труде «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда».

Два самых сложных примера таких задач взяты с Foundalis.com , для их решения вы должны найти правило, которому соответствуют шесть изображений на левой странице, но под которое не подходят шесть картинок в правой части.

Наиболее трудная головоломка кальку-доку


Этот вид судоку похож на сум-до-ку, но, во-первых, для вычисления значения клеток используются любые арифметические операции, а не только сложение, во-вторых, поле может быть квадратом любого размера (количество клеток не ограничено), и в-третьих, в отличие от судоку, здесь необязательно должны присутствовать подсказки от 1-го до 9-ти в каждом квадрате 3×3. Такие задачи разработал японский учитель математики Тетсуя Миямото.

Одна из задач Мартина Гарднера

Американский математик Мартин Гарднер - автор множества самых разнообразных задач и головоломок. Одна из самых интересных его работ - вычисление числа, для которого понадобится наименьшее количество шагов, чтобы свести его к одной цифре посредством перемножения цифр этого числа. Например, для числа 77 потребуется четыре таких шага: 77 - 49 - 36 - 18 - 8. Количество шагов Гарднер называет «числом стойкости».

Наименьшее из чисел с числом стойкости, равным одному, - 10, для числа стойкости 2 это будет 25, самое маленькое число со стойкостью 3 - 39, если число стойкости равно 4, наименьшим числом для него будет 77. Каково наименьшее число с числом стойкости 5?


Го была придумана в Китае более 2,5 тыс лет назад, так что это одна из самых древних игр на Земле. Несмотря на достаточно простые правила, она по-прежнему привлекает тысячи людей возможностью решения интересных стратегических задач. Цель игры - огородить камнями своего цвета большую территорию, чем противник. Изображённая выше ситуация - одна из самых сложных в истории го: на её решение опытнейшие игроки потратили более 1 тыс часов игрового времени. Каким образом в этой партии могут победить чёрные?

Труднейшая из головоломок Fill-A-Pix


Fill-A-Pix придумал английский математик Тревор Труран. Эта игра похожа на всем известный «Сапёр»: игрок должен, руководствуясь исключительно логикой, определить, какие клетки должны быть окрашены, а какие останутся пустыми, пока не сложится изображение. Так как на одну клетку влияют сразу несколько ключевых значений, для получения финального изображения потребуется некоторое время.

Выше вы видите головоломку Fill-A-Pix, подготовленную сотрудниками ресурса Conceptispuzzles.com , на котором можно найти множество вариантов этой игры и других интересных задач.

Это последний из всех сложных судоку, который я сделал. Так что можно сказать работа по решению сложных судоку завершена. Хотелось более подробно остановиться на решении этого судоку. Он носит название AI Escargot. Создал его финский профессор Арто Инхала. На создание у него ушло три месяца. Если все судоку представить в виде пирамиды, то на её вершине гордо находится AI Escargot. Он относится к одиннадцатой категории сложности. И поэтому меня удивляет то, что некоторые решатели думают, что такую головоломку можно решить за 20 минут. Ответы можно записать быстро, а решение ищется очень долго. На исследование этой головоломки я потратил две недели. Этот судоку не решается традиционными методами. Конечно, его можно решить с помощью вариантов, но это не будет логическим решением. У метода вариантов есть один существенный недостаток, он нарушает логическую последовательность ходов. При этом решении заполняется таблица, но нарушается логическая последовательность ходов. Конечно этот метод можно использовать, если нет никаких других. Но соль этого судоку заключается в том, что у него есть строгое логическое решение в один вариант. Сам профессор намекнул, что судоку имеет логическое решение. Надо использовать при решении метод последовательностей. Этот метод заключается в том, что несколько последовательностей приводят нас к одной конкретной клетке, в которой может стоять только одно конкретное число. И это будет строгим логическим решением. Решение данного судоку состоит из нескольких этапов. На первом этапе находятся два очевидных хода. На втором этапе находится третий ход. Для этого используются три последовательности, начинающиеся с числа 7 по первой горизонтали. 4-й и 5-й ход находятся обычно. На третьем этапе находится 6-й ход. Для этого используются четыре последовательности, начинающиеся с числа 2 по второй вертикали. На четвёртом самом трудном этапе находятся ещё два ключевых хода и две пары чисел (1,7) и (3,4) в среднем нижнем квадрате. Но для этого надо использовать восемь последовательностей, о которых упоминал автор. Вот это и есть самый тонкий нюанс в этом судоку. Фактически надо решать одновременно 8 судоку. И наконец, на пятом этапе находится ещё один ключевой ход, для этого используется ещё две последовательности. После этого решение идёт обычными методами. Только тот человек, который использовал в своём решении 8 последовательностей одновременно, может считать, что он справился с этой головоломкой. В противном случае он близко не стоял у этой головоломки. Я думаю, что для нахождения авторского решения потребуется не менее четырёх дней. А некоторые такого решения не найдут никогда. Все решения с помощью вариантов должны отправиться на свалку, так как есть авторское строго логическое решение в один вариант. Эта головоломка хороша тем, что ещё много лет любители будут оттачивать своё логическое мышление на ней. И человек, нашедший правильно решение (не подобранное), может смело сказать, что он решит любое судоку любой сложности. Желаю все удачи в поисках авторского решения. Терпение понадобится.