Тайна древней полигональной многоугольной кладки открыта. Тайна древней полигональной (многоугольной) кладки — открыта

Тайна древней полигональной многоугольной кладки открыта. Тайна древней полигональной (многоугольной) кладки — открыта
Тайна древней полигональной многоугольной кладки открыта. Тайна древней полигональной (многоугольной) кладки — открыта

В материале изложена простая технология прочного и плотного сочленения огромных каменных блоков, при строительстве различных сооружений (стен, пирамид, соединений мегалитов в фундаментах и прочее), используемая тысячи лет назад древними строителями во всем мире (Ю. Америке, Азии, Африке, Европе).

Сотни, а может и тысячи лет тайна плотной полигональной (из многоугольных камней) кладки терзала умы многих поколений исследователей и ученых. Ну, скажите, как можно уложить каменные глыбы так, чтобы между ними не было никакого зазора?

Перед созиданиями древних строителей современная научная мысль оказалась бессильна. Чтобы сколько-нибудь сохранить авторитет в глазах общественности в издании «Наука» Академии Наук СССР в 1991 году была выпушена книга профессора и доктора исторических наук из С-Петербурга Ю. Березкина «Инки. Исторический опыт империи». Вот, что пишет российская наука: «Надо сказать, что хотя циклопические постройки инков и упоминаются эпизодически в характерных для нашего времени «новых» мифах (неизвестная высокоразвитая техника, космические пришельцы и т.п.), особые распространения в данном случае сюжеты не получили. Слишком хорошо известны карьеры, где инки вырубали блоки, и пути, по которым камни транспортировали на площадки. Устойчива лишь легенда о том, будто между плитами нельзя просунуть и иглу – так плотно они подогнаны. Хотя зазоров между блоками сейчас действительно нет, причина здесь кроется не в тщательной подгонке, а всего лишь в естественной деформации камня, заполнившего со временем все щели. Инкская кладка как таковая довольно примитивна: блоки нижнего ряда подгоняли под верхние, действуя методом проб и ошибок».

Если этот длинный книжный «ученый» текст Академии Наук сжать до «сухого остатка», то «научная мысль» будет такова: «каменные блоки сами по себе со временем так слежались». Ну как здесь не вспомнить слова древнекитайского мудреца в VI веке до н.э. Лао-Цзы: «Умные не бывают учены; ученые не бывают умны».

Если так ничтожна современная научная мысль, то древние мастера, которые вручную делали каменные топоры и кремневые наконечники для копий и стрел, добывали огонь с помощью палки – вот они и были настоящими академиками. Древние люди, не имея ничего кроме собственных рук и ума, научились очень хорошо обрабатывать камни.

Прежде чем рассказать, как это всё происходило, надо заметить, что жизнь наших предков была много труднее. В те времена ещё не было накоплено больших знаний. Люди напрягали больше разум, чем полагались на память. В повседневных делах пользовались доступными простыми материалами. А современная, не редко: «Псевдонаучная галиматья ученых в мантии и шапочке», – XVII век, Мольер – не могла затмить природный ум и смекалку людей. Но довольно шуток над современными «учеными»…

Всё же, как люди в древности достигали такого совершенства?

Давайте вспомним самих себя в детстве.

– Вы когда-нибудь катали из сырого снега большие круглые комки, строили из них крепость или хотя бы снеговика? Что вы при этом делали?

Вы клали вниз самые большие комья, а на них ставили поменьше, которые было легче поднимать. А чтобы верхние не падали вы их чуть-чуть друг к другу притирали, двигая взад и вперед.

Ещё пример, возьмите и слепите два плотных снежка, которыми дети играют, бросая друг в друга – и потрите их между собой. У вас между комочками получится соединение без зазора. Эту же бесхитростную технологию использовали и древние люди, когда работали с камнями.

Если вы возьмете в руки два камня и попробуете их притереть, как снежки, то у вас, конечно же, ничего не получится. Потому, что камень много прочнее, чем прилагаемое усилие от ваших рук. Но, если же на камни приложить давление в несколько тонн (!) то процесс тёса и притирки пойдет быстрее. Материал каменных блоков у инков – мелко-кристаллический известняк. (Один кубический метр камня весит 2,5-2,9 тонны).

Сейчас внимательно посмотрим на картинки древних каменных строений, заметим их внешние особенности и подумаем, как всё это было сделано…

Итак, вниз ставится первая большая каменная глыба, к которой последовательно камень за камнем по очередности снизу вверх притёсывались все другие блоки.

Подбирали камни так, чтобы они немного подходили (чтобы не стёсывать очень много). Работу по укладке камней надо было разделить на три последовательности.

Первая – надо подготовить камень для тёса.

Для этого маленькими прочными камнями-молоточками (размером с большое яблоко) вручную выстукивали каменную глыбу с двух противоположных сторон. Это был самый кропотливый труд. С каждым ударом от глыбы откалывался только маленький кусочек. Надо было сделать на боковых гранях выступы , за которые (как за монтажные петли) можно было бы каменный блок зацепить (веревочными, а лучше кожаными плетеными толстыми канатами) и подвесить либо на одну, либо на две деревянные консоли. Для этого надо было сделать над строящейся стеной большие «деревянные качели». Которые по времени строительства передвигались вдоль стены (как сегодня башенный кран двигается вдоль стены строящегося дома).

Вторая фаза заключалась в самом главном – процессе теса камня. До наших дней сохранилось словосочетание «камнетесы» (а кое-где ещё осталась и эта профессия).

Каменную глыбу, закрепленную и подвешенную за монтажные выступы,

раскачивая на консолях – «качелях», медленно опускали.

Раз за разом с каждым проходом, снимался по миллиметру (или меньше) слой с трущихся (нижнего и верхнего контактного) блоков. Стачивали поочередно все выступающие грани сопряженных камней.

Так достигалась плотность кладки каменных блоков. Соседние блоки, становились притертыми и почти «монолитными». На тес одного камня на качелях уходило несколько часов или даже дней.

Для того чтобы процесс теса шел быстрее на раскачиваемый камень сверху могли подкладывать и каменные весовые плиты («гири»). Этот пригруз одновременно вытягивал упругие кожаные стропы, и по чуть-чуть опускал вниз раскачиваемый камень. Чтобы нижний камень при тёсе не «ерзал» его подпирали бревнами-распорками. Когда подогнанный тёсом блок садился в своё «гнездо», тогда наступала третья операция – чистовой обработки блока.

Третья фаза заключалась в грубой шлифовке внешности.

Процедура довольно трудоемкая. Опять же вручную круглыми, как шар камнями убирали монтажные выступы, на которых висел блок, и, постукивая по швам между соединением камней, делали по стыкам «канавку». После этого камни приобретали выпуклую красивую форму. Можно заметить, что строгая внешняя поверхность камней испещрена мелкими выбоинами от множества ударов.

Иногда монтажные выступы для строп не срубали. Возможно для того, чтобы эти камни (стену) можно было поднять и переложить в другое место. Или же срубали, но не всю полностью. Например, на картинках полигональной кладки видно, что на иных блоках монтажные выступы срубили не полностью.

По остаткам выступов можно понять, как подвешивался камень.

Также плоскими каменными плитами могли, раскачивая их на «качелях» тесать и наружную сторону стены, придавая ей нужный наклон, при этом значительно сокращался объём ручного труд обработчиков.

Огромные блоки, которые ставили в нижние ряды в основании стен, конечно же, никто не раскачивал на «качелях».

Грани этих огромных мегалитов шлифовали по отдельности узкими, плоскими каменными плитами. Некоторые из них по завершении процесса теса ставили друга на друга – три, четыре плоские плиты стоят друг на дружке между огромными блоками. После шлифовки всю конструкцию из притёсанных блоков и плит сдвигали вместе.

Подобным образом, большими каменными блокам, подвешенными на «качелях» тесали и шлифовали огромные фундаменты-мегалиты в Южной Америке, Египте, Греции, Баальбеке, в странах Средиземноморья и в Азии. «Новое это хорошо забытое старое». (Жак Пеше, 1758-1830).

По контуру (радиусу) обработки, например, по глубине дуги сочленения каменных блоков, можно определить длину монтажных строп на которых при тесе качался камень.

Если сочленение блоков горизонтальное (когда тесали большие мегалиты в основании), значит, стропы плит для теса были собраны не на один «крюк» (в одной точке), а на две разные консоли. Чтобы тяжелая каменная балка для теса работала не как маятник, а более, как большой «рубанок».

На качели (маятник с пригрузом) могли поднять и прочные, специальной режущей конфигурации камни «резцы» – для придания обтесываемым блокам, какую-либо нужную форму (в вертикальной, а с боковыми выступами и в горизонтальной плоскости).

Гарматюк Владимир, г. Вологда

Тайна полигональной кладки.
..
(См на ютубе "Рубка в лапу").
..
Она на картинке. Это плотницкие инструменты: скрайбер,"эта штука"(набор тонких красных пластинок с зажимом) и черная краска. "Эта штука" и принцип зажима пластинок (или стержней) могли быть и совершенно иными, более интересными, чтоб можно было подгонять сразу 3 стороны каменного блока. Вероятнее всего, это был комплект из пирамидальных деревянных воронок с отверстиями для медных стержней, аналогов красных пластмассовых пластинок на фото, кот. закреплялись не зажимами, а другим способом, например, временнным цементированием. Подрубали, скоблили, шабровали и подшлифовывали на краску примерно так же, как это делают сейчас слесаря при подгонке, например, стола строгального станка..
..
Блоки при строительстве пирамид могли закатывать наверх такими устройствами как кабестан, тали, поли-паст и им подобными, предварительно одев на каждый, как это уже обнаружено, блок, 8 деревянных сегментов круга, по 4 с каждого края блока, и надёжно скрепив между собой эти четвертинки окружности - образовав таким образом два колеса по краям каждого блока - вот так: просто, дёшево и сердито. 2 тонны - это совсем немного: я сам когда-то возил полуторатонные тележки - ими можно было управлять.
..
Статуи с острова Пасхи, как это выяснилось, легко передвигали кантованием под ритмы барабанов, руководивших ритмичным их раскачиванием, путём слаженного попеременного натяжения канатов то с одной, то с другой стороны статуи.
..
Вот и все, так называемые, "инопланетные" технологии.
..
Самодвижущиеся камни тоже, как оказалось, не содержат в себе никакого чуда. Один учёный установил на этом, наделавшем много шума, сухом озере видеокамеры. 2 года ничего не происходило. Но вот подул холодный ветер, пошел ледяной дождь. Он превратил всю поверх-ность сухого озера в слякоть, а местами на слякоти наросли ещё и обширные плоские ледяные острова. Ледяной ветер ещё больше усилился - и под его напором ледяные острова пришли в движение: они скользили по жиже, таща вместе с собой и прочно вмёрзшие в лёд эти самые, загадочные "самодвижущиеся" камни. Затем ветер стих, дождь прекратился, солнце растопило ледяные острова и высушило слякоть, вновь превратив её, как и прежде, в твёрдую, как камень, и ровную как доска, растрескавшуюся поверхность. Так загадочное "самодвижение"камней, их самоползание с пропахива-нием глубокого следа получило, наконец, своё простое объяснение.
..
И только заново открытые мной высшие цепные дроби и всё, что с ними связано - это настоящее чудо: их загадочные, совершенно необъяснимые современным уровнем наших познаний, стазы, дипло- и гапло-нахлёсты, расслоения мантиссы и лес других загадок - так и остаются недосягаемыми, неожиданно глубоко залегающими таинствами, громко заявившими о себе гостями из доисторических слоёв человеческой культуры, неожиданно просто разоблачающими и клеймящими позавчерашний, вчерашний и сегодняшний, столь привычный нам, укоренившийся в нас, блеф наших естественных наук и идеологий.

Фото: Российские писатели.
Автор. Владимир Гарматюк
АННОТАЦИЯ. В материале изложена простая технология прочного и плотного сочленения огромных каменных блоков, при строительстве различных сооружений (стен, пирамид, соединений мегалитов в фундаментах и прочее), используемая тысячи лет древними строителями во всем мире (Ю. Америке, Азии, Африке, Европе).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. «Новое это хорошо забытое старое», — по выражению французского писателя Жака Пеше (1758-1830) в его литературном сочинении о том, как одна портниха перешила королеве её старое платье забытое в гардеробе.
Сотни, а может и тысячи лет тайна плотной полигогнальной (из многоугольных камней) кладки терзала умы многих поколений ученых исследователей. — Ну, скажите, как можно уложить каменные глыбы так, чтобы между ними не было никакого зазора?


Перед созиданиями древних строителей современная научная мысль оказалась бессильна. Чтобы сколько-нибудь сохранить авторитет в глазах общественности в издании «Наука» Академии Наук СССР в 1991 году была выпушена книга профессора и доктора исторических наук из С-Петербурга Ю. Березкина «Инки. Исторический опыт империи». Вот, что пишет российская наука: «Надо сказать, что хотя циклопические постройки инков и упоминаются эпизодически в характерных для нашего времени «новых» мифах (неизвестная высокоразвитая техника, космические пришельцы и т.п.), особые распространения в данном случае сюжеты не получили. Слишком хорошо известны карьеры, где инки вырубали блоки, и пути, по которым камни транспортировали на площадки. Устойчива лишь легенда о том, будто между плитами нельзя просунуть и иглу – так плотно они подогнаны. Хотя зазоров между блоками сейчас действительно нет, причина здесь кроется не в тщательной подгонке, а всего лишь в естественной деформации камня, заполнившего со временем все щели. Инкская кладка как таковая довольно примитивна: блоки нижнего ряда подгоняли под верхние, действуя методом проб и ошибок».

Если этот длинный книжный текст Академии Наук сжать до «сухого остатка», то «научная мысль» будет такова: «каменные блоки сами по себе со временем так слежались». Ну как здесь не вспомнить слова древнекитайского мудреца в VI веке до н.э. Лао-Цзы: «Умные не бывают учены; ученые не бывают умны».

Если так ничтожна современная научная мысль, то древние мастера, которые вручную делали каменные топоры и кремневые наконечники для копий и стрел, добывали огонь с помощью палки – вот они и были настоящими академиками. Древние люди, не имея ничего кроме собственных рук, научились очень хорошо обрабатывать камни.


Прежде чем рассказать, как это всё происходило, надо заметить, что жизнь наших предков была много труднее. В те времена ещё не было накоплено больших знаний. Люди больше напрягали свой разум, чем чужую «научную» память. В повседневных делах пользовались доступными простыми материалами, как говорится, тем, что «Бог послал – тому и рады». И по выражению французского комедиографа XVII века Мольера: «псевдо научная галиматья ученых в мантии и шапочке» — не могла затмить природный ум и смекалку людей. Но, довольно шуток над современной наукой…
Всё же, как они достигали такого совершенства?
Давайте вспомним самих себя. — Вы когда-нибудь в детстве катали из сырого снега большие круглые комки, строили из них крепость или хотя бы снеговика? Вы клали вниз самые большие комья, а на них ставили поменьше, которые легче поднимать. А чтобы верхние не падали вы их чуть-чуть друг к другу притирали, двигая взад и вперед.

Ещё пример, возьмите и слепите два плотных снежка, которыми дети играют, бросая друг в друга – и потрите их между собой. У вас между комочками получится соединение без зазора. Эту же бесхитростную технологию использовали и древние люди, когда работали с камнями. Если вы возьмете в руки два камня и попробуете их притереть, как снежки, то у вас конечно же ничего не получится. Потому, что камень много прочнее, чем давление от ваших рук. Но, если же на камни приложить усилие в несколько тонн (!) то процесс тёса и притирки пойдет. (Один кубический метр камня весит 2,5 — 2,9 тонны).
Сейчас внимательно посмотрим на картинки древних каменных строений, заметим их внешние особенности и подумаем, как всё это было сделано…


Итак, вниз ставится первая большая каменная глыба к которой последовательно камень за камнем по очередности снизу вверх притёсывались все другие блоки.

Подбирали камни так, чтобы они немного подходили (чтобы не стёсывать очень много). Работу по укладке камней надо было разделить на три последовательности.

Первая – надо подготовить камень для тёса. Для этого маленькими прочными камнями-молоточками (размером с большое яблоко) вручную выстукивали каменную глыбу с двух противоположных сторон. Это был самый кропотливый труд. С каждым ударом от глыбы откалывался только маленький кусочек. Надо было сделать на боковых гранях выступы за которые (как за монтажные петли) можно было бы каменный блок зацепить (веревочными, а лучше кожаными плетеными толстыми канатами) и подвесить либо на одну, либо на две деревянные консоли. Для этого надо было сделать над строящейся стеной большие «деревянные качели». Которые по времени строительства передвигались вдоль стены (как сегодня башенный кран двигается вдоль стены дома).
Вторая фаза заключалась в самом главном — процессе теса камня. До наших дней сохранилось словосочетание «камнетесы» (и кое-где ещё осталась и профессия).

Каменную глыбу, раскачивая на «качелях», медленно опускали, раз за разом с каждым проходом, снимая по миллиметру (или меньше) слои с нижнего и верхнего контактного блоков. Стачивали поочередно все выступающие грани сопряженных камней. Так достигалась плотность кладки каменных блоков. Соседние блоки, становились почти «монолитными». На тес одного камня на качелях уходило несколько часов или даже дней.

Для того чтобы процесс теса шел быстрее на раскачиваемый камень сверху могли подкладывать и каменные «весовые» плиты (гири). Этот пригруз одновременно вытягивал стропы и по чуть-чуть опускал вниз раскачиваемый камень. Чтобы нижний камень при тёсе не «ерзал» его подпирали бревнами-распорками. Когда подогнанный тёсом блок садился в своё «гнездо», тогда наступала третья операция – чистовой обработки.

Третья фаза заключалась в грубой шлифовке внешности. Процедура довольно трудоемкая. Опять же вручную «камнями-молоточками» убирали монтажные выступы и постукивая по швам между камней, делали по стыкам соединения «канавку». Камни приобретали выпуклую красивую форму. Можно заметить, что строгая внешняя поверхность камней испещрена мелкими выбоинами от множества ударов.

Иногда монтажные выступы для строп не срубали. Возможно для того, чтобы эти камни можно было поднять и переложить в другое место. Или же срубали, но не все полностью. По остаткам выступов можно понять, как подвешивался камень. Также плоскими каменными плитами могли, раскачивая их на «качелях» тесать и наружную сторону стены, придавая ей нужный наклон, при этом сокращался ручной труд обработчиков.

Огромные блоки в основании стен (см. картинки в приложении), конечно же никто не раскачивал на «качелях». Грани этих огромных мегалитов шлифовали по отдельности узкими, плоскими каменными плитами, которые по завершении работ ставили друга на друга (см. картинку — три, четыре между блоками). После теса и шлифовки всю конструкцию из блоков и плит сдвигали вместе.

Подобным образом большими каменными блокам, подвешенными на «качелях» тесали и шлифовали огромные фундаменты-мегалиты в Египте, Греции, Средиземноморье и в Азии.


По обработке (по глубине дуги сочленения) каменных блоков, например, можно определить длину строп на которых качался камень. Если же сочленение было более горизонтальное, например, использовалось для шлифовки мегалитов, значит стропы были собраны не на один «крюк», а на две консоли, чтобы тяжелая каменная балка работала, как «рубанок». На качели (маятник с пригрузом) могли поднять и прочные, специальной режущей конфигурации «камни- резцы», для придания обтесываемым камням, какой-либо нужной формы (в вертикальной или с боковыми выступами в горизонтальной плоскости).

Иллюстрация: Depositphotos


В материале изложена простая технология прочного и плотного сочленения огромных каменных блоков, при строительстве различных сооружений (стен, пирамид, соединений мегалитов в фундаментах и прочее), используемая тысячи лет назад древними строителями во всем мире (Ю. Америке, Азии, Африке, Европе).

Сотни, а может и тысячи лет тайна плотной полигональной (из многоугольных камней) кладки терзала умы многих поколений исследователей и ученых. - Ну, скажите, как можно уложить каменные глыбы так, чтобы между ними не было никакого зазора?

Перед созиданиями древних строителей современная научная мысль оказалась бессильна. Чтобы сколько-нибудь сохранить авторитет в глазах общественности в издании «Наука» Академии Наук СССР в 1991 году была выпушена книга профессора и доктора исторических наук из С-Петербурга Ю. Березкина «Инки. Исторический опыт империи». Вот, что пишет российская наука: «Надо сказать, что хотя циклопические постройки инков и упоминаются эпизодически в характерных для нашего времени «новых» мифах (неизвестная высокоразвитая техника, космические пришельцы и т.п.), особые распространения в данном случае сюжеты не получили. Слишком хорошо известны карьеры, где инки вырубали блоки, и пути, по которым камни транспортировали на площадки. Устойчива лишь легенда о том, будто между плитами нельзя просунуть и иглу – так плотно они подогнаны. Хотя зазоров между блоками сейчас действительно нет, причина здесь кроется не в тщательной подгонке, а всего лишь в естественной деформации камня, заполнившего со временем все щели. Инкская кладка как таковая довольно примитивна: блоки нижнего ряда подгоняли под верхние, действуя методом проб и ошибок».

Если этот длинный книжный «ученый» текст Академии Наук сжать до «сухого остатка», то «научная мысль» будет такова: «каменные блоки сами по себе со временем так слежались». Ну как здесь не вспомнить слова древнекитайского мудреца в VI веке до н.э. Лао-Цзы: «Умные не бывают учены; ученые не бывают умны».

Если так ничтожна современная научная мысль, то древние мастера, которые вручную делали каменные топоры и кремневые наконечники для копий и стрел, добывали огонь с помощью палки – вот они и были настоящими академиками. Древние люди, не имея ничего кроме собственных рук и ума, научились очень хорошо обрабатывать камни.

Прежде чем рассказать, как это всё происходило, надо заметить, что жизнь наших предков была много труднее. В те времена ещё не было накоплено больших знаний. Люди напрягали больше разум, чем полагались на память. В повседневных делах пользовались доступными простыми материалами. А современная, не редко: «Псевдо научная галиматья ученых в мантии и шапочке», - XVII век, Мольер - не могла затмить природный ум и смекалку людей. Но, довольно шуток над современными «учеными»…

Всё же, как люди в древности достигали такого совершенства?

Давайте вспомним самих себя в детстве.

Вы когда-нибудь катали из сырого снега большие круглые комки, строили из них крепость или хотя бы снеговика? Что вы при этом делали? - Вы клали вниз самые большие комья, а на них ставили поменьше, которые было легче поднимать. А чтобы верхние не падали вы их чуть-чуть друг к другу притирали, двигая взад и вперед.

Ещё пример, возьмите и слепите два плотных снежка, которыми дети играют, бросая друг в друга – и потрите их между собой. У вас между комочками получится соединение без зазора. Эту же бесхитростную технологию использовали и древние люди, когда работали с камнями.

Если вы возьмете в руки два камня и попробуете их притереть, как снежки, то у вас, конечно же, ничего не получится. Потому, что камень много прочнее, чем прилагаемое усилие от ваших рук. Но, если же на камни приложить давление в несколько тонн (!) то процесс тёса и притирки пойдет быстрее. Материал каменных блоков у инков – мелко-кристаллический известняк. (Один кубический метр камня весит 2,5 - 2,9 тонны).

Сейчас внимательно посмотрим на картинки древних каменных строений, заметим их внешние особенности и подумаем, как всё это было сделано…

Итак, вниз ставится первая большая каменная глыба, к которой последовательно камень за камнем по очередности снизу вверх притёсывались все другие блоки.

Подбирали камни так, чтобы они немного подходили (чтобы не стёсывать очень много). Работу по укладке камней надо было разделить на три последовательности.

Первая – надо подготовить камень для тёса.

Для этого маленькими прочными камнями-молоточками (размером с большое яблоко) вручную выстукивали каменную глыбу с двух противоположных сторон. Это был самый кропотливый труд. С каждым ударом от глыбы откалывался только маленький кусочек. Надо было сделать на боковых гранях выступы , за которые (как за монтажные петли) можно было бы каменный блок зацепить (веревочными, а лучше кожаными плетеными толстыми канатами) и подвесить либо на одну, либо на две деревянные консоли. Для этого надо было сделать над строящейся стеной большие «деревянные качели». Которые по времени строительства передвигались вдоль стены (как сегодня башенный кран двигается вдоль стены строящегося дома).

Вторая фаза заключалась в самом главном - процессе теса камня. До наших дней сохранилось словосочетание «камнетесы» (а кое-где ещё осталась и эта профессия).

Каменную глыбу, закрепленную и подвешенную за монтажные выступы,

раскачивая на консолях - «качелях», медленно опускали.

Раз за разом с каждым проходом, снимался по миллиметру (или меньше) слой с трущихся (нижнего и верхнего контактного) блоков. Стачивали поочередно все выступающие грани сопряженных камней.

Так достигалась плотность кладки каменных блоков. Соседние блоки, становились притертыми и почти «монолитными». На тес одного камня на качелях уходило несколько часов или даже дней.

Для того чтобы процесс теса шел быстрее на раскачиваемый камень сверху могли подкладывать и каменные весовые плиты («гири»). Этот пригруз одновременно вытягивал упругие кожаные стропы, и по чуть-чуть опускал вниз раскачиваемый камень. Чтобы нижний камень при тёсе не «ерзал» его подпирали бревнами-распорками. Когда подогнанный тёсом блок садился в своё «гнездо», тогда наступала третья операция – чистовой обработки блока.

Третья фаза заключалась в грубой шлифовке внешности.

Процедура довольно трудоемкая. Опять же вручную круглыми, как шар камнями убирали монтажные выступы, на которых висел блок, и, постукивая по швам между соединением камней, делали по стыкам «канавку». После этого камни приобретали выпуклую красивую форму. Можно заметить, что строгая внешняя поверхность камней испещрена мелкими выбоинами от множества ударов.

Иногда монтажные выступы для строп не срубали. Возможно для того, чтобы эти камни (стену) можно было поднять и переложить в другое место. Или же срубали, но не всю полностью. Например, на картинках полигональной кладки видно, что на иных блоках монтажные выступы срубили не полностью.

По остаткам выступов можно понять, как подвешивался камень.

Также плоскими каменными плитами могли, раскачивая их на «качелях» тесать и наружную сторону стены, придавая ей нужный наклон, при этом значительно сокращался объём ручного труд обработчиков.

Огромные блоки, которые ставили в нижние ряды в основании стен, конечно же, никто не раскачивал на «качелях».

Грани этих огромных мегалитов шлифовали по отдельности узкими, плоскими каменными плитами. Некоторые из них по завершении процесса теса ставили друга на друга (см. картинку) - три, четыре плоские плиты стоят друг на дружке между огромными блоками. После шлифовки всю конструкцию из притесаных блоков и плит сдвигали вместе.

Подобным образом, большими каменными блокам, подвешенными на «качелях» тесали и шлифовали огромные фундаменты-мегалиты в Южной Америке, Египте, Греции, Баальбеке, в странах Средиземноморья и в Азии.

- «Новое это хорошо забытое старое». (Жак Пеше, 1758-1830).

По контуру (радиусу) обработки, например, по глубине дуги сочленения каменных блоков, можно определить длину монтажных строп на которых при тесе качался камень.

Если сочленение блоков горизонтальное (когда тесали большие мегалиты в основании), значит, стропы плит для теса были собраны не на один «крюк» (в одной точке), а на две разные консоли. Чтобы тяжелая каменная балка для теса работала не как маятник, а более, как большой «рубанок».

На качели (маятник с пригрузом) могли поднять и прочные, специальной режущей конфигурации камни «резцы» - для придания обтесываемым блокам, какую-либо нужную форму (в вертикальной, а с боковыми выступами и в горизонтальной плоскости).

Тайна плотной каменной кладки, беспокоившей долгие годы умы современных исследователей, полагаю, открыта. Но мастерство древних строителей, построивших умом и руками величественные сооружения, останутся предметом восхищения на все времена.

Гарматюк Владимир