Сын иареда енох и его история. Где был Енох? Библейские свидетельства Город енох где же он находился

Сын иареда енох и его история. Где был Енох? Библейские свидетельства Город енох где же он находился

В библейских сказаниях сын Иареда Енох занимает особое место. Этот христианский персонаж из библии по легенде был избран . И удостоился чести быть вознесенным к нему, минуя естественную смерть.

Ветхозаветный герой звался седьмым патриархом Земли. И вел свой род от самого Адама. Согласно некоторым источникам Енох жил за 4 тысячи лет до нашей эры. Его вознесение произошло в возрасте 365 лет.

Енох: семейное древо

Потомки Адама за грехи первопредков были обречены проходить природный цикл рождения и смерти. Но жили первые люди Земли довольно долго. Многие из них доживали до 1000 лет. Также и родственники Еноха относились к долгожителям. Рассмотрим семейное древо пророка подробнее:

  • Адам – 930 лет;
  • Сиф – 912 лет;
  • Енос – 905 лет;
  • Каинан – 910 лет;
  • Малелеил – 895 лет;
  • Иаред – 962 года.

Отцу Еноха был 162 года, когда у него родился сын. Сам Енох также был отцом Мафусаила и многих других детей. Еще Енох был прадедом знаменитого Ноя, который, как и предок, удостоился особой Божественной милости.

После истории братоубийства, на земле все чаще случались распри и раздоры. Но Енох вел благочестивую жизнь, соблюдал Божественные законы, делал богоугодные дела.

Своими жизненными принципами он сильно отличался от остального населения планеты. Хотя и у него случались определенные колебания, если верить дошедшим до наших дней источникам.

В Ветхом Завете и «Драгоценной Жемчужине» есть истории о том, как пророк вел народ в город Сион. После его жизни для людей стала доступна «Книга Еноха». Она почитается многими церковными деятелями. В 18 веке эта книга получила наибольшее распространение. И была переведена с эфиопского языка полностью. До этого времени люди, не посвященные в таинство церкви, слышали о ней лишь по цитатам и отрывкам текста.

В этом труде достаточно полно представлено мировоззрение первых иудеев, их обычаи и отношения. Почему текст книги так тщательно скрывался, точно неизвестно. Но данный труд считается одним из основных в христианстве.

Вознесение Еноха

Исходя из древних источников, Енох был взят Богом живым. Есть мнение, что в Царствии Божием он стал ангелом Метатроном, известным, как «писарь Божий».

В библии можно найти указания на то, что все потомки Ноя рано или поздно умирали, про Еноха же было сказано, что Бог сам забрал его таким образом, чтобы он не почувствовал боли и страха.

Считается, что для такого праведника социальная среда на планете была слишком греховна, поэтому Господь принял его в свое Царство. Знаменитый сын Иареда пророк Енох почитается не только в христианской культуре, но и у многих других народов мира.

У народа Иконии существовало предание о царе Анаке, просившем простить все грехи его подданных. В Коране Енох значится, как пророк Идрис. В исламских сказаниях он изобрел арифметику, открыл основы астрономии, подарил людям письменность.

Иногда его отождествляли и с Осирисом. Этот персонаж был божественным правителем у истоков цивилизации. Некоторые библеисты утверждают, что Енох мог вести свой род от Каина. А также то, что он был родоначальником мидианитского народа. И этот народ был родственен кенитам, которые по преданиям вели род от Каина.

Многие историки считают, что сын Каина и сын Иареда – это разные персонажи. У них схожие имена, но жизнеописания и поступки сильно отличаются друг от друга.

Обещанное возвращение

Согласно христианским пророчествам Енох и другой пророк Илия вернутся на планету Земля перед Вторым Пришествием. Они станут вести проповеди, рассказывать о покаянии. Будут предостерегать людей от Антихриста. Станут указывать грешникам праведный и единственно верный путь к спасению.

Встречается мнение, что седьмой патриарх не был поднят Богом на небо, а до сих пор живет где-то на свете. И что он сокрыт от всех до тех пор, пока не наступит его час.

Иное мнение гласит, что Енох по-прежнему находится на Небесах. И выполняет там для Бога важную работу. Он записывает все божественные мысли и изречения, чтобы и люди могли ознакомиться с ними тогда, когда наступит время.

В целом же, этот библейский персонаж называется пророком потому, что в своих трактатах он оставил много указаний, которые по легенде исходили от самого Бога. Еще он подробно описал события того времени, когда сам жил на земле. Указал обычаи, устои и нравы раннего христианства.

Легендарный сын Иареда Енохсчитается образцом честности и покорности Волей Божией. Все пророчества Еноха заключены в его книгах, манускриптах и трудах. Именно этому персонажу из библии приписывают открытие письменности. Поэтому можно сказать, что Енох не только благочестивый святой, но и основоположник нескольких направлений наук. А также, в некоторой степени, ученый и первооткрыватель.

«И позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох.» (Быт.4,17)

Каин вместе со своим сыном начинает строить город. Первый город был именно крепостью, в которой грешники стремились спастись от ярости зверей и гнева человеков.

Предание учит, что звери ополчились против Каина и стали нападать и на него, и на его потомков. Мир, царивший между людьми и животными, был разрушен.
Каиниты создали свой искусственный мир. Жизнь в городе представляется противоположностью жизни на земле. Каин как бы боится земли, той самой, которая вопияла от крови брата его. Он отгораживается от неё камнями стен и мостовых, этим самым показывая, что он- Каин взбунтовался против всего мира Божия. Оказывается, урбанизация может оказаться частью нравственной проблемы и для всего рода человеческого. Особенно это видно теперь, когда искусственный мир как плод греховной мутации вытесняет, разрушая, мир естественный.
Цивилизация Каина занималась строительством городов, как цитаделей агрессии, скрещиванием животных видов, музыкой оккультно-ритуального характера и кузнечныи делом (развитием военных технологий). То обстоятельство, что эти достижения приписываются потомкам Каина, а не более праведной ветви Сифа, наталкивает на мысль, что в цивилизации падшего человечества заложены семена зла."(1)

"Каин был, как сказано в Писании, созидающим город. Это и по-гречески и по-еврейски так. То есть он изобрёл, заложил, начал постройку города как новой формы жизни. Город назван во имя сына Каина Енох. Или по-еврейски Ханох. Это имя происходит от глагола «ханах», что значит обновлять дом, храм, также наставлять, обучать. То есть Енох родился оседлым горожанином, и он начнёт новую жизнь, он обновит эту постройку. Такова была программа первой цивилизации. Не во имя своё, во имя сына назвал Каин первый город. То есть мечта Каина – это: лучшая жизнь для будущих поколений моих потомков. Вот – энтузиазм новой жизни и желание счастья грядущим поколениям. Знакомая вещь? Знакомая. Это двигатель прогресса. Всегда так будет. Лучшая жизнь для будущих поколений.
Енох (Ханох) – обновитель, то есть начинатель новой жизни в новом доме. Енох был первым именитым в среде людей. Именитый человек означает, что его именем нечто названо. Именем Еноха назван город. Хорошо ль то было первенцу Каина, что его имя запечатлелось на первом городе. Священное Писание говорит: не хорошо. О грешниках так сказано в псалме 48: «Они нарекли имена свои на землях, и человек, в чести будучи, не уразумел. Он приложился скотам бессмысленным и уподобился им».(2)

Наш век уже сейчас называется веком нового мЫшления, новых генных технологий и нового информационного пространства. Новое мышление целиком построено на эгоистическом культе религий человекобожия (гуманизме). Главная задача этого культа- объявить человека высшей ценностью.
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?"»(Ис.45,9)
Каин и поныне, в последователях своих продолжает построение земного города- полной противоположности Граду Небесному».(1)

(1)- Школа выживания: человек в мире соблазнов. Протоиерей Олег Стеняев. Москва 2012г. Стр.68
(2)- Стенограмма лекции Е.Авдеенко «Чтение по книге Бытия. Каин»

Енох
חנוך
Пол мужской
Имя на других языках греч. Ενωχ
лат. Enoch
В иных культурах ивр. ‏חנוך ‏‎ Ханох
Отец Каин
Мать Аван [d]
Дети Ирад (Гаидад)
Место погребения
  • Айбаль

Варианты написания имени

Приписываемые произведения

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ).

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами .

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» .

Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало; имя его жены в масоретском тексте Библии отсутствует. Однако в эфиопском каноне (Библия эфиопского канона содержит ряд книг, которые считаются неканоническими в других направлениях христианства) его жена названа Эдна («нежная» - ивр.) . В частности, об этом упоминается в Книге Еноха ( , ст. 5) [ ] .

Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад », которое он толкует как «город» .

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ). Митрополит Филарет обращает внимание на противоречие между отчаянием Каина и его заботой о продолжении рода. Филарет иллюстрирует этим положение грешника, который, «стоя на краю бездны, всё ещё думает о своих удовольствиях» . Иоанн Златоуст считает матерью Еноха дочь Адама и Евы . В отличие от Филарета, Иоанн считает для Каина вполне естественным стремиться к размножению . Феодорит Кирский отмечает, что Бог позволил Каину жениться на сестре, чтобы его потомство, будучи близкими родственниками друг другу, жило между собой в согласии . А. П. Лопухин предполагает, что Каин женился ещё до убийства Авеля , так как ему вряд ли удалось бы заключить брак, будучи братоубийцей. Имя Еноха Лопухин толкует как «освятитель, начинатель, обновитель» и связывает как с первенством в роду, так и с основанием города - началом нового периода в жизни общества .

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами . Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» . Ефрем Сирин считает, что земля Нуд называлась так из-за сотрясений, которым она подвергалась при пребывании на ней Каина, и сменой названия Каин хотел стереть память об этом . Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало, имя его жены в Библии отсутствует. Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад», которое он толкует как «город» .

В искусстве

  • Енох упоминается в стихотворении Виктора Гюго «Совесть» (La Conscience , 1859):

Енох сказал: «Он должен быть забором для башни,
Таким страшным, что никто не может приблизиться к ней.
Давайте строить город с крепостью,
Давайте строить город, и мы будем укрыты».

Оригинальный текст (фр.)

Henoch dit:--Il faut faire une enceinte de tours
Si terrible, que rien ne puisse approcher d"elle.
Batissons une ville avec sa citadelle.
Batissons une ville, et nous la fermerons.--

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Енох (сын Каина)" в других словарях:

    Енох в Пятикнижии сын Каина, продолживший его род. В честь него Каин назвал и первый построенный им город (Быт., 4, 17) в земле Нод, к востоку от Месопотамии. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря… … Википедия

    - (ивр. חנוך‎ Ханох) имя двух библейских личностей: Енох, сын Каина Енох, сын Иареда (потомок Сифа) См. также: Книга Еноха … Википедия

    Энох (евр. hãnôk, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.Ένώχ), в религиозно мифологических представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4, 17 18, по генеалогии, считающей … Энциклопедия мифологии

    Энох (евр. hanok, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.), в религиозных представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4:17 18, по генеалогии, считающей Каина старшим… … Энциклопедия культурологии

    Енох - Энох в религ. представлениях иудаизма и христианства: 1. Старший сын Каина, назвавш. его именем город. 2. Потомок Адама в седьмом поколении (по др. генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Имя двух библейских личностей: 1) сын Каина, продолжатель его грубо материальной культуры и нечестия. В честь его Каин назвал и первый построенный им город (Быт., IV, 17), в земле Нод, к востоку от Месопотамии. 2) Другой Е. потомок Сифа, сын… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (посвященный) имя двух лиц: а) (Быт.4:17) старший сын Каина, построивший город, названный по его имени. Теперь невозможно определить, где находился означенный город, хотя и считают несколько мест, тождественных с ним; б) (Быт.5:18 ,24) сын… …

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Енох - Ен’ох (посвященный, учитель) а) (Быт.4:17 ,18) сын Каина, именем которого он назвал также город; б) (Быт.5:18 ,19,21 24; 1Пар.1:3 ; Лук.3:37 ; Иуд.1:14 ; Евр.11:5) сын Иареда, седьмой от Адама, праведник, обличавший мир и пророчествовавший о… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Енох - – так называются в Библии: 1) сын Каина и преемник, в честь которого на востоке Месопотамии отец построил город по имени Нод (Быт. 4, 17), и 2) сын Иареда, потомок Сифа и отец Мафусаила, которого Библия считает седьмым после Адама патриархом … Полный православный богословский энциклопедический словарь

إدريس ‎ Идрис К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ).

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами .

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» .

Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало; имя его жены в Библии отсутствует. Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад», которое он толкует как «город» .

В искусстве

  • Енох упоминается в стихотворении Виктора Гюго «Совесть» (La Conscience , 1859):

Енох сказал: «Он должен быть забором для башни,
Таким страшным, что никто не может приблизиться к ней.
Давайте строить город с крепостью,
Давайте строить город, и мы будем укрыты».

Оригинальный текст (фр.)

Henoch dit:--Il faut faire une enceinte de tours
Si terrible, que rien ne puisse approcher d"elle.
Batissons une ville avec sa citadelle.
Batissons une ville, et nous la fermerons.--

Напишите отзыв о статье "Енох (сын Каина)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Енох (сын Каина)

Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
– Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
– Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.
Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.