«Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон. Роберт Джонсон

«Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон. Роберт Джонсон
«Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон. Роберт Джонсон

Сериал «Сверхъестественное» (Supernatural) , снятый в жанре фэнтези, быстро обрел популярность среди российских зрителей. Первый сезон вышел на экраны в 2005 году. Со дня премьеры было снято 11 сезонов, последний из которых стартовал в 2015 году. Каждый сезон насчитывает до 25 серий, в которых главные персонажи Сэм и Дин расследуют мистические события на грани ужаса.

Большой интерес не только у поклонников сериала, но и меломанов, вызывает музыкальное сопровождение. В написании саундтреков участвовали два композитора Кристофер Леннерц (Christopher Lennertz) и Джей Граска (Jay Gruska) .

Кристофер Леннерц пишет музыку к фильмам, телевизионным шоу и видеоиграм и имеет богатый список заслуг, в числе которых есть и «Грэмми» за лучший латинский рок-альбом – это было во времена его работы с Ozomatli и их совместной записи пластинки Street Signs в 2004 году. Если говорить о «Сверхъестественном», то за свои выдающиеся музыкальные композиции Леннерц был номинирован на «Эмми» – премию в области телевидения.

Джей Граска , помимо создания саундтреков к фильмам, известен и как композитор к популярным в России в 2000-е сериалам «Зачарованные» и «Беверли-Хиллз 90210». Граска рассказывает, что «несмотря на свою длинную и насыщенную карьеру, он по-прежнему ощущает себя студентом, когда сочиняет музыку, и искренне радуется всякой возможности погрузиться или в уже знакомую ему сферу, или познать тонкости нового ремесла».

Сериал «Сверхъестественное» от первой до последней серии наполнен невероятными историями, но особый интерес вызывает 8 серия 2 сезона – «Блюз на перекрестке» (Crossroad Blues).

Сюжет основан на легенде о Роберте Лерое Джонсоне (Robert Leroy Johnson). История гласит, что Джонсон якобы продал душу дьяволу, лишь бы виртуозно играть блюз. Все произошло в штате Миссиссиппи. Будущий блестящий гитарист и певец однажды заявил друзьям, что научится играть блюз так, что равных ему не будет во всем мире. Его слова не восприняли всерьез – ведь у Роберта не было на тот момент никаких выдающихся способностей и музыкального таланта. Однако спустя некоторое время Лерой Джонсон пропал из виду соседских мальчишек. Он отсутствовал несколько месяцев и вернулся так же внезапно, как и исчез.

Читайте детектив о джазе, сексе, убийствах и трудных временах Нового Орлеана – книга

Вернувшись в родной город, он сыграл на гитаре блюз… Местные музыканты были поражены. От прежнего блюзмена-любителя не осталось и следа – перед ними был профессионал, играющий настолько завораживающе, что трудно было поверить в то, что перед ними тот же человек – Роберт Лерой Джонсон. Тогда и родилась легенда о блюзмене, заключившем сделку с самим дьяволом. После смерти легендарного блюзового гитариста поклонники музыканта отчаянно пытались развенчать этот миф, утверждая, что Джонсон был наделен талантом с самого рождения и, когда он стал популярным – просто пришло его время.

Серия «Блюз на перекрестке» начинается в том же штате Миссиссиппи в 1930 году. За возможность стать неподражаемым гитаристом Роберт Лерой Джонсон заключает сделку с красноглазым демоном, или Демоном Перекрестка, готового за душу просящего исполнить любое его желание. Сделка состоялась и была закреплена поцелуем. Спустя 8 лет в баре «Ллойд» Джонсон играет блюз на гитаре. Услышав на улице лай собак, он бросился бежать, чтобы спрятаться. Но безуспешно. Роберта находят умирающим, и он постоянно твердит о черных псах с красными глазами.

Наши дни. Сэм и Дин узнают о смерти Шона Бойдена – архитектора, сбросившегося с крыши здания, построенного по его же проекту. Очевидцы рассказали, что он без конца повторял про собаку в здании…


В серии звучат саундтреки :
  • Robert Johnson – Hell Hound On My Trail
  • Robert Johnson – Crossroad Blues
  • Son House – Downhearted Blues
  • Little Walter – Key To The Highway
  • Brian Tichy – Chaos Surrounds You
  • Nazareth – Hair Of The Dog

Джонсон был непревзойденным интерпретатором, поднявшим простые музыкальные формы до уровня произведения подлинного искусства, в то время как многие другие довольствовались лишь соблюдением канонов. Джонсон был первым блюзменом своего поколения, который творчески пользовался записями других артистов, приспосабливая и совершенствуя их идеи до такой степени, что созданные ими и вдохновившие его композиции отныне звучали только как произведения самого Роберта Джонсона.

Отвлекаясь от того, насколько изучено к настоящему времени его творчество, необходимо отметить, что только его первая пластинка, "Terraplane Blues", имела какой-либо коммерческий спрос, и даже его друзья и близкие оставались в неведении относительно судьбы его записей, когда к ним обращались исследователи, такие как Гэйл Дин Уордлоу (Gayle Dean Wardlow) и Мак МакКормик (Mack McCormik). Всего же в ходе 5 сеансов записи, первый из которых состоялся 23 ноября 1936 года, а последний 20 июня 1937 года, Джонсоном было записано 29 композиций (запись еще одной композиции непристойного характера, исполненной по просьбе звукорежиссеров, остается ненайденной). Так и не было установлено, какие из его композиций были (и были ли вообще) разучены специально для студийной записи, а какие исполнялись им регулярно, хотя выступавший с ним вместе Джонни Шайнз (Johnny Shines) был очевидцем эффекта, производимого на слушателей исполнением песни "Come on in My Kitchen".

Точно так же и образ Джонсона как застенчивого, нелюдимого гения блюза был создан на основе манеры Джонсона поворачиваться спиной к звукорежиссерам и петь, отвернувшись в угол комнаты, что Рай Кудер (Ry Cooder), однако, характеризует как "corner loading" - прием, позволявший добиться более звучного пения. Эта звучность и четкость игры на гитаре очевидны с самого первого прогона блюза "Kind-Hearted Woman", который, как и "I Believe I"ll Dust My Broom" и "Sweet Home Chicago", исполняется без украшений в виде игры "боттлнеком". Все восемь номеров, записанные на первом сеансе записи Джонсона, являют собой примеры использования облегченных ритмических структур (позднее ставших характерными для послевоенного Чикагского блюза и в особенности Джимми Рида (Jimmy Reed)), переложенных им для гитары на основе "гуляющих басов", обычно воспроизводимых левой рукой буги-пианиста.

Через 2 дня было записано еще восемь номеров, в их числе "Walkin" Blues" из репертуара Сон Хауса, и "Cross Road Blues", отголосок легенды, согласно которой Джонсон продал свою душу дьяволу за искусство исполнения блюзов; а также "Preachin" Blues" и "If I Had Possession over Judgement Day" волнующее исполнение которых свидетельствует о высочайшем уровне мастерства Джонсона.

Последняя черта под его репертуаром была подведена семь месяцев спустя, на сеансе записи в Далласе, длившемся в течение двух выходных дней 19 и 20 июня 1937 года. 11 записанных тогда песен представляют широкий диапазон чувств, где меланхолия, нежность и открытые сексуальные намеки уступают место демонической одержимости, паранойе и отчаянию. Тенденциозные критики склонны считать "Hellhound on My Trail" и "Me and the Devil" скорее буквальными признаниями, нежели эффектными воплощениями переживаний, обозначенных в текстах этих композиций.

Способность Джонсона к передаче душевных волнений в сочетании с упомянутым подходом к заимствованию тем и приемов у современников противоречат фантастическим объяснениям его достижений. С другой стороны, драматизм музыки Джонсона несомненно является отражением драмы его жизни, жизни скитальца-музыканта, всегда искавшего, как произвести впечатление на женскую часть аудитории. Один такой флирт позднее явился причиной его смерти - спустя год после его последнего сеанса записи, во время выступления в забегаловке в Три Форкс (Three Forks) недалеко от Гринвуда, штат Миссиссиппи, спиртное, которое пил Джонсон, было отравлено одним из мужей-ревнивцев. Примерно в это же время сотрудник компании "Коламбиа" (Columbia) Джон Хэммонд (John Hammond) уже разыскивал Джонсона для того, чтобы организовать его выступление, как представителя сельского блюза, на концерте, названном "От спиричуэла к свингу" (From Spiritual to Swing), который состоялся в Карнеги-холле (Carnegie Hall) в Нью-Йорке 23 декабря 1938 года. Вместо Джонсона там выступил Биг ("Большой") Билл Брунзи (Big Bill Broonzy).

Роберт Джонсон был уникальным музыкантом, не имеющим себе равных ни среди современников, ни среди его последователей. Степень его влияния на последующее развитие музыки не подлежит умалению, хотя его творчество не стоит рассматривать в изоляции от творчества его современников. Имя Джонсона было не забыто благодаря предпринятому в 80-е годы проекту по переизданию полного каталога его записей.

После знакомства в 1930 году с известными блюзменами Соном Хаузом и Вилли Брауном пытался овладеть блюзовой гитарой, чтобы выступать с корифеями вместе. Надо сказать, что искусство … Читать всё

Роберт Лерой Джонсон (Robert Leroy Johnson; 8 мая 1911, Хейзелхерст (Hazelhurst), Миссисипи - 16 августа 1938, Гринвуд (Greenwood)) - американский музыкант, один из наиболее известных (и легендарных) блюзменов XX века.

После знакомства в 1930 году с известными блюзменами Соном Хаузом и Вилли Брауном пытался овладеть блюзовой гитарой, чтобы выступать с корифеями вместе. Надо сказать, что искусство это давалось ему крайне трудно. На какое-то время Роберт расстаётся с друзьями и исчезает в неизвестном направлении, чтобы вновь появиться уже в 1931 году. Появиться прекрасным музыкантом.

С этого момента и следует отсчитывать появление мифа. Ошарашенные успехами «младшего товарища», Браун и Хауз только и могли спрашивать: как же так? Где ты научился этому?

Джонсон рассказал байку от том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с князем Тьмы - отдал душу в обмен на умение играть блюз.

В самых известных своих песнях (Me and the Devil Blues, Hellhound On My Trail, Cross Road Blues) он впрямую упоминает об этом. Написав 29 песен, проведя три сессии звукозаписи, он погибает, как гласит официальная версия, от рук обманутого мужа своей возлюбленной.

Песни его исполняли (и исполняют до сих пор) самые известные музыканты планеты: Eric Clapton, Led Zeppelin, Ry Cooder, The Rolling Stones, The Doors, Bob Dylan, Grateful Dead, John Mayall, Peter Green, Luther Allison, Red Hot Chili Peppers, Bonnie Raitt, The White Stripes и масса других.

Снято несколько фильмов - документальных («The search for Robert Johnson», «Cain’t you hear the wind howl?») и один художественный («Crossroads» Уолтера Хилла).

Дискография его велика и не поддаётся разумному подсчёту в силу того, что ни одного альбома при жизни он не записал, а после смерти музыканта фирмы компиллируют его наследие по собственному желанию.

Роберт Джонсон – один из столпов блюза, чья жизнь была окружена легендами. Несмотря на то, что из его наследия сохранилось совсем немного записей, многие из его песен стали стандартами жанра. Их исполняли не только закоренелые блюзмены последующих поколений, но и маститые рокеры типа "Rolling Stones ", Эрика Клэптона , "Steve Miller Band " и "Led Zeppelin ", а в 1986-м заслуги Джонсона были отмечены занесением его имени в "Зал Славы Рок-н-Ролла" в графе "Early Influence". Роберт родился 8 мая 1911 года, хотя некоторые источники датируют это событие 1912 годом. Выросший на берегах Миссисипи, мальчик с раннего возраста мечтал стать великим блюзменом, однако поначалу его попытки выглядели смехотворно. Став тинэйджером, Джонсон взялся за губную гармошку, и всякий раз появлялся на танцах, где играли его кумиры Сон Хаус, Чарли Патон и Вилли Браун.

В перерывах между песнями он пробовал выдавать на своем инструменте какую-нибудь мелодию, но звук получался ужасным, и это только веселило его старших товарищей. Роберт рано женился (в 18 лет) и рано овдовел. Его супруга умерла во время родов, и после этого события парень на какое-то время исчез из своего города.

Где он скитался и что делал, толком неизвестно, но когда по возвращении Джонсон сыграл в присутствии Хауса и Брауна несколько блюзов, у тех от удивления отвисли челюсти. За довольно короткий период их младший коллега не только выучился мастерски играть на гитаре, но и сам стал сочинять песни, что конечно же не могло не вызвать изумления. Видимо именно тогда и родилась главная легенда о жизни музыканта, гласившая следующее. Как-то в полночь по наводке знающих людей Роберт появился на одном перекрестке, где встретил большого черного человека. Дьявол (а кто же это мог еще быть?) взял у него гитару, подстроил нужным образом и вернул хозяину, в результате чего тот и превратился в великого музыканта (само собой, расплатившись своей душой).

На самом же деле все навыки были приобретены Джонсоном путем усердного изучения предмета и прохождения практики у таких видных блюзменов того времени как Айк Циннеман. Кроме того, Роберт обладал даром с ходу воспроизводить любые вещи, услышанные им в первый раз. А поскольку выступать ему приходилось в различных местах, а публика требовала то, что ей нравилось, Джонсон играл не только блюзы, но и хиллбилли, джаз и поп-стандарты.

Впрочем, несмотря на разнообразие исполняемого материала, у Роберта присутствовали фирменные фишки, самой значимой из которых являлась буги-басовая линия, выдаваемая на нижних струнах (этот прием впоследствии взяли на вооружение многие известные блюзмены). В отличие от большинства современников музыкант любил много гастролировать, но практически не записывался. Весь материал, который смогли услышать последующие поколения, был зафиксирован на сессиях 1936 года. Тогда им было записано 29 песен и несколько их альтернативных вариантов. При его жизни из них вышли на пластинках только "Terraplane Blues" и "Last Fair Deal Gone Down". Первая из этих вещей стала большим хитом и разошлась тиражом в 5000 копий, что для 30-х было весомым достижением.

К сожалению, другие композиции Джонсона увидели свет только после смерти музыканта. Кстати, кончина артиста произошла при до конца не выясненных обстоятельствах, но по наиболее распространенной версии его отравил владелец салуна, с женой которого Роберт затеял интрижку.

Last update 01.08.10