Судьба человека встреча с ванюшкой. Что общего между судьбами Ванюши и Андрея Соколова? Как они нашли друг друга? Из рассказа "судьба человека"

Судьба человека встреча с ванюшкой. Что общего между судьбами Ванюши и Андрея Соколова? Как они нашли друг друга? Из рассказа "судьба человека"

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» богат мужественными и одновременно трогательными образами. Основное внимание сосредоточено на личности главного героя – Андрее Соколове. Но его образ был бы неполным без маленького, но уже такого сильного человечка – Ванюшки.

Рассказ построен от имени повествователя и главного героя. Первый рассказчик знакомится с Андреем случайно, на переправе. Когда он ожидает свой транспорт, к нему подходит мужчина с маленьким мальчиком лет пяти. принимает ошибочно рассказчика за коллегу, такого же простого шофера, как и он сам. Поэтому разговор завязывается непринужденный и откровенный. Мальчик тоже смело протягивает свою тоненькую ручонку повествователю. Тот ее дружески пожимает и спрашивает, отчего она у него такая холодная, ведь на улице теплынь. В обращении к мальчику он допускает шуточное обращение «старик». Ванечка обнимает дядю за колени и восклицает, что он вовсе не старик, а еще мальчик.

Портретная характеристика Вани не очень большая, но красноречивая. Ему около 5-6 лет. Волосики у мальчишки русые кудрявые, а ручонки розовые, холодные. Особенно запоминаются глаза Ванюши – «светлые, как небушко». Его образ – воплощение душевной чистоты и наивности. Именно такой маленький человечек сумел отогреть душу Андрея Соколова, которому довелось так много выстрадать на своем веку.

Главный герой рассказывает свою непростую историю: как он жил в молодости, как выживал во время войны и то, какой стала его жизнь сегодня. Вначале войны его забрали на фронт. Дома он оставил свою немаленькую семью – жену и трех детишек. Старшему уже шел 17 год, а значит, ему тоже скоро предстояло идти на войну. Герой говорит, что в первые месяцы щадила его война, но после удача отвернулась и он попал в плен к немцам. Благодаря сильному характеру, принципиальности и ловкости он выбирается из плена, хоть и не с первой попытки.

К сожалению, он узнает ужасную новость, что в его дом попала бомба, когда там были жена и дочки. Он надеялся на встречу с оставшимся старшим сыном, но перед самой их встречей его тоже уничтожают враги. Так Соколов остался одиноким без единой близкой ему души. Он выжил, прошел всю войну, но не мог радоваться жизни. Но однажды герой встретил маленького мальчика возле чайной. У Вани тоже никого не осталось, он даже спал, где попало. Судьба ребенка очень взволновала Андрея, и он решил, что не даст ему пропасть.

Очень трогательная сцена в рассказе, когда Андрей говорит Ване, что он его отец. Ребенок не опровергает сказанное, а искренне радуется. Возможно, он и понимает, что это ложь, но он так соскучился по человеческой теплоте, что сразу принимает Андрея Соколова как отца.

Ваня не принимает активного участия в действиях произведения, но само его существование делает рассказ более трогательным. Мальчик мало говорит, почти не участвует в разговоре отца и рассказчика, но внимательно ко всему прислушивается и присматривается. Ванечка – светлый образ в жизни героя.

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный расказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит читателя с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Главные герои

Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фрицы не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

Ирина – жена Андрея

Крыжнев – предатель

Иван Тимофеевич – сосед Андрея

Настенька и Олюшка – дочери Соколова

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» . Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе» .

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил» .

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень» . От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать» . Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 9279.

М. Шолохова «Судьба человека».

70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

Года. 1418 дней. 34 тысяч часов.

И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое?

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать..43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников. Дети, которые так и не стали взрослыми.

Ребята мы с вами уже третий год участвуем в акции «Читаем детям о войне».

7 мая в 11.00 одновременно в самых разных уголках нашей страны и за её пределами проходит час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне.

В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях дети читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.

Идея проведения подобной акции родилась в Самарской областной детской библиотеке пять лет назад. Количество участников увеличивалось год от года.

В 2014 году участниками Акции стали более 350 000 детей и подростков.

Акцию проводили более 3 000 детских учреждений из 4 стран: Российской Федерации Республики, Беларусь, Республики Казахстан и Украины: большое количество учреждений культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты: библиотеки, музеи, детские сады, и огромное количество других организаций.

Основная идея, которой: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны. Мы зачитывали с вами рассказы Анатолия Митяева «Мешок овсянки» и А. Платонова «Маленький солдат».

В этом году мы с вами прочитаем произведение М. Шолохова «Судьба человека».

Чтение рассказа М.Шолохова.

Обсуждение прочитанного.

Заключение:

Почти полвека прошло с того времени, как был напечатан рассказ «Судьба человека» . Всё дальше и дальше от нас война, беспощадно перемалывающая человеческие жизни, принёсшая столько горя и мук.

Но каждый раз, когда мы встречаемся с героями Шолохова, мы удивляемся тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нём доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье много видевшего и знающего в жизни человека:

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».

В этом раздумье прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Вопросы к обсуждению:

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»?

(В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу)

Что стало с семьей Андрея Соколова?

(В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.)

Чем поучительна для вас история А.Соколова?

(беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

4. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
(После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.)

Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

1. Какие черты характера Андрея Соколова проявились в данном фрагменте?
2. Какую роль в приведённом фрагменте играют художественные детали?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, а Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...»
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы...
– Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
– До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он всё же кое-как сделал кручонку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал:
– Оторвался я от Ирины, взял её лицо в ладони, целую, а у неё губы, как лёд. С детишками попрощался, бегу к вагону, уже на ходу вскочил на подножку. Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне – мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые, как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнёт, а сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слёз... По большей части такой я её и во сне всегда вижу... Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...
(М.А. Шолохов. «Судьба человека»)