Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным. Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным Самая знаменитая работа

Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным. Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным Самая знаменитая работа
Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным. Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным Самая знаменитая работа

Сегодня Шепард Фейри известен как самый яркий представитель поп-арта, креативный художник и В мир искусства он ворвался яркими и «говорящими» картинами и сразу вызвал вокруг себя массу споров, которые не утихают до сих пор. Художник работает под псевдонимом Obey, что значит «повинуйся», «подчиняйся», и все его творчество будто просит прислушаться к миру и всмотреться в окружающие реалии. Но критики-скептики пытаются уличить в обмане художника. Кто же он: мастер плагиата или арт-революционер?

Биография

Шепард Фейри родился в Чарльстоне (США) в семье рядового врача. Но уже с детства проявлял способности не совсем обычного ребенка. Он увлекался панк-роком и DIY-искусством (что значит «сделай сам»). Первые творческие шаги совершил, разрисовывая одежду и скейтборды друзей, уже "вооружившись" известным псевдонимом.

В 22 года у Шепарда за плечами Род-Айлендская школа дизайна по классу изящных искусств и несколько направлений для выбора творческого пути. и музыка стали первой ступенью карьерной лестницы художника. Спустя некоторое время работы Шепарда выставляются в Бостоне и сразу производят впечатление. Дизайнера связывают с тремя поп- и паблик-артом.

В 2003 году Фейри открыл собственное дизайн-агентство. Сегодня его работы включены в коллекции нескольких музеев, институтов искусств в США и Великобритании.

Несколько раз художник был арестован за рисование граффити в общественных местах и расклеивание рекламных постеров.

Творчество

Как художник Шепард Фейри всегда отличался способностью ярко и оригинально реагировать на происходящее в мире. Его картины - это отражение идеологических, религиозных, политических и экологических проблем. Мировая известность к художнику пришла в 2008 году с постером для предвыборной кампании Барака Обамы. Творение получило символическое название Hope (или «Надежда»), что во многом повлияло на ход выборов.

У Шепарда Фейри сразу сформировался уникальный творческий почерк. Его картины узнаваемы, по своей цветовой палитре и стилю исполнения напоминают советские плакаты. По признанию самого художника, огромное влияние на него оказало творчество и

Коммерческий дизайн

Некоторое время после окончания школы дизайна Фейри работал в типографии и изготавливал стикеры, наклейки, плакаты и футболки рекламного характера. Позже он перешел на "партизанский" маркетинг и реализовал себя в крупных проектах Adidas и Pepsi. Именно Фейри принадлежит логотип фонда Mozilla - создателя браузера Firefox. Также знаменательно сотрудничество дизайнера с музыкальными коллективами Black Eyed Peas и Smashing Pumkins, которым он оформлял

По признанию самого Фейри, выбор продукции для рекламы осуществляется им в первую очередь с моральных позиций, а не коммерческих.

Граффити

Менее всего для коллег и ценителей искусства Шепард Фейри проявил себя в стрит-арте. Однако работы его в этом направлении также привлекают внимание. Художники-граффитисты говорят, что Фейри умело и активно эксплуатирует популярные социальные темы, но это еще не делает его мастером уличного искусства. Работы Obey в стиле граффити - это скорее "партизанский" маркетинг или реклама, что, конечно же, далеко от стрит-арта. Проще говоря, они не связаны с улицей, взаимодействием пространства и людей. Несмотря на такую оценку, Шепард Фейри часто устраивает выставки в галереях Европы и США и всегда получает радушный прием и внимание к своему творчеству.

Критика

На творческом пути Шепарда Фейри всегда было неспокойно и волнительно. Есть критики-скептики, которые ищут и, кажется, находят доказательства плагиата работ художника. Среди них историк искусств Линкольн Кушинг и художник Джош МакФи. Сомнения их вызывают стиль и формы, которые использует Шепард Фейри. Картины его, будто ксерокопии, не имеют ни четких линий, ни штрихов. Да и образы, используемые художником, избиты и знакомы всем.

Любой представитель искусства, так или иначе, попадает под влияние предшественников. Он перенимает, переосмысливает, преобразует и формирует свой неповторимый стиль. По мнению же критиков, Шепард лишь копирует с незначительными изменениями и стилизацией чужие работы и выдает за свои. Так, часто вспоминают скандал вокруг работы Шепарда, посвященной звезде рестлинга После того как WWE пригрозила художнику судебным иском, обвиняя в использовании зарегистрированной марки, Фейри изменил портрет рестлера и слоган на Obey. Примечательно, что один из вариантов Andre the Giant по композиции похож на советский плакат Дмитрия Моора «Записался в добровольцы?».

Причиной тяжбы была и самая известная работа Фейри - Hope. Тогда агентство Associated Press обвинило художника в использовании снимка Обамы 2006 года, сделанного по заказу этого агентства.

P.S.

Творчество Шепарда Фейри приносит дизайнеру прибыль и славу, обвинения и аресты. Но Род-Айлендская школа дизайна все же может гордиться своим выпускником. Ведь, несмотря на все подозрения и претензии со стороны властей и критиков, Фейри был и остается разносторонним, живым и модным художником. Его работы если не перевернули мир, то повлияли на «общественный дискурс».

В день открытия только за один час было продано более 10 работ: даже ограниченные в средствах посетители хотели купить что-либо в память о Шепарде - хотя бы каталог за €19 c детальной биографией художника и фотографиями его работ.

По словам очевидцев, на выставке царил ажиотаж, владелец галереи не скрывал торжествующей улыбки, а число посетителей превышало разумные пределы и вызывало неминуемую давку возле работ.

Директор экспозиции Луиза Монтальто рассказала о том, почему первая подобная выставка Фейри прошла именно в Риме.

Кому принадлежали представленные на выставке работы?

Все экспонаты - собственность итальянского коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Он занимает высокую должность в крупной компании. Кураторами выставки стали Дарио Морганте и Кристиано Армати - владельцы галереи. Идея такой выставки витала в воздухе, ведь Фейри - действительно один из самых влиятельных художников тысячелетия.

Сам художник принимал непосредственное участие в организации выставки?

Да, на начальном этапе, но затем он решил не вмешиваться - даже несмотря на то, что Фейри благодарен нам за проделанный труд и вклад в развитие вторичного рынка арт-объектов, и несмотря на то, что это его первая выставка в Италии, он предпочитает участвовать в более институциональных процессах - например, крупных музейных выставках.

Сколько людей уже посетило выставку и сколько было продано работ?

На открытие пришло порядка 1000 человек. Мы достаточно маленькая галерея - у нас никогда ранее не было подобного масштабного открытия. В первую неделю выставку посетило около 3000 человек, и это абсолютно сумасшедшая цифра для нас. Экспозицией интересуются не только люди, живущие в Риме, к нам приезжают из Милана, Болоньи и других маленьких городов. Проявляют интерес кураторы и коллекционеры - в основном, французы и американцы.

Было ли что-то необычное на открытии выставки?

Охранник на входе не впускал внутрь людей с напитками. В итоге на улице мы насчитали 140 бутылок вина.

Что сейчас происходит в итальянском уличном искусстве? Много ли у вас проходит выставок стрит-арта на закрытых площадках?

В Италии очень благодатная почва для развития уличного искусства. В Милане по меньшей мере три галереи, которые специализируются на стрит-арте, в Риме только мы, Mondo Bizzarro Gallery. Мы работаем с такими пионерами движения, как Sten и Lex, Lucamaleonte, Mr Uany, Ozmo, Eron и др. В мае мы открываем групповую выставку художников (Mr Uany, Jb Rock и Eron), в следующем году хотим сделать большую экспозицию «Итальянское уличное искусство» с участием более 30 художников.

«Я всегда любил творчество Обей, но для меня он скорее графический дизайнер, нежели уличный художник, - рассказывает

Самые знаменитые проекты Фейри - это постер «Hope», придуманный в 2008 году во время выборов президента США Барака Обамы, и портрет французского рестлера Андре Русимова, сделанный в 1986 году. В феврале 2008 Фейри получил ответ от Обамы письмо с благодарностью за проделанную работу.

А вот идея наклейки с рестлером появилась случайно: «Году в 1989 я объяснял другу, как делать трафарет, и случайно наткнулся на фотографию с рестлером. Я сказал ему, что он должен сделать из этого трафарет, на что друг рассмеялся и сказал, что это совсем тупо. Мне же показалась эта идея забавной. В то время мы с друзьями называли друг друга The Posse (толпа, тусовка, - слово заимствованное из хип-хопа сленга Public Enemy, NWA and Ice-T). Так что я сделал пару таких наклеек с первоначальной версией GIANT HAS A POSSE».

«Я бы хотел выразить благодарность за ваш талант и поддержку моей предвыборной кампании. Политические плакаты, используемые в вашей работе, вселили в американский народ веру. Я благодарен за привилегию быть частью вашей арт-работы». Барак Обама

Позже на наклейке появилась надпись OBEY (повинуйся): Фейри вдохновился фильмом Джона Карпентера They Live, где главный герой находит солнцезащитные очки, которые позволяют видеть на рекламных плакатах скрытое послание - например, слоган «Купи путевку на Карибы» содержит призывы «Подчиняйся», «Потребляй», «Женись и размножайся».

Помимо нашумевших постеров Фейри занимается оформлением обложек для музыкальных пластинок (Black Eyed Peas, The Smashing Pumpkins, DJ Shadow, Flogging Molly, Led Zeppelin, Will.I.Am, Anthrax, Interpol, Johnny Cash), кинофильмов, а также дизайном логотипов, футболок, стикеров. Шепард известен своими «визуальными высказываниями» против режима Буша (серия Be the Revolution), а также оформлением музыкального альбома «Война: музыка, которая вдохновляла ветерана войны в Ираке» и другим артом социального и политического толка.

Шепард Фейри - действительно разносторонний, живой, талантливый и модный уличный художник. Он неоднократно выставлялся в американских и европейских галереях, его работы включены в коллекцию ряда музеев и институтов искусства в США и Великобритании. Фейри был одним из управляющих партнеров дизайн-студии BLK/MRKT, которая специализировалась на партизанском маркетинге, среди клиентов - Pepsi, Hasbro and Netscape. В 2003 году вместе с женой открыл дизайн-агентство. В 2009 был арестован по дороге на премьеру своего шоу в Институте современного искусства в Бостоне за наклеенные постеры.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

- (англ. Frank Shepard Fairey, род. 15 февраля 1970) – современный американский стрит-арт художник и дизайнер. Известен также под псевдонимом Obey, который является отсылкой к одному из наиболее известных его тегов.

Биография, творчество

Шепард Фейри родился в городе Чарльстон (Южная Каролина, США). Его отец работал врачом а мать риэлтором. В 1988 году он окончил академию художеств в Калифорнии (Idyllwild Arts Academy), а в 1992 – Род-Айлендскую школу дизайна со степенью бакалавра изящных искусств.

В 1989 году он создал трафарет "Andre the Giant Has a Posse" («У Гиганта Андре есть толпа»), который позже превратился в стрит-арт компанию под названием «Obey Giant» («Повинуйся Гиганту»). В основу данной работы лег образ Андре Рене Русимова, французского рестлера и актера более известного под прозвищем Андре Гигант . В интервью от 2008 года он вспоминал: «наклейка Андре Гигант была просто спонтанной, счастливой случайностью. Я учил друга как делать трафареты летом 1989 года и просматривал фотографии из газеты, которые можно было бы использовать и там просто оказалось объявление с Андре Гигантом, и я сказал ему, что он должен сделать трафарет с него. Он сказал: "Не, я не буду делать трафарет с этого, это глупо! " Но я подумал, что это было бы забавно, так что я сделал трафарет».

К началу 1990-х годов Фейри создал десятки тысяч различных наклеек с изображением «Гиганта», которые он размещал по всему миру. В 1995 году вышел фильм Хелен Стиклер с одноименным названием "Andre The Giant Has a Posse", который был посвящен Шепарду Фейри и его стрит-арт компании. Фильм был представлен на фестивале Санденс в 1997, а в 2000-х годах стал восприниматься нечто культовое не только в мире стрит-арта, но и для различных представителей контркультуры вообще.

В 1994 году Фейри из-за угрозы иска со стороны «Titan Sports, Inc» за нарушение авторских прав видоизменил плакат и создал изображение, получившее название «Obey». Данная работа представляла собой лицо гиганта с подписью Obey (Повинуйся) внизу. Она не содержала в себе никаких политических лозунгов, и являлась с одной стороны неким намеком антиавторитарного содержания, пародией на тоталитарную пропаганду, которая был определена искусствоведом Робертом Л. Пинкусом как «ироничное концептуальное искусство», с другой стороны отсылкой к культовому фильму 1988 года «Чужие среди нас» (иногда: «Они живут среди нас», англ. «They Live») Джона Карпентера.

На протяжении следующих нескольких лет Фейри в дополнение к трафарету и бесчисленному количеству наклеек с «Гигантом» создал также ряд граффити и плакатов огромного размера, которые размещались в самых разных местах по всему миру. В настоящее время этот образ вышел за пределы стрит-арта и стал использоваться в дизайне одежды, интерьеров и т.д., а также получил свое продолжение в современном поп-арте .

В 2003 году вместе со своей женой Амандой Фейри он открыл дизайнерское агентство «Studio Number One», которое работало над оформлением альбома «Monkey Business» группы The Black Eyed Peas, плакатами фильма «Переступить Черту» (англ. Walk The Line), альбомом «Zeitgeist» Smashing Pumpkins, плакатом для сериала Декстер по заказу Showtime и т.д. С этого времени Фейри много работает в жанре плакатной живописи и его работы становятся все более и более коммерчески успешными. Он начинает работать на заказ, создавая плакаты различным компаниям, группам и т.д. подчеркивая, впрочем, что работает лишь с теми брендами, которые не вызывают у него морального отторжения.

В 2004 году он принимает участие в антивоенной компании "Be the Revolution" направленной против администрации президента Буша. Фэйри создает ряд плакатов на политические и социальные вместе с рядом деятелей различных областей искусства.

В 2008 году Шепард Фейри создал свою, возможно, самую знаменитую работу – «Hope» (Надежда), которая была посвящена Бараку Обаме и широко использовалась как по ходу избирательной компании, так и после неё. Позднее данная работа получила продолжение в виде «Occupy HOPE» и «We are the Hope» - плакатов, которые были созданы в 2011 году в рамках движения «Occupy».

Следует также заметить, что Фейри дважды оформлял обложки для журнала Time (Человек года). В 2008 (Барак Обама) и в 2011 («Протестующий»).

В 2017 году Шепард Фейри создал три плаката против маграционной политики президента США Дональда Трампа. Серия получила неофициальное название "Мы - люди" (вариант: "Мы - народ", англ. We the people), т.к. данная фраза содержится на всех трех работах. На плакатах изображены девушки из трех наиболее критикуемых Трампом этнических групп (мусульманская, латиноамериканская и афро-американская). Плакаты Фейри были использованы на нескольких протестных шествиях в США, а также в дизайне футболок и других предметов.

Американский художник и дизайнер Шепард Фейри (Shepard Fairey) - видный деятель поп-арта, стоящий в одном ряду Энди Уорхоллом, но не только. Также его имя вписано в политическую историю - как создателя самого известного политического постера современности «HOPE» для Барака Обамы. Издатели журнала ART+Auction назвали его влиятельным художником 2009 года. (Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

OBEY

Фейри наиболее известен благодаря двум работам в стиле поп-арт, обыгрывающим раскрученные медиа-образы. Первая, созданная в 1986 и известная в двух вариантах, представляла собой портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа. Под борцом красовалась фраза «GIANT HAS A POSSE» («У Великана есть толпа»).

Во втором варианте фраза сократилась до слова «OBEY» («Повинуйся»), связанного с фильмом «Они живут среди нас» (They Live) и ставшего творческим псевдонимом художника. Изображение стало классикой и распространялось в виде наклеек и плакатов.

Hope

Самая же знаменитая картина Фейри - работа « » (Надежда), которая посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008, во время предвыборной кампании Обамы. Автор некоторое время колебался между несколькими вариантами подписи, но в конце концов остановился на «Надежде». Плакат не только прославил своего создателя, но и повлиял на настроения избирателей. Мотивы «Надежды» использовались при создании политических плакатов и после выборов.

Другие работы

Кроме этих двух картин, Фейри принадлежит ряд художественных плакатов, посвящённых социализму, религии, музыке и экологии.