Стена плача почему не православно. Записка в стене плача

Стена плача почему не православно. Записка в стене плача
Стена плача почему не православно. Записка в стене плача

Всем привет .

Сегодня отзыв об еще одном уникальном месте в Израиле, которое нам с мужем довелось посетить. Это Стена плача в Иерусалиме или, как ее называют сами евреи, Западная стена. Она находится на территории так называемого старого Иерусалима, за толстыми стенами и высокими старинными воротами, через которые пропускают туристов после прохода через металлоискатель.

Чем уникальна эта достопримечательность, почему ее называют именно Западной стеной, что там делать и много других интересных фактов - обо всем этом речь пойдет в данном отзыве.

Немного истории .

Храмовая гора, вокруг которой была построена Стена Плача, издревле служила местом поклонения для верующих. Сначала на ней был возведен Первый Храм или Храм Соломона, уничтоженный еще задолго до наступления новой эры и служивший единственным разрешенным для евреев местом для молитв. Через 70 лет храм решили восстановить. Силами нескольких правителей, в большой степени царя Ирода, Храм реконструировали, и он получил название Второго. Стена Плача или Западная Стена как раз и есть сохранившаяся часть Второго Храма, также разрушенного в 70 г. н. э. во время Первой Иудейской войны римскими войсками императора Тита. Стена служила опорой для всей конструкции, существенно увеличенной и расширенной во время строительства. В тот период, пока Стена Плача находилась под контролем Иордании, с 1948 по 1967, верующих к ней не подпускали.

Таким образом, Стена Плача или Западная стена считается одной из самых древних достопримечательностей Израиля. Что интересно: евреи, как сообщил нам гид, не называют эту стену Стеной плача, а только Западной стеной. У них даже есть организации и общества Западной стены, занимающиеся историей и сохранностью этого объекта.


Почему «Стена Плача»?

Официальное название на иврите звучит как Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Откуда произошло название Стена Плача? Прежде всего к этому священному месту приходят верующие иудеи, которые оплакивают разрушенный Храм. Также есть другая версия: время от времени на Стене проступают капли воды, напоминающие слезы. Последний раз «слезоточение» на плачущей Стене в Иерусалиме произошло в 1940 году.

Особенности посещения Стены Плача.

Есть ряд правил, которые обязательны к выполнению, когда вы планируете посетить Западную стену. Очень рекомендую ознакомиться.

Свод правил и советов перед посещением Плачущей Стены

  • Можно ли посещать Стену Плача в Иерусалиме православным? Побывать здесь и помолиться может каждый, независимо от вероисповедания.
  • Здесь есть свои правила в плане одежды: если у вас будут оголены плечи и не прикрыты колени, то скорее всего к святыне вас не пустят. За этим следят представительницы хасидской общины, так что с собой лучше иметь накидки или платки. У мужчин обязательно должна быть прикрыта голова, а у кого нет головного убора – в корзине при входе можно взять маленькую шапочку – кипу.
  • Перед тем, как приблизиться к Стене Плача, нужно помыть руки. На территории есть бюветы с ковшами – слейте воду сначала на одну руку, затем помойте другую.
  • Возьмите с собой ручку и бумагу или же заранее напишите записку, ведь на входе ничего подобного не продают и чаще всего неподготовленные туристы используют то, что есть под рукой.
  • Чужие записки трогать нельзя. Постарайтесь разместить свой листочек бумаги в щель между каменными блоками, не зацепив при этом других записок.
  • После молитвы, поворачиваться к Стене спиной не желательно. Покидать святое место нужно лицом к нему, то есть пятясь назад несколько метров.
  • Официально посещение Стены Плача бесплатно, но на территории приветствуются пожертвования для нуждающихся.
  • Фотографировать и снимать видео у Стены Плача не запрещено, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник.

Когда я подбирала одежду для этой поездки, то учитывала и эти правила, и 30-градусную жару в Иерусалиме в октябре. Поэтому выбор пал на длинную белую юбку из легчайшего ситца и футболочку с небольшим рукавом, буквально только-только прикрывающим плечи (ну, чтоб по правилам!), а также взяла с собой покрытие на голову. Муж сделал пару фото меня со спины, когда мы шли по узеньким улочкам старого Иерусалима. Просто оставлю их здесь, может кому-то из милых дам пригодятся при выборе одеяний, приличествующих посещению Стены плача и других религиозно-исторических достопримечательностей.


А вот что не додумалась взять, так это запасные солнцезащитные очки. На свои умудрилась сесть в автобусе (по закону максимальной подлости, конечно же, сломала дужку!), пришлось выбросить и ходить, прищурившись.

Что интересного можно увидеть у Стены плача? Бар-мицва.

Помимо того, что ее, стены этой, посещение само по себе интересно, можно попасть на довольно таки необычные действа, происходящие возле нее. Так, мы, например, попали на бар-мицва - "инициацию" еврейских юношей, когда их объявляют уже молодыми мужчинами и им можно участвовать в Песах и посещать храм вместе со взрослыми. Мужская и женская часть пространства у стены для посещений разделены, подходить можно только к своей части. На фото мальчик в окружении родственников-мужчин идет к Западной стене праздновать бар-мицву.


Бар-мицва́ (ивр. ‏בַּר מִצְוָה‏‎, буквально - «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр ‏בת מצוה‏‎ - «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва ) - термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Сам Иисус Христос также прошел бар-мицва. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, 2 главе, 41-52 стихи.

О записках. Нужно ли писать записку ?

Знаю, что многие люди считают обязательным написать записку с пожеланием или молитвенной нуждой и привезти ее в Израиль, подойти к Стене плача и постараться вставить в нее свою записочку. Я этого не делала по некоторым соображениям. Во-первых, верю, что Бог и без этого видит и знает, в чем я нуждаюсь. Во-вторых, у стены и без моей записки не так уж легко вставить даже маленький кусочек бумаги, а для кого-то это мечта, кто-то только за этим и приехал к Стене плача. Поэтому, подойдя к самой Стене плача, я просто прикоснулась к одному из камней и поблагодарила Бога за все то доброе, что есть в моей жизни: семью, близких, замечательный отдых и возможность побывать в таких исторических местах.

Строка поиска: свечи

Найдено записей : 251

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Я редко хожу в церковь, но дома часто молюсь про себя. Заметила такую вещь - каждый раз, как схожу в церковь, молюсь Богу, чтобы у меня в личной жизни все нормализовалось, через пару дней мы с моим молодым человеком очень сильно ругаемся. После этого мы долго не общаемся, и мне тяжело на душе. Именно так и произошло на днях. Я 15 января ходила в церковь, ставила свечи, молилась, просила спокойствия и мира в отношениях, а на следующий день мы поругались. Не могу понять, почему? Может, я просто связала это между собой, а как таковой связи и нет? Но Господь посылает нам людей в жизни не просто так и если он дает нам какие-то испытания в жизни, знает, что мы справимся! Мы уже собираемся расставаться, у меня сил больше нет терпеть все то, что он мне говорит и то, что происходит. Помогите советом!

Мария

Мария я не знаю Вашу жизнь. Вы говорите что дружите с молодым человеком, но как именно вы с ним дружите? Просто сейчас у молодежи "в порядке вещей" внебрачное блудное сожительство, а это тяжкий грех. А причин для ссоры может быть очень много, старайтесь в себя заглянуть. Может быть, Вам и не нужно с ним дружить. Положитесь на волю Божию, помолитесь, и Господь все управит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как поступить. У нас на работе известно, что я посещаю службы, читаю литературу православную и т. п, многие считают своим долгом привести мне что-нибудь из святых мест, так как у меня нет средств путешествовать. Одна сотрудница, отдыхая в Египте, посетила с экскурсией Иерусалим и привезла мне пучок свечей, 33 штуки, в качестве "подарочка". Где она их купила, в храме или сувенирной палатке, не помнит, освящены или нет, не знает. Что мне с ними делать - можно зажигать, читать перед ними молитву или оставить как сувенир со святой земли? Привозят иконочки - календариками, масло освещенное. Отказаться я стесняюсь, люди ведь из добрых побуждений, я несколько раз заводила разговор, что чрезмерное стремление посещать святые места и покупать все, что можешь позволить, пользы не принесет, но услышала меня пока только одна. Как отказаться, не обижая, и что делать с маслом, иконками? Простите за такой вопрос, но меня это волнует.

Наталия

Я думаю, подаренными Вам вещами можно пользоваться как святыней – так или иначе, они привезены из Святого града: маслом можно помазываться, а свечи зажигать перед иконами на молитве. Но если Вас смущают эти подарки, можно вежливо отказаться, сказав, что у Вас все уже есть, да и в избытке.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, можно ли подавать записки на сорокоуст, парастас об усопшем, который был некрещеным, неверующим?

Нет, к сожалению, нельзя. Можно ставить в храме свечи и молиться самому, лично, а также творить за него добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Подскажите, пожалуйста, какие молитвы читать при частых болезнях и как употреблять святую воду, и можно ли зажигать церковные свечи дома? Дело в том, что я часто болею, болит в одном месте, потом проходит, начинает болеть в другом, и так замкнутый круг. Знакомая предложила сходить к бабке, но я знаю, что это грех и обращаться к ним за помощью не хочу. Посоветуйте, что я могу сделать сама. Спасибо!

Любовь

Здравствуйте, Любовь! Болезни, если терпеть их безропотно, приводят нас ко спасению – это посещение Божье. Но молиться об исцелении мы все же должны. К "бабкам" ходить действительно нельзя. Нужно чаще прибегать к нашей матери Церкви и ее спасительным Таинствам: исповеди, причастию, соборованию. Можно заказывать молебны Пресвятой Богородице перед ее иконой "Целительница" и святому великомученику Пантелеимону, дома можно читать им акафист. Во время домашней молитвы можно возжигать церковные свечи, свеча и есть символ молитвы. Святую воду употребляют утром натощак с молитвой. Ну и, конечно, помощью врачей не стоит пренебрегать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, как правильно делать. Читать Псалтирь о упокоении посоветовали 40 дней, так как потом будет Страшный суд и решается, куда душа усопшего попадет, в рай или ад. Нужно ли читать его и после, ставить свечки за упокой, заказывать службы? Если да, то для чего, если все уже решилось на 40-й день? Вразумите, батюшка. Спасибо.

Людмила

Здравствуйте, Людмила.
На сороковой день происходит частное определение участи души до Всеобщего воскресения и Страшного суда. Поэтому особую молитву о дорогом усопшем не оставляем и после сороковин.
Но если Вам тяжело читать кафизму каждый день, можно читать молитву из Последования по отделении души от тела, которое есть в большинстве молитвословов.
Также хорошо ставить свечи во время молитвы в храме и заказывать заупокойные службы - панихиду или литию.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер! Хочу спросить совета в своей проблеме. Мы венчались с мужем на Кубе, живем в России. Когда прилетели домой, обнаружили, что одна из свечей венчальных поломалась. Что делать? Нужно ли ее склеить? Как быть в такой ситуации? Я очень переживаю... Дайте совет, пожалуйста!

Здравствуйте, Ольга! Ничего страшного. Оставьте свечи, как есть и храните их в святом углу рядом с иконами. Существует масса таких "околоцерковных" суеверий. Тем не менее, церковь к ним относится строго отрицательно. Бояться христианин должен только Бога.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Прочла, что при семейных ссорах и тяжелом положении в семье нужно зажечь венчальные свечи. Скажите, пожалуйста, можно ли так делать? Если да то как правильно? Спасибо за ответ!

Людмила

Здравствуйте, Людмила.
Действительно, есть такой давний обычай, - при трудностях в семейной жизни супруги вдвоем встают на молитву перед венчальными иконами (но можно молиться и перед любой другой иконой) с зажженными венчальными свечами в руках. От всего сердца своими словами молят Господа о даровании мира их семье.
Помоги Господи.
Иерей Сергий Осипов

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте батюшка! Нам родственники привезли из Израиля Святую воду, масло, свечи. В такой коробочке, похожей на сувенирную, видно, всем туристам продают.Что с ней делать? Можно ли пользоваться?

Олег

Конечно, Олег, можно и нужно пользоваться, как освященными: воду можно пить или кропить ею, маслом помазываться, а со свечами молиться.

игумен Никон (Головко)

Скажите, можно ли женщине во время месячных прикасаться к церковным свечам и просить благословения у батюшки?

София

Здравствуйте, София! В нечистоте нельзя прикасаться к святыням, участвовать в Таинствах. Брать благословение и ставить свечи не запрещается. Свеча – это символ Вашей молитвы, а молиться можно всегда.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Собираемся в Израиль. Подскажите, пожалуйста, что обязательно должен посетить православный человек? И нужно ли покупать там иконы, кресты, свечи? И действительно христианам нельзя оставлять записки в Стене Плача? Спасибо.

Ирина

Ирина, в первую очередь следует посетить храм Воскресения Христова на Голгофе, затем можно побывать в Гефсиманском саду, на месте вознесения Спасителя и, конечно, в Вифлееме. А к Стене Плача православным христианам и подходить-то небезопасно: можно натолкнуться на оскорбления и провокации со стороны ортодоксальных иудеев.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Узнала не так давно, что муж изменил мне (сам признался), говорит, что запутался, но при этом так и продолжает гулять, в открытую говорит об этом, совсем не чувствует своей вины. Мы встречаться начали еще в 10м классе, ждала его 4 года из военного училища, на 4 курсе поженились. Мы обвенчались. Прожили 3 года. Родили доченьку и тут на тебе, как будто кошка черная пробежала между нами. Он даже не осознает, какой совершил грех, и я не знаю, как быть. Всегда думала, что не прощу измену, а сейчас понимаю, что не смогу жить без него, очень сильно его люблю. Вычитала, что при разладе в семье можно зажечь одну из венчальных свечей. Но с ужасом обнаружила, что обе свечи поломаны в одном и том же месте. Слышала, что это очень плохо для отношений. Я в панике, не знаю что делать. Помогите, пожалуйста, не знаю, как дальше жить.

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Конечно же, у Вас есть веская причина к расторжению венчанного брака, но есть еще и возможность прощения. Молитесь Богу от всей души и просите о помощи и вразумлении Вашего супруга. Потому что выдержать это испытание очень тяжело. С молитвой, терпением, любовью постарайтесь добиться, чтобы муж принял окончательное решение. А сами ищите утешение в молитве и церковных таинствах. На поломанные свечи не нужно обращать внимания: это суеверие. Дай Бог Вам сил.

иерей Владимир Шлыков

Батюшки, спаси вас Господи, благодарю вас всех за ваши ответы! Ответьте пожалуйста на мой вопрос, почему говорят, что свечи нельзя задувать, надо тушить их руками, и приводят пример, что в церкви не задувают, а накрывают специальными железными крышечками. А я подумала, просто в церкви очень много свечей и на каждую дуть как-то неудобно, проще руками тушить. Суеверие ли это? Благодарю.

Здравствуйте, Наталия! Свечи задувать можно. Все это суеверие и "бабушкино богословие".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Думаю, мой вопрос волнует многих женщин. В разных источниках разные ответы. А вопрос такой: что можно и чего нельзя делать женщине в дни нечистоты: 1. При посещении храма, стоять не в притворе, а в центральной части. 2. Брать благословение у батюшки 3. Утром вкушать святую воду с просфорой. 4. Ставить свечи в храме и дома 5. Посещать воскресную школу. 6. Целовать дома иконы и нательный крестик. 7. Читать Библию (ведь тоже святыня). 8. После службы в храме брать просфоры. 9. А если храм все же нельзя посещать, тогда в этот день можно работать?

Надежда

Здравствуйте, Надежда.
Из того, что Вы перечислили, разрешаются пункты 2, 5 и 7. Стоять в притворе желательно, но можно подходить к исповеди, не прикладываясь к Кресту и Евангелию. Что же касается работы, то соблюдение воскресных и праздничных дней в любое время происходит по воле человека.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Вчера похоронили моего дедушку, он был не крещен, поэтому его похоронили без всего православного, только зажигали церковные свечи. Некрещеным нельзя заказывать заочное отпевание, сорокоуст и молиться за них в Церкви, насколько я знаю? Прочла, что можно молиться дома святому мученику Уару. Это верно? И есть ли надежда, что у дедушки все на Небесах будет все хорошо?

Анна

Анна, да, за некрещеного нельзя подавать в церкви записки, совершать отпевание, но можно ставить свечи. Можно помолиться и мученику Уару дома, но только не так, как сейчас иногда думают, что молитва ему – это такой вид отпевания некрещеных, а в простоте сердца попросить его заступничества пред Богом за душу Вашего дедушки.
Кроме того, можно подать записку на Афон через московское подворье Русского Пантелеимонова монастыря – на Афоне монахи за богослужением молятся о некрещеных.
Что же касается загробной участи Вашего дедушки, то это вопрос не нашего скудного разумения, а милости Божией.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! 26 мая 2012 года у нас умерла бабушка, и с тех пор постоянно снится моей сестре. Если раньше снилась нормальная, как живая — говорила, что похороны понравились и все мы сделали правильно и красиво, то потом начала сниться страшная и звать сестру настойчиво за собой. Сестра в церкви только свечи ей за упокой ставила. Что делать? Помогите советом! Говорят, это очень плохо, когда зовут мертвые, а мне сестра очень дорога и чтобы с ней что-то случилось, не хочу.

Татьяна

Татьяна, не надо так быстро верить тому, что "говорят", ничего с Вашей сестрой не случится. Хотя в этих снах есть одно положительное зерно - они заставляют задуматься о смерти, о конечности своего бытия, о том, как именно мы живем, а это - очень полезные размышления.
А за бабушку молитесь, как молились: подавайте записки в храм, заказывайте панихиды, ставьте свечи, раздавайте в ее память милостыню, и да упокоит Бог ее душу.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, вот, мы с подругами очень часто смеемся, когда речь заходит о смерти, или кому-то плохо (особенно после слов - "над этим нельзя смеяться!" - мы как одна начинаем смеяться). Нас таких четверо (в прошлом году были похороны у одноклассницы, мы втроем с подругами засмеялись, когда потухли свечи у всех из-за ветра. В этом году ездили в поездку по церквям, в Ростовской церкви мы опять же смеялись. Я так же очень часто ругаюсь бранью и меня беспокоит то, что это вошло в привычку. Скажите, может это бесики в нас засели? Мы у родителей спрашивали, они сказали, это бесы в нас играют.

Елена

Ну "бесиками" очень просто объяснить все на свете. Смех сам по себе не так прост, как кажется. Мы смеемся, когда какое-то противоречие, а иногда мы смеемся, чтобы преодолеть страх. Не случайно существует "черный юмор", когда мы высмеиваем смерть - то, чего боимся больше всего. Я думаю, что и в вашем случае причиной смеха является страх - Вы смеетесь над тем, чего в глубине души боитесь (смерть, боль, потусторонний мир). Поразмыслите о том, что в этих явлениях Вас так пугает? А вот что касается брани, то тут надо над собой работать и сдерживать себя, вообще нужно выбирать слова, ведь "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12,36-37) .

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, дорогой батюшка! Когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь зайти в храм. Сегодня, когда я пришла, службы еще не было, поэтому поставила свечи, приложилась к иконкам, помолилась. В храме есть иконы, которые нарисованы на стене. В тот момент, когда я прикладывалась к одной из таких, матушка мне сказала, что нет благословения прикладываться к настенным иконам. Батюшка, не согрешила ли я? Храни Господь!

Ксения

Нет, Ксения, не согрешили. Эти правила относятся к данному конкретному храму и продиктованы, очевидно, какими-то чисто практическими причинами, например, может быть, росписи могут пострадать, если к ним будут прикладываться.

игумен Никон Головко

Сейчас многие могут позволить себе поездку в Иерусалим. Это замечательно. Однако…

Довольно часто спрашивают: а можно ли закладывать записки в Стену Плача? Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет это делать?

Василий Верещагин.
Соломонова стена (Стена Плача). 1884-1885.

Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: "Здесь был Вася!" - сунуть в щель какого-нибудь памятника старины.

Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет.

Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа не уверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, осудило по ложному навету на казнь. Представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие.

В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38; см. Лк. 13, 35).

Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной плача - плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: "Оставляется дом ваш пуст". Но если Бог там не проявляет Своего присутствия, и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую.

Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Храм Иерусалимский разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому, если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Паломничества

29 Декабря 12 Протоиерей Геннадий Беловолов

О чем мы плакали у "стены плача" ?

В этот день великого праздника Входа Господня во Иерусалим хочу рассказать о нашем посещении «стены плача», части того храма, в который вошел Спаситель в этот день.

После Елеона в тот день наша программа была исчерпана, и у нас оказался свободный вечер. Расставшись с автобусом у стены старого города, мы попросили нашего путевода погулять с нами по вечернему Иерусалиму и, главное, посетить «стену плача». Хотя «стена плача» является одной из главных святынь для последователей иудаизма, тем не менее, она является также значимой святыней и для христиан, ибо является частью Иерусалимского храма, с которым связано служение Господа Иисуса Христа на земле. Ведь в этот храм была введена еще трилетствующей Отроковицей Пречистая Богородица на воспитание и прожила в нем более 10 лет своей жизни. Это событие является для всех христиан двунадесятым праздником Введения во храм. В этот же храм на сороковой день своего земного бытия был принесен и Сам Спаситель, - это событие также является церковным праздником Сретения. Христос много раз приходил в этот храм в пасхальные дни, в том числе и в день Входа в Иеруслаим, когда Он изгнал из храма торговцев. Если точнее говорить, так называемая «стена плача» - это собственно часть подпорной стены вокруг Храмовой горы длиной 485 м., уцелевшая после разрушения Второго храма римлянами.

Первый храм был воздвигнут царем Соломоном в 6 веке до РХ и разрушен вавилонянами в период 70-летнего пленения евреев. Второй храм был восстановлен Зоровавелем, а Ирод Великий расширил его и благоукрасил накануе пришествия в мир Господа Иисуса Христа. В 70 году этот храм вместе с Иерусалимом разрушили римляне по пророчеству Христа, в каковом состоянии храм пребывает и доныне. И восстановить его пока никто не в силах (хотя такие планы у иудеев существуют). Но даже полностью разрушенный храм одной только сохранившейся частью производит сильное впечатление, как грандиозными размерами, так и самим ощущением святыни. В 4 книге Царств описывается освящение этого храма и приводится молитва царя Соломона на его освящение, из которой взяты некоторые места для молитв освящения христианского храма. Три тысячи лет назад Слава Господня осенила это место. То, что освятил Господь, остается святыней навсегда. Отсюда происходит и христианское представление о храме. Который остается святыней независимо от его состояния. Ангел Господень не покидает уже никогда даже место освященного храма. Эта стена производит еще и потому впечатление, что это по сути единственное, что осталось от Иерусалима времен Христа. Вес остальные постройки поздние.

Большая часть Иерусалима, в том числе и стена старого города, была воздвигнута в период турецкого владычества. Как воскликнул один русский дореволюционный паломник: «Это всё, что осталось от Иерусалима» (В.Дорошевич. В земле обетованной). Перед этой стеной образована самая большая площадь старого Иерусалима. Чтобы попасть на нее, мы должны были пройти рамки, но оказалось, что через главный вход пускают только иудеев, а нас стражи порядка направили к рамкам с другой стороны. На площади находиться колонка воды для ритуального умовения. Наш путевод пояснил, что мужчины и женщины здесь молятся строго раздельно: с левой стороны большая мужская зона (она-то чаще всего и попадает в поле съемки), а справа меньшая - женская зона. Потом путевод сказал: «Надо обязательно на голову одеть платок, а мужчинам - кипу...» Специально для этого случая на столе лежали бумажные кипы. Мне совсем не хотелось одевать кипу: «А если у меня есть скуфейка?» - «Тогда Вам повезло, можете в скуфейке». У моего алтарника оказалась при себе кепка. Проблема была решена. После этого путевод после паузы каким-то извинительным тоном произнес: «И еще Вас очень прошу - не креститься и спрятать крестики...» Он увидел на наших лицах недоумение: «Это чтобы не вызывать раздражения... Ну сами понимаете...» Интонация была такой, как будто он приносил извинения за временно доставленные неудобства. При всей мягкости он дал понять, что вариантов нет. У меня был прикреплен крестик на куртке, который я не стал снимать. Когда мы уже хотели разделиться, встал еще один важный вопрос, о котором мы как-то заранее не подумали: а что мы собственно будем делать у «стены», точнее сказать, что будем читать и как молиться? Я сразу чистосердечно спросил: «А Акафист Введению Божией Матери можно прочитать? Прославить Матерь Божию!» Путевод не знал, что и ответить, наверно еу таких вопросов раньше не задавали: «Акафист? Акафист - не знаю? Ну, это, кончено, крепко сказано!» - «Ну, может быть, канон?...» Между прочим, это довольно существенная проблема, что же должны здесь читать христиане, о чем плакать у «стены плача»? Ни в одном путеводителе для паломников не дано никаких рекомендаций на эту тему. Мне нужно было решить эту проблему в считанные секунды. Я предложил прежде всего прочитать покаянный 50 псалом, а также почтить это место тропарем Введению во храм Пресвятой Богородицы в память о том, что в период христианского владычества на месте Иерусалимского храма был воздвигнут храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии мусульмане обратили его в мечеть Аль-Акса. В ее здании до сих пор угадываются черты христианского храма. Вот, где можно помолиться об утраченных храмах Святой Руси. Евреи плачут уже много лет об одном храме, а сколько же нам, русским людям, нужно плакать о тысячах и тысячах наших утраченных храмах. По Русской земле должны течь реки наших слез... В этот раз у стены было немного людей и нам не трудно было найти свободное место под растущим прямо из стены каким-то кустистым растением. Вместе с путеводом нас было четверо. Мы стали друг к другу так близко, что буквально образовали плечом к плечу свою живую стену, чтобы не слышно было нашей молитвы. Перекрестившись, я дал возглас: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков». Потом прочитал Царю Небесный. Во время этой молитвы я услышал громкий вскрик «ай», как будто-то кто-то ожегся. Стоявший в нескольких метрах от нас слева у стены молодой высокий еврей в черном пиджаке и белой рубахе вдруг стал вести себя как-то неадекватно. Как только началась наша молитва, он неожиданно стал поднимать руки к стене и делать такие движение, как будто он хотел на нее залезть. Я прочитал начальные молитвы от Трисвятого по Отче наш. Далее мы пропели тропари Кресту Господню и Введению Богородицы. Мы пели в три голоса, хотя довольно тихо. Вряд ли нас кто-то слышал. В этот момент я ощутил себя во времена первых христиан, которые тайно молились в катакомбах.

Я достал бывшее со мною Евангелие: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа молим». Я не знал, какое выбрать зачало и решил открыть наугад. Открылось Евнгеие от Луки глава 11. Я читал по церковно-славянски, но привожу здесь по-русски: «Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Стоя у остатков храма, который некогда был воздвигнут Соломоном, эти слова воспринимаешь как-то особенно глубоко. Если этот храм и сегодня производит такое глубокое впечатление, какое же тогда впечатление производил Сам Господь Иисус Христос, который «больше Соломона»?! Особенность чтения Евангелия в Святой земле состоит в том, что все в нем начинаешь воспринимать как реальность, причем актуальную и в наше время. Надо также сказать, что как только я начал читать Евангелие, так тут же опять дал о себе знать тот самый одинокий долговязый еврей, сделав свой очередной странный выкрик. Он опять оживился и стал как бы лезть на стену и громко кричать «а-а». Мы на него не обращали внимания, как впрочем, и он на нас. Я продолжал чтение: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» Эта сокровенная молитва и чтение Евангелия у стены храма, в котором молился Сам Христос, произвела какое-то особенное чарующее впечатление на душу. Почему-то хотелось «радоваться и веселиться». «Стена плача» открылась нам совершенно неожиданно как стена пасхальной радости. Напоследок мы неожиданно для себя запели пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых», и пропев его трижды, похристосовались друг с другом. Чтобы самим потом поверить, что все это было, мы сфотографировались у этой стены на память. Когда мы возвращались, увидели, что некоторые иудеи, отходят от стены спиной назад. «Это в знак уважения к святыне, - пояснили нам, - но нам не обязательно, мы уносим это храм внутри себя». Встретившись с нашей женской половиной, мы живо делились, кто о чем плакал у «стены плача»...

Напоследок хотелось бы сделать практические рекомендации последующим паломникам: приходить сюда нужно со своим головным убором, чтобы не надевать кипу, крестики никто здесь не снимает, а молиться Христу и Божией Матери никто не может запретить. С праздником Входа Господня в Иерусалим. Пусть наш плач Страстной седмицы обратиться в пасхальную радость Воскресения!

http://www.mepar.ru/library/vedomosti/55/958/. "Может ли православный христианин заложить записку в Стену Плача? Не противоречит ли это канонам православной церкви?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Конкретных канонов о Стене Плача не существует. Но, как известно, иудеи пишут на листочках бумаги свои желания и вставляют листочки в щели между камнями Стены Плача в Иерусалиме в надежде, что эти желания исполнятся. Значит, со стороны верующих в Бога иудеев это форма молитвы, молитвенный ритуал. Православным христианам не следует участвовать в молитвенных ритуалах иноверцев, в том числе и иудеев. На этот счёт есть уже и канонические нормы в Апостольских правилах:

«10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.

65. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

Можно, конечно, сказать, что среди иудеев, вставляющих записки в Стену Плача, есть и не верующие в Бога. Но в таком случае ожидание чего бы то ни было от вставления бумажки между камнями есть примитивное суеверие. Поэтому ни в каком случае православному христианину не следует этого делать.

У православных есть истинные храмы Божии, в которых совершается Божественная литургия; дома, в семье, которая есть домашняя церковь, мы возносим семейные молитвы; у каждого из нас есть свой сердечный жертвенник, который доступен всегда и везде. Поэтому для православных христиан нет нужды участвовать в ритуалах иноверцев.

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина протоиерей Борис Балашов: Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет закладывать записку в Стену Плача? Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: «Здесь был Вася!» - сунуть в щель какого-нибудь памятника старины. Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет. Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа неуверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие. В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В этот храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37–38). Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной Плача - плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: «Оставляется дом ваш пуст». Но если Бог там не проявляет Своего присутствия и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую. Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Иерусалимский храм разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены Плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся."