Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пьесу «На дне» Горький определил как социально-философскую драму, в которой главными являются конфликт людей с окружающим миром и внутренний конфликт. Одно из первоначальных названий пьесы-«На дне жизни», однако писатель сократил его, тем самым расширив его звучание: герои пьесы находятся не только на дне жизни, но и на дне собственных чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой.

Сначала мы знакомимся с социальным конфликтом. Автор рисует нам ночлежку Костылева: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…Везде по стенам - нары…Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное» -она больше напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит» .По ходу пьесы мы узнаем о событиях, приведших людей к такой жизни. Например, Бубнов в прошлом был женат, «жена связалась с мастером» и решила «одолеть» мужа; в результате Бубнов чуть сам не пошел на преступление, но «вовремя спохватился» и ушел. Сатин отсидел в тюрьме за убийство «подлеца» и теперь, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует. Барон-выходец из дворянской семьи, он «учился», «женился», «служил», «растратил казенные деньги». Судьбы всех героев различны и в то же время удивительно схожи: они на дне жизни, лишения и страдания привели их сюда. В этом изображении жизни беднейших слоев общества и есть социальная суть драмы. драма конфликт истина пьеса

Однако основной, философский вопрос произведения в другом. Что лучше, спасительнее для человека: истина или сострадание?

Общество ночлежников, описываемых Горьким, можно назвать бесчувственными правдолюбцами. «По-моему-вали всю правду, как она есть! Что стесняться?»-утверждает Бубнов, а Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, уличает ее при всех во лжи, когда она рассказывает про свою «настоящую любовь»: «Ты думаешь - это правда? Это все из книжки «Роковая любовь». Такие герои как Анна, Настя, Актер доверчивы, мечтательны, их легко ранить горькой правдой. Они жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Как луч света, в их безрадостной жизни появляется Лука. Он всех утешает, уважает каждого человека(«ни одна блоха не плоха, все черненькие»),считает, что человек все может, если захочет. Эта его вера в человека выражена в рассказе о двух беглых каторжниках, основная мысль которого в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма-«Человек может добру научить…»Слова старца о том, что «Не всегда правдой душу вылечишь…»,встречают сопротивление у многих героев пьесы. Особенно с этой точкой зрения расходится мнение Сатина. Он говорит: «Ложь-религия рабов и хозяев…Правда-бог свободного человека!» Как иллюстрация этих идей, нам рассказана притча о праведной земле. В ней сталкиваются друг с другом «человек» со своей верой в существование праведной земли и «ученый», опровергающий своими картами и цифрами эту мечту. Здесь,казалось бы, кроется ключ к разгадке идейного противоречия пьесы «На дне»: если реальность не позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, то пусть «правду о человеке» заменит «правда человека», то есть «святая вера». Ведь голая правда, которую слышали друг от друга ночлежники до появления старца Луки, не представляет ценности. Непонятно, чего больше в их словах-жажды правды или стремления унизить и оскорбить человека. Но жить одними лишь иллюзиями тоже нельзя, мы видим это на примере Актера. Лука вселил в него надежду на возможность начать новую жизнь, вернуться к работе. Актер даже «досочинил», возвысил совет старца о поездке в лечебницу для алкоголиков: «Превосходная лечебница…Мрамор…мраморный пол! Свет…чистота, пища…все-даром! И мраморный пол, да!» ,но так ничего и не предпринял для осуществления этой поездки, лишь продолжал мечтать и повесился в итоге.

Уникальность пьесы Горького «На дне» заключается именно в ее правдивости, начиная описанием ночлежки и заканчивая неразрешенным спором о том, что же лучше для человека: жить ложной надеждой или обрушивать на всех горькую злую правду. Ценность этих двух точек зрения словно проверяется на всех героях на протяжении пьесы, но окончательного ответа этот спор так и не получает. Каждый сам решает его для себя.

Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе "На дне". Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького "На дне", Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи "во благо". Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

    сочинение , добавлен 20.10.2013

    В пьесе М. Горького "На дне" обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

    сочинение , добавлен 24.02.2008

    Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы "На дне".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: "мечтателей" и "скептиков". Значение имени "Лука". Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

    презентация , добавлен 16.11.2010

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Основные этапы жизненного и творческого пути Максима Горького. Особенность и новаторство его романтического наследия. Рассказ "Старуха Изергиль" как апофеоз горьковского романтизма, анализ структуры произведения и его роль литературе того времени.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

Краткий анализ

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем : судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

Жанр

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2290.

Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригиналь ностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основ ного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сцениче
ского действия по принципу «разобщенности» персонажей, - другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса «На дне», богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.
Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет со^ой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывки мастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.
Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт - между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин - авторский резонер. Вообще драма - род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, кто верил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого - о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых за-
рисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.
Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем - 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символич- ны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых - на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.
Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова - «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной...»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая...»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.
Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

История создания. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. «На дне» была задумана раньше, чем «Мещане», замысел «Дачни­ков» обозначился еще до первой премьеры «На дне». Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Бо­сяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!» Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московско­го Художественного общедоступного театра. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, оби­тателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жиз­ни». Как указывал сам писатель, он наблюдал прототипов своих геро­ев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего зна­комого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ На­сти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс. Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или мест­ного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», - вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатле­ние, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчи­тывали на оглушительный провал пьесы. 18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее созда­ния, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций
Известно, что образ дна трактовался как метафора духовной атмосферы. Однако есть все основания полагать, что трагическому состоянию героев придан гротескный характер. Авторская оценка неспособности героев к физическому либо духовному спасению довольно иронична, даже Актер порой воспринимается как шут дна, он в глазах Сатина - носитель дурацкого начала («Эх… испортил песню… дуррак!»). В целом описанная в пьесе трагедия лишена катарсиса. Жанровая суть драм Горького неоднозначна. Так, еще И. Анненский указывал на наличие иронии в трагических ситуациях «На дне».Трагииронический пафос горьковской пьесы очевиден прежде всего благодаря ее языку. Реплики героев порой вносят в эмоциональный мир драмы балаганное начало. За счет рифм, в том числе и внутренних, по сути трагические герои позволяют себе говорить скоморошьим языком. Фонетические возможности русского языка располагают к звуковым параллелям, тождествам, которыми широко пользовались поэты, это свойство русской речи было востребовано и Горьким-драматургом. Вслед за Гоголем Горький вводит в текст шутовской язык вроде сатинского «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются…» За счет фонетических тождеств Горький создает гротескную, аномальную атмосферу смеха и духовной смерти, веселья и ужаса. По-видимому, полагая, что уродство жизни не только вне человека, в социуме, но и внутри человека, он заставляет своих героев говорить «смеховыми» фразами. Фонетически реплики Насти окрашены внутренней рифмовкой; например: «Дай… отдай! Ну… не балуй!» К звуковым повторам прибегают чуть ли не все персонажи пьесы: «Христос-от всех жалел и нам велел…» (Лука), «Еще раз играю, - больше не играю…» и «Знаем мы, какой-такой ты…» (Татарин), «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…» (Бубнов), «Поинтереснее вас… Андрей! Жена твоя в кухне у нас…» (Наташа). Звук становится средством создания характера человека дна. Нетрудно заметить «фонетические предпочтения» Сатина. Довольно часто в его словаре звучат слова с опорой на «р» (труд, хороша, рабство и т. д.). Как известно, Сатину надоели «все человеческие слова», он любит «непонятные, редкие слова», причем в их фонетическом рисунке - тот же доминирующий звук: «Гибралтарр», «Сарданапал». Склонность к аллитерациям заметна во фразах вроде «Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да!». Речь Сатина напоминает звериное рычание. Неслучайно в первой же ремарке обозначено: «Сатин рычит».
Текст, как и указания в ремарках, подчеркивая фарсовость происходящего, содержит информацию о животной, нечеловеческой природе обитателей дна. Если Сатин рычит, то Бубнов по этому поводу замечает: «Ты чего хрюкаешь?» Обратившись к тексту «Мертвых душ», исследователи указали на такие средства создания портрета мертвой души, как наличие в облике героя звериных черт, либо характеристик неживой природы, что и инициирует гротеск. В тексте Горького, помимо зоологической «речи», указано и на наличие в героях неорганической природы; так, Костылев спрашивает Клеща: «Скрипишь?»
Таким образом, анализ лексики пьесы «На дне» подтверждает версию о ее трагифарсовой, трагииронической основе.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше - для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Цели:

  • Познакомить учащихся со сценической судьбой пьесы "На дне".
  • Ввести в обстановку и мир героев пьесы.
  • Определить основной конфликт произведения - столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна.
  • Показать напряжённую атмосферу костылёвской ночлежки с её бесконечными спорами и ссорами; выяснить причины разобщенности людей "дна".
  • Помочь школьникам уяснить значение авторских ремарок.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Крупнейшие писатели XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) выступали как прозаики, драматурги, публицисты. Творчеству М. Горького тоже свойственна многожанровость. Он вошел в литературу с романтическими и реалистическими рассказами. В конце 90-х г.г. опубликовал роман "Фома Гордеев", в котором воспроизвел широкую картину русской жизни, показав представителей различных социальных слоев. В начале 900-х обратился к драме и в течение нескольких лет выступал как драматург.

"Пьеса, драма, комедия - самая трудная форма литературы", - говорил М. Горький.

В то время огромной популярностью пользовался МХТ, открывший новаторскими постановками пьес Чехова новую страницу в истории русского театрального искусства. Зимой 1900 года Горький впервые побывал в этом театре; весной этого же года во время пребывания в Ялте в гостях у Чехова Горький познакомился с артистами, которые увлекли его мыслью создать для них пьесу. Результатом этого знакомства и явились пьеса "Мещане" (1901г.) и последовавшие за ней пьесы: "На дне" (1902г.), "Дачники" (1904г.), "Дети солнца" и "Варвары" (1905г.)

Вспомним, в чём состоит своеобразие драмы как рода литературы (выступление учащегося, сопровождающееся компьютерной презентацией).

1) Драма предназначена для постановки на сцене .

3) Текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц.

4) Пьеса членится на действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев - все герои должны включены в конфликт.

8) Драматическому произведению предшествует афиша - перечень действующих лиц.

Первые же пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург-новатор.

Необычными были содержание и проблематика пьес, и их герои - революционно настроенный пролетарий, обитатели ночлежки, и конфликт. Горький выступил как создатель нового типа драмы.

Из цикла драматических произведений Горького глубиной мысли и совершенством построения выделяется пьеса "На дне". "Она явилась итогом моих почти 20-летних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариат", но и некоторую часть интеллигентов - "размагниченных", разочарованных, оскорблённых и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти - неизлечимы", - писал Горький. Много и охотно рассказывал он о босяках, их жизни, людях, послуживших прототипами для того или иного персонажа.

Над пьесой "На дне" Горький работал упорно и целенаправленно. Даже перечень названий, которые он последовательно давал пьесе, показывает и напряжённость его поиска, и даже отчасти его направление:

  • "Без солнца"
  • "Ночлежка"
  • "В ночлежном доме"
  • "Дно"
  • "На дне жизни"
  • "На дне"

Почему "На дне"? (Автор выделил не место действия - "ночлежка", не характер условий - "без солнца", "дно", даже не социальное положение - "на дне жизни". Окончательное название объединяет все эти названия с новым. Не где, как , а что происходит на "дне" (чего? ):души . В отличие от первоначальных названий, оттеняющих трагическое положение босяков, последнее название более ёмкое, многозначное.)

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише МХТ, на сцене которого состоялась премьера спектакля.

Уже после первого чтения пьесы самим Горьким на квартире писателя Л.Андреева было ясно, что она станет событием. Цензура долго не разрешала пьесу к представлению. Вымарывала текст, калечила его, но всё-таки, уступая общественному натиску, разрешила играть исключительно в Москве и только одному Художественному театру. Власти сочли пьесу скучной и были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо "красивой жизни" были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди (шулеры, босяки, проститутки).Постановка же, осуществлённая режиссёрами Станиславским и Немировичем-Данченко имела потрясающий успех. Автор был вызван более 20 раз!

Афиша пьесы "На дне".

Итак, декабрь 1902 года. Московский Художественный театр. Первое представление пьесы.

В публике много видных писателей, артистов, художников, общественных деятелей, известных критиков. В ролях самые любимые, самые видные артисты МХТ: Станиславский (Сатин), Москвин (Лука), Качалов (Барон), Книппер-Чехова (Настя), Лужский (Бубнов). Открывается занавес...

II. Инсценировка начала пьесы, подготовленная учащимися класса.

III. Беседа.

Куда же попал зритель? Когда и где происходит действие пьесы? (В ночлежке в начале весны, утром.)

Как изображается место действия в ремарке к 1 действию, рисующей обстановку ночлежки? (Подвал, похожий на пещеру. Везде грязь, копоть, тряпьё...)

- Как расположены герои на сцене? (Везде по стенам - нары. Тонкие переборки отгораживают комнату Пепла. Кроме Квашни, Барона, Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ. Укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни.)

- Как освещается сцена? (Свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей людей.)

- Почему автор так подробно описывает ночлежку в ремарке, предваряющей 1 акт? Почему ремарка носит такой пространный характер? (Драматург подчёркивает крайнюю нищету теперешнего существования "бывших", убогость человеческого пристанища.)

- Трагизм существования ночлежников, глубину человеческого падения помогают ощутить ремарки, дающие представление о звуках ночлежки. Что слышит зритель?

Стонет Анна

Возится и надрывно кашляет Актёр

Громко рычит Сатин

Ожесточённо звякает ключами и скрипит подпилком Клещ

Чавкает Барон, жующий чёрный хлеб:

- Какова же атмосфера ночлежки? (Шум, ругань. Бесконечные споры, ссоры. Ад, озлобление:)

- Почему так часто возникают ссоры? (Каждый живёт в этом подвале, как ему хочется. Каждый озабочен собственными проблемами. Герои как будто не слышат друг друга. Слова звучат из разных углов. Говорят сразу все присутствующие, не дожидаясь ответа, слабо реагируя на чужие замечания, но каждый, почти не слушая других, говорит о своём. Полное разобщение людей, оказавшихся под одной крышей.)

- Устойчивость, предельность взаимоотчуждения передана в форме полилога. Какими репликами подчёркнуты непрерывность подобного "общения", ощущение течения времени по замкнутому кругу, без начала и конца?

Открывается занавес, и зритель слышит голос Барона: "Дальше!". Это первая реплика пьесы! Она "создаёт ощущение неотвратимого течения времени, течения по замкнутому кругу без начала и конца". (Б.А.Бялик. Горький-драматург .)

Рычит, никого не пугая, Сатин, проспавшийся после очередного опьянения.

Квашня продолжает начатый за сценой разговор с Клещом, постоянно отгораживающимся от смертельно больной жены.

Барон привычно насмехается над Настей, поглощающей очередной бульварный роман.

Актёр нудно повторяет одно и то же: "Мой организм отравлен алкоголем:Мне вредно:дышать пылью:

Анна молит прекратить то, что длится "Каждый божий день: ".

Бубнов обрывает Сатина: "Слыхал:сто раз!"

Сатин как бы подводит итог: ":все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я: наверное, тысячу раз: "

- В потоке обрывочных реплик и перебранки звучат слова, имеющие символическое звучание.

Бубнов: "А ниточки-то гнилые:" - дважды, занимаясь скорняжным делом.

Он же о положении Насти: "Ты везде лишняя:да и все люди на земле лишние:"

Что раскрывают эти, кажется, случайно брошенные реплики?

(Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают мнимость связей собравшихся в ночлежке людей, "лишность" несчастных).

IV. Слово учителя.

Уже первые читатели пьесы "На дне" обратили внимание не только на новизну её содержания, но и на новизну её формы. Чехов отозвался о пьесе так: "Она нова и несомненно хороша".

Чем же необычна форма пьесы "На дне"? В чём Горький отступает от правил создания драматических произведений, известных нам по пьесам, прочитанным ранее?

2.Нет традиционного сюжета : он разворачивается не столько во "внешних" событиях, сколько в диалогах (спорах), полилогах - они и определяют развитие конфликта.

3.В пьесе нет главных и второстепенных героев - все важны.

Обратимся к списку действующих лиц - афише .

V. Работа с афишей пьесы.

Почему по-разному представлены герои: одни - по имени-отчеству, другие - по прозвищу, по фамилии?

Почему по- разному представлены Костылёв и Клещ? (В списке представлена определённая иерархия "дна". Здесь тоже есть "хозяева жизни", правда, они не так уж отличаются от обитателей ночлежки).

Люди в обществе ценятся по-разному. На "дне" жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста. Что их объединяет? (Все они отщепенцы. Все "бывшие".)

VI. Мини-викторина.

Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был

  • чиновником в казённой палате?
  • сторожем на даче?
  • телеграфистом?
  • слесарем?
  • скорняком?
  • артистом?

VII. Беседа.

Как же попали сюда эти люди? Что привело их в ночлежку? Какова предыстория каждого из персонажей?

Сатин попал на "дно" после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1).

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя "честный труженик", "с малых лет работал" (акт 1).

Актёр когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в "Гамлете" могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, "пропил душу" (акт 2). Слаб душою. Клещ сопротивляется - результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: "Я - сызмальства:вор". "Воров сын". Другой дороги нет (акт 2).

Какой герой подробнее других рассказывает о своём падении? (Барон. Каждый этап его жизни отмечен определённым костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса.)

Какие причины приводят людей на "дно"? (На "дно" людей приводят как субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность), так и объективные, социальные причины (отравлена, извращена жизнь общества).

О чём говорят ночлежники? (О том, о чём размышляет любой человек.)

Честь и совесть Вера в свои силы, в свой талант

Люди "дна" не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.

Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы. Это характерно для жанра философской драмы.

VIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Один из персонажей пьесы, Сатин, в реплике, завершающей второй акт, уподобит ночлежников мертвецам : "Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют: Кричи:реви:мертвецы не слышат!.."
  2. Можно ли сказать, что первый акт - это разговоры в "царстве мёртвых" (Г.Д.Гачев)?
  3. Или прав исследователь, считавший, что "Лука, спустившись в подвал, пришёл не в пустыню, а к людям " (И.К.Кузьмичёв ), и до прихода Луки сохранявшим в той или иной мере живые человеческие черты?