Совет 1: Какие программы подходят для создания мультфильмов

Совет 1: Какие программы подходят для создания мультфильмов
Совет 1: Какие программы подходят для создания мультфильмов

Существует немало программ компьютерной анимации разного уровня сложности. Пожалуй, простейшая из них – это программа Crazy Talk. Правда, она не предназначена для серьезной работы над мультфильмом. Это, скорее, забавная «игрушка», позволяющая создавать «анимашки» на основе собственных фотографий, рисунков или найденных в интернете картинок с изображениями людей и животных. К тому же, получившиеся «анимашки» можно озвучить.

Программы 2D-анимации

Гораздо больше возможностей предлагает программа CrazyTalk Animator. С ее помощью можно создавать полноценные мультфильмы . В ней заложено множество готовых шаблонов персонажей и «скриптов» движения, мимики, декораций. Можно создавать мультфильмы и не пользуясь шаблонами, а взяв за основу свои рисунки, фотографии или любые изображения. Работа в CrazyTalk Animator может стать первым шагом к освоению профессиональных программ компьютерной анимации.

Полностью профессиональная программа Anime Studio Pro хороша тем, что сочетает широчайшие возможности с достаточно простым и удобным интерфейсом, который сможет освоить даже начинающий мультипликатор.

Одной из лучших программ для создания 2D-мультфильмов также считается Toon Boom Studio. Ее вполне реально освоить тому, кто захочет всерьез заняться созданием профессиональной компьютерной анимации.

Программы 3D-анимации

Приступая к созданию 3D-анимации, можно начать с освоения программ Reallusion iClone PRO или Smith Micro Poser Pro. В них заложены готовые шаблоны 3D-моделей, работа с которыми позволяет быстрее понять алгоритмы создания 3D-анимации. Более сложные программы 3D-анимации – это Autodesk Maya и Autodesk 3D Studio Max. Хотя это уже область профессионального киноискусства и телевидения. Они позволяют создавать сложнейшие анимационные персонажи и визуальные эффекты.

Компьютерная анимация – это увлекательнейшее занятие, способствующее разностороннему раскрытию творческих возможностей человека. Любой, кто захочет освоить это сложное, но такое интересное дело, сможет найти для себя программу подходящего уровня, а затем – совершенствоваться в своем увлечении (а возможно – и профессии), осваивая более высокие ступени мастерства. И, может быть, забавная «анимашка», сделанная в Crazy Talk, со временем превратится в полноценный трехмерный персонаж, выполненный в Autodesk Maya.

3D Max является приложением для создания трехмерной графики, которое использует большую часть ресурсов компьютера. Такая требовательность связана с особенностью построения трехмерных изображений в современных системах и сложностях вычисления графических моделей. Для комфортной работы в программе необходимо выбирать наиболее производительный ноутбук или компьютер.

Официальные системные требования

Чтобы успешно установить и запустить программу 3D Max 2014, необходимо иметь Windows 7 или Windows 8 в качестве основной системы на компьютере. Процессор должен обладать 64-х разрядной архитектурой, при этом мощность ядра влияет на скорость работы рендеринга и построения изображения. 4 ГБ оперативной памяти является минимальным требованием, однако разработчик рекомендует 8 ГБ оперативки для боле-менее комфортной работы. 4,5 ГБ жесткого диска должно быть доступно для установки. Также желательно обновить до последней версии установленный в системе браузер.

Подбор ноутбука

Выбор ноутбука следует производить в соответствии с тремя ключевыми характеристиками, которые являются критичными для запуска программы. Прежде всего необходимо обращать внимание на видеокарту и ее мощность – чем производительнее графическая система, тем более плавно будет производиться построение изображений и тем больше графических объектов может быть отображено. Производительность графики влияет на уровень комфорта при работе с программой. Желательно, чтобы объем графической видеопамяти у ноутбука был не менее 1 ГБ. Для запуска 3D Max потребуется наличие дискретной видеокарты от Nvidia или Radeon как можно более новых моделей.

Второй важной характеристикой для запуска 3D Max является центральный процессор, количество ядер в котором должно быть не менее 4-х для работы с рендерингом. Желательно использовать последние процессоры от Intel (Core i7) и AMD (FX-9590 и выше). Чем выше тактовая частота и больше ядер в камне, тем лучше он будет справляться с обработкой вычислительных операций и построением сложных графических объектов.

Третьей важной характеристикой является объем оперативной памяти, от количества которой зависит объем прогружаемой сцены. Чем больше объект, тем больше данных требуется для хранения в оперативной памяти. Желательно, чтобы количество оперативки не было меньше 8 ГБ, однако при построении сложных объектов может потребоваться ноутбук с 16 Гб.

Стоимость

Стоит отметить, что стоимость ноутбука, который сможет функционировать в 3D Max, будет не менее 40000 р. Только наиболее дорогие модели способны обеспечить оптимальную производительность в программе. Если же вы используете 3D Max в образовательных целях или на любительском уровне, можно приобрести ноутбук, соответствующий минимальным требованиям производителя. В таком случае финальная стоимость устройства будет равняться примерно 25000 р.

Совет 3: Какую программу выбрать для изготовления 2D мультфильма

Создание 2D-мультфильмов на компьютере может стать увлекательным хобби, которое способно даже приносить доход: созданные проекты можно выкладывать на платных ресурсах онлайн или же начать подрабатывать аниматором в какой-нибудь фирме. Но сначала нужно выбрать подходящую программу.


Попробуйте для начала создавать мульфильмы на компьютере, не используя специальных и сложных программ. Воспользуйтесь обычной цифровой камерой. Сделайте мультик , используя любые подручные средства: лист бумаги и карандаши или краски, пластилин или глина, куклы и т.д. Просто снимите нужное количество кадров с помощью камеры, устанавливая и изменяя нарисованные объекты так, как нужно по сценарию. Приступите к сборке 2D мультфильма после того, как будут отсняты все необходимые фотографии. Воспользуйтесь любой программой для видеомонтажа: Movie Maker, Sony Vegas, Adobe Premiere, и т.д. Вставляйте отснятые сцены по очереди в специальное окно, выбрав в настройках частоту смены кадров. Чтобы получившийся мультфильм имел вид обыкновенной ленты, а не просто последовательность фото - установите частоту 10 кадров в секунду или выше. Склейте между собой смонтированные отдельно сцены, наложите музыку и титры, чтобы завершить проект. Воспользуйтесь интерактивным диском «Мульти-пульти», если вы являетесь начинающим аниматором или хотите приобщить к творчеству своего ребенка. Эта простая в освоении программа, которую можно приобрести в цифровых магазинах, обладает неограниченными возможностями для создания мультфильмов . Она позволяет вставлять в кадр различные предметы, заставлять их двигаться по-разному. Можно выбрать подходящих сказочных героев, например, Маугли, Бабу-ягу и трехглавого дракона . Персонажи настраиваются на десятки разных действий, каждое из которых также имеет свои параметры. Выберите профессиональную программу для создания анимационных фильмов и роликов Adobe Flash, если хорошо разбираетесь в данной области. Мультфильмы в формате swf занимают намного меньше места на диске, чем видеофайл с таким же качеством. Благодаря этому они быстрее скачиваются, что и сделало их очень популярными на просторах сети. Приложение Adobe Flash позволяет воспользоваться различными инструментами: карандашом, пером, кистью, окружностью, линиями и многими другими. В кадрах можно размещать фоновые рисунки, устанавливая их на передний или задний план, вставлять звук, использовать дополнительные слои и многое другое.


Виртуальный мир все больше становится трехмерным. Каждая уважающая себя и пользователя софтверная компания стремится сделать свои продукты в 3-D. Популярность этого визуального средства отображения столь велика, что многие хотят самостоятельно освоить тонкости трехмерного дизайна. И для этого есть специальные программы.


Для трехмерного моделирования создано очень много программ. Одни для полных новичков в этой области, другие больше подойдут профессиональным дизайнерам. Пользователь может легко запутаться во всем многообразии предложений, поэтому на суд читателя предлагается только три самых популярных 3D-строительных продукта, с которыми при желании могут разобраться все желающие.

3D Studio MAX

В настоящее время программа называется Autodesk 3ds Max. Стартовал проект в далекий 1990й год, когда о трехмерном моделировании только начинали задумываться самые смелые экспериментаторы.

Нередко для игровых или киношных проектов создается специальное программное обеспечение, ориентированное на решение специфических задач.

Разработкой пакета занималась студия «Yost Group» и первые четыре версии вышли для DOS. Кто не помнит «дооконные» времена, это операционная система с командной строкой – бабушка современных ОС. С 1994 года пакет стал выходить и для Windows.

С помощью пакета можно создавать видеоролики, заниматься архитектурным моделированием, воплощать в жизнь персонажей компьютерных игр. Для примера, многие видеовставки компании Blizzard для игр Warcraft и Starcraft использовали возможности 3D-Max. Также продукт применялся и для создания моделей в этих играх.

Autodesk Maya

Если кто-то задумается однажды о том, какой продукт в трехмерном моделировании можно считать стандартом де факто, то это именно Maya. В свое время она совершила революцию в мире трехмерной графики в кино и на телевидении. У продукта была довольно сложная история. Официально он появился только в 2006 году, однако до этого происходили различные корпоративные слияния и перестановки в бизнес сегменте, которые так или иначе отражались на проекте.

Тем не менее, он выжил и теперь активно используется многими специалистами и энтузиастами во всем мире. Один только список знаменитых мультфильмов и