Сочинение Булгаков М.А. Афраний - это Воланд? (Из работы Лидии Яновской) Начальник тайной стражи афраний

Сочинение Булгаков М.А. Афраний - это Воланд? (Из работы Лидии Яновской) Начальник тайной стражи афраний

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Тьма, пришедшая соСредиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.Исчезли висячиемосты,соединяющиехрамсострашнойАнтониевой башней, опустилась снеба бездна изалилакрылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами,базары, караван-сараи, переулки,пруды...ПропалЕршалаим -великий город, как будтоне существовал на свете.Все пожрала тьма, напугавшая все живоев Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучупринеслосморя к концудня,четырнадцатогодня весеннегомесяца нисана.

Она уже навалиласьсвоимбрюхом на ЛысыйЧереп, гдепалачи поспешно кололиказнимых,онанавалиласьна храмвЕршалаиме,сползладымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людейвдома. Она не спешилаотдавать свою влагуиотдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма сосверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал вомгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз онвыскакивализ нееиопятьпроваливался, икаждыйразэтотпровал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцаниявызывалииз бездны противостоящий храмуна западномхолмедворец Ирода Великого,и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу,простирая к нему руки. Но опять пряталсянебесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешлав ураган.В том самом месте,гдеоколополудня,близмраморнойскамьивсаду,беседовалипрокураторипервосвященник,сударом, похожим на пушечный,кактрость переломило кипарис.Вместес водяной пыльюи градом на балкон под колонны неслосорванныерозы,листьямагнолий,маленькиесучья и песок. Ураган терзал сад.

В это время под колоннами находился только один человек, и этот человек был прокуратор.

Теперь онне сидел вкресле, а лежал наложеунизкогонебольшого стола,уставленного яствамиивиномвкувшинах.Другоеложе,пустое, находилось с другой стороны стола. У ног прокуратора простиралась неубранная красная, как быкровавая, лужа и валялись осколки разбитого кувшина. Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол,почему-то растерялся под его взглядом,взволновалсяоттого,чточем-тонеугодил,ипрокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:

Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?

Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбили второй кувшин, но гнев прокуратора почему-то улетелтакже быстро, каки прилетел.Африканецкинулся былоподбирать осколкии затирать лужу, но прокуратормахнул емурукою, ираб убежал. А лужа осталась.

Теперь африканец во время урагана притаился возлениши, где помещалась статуябелойнагойженщинысосклоненнойголовой, боясьпоказаться не вовремяна глаза и в то же времяопасаясьи пропустить момент,когда его может позвать прокуратор.

Лежащий на ложе в грозовом полумраке прокуратор сам наливал себе вино в чашу, пил долгими глотками, повременам притрагивался кхлебу, крошил его, глотал маленькими кусочками, время от времени высасывал устрицы, жевал лимон и пил опять.

Если бы не рев воды, если бы не удары грома, которые, казалось, грозили расплющитькрышудворца, если быне стук града,молотившего поступеням балкона,можнобылобырасслышать,чтопрокураторчто-то бормочет, разговариваясамссобой.Иесли бы нестойкое трепетание небесного огня превратилосьбы в постоянныйсвет,наблюдательмогбы видеть, чтолицо прокуратора с воспаленнымипоследними бессонницами и вином глазами выражает нетерпение, что прокуратор нетолько глядит на две белыерозы, утонувшие в красной луже, но постоянно поворачивает лицо к саду навстречу водяной пыли и песку, что он кого-то ждет, нетерпеливо ждет.

Прошло некотороевремя, и пелена воды перед глазамипрокуратора стала редеть. Как ни был яростен ураган, онослабевал. Сучья большене трещали и непадали. Ударыгрома и блистания становились реже.Над Ершалаимом плыло уженефиолетовоесбелойопушкойпокрывало,аобыкновеннаясерая арьергардная туча. Грозу сносило к мертвому морю.

Теперь уж можно былорасслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды, низвергающейся пожелобам ипрямо по ступенямтойлестницы,покоторой прокуратор шел днем для объявления приговорана площади. А наконец зазвучал и заглушенный доселе фонтан. Светлело. В серой пелене, убегавшей навосток, появились синие окна.

Тутиздали,прорываясьсквозь стук ужесовсемслабенького дождика, донеслисьдо слухапрокуратораслабые звуки труб и стрекотание нескольких соткопыт. Услышав это, прокураторшевельнулся, и лицо егооживилось. Ала возвращалась с Лысой Горы,судяпозвуку,она проходилачерез тусамую площадь, где был объявлен приговор.

Наконец услышал прокуратор и долгожданные шаги, и шлепанье но лестнице, ведущей кверхней площадке садаперед самымбалконом. Прокураторвытянул шею, и глаза его заблистали, выражая радость.

Между двух мраморных львов показалась сперва голова в капюшоне, а затем и совершенномокрыйчеловекв облепившем телоплаще. Это былтотсамый человек, что передприговором шептался с прокуратором в затемненной комнате дворца и который во время казни сидел на трехногом табурете, играя прутиком.

Не разбираялуж, человекв капюшоне пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом:

Прокураторуздравствоватьирадоваться.-Пришедшийговорил по-латыни.

Боги! - воскликнул Пилат, - да ведь на вас нет сухойнитки! Каков ураган?А? Прошу вас немедленно пройти ко мне. Переоденьтесь, сделайтемне одолжение.

Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову,и, выразив на своембритом лице вежливую улыбку, стал отказываться переодеться, уверяя, что дождик не может ему ничем повредить.

Не хочу слушать, - ответил Пилат и хлопнул в ладоши. Этим он вызвал прячущихся отнегослугивелелимпозаботитьсяопришедшем, а затем немедленноподаватьгорячееблюдо.Длятогочтобывысушитьволосы, переодеться,переобуться и вообщепривести себявпорядок,пришедшему к прокуратору понадобилось очень мало времени, и вскоре он появился на балконе всухихсандалиях,всухомбагряномвоенномплаще исприглаженными волосами.

В это время солнце вернулось в Ершалаим и, преждечем уйти и утонуть в Средиземномморе, посылало прощальные лучи ненавидимому прокуратором городу и золотило ступенибалкона. Фонтансовсеможили распелся вовсюмочь, голуби выбралисьна песок, гулькали, перепрыгиваличерез сломанныесучья, клевали что-то в мокром песке. Красная лужа была затерта, убраны черепки, на столе дымилось мясо.

Яслушаюприказанияпрокуратора,- сказал пришедший,подходя к столу.

Но ничего не услышите,пока не сядете к столу и не выпьете вина, - любезно ответил Пилат и указал на другое ложе.

Пришедший прилег, слуганалил вего чашу густое красноевино. Другой слуга,осторожно наклонясь надплечомПилата, наполнилчашу прокуратора. После этого тот жестом удалилобоих слуг. Покапришедший пил и ел,Пилат, прихлебывая вино, поглядывал прищуренными глазами на своего гостя. Явившийся кПилату человек был среднихлет,с оченьприятнымокруглыми опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы егобыли какого-тонеопределенногоцвета. Сейчас,высыхая,они светлели.Национальностьпришельцабыло бытрудно установить. Основное, что определяло еголицо, это было, пожалуй, выражение добродушия,котороенарушали,впрочем,глаза,или, вернее, не глаза,а манерапришедшего глядетьнасобеседника.Обычномаленькиеглазасвои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками.Тогдавщелочках этих глазсветилось незлобноелукавство.Надо полагать,что гостьпрокураторабылсклоненк юмору.Ноповременам, совершенноизгоняяпоблескивающийэтотюмор из щелочек, теперешний гость широко открывалвеки и взглядывална своего собеседника внезапно и в упор, как будто с целью быстроразглядеть какое-то незаметное пятнышко наносу у собеседника.Этопродолжалосьодномгновение,послечеговекиопять опускались, суживалисьщелочки,ив нихначинало светитьсядобродушие и лукавый ум.

Пришедший неотказался и от второйчаши вина, свидимым наслаждением проглотил несколько устриц, отведал вареных овощей, съел кусок мяса.

Насытившись, он похвалил вино:

Превосходная лоза, прокуратор, но это - не "Фалерно"?

- "Цекуба", тридцатилетнее, - любезно отозвался прокуратор.

Гость приложил руку к сердцу, отказался что-либо еще есть, объявил, что сыт. Тогда Пилатнаполнил свою чашу, гость поступил также.Оба обедающие отлили немного винаизсвоихчаш в блюдо с мясом,и прокураторпроизнес громко, поднимая чашу:

Занас,за тебя,кесарь,отец римлян, самый дорогой и лучшийиз людей!

После этого допили вино, и африканцы убралисо стола яства, оставив на нем фрукты и кувшины. Опять-такижестом прокуратор удалил слуг и остался со своим гостем один под колоннадой.

Итак, -заговорил негромко Пилат, - что можете высказать мне о настроении в этом городе?

Онневольнообратил свойвзор туда,где затеррасами сада,внизу, догорали и колоннады, и плоские кровли, позлащаемые последними лучами.

Яполагаю,прокуратор,-ответилгость,-что настроениев Ершалаиме теперь удовлетворительное.

Так что можно ручаться, что беспорядки более не угрожают?

Ручаться можно, - ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, - лишь за одно в мире - за мощь великого кесаря.

Да пошлют ему боги долгуюжизнь, - тотчас же подхватил Пилат, - и всеобщиймир. - Он помолчал ипродолжал: -Такчтовыполагаете, что войска теперь можно увести?

Я полагаю, что когорта молниеносного может уйти, - ответил гостьи прибавил:- Хорошобы было,если бы на прощаниеонапродефилировала по городу.

Оченьхорошая мысль,- одобрил прокуратор, -послезавтрая ее отпущу и сам уеду,и -клянусь вам пиром двенадцати богов, ларами клянусь - я отдал бы многое, чтобы сделать это сегодня.

Прокуратор не любит Ершалаима? - добродушно спросил гость.

Помилосердствуйте, -улыбаясь, воскликнул прокуратор, - нет более безнадежного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, какмнеприходится сюда приезжать.Ноэтобы ещеполгоря. Ноэти праздники - маги, чародеи,волшебники,этистаи богомольцев... Фанатики, фанатики! Чегостоил один этот мессия, которогоони вдруг сталиожидать в этомгоду! Каждуюминутутолько иждешь,чтопридется бытьсвидетелем неприятнейшего кровопролития.Всевремятасовать войска, читатьдоносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебясамого!Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..

Да, праздники здесь трудные, - согласился гость.

От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, - энергично добавил Пилат. -Я получу возможность наконецвернуться в Кесарию. Верите ли, это бредовоесооружение Ирода, -прокуратор махнул рукою вдоль колоннады, так что стало ясно, что он говорит о дворце, - положительносводит меня с ума. Я немогу ночевать в нем. Мирне зналболее странной архитектуры.Да, но вернемся к делам. Прежде всего, этот проклятый Вар-равван вас не тревожит?

Тутгость и послалсвой особенный взгляд в щекупрокуратора.Но тот скучающимиглазамигляделвдаль, брезгливо сморщившисьисозерцая часть города, лежащую у егоног и угасающую в предвечерье. Угас и взгляд гостя, и веки его опустились.

Надодумать, что Вар-равванстал теперь безопасен, как ягненок, - заговорилгость, и морщинки появилисьнакруглом лице.-Емунеудобно бунтовать теперь.

Слишком знаменит? - спросил Пилат, усмехнувшись.

Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!

Но, вовсяком случае, - озабоченно заметил прокуратор,и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх, - надо будет...

О, прокуратор может бытьуверен в том, что,пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам.

Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь.

Прокуратор слишком добр!

А теперь прошу сообщить мне о казни, - сказал прокуратор.

Что именно интересует прокуратора?

Небылолисосторонытолпыпопытоквыражения возмущения? Это главное, конечно.

Никаких, - ответил гость.

Очень хорошо. Вы сами установили, что смерть пришла?

Прокуратор может быть уверен в этом.

А скажите... напиток им давали перед повешением на столбы?

Да. Но он, - тут гость закрыл глаза, - отказался его выпить.

Кто именно? - спросил Пилат.

Простите, игемон! - воскликнул гость, - я не назвал? Га-Ноцри.

Безумец! - сказалПилат, почему-то гримасничая. Под левым глазом у негозадергалась жилка, - умирать от ожогов солнца!Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону? В каких выражениях он отказался?

Он сказал, - опять закрывая глаза, ответил гость, - что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь.

Кого? - глухо спросил Пилат.

Этого он, игемон, не сказал.

Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал,это,что в числе человеческих пороководним изсамых главныхон считает трусость.

К чему это было сказано? - услышал гость внезапно треснувший голос.

Этого нельзя было понять.Он вообще вел себя странно, как, впрочем,

и всегда.

В чем странность?

Он всевремя пыталсязаглянутьв глаза то одному, то другомуиз окружающих и все время улыбался какой-то растерянной улыбкой.

Больше ничего? - спросил хриплый голос.

Больше ничего.

Прокураторстукнул чашей, наливая себе вина. Осушив ее досамого дна, он заговорил:

Делозаключается вследующем: хотя мы и неможемобнаружить - в данноевремя,покрайнеймере,-каких-либоегопоклонниковили последователей, тем не менее ручаться, что их совсем нет, нельзя.

Гость внимательно слушал, наклонив голову.

И вот, во избежание каких-нибудь сюрпризов, - продолжал прокуратор, - япрошу вас немедленнои без всякого шума убрать с лица земли тела всех трех казненных и похоронить их в тайне и втишине, так, чтобы о нихбольше не было ни слуху ни духу.

Слушаю, игемон,- сказал гость и встал, говоря: - Ввиду сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно.

Нет, присядьтееще, -сказалПилат, жестомостанавливаясвоего гостя,-есть ещедвавопроса. Второй-вашигромадныезаслугина труднейшей работевдолжностизаведующего тайной службой припрокураторе Иудеи дают мне приятную возможность доложить об этом в Риме.

Тут лицо гостя порозовело, он встал и поклонился прокуратору, говоря:

Я лишь исполняю свой долг на императорской службе!

Нояхотелбыпросить вас,-продолжалигемон,-если вам предложат перевод отсюда с повышением,отказаться от него и остаться здесь. Мненизачтоне хотелось бырасстатьсясвами.Пустьваснаградят каким-нибудь иным способом.

Я счастлив служить под вашим начальством, игемон.

Мнеэто оченьприятно. Итак, третийвопрос.Касаетсяэтого, как его... Иуды из Кириафа.

Тутгость и послалпрокуратору свой взгляд и тотчас, какполагается, угасил его.

Получит, - тихонько поправил Пилата начальник тайной службы.

А велика ли сумма?

Этого никто не может знать, игемон.

Даже вы? - своим изумлением выражая комплимент, сказал игемон.

Увы,даже я, - спокойноответил гость, -но что он получит эти деньги сегодня вечером, это я знаю. Его сегодня вызывают во дворец Каифы.

Ах, жадныйстарик из Кириафа,- улыбаясь, заметил прокуратор, - ведь он старик?

Прокуратор никогда неошибается, но насейраз ошибся, - любезно ответил гость, - человек из Кириафа - молодой человек.

Скажите! Характеристику его вы можете мне дать? Фанатик?

О нет, прокуратор.

Так. А еще что-нибудь?

Очень красив.

А еще? Имеет, может быть, какую-нибудь страсть?

Труднознатьтакужточновсехвэтомгромадномгороде, прокуратор...

О нет, нет, Афраний! Не преуменьшайте своих заслуг!

Унего есть одна страсть,прокуратор.- Гость сделалкрохотную

паузу. - Страсть к деньгам.

А он чем занимается?

Афраний поднял глаза кверху, подумал и ответил:

Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников.

Ах так, так, так,так.- Тут прокуратор умолк,оглянулся, нет ли когона балконе,и потом сказалтихо: - Так вот в чемдело - я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью.

Здесьгостьнетолько метнул свойвзгляднапрокуратора,но даже немного задержал его, а после этого ответил:

Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обомне. По-моему, яне заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет.

Вы достойны наивысшей награды, - ответил прокуратор, - но сведения такие имеются.

Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения?

Позвольте мне пока этого неговорить, темболее что они случайны, темны инедостоверны. Ноя обязан предвидеть все. Таковамоя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибоникогда оно еще меня не обманывало.Сведенияжезаключаются в том, чтокто-тоиз тайныхдрузей Га-Ноцри, возмущенный чудовищнымпредательством этого менялы, сговаривается со своимисообщниками убить его сегодняночью,аденьги,полученныеза предательство,подбросить первосвященнику с запиской:"Возвращаю проклятые деньги!"

Больше своих неожиданных взглядов начальник тайной службы на игемона не бросал и продолжал слушать его, прищурившись, а Пилат продолжал:

Вообразите,приятноли будет первосвященнику впраздничнуюночь получить подобный подарок?

Нетольконеприятно,-улыбнувшись, ответилгость,- но я полагаю, прокуратор, что это вызовет очень большой скандал.

И я сам того же мнения. Вот поэтому я прошу вас заняться этим делом, то есть принять все меры к охране Иуды из Кириафа.

Приказание игемонабудет исполнено, -заговорил Афраний, -но я должен успокоить игемона:замысел злодеев чрезвычайно трудно выполним. Ведь подумать только, -гость,говоря,обернулся ипродолжал:-выследить человека, зарезать,да ещеузнать, сколько получил,да ухитриться вернуть деньги Каифе, и все это в одну ночь? Сегодня?

И тем неменее его зарежут сегодня, - упрямоповторил Пилат, - у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, - тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.

Слушаю, -покорно отозвалсягость, поднялся,выпрямился и вдруг спросил сурово: - Так зарежут, игемон?

Да, - ответил Пилат,- и всянадежда только навашу изумляющую всех исполнительность.

Гость поправил тяжелый пояс под плащом и сказал:

Имею честь, желаю здравствовать и радоваться.

Ах да, - негромковскричалПилат, -я ведь совсем забыл! Ведь я вам должен!..

Гость изумился.

Право, прокуратор, вы мне ничего не должны.

Ну как же нет! При въезде моем в Ершалаим, помните, толпа нищих... я еще хотел швырнуть им деньги, а у меня не было, и я взял у вас.

О прокуратор, это какая-нибудь безделица!

И о безделице надлежит помнить.

Тут Пилат обернулся, поднялплащ,лежащий на кресле сзади него, вынул из-под него кожаныймешоки протянулего гостю.Тот поклонился, принимая его, и спрятал под плащ.

Яжду,- заговорил Пилат, - доклада о погребении, атакже ипо этомуделуИуды из Кириафа сегодня же ночью,слышите,Афраний,сегодня. Конвою будет дан приказ будить меня, лишь только вы появитесь. Я жду вас!

Имею честь, - сказал начальник тайной службы и, повернувшись, пошел с балкона. Слышно было, как онхрустел,проходя по мокрому песку площадки, потом 2001, Библиотека « Вехи »

Был закончен М.А. Булгаковым в 1939 году. Яркое и динамичное повествование, глубокая философская проблематика потрясли первых немногочисленных слушателей романа. В то же время всем стало понятно, что безумием было бы пытаться издать роман. Друг и биограф Булгакова П.С. Попов писал его жене: «Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти лет 50-100». К счастью, первая публикация романа произошла гораздо раньше: в 1966 году журнал «Москва» начал печатать роман с многочисленными цензурными купюрами и беспощадной редакторской правкой. Больше всего пострадали те части романа, где обрисовывались наиболее непривлекательные черты москвичей, описывалось сходство древнего и современного мира, рассказывалось о действиях римской тайной полиции.
Афраний — глава тайной римской полиции — появляется в третьей главе романа о Пилате. Читатели романа многое бы потеряли, если бы эта глава оказалась вырезанной в результате цензурных правок. Глава, большую часть которой составляет беседа Пилата с Афранием, написана упругим, изящным языком, языком тонких дипломатов и политиков, лучших знатоков своего дела. Пятый прокуратор Иудеи и «заведующий тайной службой» ведут разговор, полный взаимных комплиментов, иносказаний, намеков. Вопросы о состоянии дел в Ершалаиме, о том, как протекала казнь, и о других насущных делах Пилат перемежает с похвалами в адрес своего исполнительного гостя.
Внешность Афрания совсем не вяжется с его работой: он красив, добродушен, а в глазах его сквозит «лукавый ум». Автор полагает, что гость прокуратора даже «наклонен к юмору». Интересно, что по описанию внешности Афраний схож с московским следователем, который посещает в клинике Ивана Бездомного. Следователь назван «круглолицым», и у Афрания «приятное округлое» лицо; Афраний добродушен, и следователь «спокоен и мягок» в обращении. Как и Афраний, следователь считается одним из лучших в Москве. Только у Афрания есть особенная черта: временами его лицо совершенно меняется, он «широко открывал веки и взглядывал на своего собеседника внезапно и в упор, как будто с целью быстро разглядеть какое-то незаметное пятнышко на носу у собеседника». Несколько раз за время беседы он бросает такие взгляды на прокуратора, будто подозревая, что у Пилата есть особый интерес к казни, и пытаясь догадаться, в чем он состоит. Спустя некоторое время после начала беседы проницательный Афраний уже, кажется, может читать мысли прокуратора. Например, Афраний называет Иешуа Га-Ноцри «он», точно зная, что прокуратор поймет, о ком идет речь. Но прокуратор не поддерживает игры Афрания, будто боится, что и у стен дворца Ирода, который ненавистен ему, есть уши.
Прокуратор узнает от Афрания то, что он так жаждал услышать. Глава тайной полиции передает ему слова умирающего Иешуа: «Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь». Но это известие не облегчает внутренней муки прокуратора, потому что Афраний продолжает говорить: «…он сказал… что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Прокуратор понимает, что свою последнюю проповедь Иешуа читал для него, его волнение выдает «внезапно треснувший голос». Всадника Золотое Копье нельзя назвать трусом — несколько лет назад он спас великана Крысобоя, бросившись ему на помощь в гущу германцев. Но победить трусость в бою оказывается легче, чем совладать с душевной трусостью, боязнью «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».
Пилат пытается искупить свою вину перед Иешуа. Он видит только один способ сделать это — приказать Афранию убить Иуду. Но он не приказывает этого прямо, а, напомнив Афранию о долгих годах совместной службы в Иудее, сообщает главе тайной полиции, что Иуду «зарежут этой ночью». Под видом «случайных, темных и недостоверных» сведений Пилат излагает Афранию то, каким он видит убийство Иуды. Прокуратор пытается одновременно отомстить первосвященнику Кайфе, который настоял на том, чтобы в честь праздника Пасхи отпустили мятежника Вар-раввана, а не Га-Ноцри.
По волнению Пилата видно, как важно для него, чтобы Афраний исполнил его приказание: «…судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки». При этом прокуратору не приходит в голову считать убийство Иуды, предавшего Га-Ноцри, преступлением. С одной стороны, это попытка Понтия Пилата загладить свою вину перед Иешуа, отомстить за него, успокоить свою совесть. С другой стороны, сам Иешуа никого не винил в своей смерти и на допросе у Пилата волновался за судьбу «юноши из Кириафа», предчувствуя, что с ним случится несчастье. Убивать кого бы то ни было, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа, который учил прокуратора тому, что на свете нет злых людей, переживал за всех людей и любил их всех. Дико и нелепо выглядит сцена разговора Пилата с Левием Матвеем в самом конце романа о Пилате. Прокуратор упрекает Левия в том, что бывший сборщик податей ничего не усвоил из того, что говорил Иешуа: «Ты жесток, а тот жестоким не был». Левий обещает посвятить остаток жизни тому, чтобы разыскать и зарезать Иуду. Но прокуратор, испытывая невероятное наслаждение, признается Левию, что уже убил предателя.
Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не столько с его трусостью по отношению к Га-Ноцри, сколько с тем, что он «не дослушал» философа, не понял до конца его заветов любви и истины.
Поступок Пилата, его завуалированное приказание Афранию нельзя оценить однозначно. Стремясь сделать благо, Пилат совершает преступление, убивает человека. В то же время, совершая это преступление, он мстит за предательство, то есть восстанавливает справедливость. Невозможность отделить добро от зла, двойственность и неоднозначность этих категорий становится отличительным знаком романа Булгакова. Принцип двойственности заявлен уже в эпиграфе романа, взятом из , где Мефистофель называет себя частью «той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». В конце романа Пилату прощается его трусость и, может быть, преступление. За него просит сам Иешуа, прочитавший роман Мастера.
Таким образом, в сцене разговора Пилата с Афранием под искусно сплетенной словесной игрой скрывается душевное волнение и мрачная тоска пятого прокуратора Иудеи, который осознает, что никакая месть не возвратит к жизни «бродячего философа», проповедовавшего о царстве «истины и справедливости».

«… О, прокуратор может быть уверен в том, что, пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам …»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Афра́ний (лат. Afranius) - римское родовое имя (лат. Afrania gens). Его носил, в частности, Луций Афраний, консул 60 года до н. э., приближенный и личный приверженец Гнея Помпея Великого, сражавшийся против Юлия Цезаря в Испании и Африке; после битвы при Тапсе (46 до н. э.) он был захвачен в плен, но вскоре убит солдатами Цезаря (без ведома полководца). То же имя, Луций Афраний, носил также римский писатель комедий (родился около 150 года до н. э.), один из известных поэтов-комедиографов того направления, которое, свободно подражая образцам новогреческой комедии, создало национальную комедию в Риме, сюжеты которой брались из народной жизни (жанр лат. fabula togata). Известен также Секст Афраний Бурр (лат. Sextus Afranius Burrus, ? - 62 н. э.) - римский военачальник и государственный деятель, наставник императора Нерона, префект преторианцев во время правления Нерона.

ВЕРСИЯ БУЛГАКОВА: В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» это имя носит начальник тайной стражи прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Прототипом А. послужил Афраний Бурр, о котором подробно рассказывается в книге французского историка религий Э. Ренана (1823-1892) "Антихрист". Выписки из этой книги сохранились в архиве Булгакова. Ренан писал о "благородном" Афраний Бурре, занимавшем пост префекта претория в Риме (это должностное лицо исполняло, в числе прочих, и полицейские функции) и умершем в 62 г. Он, по словам историка, "должен был искупить смертью, полной печали, свое преступное желание сделать доброе дело, считаясь в то же время со злом".

Будучи тюремщиком апостола Павла, Афраний обращался с ним гуманно, хотя, как пишет Ренан, ранее "у Павла не было с ним никаких непосредственных отношений. Однако, возможно, что человеческое обращение с апостолом обусловливалось благодетельным влиянием, которое распространял вокруг себя этот справедливый и добродетельный человек". Под "смертью, полной печали", здесь имелось в виду сообщение в "Анналах" знаменитого римского историка Тацита о широко распространенном в народе мнении, что Афраний был отравлен по приказу императора Нерона (37-68).

А. и Понтий Пилат также пытаются сделать доброе дело, не порывая со злом. Пилат стремится помиловать Иешуа Га-Ноцри, но, опасаясь доноса, утверждает смертный приговор. А. по долгу службы руководит казнью, но потом по завуалированному приказу прокуратора убивает доносчика Иуду из Кириафа. А. и Понтий Пилат своеобразно восприняли проповедь Га-Ноцри о том, что, все люди добрые, ибо первое, что они делают после смерти Иешуа, так это убивают Иуду, совершая с точки зрения проповедника безусловное зло.

У Ренана в "Антихристе" упоминается должность префекта полиции Иудеи - на этот пост римский полководец и будущий император Тит (39-81) во время Иудейской войны 67-70 гг. назначил одного из своих иудейских сторонников Тиверия Александра. А. фактически является начальником полиции Иудеи, названной в романе тайной стражей.

Афраний в романе "Мастер и Маргарита": образ и характеристика

Афраний - начальник тайной службы при прокураторе Иудеи:
"...есть еще два вопроса. Второй – ваши громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой при прокураторе Иудеи дают мне приятную возможность доложить об этом в Риме..."
"...тихонько поправил Пилата начальник тайной службы..."
"...К вам начальник тайной стражи, – спокойно сообщил Марк..."

Афраний следит за порядком в Иудее. Он - надежный помощник Понтия Пилата :
"...О, прокуратор может быть уверен в том, что, пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам..."

Внешность Афрания:
"...Теперь на лошадь вскочил человек в военной хламиде и с коротким мечом на бедре. Он тронул поводья, и горячая кавалерийская лошадь пошла рысью, потряхивая всадника..."
"...вскоре он появился на балконе в сухих сандалиях, в сухом багряном военном плаще и с приглаженными волосами..."
"...Явившийся к Пилату человек был средних лет, с очень приятным округлым и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы его были какого то неопределенного цвета. Сейчас, высыхая, они светлели. Национальность пришельца было бы трудно установить..."
"...выразив на своем бритом лице вежливую улыбку..."
"...потом послышался стук его сапог по мрамору меж львов. Потом срезало его ноги, туловище, и, наконец, пропал и капюшон..."
"...отбыл с территории дворца верхом и гость прокуратора, переодевшийся в темный поношенный хитон..." (Афраний в переодевается в хитон, чтобы не быть замеченным)

Характер Афрания:
"...Основное, что определяло его лицо, это было, пожалуй, выражение добродушия, которое нарушали, впрочем, глаза, или, вернее, не глаза, а манера пришедшего глядеть на собеседника. Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щелочках этих глаз светилось незлобное лукавство. Надо полагать, что гость прокуратора был склонен к юмору. Но по временам, совершенно изгоняя поблескивающий этот юмор из щелочек, теперешний гость широко открывал веки и взглядывал на своего собеседника внезапно и в упор, как будто с целью быстро разглядеть какое-то незаметное пятнышко на носу у собеседника. Это продолжалось одно мгновение, после чего веки опять опускались, суживались щелочки, и в них начинало светиться добродушие и лукавый ум..."

Афраний на вид ласковый и добродушный человек:
"...Ручаться можно, – ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, – лишь за одно в мире – за мощь великого кесаря..."
"...Прокуратор не любит Ершалаима? – добродушно спросил гость..."

Афраний - скромный человек. Он исполняет свою работу, не ожидая похвалы:
"...Я лишь исполняю свой долг на императорской службе!.."
"...О нет, нет, Афраний! Не преуменьшайте своих заслуг!.."
... Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обо мне. По‑моему, я не заслуживаю вашего доклада..."
"...Вы достойны наивысшей награды, – ответил прокуратор..."

Афраний - исполнительный человек:
"...Да, – ответил Пилат, – и вся надежда только на вашу изумляющую всех исполнительность..."

Афраний хорошо знает город Ершалаим, в котором происходит действие романа:
"...Хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна..."

Афраний - осторожный человек. Он следит, чтобы его разговоры никто не подслушивал:
"...Прежде чем начать говорить, Афраний, по своему обыкновению, огляделся и ушел в тень и, убедившись, что, кроме Банги, лишних на балконе нет, тихо сказал..."

Афраний служит много лет в тайной полиции. У него большой опыт службы:
"...Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате..."
"...Мне приходилось видеть убитых, прокуратор, на своем веку!.."

Афраний - знаток своего дела:
"...Считаю вас одним из выдающихся знатоков своего дела. Я не знаю, впрочем, как обстоит дело в Риме, но в колониях равного вам нет. Объясните, почему?.."

Понтий Пилат в завуалированной форме просит Афрания избавиться от Иуды . Афраний исполняет поручение:
"...Я жду, – заговорил Пилат, – доклада о погребении, а также и по этому делу Иуды из Кириафа сегодня же ночью, слышите, Афраний, сегодня..."
"...Прошу отдать меня под суд, прокуратор. Вы оказались правы. Я не сумел уберечь Иуду из Кириафа, его зарезали. Прошу суд и отставку..."

Понтий Пилат ценит работу Афрания. В знак благодарности он дарит Афранию перстень:
"...Благодарю вас за все, что сделано по этому делу. Прошу вас завтра прислать ко мне Толмая, объявив ему заранее, что я доволен им, а вас, Афраний, – тут прокуратор вынул из кармана пояса, лежавшего на столе, перстень и подал его начальнику тайной службы, – прошу принять это на память..."

Афраний говорит по латыни, как Понтий Пилат и другие герои ершалаимских глав:
"...Прокуратору здравствовать и радоваться. – Пришедший говорил по латыни..."

Это был цитатный образ и характеристика Афрания в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание внешности и характера героя в цитатах.

© сайт



АФРАНИЙ – САТАНА ИЗ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ВРЕМЯ ПЛЕСЕНИ – КОНЕЦ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНТЕРНЕТ И ГЛОБАЛЬНЫЙ «КОЛПАК». КИБЕРВОЙНЫ
СОВЕТ ИИСУСА ХРИСТА

I. Введение.
«Князь тьмы» из книги Даниила Андреева «Роза Мира»:
1) «Я (Андреев) много раз указывал на то, как отразилась недовершённость миссии Иисуса Христа (всего 3 года из-за противодействия сатаны) в ущербности средневекового христианства, и как из этого психологического климата, создавшегося на Западе вследствие этой ущербности церкви, возникло антидвижение (антихриста)…
2) Технический прогресс, вызванный безрелигиозной эрой, останется, в сущности, нерешённой проблемой и как флегмона, развившаяся на организме человечества, прорвётся на рубеже антихристова царства».

II. Афраний-сатана из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
А) «Афраний» из статьи В.Бегичевой в журнале «Наука и Религия» № 10 за 2012 г.:
1) «Из текстов Нового Завета Библии явствует, что сатана – противник Бога присутствовал в Иерусалиме последние дни земной жизни Спасителя Иисуса Христа и активно способствовал её драматической развязке:
а) Он подтолкнул Его ученика Иуду на предательство Учителя (Евангелие от Луки 22.3-5: «Вошёл сатана в Иуду, прозванного Искариотом… и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег (30 сребреников))»…
б) Другого ученика Петра сатана провоцировал на прекословие Христу (Евангелие от Матфея 16.21-23: «С того времени начал говорить Иисус Христос ученикам Своим, что Ему нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников… Быть там убитым и на третий день воскреснуть… Пётр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою». Иисус же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что есть Божие, а о том, что человеческое».
2) Из Евангелий также известно, что сатана в последние годы земной жизни Христа присутствовал на Святой Земле в обличии некого человека или его подобия – (демонического) существа способного думать, двигаться и говорить (Евангелие от Матфея 4.8-10: «Опять берёт Христа на высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Тогда Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»»…
3) В 1980-х гг. литературовед Гаспаров высказал гипотезу, что Воланд – сатана в ершалаимских главах (романа «Мастер и Маргарита») выступает под маской начальника тайной службы прокуратора Иудеи (Понтия Пилата) – Афрания…
4) Уже первое появление Афрания в романе (М.Булгакова) многозначительно. Прокуратор (Понтий Пилат) встречается с ним «в затемнённой от солнца тёмными шторами комнате»»…
Б) Об Иисусе Христе, отрывок из письма Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) к Фульфии (своей подруге), из журнала «Наука и Религия» № 3 за 2013 г.:
1) «Он (Понтий Пилат) поник головою и сказал: «И ты видела Исуса Назаретского? Это Его ненавидят фарисеи и саддукеи, люди (царя Иудеи) Ирода и лукавые левиты. С каждым днём возрастает эта ненависть, и мщение витает над головою Исуса. А между тем речи Назарянина – речи мудреца и чудеса Его – чудеса Истинного Бога». «За что они ненавидят Его?» - спросила я. «За то, что Исус обличает их пороки и непокорность», - ответил Понтий. «Но ты будешь защищать Его! – воскликнула я (Клавдия) с ужасом. – Ты имеешь власть!» Понтий ответил: «Моя власть нечто иное, как призрак, пред этим мятежным и коварным народом! Между тем, я бы душевно страдал, если бы должен был пролить кровь этого Мудреца!»…
2) В четверток (четверг) предшествующий празднику Пасхи (в субботу), когда собралось в Иерусалиме множество народа со всех концов Иудеи для принесения в Храме торжественной жертвы, Понтий сказал мне (Клавдии) со скорбью: «Будущность Исуса Назарянина очень неутешительна. Голова Его оценена и сегодня вечером Он будет предать архиереям». Я задрожала при этих словах и повторила: «Но ты же – защитник Его!». «Могу ли я это сделать? – мрачно сказал Понтий. – Он будет преследуем, изменнически предан (своим учеником Иудой) и осуждён на смерть жестокую (в пятницу)»».
В) Иисус Христос и Афраний, продолжение статьи В.Бегичевой:
1) «Затем мы видим Афрания на распятии (Христа) на горе Лысый Череп (Голгофе) на «невыносимой жаре». К четвёртому часу казни «солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим» (Иерусалим). Мучаются трое распятых, легионеры, ученик Иешуа (Иоанн, мать Его Мария и Мария Магдалина). Афраний единственный на этой «дьявольской адской жаре» не испытывает ни малейшего дискомфорта. Он «поместился невдалеке от столбов (с распятыми) на трёхногом табурете и сидел в благодушной неподвижности»»…
2) Афраний лично руководил казнью Иешуа и удостоверял Его смерть. Он лично надзирал, чтобы осуждённый (Иешуа) ни с кем не говорил, тем самым лишая его возможности проповедовать в свои последние предсмертные часы…
3) Афраний знал, кто Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос), что это не просто нищий, бродячий философ. Иуда, по его словам «встанет, когда труба Мессии, которого здесь ожидают, прозвучит над ним». (В разговоре после казни Иисуса Христа) в отличие от своего собеседника Понтия Пилата, которого тревожит ожидание Иудеи – Мессии-Царя Освободителя, Афраний говорит о Мессии Нового Завета – Христе-Спасителе, о Конце Света, о Страшном Суде и о Его Втором Пришествии. Значит, он знал, что Первое Пришествие (Иисуса Христа) уже было».
Г) Афраний – «истинный римлянин из достойнейшего рода»:
1) «Единственный известный по античным источникам представитель этого рода, живший во времена Евангельских событий, был Секст Афраний Бурр. Личное имя Секст – в честь отца, латинское прозвище Бурр (искажённое греческое Пирр – «огонь») умер в 62 г. н.э…
2) Источник, содержащий сведения о ранней биографии Афрания – знаменитая Везонская надпись, обнаруженная археологами в 19 в. на юге Франции, в Провансе – бывшей Римской провинции Нарбонская Галлия, посвящённая ему как уроженцу и патрону города Вазиона…
3) Как многие молодые римляне, Афраний Бурр избрал военное поприще и участвовал в Германских походах Тиберия и Германика в 10-16 гг. н.э., как и Понтий Пилат и Марк Крысобой. Он сражался успешно и, согласно Везонской надписи, получил звание «военного трибуна»…
4) Когда и при каких обстоятельства Секст Афраний Бурр, по мысли Булгакова, перестал быть просто молодым римлянином знатного рода и сделался воплощением «повелителя теней» (сил тьмы)? Очевидно «просто человек» Афраний Бурр был убит в одном из Германских походов и «очнулся после тяжёлого ранения» уже сатаной в человеческом обличье. (После смерти физического тела его покидает дух, и душа человека переходит в тонкий мир земли. Затем тонкое тело сатаны вошло в физическое тело Афрания Бурра и оживило его. В результате чего получилось существо с физическим телом Афрания Бурра и с чёрной душой сатаны)…
5) Поэтому у Булгаковского Афрания белые и незагорающие руки, он нечувствителен к жаре, а, промокнув в ливень, не боится простудиться и заболеть – по его собственным словам «дождик не может ему ничем повредить».
6) Афраний затем быстро сделал карьеру в ведомстве тайной службы (Римской империи), чтобы к началу проповеднической деятельности Иешуа (Иисуса Христа в 27 г. н.э.) получить назначение в Иудею, где трижды искушал Иешуа в пустыне и противодействовал Ему (Иисусу Христу) всем, чем только мог…
7) А что произошло с Афранием по окончании романа «Мастер и Маргарита» после весеннего дня 14 нисана (14 апреля 30 г. н.э. после распятия Иисуса Христа)? Из Везонской надписи следует, что Афраний Бурр оставил службу в звании «военного трибуна»…
8) Во время правления (Римского императора) Калигулы (37-41 гг. н.э.) Афраний решил переждать эти лихие времена в своём родном городе Вазионе, так как по соседству с ним в те годы оказались главные злодеи Евангельской драмы (распятия Христа). Кому как не сатане надлежало позаботиться их наказанием на земле и после смерти? Тетрарх Галилеи Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя и, осыпав проклятиями, отославший Иисуса Христа на суд Понтия Пилата, был в 39 г. н.э. низложен Калигулой и сослан в заточение в город Лугдун (современный город Лион во Франции), где и умер в позоре и ссылке. А в город Виенну (современный город Вьен во Франции) был сослан в 37 г. н.э. Понтий Пилат в место его самоубийства или казни.
9) Убийство (императора) Калигулы и восшествие на престол его дяди Клавдия (41-54 гг. н.э.) позволила Афранию Бурру снова вернуться на службу в качестве «прокуратора божественного Клавдия» (Везонская надпись)… Афранию, покончившему с делами в южной Галлии, было чем тогда заняться в городе Риме: около 49 г. н.э. апостолом Петром будет основана первая христианская община в городе Риме. И сатана спешит на борьбу с ней. Своим возвышением Афраний Бурр обязан четвёртой жене (императора) Клавдия Агриппине (на балу Воланда-сатаны в романе «Мастер и Маргарита» среди архизлодеек упомянута третья жена Мессалина, известная распутница, а Агриппина – мать Нерона-антихриста, не упомянута)…
10) Агриппина была дочерью Германика, под началом которого сражался (настоящий) Афраний Бурр. В 49 г. н.э. она стала императрицей после смерти Мессалины и поручила Афранию (сатане) и философу Сенеке воспитание своего сына 12-летнего Нерона (усыновлённого Клавдием)…
11) В 52 г. н.э. Агриппина добилась от (императора) Клавдия преторианских когорт имперской личной гвардии в подчинение Афрания Бурра, который назначен их командиром и наделён особой властью «префектом претория с консульскими полномочиями». (В 54 г. н.э. Агриппина отравила Клавдия)…
12) «Поведение наставников Нерона сильно изуродовало его характер. Сенека и Бурр позволяли ему предаваться чувственным (развратным) утехам, которым не было меры», – писал историк У.Дюранд. Развращая юного императора, наставники взращивали того Нерона-Зверя, Нерона-Антихриста, имя которого станет позорной кличкой и проклятием человечества…
13) Антихриста обычно изображают перед сатаною, который стоит за его спиной и нашёптывает ему на ухо советы. «Даже тексты выступлений юный император Нерон получал готовыми», – писал историк А.Кравчук. Афраний Бурр, по мнению историков, был, может быть, самым могущественным лицом в Римской империи в царствование Нерона-Зверя – антихриста…
14) «Афраний Бурр руководил секретной полицией в Римской империи, – писал историк М.Ф.Басле, – вёл следствие и суд по особо важным государственным делам». Император Нерон при его содействии совершал свои самые ужасные преступления».
Д) Римский император Нерон-антихрист. Факелы Нерона:
1) Сына и законного наследника императора Клавдия – юного Британика по приказу Нерона отравили во дворце в Риме на семейном обеде в присутствии Нерона, Афрания Бурра и Сенеки, а затем между ними было разделено его наследство. «Когда Нерону поступил донос, что (его мать) Агриппина намеревается его убить, – рассказывал историк Тацит, – Бурр дал ему обещание, что если подтвердится её виновность, то он распорядится предать её смерти, и возглавил следственную комиссию». Агриппине удалось оправдаться, но ненадолго, в 59 г. н.э. Нерон отдал приказ об убийстве своей матери, и именно Афраний, по свидетельству историка Тацита, «указал, кого следует послать, чтобы довести это дело до конца»…
2) В начале 62 г. н.э. Афраний Бурр внезапно умер. «Нерон послал ему яд», –писал Светоний. «Бурр был злодейски отравлен императором Нероном», – утверждал историк Тацит. Он (сатана) пожал плоды своих трудов и сам в борьбе за власть, в интригах и кознях властолюбия взрастил Зверя (антихриста), который его и растерзал (В это же время в 62 г. н.э. в Иерусалиме был забит камнями младший брат Иисуса Христа – староста христианской общины).
3) Сатана (Афраний) покинул ему уже ненужную человеческую оболочку. Все дела его в Риме были закончены, но не Рим, не Иерусалим ещё не знают, что не все ещё семена грядущих бед, посеянные Афранием Бурром или сатаною в его обличье, как предположил Михаил Булгаков, дали свои ужасные всходы. Глядевшим на огонь его погребального костра было невдомёк, каких пожаров он является предвестником.
4) Император-артист Нерон страстно увлекался театральными постановками, осуществляемыми им с поистине императорским размахом. На реквизит не скупились, на представлении комедии Луция Афрания (предка Афрания Бурра) «Пожар», – свидетельствовал историк Светоний, – актёрам и зрителям было разрешено хватать и забирать себе утварь из горящего дома»…
5) Эта театральная постановка послужила Нерону репетицией другого более грандиозного пожара. Рим загорелся в ночь с 18 на 19 июля 64 г. н.э. и горел 6 дней. Император Нерон, как рассказывали, любуюсь с дворца бушующим пламенем, играл на кифаре и пел о пожаре Трои. По стране поползли зловещие слухи: «Рим подожгли по приказу императора Нерона». «Пресечь эти слухи было невозможно, – писал историк Тацит. И тогда Нерон решил «найти виноватых» и обвинил в этом поджоге христиан, положив тем самым начало их преследованиям. Тогда приняли мученическую кончину (были распяты) апостолы Пётр и Павел. Множество христиан были распяты, растерзаны зверями на арене Римского цирка и сгорели живыми факелами перед гуляющей толпой на ночном празднике в садах Нерона. (Ставленник сатаны Адольф Гитлер в молодости увлекался живописью, в 1933 г. партия Гитлера победила на выборах в Германии и он был назначен канцлером. Чтобы укрепить свою власть Гитлер отдал приказ своим штурмовикам поджечь Рейхстаг в Берлине, обвинив в этом поджоге коммунистов. После этого начались аресты всех несогласных с политикой Адольфа Гитлера и отправка их в концлагеря. Адольф Гитлер также любил факельные шествия).
6) Если Афраний Бурр и был воплощением сатаны, то в метафорическом (в переносном) смысле. «Мастер и Маргарита» – роман не о потусторонних силах. Михаил Булгаков писал его о людях и для людей – об их высотах духа и слабостях, подвижничестве и падениях. Сатана – это не сила, приходящая извне, это тьма и мрак кромешный (сил сатаны), которые сами себе приготовляют люди, творящие зло и неверующие в Бога и в Божий Суд. Читателю следует искать разгадку тайны этого великого романа в истории человеческого рода и в собственном сердце (душе), так как не магическими заклятиями, а лишь добром (с любовью к Богу и ближнему) побеждается зло (сил тьмы сатаны) и светом (Силами Света) побеждается тьма (сил сатаны).

III. Время плесени – конец современной цивилизации.
А) Опыт японского исследователя, из Интернета:
Он взял 3 стеклянных сосуда, насыпал в них рис, залил их водой и поставил на свет.
Первому сосуду с рисом он говорил слова: «любовь и благодарность».
Второму сосуду говорил: «ты дурак».
Мимо третьего сосуда проходил равнодушно, ничего не говоря.
Через некоторое время в первом сосуде с водой и рисом получился прекрасный тонизирующий напиток.
Во втором сосуде рис почернел от злости.
В третьем сосуде рис покрылся плесенью из-за равнодушия.
Б) Время плесени? из интервью Михаила Веллера газете «АиФ» за май 2013 г. корреспонденту «АиФ» Шигарёвой:
20.05.13 г. писатель-философ Михаил Веллер отметил юбилей – 65 лет. Веллер – «советский человек, конструкция неплохая»:
1) «Советский человек начался ещё до (социалистической) революции 1917 г. – одновременно с доктриной пролетарского интернационализма: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Сейчас мы видим, что соединились – и сделали это отлично – «олигархи всех стран», а вовсе не пролетарии (при современном глобальном капитализме)….
2) СССР превратился в великий «плавильный котел». Советский человек (вернее его идеал) – это было (коллективное) существо, бескорыстное, работающее на (советский) народ, а не на свой карман. Существо патриотичное: «Жила бы страна родная, и нету других забот!»…
3) Советский человек мог прийти на помощь другу и не попросить за это никаких ответных услуг… Комплексы национальной розни, корысти и жадности были (в СССР) меньше, чем за всю тысячелетнюю историю России и до, и после СССР…
4) Советский человек был конформист по убеждению и всегда делал то, что от него требовалось и развешивал плакаты: «Решения очередного съезда КПСС – в жизнь!»
5) Мы (советские люди) презирали людей денежных: официантов, таксистов, мясников, продавцов комиссионок. Это были люди несоветские.
А когда горбатились за небольшие деньги – это были советские люди. Мы, когда ездили в стройотряды, – мы были советские».
В) Михаил Веллер, продолжение интервью, вопрос Шигарёвой:
«Почему же этот идеал, который более 70 лет «выковывали» (в СССР), так быстро растворился на просторах истории?»
Ответ Веллера:
1) «Человек меняет свою ментальную структуру, попадая в иную (жизненную) ситуацию. Когда объявили «рынок» (в 1992 г.), тогда вдруг богатые оказались в почёте и престиже:
а) Те, кто моложе, восприняли это естественно.
б) Те, кто сами такие (же хапуги), обрадовались.
в) Большая часть (советских людей) оказались «за бортом» (жизни).
2) Люди моего поколения никогда не проникнутся рыночной идеологией: это взять (себе) – побольше, а отдать (другим людям) – поменьше.
А хороший (духовный) человек – это совершенно другое: взять себе меньше, отдав другому больше (человек VI Духовной Расы)…
3) Рынок формирует очень плохого человека («духовного мертвеца») – жадного, подлого и корыстного, в конце концов, разрушающего государство (пример, в г.Краснодаре внук морил голодом бабушку, чтобы быстрее продать дом, в котором она живёт)…
4) Всю жизнь я (Веллер) занимался философией, 32 года назад я пришёл к своей философской теории, которую потом назвал энерго-эволюционизмом. В историческом аспекте суть этой теории состоит в том, что любая цивилизация есть система, проходящая определённые этапы. В любой такой системе заложено начало, развитие и конец. (Согласно закону эволюции Коренные Расы проходили и проходят своё начало, развитие и конец. Так было около 18-6 млн лет назад со Сверхцивилизацией Лемурийцев. Затем около 5 млн – 80 тыс. лет назад было со Сверхцивилизацией Атлантов. Сейчас в Эпоху Водолея наступило время конца современной V Арийской Расы)…
5) Когда этой системе приходит время «схлопываться» (наступает конец), она требует жизни других людей…
Ей требуется «плесень», «плесневые клетки» («духовные мертвецы»), которые эту (устаревшую) систему «сожрут» и уничтожат, и останется ровное пространство (в Эпоху Водолея произойдут катаклизмы на Земле, которые подготовят поверхность Земли для развития новой VI Духовной Расы)…
6) Когда наша цивилизация – называйте её христианской, евро-атлантической… дошла до своего пика, началось её «схлопывание». В России оно пошло с 1992 г., люди, стоящие наверху, стали высасывать как можно больше денег и угонять их за границу. Министр образования (Фурсенко) говорил, что: «Воспитывать надо не творцов, а потребителей». Это подход – прошу прощения – крысиный! Когда выжирается сыр, внутри которого ты живёшь. В России сейчас есть люди умные, талантливые, работящие, но не они определяют политику, так как такое время. Сейчас политику определяют те «клетки» («духовные мертвецы»), которые съедают (современную) цивилизацию, так как она прошла свой цикл (развития). В Европе этот процесс начался в 1968 г…
7) Если «олигархи» времён Петра I и Екатерины II (царской России), составляя гигантские состояния, работали на подъём державы, то современные олигархи работают на развал и уничтожение. Именно они сегодня «заказывают музыку» и определяют структуру всей государственной пирамиды. А усилия патриотов, усилия людей честных и работающих (на благо России) сводятся на нет теми, кто набивает собственные карманы…
8) Вот эти люди и являются «плесневыми клетками» («духовными мертвецами»), погибающей цивилизации (современной V Арийской Расы)»…

IV. Интернет и глобальный «колпак»:
А) Глобальный «колпак», из Интернета, статья В.Ю.Катасонова, июль 2013 г.:
1) «Нынешний «шпионский скандал», связанный с обнародованием бывшем сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом данных о разведывательной деятельности США в других странах, дал толчок большому количеству публикаций о глобальном электронно-информационном «колпаке» (слежке в Интернете). Этот «колпак» был сооружён в мире в последние десятилетия и накрыл большую часть человечества (с помощью Интернета)…
2) Существует ещё более важная часть информационного «колпака», которую можно назвать финансово-банковской, где собираются сведения самого разного характера… Если это физические лица – то это данные о финансовом положении, здоровье, работе, имуществе, родственниках, условиях жизни граждан (тотальный контроль над людьми, как в фильме «Матрица»)…
3) Сооружение глобального информационного «колпака» велось и ведётся совместно со спецслужбами и банками. Фактически произошло органическое сращивание западных спецслужб и финансово-банковского мира (глобального капитализма)…
4) Возник громадный теневой Левиафан (монстр), обладающий мощными финансовыми и информационными ресурсами, и ставящий под свой контроль все стороны жизни общества (современного мира)…
5) Нынешний «шпионский скандал» зацепил лишь спецслужбы США. Связи спецслужб с банковским миром не были высвечены ни (правозащитником) Эдвардом Сноуденом, ни комментаторами этого «шпионского скандала»»…
Б) Сверхсекретное оружие спецслужб. Кибервойны. Из статьи «Экстрасенсы в погонах» А.Кондрашова в газете «Аргументы недели» 29.03.12 г.:
1) «Психофизическое оружие (ПФО) – это совокупность всех возможностей, методов и средств: технических, информационных, фармакологических, паранормальных (экстрасенсорных средств воздействия) скрытого насильственного влияния на человека с целью модификации его сознания в нужном направлении (зомбирование). Это оружие воздействует как на психологию, так и на физиологию человека…
2) Сейчас куда большие возможности по управлению сознанием людей предоставляет Интернет. Он (через социальные сети, Фейсбук и Твиттер) сыграл немалую роль в событиях «Арабской весны» (это события привели к кровавому лету 2013 г.). Скоро компьютер (через Интернет) станет основным психофизическим оружием и заменит атомную бомбу… Сейчас уже существуют компьютерные программы, включающие звуковые и световые воздействия (через Интернет) для моделирования различных состояний сознания человека:
а) Режим самогипноза – на альфа-волнах 8-10 Гц/сек.
б) Программирование подсознания (эквивалентно зомбированию) тета-волны 5-7 Гц/сек».

V. Совет Иисуса Христа: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне».
А) Евангелие от Матфея Глава 7, п. 34:
«И так не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний (день) будет заботиться о своём; довольно для каждого дня своей заботы».
Б) «Живите одним днём», из книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»:
1) «Одним из самых ужасных комментариев к нашему образу жизни является то, что почти половина коек в наших больницах занята пациентами, страдающими нервными и психическими расстройствами, пациентами, которых сломил непомерный груз, накопившихся вчерашних дней и устрашающих завтрашних дней. Ведь большинство этих людей могло бы спокойно наслаждаться жизнью и быть счастливыми, если бы следовали совету Иисуса Христа: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне»…
2) Вы и я в настоящую секунду стоим на пересечении двух вечностей: безбрежного прошлого, которое длилось вечно и будущего, которое устремлено вперёд… Мы не можем одновременно жить ни в одной, ни в другой вечности – даже долю секунды. Пытаясь этого добиться, мы можем лишь подорвать своё физическое здоровье и умственные силы. Поэтому будем жить в единственном отрезке жизни – от настоящего момента времени до отхода ко сну…
3) «Каждый способен нести свою ношу, какой бы тяжёлой она ни была до прихода ночи, – писал Роберт Стивенсон. – Любой из нас может выполнять свою работу, даже самую трудную, в течение одного дня. Любой из нас может жить с нежностью в душе, с терпением, с любовью к окружающим, добродетельно до захода солнца. Именно в этом состоит подлинный смысл жизни»…
4) В военное и мирное время разница между правильным и неправильным образом мысли состоит в следующем:
а) Правильный образ мысли основан на анализе причин и следствий – он ведёт к логическому, к конструктивному планированию.
б) Неправильный образ мысли ведёт к психическому напряжению и нервным срывам….
Во время Второй Мировой войны в госпитале Тед Бергермино усвоил полезный урок. Военврач дал ему совет: «Ты и я, остальные люди – похожи на песочные часы. Когда мы утром встаём, то возникают сотни дел, которые мы должны выполнить в этот день. Если мы не будем выполнять эти дела по одному в определённый промежуток времени (одна песчинка – в единицу времени, одно дело – в определённый промежуток времени), а будем стремиться всё сделать сразу, то мы подорвём свои физические и психические силы (и заболеем)».

VI. «Предают только свои» - французская поговорка.
Дейл Карнеги:
«Даже если вам кажется, что один из шести самых близких друзей оклеветал вас, поднял на смех, обманул, «всадил нож в вашу спину». Не упивайтесь жалостью к себе, лучше вспомните, что именно это произошло с Иисусом Христом. Один из его двенадцати самых близких друзей Иуда предал его за взятку в 30 сребреников, а другой – Пётр отрёкся открыто от Христа в тот момент, когда тот попал в беду и трижды заявил, что никогда не был с ним знаком. Поэтому не ожидайте лучшего результата для себя».

P.S. Если вас заинтересовала данная проблема, вы можете задать вопросы автору этой эзотерической статьи на синтезе науки, религии и философии.