Шестаков, николай яковлевич. Шестаков николай иванович - управление дополнительного образования Приблизительный поиск слова

Шестаков, николай яковлевич. Шестаков николай иванович - управление дополнительного образования Приблизительный поиск слова
(1894-02-01 )

Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода, Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург

Биография

Николай Шестаков родился в селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (1894-02-01 ) года .

Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» (Омск), автор и редактор ее информационных сообщений [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.

Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.

Литературная деятельность

Творческая деятельность началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919); активно публиковался в колчаковской периодике, затем в альманахе «Арпоэпис» (Новониколаевск, 1921). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .

Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - 1981).

Труды

  1. Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
  2. Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
  3. Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
  4. Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
  5. Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
  6. Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  7. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
  8. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
  9. Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
  10. Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
  11. Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  12. Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
  13. Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
  14. Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
  15. Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз. (включает некоторые ст-ния Шестакова, публиковавшиеся в колчаковской печати, а в этой книжечке приписанные вымышленному графоману из Курмыша).
  16. Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
  17. Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
  18. Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
  19. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
  20. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
  21. Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.

Литература

  1. Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
  2. Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
  3. Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
  4. Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
  5. Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.

РСФСР

Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода , Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург

Биография

Николай Шестаков родился селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (18940201 ) года .

Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» в г. Омск [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.

Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.

Литературная деятельность

Творческая деятельность его началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .

Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - ?).

Труды

  1. Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
  2. Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
  3. Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
  4. Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
  5. Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
  6. Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  7. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
  8. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
  9. Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
  10. Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
  11. Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  12. Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
  13. Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
  14. Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
  15. Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз.
  16. Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
  17. Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
  18. Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
  19. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
  20. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
  21. Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.

Напишите отзыв о статье "Шестаков, Николай Яковлевич"

Литература

  1. Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
  2. Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
  3. Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
  4. Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
  5. Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шестаков, Николай Яковлевич

В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

Николай Яковлевич Шестаков
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

драматургия

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

пьесы для детей и юношества

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода , Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург

Биография

Николай Шестаков родился селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (18940201 ) года .

Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» в г. Омск [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.

Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.

Литературная деятельность

Творческая деятельность его началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .

Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - ?).

Труды

  1. Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
  2. Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
  3. Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
  4. Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
  5. Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
  6. Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  7. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
  8. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
  9. Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
  10. Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
  11. Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  12. Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
  13. Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
  14. Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
  15. Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз.
  16. Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
  17. Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
  18. Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
  19. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
  20. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
  21. Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.

Напишите отзыв о статье "Шестаков, Николай Яковлевич"

Литература

  1. Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
  2. Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
  3. Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
  4. Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
  5. Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.

Примечания

Ссылки

  • cv:Шестаков Николай Яковлевич

Отрывок, характеризующий Шестаков, Николай Яковлевич

– Ой, а ведь правильно! – тут же воскликнула Стелла. – Как я сама не подумала?!
– Ну, иногда, как видишь, и мне что-то в голову приходит... – рассмеялась я. – Не всегда же только тебе придумывать!
Я попробовала «включиться» в его мысли – ничего не происходило... Попробовала вместе с ним «вспомнить» тот момент, когда он «уходил»...
– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.
– А посмотри, – к моему величайшему облегчению, вдруг очень заинтересованно произнесла Стелла, – тебе не кажется, что это не Земная сущность? Та, которая напала... Она слишком не похожа на обычных «плохих земных», что мы видели на этом «этаже». Может потому она и использовала тех двоих, земных чудищ, что сама не могла попасть на земной «этаж»?

М.-Л., Госиздат, 1928. 10 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 22 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!

Шестаков, Николай Яковлевич (1894-1974) - советский писатель, поэт и драматург. Николай Шестаков родился в городе Алатырь в 20 января (1 февраля) 1894 года. Детские годы провёл в г. Алатырь, родственник епископа Симона (Шлеева). Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913. В 1914–18 студент историко-филологического факультета Казанского университета. Ну, прямо шел по пути, проторенной В.И. Лениным. С осени 1918 года корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» в г. Омске [при Колчаке]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в г. Новониколаевске (ныне Новосибирск), с 1921 корректором, журналистом в Москве. Творческая деятельность его началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году. Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других. В 1930 году спектаклем «Аул Гидже» по пьесе Шестакова в постановке режиссёра Бориса Смирнова был открыт Куйбышевский ТЮЗ. В 1931 году Тульский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий». В 1933 году Астраханский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий». Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей, Саратовского ТЮЗа. В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол». Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - ?). Похоронен на 16 участке Ваганьковского кладбища.

В портфеле у Николая Яковлевича Шестакова написано достаточное количество детских книг:

Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.

Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.

Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.

Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.

Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.

Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.

Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.

Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.

Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.

Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз.

Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Был близок по стилистике к художникам группы «Маковец», а именно Н. М. Чернышеву, с которым долгое время поддерживал дружеские отношения. В 1924 году с бывшими членами «Бубнового валета» Н. Шестаков вступил в общество «Московские живописцы». Члены учредители: П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.А. Осмеркин, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк. В 1928 году вошел в объединение Общество Московских художников (ОМХ). Члены ОМХ- С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь, А.Д. Древин, А.В. Куприн, А.А. Лебедев-Шуйский, А.В. Лентулов, А.А. Осьмеркин, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин, Н.И. Шестаков и др. В июне 1917 года Н.Шестаков совместно с П.Кончаловским, И.Машковым, А.Лентуловым возглавляет художественную комиссию при Комитете женского союза «Помощь Родине» В 20-х годах писал преимущественно в манере москоского сезанизма -натюрморты, пейзажи, портреты по стилистике близкие к художникам «Бубнового валета», а особенно к В.В.Рождественскому. Преподавал во ВХУТЕМАСе вместе с Осмеркиным, Машковым, Кончаловским. Среди его учеников были: И. Чекмазов, В. Фаворская, А. Чирков, Б. Иорданский и др. В 1919 году из отдела ИЗО в фонды Симбирского художественного музея были переданы работы мастеров русского авангарда: М. Ларионова, Н. Гончаровой, Розановой, Нивинского, Н.И. Шестакова и др.