Сергей бобков, скульптура из стружки. Удивительные скульптуры из стружки сергея бобкова

Сергей бобков, скульптура из стружки. Удивительные скульптуры из стружки сергея бобкова
Сергей бобков, скульптура из стружки. Удивительные скульптуры из стружки сергея бобкова

Пишу с радостью и гордостью за наших умельцев, способных не только блоху подковать, а создавать такое, чего до них еще не делал никто и никогда. Просто у нас, к сожалению, такие свершения проходят негромко, максимум один раз в новостях покажут … А жаль, ведь многие направления, «скульптура из стружек» в частности, являются не просто интересными, а новаторскими, тут впору технологию патентовать, студию открывать, мастер – классы и выставки организовывать, эх … Надеюсь, все это будет, очень надеюсь, ведь красиво и здорово!

А впечатлил меня своим творчеством красноярский мастер, обычный школьный учитель обычной провинциальной средней школы (не знаю точно, возможно, трудовик))). Ему 55 лет, за свою жизнь успел попробовать своими руками делать много чего – была резьба по дереву, плетение из лозы, керамическое творчество, было даже производство мебели. Но видимо хотелось чего-нибудь «эдакого», повторить легкость и естественность своих экспонатов – животных и птиц. Чтобы если перья – то трепетные и воздушные, если шерсть – то пушистая и с ворсинками.

Это соболек, белый и пушистый, с 30 тысячами "шерстинок"

Материал нашелся неожиданно – им оказалась древесная стружка, вначале простая, затем, по результатам проб и ошибок, специально подготовленная. Обычная стружка – структура хрупкая, и чтобы добиться пластичности, Сергей Бобков придумал вымачивать деревянные брусочки в воде по несколько дней. Использует он в основном стружку кедра сибирского, но иногда добавляет и буковую, и ивовую. Стружка снимается, особенным образом прокатывается, представляете, как пахнет у него в мастерской? …

На фото видно, какие сложные у него получаются скульптуры – каждое перышко на своем месте, нужного размера и формы. Кроме того, что красиво и роскошно, все еще и анатомически максимально достоверно – мастер изучает повадки и анатомические особенности своих орлов, филинов и соболей. Иногда на создание одной стружечной скульптуры уходит до полугода; шерсть соболька, например, состоит из 30 тысяч ворсинок, а для орла понадобилось около 7 тысяч разных перьев.

Сергей Бобков говорит, что его работы – полная противоположность чучелам настоящих, мертвых животных. Чучело – это результат смерти, а его стружечная фигурка – это рождение, целая философия получается.

Свои творения мастер выставляет, но только иногда и пока только в очень местных масштабах. Но планы у него большие – он надеется, что в его родной стране его заметят и поддержат, помогут открыть задуманный художественный центр (с выставочным залом, большой мастерской, гостиницей для приезжих, желающих обучиться, просто полюбоваться или что-нибудь купить). Очень – очень хочется, чтобы все получилось, и о Сергее Бобкове узнали не только все у нас, но и за рубежом, ведь есть чему удивляться и чем восхищаться.


Найти и проявить свои таланты никогда не поздно. Реальным тому подтверждением служит история 55-летнего учителя труда обычной провинциальной школы - Сергея Бобкова. Его жизненный и творческий путь проходит в селе Кожаны Красноярского края, Россия. Прославился он не только в родном поселке и на территории страны, но и за ее пределами как талантливый скульптор, создающий потрясающие трехмерные художественные изделия из древесной стружки. Вот уже несколько лет нашедший свое призвание художник радует людей невероятно реалистичными творениями в виде различных животных и птиц, перья и шерсть которых заменяют обработанные особым способом тончайшие древесные пластины.

Первые изыскания в области нового направления в искусстве, уникальную технологию которого, между прочим, Сергею удалось запатентовать, начались девять лет назад, когда скульптору было 48 лет. Однажды он обратил внимание на уникальные свойства древесной стружки, которые могли бы помочь ему в создании чего-то особенного, выходящего за рамки существующих представлений о творчестве. Так мастером были отмечены фактурность, пластичность и многообразность оттенков древесного материала. К тому же, он натуральный, доступный по стоимости, при этом не теряющий со временем своих первоначальных эстетических свойств. Не откладывая идею в долгий ящик, Сергей принялся за работу, и в результате был создан первый шедевр - птица из древесной стружки в натуральную величину, запечатленная в типичной динамичной позе.

До этого художник успел перепробовать большое количество ремесел - плетение из лозы, изготовление изделий из керамики, художественная резьба по дереву и даже производство мебели, но поистине близким ему стало создание неординарных скульптур из дерева. От экспонатов веет поразительной естественностью и легкостью: шерсть реалистично пушистая, кажется, сейчас наклонится под легким дуновением ветра, а перья, воздушные и легкие, вмиг могут ожить и взмыть в небо. За почти десять лет своей работы мастер изготовил целую коллекцию животных и птиц, подобных которым нет во всем мире.

По словам Сергея, делать то, что удается большинству - ему неинтересно, а вот найти свой путь и создать нечто необычное - совсем другое дело, это отлично вдохновляет.

Задолго до того, как приступить непосредственно к созданию новой скульптуры, на протяжении нескольких месяцев мастер досконально изучает интересующий его субъект. Он штудирует учебники с описаниями и фотографиями выбранного зверя или птицы, а также следит за их повадками и особенностями в естественной среде обитания до тех пор, пока не станет настоящим знатоком в данной теме.

Начинается история изготовления стружечной скульптуры с создания пластилинового прототипа, представляющего собой практически полную трехмерную модель, служащую своеобразным "манекеном" для снятия мерок, которые позже переносятся на дерево.

Основа будущего изделия вырезается по созданному эскизу из брусков дерева, которые затем покрываются шерстью или перьями. Технология производства и обработки древесной стружки представляют собой достаточно сложные процессы. Так как обычная стружка - материал очень хрупкий, Сергею приходится добиваться эластичности и прочности посредством вымачивания дерева в воде. Затем из мокрых брусков режутся тончайшие пластины, которые некоторое время просыхают между страницами школьных учебников.

И вот наконец материал готов, и вскоре искусный резчик превратит тонкие пластинки в мех, пух или перья. Каждый элемент равняется приблизительно 5-8 см. Для пущей реалистичности Сергей обрабатывает их резцами и ножницами, дабы внешняя схожесть была максимальной. Деревянные перья и мех с ювелирной точностью приклеиваются руками мастера к "телу" будущей скульптуры. Клюв и когти также делаются из стружки, склеенной из нескольких десятков слоев.

По словам Сергея Бобкова, для данного вида искусства подойдет стружка различных видов древесины, однако он предпочитает работать исключительно с сибирским кедром.

Изготовление необычных скульптур заставляет ремесленника проводить в своей мастерской по 14-18 часов в день, трудясь не покладая рук. Сложная, филигранная, требующая многих навыков, сил и вдохновения работа приносит Сергею только удовлетворение и радость. На создание одного стружечного шедевра в виде крупного животного или птицы у художника уходит примерно 4-6 месяцев. Скульптор утверждает, что особенно сложно работать над фигурками пушных зверей. К примеру, пару куниц, для меха которой мастеру понадобилось 150 тончайших стружек, он создавал долгих 8 месяцев. Шерсть соболя состоит из 30 тысяч ворсинок, а для оперения орла понадобилось до 7 тысяч пластинок древесной стружки. Одну из последних крупных работ - двух глухарей - художник делал в тандеме со своим 21-летним сыном Артемом.

Стружечные изделия из-за их поразительного внешнего сходства со своими "моделями" часто сравнивают с чучелами животных. Однако данное утверждение художнику совсем не по душе, ведь его произведения представляют собой полную противоположность чучел мертвых животных - они символизируют жизнь и несут в мир исключительно красоту и добро.

Коллекция скульптур Сергея Бобкова выставлена в поселковой школе, куда кроме местных жителей часто приходят туристы и отдыхающие из ближайшего курорта "Красноярское Загорье".

Наиболее масштабные детища мастер пока не осмеливается продавать, что абсолютно неудивительно, ведь очень сложно попрощаться с творением, на которое было потрачено более шести месяцев работы. Для приобретения предлагаются небольшие скульптуры вроде деревянных цветов и симпатичных сов. К примеру, сейчас на сайте скульптора на продажу выставлена композиция из трех сов, стоимость которой составляет 150 тысяч рублей. Для сравнения стоит отметить, что за одну из наиболее прекрасных работ скульптора - статую орла - предлагали 3 млн. рублей, однако Сергей отказался от данного предложения.

У талантливого Сергея Бобкова грандиозные планы на будущее - он мечтает о большом художественном центре, который будет включать в себя выставочный зал, мастерскую и гостиницу для тех, кто желает обучиться премудростям данного вида искусства или просто полюбоваться уже созданными шедеврами.

Я в восторге от творчества этого человека и с удовольствием выкладываю его работы. Это скульптура из … стружки. Работы представляют собой фигуры зверей в натуральную величину. Текстура стружки, ее теплота и глубина оттенков, позволяет создать жизненную композицию. Зверушки динамичны, пушисты, многообразны в тонах и тенях., чудо, как хороши!

Сибирский скульптор, обычный школьный учитель обычной провинциальной средней школы, которая находится в 207 км от Красноярска, тонко чувствующий природу и свой любимый материал - дерево.



Сергей Бобков получил патент на свои работы. В общей сложности у него около 15 скульптур из деревянной стружки. На создание каждой скульптуры у Сергея Бобкова уходит от 4 до 6 месяцев. Например, на изготовление двух куниц в натуральную величину ему понадобилось восемь месяцев и 150 тыс штук опилок сибирского кедра.

Обычная стружка - структура хрупкая, и чтобы добиться пластичности, Сергей Бобков придумал вымачивать деревянные брусочки в воде по несколько дней. Использует он в основном стружку кедра сибирского, но иногда добавляет и буковую, и ивовую. Стружка снимается, особенным образом прокатывается, представляете, как пахнет у него в мастерской? Кстати, его работы, представленные на выставках, не продаются. Продаются только сувениры, в основном совы, которые редкие туристы с удовольствием разбирают.












Вот его сайт:

Первые изыскания в области нового направления в искусстве, уникальную технологию которого, между прочим, Сергею удалось запатентовать, начались девять лет назад, когда скульптору было 48 лет. Однажды он обратил внимание на уникальные свойства древесной стружки, которые могли бы помочь ему в создании чего-то особенного, выходящего за рамки существующих представлений о творчестве. Так мастером были отмечены фактурность, пластичность и многообразность оттенков древесного материала. К тому же, он натуральный, доступный по стоимости, при этом не теряющий со временем своих первоначальных эстетических свойств. Не откладывая идею в долгий ящик, Сергей принялся за работу, и в результате был создан первый шедевр - птица из древесной стружки в натуральную величину, запечатленная в типичной динамичной позе.

До этого художник успел перепробовать большое количество ремесел – плетение из лозы, изготовление изделий из керамики, художественная резьба по дереву и даже производство мебели, но поистине близким ему стало создание неординарных скульптур из дерева. От экспонатов веет поразительной естественностью и легкостью: шерсть реалистично пушистая, кажется, сейчас наклонится под легким дуновением ветра, а перья, воздушные и легкие, вмиг могут ожить и взмыть в небо. За почти десять лет своей работы мастер изготовил целую коллекцию животных и птиц, подобных которым нет во всем мире.

По словам Сергея, делать то, что удается большинству – ему неинтересно, а вот найти свой путь и создать нечто необычное – совсем другое дело, это отлично вдохновляет.

Задолго до того, как приступить непосредственно к созданию новой скульптуры, на протяжении нескольких месяцев мастер досконально изучает интересующий его субъект. Он штудирует учебники с описаниями и фотографиями выбранного зверя или птицы, а также следит за их повадками и особенностями в естественной среде обитания до тех пор, пока не станет настоящим знатоком в данной теме.

Начинается история изготовления стружечной скульптуры с создания пластилинового прототипа, представляющего собой практически полную трехмерную модель, служащую своеобразным “манекеном” для снятия мерок, которые позже переносятся на дерево.

Основа будущего изделия вырезается по созданному эскизу из брусков дерева, которые затем покрываются шерстью или перьями. Технология производства и обработки древесной стружки представляют собой достаточно сложные процессы. Так как обычная стружка - материал очень хрупкий, Сергею приходится добиваться эластичности и прочности посредством вымачивания дерева в воде. Затем из мокрых брусков режутся тончайшие пластины, которые некоторое время просыхают между страницами школьных учебников.

И вот наконец материал готов, и вскоре искусный резчик превратит тонкие пластинки в мех, пух или перья. Каждый элемент равняется приблизительно 5-8 см. Для пущей реалистичности Сергей обрабатывает их резцами и ножницами, дабы внешняя схожесть была максимальной. Деревянные перья и мех с ювелирной точностью приклеиваются руками мастера к “телу” будущей скульптуры. Клюв и когти также делаются из стружки, склеенной из нескольких десятков слоев.

По словам Сергея Бобкова, для данного вида искусства подойдет стружка различных видов древесины, однако он предпочитает работать исключительно с сибирским кедром.

Изготовление необычных скульптур заставляет ремесленника проводить в своей мастерской по 14-18 часов в день, трудясь не покладая рук. Сложная, филигранная, требующая многих навыков, сил и вдохновения работа приносит Сергею только удовлетворение и радость. На создание одного стружечного шедевра в виде крупного животного или птицы у художника уходит примерно 4-6 месяцев. Скульптор утверждает, что особенно сложно работать над фигурками пушных зверей. К примеру, пару куниц, для меха которой мастеру понадобилось 150 тончайших стружек, он создавал долгих 8 месяцев. Шерсть соболя состоит из 30 тысяч ворсинок, а для оперения орла понадобилось до 7 тысяч пластинок древесной стружки. Одну из последних крупных работ - двух глухарей - художник делал в тандеме со своим 21-летним сыном Артемом.

Стружечные изделия из-за их поразительного внешнего сходства со своими "моделями" часто сравнивают с чучелами животных. Однако данное утверждение художнику совсем не по душе, ведь его произведения представляют собой полную противоположность чучел мертвых животных - они символизируют жизнь и несут в мир исключительно красоту и добро.

Коллекция скульптур Сергея Бобкова выставлена в поселковой школе, куда кроме местных жителей часто приходят туристы и отдыхающие из ближайшего курорта "Красноярское Загорье".

Наиболее масштабные детища мастер пока не осмеливается продавать, что абсолютно неудивительно, ведь очень сложно попрощаться с творением, на которое было потрачено более шести месяцев работы. Для приобретения предлагаются небольшие скульптуры вроде деревянных цветов и симпатичных сов. К примеру, сейчас на сайте скульптора на продажу выставлена композиция из трех сов, стоимость которой составляет 150 тысяч рублей. Для сравнения стоит отметить, что за одну из наиболее прекрасных работ скульптора - статую орла - предлагали 3 млн. рублей, однако Сергей отказался от данного предложения.

У талантливого Сергея Бобкова грандиозные планы на будущее - он мечтает о большом художественном центре, который будет включать в себя выставочный зал, мастерскую и гостиницу для тех, кто желает обучиться премудростям данного вида искусства или просто полюбоваться уже созданными шедеврами.