Санта-Мария-делле-Грацие — образец эпохи Возрождения. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка Монастырь санта мария делле грацие

Санта-Мария-делле-Грацие — образец эпохи Возрождения. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка Монастырь санта мария делле грацие
Санта-Мария-делле-Грацие — образец эпохи Возрождения. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка Монастырь санта мария делле грацие

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие расположена в самом центре Милана. Она является выдающимся произведением архитектуры, а также эмблемой классической традиции католической церкви. Но больше всего церковь известна благодарю одному из сохранившихся произведений Леонардо Да Винчи, которое находится внутри. «Тайная вечеря» в трапезной Санта-Марии-делле-Грацие собирает туристов со всего мира. Церковь является одним из наиболее важных свидетельств искусства эпохи Возрождения. 1980 году здание внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Являясь центром политических, экономически и социальных событий, Милан на протяжении многих веков имел особое стратегическое значение для Италии. В 1460 году офицер Вимерчати, командир ополчения Франческо Сфорца, приказал построить для рыцарского ордена Святого Доминика часовню, фрески которой изображали Святую Мадонну-дель-Грацию. Со временем орден окреп и смог построить для себя собственную церковь и монастырь.

Строительство церкви и монастыря началось в 1463 году. За строительство отвечал архитектор Гвинифорте Солари. Монастырь построили к 1469 году, а церковь лишь к 1482. В 1490 герцог Лодовико Сфорц, предком которого являлся Франческо Сфорц, захотел добавить к церкви усыпальницу. Изменения были возложены на архитектора Донато Браманте.

Церковь снаружи

В результате работы Браманте были добавлены большие полукруглые аспиды, величественный купол с серией колонн, великолепная исповедальня и трапезная. По бокам церкви находятся 7 квадратных часовень, посвящённых Деве Грацие. После завершения строительства самые влиятельные семьи Милана просили покровительства над часовнями, чтобы иметь право хоронить в них своих близких. Те, кто этого всё же добился, со временем стали украшать их различными произведениями искусства. Часовня Святой Катарины украшена скульптурами Антонелло де Мессина, часовни Святой Богородицы и Святой Короны – фресками Гауденцио Феррари.

Так как у комплекса было 2 создателя, произошло смешение стилей: готики и эпохи Возрождения. Из-за этого архитектура церкви считается довольно сложной. Несмотря на это, в наши дни Санта-Мария-делле-Грацие Браманте наряду с «Тайной вечерей» Да Винчи являются символами эпохи Возрождения в Милане и новой эры в истории европейского искусства.

Церковь внутри

Посетители заходят внутрь главным образом для знакомства с творением Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» с годами сильно разрушалась, поэтому каждое поколение занималось её реставрацией. Нынешняя фреска не так похожа на изначальную работу мастера, но она всё ещё восхищает своей масштабностью. Примечательно, что во время Второй мировой войны помещение трапезной было разрушено бомбой, но фреска осталась невредима.

Кроме фрески привлекает внимание и внутреннее убранство церкви. В эпоху Возрождения было принято уделять внимание деталям, поэтому внутри всё выполнено в соответствии с модой тех времён. Высокие потолки главного зала имеют витиеватую роспись, выполненную в бело-коричневых цветах. Своё место и мраморные белые колонны, образующие сводчатые арки. В течение дня внутри светло благодаря высоким круглым окнам у потолка: светлое оформление интерьера отлично отражает уличный свет.

Местоположение, время работы и стоимость

Церковь находится на одноимённой площади – Площадь Санта-Мария-делле-Грацие.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу с 7.00 до 12.00 и с 16.00 до 19.30;
  • В воскресенье с 7.30 до 12.30 и с 16.30 до 19.30.

Цена входного билета:

  • 3,25 евро пенсионерам, школьникам и студентам;
  • 6,50 евро остальным категориям посетителей.

Купить билеты необходимо заранее на одном из музейных сайтов Милана, т.к. попасть внутрь крайне сложно. В летнее время бронировать надо минимум за 2 недели, зимой достаточно за 2 дня. Билеты должны быть оплачены прямо на сайте, на территории музея этого сделать нельзя.

Как добраться

Чтобы добраться до этой достопримечательности, надо доехать до станции метро Conciliazone. Далее следовать за указателем: пройти немного по улице Boccaccio и свернуть на улицу Ruffini. Церковь находится в 300 метрах или 15 минутах ходьбы от метро.

Вконтакте

Церковь Санта Мария делле Грацие находится на площади с таким же названием.
Если вы находитесь в центре Милана на площади Дуомо, то сначала нужно пойти по Via Orefici в сторону замка Сфорцеско и почти сразу за площадью Cordusio (тут стоит памятник Giuseppe Parini) свернуть налево на Via Meravigli, которая плавно перетекает в Corso Magenta. Идти всё время прямо. Мимо Санта Мария деле Грацие вы не пройдёте. Путь неблизкий (примерно 7-8 кварталов), но вы же при этом гуляете по улицам Милана!
Не тратя время, сразу направляйтесь в кассу. Здесь обычно очередь. Покупаете входные билеты (8 евро), на билете будет указано время вашего посещения монастырской трапезной, где собственно и находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» . Ждать этого времени долго (час или полтора). И это мы были не в сезон, зимой. Я читал, что летом бронировать билеты вообще нужно за месяц…
За время ожидания вы сможете осмотреть площадь и зайти в саму церковь, пройти в её внутренний дворик. Тут всегда тихо, умиротворённо. Церковь сильно пострадала во время бомбардировок авиацией союзников в конце Второй мировой войны, была восстановлена. Сейчас в церкви можно увидеть несколько фресок итальянских мастеров. Чудом можно назвать то, что «Тайная вечеря» вообще не пострадала.
И вот наступает нужно время, вы вошли. Уже внутри опять ждём. Персонал музея разбивает людей на три группы примерно по 10 человек в каждой. После этого каждую группу по отдельности заводят в стеклянное помещение, закрывают двери, около двух минут выравнивают влажность воздуха и температуру, потом переводят в следующее стеклянное помещение. Та же процедура и вы попадаете в «накопительный» зал, в котором в итоге собираются все три группы. Затем самое главное.
Вас заводят в зал со знаменитой фреской Леонардо да Винчи. На расстоянии 7-10 метров расставлены стулья, все рассаживаются. Смотрят молча. Сказать, что впечатляет, ничего не сказать. Ведь до сих пор эту фреску вы могли видеть только по телевизору или в каком-то журнале. А сейчас воочию рассматриваете шедевр мирового значения! На это даётся 5 минут. Говорить, снимать на фото или видео нельзя. Потом на 1-2 минуты разрешается подойти к фреске чуть ближе, до ограничительной ленты, чтобы рассмотреть детальнее. По сигналу персонала выходим из зала. При выходе на стене есть копия фрески – её можно сфотографировать. Через сувенирный магазин и дворик церкви оказываемся на улице.
Так, ремарочка. В 1980 году церковь Санта Мария делле Грацие внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Увидеть «Тайную вечерю» можно ежедневно. Трапезная с фреской открыта для посещений с 7:30 до 19:00 (обед с 12:00 до 15:00). В праздники до 11:30, в предпраздничные дни до 18:30.
Совсем рядом с площадью (на Via San Vittore), находится Музей науки и техники, где представлены научные проекты великого Леонардо да Винчи.

Живописец создавал «Тайную вечерю» в трапезной Санта-Марии-делле-Грацие (сейчас она называется Cenacolo Vinciano) с 1495 по 1497 год.

Примерно в то время, когда ему было поручено нарисовать фреску, Браманте завершил постройку церкви, начавшуюся в 1469 году под наставничеством архитектора Солари.

Интересный факт! Леонардо расписал не только фреску, но и изобразил Сфорца с супругой возле Мадонны на надвратном медальоне. Таким образом, семья смогла себя увековечить на одном из самых известных памятников архитектуры.

Как два гения взялись за декор и реконструкцию скромного религиозного сооружения, а не, скажем, Дуомо?

Ответ заключается в амбициозном плане превратить церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане в великолепный мавзолей семьи Сфорца. Но этого не случилось: спустя 2 года после того, как Леонардо закончил «Тайную вечерю», Людовико иль Моро Сфорца потерял власть и затем томился во французской темнице в течение оставшихся восьми лет своей жизни.

При создании своего шедевра Леонардо решил работать медленно и терпеливо, используя масляные пигменты, которые требуют сухой штукатурки, вместо того, чтобы торопливо скользить по мокрой штукатурке в соответствии с традиционной фресковой техникой.

«Тайная вечеря» — чрезвычайно сложное и амбициозное дело, поэтому Леонардо провел обширные исследования и создал много наработок и подготовительных эскизов, прежде чем завершить живопись. Только 20 рисунков сейчас хранятся в Королевской библиотеке в Виндзорском замке. Там они находятся с 1600 года. Бесценная коллекция, несомненно, является лишь небольшой частью огромной подготовки, которую провел в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие величайший художник и ученый.

С момента завершения картина пережила невероятную историю, полную неудач и пренебрежения. Ее износ начался еще до того, как краска на влажных стенах стала сухой. В XVIII и XIX веках фреска подверглась благонамеренным, но плохо выполненным «улучшениям», которые только нанесли ей дополнительный урон.

Затем наступила война: войска Наполеона использовали стену в качестве мишени для стрельбы, а в августе 1943 года бомбардировки союзников сорвали крышу помещения, оставив картину под воздействием атмосферных явлений в течение трех лет. Романист Олдос Хаксли назвал «Тайную вечерю» церкви Санта-Мария-делле-Грацие «самым печальным произведением искусства в мире».

Но, наконец, после многих лет восстановительных работ с тщательным вниманием к каждому квадратному сантиметру, шедевр эпохи Возрождения освободился от вековых перекрасок, грязи и пыли. Хотя осталась лишь слабая тень от первоначальной версии, «Тайная вечеря» по-прежнему захватывает дух. В 1980 году церковь вместе с монастырем вошла в список ЮНЕСКО.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Большинство посетителей часто бросают беглый взгляд на церковь, но Санта-Мария делле Грацие — достаточно сложное сооружение с потрясающим куполом. Она является частью прекрасного монастырского комплекса.

Последнее блюдо, разделяемое Иисусом и его учениками, являлось главной темой, используемой для украшения монастырских трапезных, особенно во Флоренции, но Леонардо представил ее в совершенно новаторской форме. Он внес радикальные изменения в макет сцены, и, самое главное, изобразил этот эпизод из Евангелия с поразительным реализмом.

Несмотря на тщательно сохранившиеся подготовительные эскизы Леонардо, в которых апостолы четко обозначены по имени, все еще происходят небольшие споры касательно личности нескольких особ. Романист Дэн Браун утверждает в «Коде Да Винчи», что фигура справа от Иисуса — это не Иоанн Апостол, а Мария Магдалина. Он также уверен в том, что Петр делает угрожающий жест в сторону «Марии», поэтому картина представляет жестокую битву между двумя фигурами в период ранней церкви. Однако большинство искусствоведов отмечают, что святого Иоанна обычно изображают с женскими чертами, и нет причин думать, что эта фигура — Мария.

Как бы там ни было, нельзя ошибиться с тем, что маленькая и темная рука Иуды спокойно смотрит в сторону хлеба, как бы изолированного от ужасного смятения, захлестнувшего сердца других участников картины. Критик Фредерик Хартт сказал, что композиция настолько удачна, потому что сочетает «драматическую путаницу» и «математический порядок».

Удивительно умелое и ненавязчивое повторение тройки — в окнах, в группировке фигур и в их размещении — действительно добавляет мистический аспект тому, что сначала кажется просто идеальным наблюдением за спонтанным человеческим жестом.

На противоположной «Тайной вечери» южной стене находится большое «Распятие», написанное Донато Монторфано. Две великолепные сцены связаны расписным фризом с библейскими цитатами в поддержку монашеской жизни.

Лучше отведите время для брони заранее. В противном случае, вы не сможете достать билеты для посещения церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Свяжитесь с офисом бронирования, своим турагентом или отелем за несколько дней до посещения церкви в будние дни и за пару недель до поездки в выходные.

Каждые пятнадцать минут к картине получает доступ только небольшая группа туристов (до 30-ти человек), поэтому вы сможете наслаждаться шедевром в относительной тишине.

Фотографировать в помещении с фреской запрещено.

Способы добраться до церкви

С вопросом как добраться до Санта-Марии-делле-Грацие у вас не должно возникнуть проблем. Воспользуйтесь линией метро MM1 до остановки Кончилиационе или MM2 до Кадорна, где увидите указатели в сторону «Cenacolo Vinciano». Оттуда следуйте по оживленной улице Корсо Маджента в направлении церкви.

Можно также доехать от Центрального вокзала. Для этого воспользуйтесь линией ММ2 и выйдите после пяти остановок или потратьте 20 минут на пешую прогулку от Дуомо.

Контактная информация

За вход в здание платить не нужно.
Трапезная и фреска: без предварительной брони билетов вас туда не пустят. На «Тайную вечерю» можно посмотреть в следующие дни: вторник-воскресенье (8:15-18:45).

Тел.: 02 92 800360 (линия активна с 8:00 до 18:30, кроме воскресенья).
Факс: 02 92800363.

Бронирование билетов онлайн: www.vivaticket.it (комиссия 1,5 EUR).
Взрослый билет стоит 6,5 EUR.
Адрес церкви: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2 Милан 20123 Италия.

Церковь Санта-Мария делле Грацие, принадлежащая доминиканскому монастырю, расположена в одном из западных районов Милана, и по праву считается одной из красивейших церквей эпохи Возрождения.

История строительства

Небольшая церковь в стиле поздней готики была выстроена в XV веке. Началось все с того, что в 1463 году граф Вимеркати , занимающийся меценатством, подарил монашескому ордену доминиканцев участок земли, на котором было решено построить церковь.

Строительство, начавшееся в 1469 году по заказу монахов-доминиканцев, велось под руководством Джинифорте Солари . Но на завершающем этапе строительства в работу внезапным образом вмешался герцог Людовико Сфорца, который задумал сделать из церкви личную усыпальницу. Для этого был в срочном порядке вызван архитектор Донато Браманте, коему выпала честь завершить строительство.

Браманте изменил первоначальную архитектуру , перестроив купол храма и хоры внутри помещений, а также сделав вместо полукруглой апсиды куб с тремя апсидами. К нему были пристроен портик с колоннами, а на подвратном медальоне изображен сам Людовико с супругой (работа Леонардо да Винчи). Все великолепие венчает огромный купол. На кирпичной стене фасада изображен герб семейства Сфорца.

Построена церковь из красного кирпича, а фасад облицован небольшими плитами из светлого мрамора. Высокий потолок образуется нефными перекрытиями. В росписи стен фресками принимали участие известные ломбардские мастера – Донато Монторфано (ему принадлежит работа под названием «Распятие»), Гауденцо Феррари (серия фресок на тему жизни Иисуса Христа). Слева от входа находится капелла делла Крокиа.

Браманте также принадлежит идея внутреннего дворика: обычно внутренний двор церквей эпохи Раннего Возрождения отличался мрачностью и замкнутостью пространства, но Браманте построил светлый просторный дворик с маленьким бассейном посередине .

Есть у этого дворика и свой секрет. Пройдя по небольшой галерее к старинной ризнице, можно отыскать скрытый подземный ход, который соединяет помещения Санта-Мария делле Грацие и замок герцога Сфорца.

Несмотря на то, что Сфорца со временем потерял свои лидирующее позиции и влияние, работы по строительству и отделке церкви не прекратились. Чуть позже здесь обосновался Суд инквизиции , и работы по украшению церкви продолжились с удвоенным рвением – расписывались стены и потолки сценами из библейской жизни. Ремонтные работы длились вплоть до конца XVII века.

В 1980 году монастырский комплекс Санта-Мария делле Грацие (монастырь и церковь) был внесен в список Всемирного наследия по версии ООН .

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи: описание и фото картины

Главной достопримечательностью церкви в Милане является знаменитая фреска, автором которой является Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря» , точнее, картину можно увидеть не в самой церкви, а в трапезной, находящейся слева от центрального входа, на дальней торцевой стене. Размеры фрески – 8,8 на 4,6 метра.

Задумка Леонардо заключалась в том, чтобы у монахов создавалось впечатление, будто Иисус с учениками трапезничает вместе с ними, практически за одним столом. Фигуры на фреске изображены в полный рост, и каждому входящему в трапезную казалось, что Иисус и впрямь вкушает яства вместе со всеми за общим столом.

Долгое время Леонардо никак не мог найти модель для образа Иуды, и в итоге прообразом стал настоятель доминиканского монастыря, который весьма докучал художнику в процессе его работы. Образы учеников списаны с обычных горожан, которых Леонардо искал в трактирах, на улицах и в монастыре.

То, что фреска оказалась уцелевшей во время бомбежек Второй мировой войны, многие считают чудом. Документы сохранили данные о том, что соседняя стена была снесена взрывом, а стена с самой фреской осталась почти невредимой.

«Тайную вечерю» реставрировали 7 раз , последняя реставрация продолжалась в течение 20 лет и была окончена в 1999 году. Перед последней реставрацией служители церкви обнаружили, что стена, на которой и находится фреска, начинает отсыревать, создавая угрозу для шедевра.

Было принято решение снять верхние слои штукатурки вместе с фреской и при помощи специальных технологий просушить ее. Во время последней реставрации с фрески были удалены все нанесенные ранее краски и некачественные дополнения, и шедевр явился миру практически в первоначальном своем виде.

Сегодня к фреске пропускают лишь после обязательной процедуры – посетителям нужно будет пройти через специальный аппарат, который максимально удалит частички грязи и пыли . Это делается для того, чтобы как можно меньший вред наносился творению Леонардо.

Те, кому по ряду причин не удалось во время посещения церкви полюбоваться на шедевр, могут не расстраиваться – в церковном дворике на одной из стен вывешена искусно выполненная копия фрески .

Узнайте больше о церкви и тайнах и секретах картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» из видео:

Желаете посетить окрестности города, но не знаете, что посмотреть рядом с Миланом? !

Строилась с 1469 г. по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Но уже в 1492 г. Браманте перестроил церковные хоры и мощный купол; стрельчатые арки и крестовый свод в продольном нефе еще содержат элементы поздней готики, в то время как центральная постройка в восточной части несет черты раннего Ренессанса. В конце левого бокового нефа - вход в капеллу с изображением «Мария-делле-Грацие». Клуатр церкви был также возведен по проекту Браманте.

Тайная вечеря

В трапезной (отдельный вход с левой стороны церкви) находится одна из самых знаменитых картин мира - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Посещение только по предварительной заявке.
Тел.: 199 199 100;
Из-за рубежа 00 39/02 89 42 11 46.

Леонардо работал над фреской, занимающей северную стену трапезной, с 1495 по 1498 г. На картине - сцена, когда Иисус Христос сообщает апостолам, что вскоре кто-то из них предаст его. Знаменито это произведение прежде всего поразительной композицией и психологизмом в изображении апостолов. Фреску реставрировали семь раз. В результате последних реставрационных работ -они продлились 20 лет и закончились в середине 1999 г. - очевидной стала изначальная игра света: кажется, что на картине он струится из западного окна трапезной. «Распятие» на южной стороне создано в 1495 г. Донато да Монторфано.