Самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. М

Самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. М

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения,
доверия. Скорее предательство и ложь главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал
свой знаменитый роман «Лолита». А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти «мертв». За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.
Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого
молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.

С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название - муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или «выкинуть» вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: «Зверь! Хвастаешься зверством своим?» Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее «плохим человеком». А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся «грязная работа» висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.

Василису и Ваську забирают в полицейский участок…
После этого за застольем Настя размышляет: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…»

Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких «отрицательных» героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!

Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и ораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

В произведении «На дне» автор описал жизнь людей из самого низкого социального слоя. К такому обществу относились оборванцы, алкаши, бездомные, живущие в ночлежке, принадлежащей Михаилу Костылеву. Костылев был женат на молодой девушке по имени Василиса.

Василиса Карповна была своекорыстной женщиной, любящей властвовать. Ей было всего 26 лет. Корыстные побуждения заставили ее выйти замуж за старого Костылева. Михаилу Ивановичу было 54 ода. Василиса была красивой и привлекательной женщиной. Героиня была замужем вот уже 4 года. Она называла своего супруга «клопом», высасывающим из нее молодость. Вместе с ними жила младшая сестра героини Наташа. Михаил постоянно измывался над бедной девушкой. У девушек был дядя, который работал в полиции. Дядя считал Василису ловкой и умной женщиной. Наташа считала ее очень хитрой. Поскольку Василиса выпутывалась из любого обстоятельства.

Василиса Костылева была гордой и не просила у других помощи, милостыню и внимания. По словам Бубнова, героиня отличалась жестокостью и суровым нравом. Окружающие называли героиню «ядовитой гадюкой» или «дьяволицей». Васька Пепел называл ее бездушной. Васька воровал и проживал в ночлежке. За аренду он расплачивался ворованными вещами. Василиса завела с Васькой любовные отношения. Предприимчивость и коварность героини не знали предела. Разузнав о чувствах Васьки к Наташе, Василиса подбила вора на убийство Михаила Костылева. Взамен Костылева обещает дать денег и выдать замуж за него Наташу.

Чтобы стать богатой она превратила свою сестру в марионетку. При этом Василиса не скрывает выгоды, жадности и хвастается, что скоро станет богатой вдовой. Услышав отказ Васьки, героиня напомнила ему о проведенном времени вместе с ней. Чтобы уговорить парня, она начала угрожать. Васька никак не поддавался и не хотел убивать старого Костылева. Чтобы его уговорить, Василиса начала измываться над Наташей, которая, итак, испытывала трудные времена.

Издеваясь над сестрой, она проливает на нее кипяток. В конце концов, Василиса уговорила Пепла убить старого мужа. Так Василиса стала богатой. Способность приспособиться к ситуации, и изворотливость сделали из Василисы жестокую хозяйку ночлежки и жизни.

Сочинение про Василису

В своей пьесе «На дне», Максим Горький описывает жизнь людей низшего социального общества. Пьяницы, бродяги, босяки населяют ночлежку, которую содержит Михаил Иванович Костылев. У него есть жена, молодая женщина двадцати шести лет, Василиса.

Василиса – властолюбивая, корыстная женщина. Она вышла замуж за Костылева, который старше её почти на тридцать лет, не по любви, а из низменных корыстных побуждений. Её алчная натура требует обогащения, и Василиса готова на любой шаг, чтобы разбогатеть. Ей хочется богатства, пока она ещё молодая, чтобы жить в свое удовольствие.

В их ночлежке живет Васька Пепел, по наводке семейства Костылевых он занимается воровством, и они покупают у него краденые вещи, перепродавая их втридорога. Василиса завела любовные отношения с этим обитателем их ночлежки. Она коварная и предприимчивая женщина, узнав о том, что Ваське Пеплу нравится её сестра Наташа, Василиса подбивает любовника на убийство своего старого мужа. Пустив в ход все свое женское обаяние, хитростью и лестью бессердечная хозяйка старается убедить Ваську помочь ей избавиться от ненавистного мужа. Василиса обещает отдать Пеплу свою сестру, дать ему денег, чтобы Васька смог скрыться из города. Ради обладания богатством мужа, она распоряжается Наташей, как вещью. Василиса не скрывает от любовника своей жадности и выгоды, какой она станет богатой и независимой, когда не станет её мужа. Когда Васька отказывается, Василиса упрекает его, напоминая о днях, проведенных вместе. Она, фактически, угрожает ему. Пепел не поддается на уговоры бывшей любовницы, и тогда, чтобы досадить ему, Василиса начинает жестоко издеваться над собственной сестрой, которой и так не сладко живется в их доме.

В конце концов, она обваривает Наташу кипятком, догадываясь, что Васька прибежит на помощь. Она провоцирует своего постояльца, и Васька, по чистой случайности, убивает Костылева. Так коварная Василиса добивается своей цели. Всем ясно, что корыстолюбивая женщина выйдет сухой из воды. Естественно, что в любом случае она откупится от полиции, а значит, станет полновластной хозяйкой ночлежки, получит все состояние мужа, и заодно избавится и от ненужной ей сестры, и от бывшего любовника. Её изворотливость и способность приспособиться к любым обстоятельствам, сделают из Василисы ещё более жестокую и беспринципную хозяйку не только ночлежки, но и жизни.

Несколько интересных сочинений

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

  • Образ и характеристика панночки в повести Тарас Бульба Гоголя сочинение

    Произведение «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя является одним из самых известных творений писателя. Переписанный Н.Я. Прокоповичем текст был издан во второй редакции и стал известен публике.

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

  • Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

    Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил

  • Рюхин в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.

Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса «На дне», в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора.

С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия – ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Здесь живут, дерутся и умирают шулера, воры, проститутки, бывшие работники (телеграфист Сатин, слесарь Клещ, картузник Бубнов и другие). Все они находятся практически в одинаковом положении, хотя степень их падения на «дно» различна. Одни стремятся вырваться из нищеты, а другие полностью отреклись от нормальной человеческой жизни и подчиняются воле обстоятельств.

В пьесе весьма необычно показан общественный конфликт.

Среди героев произведения есть не только обитатели ночлежки, утратившие всякие социальные признаки, но и, так называемые, «хозяева жизни», которые представлены парой Костылевых, содержателей ночлежки. Лицемерный и трусливый старикашка Костылев выжимает прибыль из каждой своей жертвы, а его жена Василиса с жестокостью жадной хищницы прокладывает себе путь преступлениями.

Хозяин ночлежки появляется в первом акте пьесы, и по первой же его реплике читатель понимает, что ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит. Костылев входит в подвал, а в это время Актер помогает умирающей Анне выйти в сени, чтобы подышать свежим воздухом. Старик с издевкой называет их «парочкой», не испытывая ни капли сочувствия к чужому горю. Позже Костылев обещает Клещу накинуть на его основную плату еще «полтинничек». Клещ не скрывает своего отвращения к хозяину ночлежки, который готов вытянуть из людей последние средства к существованию. Старик Костылев – отвратительный персонаж. Чтобы подчеркнуть это, Горький дает ему возможность высказываться о доброте. Какой сатирой являются в устах Костылева слова о том, что доброта – самое высокое благо! Существующие на самом «дне» жизни обитатели ночлежки кажутся в моральном плане гораздо выше и достойнее этого жадного старикашки. В каждом «босяке» можно найти какие-либо положительные качества, пускай немного искаженные бесчеловечными условиями жизни. В Костылеве же читатель не найдет ни одного хорошего качества.

Образ Василисы, жены Костылева, не менее показателен в плане изображения «хозяев жизни». Никаких моральных устоев нет у этой женщины. Замуж за старика она вышла ради денег и достойного социального статуса. В этом заключается ее основная жизненная позиция. Василиса – «умная баба», умеющая приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Сразу читатель узнает о Василисе то, что она имеет в любовниках вора Ваську Пепла. Но настоящих чувств к нему она, конечно же, не испытывает. Иметь молодого любовника при старом муже - это хорошо, а если при этом есть еще и денежная выгода, то - вдвойне приятно. Василиса прекрасно понимает, что Пепел зависит от нее, ведь в любой момент она может сдать его полицейским. Поэтому ей легко удается заставить Ваську воровать для нее. Читателю неизвестно, как долго продолжались их отношения, но однажды Васька решает взбунтоваться. Он откровенно высказывает Василисе все, что накипело в его душе за время их общения. Выясняется, что на самом деле он любит не бездушную Василису, а ее младшую сестру Наташу. Василиса тут же находит способ извлечь выгоду для себя из сложившейся ситуации: она готова отдать Ваське сестру при условии, что он убьет ее мужа. Таким образом, хозяйка ночлежки хочет избавиться сразу от всех, неугодных ей людей. В случае отказа, она обещает пеплу замучить Наташу до смерти. Застав однажды их вдвоем, Василиса запирает Наташу в доме и жестоко избивает ее. За красивой внешностью этой женщины скрывается настоящее чудовище, способное на ужасные поступки.

Между Пеплом и Костылевым происходит конфликт, и Васька случайно убивает хозяина ночлежки. Теперь ему грозит каторга. Василиса, в итоге, достигла своей цели: она одним махом избавилась от мужа, любовника и сестры. Правда, ее тоже вместе с Васькой забирают в участок. Но она, конечно, сможет выкрутиться. Только такие люди, как Василиса, способны существовать в подобных условиях. Ее ничто не сможет свалить, хитрость и изворотливость помогут этой женщине выстоять при любых обстоятельствах.

Конечно, убийство Костылева не может решить социальный конфликт пьесы. Хозяйкой ночлежки теперь станет Василиса, и ее обитателям придется совсем худо. С помощью образов Василисы и Костылева Горький показал уровень морального падения «хозяев жизни». Ничего человеческого в них не осталось, и, в этом плане, «босяки» выглядят намного достойнее своих «господ».