Саморазвитие.

 Саморазвитие.
Саморазвитие.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить егонеоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделитьпоследовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многимипричинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансыпроцесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение,самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - перваячасть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек,вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться,реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитиев своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремлениеприблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенныйпотенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализоватьв разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития вцелом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться вполной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другойстороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является исамоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развитияиспытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себяесть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования исамоактулизации.



Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблемсовременной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские,общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах,разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых«подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности,да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виденаркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двухчастей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремлениесделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделатьнечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ниобстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальныезадачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувствевзрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружениюподтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения идеятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, котораясинтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди другихпредставителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как всебыть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотивахарактеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы ужеотмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием,самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сферсамоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одногочеловека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, длятретьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, азначит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер ивидов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все видыжизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-тоэто работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправныедействия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: всвоих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время всеспособы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения исамо отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делаютдругие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Еслипринято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всемдоказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершатьблагородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимостьв группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать вкачестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такиеспособы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счетобладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других формнегативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит кспособам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин вниманиядругих, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенныевыигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенныепреимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижениеутверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своейнужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности;начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своейисключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицаниячеловек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также можетдавать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит болеезначимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личнаяпотребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностьюсвоего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим нетолько от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и какимобразом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторомуидеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает темивидами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - этопроцесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менеетенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой,устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретениесоциально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни идеятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретениипрофессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способыманипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, которыйназывается саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальныеусилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации ирегрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи емуранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования,который называется личностным ростом. В современной психологической литературеимеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, целиличностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рострассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения ксокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающиепарапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая какдвижение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целяхличностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение ксовершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя исаморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означаетприобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости ипсихологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все болеевысших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько целисамоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше,чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены всамых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видамидеятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель- не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот переченьможно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средствсамосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование ссобой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будемговорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенностьсобой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственнымитребованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающимилюдьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя вопределенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имеяво многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих формсостоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизничеловека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация -это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшимипотребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность всамоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнутьи быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы,направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно жедругому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не данычеловеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют тринаиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то,что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваютсясмыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственногосмысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления ксчастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысласобственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития,названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полнотыощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам долженбыл бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния неиспытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всейполноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшуюудовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность,радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Начинается процесс саморазвития личности с того момента, когда человек, однажды чего-то захотев, начинает думать о том, как бы ему этого достичь, и что ему мешает сделать первые шаги. Интересно то, что однажды получив вопрос, наш мозг постоянно ищет на него ответ, даже без участия сознания. Он включает процесс саморазвития личности, которая волей-неволей впитывает всю нужную информацию, сам мозг перебирает все возможные варианты решения проблемы и однажды приходит озарение. Но этот процесс слишком сложный и долгий.

Прежде всего, тоже требует некоторой мотивации. И каждый человек мотивирует себя сам, так как развитие личности – процесс строго индивидуальный. Но в любом случае, какой бы ни была мотивация, процесс саморазвития личности приводит к одному и тому же – изменению привычного мышления человека, изменению отношения к миру, окружающим и, конечно же, к себе.

Процесс саморазвития личности трудный, долгий и болезненный, так как приходится бороться с собственным «Я», которое никак не хочет признать и принять перемены в жизни. Но и останавливаться на этом пути тоже глупо, так как процесс тут же запускается в обратную сторону и все достигнутое ранее теряет свою ценность и возвращает вас в унылое и неприятное прошлое. Главное – не унывать. Будьте уверены, что всегда на пути саморазвития личности можно встретить человека, который поможет вам, поддержит, причем абсолютно ничего не требуя взамен.

Методы и этапы саморазвития личности

Многие знают, что этими вопросами чаще занимается психология саморазвитие личности находится в ее компетенции. Но на самом деле, процесс саморазвития личности может заключаться в разнообразных практиках: медитации, вере, общении с другими людьми, тренингах, йоге и т.д. Но в любом случае саморазвитие личности проходит несколько этапов.

1. Знакомство с собственным «Я» , его особенностей, а также поиска путей к его видоизменению. В этом случае саморазвитие личности помогает не просто понять себя и окружающий мир, но и открыть взаимосвязь с детскими травмами страхами и проблемами дня сегодняшнего. После этого буквально прорываются наружу все таланты и способности, которым не было выхода раньше.

2. Следующим этапом саморазвития личности является перепрограммирование собственных поступков и поведения. Это помогает внезапный и неожиданный успех перевести в разряд регулярного и постоянного.

3. Когда такие трансформации становятся существенными и приобретают постоянный характер, мир начинает играть новыми красками, а люди относятся к вам все лучше и лучше.

Что дает саморазвитие личности?

Саморазвитие личности открывает перед вами новые перспективы в жизни и в общении с людьми. Сама жизнь становится ярче и более наполненной, а главное – начинает сиять новыми гранями. Появляются новые возможности, друзья, горизонты, идеи, мысли. Процесс саморазвития личности позволяет сделать мир вокруг вас более гармоничным, добрым и наполненным энергией.

Современный человек – это успешная личность. Он красив, здоров и строен, точно знает, чего хочет, любит и умеет делать что-то важное, приносящее другим пользу, а ему – и моральное удовлетворение, и доходы. Такая картинка начинает у нас складываться под воздействием современных СМИ, ритма нашей жизни, запросов и желаний.

Однако, сравнивая себя с этим образом, многие остаются неудовлетворёнными – одно не соответствует другому. Поэтому человек приходит к выводу, что ему нужно изменить себя, но зачастую не знает, с чего начать, что такое этот пресловутый личностный рост.

Саморазвитие – что это?

Говоря о саморазвитии, постараемся как можно проще сформулировать, что же это значит. Заняться этим непростым делом предпочитают люди, которые желают изменить свою жизнь в лучшую сторону и делают это. У большинства из нас уже сложился идеальный образ себя самого – подтянутого, активного и успешного человека с отменным чувством юмора, который занимается любимым делом. Но, думая о том, с чего начать процесс самосовершенствования, многие впадают в ступор, откладывая и откладывая это на потом.

Саморазвитие предполагает качественное улучшение какой-либо стороны жизни, личностный рост. Изменить одним махом всё не получится, наверное, ни у кого. Во-первых, на это не хватит ресурсов – ведь у каждого из нас есть важные, но неинтересные дела, от которых уйти просто невозможно. Во-вторых, человек всегда боится резких и кардинальных перемен, а перед картиной полного перекраивания жизни опустятся руки у кого угодно. Поэтому начать метаморфозы в лучшую сторону правильно будет с какой-то одной области, в который мы чувствуем у себя «завал».

Положить начало изменениям: как?

Многие думают, что для запуска процесса изменений, личностного роста необходимо огромное количество времени, средств, таланта и иных возможностей, чего у них просто нет. Поэтому человек или откладывает данное мероприятие, или ежедневно портит себе настроение, ругая себя за слабохарактерность и лень.

Но перед этим важно проанализировать, какая область нуждается в немедленном росте прежде всего.


  • Сфера человеческого духа . Личностный рост – это, в первую очередь, понимание своих недостатков. Изменить себя в этой сфере – это постараться избавиться от гнева и , перестать сплетничать и сводить счёты, поменять в лучшую сторону собственное отношение у окружающим. Говорят, что вокруг светлого человека становится добрее мир.
  • Финансовая сторона жизни . Кто из нас доволен своим доходом и не желает его роста? Однако первопричиной является, обыкновенно, неудовлетворение личности тем местом и той деятельностью, где ей приходится делать ежедневную работу. Спросите себя – вы действительно довольны своей профессией, должностью, корпорацией? Очень часто случается, что нет. Но далеко не каждый может просто уйти с работы или сразу же сменить её на лучшую. Поэтому начать можно с посещения тренингов, курсов или семинаров, обучения онлайн, подачи резюме в другие компании, оставаясь работать на прежнем месте. Многие люди хотят начать собственное дело, но опасаются неудачи. Изменить эту ситуацию постепенно – вот самое разумное решение. Узнайте, какие документы и условия важны в данной области, чего именно вам будет стоить открытие своего бизнеса.
  • Социальная сфера. Зачастую, общаясь по привычке, мы не придаём этому должного значения, а стоит начать это делать. Подумайте, действительно ли те люди, с которыми вы говорите, приятны и нужны вам? Нет ли у вас товарищей, которые тянут вас назад, завидуют вам, выливают на вас негатив постоянными жалобами? Спросите себя, а почему появились проблемы в семье? Может быть, именно вы виноваты в этом, уделяя мало внимания супругу, родителям или детям? Чтобы разобраться во всём этом и продолжить свой личностный рост, хорошо начать вести дневник. Можно составить для себя схему или таблицу, по пунктам расписать, что нужно сделать в этой сфере, а от чего бы вы хотели избавиться. Такая «дорожная карта» прояснит ситуацию и положит начало изменениям в лучшую сторону.
  • Сфера интеллектуального роста личности. К ней имеет отношение развитие внимания и памяти, углубление собственных знаний, абстрактное и творческое мышление, которое необходимо в любой, даже самой прагматической деятельности. С чего начать перемены в лучшую сторону в этой области? Самым главным путём получения знаний и образования на протяжении тысячелетий является книга. Приучив себя 20 минут вечером проводить не перед телевизором и не блуждая в соцсетях, а читая действительно интересный материал, вы повысите грамотность, углубите словарный запас и элементарно успокоите нервы.

Продуктивно – понемногу

Изменить себя раз и навсегда ударными темпами невозможно. Некоторые навыки мы теряем, меняются условия и обстоятельства жизни, а наше тело требует постоянной заботы и работы над собой. Делать помалу, но регулярно – главный принцип, способный изменить внутреннее и внешнее в себе в лучшую сторону, чего мы все желаем. Вот примеры подобных небольших занятий, способных сдвинуть с места горы и положить начало великим переменам в самом себе:

  • Два раза в день делать по 15-20 приседаний.
  • в неделю.
  • Изменить привычку съедать шоколадку после обеда. Вместо неё употреблять какой-либо сезонный фрукт.
  • Выключать телевизор на 20 минут вечером и просто разговаривать со своими детьми.
  • Разделить свою квартиру на небольшие зоны и прибирать одну из них в день – это тоже одно из проявлений личностного роста.
  • Пойти уже на курсы английского или испанского языка, ведь вы мечтали об этом со студенческих лет.
  • Скачать видеозанятия по тому виду фитнеса, который вам нравится – стретчинг, йога или зажигательная зумба – и выполнять один небольшой комплекс в день.
  • Выпивать перед завтраком стакан воды с растворённой в нём ложкой мёда.
  • Гулять перед сном с супругом в течение 15 минут.

Менять свою жизнь в лучшую сторону можно прямо с этого момента. Для этого важно встать и сделать какое-то маленькое, но важное дело, которое поднимет вашу самооценку. Не забывайте хвалить и мотивировать себя. Начинайте только с тех дел, которые вам действительно интересны. В таком случае самосовершенствование захватит вас, меняя жизнь и открывая новые, неизведанные горизонты.

Самосовершенствование – отдельный аспект психологии, наука, не имеющая точных решений. Чтобы понять ее, недостаточно пустой теории, ничем не подкрепленных фактов – здесь важен процесс, рождающий результат. С чего начать саморазвитие?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что пришло время выйти из зоны своего комфорта и начать действовать. Точка отсчета – составляющая траектории человеческого пути к саморазвитию: внутреннему и внешнему. В борьбе за индивидуальность необходимо отбросить такие понятия, как страх, неуверенность, стеснение, хотя они будут присутствовать и вводить вас в заблуждение время от времени.

Залог успеха – урегулированные мысли

Гарантия победы над собой – точный план, которого вы будете придерживаться. Как начать перемены к лучшему?

Для начала необходимо здраво оценить настоящую ситуацию. Психологи советую встать перед зеркалом и откровенно поговорить со своим вторым «я». Кто вы? Чего хотите и что имеете? Задайте себе цели и начните их достигать.

  • Напишите на листке ваши желания. Сформируйте 55 целей, которых вы должны добиться через полгода.
  • Пересмотрите круг общения. Поддерживайте контакт с успешными людьми, берите от них новые знания. Природой заложено, что человек на подсознании начинает соответствовать окружению.
  • Меняйте картины не только в голове, но и перед глазами. Путешествуйте, ищите уникальные места, завораживающие своей историей.
  • Читайте! Знания – сила, которая преобладает над умом. Для начала выберете 15 книг. После прочтения каждой из них сделайте краткий анализ, выделите важные моменты.
  • Не совершайте ошибки дважды.
  • Каждый день старайтесь сделать для себя открытие. Не важно, будет ли это урок игры на фортепиано или поход в горы. Главное – делать то, чего вы морально не могли позволить себе раньше.
  • Заведите дневник, в который будете записывать достижения и промахи, мысли, переживания, радостные моменты.

Общеизвестный факт – человек постоянно должен стремиться к большему, в противном случае, он придет к деградации личности. Невозможно долгое время довольствоваться тем, что имеешь – это признак слабости и отсутствия желания жить, развиваться в полной мере.

Саморазвитие затрагивает все аспекты жизни, как общественной, так и личной. Человек, стремящийся к совершенству, должен:

  • Достигнуть соответствия внутреннего и внешнего состояния. Выражайте свои эмоции, продумывайте детали до мелочей. Внешний образ – отражение индивидуальности, способ самовыражения. Невозможно достичь успехов в социальной или профессиональной сфере, если вы испытываете внешний дискомфорт.
  • Следить за своим Неожиданно? Этот пункт относится к первому, ведь чувство комфорта дарит ощущение защищенности, силы и новых возможностей.
  • Побеждать себя. Вы не должны обращать внимание на других, искать себе кумиров. Суть саморазвития – быть лучше, чем вы вчера!
  • Быть готовым к неудачам. Самое ценное в вашей борьбе – приобретенный опыт, перерастающий в мудрость. Ошибки учат ценить время, деньги, знания и чувства.

Формула «счастье=успех» — одна из отправных точек развития. Для чего мы стремимся к большему, постигаем новые грани? Успешный результат дарит ощущение счастья. Вы получаете это чувство только, когда удовлетворены собой.

Как работа мешает развитию?

Неотъемлемая часть самосовершенствования – успех в профессиональной деятельности. Не найдется человека, который не хочет достичь высот в карьере. Но, обыденная жизнь диктует свои правила.

В юные годы вы мечтаете о будущей профессии, представляете, как появится дело мечты. Именно мечты и желания стимулируют к активному развитию и постоянному прогрессу. Часто, работая на одном месте много лет, люди доводят свои действия до автоматизма, их покидает вдохновение и азарт. Зачем тратить силы, если и так хорошо?

Именно скованные возможности рабочего процесса порождают отсутствие рвения к совершенству. Одинаковые будни, простая жизнь обывателя, — все это становится нормальным ритмом жизни для среднестатистического жителя. Он перестает мечтать, хотеть большего.

Проводя оценку личности, психологи анализируют То, как он говорит о своем деле, что он вкладывает в понятие «работа», становится решающим фактором в выбранной модели развития. Вы не сможете стать успешным, если идете на рабочее место без воодушевления. Помните, каждый день должен быть победным, плодотворным о, отчасти, решающим.

Составляем список потребностей

Для отдельной личности существует свой список заданных целей. Но, есть вещи, которые необходимы каждому. В науке разделяют две категории: вещи, без которых жить трудно и, без которых невозможно.

К первому типу относятся материальные блага в виде машины, квартиры, комфортабельных условий и предметов развлечения. Вторая категория включает в себя питание, воздух, гигиену.

Чтобы жить в полной гармонии, необходимо постоянно ощущать чувство комфорта, уверенности и защищенности. Посмотрите на свою жизнь со стороны и начните действовать, напишите на бумаге что вы хотите приобрести в будущем году. Это могут быть:

  • Автомобиль (замена старого).
  • Квартира.
  • Загородный дом.
  • Новая бытовая техника.
  • Отпуск заграницей.

Не забывайте делать подарки близким. Благодарность, которую вы получаете взамен, повышает самоощущение, повышает ваш внутренний уровень самосознания. Жадность – порок, мешающий идти вперед.

Разозлитесь на себя

Действенный прием, разработанный венгерским психологом, помог тысяче человек превзойти себя. Суть заключается в том, что вы не должны принимать себя таким, какой есть – это удел слабых. Вам не должно хватать получаемой заработной платы, имеющихся внешних данных, знаний.

Критикуйте себя! Будьте строги, оценивая отчет по работе. Смотря в зеркало, находите пару лишних килограмм. Работайте на результат, стараясь каждый раз превзойти себя.

Сначала вам покажется это необычным, но, вы не заметите, как другие начнут восхищаться вами и брать пример.

Перед тем, как начать менять жизнь к лучшему, сделайте перерыв. Отправьтесь в интересное путешествие, где появится время поразмыслить и оценить пройденный путь. Важное умение – собрать мысли и сгенерировать их в нужном направлении. Душевный комфорт и гармония, позитивный настрой, — составляющие успеха.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.