Русская литература 18 века таблица. Русская литература XVIII века – общая характеристика

Русская литература 18 века таблица. Русская литература XVIII века – общая характеристика
Русская литература 18 века таблица. Русская литература XVIII века – общая характеристика

Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.

На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.

Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:

  • Житийную литературу (истоки - церковная литература),
  • Панегирическую литературу (тексты восхваления),
  • Русские стихи (истоки - русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).

Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.

Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу - он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.

Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.

Жанры литературы второй половины XVIII века:

  • Драма (комедия, трагедия),
  • Проза (сентиментальное путешествие, сентиментальная повесть, сентиментальные письма),
  • Стихотворные формы (героические и эпические поэмы, оды, огромное разнообразие малых лирических форм)

Русские поэты и писатели XVIII века

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Избранные стихотворения:

Пьеса Фонвизина - классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:

  • Триединством времени, места и действия,
  • Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)

Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина - не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.

Биография:

Избранное произведение:

Время создания - 1790 год, жанр - путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.

Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность - таковы оказались реалии современного Радищеву государства. Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.

Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения - вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина.

Избранное произведение:

Повесть «Бедная Лиза» - адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли. Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев - типичное проявление сентиментальных черт.

Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини - русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.

Избранное произведение:

На пороге Золотого века русской литературы

Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.

Золотой век русской литературы - время развития романтизма и реализма. Подготовка к появлению этих этапов у российских писателей прошла в ускоренном темпе, но самое важное, что было усвоено писателями 18 века - возможность возложить на литературу не только развлекательную функцию, но и воспитательную, критическую, нравственно-формирующую.

Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:

«I период - литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность - интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).

II период (1730-1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.

III период (1760-е - первая половина 70-х годов) - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры , появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

IV период (последняя четверть века) - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций».

В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны , бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр ). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).

Особое значение приобрел жанр повести («гистории») - «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.

Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.

Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».

Другое значительное имя этого периода - В. К. Тредиаковский (1703-1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение - «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».

Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711-1765) - один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» . Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии - одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии - магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая - с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.

Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717-1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий - «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них - борьба страсти и разума, долга и личных чувств.)

Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен - «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», - писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. - М., 1956. - Т. X. - С. 124).

В третий период (1760-е - первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения - суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» . Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм.

В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).

В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» - русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745-1792) - автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743-1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».

Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» .

С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749-1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769-1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее - «Модная лавка», «Урок дочкам»).

Н. М. Карамзин (1766-1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» .

Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».

И. И. Дмитриев (1760-1837) - автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).

«Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», - пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.

Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим - чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.

Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.

Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.

Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:

I период - литература петровского времени.

В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?

II период - формирование классицизма, создание новой жанровой системы.

В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?

Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?

В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?

Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)

III и IV периоды - эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.

В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.

Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?

Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?

Какие еще писатели XVIII века вам известны?

Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.

Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?

Федоров В. И. Русская литература XVIII века. - М., 1990.
Москвичева Г. В. Русский классицизм. - М., 1986.
Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. - Л., 1985.
Орлов П. А. Русский сентиментализм. - М., 1977.
Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. - М., 1981.
Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. - М., 1996.
Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. - М., 1958.
Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. - М., 1985.
Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. - Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века - Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).
Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. - М., 1972.

Литература XVIII века (общий обзор)

Цел и: вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, – при стуке топора и при громе пушек…» и «…европейское Просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).

Запись в тетради эпиграфа к уроку:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию
в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов – крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин – скульптор, Аргуновы – крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII в. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже… Свободы. Но Пушкин, для которого события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Заметки по русской истории XVIII века») .

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А. С. Пушкин

– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

2. р абота по таблице .

Русская литература XVIII века

Характеристика периода

Литература петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович


Окончание табл.

Становление новой литературы

1730–1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков

1760-е – первая половина 1770-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков

Последняя
четверть XVIII века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций

Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

3. Определение понятия «классицизм» (с. 35).

Учитель . Истоки мирового классицизма – Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

В классицистских произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник – героиня – второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств , вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

– единство времени: действие развивается не более суток;

– единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Буало

Требования к композиции: обязательны 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.

В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры.


Жанры классицизма

в ысокие
трагедия, эпопея, ода

н изкие
комедия, сатира, басня

В них осваиваются общественная жизнь, история: действуют герои, полководцы, монархи; использовались также мифологические и библейские сюжеты. Время – просвещенный абсолютизм: очень важна идея служения государству, идея гражданского долга. Писались александрийским стихом , не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родо-выми (напр., вместо «волк» – «зверь» и т. д.)

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

4. Запись понятий и основных требований классицизма.

II. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

И все достижения эпохи Возрождения. Огромное влияние на общества оказала литература 18 века, которая внесла свой неоценимый вклад в мировую культуру. Просвещение дало толчок Великой французской революции, полностью изменившей Европы.

Литература 18 века выполняла в основном просветительские функции, ее глашатаями стали великие философы и писатели. Они сами обладали невероятным багажом знаний, порой энциклопедических, и не без оснований считали, что только просвещенный человек сможет изменить этот мир. Они несли свои гуманистические идеи через литературу, состоявшую в основном из философских трактатов. Эти труды были написаны для довольно широкого круга читателей, способных мыслить и рассуждать. Авторы надеялись таким образом быть услышанными большим количеством людей.

Период с 1720 по 1730-е годы назван просветительским классицизмом. Основное его содержание заключалось в том, что писатели высмеивали опираясь на примеры античной литературы и искусства. В этих произведениях чувствуется патетика и героизм, которые направлены на идею создание государства-рая.

Зарубежная литература 18 века сделала немало. Она смогла показать героев, являющихся настоящими патриотами. Для этой категории людей Равенство, Братство и Свобода являются главным приоритетом. Правда, надо отметить, что эти герои полностью лишены индивидуальности, характерности, ими владеют только возвышенные страсти.

На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои - простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров.

Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией.

Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.

Билет 1. Общая характеристика и периодизация.

18 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием, были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.

Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет.18 век наз. Лит русского возрождения.

1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.

2)школьн драма. Писатели Степан Яворский,дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.

2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит

реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок

3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики:очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.

Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.

Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом

Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

Билет 3. Стиль Барокко в Русской литературе, Споры о границах русс барокко.

Барокко это общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии, Франции, приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, это хождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/у возрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основано на дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий. Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.

Христ-во и языч образы

Комическое и трагическое

Натур-зм и фантастика

Стихи и проза

Объедин искусств

1 предмет изобр ч/з 2

Барокко-искусство иносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во в языковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная и торжественная) и школьная драма.

Билет 4. Русский театр, школьная драма.

Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.

Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:

1 публичный

2 придворный

3 школьный

Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:

Пьесы светского содержания, источники - рыцарские романы.

Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в, пьесы школьного театра делятся на 3 группы:

Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.

Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.

Диалоги и декламации.

Поэтика школьного театра - чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.

Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.

В 18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:

1 Высокая литература

2 Демократическая литература.

На дем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.

«История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданы в демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общее м/у ними:

Анонимность

Рукописность

Развлекательно-прикладной характер.

Гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше истории имеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С евр романами роднят:

Приключения,

Сражения за даму сердца

Путешествие по морю

«… о Василии…»

Причудливое сплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученический характер.

«…. О кавалере Александре..»

Повесть примечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус лит отвергала любовь.

2) повесть испытала на себе барочные явления.

Скитание гл героя

Строение и композиция повести.

Вставные новеллы

Смешение стиха и прозы

Смешение церковных слов и варваризмов, эффект комизма.

Билет 6. Старообрядческая литература 1/3 18 в.

Старообрядческая лит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обр движения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682 г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.

1 этап – Выголексинский монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг. Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. М просуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры. Расцвет пришёл на 1/3 18 в.

Певческая школа, литейное дело, иконописание.

ВЛ ст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойной подушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должны носить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, Иван Денисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: - делового характера (уставы).

Литературные произведения

Выговцы отказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те же жанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова 20е гг 18 в, печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/б названо историческим, т.к. описываются события 17 в.

Повесть написана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е о свидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев, исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше. О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образ сада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует тему метаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквозная метафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытается соревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетание стиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого и настоящего.

Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.

Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:

1 плач по Петру

2 прославление Петра

3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача - особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)

«Духовный регламент»20 гг.

«Новый устав о монахах».

Неск ист пр-ий.

«Слово на погребение Петра».

«Владимир».Пьеса была поставлена в Киево-Монилевской академии.Принадлежит к панегирическим пьесам.Ф во многом переосмыслил ист события, он предложил новую концепцию хр-ва,это просвещение. Ветхий завет-педагог. Кот приводит в школу. Новый завет – истинный учитель христианства.

Билет 8. Классицизм. Сумароков, Ломоносов.

Преемники Петра были мало заинтересованы в продолжении реформ. С 1725-1762-эпоха застоя

Это время дворцовых переворотов, трон сменили Е2, П3, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета, Петр Фёдорович.

При Елизавете в 1755 г был основан МГУ, в!?%: г в Петербурге создан професс. Театр, директором его был Сумароков. В 1757 г академия художеств в С-пб, 30-50 г утверждается новое лит направление-классицизм в литературе. Вместе с этим жанром пришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры хар-ные для лит 30-40 гг.

Классицизм - общеевропейское направление зародилось во Франции в 1 1/2 17 в. Родоначальником был Малерб одописец. Смена жанров произошла благодаря смене культурных ориентиров, суть петровских реформ закл в секуляризации, что принесло свои сдвиги. Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом.

Классицизм-это лит прославления государства и государственности. Дилемма человек и гос-во решается в пользу гос-ва, чел должен подчиняться законам гос-ва и быть патриотом.

1) рациональная природа-разум

2)пассионарная природа-стихия человеческих чувств и страстей.

Эти 2 природы противоположны по своей сути. Гл идея-подчинить стихию страсти разуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы ант иск-ва: 1) простота

2) симметрия

3) гармония

4) ясность

По представлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается на опр принципах, кот постигаются рациональным путём. Писатель-учёный, постигающий красоту.

Поэт и учёный

Поэт и ремесленник

Поэтикузнец

Сопоставление ТВ-ва поэта с другими работами.

Важная особенность класс-тв личности не придавалось первоначального значения.

Например в споре м/у Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, а стихотворный размер.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА.

Ст Ломоносова о пользе книг церковных в русском языке. Установил 4 уровня

ПЛАН ФОРМЫ:

лексический уровень-речение

Стиль-сочетание речений

3) жанр-ода, комелия и др.

4) предмет-материя (то, о чём речь).

РАЗДЕЛЯЕТ СЛОВА НА ГРУППЫ

Слова ц/сл яз, кот вошли в еж обиход, бог, рука

Слова ц/сл яяз, воспр как архаизмы, но так же всем изв, насаждённый, господень.

Слова рус яз, кот нет в богослужебных книгах, пока, лишь

Ломоносов выделяет 3 штиня: - высокий

Посредственный

Высокий обр путём речений 1 и2 гр, средниё-1,2,3 гр

Низкий-путём сочетания 1 и 3гр Каждой группе соответствует своя система жанров. К высокому- героическое, торжественное, похвальное, философское, Жанры:

Героическая поэма

Ода, - проповедь.

К средним отн: нежность, осуждение, осмеяние, история и учение.

Стихотворная сатира

Элегия и эклога

Учебники, - ист соч.

К низким отн комическое, увеселительное, повседневное, Жанры:

Комедия

Увеселит эпиграмма

Песня, - друж. письма.

Трагедия занимает промежуточное положение м/у выс и ср стилями, там есть и героическое, но есть и нежность. Любое произведение должно обладать моралической ценностью, жанр д.б. чистым, не должен допускать проникновения др жанров, т.е. их смешений.

Билет 9. Сатиры Кантемира.

Творческое наследие Кантемира невелико, в основном он занимался переводами сатир фр писателя Буало. Также он создал русс/фр словарь, указатели к псалтырю, незаконченную «Петриаду», в общ сложности он написал 9 сатир.

5 сатир он написал в Лондоне, а 4 в России, они были изданы на русском языке в 1762 г при Е 2 .

Издал их Иван Барков. В литературу Евр класс сатиры пришли из ант традиции. Ювенал, Гораций, в Евр-Буало.

Сатира на конкр. лицо-памфлет

Сатира на пороки пишется на конкр порок, осуждая глупость и скупость, чаще всего персонажи наделялись греческими именами.

Сатира пишется на опред. типаж с множеством намёков. Предметом иск-ва классицизма явл. не иждив., сатира должна излечивать общество. Позже сатиры писались преимущественно на общий порок. Стихотворная сатира строилась из цепочки монологов отр. героев. Автор оценивает героев прямо в тексте, иногда сатира строится как диалог м/у пол и отр. героем. Наибольший интерес представляют собой 1, 2 и 9 сатиры. 8 не сохр. в рукописях. Выбор стих сатиры диктовался теми обст. в которых жил писатель Реформы П хотели пересмотреть, Кантемир пытался защитить преобразования Петра. 1 2 9 посвящены фактам русской действительности. 1 написана в 1729 г. Кантемир использует приём саморазоблачения героя, не собственно прямая речь, в которую вставляются слова автора., также Кантемир вводит приём опредмечивания героя.

Настоящая слава пришла к Кантемиру после смерти,

Кантемир 1 писатель, завершивший силлабическую традицию.

Билет 10. Творчество Тредиаковского.1703-1769гг.

В русской литературе 18 в одна из самых ярких личностей, его часто называют русским самородком, судьба его необычайна, он поднялся из самых низов, родился в семье священника в Астрахани, проявлял интерес к др. культурам. Учился в Москве в СГЛ академии. Потом уч. в Голландии, откуда дошёл пешком до Парижа. Уч. в Сорбоннском ун-те. Т был полиглотом., в Москву вернулся в 1730 г. «Езда в остров любви – 1 любовный роман, кот. произвёл впечатление на русс. общественность. Мнения разделились: осуждали, хвалили. Анна Иоанновна приблизила Т к себе в 30 е гг 18 в Т был знаменитым поэтом при дворе. В 1740 г писал и читал стихи для свадьбы в ледяном доме. После смерти Т знаменитость его уменьшилась, умер он в нищете и безвестности. Т был оч. инт. чел, тайным оппозиционером и вольнодумцем. Его считали атеистом.» ода торжественная о сдаче города Гданьска»- 1 его пр-е на русском языке. Т был теоретиком и реформатором, пытался реформировать стихосложение. Поздние его пр-я-шаги назад, т.к. он исп ст/сл-змы. Был плодовитым писателем. Переводы: езда на остров любви, телемахида, и мн др. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ:

В поэзии надлежит примечать 2 вещи: материю и дело, кот. побудило поэта писать.

Долгота и кр. слогов в русс. яз. отл. от греч, там-тоническая. Тероический росс стих сост из 13 слогов и 6 стоп.1 стопа-спиндей--, пиррихий~~, хорей-~,ямб~-,2 3 после кот слогу пересечение надлежит быть., 456..Однако лучше всего стих кот состоит из 1 хорея, или большинства его, плохой, кот состоит из ямбов, средний, кот сост из одних пиррихиев и спондеев.Новый стих составлялся только из двусложных стоп. Стих героический д.б.разделён на 2 полустишия 1-7, 2-6 слогов. Героический стих не должен незаконченную мысль переносить в др часть. – Гекзаметр не может иметь ни больше, ни меньше 13 слогов.

Свойсво наших стихов- они всегда требует ударения рифмы.

Ко всему этому Тр довела поэзия нашего народа.

Почти все названия французские.

Билет 11. Творчество Ломоносова.

Роль Ломоносова в ист лит связана с реформированием русского языка. Теория 3 штилей. Ломоносовским языком писали до реформы Карамзина. Ломоносов-Пётр Великий в литературе (Белинский). Истиных гениев 3: Ломоносов, Пушкин,отчасти Гоголь. (Достоевский).

Пушкин тоже оч тепло отзывался о Ломоносове. В 20 лет ушёл пешком в Москву., Дома получил хорошее по тем меркам образование., сущ предположение, что Л в детстве читал рукописи ст/поморских книг. Вратами учёности Л называл 3 книги: Арифметику Магницкого, Грамматику Смотрицкого, Псалтырь С Полоцкого. Л поступил в СГЛ академию. В 1731г был отправлен в Германию, г Мальбург. В 1740г вернулся в Россию. Лит Ломоносова-русское возрождение., писал в разных класс жанрах. В частности продолжил тр сатир Кантемира.

«гимн бороде» 1750г, обличается русское невежество. Героическая поэма о П1, драма «Тамира и селим». Основной жанр ТВ-ва-надписи., Л был придворным поэтом при дворе Е2 и д.б. писать надписи к дворцовым празднествам.

Л – крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне И.

Ода-жанр античной лит. Гораций, Пиндар-писал преимущественно торжественные оды., в Европе Малерб, Гюнтер.

Европейский классицизм сузил жанровые рамки оды. 2 разн:

Торжественная, похвалсная-чисто светский жанр, где прославляется лицо, или событие.

Философвкая (духовная)-пр-е христианской лирики. Прославляются лица священной библейской истории.

Ломоносов написал 20 похвальных од, 11 духовных.

Похвалиные6 на день восшествия, на взятие Хотина.

Стиль ПАРЕМИЯ. 2 традиции:

Древнерусское красноречие(слоао)-обращения

Ист ретроспекция

Широкие пространства

Сопоставление человека со вселенной.

Традиция европейского и русского барокко. Споры по поводу принадлежности Л к какому либо стилю. Присутствует поэтический беспорядок, не свойственный классицисту.

Ассоциативные связи м/у отдельными образами=барочная традиция. Для Ломоносова было важно соединить несоединимое.

Л сделал науку поэтическим предметом.

переложение псалмов.

Билет 12. Жанр трагедии в русском классицизме.

Трагедия как жанр сформировалась в литературе др. Греции. По определению Аристотеля трагедийный герой это человек с противоречивым характером, в котором общее нравственное достоинство соединено с трагической ошибкой, или виной. Он вызывает сочувствие у зрителя, а его вина послужит причиной его трагической гибели в конце. Как правило он архаист, связан с идеей прошлого, это тоже ведёт его к гибели, т.к. прошлое обречено не уход. Источник противоречия, формирующий конфликт трагедии, находится в характере героя, в его ошибке, заставляющей преступать законы. Второй стороной конфликта в трагедии явл судьба, нравственный закон. таким образом в трагедии сталкиваются м/у собой индивидуальная правда личности и правда над личностной силы, которые не могут существовать одновременно в противном случае трагедии не вызывала бы сострадания. Всего Сумароков написал 9 трагедий. Признаки классицизма: 5 актов, единство времени, места и действия. Создание новой жанровой модели -типология сюжетосложения 7 написаны на тему русской истории. Но русский сюжет это только внешний признак национального своеобразия жанровой модели Сум трагедии. Больше всего оно выразилось в особенностях поэтики и структуры жанра, чётко ориентированных на русс лит традицию. Все трагедии С стихотворные и написаны высоким метром - александрийским стихом(6-ст ямб с парной рифмой).это следование фр класс схеме.

Трагедия «Хорев». 1747г.Конфликтная ситуация обн тенденцию к раздвоению уровней конфликта. Хорев - чувство долга и любовь вступают в противоречие. Оснельда тоже: любить, или слушаться отца. Кий-делать добро подданным, или править(заговом Оталверх).Все 3 персонажа находятся на пороге выбора, но для каждого выбор мнимый.Борьба страстей снимается автором как ист разв действия траг. Она сост лишь пов, вид слой. В результате гл становится идеол конфликт. При общем трагическом звучании финала действие явно тяготеет к комедийной схеме развития. Вместо 1 сложн героя есть нравственный антогонизм. Понятие власти становится гл трагич героем.

В трагедии Дм самозванец1770 признаки жанра ранней русс трагедии обрели своё предельное воплощение.Тиран нужен Сум, чтобы превратить трагедию в идеологический диспут о природе власти.Противоположнаы сторона конфликта Пармен, Шуйский, Ксения не смиряются с тиранией, след-но с обоих сторон упраздняются страсть и ч долга.Герои протагонисты открыто противопоставляютсы антагонисту Дм.Вместо человека у Сум власть, кот анализирует себя.Трагедия унаследовала у торж оды свою проблематикуверх власти.В конфликте – присутствие 3 стороны.Народ-надличностная сила.

Билет 13. Эпоха просвещения в русс лит.

1760-1790гг В 60-90 гг произошёл лит взрыв, т.к. увеличилось число писателей. Родилась дем лит, кот созд мещанами, солдатами идр разночинцами, это теперь не зазорно. Пишет даже Е2. Начинает развиваться журналистика, появляются сатирические журналы. Чтение становится общедоступным занятием. Лит 60-90 гг пестра по своим направлениям заканчивает формироваться классицизм, драматургия, остр гражд классицизм, Утверждается новое лит течение-сентиментализм.. В это время разв книготорговля, книжные лавки, магазины. Причиной лит подъёма была деят самой Е2, она была 2 реф после П1, продолжателем его деят-ти.Зн-е её реформ тоже велико, но они не так известны. Ключевский: П произвёл рев нравов, а Е – рев умов. Е интересовалась ист, В 1767г вместе с началом реформ, родился русский либерализм. Она собрала комиссию по сост нового уложения и хотела, чтобы народ сам придумал себе законы.-1 опыт русс парламентаризма. Е2 написала «наказ»-принципы по разработке законов. Е призывала к сокращению самодержавия, к созд органов для контроля за деят императора. Е2 считала, что народу надо лишь указать путь, но она ошибалась.

Е2 вела переписку с Фр просветителями Вольтером и Руссо, Главным ист «наказа» был Монтескье

О духовных законах. Она говорила о вреде самовластия, о необходимости свободы слова, принцип веротерпимости, запретила просветителям именоваться рабами, хотела отменить крепостное право, но окружение было против.

Последствия оказались двоякими:

Огромное воодушевление нек дворян, в России стало складываться общ мнение, появляется свобода слова, реформы способствовали разв лит-ры.

Реф привели к массовым волнениям, эпицентром стала крестьянская война.

1762-указ о вольности дворянства.

В дворянской среде родилось русское Волитерианство, оно выражалось в атеизме-отказе от всего национального.

Галломания-преклонение перед всем иностранным.

Е2 испугалась крестьянской войны, а более всего фр революции и к концу правления её политика стала жёстче.

Билет. 13 Жанр комедии в русс класс.

Комедия как жанр сформ в др гр, как и трагикомедия имеет общий набор структурных признаков. Является антонимом трагедии. В комедии герой итмеет противоречивый характер, распадающийся на простые составляющие. В центре сюжета как правило 2 героя: протагонист-воплощение добродетели и антогонист. - порок и зло. Ком герой-протагонист, новатор, он связ с будущим и опережает своё время. Это обст. мотивировка победы, т.к. будущее непременно наступит. Источник конфликта - противостояние характеров. он проистекает из нравств и соц усл чел сущ., но носит более приземлённый характер. В решении конфл большую роль игр случай и обретение. Комедия не имела большого успеха у Сумарокова. Исследователи выд 2 вода класс ком:-лёгкая, - высокая(соц).

Сумароков писал лёгкие ком, на скорую руку. Предназначение - издёвкой править нрав. Ком не развлечение, она д.б. поучительна. насмешка над страстями. Персонажи имеют гов имена. Псих изъяны свойств людям во все времена, ком. внеисторична. Особ - памфлетность. С явно указ на совр(Тред). Сумароков написал 12 комедий, он писал комедии на протяжении 30 лет, от 50-70гг жанровая модель комедии претерпевала изм: 50-тяготеют к памфлетности, 60 - разрабатывается категория интриги и хар-ра. 70 гг-комедии обр жанровые признаки ком нравов. По отн к трагедии его комедия возникла как младший отр жанр. сумароков созд свои 1 комедии не для того, чтобы создать образец нов жанра, а чтобы осмеять противника.

«Тристосинус»-лёгкая комедия по образцу Мольеровых.Не отображает русскую действ-ть.

Билет 16. Сатирические журналы Новикова.

Сама Е2 была инициатором создания. сатир журналов. 1769г она стала издавать журнал «Всякая всячина». Новиков-1 из самых громких имён Ек эпохи. 69-74 он издавал 4 журнала: «Трутень» «Живописец» «Кошелёк» «Пустомеля».

« Трутень» 69-70г Еженедельный журнал тир 1000 экз. «Живописец»72-73

В «Трутне» публиковались пр-я в жанре писем, присланных читателями. Пороки двор общ-ва. У исследователей появилась проблема авторства. Все печатались под псевдонимами. Нравоописательные очерки, письма своих читателей, путешествия, сатарич лексикон. Нравоописательные очерки: аллегоричн персонажи явл носителями к/л порока. Традиции Кантемировской сатир..

Отрывок путешествия в *** опубл в «Живописце»72г возм писал Радищев. Яркое антикрепостническое пр-е, соч от лица дворянина. «Письма к Фалатею»4письма, кот м/б прин перу Фонвизина. 1 из перс-мать Фалатея оч напоминает г Простакову.В письмах отчётливо проступает двор злонравие.

Мы узнаём как проводили время провинц дворяне.

ПОЛЕМИКА: Е2 и Н отстаивали свои мнения в журналах. Предмет: что есть и какой должна быть сатира.

«Письмо Афиногена Перочина». Большинство чел недостатков-слабости, а не пороки. Снисходительность и гуманизм. Нужно не обличать слабость, а противопоставлять им добродетель. .Позиция Е2.

Позиция Новикова в ж Трутень «Письмо правдолюбцев». Нельзя разграничивать слабости и пороки. Сатира д.б.резкой и обличительной. Конфликт. Е2 явно проигрывала Н. Она закр свой журнал и все ост тоже. В конце 70 х гг в мировоззр н. произошли сдвиги: он разочаровался в сатире. Не разоблачение, а лечение пороков. Но как?

Н начинает увлекаться масонством, он стал 1 из 1 лидеров моск масонов, работал в моск ун-те и был директором типографии, издаёт массу духовной литературы, занимается активной просветительской работой.

Билет 19. Комическая опера. 70-80-гг. Драматург Лукин вводит в лит понятие «Склонения на русс нравы».

Он считал, что лучше фр комедию никто не напишет, значит надо подражать, но подражая, склонять всё на русс нравы. Он упрекал Сум,

Что у того в комедиях нет ни 1 русс имени. Жанр комич оперы прин к низким жанрам. В комп оп действие обычно происходит на лоне природы, в деревне и все действ лица-крестьяне. Прозаические монологи соч с ариями героев. Например Аблесимов «Мельник-колдун…».Стиль низкий, оч много просторечий. В опере Княжнина среди крест есть ещё и помещики – супруги Фирюлины, презирающие русские нравы и тоскующие по Парижу и всему французскому.

Билет 20. Политическая трагедия.

1786г Е2 написала драму «Из жизни Рюрика». Она обратилась к летописному сюжету, опис восст Вадима против Рюрика. Все симпатии она отдала Рюрику.

Княжнин переосмыслил этот сюжет и вступил в полемику с Е2, сместил акценты.

Княжнин поднимает острые политические вопросы. Рюрик не показан здесь тираном, автор размышляет, какая система правления подходит русскому народу, соглашается с Е2, что это самодержавие, народ несвободен, он избирает мир, но становится рабом.

Княжнин не отдал предпочтения ни Р, ни В, это=величины. В конце симпатии на стороне В, т.к. он погиб.

В пьесе нашли отражение тираноборческие мотивы. Действующими лицами явл реальные и вым лица. Княжнин в полемике с Е2 видит спасительную роль самодержавия в лице Рюрика.

В своей трагедии Княжнин развивает образ последовательного борца против самодержавия, сторонника республиканского правления. В трагедии Княжнин отказывается от предложенного Рюриком примирения и предпочитает сам расстаться с жизнью, нежели жить его рабом.Переосмысление образа Вадима, название трагедии именем борца с самодержавием, постановка вопроса о тиранической сущности монархической власти-всё это имело значительное влияние на формирование прогрессивного мировоззрения в России конца 18 века.

Билет 21. Демократическая проза.

Судьба беллетристики в 18 веке незавидна, она нах на периферии лит. Литература д.б. полезной, а романы кроме разжигания страстей и повреждения нравств ничего не приносят. Во 2 ½ 18 в положение меняется, это эпоха прозы. Эта лит сост книжн рынок. Складывается кн рынок, появл типографии и предприн.Хар-ный инт к нац ист. Беллетр обр к проз жанр изв по др/рус лит.Писатели: Чулков, Левшин, Попов, Новиков, Курганов, Эммин. Эстетическое насл дост сюжет и стиль. Сюжет д/б занимательным и закруч., он много сюж линий., сочн колор язык, народные выр-я. Ист - бродячие сюжеты, др рус повесть, фолькл сказка и былины, арабск фольк, Среднев проза.

4 жанра: - Лит анекдот, - Плутовской роман, - Волшебно - богатырск повесть, соц- бытовая пов(сатир повесть).

Билет 22. Социальная комедия в литературе.

Политическая борьба с самодерж проявилась также в комедии. На нач 1780х гг приходится ряд произв этого жанра, резко критикующих отд стороны Ек режима, а иногда и весь режим вцелом. По поводу Недоросля много критики: Яркий образ порока признаётся более худ полноценным, чем бледная добродетель. Из этого следуют сомнения в умении Ф строить драм действие. В этом подходе писателя – фундаментальная основа поэтики великой комедии, она уже не совп с чистой теорией драмы.(лишние персонажи, сцены, прерывистое лишённое единства действие). Солвл имеет 2 функции: - описание мира физич плоти. - ораторство.

Билет 23. Этот жанр был представлен в творчестве 3х писателей: Чулков сб «пересмешник» в 4т 1766-68 Собрание повестей «повесть о Силославе». Попов сб «Славенские древности» 3ч кон 70х гг. «Старинные диковинки»., -Левшин «Русские сказки».10 ч 80 е гг. Этот жанр создав под влиянием 2х тр.-сказачно - былинной(фольклорной.)- евр роман.

Это попытка объед русской былины и евр рыц романа. Богатырям придавались черты Европ рыцарей. Именно эти авторы были первыми русс фольклористами. Чулков собирал слав мифы: «АБВГа» русских суеверий. Собирали они и нар песни, рожд фолк-а. Гл действ лица - русские богатыри. События происходят в сражениях с чудовищами, освобождении красавицы. русские былины были прежде всего строит мат. Добрыня изобр благородным, храбрым и неженатым человеком, что противоречило русс былинам. Эти волш-бог повести - новаторское отн к русс истории. Былины - историч пр-я, объед истории с баснословием. Эти повести претерпели влияние вост сказок.

Билет 22. Плутовской роман.

Это жанр Европ лит 17 в особ ярко был представлен в Испании. это роман о похождениях плута, и/или его слуги ПИКАРО. Такой роман позволял затрагивать соц проблемы.

Обр плута обаятельный, чит д. ему симпатизировать. П.Р.-это жанр гум а нистической литературы. Авт пытается оправдать его, но он не волен своей судьбе. Первым опытом плут романа посл «Повесть о Фроле Скобееве». Чулков «Похождения развратной женщины», Комаров «Похождения Ваньки Каина».Интерес к плутовскому роману не случаен. Открытие частного человека, сама эпоха 18 века способств этому интересу. «Пох повар». Этот роман интересен обр гл героини, он изобр привлек грешницу, делает её без вины виноватой. Ч смог показать судьбу героя, обусл внешн обст – вами. «Похождения Ваньки Каина».1775г., 1779 опубл и издан, роман вошёл даже в рукописную традицию. Так наз уголовный роман. В.К.- реальное ист лицо.Жил во времена Елиз Петровны. Был арестован и сослан на каторгу. наст имя Иван Осипов, он написал автобиогр повесть. Матвей Комаров решил её стилистически отред, он был лично знак с Осиповым, тот служил в сыскном приходе и учавствовал в допросах. Композиционно роман распадается на 3 части: - О разб похождениях. – Перемена в судьбе, он становится сыщиком. – Лирические песни (либо о самом Каине, либо вход в репертуар шайки Каина). Сам обр Каина нап фолькл, ловкий вор, для К. воровство прежде всего искусство. Его интерес сам дух приключений. Роман представляет собой целый калейдоскоп маленьких новелл. Автор изменил форму повествования, пишет о К. в 3 лице, в этом чувствуется симпатия автора.

Билет 24. Соц бытовая, или сат повесть.

Знач её оч велико в рус лит. Они близки к реалистическим шедевра рус классиков. Действ героями явл прост люли. Эти повести явл сатирическими и обличительными: - Взяточничество

Казнокрадство, - Раболепие.

Такие повести напоминают журн сатиру Новикова. Это остросюж развл произведения, они близки к плутовскому роману, но здесь плут-лицо явно осуждаемое. Эти повести писали те же самые авторы. 3 гл произведения: Чулков «Пересмешник» - Драгоценная щука

Пряничная монета, - Горькая участь.

Левшин 1: «Досадное пробуждение»

В этих повестях исп-ся бродячие сюжеты.

ЗНАЧЕНИЕ: Беллетристика 60 х г способствует преодолению классицист направления. Русская беллетристика свидетельствует о демократизации рус лит-ры, кот выр в сильном фольклорном влиянии. Произведения написаны простым доступным языком, это гуманистическая лит-ра, изобр маленького челавека.

Билет 27. Шутливая поэма.

Её характеризует: заним сюжет, - острая интрига, - демократизм (герои - ямщик, или солдат)., - фольклоризм. Ирон-комическая поэма. - основная разновидность шутливой поэмы. здесь 2 традиции.: - высокая (героическая)., низкая. При их соединении и рождается комический эффект. Приём при кот выс сюжет излагается низким языком наз бурлеск. Жанр ирон-комической поэмы-жанр класс лит. В рус лит 18 в этот жанр в 2х разновидностях был узаконен Скмароковым.

Иван Барков - издатель сатир Кантемира, сочинял эротические поэмы, ему многие подражали. Майков: «Елисей, или раздражённый вакх». 1771г, Богданович «Душенька». 1783г. Образцом дя Майкова тоже послужила «Энеида» (поэма, нап в 17 в, на кот многие писали пародии.) .Майков-предок писателей сер 19 в

Он объед ант мотивы и русс быт напоминают у него плут роман. В этой поэме 2 плана: ант боги и русс быт. Фоликл мотивы: публ дом как монастырь. Авт явился бытописателем русского дна Оч ярк явл обр ворожеи, М. пародирует Ридону, намекая на Е2 развратную немку.

Билет 28. Творчество Богдановича «Душенька».

1778г-1 вар Это была сказка в стихах «Душенькины похождения», Д=др повесть в вольных стихах., исп стар сюжет о любви Амура и Психеи по новому «Метаморфозы Апулея» Ла Фонтена, «Любовь Психеи и Купидона»-русский вариант. Русификация др сюжета а «Д».Это произв имеющее кон рез своего возд эстетич насл.

При написании речь шла не о знакомстве чит с нов сюжетом, а скорее о творческом соревновании в интерпретации сюжета. «Д» не явл пародией героич эпоса. Первым знаком отказа от бурлескной традиции стал оригинальный метр, не принадлежащий ни к какому жанру. Бурлескностьв поэме Богдановича предсказывается тем именем, кот он дал своей героине. У Апулея и Лафонтена она наз Психея, 1 рус переводчик Лаф слегка русифицировал это имя – ПСИША, богд же назв свою Гер Душенькой, он обозначил т.о. частичную русификацию сюжета. И только в этом соед закл бурлескная неувязка планов повествования. Б почувствовал фолькл природу миф сюжета и на ант сюжет попытался воспроизвести в жанре русской сказки.

Билет 25. Творчество Державина.

Державин писал в разн поэтич жанрах

Элегии, идиллии, люб лирика, комедии, оды. В русск лит вощёл под именем одописца. Он был писателем-новатором, сделал быт предметом поэтическим, причём он его опоэтизировал, представил в лучших традициях, много внимания уделил боярскому быту. У Держ многие приносят философский хар-р. Тема бренности земн сущ-я. Уделял внимание гастрономическим суетам, великолепно описал русское застолье. Д не прин ни к какому напр, заним промеж положение. По своим взглядам Д не был никогда оппозиционером, считал, что не должно быть конфл м/у поэтом и гос-вом. Очень отр отн к Вольтерьянству. Он был просто русс барином и любил хор жизнь. 1779г произошёл перелом в его сознании, до этого он пыт подр Ломоносову, но потом понял, что это не его. С тех высот он попытался спуститься на землю. К жанру оды он обр дост рано, расширил её жанр гр-цы, возвратился к ант пониманию этого жанра. Объед высокое и низкое, ввёл комическое в оду. Сам Д обогатил оду забавным русским слогом. Разрушил границу м/у торж и дух одой. Нередко соед торж и дух оду. Торж оды: «Фелица» 1782, «Благодарность Фелице» 1783, «Ведение Мурзы» 1784, «Изображение Фелицы» 1789.

Сатирич Эл-т- Мурза- соб герой. Держ сумел передать суть ист эпохи.

Дух оды: «На смерть кн Мещерского».1779, «Властителям и судиям». 1795, «Бог» «Водопад» 1794. Дух оды это переложение псалтыри(метафразисы). От этой традиции Держ отказывается. «Властителям и судиям» это действительно дух ода переложение псалма, но в ней Д отошёл от дух смысла, это пр-е гражд, обличительное. Анекдотич случай с Вяземским.

Лит направление зародился на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат 1 10-и летие 19в.1812г0верхняя граница сентиментализма. В Ек эпоху сосуществовали 2 направления. В это время классицизм переживал эпоху своего заката, а сент-зарождение.

Многие писатели Ек эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент. Есть нек общ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы-вз-е человека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рац и пассионарн начало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственному рассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова). С точки зрения сентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, чел добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало. Принцип возвращения к природе. Западов: сентиментализм-классицизм наизнанку. Пол герой сент-чел добрый и чувствительный, умеющиё сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Эмин, Карамзин, Дмитриев.

Причины зарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ евр сентиментализм. 20-30г 18в.

Евр сент писателей начали активно переводить и подражать.Гёте, Ричардсон, Юнг, Стерн, Руссо.

Нац почва в России была подготовлена реф Е2, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла не только сентименталистов, но и дем прозаиков. Держ изобр Е как частного человека. Большую роль сыграло разочарование рус инт в идеалах, кот вдохновляли Ломоносова. Теперь идеалы эпикурейства. Или оппозиция Сентиментализм стал активно формироваться под влиянием масонских идеалов (построй церковь внутри себя). –Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.