Расшифровка Солженицын. «Раковый корпус

Расшифровка Солженицын. «Раковый корпус

Самый главный вопрос, который задается героям на протяжении всего романа, это вопрос, заданный Ефремом Поддуевым: «Чем люди живы?» Маленькую синенькую книжку с золотой росписью дал Ефрему Костоглотов, он бы не стал и читать ее, если бы не его болезнь, и маленький рассказ с названием «Чем люди живы» заинтересовал Ефрема. Само название такое было, как будто он сам его сочинил. Задав это вопрос своим соседям по палате, Ефрем получил целый ряд ответов, но ни один человек не назвал того, чему поучал этот рассказ. Продуктовым и вещевым довольствием - ответил Ахмаджан, зарплатой - добавил медбрат Тургун. Воздухом, водой и едой - сказал Демка. Квалификацией - ответил Прошка. Павел Николаевич сказал, что идейностью и общественным благом. Удивляет, что все их ответы, в какой то мере слишком материальны, никто не задумывается о доброте, любви, дружбе. Ведь сам вопрос как будто наталкивает на ответ. Эти люди лежат в больнице, они больны одной из самых страшных болезней, некоторые смертельно, и им даже в голову не приходит, что человек может думать о чем-то высоком и духовном. Ведь именно перед смертью многие люди начинают понимать высшее значение жизни, но почему-то их эти мысли не коснулись, и, даже лежа на больничной койке, они заботятся только о материальном. Солженицын неспроста подчеркивает перед ответом Ахмаджана, что он выздоравливает, человек, который почти излечился от страшной болезни, даже не задумался о том, какой подарок этим ему преподнесла жизнь, для него её смысл все еще в вещевом довольствии. Также поражает, что все их ответы связаны исключительно с заботой о себе, ни слова о своих близких и других людях, даже о своих детях. Надежду дарит только ответ Сибгатова: Родиной. Но он имеет в виду не высокое понятие Родина, а то, что в родных местах болезнь не привяжется. Сам Ефрем удивляется ответам своих соседей и понимает, что раньше ответил бы так же, что человек жив воздухом, водой, едой и еще спиртом, и всю жизнь он думал так. Но маленький рассказик Льва Толстого заставил задуматься Ефрема, полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Ему было даже как-то странно сказать всем, вслух не выговаривалось, неприлично было, но в то же время правильно, что люди живы любовью к другим. Этот ответ вызвал волну негодования у Русанова, тот стал требовать фамилию того автора, который может такую глупость написать. Другие герои ничего не ответили, наверно, им тоже не понять, как это люди могут быть живы любовью, так еще и ни к себе, а к другим. Помимо этого разговора Ефрем также обращается с этим вопросом к новому больному - Вадиму Зацырко. Он отвечает, что творчеством, это действительно «человеческий» ответ на вопрос. Также Демка задает этот вопрос девочке Асе, она в свою очередь отвечает, что любовью, кажется, вот он - единственный человек, который правильно ответил на этот вопрос, ведь именно так говорилось в книге - любовью. Но Ася подразумевает под словом любовь совсем не то, что говорилось в книге, не любовь к другим людям, а любовь между мужчиной и женщиной и любовь даже не духовную, а физическую. Ведь когда Ася понимает, что ей сделают операцию, она спрашивает: зачем жить, кому я теперь буду нужна. Ей кажется диким то, что Демка пытается ей объяснить: люди любят за характер. О какой любви она тогда говорила?

Кажется, что вопрос, чем люди живы, повлиял только на одного Ефрема. Он был всегда сильным мужчиной, работал, радовался жизни и никогда не болел. Заболел только один раз и сразу раком. «Всей своей жизнью он был подготовлен к жизни»,- пишет Солженицын. Но уже после первых операций перестали нравиться ему работа и веселье. Он всегда считал, что от человека требуется хорошая специальность или хватка, от всего от этого были деньги, но когда оказываешься больным чем-нибудь смертельным, не нужна никакая ни хватка, ни специальность, выходит, что ты слабак и что-то важное в жизни упустил. Синенькая книжица заставила пересмотреть многие принципы Ефрема. Он анализировал свое прошлое, свои поступки и поступки других людей, но как-то неправильно все поступали, не по книге. Когда в палате все рассуждают о самопроизвольном исцелении, Ефрем говорит, что для этого нужна чистая совесть, что он сам «разорил» много женщин, бросал их с детьми, заставлял плакать, и поэтому опухоль у него не рассосется. Перед смертью Ефрем полностью раскаялся в своих грехах, он понял, что жил неправильно и что все то, что он до этого считал полноценной жизнью, вовсе не жизнь. Что жизнь-то она, оказывается, заключается в другом - в любви к ближним. Ефрем не прощает себя за былые ошибки, зато его прощает автор и читатели. Но его так до конца и мучает совесть, и он понимает, что уже ничего не успеет исправить, скоро его ждет смерть... Ефрему не осталось ничего другого, как убеждать и пугать других, что никуда отсюда не деться и никогда никому из этого ракового корпуса не выйти, и это предсказание полностью сбылось: как только Ефрема выписали, он умер на вокзале.

Больше всего, услышав ответ, что люди живы любовью, возмущается Русанов. «Нет, это не наша мораль!» - отвечает он Ефрему. По мнению Русанова, люди живы идейностью и общественным благом. Павел Николаевич Русанов работает в сфере анкетного хозяйства. Он считает свою низкую и подлую работу - подвергать людей страху, доводить их до суда и даже отправлять в тюрьму - «ажурной тонкой работой», которая требует много усилий, ведь про любого человека, если хорошо поискать, можно найти что-нибудь подозрительное, каждый человек в чем-то виноват, что-то скрывает. И с помощью своих отличных анкет Русанов узнает, что скрывает этот человек. Он считает, что люди уважают его за работу, что его положение обособленное, загадочное и полупотустороннее. Все это, по его мнению, он делает на благо общества, чтобы все лгуны, смелые и заумные, исчезли, а люди принципиальные, устойчивые, такие как Русанов, ходили бы с гордо поднятой головой. У Русанова есть даже три этапа запугивания людей: какой он применит, зависит от степени виновности человека. С помощью своих хитроумных способов он заставляет людей нервничать и переживать, а уж его анкеты раскроют, что в голове у человека. Он гордится, что с помощью своих анкет ему удалось добиться разводов нескольких женщин, которые пытались помочь своим мужьям в ссылке. Также перед его кабинетом есть «тамбур», предохранительный ящик метром в глубину, и входящий в него кабинет человек на несколько секунд попадает в заключение, он чувствует свое ничтожество, в тамбуре человек «расстается» со своими дерзостью и своемудрием. И конечно, в его кабинет люди заходят только по-одному. Русанов считает, что его работа дает ему возможность знать истинные процессы жизни . Другие люди видят жизнь как производство, совещания, столовая, клуб и т. д. Но истинное же направление жизни решалось в «тихих кабинетах между двумя-тремя понимающими друг друга людьми или телефонным ласковым звонком. Еще струилась истинная жизнь в тайных бумагах, в глуби портфелей Русанова и его сотрудников». Русанов - доносчик, он «стучит» на людей, и не только для общественного блага, но и для своих личных целей, но вся его семья и он сам относятся к его работе с почтенным трепетом и считают её очень важной и благородной. Так, он ради квартиры, которую они с женой делили с семьей своего давнего друга, подал на него материал о том, что Родичев собирается создать группу вредителей. Вместе с Родичевым в ссылку послали и секретаря заводского парткома Гузуна, который сопротивлялся исключению Родичева из партии. И теперь, когда жена Русанова, Капитолина Матвеевна, сообщила ему, что ее брат видел Родичева, Русанова одолевает жуткий страх за то, что все те люди, которые пострадали из-за него, вернутся и от них пострадает уже сам он. Он думает, что лучше умереть, чем ждать каждого возврата со страхом, и считает, что их не надо возвращать, потому что они уже привыкли к той ссыльной жизни, а здесь они взбаламутят жизнь других людей. Из-за своего эгоизма и желания, чтобы все хорошо было только у него, Русанов даже не задумывается, что сломал многим людям жизнь и что для них возвращение из ссылки - это начало новой жизни, счастье. Для него главное в жизни - это спокойствие его самого и его семьи, а на тех, кто может этому помешать, у Русанова всегда найдется компромат.

Смена верховного суда - вот то, что по-настоящему потрясло Русанова, ведь это почти означает, что он остался без защиты. После прочтения об этом в газете Русанову снится кошмар. В нем он видит сначала девушку, на мать которой он донес, после чего девушка отравилась. Потом ему кажется, что он потерял какую-то важную бумажку. После женщина, которую из-за него посадили, и она поручила ему свою дочь, которую он отдал в детприемник. И теперь мать хочет узнать, где же её дочь, но Русанов не может ей этого сказать, потому что он сам не знает. И завершается все тем, что его зовут в верховный суд, и Русанов жутко боится, потому что теперь там у него нет защиты. На сайте Саратовского государственного университета я нашла статью О.В. Гаркавенко «Тот верный, естественный звук…» Христианские мотивы в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». В ней значение сна Русанова толкуется следующим образом:

«В спутанном сознании бюрократа-доносчика переплетаются служебная повседневность с ее телефонными звонками «снизу» и «сверху», прочитанная днем газетная статья и события далекого прошлого. Однако глубинный смысл этого сна раскрывается лишь в контексте христианской символики. Сон Русанова - модель его посмертного существования, предупреждение о том, что ожидает его в ином мире. «Он полз. Он полз какой-то бетонной трубой, не трубой, а тоннелем, что ли, где из боков торчала незаделанная арматура, и за неё он цеплялся иногда и как раз правой стороной шеи, больной. Он полз на груди и больше всего ощущал тяжесть тела, прижимающего его к земле. Эта тяжесть была гораздо больше, чем вес его тела, он не привык к такой тяжести, его просто плющило. Он думал сперва, что это бетон сверху придавливает - нет, это такое тяжёлое было его тело. Он ощущал его и тащил его как мешок железного лома. Он подумал, что с такой тяжестью и на ноги, пожалуй не встанет, но главное бы - выползти из этого прохода, хоть вздохнуть, хоть на свет посмотреть. А проход не кончался, не кончался, не кончался» Русанов, в христианской терминологии человек сугубо плотский, обречен и посмертно влачить эту плотскую тяжесть, что заставляет вспомнить слова апостола Павла: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». Далее Павел Николаевич слышит, «как чей-то голос - но без голоса, а передавая одни мысли, скомандовал ему ползти вбок. Как же я туда поползу, если там стена? - подумал он. Но с той же тяжестью, с какой плющилось его тело, ему была и неотвратимая команда ползти влево. Он закряхтел и пополз - и правда, так же и полз, как и раньше прямо». В Священном Писании сказано, что на Страшном Суде одни окажутся по правую сторону от Спасителя, другие - по левую. «И пойдут сии в муку вечную». Учитывая христианскую символику правой и левой стороны, небезынтересно отметить, что опухоль у Русанова - справа. Ползя через тоннель, он цепляется за незаделанную арматуру, «и как раз правой стороной шеи, больной». Эта деталь настойчиво повторяется. Так, услышав голос Ельчанской, одной из многочисленных жертв своих доносов, Русанов почувствовал, «как сильно кольнуло в шее, в правой стороне». Но вдруг, ползя по тоннелю, Павел Николаевич вслед за первым приказом слышит новый, странный для него: «Только он приноровился сюда - тот же внятный голос велел ему заворачивать вправо, да побыстрей. Он заработал локтями и ступнями, и хотя справа была непроницаемая стена - а полз, и как будто получалось». Что это? Быть может, последний акт Божественного милосердия, последний призыв к покаянию, напоминание о том, что этот путь не закрыт ни для какого человека до последнего часа его земной жизни? Но «непроницаемая стена» из тяжкого груза нераскаянных грехов загораживает для Русанова этот спасительный путь. «Всё время он цеплялся шеей, а в голову отдавалось. Так тяжело он ещё никогда не попадал в жизни, и обидней всего будет, если он так и умрет тут, не доползя. Но вдруг полегчали его ноги - стали лёгкие, как будто их воздухом надули, и стали ноги подниматься <…>. Он прислушался - команды ему никакой не было. <…> он стал пятиться и, выжимаясь на руках, - откуда сила взялась? - стал лезть вслед за ногами назад, через дыру. <…> И оказался на трубе, среди какого-то строительства, только безлюдного, очевидно рабочий день кончился. Вокруг была грязная топкая земля». Ползя по тоннелю, Павел Николаевич страстно желал «хоть на свет посмотреть», «но ни света, ни конца не проглядывало». Нет света и на заброшенной стройке: «Всё вокруг было неопределённое, не было ничего видно вдаль. Это позволяет предположить, что речь идет об адском пространстве: «Ад <…> по словопроизводству с греческого, значит место, лишенное света». (Примечательно и то обстоятельство, что девушку-самоубийцу Русанов здесь встречает, а Ельчанскую - нет. Он только ощущает прикосновение руки и слышит ее голос, но не видит ее саму на безлюдном строительстве). Именно сюда ползет Русанов через положившую конец его своеволию смертельную болезнь, через последние месяцы или недели земного существования. Но он так и не осознает, в какой именно «Новый Верховный Суд» вызывает его голос «сверху» из телефонной трубки. Показанные Павлу Николаевичу жертвы его доносов пробуждают в нем не раскаяние, а только животный страх разоблачения. Ужас усугубляется встречей с загадочным «парнем в брезентовой куртке сварщика, с крылышками на плечах», знающим самые сокровенные его дела и мысли. Библейские аллюзии слышатся и в вопросе, который задает Русанову Ельчанская: «Друг мой! <..> Скажите, где моя дочь?». На это вопрошание он, некогда погубивший и супругов Ельчанских, и их ребенка, отправленного в детдом, не может дать внятного ответа. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?». Несколько ранее, едва освободившись из трубы, Русанов задает похожий вопрос (по инерции своего земного бытия - еще с судейской интонацией) девушке-самоубийце, дочери прессовщицы Груши: «Девушка, где твоя мать? <...> - А я у вас хочу спросить, - взглянула девушка». Именно после этого диалога Павел Николаевич начинает испытывать мучительную жажду, которую ему так и не удается утолить: до корыта с дождевой водой он не добрался, а графины на столах все оказались пустыми. Материалистическое обоснование этой обжигающей горло жажды - воздействие эмбихина. Но в Священном Писании жажда нередко метафорически выражает состояние удаленности от Бога. И в свете библейской символики данная деталь - знак окончательной духовной гибели Русанова. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» .

В своем сне Русанов вспоминает безвинных людей, которых он посадил, но он не испытывает за это угрызений совести. Русанову, как и Свидригайлову из «Преступления и наказания», снятся люди, которые из-за него покончили жизнь самоубийством. Свидригайлову снится девочка, которая повесилась из-за того, что он её оскорбил, и его жена постоянно видится ему как приведение. Свидригайлов совершает преступления, для того чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, создавая для себя морально-этические нормы. Русанов же творит зло ради собственного благополучия и ничуть не раскаивается.

Так, даже рак и страх смерти никак не смогли заставить Русанова понять, что он живет неправильно. Для него смысл жизни по-прежнему остается в общественном благе и в его «благородной работе».

Дочь Русанова, Авиетта, во многом похожа на своего отца. Она умная и сильная. Авиетта - начинающая поэтесса, по ней сразу видно, что она добьется всего в жизни, и добьется она всего этого такими же способами, низкими и подлыми, как и её отец. Авиетта во многом копия своего папы, она думает только себе, о том, как бы пробиться в люди, ездит в Москву, чтобы показать себя и посмотреть на то, какая там в Москве мебель, мебель ей важнее даже собственного творчества. Она уверяет Демку, что искренность вредна в литературе и совсем не нужна, Авиетта считает, что лучше говорить людям неправду, чем рассказывать о том, как есть на самом деле.

Полной противоположностью отца является его сын Юра. Он рассказывает отцу историю о том, что один человек вез продукты, и посреди дороги началась буря, и ему пришлось оставить машину и идти в ближайший населенный пункт. Наутро оказалось, что пропала одна коробка, во всем обвинили шофера и посадили в тюрьму. Отец полностью согласен с приговором и говорит, что даже если взял и не он, то как так можно бросить государственное имущество??? Его очень огорчает, что сын против и даже написал протест. По мнению Юры, человеку не оставалось ничего другого, иначе бы он умер. Это мучает Русанова, мучает, что он не смог привить своему сыну свою точку зрения.

Вся семья Русановых считает себя выше других людей, они все думают, что у отца честная работа и что он делает только хорошие вещи, что он распознает преступников. Также Солженицын пишет о семье Русановых на первый взгляд совершенно абсурдную фразу, но в которой выражается вся их сущность: «Русановы любили народ - свой великий народ, и служили этому народу, и готовы были жизнь отдать за народ. Но с годами они все больше не могли терпеть - население. Этого строптивого, вечно уклоняющегося, упирающегося да еще чего-то требующего населения» Хочется задать вопрос: а население - это не народ??? Вот она - маска семьи Русановых: они говорят, что любят всех, что они честные и добрые люди, а на самом-то деле они любят только себя, а других презирают.

Библиотекарь Шулубин появляется в палате незаметно и ни с кем не желает общаться. За глаза его назвали «филином», он обычно очень долго смотрел на кого-нибудь круглыми глазами. Его опухоль находится в самом унизительном месте, и поэтому Шулубин переживает, что после операции никто и рядом с ним не сядет, да и сейчас он не хочет ни с кем разговаривать, потому что о такой болезни и говорить не принято. Раньше он читал лекции по нескольким специальностям, но стали «замятать» профессоров. И с этого момента Шулубин гнул спину и молчал: «Надо было признать ошибки? Я их признал! Надо было отречься? Я отрекся! … Надо было оставить лекции? Я оставил! …Уничтожались учебники великих ученых, менялись программы - хорошо, я согласен!» Так он дошел до обычного библиотекаря, но и там его заставляли уничтожать книги по генетике, и он послушно сувал их в печку. И все это он делал ради своей жены и своих детей, даже не для себя. Но жена умерла, дети выросли и бросили отца. Получается, все, что он делал, бессмысленно! Он жил для детей, а они его бросили, наплевали в душу. И получается, что жизнь прожита зря. Он молчал всю жизнь, гнулся и думал о том, что он мукой своей и предательством обеспечил жизнь другим людям, а сам не заслужил даже немного мысли. И вот уже в конце жизни он понимает, что во всем был не прав, что жил неправильно, что избрал смыслом жизни совсем не то, что надо, а теперь уже поздно что-либо менять.

В раковом корпусе лежит шестнадцатилетний мальчик Демка, он молод, только начинает жить и уже сталкивается с такой ужасной болезнью, как рак. Отец Демки умер, когда ему было два года, после был отчим, который вскоре бросил мать. С тех пор она водила в дом мужчин в единственную с Демой комнату, все это вызывает у него отвращение к тому, о чем его сверстники думали «с задрогом». Из-за поведения матери Демка не верит в любовь и сторонится женщин. Он ушел от матери жить к школьному сторожу, после переехал в заводской поселок и жил в общежитии. У Демки трудная жизнь, он был всегда не сыт, недоедал всю жизнь. Прилежно работал, не пил, не гулял, а только учился. Демка все время читает, он даже был допущен к шкафу с книгами у старшей лаборантки, для него литература - учитель жизни. Он хотел заняться общественной жизнью, поступить в университет, но одна игра в футбол, в который он изредка позволял себе играть с друзьями, перевернула все, заставила его очутиться здесь, в раковом корпусе. Кто-то нечаянно мячом стукнул Демку по голени. Хочется задать вопрос, почему так несправедливо? Этот вопрос Демка и задает тете Стефе, с которой познакомился в раковом корпусе. На что она ему отвечает, что Богу все видно, надо покориться. Но Дема категорически не согласен с этим, для него религия - дурман. По его мнению, почему, если Богу все видно, у одних жизнь гладкая, без проблем, а у других все перекромсано. И когда Ефрем задает Демке вопрос «Чем люди живы», Демка отвечает, что воздухом, водой и едой. С одной стороны, Демка не признает ни одну духовную ценность, главное для него - это работа и учеба, но, с другой стороны, он все время пытается познать что-то новое, интересуется всем, о чем говорят в палате, ведет со всеми умные беседы, задает всем нескончаемые интересующие его вопросы, и мы понимаем, что когда Демка вырастет, то наверняка поймет, что смысл жизни вовсе не в воздухе и еде. Но пока Демка не признает даже любовь, ни духовную, ни физическую. Пока он не встречает Асю. Ася показалась ему красивой, как из кинофильма, такие девушки для него были недостижимы. Он никогда бы не решился с ней познакомиться, но он видел её - и в груди екало. Так он ждал, пока Ася сама с ним не познакомилась. Ася такая легкая, непринужденная… ее веселье как будто перехлестывалось и к Демке. Когда Демка говорит ей, что ему хотят отрезать ногу, она в ужасе восклицает, что лучше умереть, чем жить без ноги. - «Жизнь дана для счастья!». И Демке хочется во всем с ней соглашаться, какая ведь жизнь с костылем??? Жизнь - для счастья! Она отвечает на вопрос, для чего живет человек - «Для любви, конечно!» Говорит, что в жизни нет ничего, кроме любви. «Это - наше всегда!...Любовь!! - и все!!». Демке чуждо слово любовь, он возражает, что любовь это не вся жизнь, что это лишь определенный период, на что Ася утверждает, что в их возрасте вся и сладость. Ася с ним открыта, их разговор настолько легкий, как будто они знают друг друга уже очень давно. И та любовь, которая раньше вызывала у него отвращение, представилась ему чем-то невинным и неиспачканным. И даже больная нога с вечно грызущей болью на время забылась… И когда Ася врывается к нему в палату с ужасной новостью, что ей будут делать операцию, и плачет, что она теперь никому не будет нужна, Демка говорит, что ему она нужна и что он даже женится на ней охотно. Так, благодаря встрече с Асей, Демка понимает и познает любовь. Демка страшно боится потерять ногу: «А как бы не отняли. Как бы не отрезали. Как бы не пришлось отдать». Для него потерять ногу в шестнадцать лет равносильно смерти, что за жизнь без нее будет??? Поэтому Демка охотно соглашается на рентгенотерапию, потому что думает, что это вместо операции. Но время и нестерпимая боль сделали свое дело. Больная нога стала уже казаться Демке не драгоценной для жизни, а обузой, от которой хочется поскорей избавиться. Операция теперь представлялась ему спасением, а не концом жизни. И Демка, посоветовавшись со всеми, решился на операцию. После нее он не оставил своих желаний, Демка по-прежнему хочет поступить в университет. Но остается у него еще одна мечта - сходить в зоопарк. Он мечтает о том, что выпишут его, и будет он ходить весь день по зоопарку, знакомиться с разными зверями. А после вернется к себе домой и всего себя посвятит учебе, ведь теперь не нужно будет ходить ни на танцплощадку, ни играть с друзьями. Все время будет только на учебу.

Судьба украинского парня Прошки трагична тем, что ему даже не говорят, что его ждет, просто отпускают… как кажется, на волю, а на самом-то деле…. Он единственный из больных, кто ни на что не жаловался и не имел никакого наружного поражения. Смуглый, молодой парень. Он тоже очень боится операции, и вдруг во время осмотра врач говорит ему, что его выписывают. Прошка несказанно рад, выписывают и без операции! Устинова говорит ему, что нельзя ему работать и поднимать тяжелого, что ему выдадут инвалидность и он будет на нее жить. Но Прошка отказывается от этого, для него жизнь - работа: «Я ще молодый, я робыть хочу». И на вопрос «Чем люди живы» Прошка тоже отвечает, что квалификацией. В справке у Прошки написана странная надпись - Tumor cordis, casus inoperabilis. Он подходит к Костоглотову за помощью, чтобы он перевел ему это. Олег, когда-то бравший уроки латинского языка, переводит эту надпись. Опухоль сердца, случай, не поддающийся операции - гласит она. Олег не говорит Прошке об этом, и счастливый парень выходит из больницы, кажется, в новую жизнь, а на самом деле идет к смерти…

Вадим Зацырко, уже приехав в раковый корпус, знает, что у него самый опасный вид опухоли - меланобластома. А это означает, что ему осталось жить лишь восемь месяцев. Вадим занимается геологией, он всего себя посвятил своей работе, также у него очень дружная семья - мама и еще два брата. Болезнь застала его в самую нужную минуту, когда он стоял на пороге открытия нового поиска месторождений руд по радиоактивным водам. Он родился с большим пигментным пятном на ноге, и его мама, волнуясь за сына, решила сделать операцию, из-за которой, скорее всего, у него и появился рак. У Вадима с самого детства было предчувствие, что ему не хватит времени. Его всегда раздражали пустые разговоры, водянистые книги и фильмы, бесполезные радиопередачи и т. п. Как будто с самого детства чувствовал, что умрет так рано, в 27 лет. Всю жизнь он как будто мчался наперегонки со своей еще невидимой опухолью. И она наконец настигла его. Но Вадим принял смерть, для него теперь самое главное - это то, что он успеет сделать за тот маленький срок, который ему дан. Он мечтает о том, чтобы ему дали хотя бы три года, не больше, он бы все успел! Но у него остались лишь считаные месяцы, и то он проведет их на больничной койке. Единственная еще оставшаяся надежда - это то, что мать сможет найти коллоидное золото, которое хоть как-то приостановит распространение метастаз. На вопрос «чем люди живы», который задает ему Ефрем, Вадим отвечает, что творчеством. И еще упоминает, что для него смысл жизни - только в движении. Для Вадима его работа - самое важное в жизни. Он всеми силами стремился помочь науке, оставить людям после себя новый метод поиска руд. Он сравнивает себя с молодым Лермонтовым, который оставил след в литературе, и оставил его навсегда, а Вадим не сможет оставит след после себя, ему не хватит времени… Он бы мог так много успеть, столько нового открыть, повидать… Если сначала у Вадима была еще маленькая надежда на то, что он вырвется, выскочит, то вскоре, после месяца, проведенного в диспансере, целый месяц, за который на свободе он бы мог еще хоть что-то сделать, он потерял её, ему уже не хотелось даже читать книги. «Носить в себе талант, еще не прогремевший, распирающий тебя - мука и долг, умирать же с ним - еще не вспыхнувшим, не разрядившимся - гораздо трагичней». Когда ему наконец-то сообщают, что скоро должны привести коллоидное золото, Вадим буквально оживает, он думает о том, что золото оградит все его тело, а ногой можно и пожертвовать ради жизни. Он не спит ночью, все думает о золоте, но и не подозревает, что врачи нарочно осматривают ему все тело, скрывая то, что на самом деле метастазы уже передались в печень, и золото здесь вряд ли поможет. Еще до новости о золоте Вадиму начинает казаться, что все, чему он посвятил свою жизнь, вовсе не имеет никакого смысла. Что вот он всю жизнь спешил, чтобы доказать свой опыт, а что теперь? Он скоро умрет…. и зачем тогда это все делалось? Чтобы вот так и осталось неоткрытым и недоказанным? Получается, что он всю жизнь прожил зря, спешил для чего-то…старался… И весь его былой смысл жизни, заключенный в работе, не значит ничего… Но, однако, как только он узнает о том, что золото все-таки привезут, он вновь мечтает о работе, о том, что снова начнется гонка за жизнь. Наверно, только перед новой угрозой смерти Вадим задумается об истинном смысле жизни, который заключается вовсе не работе.

В один день в палате вдруг появляется новый больной, который дарит угнетенным людям заряд бодрости и своего невероятного оптимизма - это Вадим Чалый. Он врывается в палату, как поток освежающего ветра, расшевеливая больных. На его лице играет уверенная улыбка, лицо простодушное и располагающее. Кажется, что он совсем не болен, он так просто говорит о своей операции на желудок, как будто это как лекарства принять: «Желудочек оттяпают. Вырежут три четверти». Он успокаивают Русанова, говорит, чтобы не загнуться, надо меньше расстраиваться. «Жизнь всегда побеждает!» - вот его девиз. И после всех этих оптимистичных слов Русанов действительно задумывается, зачем же жить с мрачными мыслями? Можно сказать, что приезд Чалого, как луч света и пример людям, угнетенным, уже смирившимся со своей болезнью, как нужно относиться к ней! Всегда с улыбкой! Но очень интересно, что из всех больных Чалый больше всего сошелся именно с Русановым. Это можно объяснить лишь тем, что он, так же как и Русанов, ради своего удовольствия готов преодолеть все препятствия на своем пути. Чалый вовсе не такой добрый и хороший, как кажется, его смысл жизни заключается только в том, чтобы вдоволь есть, наслаждаться женщинами и деньгами, он, как и Русанов, думает только о себе. Его мечты материальны и низки, совсем как у Павла Николаевича.

Очень сложна судьба врачей в раковом корпусе. Одна из проблем, которая гложет их всех, это то, что они не в силах вылечить своих больных, то, что они бессильны. Людмила Афанасьевна Донцова заведует отделением рентгенотерапии. Она постоянно думает о Сибгатове, о том, что когда-то она вылечила его, вылечила рентгеном, но от него же все остальные ткани были почти на грани новой опухоли, и от простого ушиба у него возникла новая опухоль, и уже никаким рентгеном победить её нельзя было. Бессилие перед больными, обреченными на смерть, как крест, ложится на душу врачам. А еще сверху требуют усилить оборачиваемость коек, то есть выписывать обреченных, чтобы они умирали за пределами диспансера, а некоторым, как Прошке, даже и не говорить, что он смертельно болен. Все это угнетает Донцову, она думает о своей работе и о рентгене, через который проходит каждый больной корпуса, облучая себя тысячами «эр», убивая больные клетки и поражая здоровые, как замкнутый круг… Люди, вылечившиеся в молодости от рака рентгеном, возвращались потом с новым раком, но уже в других неожиданных местах. Такие случаи вызывали у Донцовой потрясение и неискупимое чувство вины... И, думая о тех многих, кого она вылечила, она понимает, что все равно никогда не забудет о тех нескольких, которых не смогла спасти. Донцова думает о праве врачей лечить, ведь правда то, о чем говорит Олег: «Почему вы вообще берете на себя право решать за другого человека? Ведь это - страшное право, оно редко ведет к добру. Бойтесь его! Оно не дано и врачу!» Но Донцова возражает ему, что дано оно в первую очередь врачу, но сама понимает, что это нечестно - не говорить людям о том, чем они болеют и как их лечат, что врачи не в праве решать, надо это лечение человеку или нет, ведь только человек решает, что ему выбрать. Донцова двадцать лет работает здесь, каждый день дышит воздухом, пропитанным рентгеновским излучением, и уже давно чувствует давящую иногда резкую боль в области желудка. Но никому не хочется верит, что у него рак . Донцова едет к своему старому другу Дормидонту Тихоновичу с просьбой обследовать её желудок. Она говорит, что ей легче не знать своего диагноза, чтобы не мучаться и не подозревать того, что с ней будет, рассуждает, почему именно её, онколога, постигла онкологическая болезнь, что за несправедливость? Но Орещенков возражает, что это и есть справедливость. Он сам не работает ни в одной из клиник, он ведет частную практику и много старался, чтобы ему это разрешили. Орещенков любит свою работу, любит помогать людям, но в последние годы его жизни его главное времяпровождение - углубление в себя, в свои мысли. Для него весь смысл существования представляется не в деятельности людей, которой они занимались постоянно, а в том, «насколько им удавалось сохранить неомутненным, непродрогнувшим, неискаженным - изображение вечности, зароненное каждому». Из-за болезни за несколько дней в Донцовой перевернулось буквально все. То, что было раньше так известно, теперь стало совсем чужим, незнакомым. Мысль о том, что она больна, была невыносима. Вдруг оказалось, что жизнь так прекрасна и так невозможно с ней расстаться! Она понимала, что у нее за опухоль, на входе желудка, а это один из самых трудных случаев. На её последнем обходе она не могла не отойти ни от одного больного, так хотела помочь. И снова вспоминался Сибгатов, сколько было вложено в него, и ничего не помогло. Но в то же время выписывался здоровый Ахмаджан, и Вадиму должны скоро привезти золото, и Русанов должен выписаться… Но все это все равно ничто, по сравнению с теми, кого Донцова все-таки не смогла спасти.

Также мучает совесть хирурга Евгению Устинову. Она считает, что самые лучшие операции - это те, которых удалось избежать. Главный хирург Лев Леонидович мучается тем, что постоянно приходится обманывать больных, не говорить им правды об их болезнях. Говорить безобидные названия, как язва, гастрит, воспаление, полипы, вместо рака или саркомы. Так люди совсем не догадываются о том, что их ждет, им дарят ненужную надежду на то, что у них все хорошо. И это вранье также тяжелым грузом лежит на душе у врачей.

Зоя - молодая девушка, она одновременно учится на врача и работает в раковом корпусе, потому что бабушкиной пенсии им не хватает. Она молода, полна сил, все время занята, недаром Олег называет её Пчелкой. Зоя считает, что от жизни надо спешить брать, как можно раньше и как можно полней. В романе очень мало написано о внутреннем мире Зое, о её чувствах и эмоциях. Я считаю, что это потому, что Зое еще только предстоит понять смысл своей жизни.

Главный герой повести - Олег Костоглотов. Ему 34 года; когда Олег был студентом, его и друзей «загребли». Они были обычными студентами: веселились, учились, ухаживали за девушками, но разговаривали о политике, и кое-что их там не устраивало, и перед экзаменами их всех забрали, даже девчонок. И сослали навечно. Навечно…страшное слово…теперь никогда не вернуться на Родину, даже мертвым, даже когда солнце потухнет… Его сослали в Уш-Терек. Олег вроде должен ненавидеть место ссылки, но он, наоборот, только и мечтает о том, чтобы снова вернуться в милый Уш-Терек. Олег думает о том, чтобы погулять по ночному Уш-Тереку, посмотреть кино и посидеть в чайной. Такое восприятие места ссылки сложилось из-за семьи Кадминых. Чтобы ни случилось в ссылке, они всегда повторяют: «Как хорошо! Насколько это лучше, чем было! Как нам повезло, что мы попали в это прелестное место!» Всякие мелочи, вроде буханки хлеба, хорошего фильма, Кадмины воспринимали как невероятную радость. И Олег полностью согласен с их позицией, ведь не уровень благополучия делает людей счастливыми, а их точка зрения на свою жизнь. И хочется ему всего лишь выскочить из клещей ракового корпуса, ехать в Уш-Терек жениться!

Олег сам говорит, что жизнь его была слишком бедна удачами. Он привык не доверять всем, подозревать, спорить. Олег не может смириться с тем, что его лечат, но не объясняют. Он просит у медсестры Зои книгу о лечении рака, чтобы понять, что именно с ним делают. Он хочет узнать, в чем состоит метод лечения, какие перспективы и осложнения. Пытается выяснить у всех врачей, как же действует этот рентген. Он мечтает о том, чтобы остановить лечение, не хочет, чтобы его перелечили. Пытается уговорить врачей побыстрее выписать его, но получает отпор. Олег приехал в раковый корпус почти неживым, теперь он поправился, по крайней мере внешне, отлично себя чувствует и хочет пожить в этом прекрасном состоянии хоть годик, чем дальше мучить себя рентгеном. Костоглотов отрицательно относится к переливанию крови, он не хочет чужой… Олег вообще никому не доверяет, даже чужой крови...

Вскоре после пяти недель лечения Олега не узнать, лечение убило в нем былую жизнь, теперь, как он сам говорит, началось вредное леченье. В письме Кадминым он пишет, что не просит долгую жизнь, что не хочет ни Ленинграда, ни Рио-де-Жанейро, ему хочется лишь в скромный Уш-Терек. Он рассуждает о том, сколько же можно платить за жизнь, а сколько нельзя, какова верхняя цена жизни? И он понимает, что за сохранение своей жизни он платит самым дорогим, платит тем, что придает жизни краски. Он превращается в ходячую схему, он получает жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью, а для чего ему это??? У него и так вся жизнь потеряна, и судьба ничего хорошего не предвещает, а в нем еще и убивают последние чувства, прелести жизни, искусственно убивают, прикрываясь тем, что спасают ему жизнь, а зачем такую жизнь спасать?

И вот его выписывают, долгожданная свобода, вот-вот он вернется в Уш-Терек, но пока еще много дел: надо посетить зоопарк, по совету Демки, погулять по городу, увидеть цветущий урюк, а еще Вега и Зоя дали ему свои адреса! «Это было утро творения! Мир сотворялся снова для одного того, чтобы вернуться Олегу: иди! Живи!» Теперь, неуверенно, но вышел из клиники новый Костоглотов, он ощущал, что это новая жизнь, и так хотелось, чтобы она не была похожа на старую. В свои 34 года Олег первый раз в жизни увидел цветущий урюк, сквозистое розовое чудо, и попробовал шашлык, и вся прожитая жизнь не могла сравниться с этим чудесным днем! Неожиданные открытия преследовали Олега на каждом шагу: фототелеграф, то, о чем недавно писали в фантастических книгах теперь реальность, и центральный универмаг, он просто не мог туда не зайти! Фотоаппараты, тарелки, вещи - все это недавно еще было недоступно, а сейчас лежит на прилавках и манит. Но все это слишком дорого для Олега, слишком, и мужчина, подошедший к дорогим шелковым рубашкам, спрашивающий у продавщицы определенный номер воротничка, поражает Олега. Номер воротничка… людям нечего есть, и тем более одевать, а этот гладко выбритый и напомаженный даже воротничок себе определенный покупает, все это дико для Олега, он не понимает, зачем такая изощренная жизнь??? Он видит себя в зеркале… до этого он летел по улице, чувствовал себя новым, обновленным, а теперь видит себя в зеркале, оборванного, в старой одежде и сапогах, как нищий… И все - уверенность пропадает, а ему ведь надо идти к Веге, и как??? В таком виде??? Олег понимает, что совершенно не может влиться в эту жизнь, он слишком много пропустил, он здесь чужой… он даже подарок Веге не может купить, ведь вдруг это уже немодно, а что вообще дарить женщине??? Олег боится, и все из-за этого универмага, все из-за того, что понял, что не создан для этой жизни, жизни больших универмагов, фототелеграфов и номеров воротничков. Он пришел к ней, но опоздал, и теперь даже милый Уш-Терек не кажется таким манящим, теперь только хочется вернуться к Веге. «Но это было запретнее, чем нельзя».

Заключение

Проблема смысла жизни главная в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». По отношению к этой главной проблеме героев можно условно разделить на четыре группы. К первой группе я бы отнесла тех, кого вопрос о смысле жизни не волнует, так как ответ на него для них ясен. Так или иначе, их взгляды сводятся к гедонизму, утилитаризму и материализму. Русанов, Авиетта, Чалый живут для собсовенного удовольствия, хотя считают, что приносят другим пользу; никакого высшего смысла жизни они не видят и не верят в него. Разница между ними лишь в том, через какие нравственные границы они готовы переступить, чтобы жить так, как они хотят.

Вторая группа - это герои, которые под влиянием болезни и приближающейся смерти разочаровались в прежнем смысле жизни (Вадим Зацырко), кто строго судит себя за неправильно прожитую жизнь (Ефрем Поддуев, Шулубин) и смутно догадывается о существовании какого-то иного, нематериального смысла жизни.

7) Философский словарь/ И. Т. Фролова - М. 1991г. - 843с.

8) Философский словарь/ П. С. Гуревич - М. 1997г. - 994с.

9) Чем жив человек// Литературное обозрение №7/ Е. М. Шкловский - М. 1990г. - 30с.

10) Шухов и др.: модели поведения человека в лагерном мире/ К. Г. Краснов - Л. 1984г. - 48с.

Бывают такие вопросы, задаваться которыми неловко, а публично тем более. Вот я в какой-то момент задался дурацким вопросом: зачем был написан «Ра-ковый корпус»? Вопрос дурацкий вдвойне. Во-первых, потому, что любое на-стоящее произведение искусства создается по одной причине: художник не мо-жет его не создать. А во-вторых, как раз про «Раковый корпус» Солжени-цын довольно подробно все объяснял. Есть его дневниковая запись 1968 года — «Корпус» уже к этому времени написан. Она из так называемого дневника Р-17, пока полностью не опубликованного, но фрагменты его печатались. Эти фраг-менты использовались в комментариях Владимира Радзишевского к «Раковому корпусу» в 30-томном выходящем собрании Солженицына.

Замысел рассказа «Два рака» возник в 1954 году. Имелись в виду рак бывшего за-ключенного и рак функционера, партийного работника, прокурора, с кото-рым Солженицын не лежал в одно время. Тот недуг свой переносил годом рань--ше и был известен будущему автору «Ракового корпуса» только по рас-ска-зам соседей по этому самому грустному заведению. Дальше он пишет о том, что в день выписки у него возник иной сюжет — «Повести о любви и недуге». И не сразу они соединились. «Лишь через 8-9 лет, уже перед появлением „Ива-на Денисовича“, оба сюжета соединились — и родился „Раковый корпус“. Я на-чал его в январе 1963-го, но он мог и не состояться, вдруг показался малозна-чи-тельным, на одной линии с „Для пользы дела“…».

Этот рассказ, надо сказать, Солженицын, кажется, меньше всего любил из того, что он написал. Справедливо или нет — другой разговор.

«…Я переколебался и написал „ДПД“, а „РК“ совсем забросил. Потом как-то вы-делилась „Правая кисть“» — замечательный ташкентский „онкологический“ совершенно рассказ. «Надо было создаться отчаянной ситуации после отнятия архива, чтобы в 1966 году я просто вынужден (курсивит для себя Сол-женицын это слово. — Прим. лектора ) был из тактических соображений, чисто из такти-ческих: сесть за „РК“, сделать открытую вещь, и даже (с поспеху) в два эшело-на». Имеется в виду то, что первая часть была отдана в редакцию «Нового ми-ра», когда вторая еще не была дописана. «Раковый корпус» был написан для то-го, чтобы видели, что у меня что-то есть, — такой чисто тактический ход. Надо создать некую видимость. Для чего? Что прикрывает «Раковый кор-пус»? «Рако-вый корпус» прикрывает завершающий этап работы над «Архи-пе-лагом».

Работа над суммарной книгой о советских лагерях началась давно. Но ударное время для работы над «Архипелагом», как мы знаем, — это с 1965 на 1966 и с 1966 на 1967 год, когда Солженицын уезжал в Эстонию на хутор своих дру-зей, естественно по лагерю. И вот там в Укрывище, как это было названо позд-нее в книге «Бодался теленок с дубом», в довольно таких спар-тан-ских условиях «Архипелаг» и писался. Вот «Корпус» его прикрывает.

Всё так. Тактика есть тактика. Но что-то здесь, на мой взгляд, осталось недого-воренным. Может быть, и не нужно было самому Солженицыну это договари-вать. Конечно, в 1963 году Солженицын начинает писать и оставляет «Корпус». В 1964-м он даже специально ездил в Ташкент разговари-вать со своими врача-ми, вникать в дело. Но сильная работа пошла тогда же, буквально в параллель к «Архипелагу». Нет, он писал это в другое время года, так сказать, в других условиях, в открытом поле. Но эти вещи шли параллельно.

И в этом есть некоторый очень глубокий смысл. Мы знаем, что Солженицын не собирался печатать «Архипелаг» сразу. Более того, что и публикация его на рубеже 1973-1974 года была вынужденной: она была связана с гэбистским за-хватом рукописи, смертью Воронянской Имеется в виду самоубийство (по официаль-ной версии) Елизаветы Воронянской, помощ-ницы и машинистки Солженицына и тай-ной хранительницы части его рукописей. , со всеми этими страшными об-стоятельствами — когда он дал команду печатать. В принципе, он предполагал эту публикацию позже. Даже в ситуации противостояния в конце 1960-х — на-ча-ле 1970-х годов с властью, и отнюдь не только из инстинкта самосохране-ния, Солженицын полагал, что этой книги черед еще не пришел. Слишком мощ-ная будет взрывная волна, и бог весть, что тут произойдет.

И вот это выдышивая, выстраивая, он одновременно писал «Раковый корпус», книгу, которая давала возможность выйти на путь примирения. Не забвения прошлого, а примирения, покаяния и человеческого разговора, в том числе и не в последнюю очередь с властью. Потому так был важен этот изначальный посыл. Два рака. Что это означает? Это означает, что все люди смертны, и по тол--стовскому рассказу, который читают в «Раковом корпусе» Имеется в виду рассказ Толстого 1881 года «Чем люди живы». , неиз-бе-жен вопрос: чем люди живы?

Ключевая для «Ракового корпуса» фраза — это то, что вспоминает Ефрем Под-дуев, как он не пощадил зэков. Не потому, что питал к ним какие-то особые чувства, а потому, что с него спросят, если канаву не дороют. И услышал: «И ты будешь умирать, десятник!» Вот и прокуроры, и кадровики, и сверх-пар-тийные функционеры — вы тоже не застрахованы от рака и от болезней, кото-рые хуже рака. Помните, Русанов восклицает: «Что может быть хуже?» Косто-глотов ему отвечает: «Проказа». Ни от недугов, ни от смерти вы не за-страхова-ны, опамятуйтесь.

Поэтому так важна толстовская составляющая подтекста и смерти Ивана Иль-ича, и прямое обсуждение рассказа «Чем люди живы». Солженицын всегда был, что называется, фанатически заворожен точностью факта. При этом вре-мя действия «Ракового корпуса» перенесено на год. Он недужил весной 1954 го--да, а действие разворачивается в 1955-м. Почему? Потому что именно в 1955-м в стране становятся ощутимы сдвиги. Снятие большей части членов Верховного суда, отставка Маленкова и те веселые обещания коменданта, кото-рые звучат в последней главе: скоро все это кончится, не будет вечной ссылки.

«Раковый корпус» писался о времени надежды, и заметим, что и пишется он во время сложное, но некоторым образом время надежды. Задним числом мы прекрасно понимаем, что вгонял в гроб либерализацию. Но на самом деле ситуация 1966, 1965, 1967 годов была чрезвычайно колеблющейся. Непонятно, что это коллективное руководство пред-примет. И здесь вот этот человеческий посыл был необычайно важен. Это был некоторый упущенный шанс для власти и для общества. Притом что ори-ен-тация на общество была очень важна, Солженицын хотел, чтобы «Корпус» печатался в самиздате.

И здесь нельзя не привести две аналогии. Когда петля совсем подошла, осень 1973 года, все стало ясно, и не знает Александр Исаевич, на запад ему ехать или на восток или убьют. Что он делает в этот самый момент? Он пишет пись-мо вождям Советского Союза, мол, вы на этой земле живете, русские вы люди, есть в вас что-то человеческое? Не оказалось. И надо сказать, что примерно так же получилось много лет спустя со словом, обращенным уже не столько к вла-сти, сколько к обществу, со статьей «Как нам обустроить Россию», где те самые мягкие пути, понимание, договаривание, выздоровление были не уви-дены, не расслышаны. В общем, примерно так, как в свое время случи-лось с «Раковым корпусом». 

Мне хочется написать о повести, которой отдал часть своей жизни великий гений, человек, получивший «Нобелевскую премию». Эта повесть называется «Раковый корпус». Александр Исаевич Солженицын провел много лет в концентрационных лагерях, но это не сломило его. Там он приобрел собственные взгляды на то, что происходило в лагерях, свое видение этого ужаса Солженицын открывает нам в повести «Раковый корпус». Основной темой этого произведения является тот факт, что перед болезнью равны все: плохие и хорошие люди, образованные или нет, занимающие высокие посты или наоборот. Если человек серьезно заболевает, он просто хочет жить. Раковый корпус — это страшнейшая из больниц, здесь лежат обреченные на смерть люди. Александр Исаевич Солженицын поднимает в своей повести множество проблем, описывая борьбу человека со смертью, желающего выжить, избавиться от боли и страданий, автор касается темы смысла жизни, отношений мужчины и женщины, назначение литературы.

Александр Исаевич объединяет в одной больничной палате людей, имеющих абсолютно разные профессии, национальности, приверженцев различных идей. Одним из них был ссыльный, бывший заключенный — Костоглотов Олег, другим был его полная противоположность Русанов — деятель партии, преданный партии ценный работник и заслуженный человек. События повести сначала показываются глазами Русанова, позже восприятием Костоглотова. Этим автор дает понять, что власть со временем изменится, что на смену таким людям как Русанов и их анкетным хозяйством придут люди как Костоглотов, не понимающие понятий остатки буржуазного сознания и соцпроисхождение.

В повести автор раскрывает нам различные взгляды на жизнь: Беги, Аси, Демы, Вадима и других. Конечно, во многом из взгляды совпадают, но есть и расхождения. По большей части Александр Исаевич Солженицын доказывает, как не правы те, кто одинаково мысли с дочерью Русанова и с самим Русановым. Такие люди считают, что народ где-то внизу, они все делают только для себя, не задумываются об окружающих их людях. Костоглотов является выразителем идей автора, в спорах Олега с соседями по палате, в его рассказах о лагерях раскрывается парадоксальность жизни, а если быть точнее, что никакого смысла в такой жизни нет, нет его и в литературе, превозносимой Авиетой.

Авиета считает, что в литературе вредно высказываться искренне. Она не хочет понимать, что книги учат нам жизни, они не служат нам только для развлечения, когда мы в плохом настроении. Авиета не понимает, что написать о происходящем правдиво может не каждый человек, девушка не представляет себе и сотой доли ужаса, когда женщина превращается в рабочую лошадь и впоследствии теряет способность рожать детей. Весь ужас о гормонотерапии Костоглотову рассказывает Зоя, его ужасает тот факт, что ему не дают шанса продолжать свой род. Олега возмущает, что его лишили сначала его собственной жизни, а теперь хотят лишить права продолжить себя. Он считает, что он станет худшим из уродов. Желание продолжить свой род является одинаковых ждя всех участников спора о смысле жизни: Ефрема, Вадима, Русанова. Костоглотов прошел через многое, что оставило глубокий след в его системе ценностей. На стиль повествования повести повлияло и то, что сам автор Александр Исаевич Солженицын много лет провел в лагерях. Но от этого повесть становится более понятной, потому что все происходящее описано настолько доступно, что кажется, что мы видели все своими глазами. Нам очень трудно полностью понять Олега Костоглотова, ему везде видится тюрьма, он везде ищет и находит тюремный подход, даже в зоопарке. Его жизнь искалечена лагерем, он понимает, что вернуть к прошлой жизни будет невозможно, лагерь закрыл ему дорогу назад. И он не один такой, многих людей выбросили на улицу, а те, кто к лагерю не имеют отношения будут отделены от них стеной непонимания, так же, как не понимает Людмила Афанасьева Олега Костоглотова.

Нам очень жаль тех людей, которые были искалечены жизнью, изуродованы режимом, которые боролись за жизнь, страшно мучались. Им теперь приходится страдать от отторжения общества. Они вынуждены отказаться от той жизни, о которой они мечтали и которую заслужили.

Что я понял, прочитав повесть Солженицына «Раковый корпус»

Другие сочинения по теме:

  1. Всех собрал этот страшный корпус — тринадцатый, раковый. Гонимых и гонителей, молчаливых и бодрых, работяг и стяжателей — всех собрал...
  2. Французский просветитель XVIII столетия, Вольтер был отчаянным врагом религии. Он показывал в своих произведениях лицемерие служителей церкви. Свое отношение к...
  3. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя...
  4. Проза Клейста проблемно едина и структурно схожа с его драматургией, но разительно отличается от нее по особенностям художественной речи. Язык...
  5. Сочинение по повести Солженицына «Раковый корпус». В России бывало время, когда молчание было единственным шансом на спасение, но даже в...
  6. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  7. В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для судеб миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Будущий...
  8. Архипелаг ГУЛаг — это система лагерей, раскинувшаяся по всей стране. «Аборигенами» этого архипелага становились люди, прошедшие через арест и неправый...
  9. Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней....
  10. Солженицын уже тогда — если не знал, то предчувствовал: срок, накрученный стране партией большевиков, подходит к концу. И ради приближения...
  11. Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует....
  12. Эстетическая позиция писателя выражена во многих его произведениях, среди которых выделяется книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом» (1975). «Никому не...
  13. «Один день Ивана Денисовича » (другое название, «Щ-854», не прошло «цензуру» А. Т. Твардовского) — это рассказ об одном дне...
  14. В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не... «Собачье сердце» открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, — эволюции и революции, стремления к познанию окружающего...

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» - произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, которой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он воспитал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повести.

Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных национальностей, профессий, приверженных различным идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов - ссыльный, бывший зек, а другим - Русанов, полная противоположность Костоглотову: партийный деятель, «ценный работник, заслуженный человек», преданный партии. Показав события повести вначале глазами Русанова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существовать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами различного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения». Солженицын писал повесть, пытаясь показать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет показать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Русанов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; думать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов - выразитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точнее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. «Литература - чтобы развлечь нас, когда у нас настроение плохое», - говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни. И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскрывает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: «Сперва меня лишили моей собственной жизни. Теперь лишают и права… продолжить себя. Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. На милостыню?..» И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он останется одним и тем же - оставить после себя кого-нибудь. Костоглотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его систему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже повлияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произведение только выигрывает, так как человеку становится доступным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-нибудь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный подход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выброшены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

«Верно найденное название книги, даже рассказа – никак не случайно, оно есть – часть души и сути, оно сроднено, и сменить название – уже значит ранить вещь». Так говорил Солженицын («Бодался телёнок с дубом »), отстаивая необходимость сохранить название своей повести – «Раковый корпус».

С первых же страниц становится ясным, что заглавие ее – некий символ, что перед нами «художественное произведение, вскрывающее раковую опухоль нашего общества». Для такой трактовки есть все основания.

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 1. Аудиокнига

Одновременно с созданием «Ракового корпуса» (1963-1966) Солженицын работал над «Архипелагом ГУЛагом » – собирал материал, писал первые части. И, как уже отмечалось выше, на страницах этого монументального труда встречается аналогичный символ («Уже начал свою злокачественную жизнь Архипелаг ГУЛаг и скоро разошлет метастазы по всему телу страны»; «...соловецкий рак стал расползаться» и т. п.).

В публицистических выступлениях Солженицын также не раз возвращается к тому же символу, видимо, прочно укоренившемуся в его сознании. Так, он сказал о коммунизме: «...либо он прорастет человечество как рак и убьет его; либо человечество должно от него избавиться и то еще потом с долгим лечением метастазов».

В образной системе писателя рак символизирует и коммунизм как целое, как глобальное зло, и порожденную им систему тюрем и лагерей. Говоря о «Раковом корпусе», автор отмечает: «А что действительно нависает над повестью – так это система лагерей. Да! Не может быть здоровой та страна, которая носит в себе такую опухоль!».

Многие персонажи «Ракового корпуса» так или иначе связаны с миром Архипелага. И Костоглотов, и его уш-терекские друзья Кадмины, и санитарка Елизавета Анатольевна, и спецпереселенцы – старшая сестра Мита, больные Федерау и Сибгатов – подвергались репрессиям различного рода. Главный хирург Лев Леонидович был лагерным врачом; больной Ахмаджан оказался вертухаем; другой больной, Поддуев, работал десятником на лагерной стройке; Русанов – один из тех, кто способствовал пополнению контингента зэков.

Конечно, среди персонажей повести есть и «вольняшки», чья неосведомленность чудовищна, слепота безгранична. Но это делает картину отравленной раком страны еще более трагической. Если народ слеп и глух, если он обманут, не вылечиться ему от смертельной болезни!

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 2. Аудиокнига

Отвечая критикам, которые рассматривали «Раковый корпус» как произведение сугубо политическое, Солженицын так сформулировал свое эстетическое кредо: «...задачи писателя не сводятся к защите или критике /... / той или иной формы государственного устройства. Задачи писателя касаются вопросов более общих и более вечных. Они касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяженного человечества, которые зародились в незапамятной глубине тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце» («Бодался телёнок с дубом»).

Итак, заглавие повести, выражающее ее «душу и суть» – некий многозначительный символ. Но писатель подчеркивает, что «добыть» этот символ можно было «лишь пройдя самому через рак и умирание. Слишком густой замес – для символа слишком много медицинских подробностей /... / Это именно рак, рак как таковой, каким его избегают в увеселительной литературе, но каким его каждый день узнают больные...».

Вряд ли кто-нибудь из читателей усомнится в справедливости этих слов. Перед нами отнюдь не отвлеченная аллегория. История болезни каждого из персонажей – его физическое состояние, симптомы и развитие рака, методы и результаты лечения – все это воспроизводится с такой точностью и впечатляющей силой, что читатель сам начинает испытывать боль, удушье, слабость, жгучий страх смерти. Действительно, для символа «слишком густой замес».

Зачем же понадобилось Солженицыну подчас едва ли не натуралистическое описание страшной болезни? Литературные чистоплюи устами писателя Кербабаева, говорившего о себе: «Я всегда стараюсь писать только о радостном», – так определили свое отношение к «Раковому корпусу»: «Просто тошнит, когда читаешь!».

Между тем, этот чисто физиологический аспект – часть души всего произведения, столь же органическая, как в «Одном дне Ивана Денисовича» или в «Архипелаге ГУЛаге» изображение физических страданий заключенных.

Здесь сказывается та особенность творчества Солженицына, о которой уже говорилось: способность заражать нас ощущениями, мыслями, переживаниями самого писателя и его героев.

Многие из читателей, никогда не стоявшие на пороге смерти, поддавшись этому заражению , заглянули в ее пустые глазницы и, оставаясь вполне здоровыми, сидя спокойно у домашнего очага, пережили едва ли не такую же духовную эволюцию, как и страдальцы из ракового корпуса. В этом – сила искусства, неизмеримо расширяющего наш ограниченный жизненный опыт. Автор заставляет и нас задуматься, пока не поздно, над вечными вопросами бытия. От чисто физиологического сопереживания поднимаемся мы к глубоким философским размышлениям.

«...Повесть – не только о больнице, – говорит Солженицын, – потому что при художественном подходе всякое частное явление становится, если пользоваться математическим сравнением, "связкой плоскостей": множество жизненных плоскостей неожиданно пересекаются в избранной точке...».

Какова же избранная автором точка? В пространстве – это больничная палата. В сфере духовной – душа человека, завершающего свой жизненный путь. «Душевное противостояние смерти» (по определению самого Солженицына) и составляет главный нерв всего произведения.

Но возникает и такой вопрос: чем определяется выбор точки, в которой пересекаются разные плоскости? Писатель отвечает: «Эту точку выбираешь по пристрастию, по биографии, по лучшему знанию и т.д. Мне подсказала эту точку – раковую палату – моя болезнь».

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».