Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше. «Бутафория» - что это? Где применяется и зачем? Материалы и изготовление

Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше. «Бутафория» - что это? Где применяется и зачем? Материалы и изготовление
Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше. «Бутафория» - что это? Где применяется и зачем? Материалы и изготовление

Слово «бутафория» появилось в Италии для обозначения предметов реквизита и декораций. В прямом переводе оно «подделка», однако более верным по смыслу синонимом будет «муляж». На сцене есть множество предметов, выглядящих как настоящие, но при этом не являющиеся таковыми.

Зачем нужна бутафория?

Бутафория необходима не только для экономии на реквизите, хотя, конечно, этот аспект имеет важное значение. Бутафорские предметы могут быть значительно более легкими, прочными или, наоборот, хрупкими, чем их реальные прототипы, в зависимости от конкретных требований того или иного спектакля. Например, значительная часть театральной мебели декорируется лишь со стороны, обращенной к зрителю, Кроме того, многие бутафорские предметы обладают излишней выразительностью, из-за чего, как правило, нелепо выглядят вблизи, однако из зрительного зала смотрятся идеально.

Практически в каждом театре есть свой бутафорский цех, обеспечивающий спектакли соответствующим реквизитом. Работники этого цеха буквально являются «мастерами на все руки», ведь от них требуются навыки скульпторов, токарей, рукодельников, плотников, закройщиков, художников, ювелиров. Для изготовления бутафории применяются самые разные материалы: металл, дерево, композитные материалы, различная синтетика. К примеру, один из самых популярных материалов, активно использующийся до сих пор, - обычное папье-маше, то есть, проклеенная бумага.

Не стоит считать, что бутафоры производят «одноразовые вещи». Наоборот, многие предметы реквизита изготавливаются заведомо более прочными, чем их реальные аналоги. Это необходимо, чтобы один и тот же набор реквизита можно было использовать на протяжении всего театрального , а не создавать комплект на каждое представление.

Не только на сцене

До определенного момента бутафорские предметы использовались исключительно для сценических нужд, однако в XX веке им нашли и менее мирное применение. Так, во второй мировой войне стороны активно пользовались бутафорскими копиями военной техники, танков, укреплений. Это делалось для введения в заблуждение разведки противника. Для сбора разведданных применялась авиация, а с высоты нескольких сотен метров принять муляж танка за настоящую боевую машину было нетрудно. В современном мире бутафорию тоже можно встретить не только в театре. Например, пластиковые яблоки в корзинах для фруктов или муляжи видеокамер наблюдения представляют собой пример классической бутафории.

Слово пришло в наш язык из итальянского. Бутафория - что это? Подделка, предметы для театрального представления, муляжи, которые используются на сцене взамен настоящих.

Использование

Бутафория имеет широкий спектр использования. В театре есть несколько видов муляжных работ.

  1. Декорация.
  2. Мебель.
  3. Реквизит.
  4. Костюмы.
  5. Украшения.

Декорация - это искусственный мир для осуществления действа: стены, колонны, лестницы на сцене. Все это декорируется и стилизуется под определенную эпоху и место. Например, стены и потолок под дворцовые залы или каменные замки Средневековья, перила "под золото" или фигурные "кованые" узоры.

Мебель: исготавливаются столы, стулья, кресла, диваны под временной отрезок и необходимость пьесы. Например, трон короля или венецианские стулья. Костюмы имеют муляжную основу в головных уборах, отделке (необычные пуговицы, пряжки), обуви. Например, рога у Серебрянного Копытца, корона короля, расписные сапоги Дедушки Мороза.

Самое широкое применения в театре имеет реквизитная бутафория. Что это - все мелкие предметы быта, которые используются во время представления. Посуда, еда (торты, фрукты, жареные кабаны), оружие. Все украшения на актерах - это подделка.

Материалы и изготовление

Все материалы для бутафории перечислить невозможно. В работу идет практически все, на что способно воображение художника. Но основными можно считать бумагу, ткань, пенопласт и гипс. С помощью клея и красок создается любой муляж. Такие предметы легче по весу, быстро ремонтируются, естественно, дешевле, чем настоящие, но в то же время имеют выразительные узнаваемые формы. Мелкие детали, незаметные зрителю и не работающие во время представления, не воспроизводятся.

Основным методом изготовления реквизита считается из папье-маше бутафория. Что из нескольких слоев бумаги, пропитанной клеем или клейстером. Для того, чтобы сделать подобный реквизит, обычно берут для основы настоящий предмет. Например, вазу заклеивают первым десятком слоев бумаги, сушат, разрезают на две половины, вынимают основную вещь, склеивают или сшивают копию, доклеивают бумагой или тканью и раскрашивают.

Создать бутафорский предмет можно из одного материала или комплекса сочетающихся. Изделия из пенопласта обклеиваются тканью; гипс и пластмасса - идеальное сочетания для статуй и колонн. Деревянные или фанерные перила обычно украшают лепниной из размягченного картона.

История

Бутафория возникла еще во времена первых театральных представлений в Древней Греции. Актеры изображали богов и героев с муляжными мечами, щитами и луками. В итальянских комедийных постановках приобрела широкое распространение, там же и получила свое название, которое дошло до нас.

На сегодняшний день применение подделок велико. Их используют в рекламе и оформлении праздников. Существует бутафория для фотосессии и в быту. Муляжи видеокамер нередко ставят в местах, где может произойти правонарушение или кража. Этот прием отпугивает преступников и экономит средства организации. Во время Второй мировой войны создавали бутафорские склады с оружием и технику, чтобы ввести противника в заблуждение.

Профессия - бутафор

В советские времена в театральных вузах она преподавалась отдельной дисциплиной и была профессией. В наше время - это часть курса обучения художников. В крупных театрах все муляжи изготавливает отдельный цех, в провинциальных он совмещен с художественно-постановочной частью или столярной мастерской.

Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья. Бутафория: что это? Полноценный партнер актеров и постановщиков. Не все на сцене бутафория, настоящие предметы тоже присутствуют на сцене. Но и их принято обрабатывать для полноты художественного образа, подкрашивать для яркости и приближенности к теме постановки.

Как удержать внимание зрителя и стать мастером на все руки - об этом и не только «Крымской газете» рассказали бутафоры Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького.

«Процесс создания таких масок - очень кропотливая работа», - говорит Любовь Курганова.

Театральная бутафория - важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времён и народов, определённый художественный стиль и атмосферу спектакля.

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) - отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.

Главное в нашей работе - иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор - это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, - это наших рук дело, - рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.


Светлана Юрченко: «Профессия бутафора требует усидчивости».

Созидатели

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.

Главное моё орудие в работе - смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, - делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор - это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, - объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии - работа никогда не повторяется.

В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, - говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби - после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу - так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей - наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.


Елена Алексеенко: «Бутафором может стать любой творческий человек».

Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться в атмосферу, - объясняет Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Художник-бутафор

Должностные обязанности. Изготавливает рабочие эскизы бутафорских изделий. Согласовывает с художником-постановщиком и режиссером-постановщиком рабочие эскизы и образцы бутафории. Руководит работой бутафорского цеха (участка, мастерской), определяет его художественную и технологическую политику, совершенствует бутафорское производство. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных ему работников. Участвует в подготовке необходимых элементов оформления при проведении организацией исполнительских искусств выставок, рекламных кампаний.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, технику рисования, черчения, живописи, колористику и технологию живописи различными красителями и красками, технику и технологию лепки, формовки и изготовления бутафорских предметов из различных материалов, технологию клеев и клеящих материалов, основы химии полимерных материалов, технологии их производства, технологию химического крашения и художественной росписи тканей, опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления бутафории, методы творческой работы по созданию бутафорских изделий в организациях исполнительских искусств, историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства, основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Художник-бутафор высшей категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-бутафора первой категории.

Художник-бутафор первой категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-бутафора второй категории.

Художник-бутафор второй категории - среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Художник-бутафор по общероссийской базе вакансий

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача - сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Бутафория сцены из фильма о Гарри Поттере

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер - хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафор - это мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире - и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.