Проблемы протезированных людей. Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided

Проблемы протезированных людей. Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided
Проблемы протезированных людей. Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided

В 2011 году, наш старый знакомый по имени Адам Дженсен вершил судьбу всей человеческой, но уж не очень человечной расы, находясь на гигантском арктическом комплексе под названием «Панхея». Как многие из вас помнят в финале Deus Ex: Human Revolution , мы действительно чувствовали гигантский груз ответственности на наших плечах за все принятые нами решения и совершенные выборы. И кто бы знал, что та идея, к которой стремился Адам, так и останется лежать во льдах «Панхеи». И наконец состоялся релиз Deus Ex: Mankind Divided - долгожданного продолжения саги о приключениях аугментированного агента, которого мы, без преувеличения, ждали практически пять лет, пусть и в внутриигровой вселенной прошло всего навсего два года.

Как я уже сказал, события Human Revolution, безусловно, повлияли на историю в сиквеле, но тогда, пять лет назад, казалось, что будет совсем иначе, нежели мы имеем на деле. 2029 год, аугментированные по всему белому свету возведены в разряд угнетённых, униженных, оскорблённых...Называйте как хотите. Ситуация на улицах доходит до абсурда: полицейские с чрезвычайным энтузиазмом и отсутствием какого-либо уважения давят на аугов, каждый раз по поводу и без проверяют их документы, да и в целом не дают шагу ступить. Коррупция по отношению к «сверх-людям» достигла колоссальных размеров. Мировое сообщество на пороге принятия «Акта о восстановлении человечества», который призван практически стереть железных господ с лица Земли. Так называемый «Инцидент», случившийся в 2027 году, не прошёл даром: люди до сих пор помнят миллионы обезумевших людей с аугментациями, сметающих всё на своём пути.


Адам Дженсен, нашедший себя оперативником свежесформированного подразделения Интерпола под названием Оперативная Группа 29 (далее ОГ29), принимает участие в очередной операции и со своими новыми напарниками отправляется в солнечный Дубай. Но даже в полуразрушенном дубайском комплексе, в котором планируется встреча местного торговца оружием и агента под прикрытием, отголоски недавних событий дают о себе знать, причём таки в весьма и весьма агрессивной форме. Далее Дженсен прибывает в Прагу - город, который некогда считался жемчужиной для аугов, в следствие чего последних здесь за последнее время скопилось большое количество, и, конечно же, не обходится без терракта, спустя каких-то пять минут после прибытия на станцию Ружечка.

С этого момента, игра ставится как глобальное расследование, с целой тонной сюжетных хитросплетений, само собой, в лучших традициях серии. Волей-неволей Адам оказывается втянут в самый эпицентр событий, и простое поручение от босса ОГ29 по сбору улик, связанных с недавним актом терроризма, становится уже не таким уж и простым, заставляет дважды задуматься кому доверять, а с кем вести дела совсем не стоит.


Прага, окрашенная в киберпанк от Eidos, в игре выглядит просто потрясающе. Европейская архитектура вкупе с множеством элементов «городов будущего» оставляет приятные впечатления, а мрачные серые улицы, полные боли, отчаяния и ненависти, тоже не могут оставить равнодушным. Кроме того, стоит отметить что город просто необычайно большой, даже в сравнении с Детройтом из Human Revolution. Десятки кварталов и узеньких улочек ждут вас, а практически в каждое здание можно попасть, тут уже встаёт вопрос о том, насколько законно будет ваше проникновение. Впрочем, и на этот счёт, игра сохранила свой традиционный дизайн: множество тайников, обходных путей, вентиляционных шахт и кодовых терминалов. Видно, что разработчики не стали лукавить, и оставили модель исследования аналогичной предыдущей части, хотя и благодаря новым аугментациям, вроде очень высокого прыжка или сверх-скорости, попасть в большинство мест куда проще, чем без них. В любом случае, места хватит всем, ведь масштабы города, как я уже сказал - колоссальны, и вместо того, чтобы изобретать велосипед, Eidos приложили больше усилий к воссозданию необходимой сегодняшнему Deus Ex атмосфере.

К сожалению, Прага, пожалуй, единственная в игре локация крупных масштабов. Город Големов, в который нас отправят по сюжетной ветке, честно говоря и рядом не стоит, да и в какой то момент большая его часть повернётся к нам стороной военного полигона, нежели социального хаба. Безусловно, на Чешской Республике Mankind Divided не останавливается, и в дальнейшем отправит нас и в прочие места, в числе которых даже Лондон, но тамошние локации скорее выездные, подобно фабрики в Детройте или пресловутой «Панхеи» из предыдущей части.


Стоит отдать должное и сценаристам игры. История в целом выглядит довольно внушительной и сильной, прохождение у меня заняло порядка 25 часов, и все эти часы пролетели «на одном дыхании», к тому же я довольно часто отвлекался на посторонние задачи, ввиду побочных квестов. В целом их в Mankind Divided немного, но каждое из них по своему уникально, а по продолжительности может дать фору некоторым DLC из других проектов. Задания выросли как в масштабах, так и в качественном эквиваленте, чего только стоит грандиозное расследование серии убийств аугов на улицах Праги или приостановление деятельности местной секты. И самое главное, на такие вот моменты отвлекаешься сам того не замечая, настолько хитро и грамотно они вплетены в игру. Идя по улице и услышав разговор двух бедалаг, а после вмешавшись в него или заглянув за угол, можно сменить траекторию своего путешествия на пару часов.



В плане экшен-механики команда разработчиков, опять же, не стала ничего сильно менять, а просто довела её до ума и преобразила с помощью современных решений, используемых в 2016 году в индустрии. Новое для себя откроют как любители пострелять, так и фанаты скрытного прохождения, ведь игра предлагает инструментарий гораздо куда больший, чем когда либо: по нажатию одной кнопки после выбора направления с помощью аналогового стика, Адам с легкостью перемещается между укреплений, может стрелять и выглядывать из-за угла, а также нейтрализовывать противников прямо из укрытия. В целом комнаты стали просторнее, да и количество объектов в них поприбавилось. За счёт этого количество вариантов прохождения того или иного задания увеличивается в разы, пусть большинство из них и не всегда очевидны, главное, что они есть и вы можете ими воспользоваться.

Ваши противники, кстати, тоже способны похвастать обновлённым искусственным интеллектом: они то и дело обходят вас со стороны, забрасывают ЭМИ или осколочными гранатами, и параллельно не забывают выкрикивать многочисленные ругательства в ваш адрес. А для особо искушённых игроков есть дополнительная сложность «I never asked for this», которая открывается после первого прохождения, и предлагает вам совершить ещё одно путешествие без права на ошибку: погибли - будьте добры начинать сначала. Собственно, прохождение в данных условиях один из залогов платинового трофея, не считая традиционных «без убийств», «без смертей» и «всех их соберём».


Отдельный абзац стоит уделить новым, так называемым «экспериментальным» аугментациям. Они эффектные, они мощные, и, как правило, нацелены на массовое поражение. Но я бы не сказал, что они сильно упрощают игровой процесс или же вносят в него существенное разнообразие, хотя щиту «Титан», делающему персонажа неуязвимым или «Тесле», позволяющей оглушить несколько противников разом и без особого шума, стоит отдать должное. Само собой, такие способности уничтожают полоску энергии просто в геометрической прогрессии, однако если ими не злоупотреблять и пользоваться грамотно, можно обойтись без особых затрат батареек, тем более, что часть шкалы восстанавливается самостоятельно. И всё же, какое-нибудь «попсовое» сверх-зрение сквозь объекты стало моим спутником на всё прохождение, а крутым взрывающимся клинком Адама я пользовался лишь один раз, и то с целью получения трофея. «Эксперименталки» - это весело, классно, и даёт почувствовать себя на какое-то мгновение богом, но не необходимо.

Не стоит умалчивать и о том, что в Deus Ex: Mankind Divided появился целый онлайновый соревновательный режим BREACH. В нём вы, и миллионы других игроков со всего света выполняете роль членов хакерской группировки «Рипперов», которая намерена раскрыть всю грязь мировых корпораций, контролирующих общество. Раскрытие будет происходить посредством взлома специальных серверов дополненной реальности, оно предполагает использование основных тактических механик Deus Ex и даже задействует аугментации, пусть и выглядит всё происходящее вокруг довольно неоднозначно и напоминает игры-головоломки. Впрочем, с кусочком этого режима вы столкнётесь даже в сюжетной кампании.


В графическом же плане игра выглядит достойно, движок DAWN Engine справляется на отлично, да и в целом дизайн как окружения, так и персонажей, одежды, вооружения и прочих мелочей выполнен на высоком уровне. На самом деле, другого результата от команды разработчиков и не ждали, ребята отлично распоряжаются стилистическими изюминками проектов серии Deus Ex. Кат-сцены срежиссированны очень грамотно, а ролики и монолог в начале игры слушаешь и смотришь затаив дыхание. Низкий поклон и громогласное «Браво!» стоит отдать композитору Майклу Макканну, который в очередной раз порадовал нас своим творчеством: местный эмбиент на мой взгляд входит в пятёрку лучших среди видеоигр в принципе.

И всё же, в Deus Ex: Mankind Divided иногда вас не покидает чувство дежавю, особенно если вы поклонник серии и играли в предыдущие проекты. Малюсенькая ложечка дёгтя прокралась в эту замечательную игру, и выражается в первую очередь в чрезвычайной схожести сюжетного повествования с Human Revolution. Порой обращаешь внимание на то, что что-то похожее уже видел раньше, и некоторые моменты уж очень отдают предшественницей. Но это ведь и естественно - ведь разработкой занимались практически одни и те же люди.

Deus Ex: Mankind Divided, несмотря на сходство во многих моментах со своей предшественницей, является достойным сиквелом, близким к званию сильнейшей части серии и просто отличной игрой, заслуживающей вашего внимания, и, конечно же не менее отличного продолжения, на которое нам прямо таки намекают в финальном ролике. Лето на видеоигры в этом году выдалось очень жарким, и в этом есть немалая заслуга команды Eidos-Montreal и их замечательного творения.


Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука». Все снимки экрана сделаны автором обзора на PlayStation 4.

Если вы ещё не брались за прохождение , рискну дать совет, достойный Капитана Очевидности: не спешите мчаться по сюжету. Прага середины XXI века - не самый дружелюбный город, особенно если в вашем теле есть пара-другая имплантатов, но гарантирую, что вы получите море удовольствия от прогулок по осенней чешской столице. Разглядывайте улицы, где новое причудливо переплелось со старым, слушайте случайные разговоры и замечательные мелодии , вскрывайте замки и забирайте всё что плохо лежит, ползайте на брюхе по вентиляции, проникая в тайные уголки, и находите побочные задания. Охота на таинственных злодеев в золотых масках и расследование теракта, прогремевшего на вокзале и едва не угробившего Адама Дженсена, подождут.

Апартеид по-чешски

Я рекомендую поступить так по ряду причин. Во-первых, исследовать мир нужно в любой мало-мальски приличной RPG - иначе зачем вообще браться за прохождение? Во-вторых, такую замечательную атмосферу вы мало где найдёте (из последнего вспоминается лишь « », но там фэнтези, совсем другой фрукт, нежели киберпанк). В-третьих, если скакать только по основным квестам, вы доберётесь до титров удручающе быстро и испытаете жёсткое разочарование.

Ведь Прага - единственный крупный город в игре, да и слово «крупный» можно использовать разве что относительно всех прочих локаций. Вам не составит труда пересечь его из угла в угол за считаные минуты, хотя пытливые игроки потратят уйму времени, обшаривая чужие квартиры и ковыряясь в канализации. Есть ещё Голем-сити - грязная, залитая болезненным жёлтым светом клоака, куда местные власти ссылают всех «аугментированных» граждан, но там вы задержитесь от силы на пару часов. Три остальных «внешних» уровня, в том числе недостроенная гостиница в Дубае из пролога, не располагают к безмятежному променаду.

«Маловато будет!» - воскликнут ветераны серии и будут правы. Изрядная доля шарма ещё первой была в том, сколь часто она меняла обстановку, жонглируя городами и континентами не хуже фильмов про Бонда. А как же ещё в лихо закрученном технотриллере про мировые заговоры, геополитику и судьбу человечества?

Конечно, «Иллюминати» никуда не делись и в - вот они, всем комитетом строят новые козни в стильной заставке, просчитывая действия на несколько ходов вперёд. Глобальная угроза тоже нависает: через несколько дней Совет безопасности ООН будет рассматривать резолюцию, распространяющую чешский опыт сегрегации обычных людей и «аугов» в масштабе планеты - лишь бы не повторилась кровавая бойня 2027 года. И если станет ясно, что взрыв на вокзале устроили террористы с модифицированными телами, запуганные члены Совбеза проголосуют «за».

Однако не хватает этой Deus Ex размаха своих предшественниц; диалоги персонажей и описания с загрузочных экранов дразнят нас новостями о том, что происходит в других частях света, а незадолго до релиза опубликовала с футуристическими версиями разных мегаполисов, от Москвы до Рио и Сиднея. Жаль, дальше картинок дело не пошло - похоже, канадцы спустили весь бюджет, какой был, на кусочек Праги с четырьмя станциями метро, красивый и изобилующий множеством деталей.

Иллюзия прогресса

Кроме как финансами не объяснить, почему итогом четырёх лет разработки стал сиквел, столь сильно зажатый в рамках и, хуже того, никак не развивающий идеи . Игра со слоганом «Прогресс не остановить» на самом деле едва шагнула вперёд.

Когда я проходил первые эпизоды, работая над превью, то надеялся, что потом, после злосчастного Голем-сити, развернётся в полную силу, отправит нас на другой континент и откроет новый уровень глубины. Увы. Нежелание авторов хоть как-то улучшить формулу игрового процесса, порядком устаревшую в 2016-м, наводит на грустные мысли. Разве что вездесущий «крафтинг» и сюда просочился.

Безоговорочно лучше стала реакция игры на поступки Адама - и в основных, и в побочных заданиях. Наши действия часто находят отражение в диалогах и влияют на судьбы персонажей. Не ленитесь обшаривать ящики, карманы и ковыряться в компьютерах - мало ли какой предмет или обрывок информации пригодится вам в будущем! Например, проверив карманы поверженных киллеров, я добыл сведения, которые пять минут спустя помогли быстро разоблачить самозванца. Приятно и то, что у многих квестов есть несколько разных вариантов решения.

Показывая игру, разработчики делали упор на экспериментальные имплантаты, которые какой-то добродетель утрамбовал в Дженсена, пока тот валялся в отключке. Удалённая деактивация камер и роботов, суперпрочная силовая броня «Титан», электропушка, молниеносное перемещение на короткие расстояния… Забавные штуки, пусть по большей части ненужные - даже не особо стараясь, вы быстро накопите такой внушительный арсенал обычных средств, что справитесь с любой угрозой без новых «игрушек».

Более того, вы, скорее всего, уже в первый час почувствуете себя богом. Противники, сколь бы грозными они ни казались в своей модной броне, не ровня герою. Они слепы, глупы и слишком плохо экипированы, чтобы противостоять спецагенту XXI века. Привести в чувство оглушённого товарища, запомнить, где Дженсен мелькнул в последний раз, да швырнуть туда гранату - вот весь арсенал их тактических средств. Попробуйте поднять тревогу на уровне, полном наёмников, и вы с удивлением обнаружите, что перебить их не составит большого труда. Здесь никто не догадается, как в и , надеть приборы ночного видения, заминировать уступы и проверить вентиляционные шахты, стараясь испортить халяву суровому мужику в плаще.

С воздуховодами, кстати, переборщили, сделав их главным инструментом скрытного прохождения. В любой непонятной ситуации можно включить рентгеновское «умное зрение», найти ближайший лаз и незаметно добраться до цели. Я понимаю, что у такого метода есть много поклонников (да и сам часто ползал по трубам, дабы не шуметь), но слишком уж лениво канадцы подошли к «стелсу». Почему бы не взять пример с Hitman , где полно других, более остроумных способов выполнить задание?

Ан нет, от Hitman , причём не нового, а того, который , здесь разве что физика тел. Интересно, самим разработчикам не стыдно смотреть на эти скрюченные тряпичные куклы оглушённых и убитых охранников, нелепо болтающие конечностями? Игра настоятельно советует прятать трупы, однако сделать это не так-то просто, поскольку буратины вечно цепляются за углы.

Самым жестоким разочарованием оказывается развязка. Не только скучный злодей с тупой мотивацией и супербанальным планом тому виной, но и то, насколько рваным получился финал. Точнее, оба финала. Видимо, незакрытые «хвосты» нам будут продавать в дополнениях для раздела «Jensen’s Stories». Зато у нашлось время на создание бонусного режима Breach, в котором мы носимся по виртуальной реальности и обходим защитные системы, чтобы украсть важные данные из корпоративных архивов. Неплохая задумка, но cразу видно, что собирали этот элемент из колбасных обрезков и без искры в глазах.

Чего ещё остро недостаёт , так это лоска у PC-версии. Голландская студия , на протяжении многих лет отвечающая за игры для «персоналок», подарила нам прилизанную и… чудовищно сырую . Частые вылеты в Windows, беспричинные падения производительности, долгая загрузка уровней и утечки памяти встретили поклонников в день релиза, а некоторые ошибки отравляют жизнь до сих пор, несмотря на ворох выпущенных патчей.

Смотреть галерею скриншотов Deus Ex: Mankind Divided

Прошлые части Deus Ex показывали человечество на разных этапах развития. Имели место как интенсивное развитие, так и деградация. В новой всё обстоит иначе. Сюжет берёт своё начало всего лишь спустя два года после ключевого посещения «Панхеи» в конце Human Revolution. Да и, собственно, играть мы будем опять за Адама Дженсена. Неужто серию постигла стагнация?


В ремена меняются

После выхода прошлой части прошло 5 лет, что по стандартным меркам серии довольно немного. Тем не менее мир успел измениться, а всё из-за действий Дженсена. Правительство взяло народ в ежовые рукавицы, «просвещенное» общество будущего стонет от гнёта тирании, а аугментированных людей бесконечно притесняют, причём самыми жесткими способами: начиная репрессиями, заканчивая геноцидом.

Несмотря на возможные варианты развития сюжета после происшествия на «Панхее», Square Enix выбрали самый банальный - ненависть простого народа к киборгам и усовершенствованным людям.

Темы притеснений или того же расизма не новы для индустрии, поэтому они порядком надоели. Компания могла обратиться к другим общественным волнениям или экономическим катаклизмам, но в итоге мы получили то, что получили.

Вот что интересно, так это судьба Адама. Его жизнь круто повернулась после Арктики, и в итоге он стал не жертвой, а палачом. В Mankind Divided Дженсен присоединится к группе борцов с сопротивлением, напоминающей UTANCO из первой Deus Ex.

На этом сходства не заканчиваются: как и Джей-Си Дентон, наш Адам будет двойным агентом, и, вполне возможно, переметнётся к другой стороне в процессе. Обе организации начнут выдавать вам противоречащие друг другу задания, так что приготовьтесь к суровым моральным выборам.


П рошлое будущее

В игровой индустрии с 2011 по 2015 год произошёл неслабый скачок в графическом плане. Нововведения коснулись и новой Deus Ex, но, увы, сам стиль остался прежним. Это всё та же черно-золотая картинка, испещренная бликами и дотошно созданными деталями. Даже звуки, и те не изменились. Никто не требует от ежегодных релизов Activision и EA больших технических улучшений, но тут-то прошло целых пять лет.

В противовес «черному золоту», в некоторых местах игра заиграла серо-голубыми красками, олицетворяющими безмерно могучую правящую верхушку. Уровень детализации заметно возрос, отчего каждая локация заставляет глаза разбегаться во все стороны. Иногда это мешает сориентироваться, но не критично.


У бивай искусно

Как и обещали разработчики, геймплей приблизился к первой части. Будем честны, в Human Revolution вас всячески подталкивали идти напролом, так как стелс-механика была слабо реализована. Тут же модернизация прошла успешно.

В вашем арсенале прибавилось вылетающих из рук лезвий, а в числе способностей появился молниеносный скачок по типу телепорта в Dishonored. Более того, теперь игру можно пройти вообще без поднятия тревоги, даже в битвах с боссами.

Любители отыгрывать Дженсена-мясника тоже не останутся разочарованными. Щит-проекция уверенно защитит вас от сплошного огня, а электрошокер одновременно вырубит хоть четырёх противников.

ДОСТОИНСТВА:

  • Красивая, атмосферная графика
  • Интересная история с хоть и банальными, но актуальными проблемами
  • Увлекательный игровой процесс

НЕДОСТАТКИ:

  • Не так много нововведений, как хотелось
  • Стелс-механика местами хромает
  • Всё ещё не первый Deus Ex

ВЕРДИКТ

Deus Ex: Mankind Divided вышел именно той игрой, которую ждали фанаты. Всё, что не радовало в Human Revolution, претерпело улучшения или было вырезано. И несмотря на то что действительно стоящие нововведения пересчитываются по пальцам, точно это аддон, игру можно смело назвать полноценным продолжением. Логичный и интересный сюжет в редком сейчас сеттинге футуристической антиутопии вышел вполне киношным и динамичным, хотя несколько вопросов всё же осталось. Фанатам строго рекомендуется.

Блокбастер на злобу дня. Обзор игры Deus Ex: Mankind Divided

Цвет кожи, религия, сексуальная ориентация, уровень достатка - общество всегда найдет признак, по которому следует кого-то презирать, угнетать, ненавидеть. Deus Ex: Mankind Divided поднимает тему дискриминации, при этом оставаясь все таким же продуманным и разнообразным экшеном. Пусть пять лет назад мы видели почти то же самое в Human Revolution, формула геймплея по-прежнему отлично работает.

Deus Ex - одна из «умных» игр, хотя по скриншотам кажется, что это очередная тупая стрелялка о роботах и людях. На самом деле серия всегда выделялась глубоким сюжетом и до мелочей проработанной атмосферой, которая заставляет поверить в реальность происходящего.

В мире Deus Ex широкое распространение получили импланты, которые вживляются в человека. Речь не о силиконовой груди или губах. Аугментации - это улучшения для организма, которые влияют на те или иные способности, помогают в быту и работе. Снайперам приглянется модификация на дальнозоркость с тепловизором и ночным видением, грузчикам не нужно часами сидеть в спортзале, чтобы таскать тяжести, - можно просто установить аугментации, повышающие силу и выносливость. Практически каждый человек нашел способ что-то улучшить в своем теле.

Мы вновь играем за Адама Дженсена, ставшего аугом поневоле: он едва не погиб во время нападения на компанию по созданию имплантов, где работал специальным агентом, и модификации были единственным способом спасти героя. Было это в начале Human Revolution.

Ситуация в мире перевернулась с ног на голову. Раньше люди без имплантов считались изгоями. После событий прошлой игры все изменилось: ауги оказались на задворках общества. Им трудно найти работу, прохожие в лучшем случае просто отворачиваются при виде человека с модификациями, в метро выделены специальные вагоны, полиция часто проверяет документы без каких-либо причин.

Хотя один формальный повод для проверок нашелся: мир сотрясают теракты и есть подозрения (но не доказательства), что их устраивает группировка людей, которые борются за права аугов. Словом, предыстория очень похожа на некоторые реальные эпизоды. Однако игру стали разрабатывать до событий 2015-2016 годов, поэтому искать Скрытый Смысл не стоит. Крупные происшествия бывали и раньше.

Расследование приводит Адама в Прагу, где по прибытии героя тут же случается еще один взрыв. Медлить с поисками организаторов нельзя: террористы, кем бы они ни были, серьезно разошлись и держат в страхе целый мир, а больше всех страдают люди с имплантами, потому что ненависть общества нарастает. Герою дают карты в руки и отпускают на узкие улочки Праги.

Deus Ex: Mankind Divided проходит в открытом мире: бродúте по улочкам, читайте электронные книжки, заглядывайте в чужие квартиры. Территория нужна не для симуляции жизни, как в GTA, а для свободы в выборе маршрутов. Задания в Deus Ex проходятся тремя-четырьмя способами, и каждый будет радикально отличаться от других. Это конек серии, который хорошо влияет на реиграбельность и поддерживает интерес к экшену.

Наблюдательность и умение искать обходные пути - необходимые условия для успеха в Deus Ex. Допустим, нужно проникнуть в здание. У главного входа стоят охранники, которые своим видом однозначно дают понять - лучше сюда не соваться. Можно просто достать оружие и убить их, подняв тревогу, на которую сбегутся остальные головорезы. А можно поступить гораздо умнее.


Обходим здание по периметру и видим треснувшую стену. При помощи специального импланта пробиваем ее кулаком и оказываемся внутри. Рядом комната с секьюрити, если зайти в гости - сразу забьют тревогу и начнут стрелять. Включаем специальное зрение - за картонными коробками обнаруживается решетка вентиляции. Лезем туда и, минуя толпы бойцов, оказываемся прямо у нужной двери.

Проходя задание повторно, с удивлением обнаружите, что можно было действовать совсем иначе: если выманите охранников из наблюдательного пункта и взломаете компьютер, отключив турели и лазерную сетку, то пройдете другим маршрутом. Или попробуйте хакнуть почту на другом лептопе и получить там код от нужной двери вместо того, чтобы долго взламывать ее, рискуя попасться на глаза охране.

Mankind Divided дает массу вариантов прохождения, и искать разные пути - самое интересное, что есть в игре. Выхватить штурмовую винтовку и перестрелять всех - это скучнейший способ, однако и он имеет право на жизнь. Правда, с одной оговоркой: шутер из Deus Ex абсолютно никудышный. Проект всячески намекает, что лучше действовать скрытно. Как ни странно, так выполнять задания проще: охранники меткие, а у героя слабый запас здоровья даже после прокачки соответствующих аугментаций.

Зато стелс отличный. Нужно высчитывать интервалы между слепыми зонами камер наблюдения, запоминать, в какую сторону повернется охранник и на сколько секунд, прятать тела по темным углам и все время быть на стреме. Срабатывание сигнала воспринимается как личное поражение: ведь так старался пройти незамеченным, а не вышло, где-то не заметил охранника или камеру.

Увы, при поднятой тревоге хочется загрузить последнее сохранение и пройти фрагмент уровня скрытно, а не устраивать тир. Пальба скучная, интересных перестрелок не складывается, враги давят числом. Deus Ex - все же стелс-экшен, а не взрывной боевик. Радует, что от невыносимых боссов из Human Revolution теперь избавились: убивать сильных противников было сущим мучением, особенно если вкладывались в скрытные, а не боевые навыки. Сейчас проблема исчезла.

Способы прохождения уровней зависят от аугментаций, которые вы открываете и улучшаете. Например, самый удобный путь лежит через запертую на кодовый замок дверь. Текущий уровень хакерских навыков не позволяет даже начать взлом, поэтому нужно искать другой, более сложный маршрут. Или тоннель с ядовитым газом - без апгрейда легких Дженсен почти сразу задохнется, а с улучшением спокойно прошел бы. Иногда ругаешь себя, что при распределении очков выбрал не те модификации, которые нужны прямо сейчас.

Кроме разных дорог игра предлагает нелинейный сюжет, в котором хватает непростых моральных дилемм. Только отправляетесь на поиски возможного террориста, как приходит сообщение о встрече подозрительных лиц, на которой обязательно нужно присутствовать - что в таком случае делать? Или пропуск на выезд из Праги для аугов. Встречаете двух человек, которым он позарез нужен, и оба почти наверняка будут сосланы в жуткое место, где теперь обитают люди с модификациями. Беда в том, что «мультипаспорт» только на одну персону. А в случае помощи возьмете от человека его последние деньги? Вы ведь трудились, помогая ему, но герой квеста вообще без средств на жизнь останется.

Некоторые решения сильно влияют на дальнейшие события. Побочных заданий, как и в Human Revolution, мало. Но их проработка и внимание к деталям достойны лучшей похвалы. Каждое задание - интересная мини-история, которая далеко не так проста, как поначалу выглядит. Второстепенные квесты лучше выполнять сразу: иногда они становятся недоступны с ходом сюжета.

Игра выдержана в цветовой гамме прошлой части: преобладает желто-черная палитра. Графика вполне современная, по сравнению с Human Revolution сделан большой шаг, что легко объяснимо - за пять лет «железо» существенно обновилось. Только ролики подвели, особенно анимация движений: в эпоху повального motion capture видеть лишенные эмоций лица с периодически открывающимися ртами уже непривычно.

Deus Ex: Mankind Divided получилась просто улучшенной версией Human Revolution. В данном случае это хорошо: прошлая часть оказалась невероятно удачной и разработчики не стали ничего ломать. Хотелось бы полноценного живого города, вменяемой анимации и чуть больше нововведений, но и текущий уровень игры крайне высок. За атмосферу и доступные возможности - 8,5 из 10 от Onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

В то время как наш угрюмый протагонист Адам Дженсен, напичканный механическими имплантатами, способен становиться невидимым, проламывать собой стены и взламывать сверхсекретные компьютеры, большая часть его современников в этом высокотехнологичном будущем довольствуется лишь продвинутыми протезами, вроде кибернетической замены отсутствующей конечности или глаза. Но обыватели не видят между ними разницы, для них все аугметированные люди опасны в равной степени.

Эта паранойя родилась после Инцидента, события, во время которого аугметированные люди по всему миру сошли с ума, убивая направо и налево. Погибли миллионы. Истинную причину этой катастрофы раскрывает предыдущая игра, Human Revolution, либо вы можете посмотреть двенадцатиминутное видео, в котором упомянуты все детали произошедшего. Mankind Divided стала прямым продолжением истории, разворачивающимся через два года после трагических событий.

Аугметики теперь личности второго сорта , им досаждает полиция, каждое их действие принимается с подозрением, а жить им приходится в трущобах. Так уж вышло, что Прага, новый дом Дженсена, стала центром движения против аугметиков. Странное место для такого, как он, но что делать: здесь расположен штаб его нынешнего работодателя, Оперативной Группы 29 (Task Force 29).

Прага – единственный крупный город-хаб в игре, что несколько разочаровывает. Я все ждал, когда же Дженсен отправится в следующий, но этого так и не случилось. Однако, сосредоточившись на одной локации, художники сумели выдать просто невероятное количество деталей. Улицы пестрят обилием голографических рекламных щитов, жужжащих полицейских дронов, странных скульптур и потрясающих технологий будущего. Впечатляющее густонаселенное и тщательно вылизанное дизайнерами место, в сравнении с которым города из Human Revolution выглядят как безжизненные открытки.

Разумеется, большую часть времени я провел на улицах, а не рассматривая внутреннее убранство баров и магазинов, которые выглядят более-менее одинаково, за исключением некоторых локаций, вроде клуба «Красная Королева» (Red Queen). И узкие, свободные от транспорта улочки Праги не создают впечатления урбанистической суеты. Да, это лучший на сегодня город в Deus Ex, но ему все же чего-то не хватает. К счастью, модели персонажей были весьма прилично улучшены. Манекены с мертвым взглядом из прошлой игры стали лишь туманным воспоминанием, но разница между обычными жителями и тщательно проработанными главными персонажами, тем не менее, сохранилась.

Пражская полиция, хоть и способная доставить определенные неприятности, настоящей проблемой так и не становится. Например, при попытке войти в метро через вход для натуралов или встретив патруль не в том вагоне, Дженсен всего лишь отделается сценкой предъявления документов. Но на все совершенные им преступления стражи порядка среагируют в соответствии с законом. У меня был очень странный момент, когда я оглушил тазером грабящего магазин парня, будучи в полной уверенности, что совершаю доброе дело. Но меня приметил коп, а несколько секунд спустя по моим следам мчался жаждущий крови полицейский отряд. Вот такой причудливый ИИ.

Для сохранения динамики Прага по ходу игры несколько раз меняет свой облик. Дженсен отправляется на задание, возвращается домой и обнаруживает новый виток изменений. В первом акте вы видите город при дневном свете, а позже доведется побродить и по ночной Праге, что позволяет взглянуть на него с другой стороны, освежает впечатления. Становятся доступными новые районы, появляются новые задания. И все же очень хотелось бы побывать в других городах мира. Возможно, у разработчиков не было достаточно времени или ресурсов для создания еще хотя бы одной столь детальной локации, как Прага. Что, впрочем, вполне понятно.

Дженсен на скорую руку наносит визит в Голем-сити, гетто для аугметиков, выстроенное на окраине чешской столицы. Вдохновленный печально известным городом-крепостью Коулун, Голем-сити стал одним из моих самых любимых мест в серии Deus Ex, жаль только, что его не сделали более-менее крупным хабом. Я надеялся, что он будет намного больше, и я проведу там приличное количество времени, но трущобы стали лишь введением к основным сюжетным заданиям. И даже с учетом этого Голем-сити – впечатляющий пример сотворения виртуальных миров, убедительно демонстрирующий тяжесть и безнадежность существования аугметиков в этом мрачном будущем.

Понравился мне и штаб Оперативной Группы 29, местного аналога UNATCO или «Шариф Индастриз», а еще напоминающий КТО из сериала «24 часа». Я потратил добрый час, пробираясь по вентиляции в кабинеты сотрудников, чтобы почитать их почту, украсть кредиты или просто поболтать с ними. Но никто не предупреждал меня, чтобы я не ходил в дамскую комнату. Что там случилось? Все согласно традициям серии. Бессмысленно, конечно, для Дженсена бродить по офису в поисках того, что плохо лежит, и ползать на брюхе по вентиляционным шахтам, но… черт! Это же Deus Ex! Творю, что хочу!

В Праге Дженсен пострадал при взрыве бомбы, и его имплантаты оказались повреждены. В свое время, еще до Инцидента, его бы отправили на ремонт в клинику LIMB, но в этом городе ее уже нет по вполне очевидным причинам. Бродя по городу, вы можете наткнуться на ее здание, заколоченное и разрисованное граффити. Поэтому он, в надежде на скорую починку, отправляется на встречу с новым союзником, Вацлавом Коллером, эксцентричным подпольным экспертом по аугметации. Добраться до него – и есть ваше первое серьезное испытание, поскольку лаборатория Вацлава, укрытая под книжной лавкой, кишит бандитами, которых нужно или убрать, или проскользнуть мимо незамеченным.

Во время ремонта в теле Дженсена обнаруживаются несколько новых имплантатов. Коллер активирует их, вручая вам в руки набор новых сверкающих игрушек. И он же производит сброс настроек, что предоставляет приличное количество очков Праксис, позволяющих перенастроить свои аугметации с нуля. Хорошая опция, потому как, помимо создания нового персонажа, при желании можно воссоздать и старого из Human Revolution. Опции переноса сохранения игры нет. И вот еще в чем подвох: для активации одной из этих новых аугметаций вам придется пожертвовать какой-нибудь из старых, иначе система Дженсена станет нестабильной. По крайней мере, пока вы не найдете определенный предмет на одном из необязательных заданий.

Всего новых имплантатов семь. Игроки, которые все трудности решают при помощи стрельбы, будут рады замедляющим время повышенным рефлексам, или кожному панцирю, усиливающему броню на несколько секунд. Но я, а, возможно, и вы, играю в Deus Ex совсем не так. Для фанатов стелса новое устройство взлома (взятое прямиком из Bioshock 2) просто маст-хев! Наводите прицел на камеру, рястяжку, мину, турель или дрона и всплывает небольшая мини-игра на время. Завершите ее и ваша цель будет дезактивирована на какое-то время.

«Икар» – это переработанное в стиле Deus Ex Мерцание из Dishonored, позволяющее переместиться к отдаленному объекту вроде балкона или открытого окна. Он не настолько удобен и отзывчив, как Мерцание, из-за того, что подыскать для него подходящую точку приземления бывает тяжеловато, но с ним Дженсен обретает гораздо большую мобильность и свободу передвижения. Я установил его на среднюю кнопку мыши и применял постоянно.

Остальное я оставлю вам для самостоятельного изучения. Главное, что в игре теперь огромное количество инструментов для поощрения вашего стиля игры, каким бы он ни был, что делает Адама эффективнее пресловутого швейцарского ножа. Но мне по-прежнему не нравится, как он ходит. В Human Revolution режим от первого лица всегда казался мне чуточку невесомым, и это же справедливо по отношению к новой игре. В некоторых местах приходится вспоминать навыки игры в платформеры, и эта невесомость слегка раздражает. И когда повисаешь на выступе, камера насильно сдвигается вперед, фокусируясь на руках персонажа, что дезориентирует.

Во время обучающего задания в Дубае Дженсен со своим отрядом попадает в засаду аугметированных наемников, носящих жуткие золотые маски. Это запускает маховик сюжета, и Адам вскоре обнаруживает себя вовлеченным в зловещий заговор с участием Иллюминати. Ну, а кто же еще? История главным образом разворачивается в Праге с парой остановок в других странах, которых я называть не буду. И, честно говоря, это самая слабая часть игры. Ни разу за всю кампанию я не чувствовал себя втянутым в сюжет, а к концовке понял, что так и не узнал ничего нового об Адаме как о персонаже.

Сценарий весьма противоречивый, забавных персонажей всего чуть-чуть (огромное удовольствие я получил, болтая с дерганым редактором местной анархической газеты, этаким Одиноким Стрелком), и куча проходных, включая антагониста, но полном серьезе заявляющего: «Мы с тобой не такие уж и разные». Мир перенасыщен отсылками к дискриминации и предрассудкам реального мира – от слоганов на постерах «Аугметики тоже люди» до фонтанчиков для питья с табличками «натуралы» и «аугметики». Сценаристы будто постоянно тычут в игрока пальцем, интересуясь: «Дошло? А это дошло?»

Да, до меня дошло. Я понял, что это научная фантастика, киберпанк, если быть точным, и она должна служить отражением нашего общества, являя нам его дефекты. Но Mankind Divided не говорит ничего интересного, его политические и социальные посылы находятся на зачаточном уровне. В нем нет никакого месседжа, кроме, пожалуй, «дискриминация - это плохо». Игра не срывает никаких покровов. И это просто позор, потому как вселенная Deus Ex это же исключительно благодатная почва для отличных сюжетов. Просто Eidos Montreal еще не знают, как их рассказать.

Но что игра упускает в глубине нарратива, она с лихвой окупает просто потрясающим левел-дизайном. Лучшая сторона Mankind Divided проявляется как раз в этих огромных, интересных пространствах, до отказа забитых деталями, врагами и предметами, достойными того, чтобы их отыскали. В одном из заданий необходимо вломиться в сверхзащищенный банк, где я получил одни из самых ярких впечатлений, что я испытывал в жанре FPS. Куда ни бросишь взгляд, повсюду турели, охранные роботы, пересекающиеся лучи мин-ловушек и патрулирующие охранники. Пробраться внутрь, выкрасть нужный предмет и уйти незамеченным – колоссальное удовольствие.

Ещё Mankind Divided подарила мне то, чего я так ждал от очередной игры серии – эксперименты с крутой аугметикой, манипулирование ИИ и различными системами. Ширина выбора путей для достижения цели впечатляет, и почти все они рассчитаны на применение имплантатов. Если у вас нет одного из них, всегда найдется способ пройти, используя какой-нибудь другой. И не волнуйтесь, разработчики выучили урок с боссами. За все свое прохождение я встретил лишь одного (возможно, их больше, что зависит от принятых решений), и мне удалось его одолеть Дженсеном, заточенным под стелс и вооруженным одним лишь оглушающим пистолетом.

Некоторые из самых драматичных заданий игры, разумеется, вы встретите по ходу основного сюжета, но есть и великолепные, во многих отношениях более интересные побочные миссии. Можно их пропустить, но опыт, который за них причитается (а это новые очки Праксис для разблокировки аугметаций) – бесценен. Некоторые из них крайне важны для большего понимания происходящего, включаю то задание, во время которого объясняется, откуда у Дженсена все эти экспериментальные имплантаты. Несколько другие преподносят ценную информацию относительно ключевых событий игры.

В одной из самых запоминающихся побочек Адаму пришлось пробраться в комплекс апартаментов, кишащий татуированными бандитами, вырубить одного из них и незамеченным унести его тело. Тест на навыки стелса игрока столь же изумительный, сколь абсурдный. Еще в одной миссии нужно помочь вышеупомянутому редактору найти материал для его антиправительственной газеты. Лично мне эти законченные истории в большинстве случаев показались более интересными, чем главная арка, к тому же, исход в них зависит от принятых решений. И иногда финал может быть очень мрачным.

На прохождение Mankind Divided, включая все побочные задания, которые я сумел найти (уверен, парочку я все же пропустил), у меня ушло менее тридцати часов. Приличная продолжительность, но финальная глава вышла какой-то торопливой, а сам сюжет показался мне внезапно оборванным. Глядя на бегущие по экрану титры, я думал: «И это все?» Мне хотелось большего. Посетить еще один город-хаб, ограбить еще один банк, выполнить еще кучу заданий. Но, видимо, придется ждать следующую игру. Хотелось бы еще больше явных отсылок к оригинальному Deus Ex, но и без этого игра ощущается как далекий приквел.

Mankind Divided получился отличным immersive sim’ом с лучшим левел-дизайном в серии, удивительно богатым сеттингом и широким спектром аугметаций для всех стилей игры. Не хватило только крепкого сюжета, чтобы скрепить все это вместе. И, хотя разработчики основательно потрудились над Прагой, отсутствие второго крупного города стало для меня разочарованием.

Я был бы только рад, если бы уменьшение размеров самой Праги привело к появлению в игре еще одного уголка этого завораживающего футуристического общества. Оригинальный Deus Ex в свое время задал высокую планку, но Eidos Montreal подобрались к ней вплотную, выстроенный ими мир превосходен, он лишь нуждается в хорошем сценарии.

Прекрасная игра с отточенным дизайном в великолепном городе будущего, но слабый сюжет несколько портит впечатление.