Принятие управленческих решений на базе современных информационных технологий в финансовом менеджменте. Отечественные системы автоматизации финансового управления для средних компаний Автоматизация в системе финансов предприятия

Принятие управленческих решений на базе современных информационных технологий в финансовом менеджменте. Отечественные системы автоматизации финансового управления для средних компаний Автоматизация в системе финансов предприятия

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико -математических методов и электронно - вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно - аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.

При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно - технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно - вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными
возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности. Наиболее популярной на российском рынке является корпоративная система управления финансами компании «Инфософт». В данную корпоративную информационную систему входят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическое планирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большой сегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия».

В управлении государственными финансами используются АСФР. В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.

АСФР обеспечивает выполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, его использование на всех уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет эти расчеты в короткий срок, предлагая оптимальные решения, тем самым повышает качество планирования и исполнения государственного бюджета. В ее четырех подсистемах решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходу бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решением задач в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет использования бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов- районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.

Если технология управления финансами на уровне низовых финансовых органов еще базируется на примитивном ручном способе сбора и обработки информации финансово-экономического характера, то появление в структуре местных финансовых органов ИВЦ и АРМов ведет к изменению характера труда их работников, поскольку бумажные технологии сменяются безбумажной в виде машинных носителей информации.

В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов России.

Большое значение применение автоматизированных систем управления имеет в страховании. Реализация повышенных требований по совершенствованию отношений страхования невозможна без развития уже функционирующей здесь системы АСУ-страхование. В этой системе широко используется математическая формализация (моделирование) расчетов по определению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения.

АСУ- это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.

Если разделить наиболее известные отечественные продукты по сегментам потребителей с годовым оборотом до 15 млрд. в год, то картина получается следующая:

  • Малые (оборот до 500 млн.руб в год) : Bplan, «Клиент-Коммуникатор», система Organic, «КИС Бюджетирование»;
  • Средние (оборот от 500 млн. до 5 млрд руб. в год) : «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», PlanDesigner, «1С Управление корпоративными финансами», «ИТАН Управленческий баланс», «БИТ.Финанс»;
  • Крупные (оборот от 5 до 15 млрд руб. в год) : Галактика, «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», PlanDesigner, «Парус-Предприятие».

В сегменте средних компаний для автоматизации финансов доминируют продукты, функционирующие на платформе «1С: Предприятие», что неудивительно, учитывая распространение продуктов 1С в России и в среднем бизнесе. У всех продуктов неплохо выстроены контуры анализа финансовых данных, интеграция с 1С, поддержка пользователей. Но вот, например, возможности моделирования, безопасности, построения отчетности – существенно разные. Также продукты значительно отличаются по функционалу автоматизации бизнес-процессов, да и вообще по возможности их использования для задач, отличных от управления финансами. Например, на более широкое понятие - управление эффективностью бизнеса, могут претендовать вообще всего лишь два продукта из рассматриваемого сегмента: Plandesigner и «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент».

Рассмотрим все продукты подробнее. Подчеркнем, что мы рассматриваем ПО и функционал только с точки зрения применения к задачам управления финансами предприятия. Это означает, что реальные возможности продуктов для автоматизации управленческой деятельности на предприятии могут быть в ряде продуктов значительно шире, но это остается за рамками данного обзора.

ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент

Разработчик: «ИНТАЛЕВ» (www.intalev.ru)

Продукт представляет собой решение по управлению эффективностью бизнеса, функционирующее на платформе «1С: Предприятие 8». Управление финансами в этом продукте - лишь одна из подсистем, но основная. Это один из старейших представителей рынка программного обеспечения для автоматизации финансового управления и из существующих решений на базе «1С» наиболее независим от учетной системы. Продукт имеет также отраслевые решения.

    • управление финансами: бюджетирование, платежный календарь, казначейство, управленческий учет и отчетность по корпоративным и международным стандартам (МСФО, GAAP), управление инвестиционной деятельностью, финансовый анализ и моделирование, консолидация;
    • управление финансовыми бизнес-процессами и документами: автоматизация полного цикла управления практически любыми бизнес-процессами, организация единого архива документов, автоматизация корпоративного документооборота;
    • корпоративный контроллинг.
  • Интеграция
    • «Бесшовная» интеграция с любой конфигурацией на платформе "1С:Предприятие", при этом доступны для использования данные этой конфигурации;
    • Microsoft Excel;
    • системы «Банк-Клиент»;
    • загрузка данных из любых внешних источников по ODBC.
  • Наиболее крупные внедрения
    «Ситроникс», «Мортон», ТД «Перекресток», «Газпром Зарубежнефтегаз», «ФСК ЕЭС», «Татнефть-Нефтехим», «Мосфундаментстрой-6», «Концерн Энергоатом», «Транссигналстой», «Укртранснефть» и другие.

PlanDesigner

Разработчик: «Софтпром» (www.softprom.ru)

PlanDesigner – весьма развитый программный комплекс, который позиционируется разработчиком, как система для решения задач среднесрочного и стратегического управления предприятием. Контур управления финансами в этом продукте, также как и в «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», является лишь одной из подсистем. В отличие от других продуктов, представленных в обзоре, Plandesigner не требует «1С: Предприятие» для своей работы. В основе используются базы Microsoft SQL или Oracle.

  • Основные функциональные возможности
    • управление финансами: бюджетное планирование, управленческий учет, платежный календарь, управление заявками и денежными потоками, консолидация, автоматизация подготовки отчетности по МСФО, экономическое моделирование (стратегическое и среднесрочное);
    • многомерный анализ данных: конструктор управленческий отчетности, план-фактный анализ, факторный анализ, ретроспективный анализ, анализ «что-будет-если», «затраты-объем-прибыль» и мн. другие.
    • контроллинг показателей: отслеживание показателей деятельности с помощью графических индикаторов - кокпитов.
  • Интеграция
    • Microsoft Excel;
    • Продукты«1C» и «Парус»;
    • Импорт/экспорт данных из(в) любых источников через XML-формат.
    • Импорт данных из внешних систем реализован через промежуточный слой. В 95 % внедрений исходные данные импортируются из клиентских учетных систем с помощью данного механизма.
  • Наиболее крупные внедрения
    «Гознак», «Новосибирскнефтегаз», «Реил Континент», «Разугляй», «Группа компаний Верес», «ИнтерМедиаГрупп», «Галс», «HeadHunter», «Major», «Дальневосточное Морское Пароходство», «Совкомфлот» и другие.

1C: Управление корпоративными финансами

Разработчик: «1С-Рарус» (www.rarus.ru)

Этот продукт компании «1С-Рарус» представляет собой интегрированное решение на базе программ «1С:Бухгалтерия 8» и отдельных сконфигурированных и функционально расширенных подсистем «1С:Управление производственным предприятием 8». Решение автоматизирует не только управление финансами, но и среднесрочное и долгосрочное бизнес-планирование и бюджетирование, управление по целям или на основании Balanced Scorecard. Продукт пользуется популярностью у компаний, которые уже имеют 1С в качестве базовой КИС.

  • Основные функциональные возможности
    • бюджетное планирования и контроль;
    • ведение регламентированного учета (налоговый и бухгалтерский);
    • ведение оперативного учета по международным стандартам (IFRS, GAAP и любой другой);
    • управление движением денежных средств;
    • управление процессами исполнения договоров;
    • решение задачи подготовки отчетности РСБУ для выгрузки в решение «1С:Консолидация»
  • Интеграция
    • Может применяться в сочетании с другими программными продуктами, например с «1С:Зарплата и кадры 7.7», «1С:Зарплата и управление персоналом 8», «1С:Управление торговлей 8», «1С:Консолидация 8», «1С:Архив».
  • Наиболее крупные внедрения
    «ЭР-Телеком Холдинг», московское представительство фирмы «Хайнс Интернэшнл, Инк», издательская группа «Азбука-Аттикус», «Национальные кабельные сети», «Атлас Парк- Отель», «Издательство Панини Рус» и другие

БИТ: Финанс Управленческий учет

Разработчик: «1С: Бухучет и торговля» (www.1cbit.ru)

Еще одна продвинутая конфигурация под платформу «1С: Предприятие», разрабатываемая одинм из крупнейших 1С: Франчайзи. В целом продукт больше ориентирован на нижнюю часть рассматриваемого нами сегмента компаний, где с успехом применяется. Продукт достаточно функционален, но существенная часть его возможностей «на автомате» наследуется от 1С. При этом есть неприятные ограничения, например, в продукте ограничено количество аналитик планирования, а также произвольных аналитик.

  • Основные функциональные возможности
    • Бюджетное планирование. мастер- и операционные бюджеты, внутригрупповые обороты, план-фактный анализ, произвольная отчетность;
    • управленческий учет;
    • управление денежными средствами;
    • платежный календарь и управление лимитами;
    • учет и контроль исполнения договоров;
    • формирование оборотно-сальдовой ведомости;
    • консолидация отчетности;
    • ведение учета по МСФО.
  • Интеграция
  • Наиболее крупные внедрения
    «Оборонстрой», «Yota», «Фабрика окон», СТД «Петрович», «Дон-Строй Инвест», «Mossa Distribution», «Газпром ВНИИГАЗ», «Главное всерегиональное строительное управление «Центр», магазины «Кораблик», сеть зоомагазинов «Бетховен» и другие.

ИТАН: Управленческий баланс

Разработчик: «ИТАН» (http://www.itan.ru/)

"ИТАН: Управленческий баланс" - продукт, который встраивается в программу оперативного (проще говоря, торгово-складского или производственного) или бухгалтерского учета и позволяет транслировать данные на управленческий план счетов. Но может использоваться и как самостоятельная конфигурация для ведения управленческого учета и бюджетирования. К сожалению, в последнее время нечасто можно услышать о внедрениях этого продукта, в то время как для автоматизации финансового менеджмента оно вполне удовлетворит типовые потребности многих организаций. Отметим также, что программа ориентирована прежде всего на автоматизацию управленческого учета.

  • Основные функциональные возможности
    • Автоматизация управленческого учета;
    • Бюджетирование (реестр платежей, платежный календарь, БДДС и т.д.);
    • Консолидация данных;
    • Мэппинг счетов (трансляция в МСФО);
    • Казначейство
    • Конструктор финансовой отчетности.
  • Интеграция
    • Продукты 1С, в том числе и с версиями 1С: Управление производственным/торговым предприятием для Украины и Казахстана;
  • Наиболее крупные внедрения
    "УК "Райффайзен Капитал", ФК «Открытие», «Мегастрой», ГК «РУСКЛИМАТ», "Балтийская Торговая Компания" и другие.

Сравнение функционала продуктов

Охарактеризуем каждое из вышеперечисленных решений по ряду ключевых параметров - наиболее важным для компании при выборе системы и указаны оценки - скольким из перечисленных параметров соответствует тот или иной продукт.

Комментарии к таблице

Решение от «ИНТАЛЕВ» является наиболее богатым по функциональности: отличные проработанные механизмы анализа данных и построения отчетности, очень гибкий механизм трансляции данных, импорта из разных источников, богатые возможности настройки безопасности и.т.д. – в продукте есть практически все, что нужно для финуправления, в том числе и автоматизация бизнес-процессов. Но в противовес отличной функциональности есть и ложка дегтя – с нуля продукт трудно настраивать самостоятельно, фактически без консультантов разработчика заказчику будет не обойтись и нужно готовится к тратам на проект внедрения. В дальнейшем же, наверняка, потребуется еще и техническая поддержка. Но все это присуще всем серьезным системам.

У Plandesigner"а с функционал также заслуживает высоких оценок – ведь продукт это фактически универсальная среда для моделирования любых систем, в том числе и финансового управления. Существенный плюс этого продукта в сравнении с продуктом «ИНТАЛЕВ» - это хорошо проработанная визуальная среда моделирования, которая позволяет без программирования создавать решения любой сложности. Причем довольно быстро и где-то даже интуитивно понятно. В продукте «ИНТАЛЕВ» тоже можно многое настроить без программирования, но у Plandesigner реализация этих операций значительно лучше. Продукт лишен тех ограничений, которые имеют все продукты, работающие на базе «1С: Предприятие», в части визуализации. Что настораживает относительно этого ПО, так это фактически полное отсутствие информации о развитии продукта, выходе новых версий или функциональных улучшениях.

Решение от компании «Первый БИТ» уже заметно отстает по функциональности от лидеров. В продукте неплохо реализовано казначейство, присутствует достаточно удобная настройка цепочек согласования, работа по МСФО. И хотя заявленная функциональность решения видится достаточно сбалансированной, внутри она проработана все же недостаточно для эффективного управления. В особенности это касается многопрофильных холдингов, где требуется формировать сложную отчетность и необходима реализаций развитой системы безопасности. Также в продукте сказывается отсутствие у вендора серьезных наработок в части методологии. Однако, для программистов клиента, которые в дальнейшем будут поддерживать этот продукт, преимуществом системы будет наличие открытого кода и то что он написан очень понятно для последующей модернизации и самостоятельного развития возможностей продукта.

В «ИТАН Управленческий баланс» в целом все функциональные инструменты присутствуют, особо придраться не чему. Настройки бюджетной модели приближены к бизнес-логике, что хорошо. Гибкость настроек не очень высока. Однако смущает, непривычность и «раритетность» некоторых интерфейсных решений. Это может быть сигналом к тому, что развитие продукта идет не со всем в ногу со временем и потенциальному клиенту необходимо более тщательно изучить реализацию декларируемой разработчиком функциональности.

Функционал «1С Управление корпоративными финансами» от компании «Рарус» в целом выглядит неплохо, но для его полноценного использования явно потребуются доработки, причем существенные. К сожалению, в продукте нет хорошо проработанного казначейства, слабые возможности настройки форм ввода и отчетных форм, страдает функционал импорта\экспорта. Это продукт, который подойдет клиенту с максимально типовыми потребностями. И он либо сразу попадет» в их закрытие в формате «как есть», либо – уже нужно будет много дорабатывать в будущем.

Заметим, что при формировании обзора мы заметили, что вендоры на своих сайтах не стремятся подробно описывать функциональность своих разработок. По сути, только одна компания решилась написать в разделе функциональных возможностей больше чем общие фразы вроде «автоматизация бюджетирования». С чем это связано нам непонятно. В связи с этим потребителю нужно быть внимательным: так как у разных разработчиков внешне за одной и той же заявленной возможностью может скрываться совершенно разная степень ее проработки, которую они не хотят открыто детализировать.

В качестве заключения

Как мы видим, за последние 5 лет рынок отечественных разработчиков не прирос новыми заметными именами. Но вот среди имеющихся участников произошли изменения: кто-то стал терять лидирующие позиции за внимание клиентов, кто-то – активно взбираться на олимп этого рынка.

Во многом, это объясняется тем, что 2009 года у потребителя существенно изменились приоритеты в выборе поставщиков услуг и критериях выбора ПО. В связи с уменьшением ИТ-бюджетов, компании стали больше смотреть в сторону относительно простых решений в области автоматизации, закрывающих самый необходимый функционал финансового менеджмента и с короткими сроками внедрения. Это дало хороший импульс для развития 1С-франчайзи, которые никогда не блистали проработкой методологии финансового управления в своих продуктах и проектах внедрения, а больше были направлены лишь на задачи «сухой» автоматизации. В то же время разработчикам, специализирующиеся на выпуске комплексных решений с хорошей методологической составляющей стало несомненно сложнее. Их продуты всегда были недешевы, а высокая стоимость проектов их внедрения во время кризиса вообще пугала «обедневшие» ИТ-службы.

Так, например, гораздо менее заметной на рынке стала компания «Софтпром», которая была очень активна на рынке до конца 2009 года со своим продуктом «Plandesigner». Судя по новостям от этой компании не видно и особого развития продукта. А вот, партнеры «1С» - компании «Рарус» и «Первый бит» (ранее – «1С Бухучет и торговля») в связи с изменением внешней конъюнктуры, напротив, получили хорошие возможности к развитию. Но воспользовались ими по-разному: если «Первый бит» стала активней действовать на рынке и вкладываться в развитие своего продукта «Бит Финанс», то продукт компании «Рарус», «1С: Управление корпоративными финансами», сильных изменений в функционале не претерпел. Если смотреть динамику прироста отзывов клиентов на сайте компании «ИНТАЛЕВ», то ее позиции на рынке стабильны. При этом, ослабление «Софтпром», пожалуй, наиболее серьезного конкурента «ИНТАЛЕВ» по функционалу ПО, дополнительно помогает компании привлекать все более крупных клиентов. Тем более, что вендор существенно переработал «начинку» своего продукта «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» выпустив 7-ю версию решения. «ИТАН» - разработчик одного из популярных в докризисное время решений в области автоматизации финансов, сейчас стал практически незаметен. Однако его продукт «ИТАН: Управленческий баланс» все равно остается вполне конкурентоспособным решением.

Также, мы считаем, один из показателей «здоровья» компании – это способность внедрять новые технологии. Один из знаковых примеров – это применение облачных технологий. И вот наметились явные фавориты - активно работать в этом направлении начали лишь компании «ИНТАЛЕВ» и «Первый БИТ». Сейчас тот же «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», например, можно уже не покупать, а брать в аренду. Очевидно, компания ведет активную работу в сфере «облаков», что логично. Это фактически откроет к ее продукту легкий доступ для нижних сегментов потребителей (по покупательской способности), которым приобретение и внедрение коробочной версии обременительно по цене.

Частью общего управления финансами являются авто- матизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и элек- тронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффек- тивному функционированию финансов.


Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Все это требует умения ориентироваться в облас- ти информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их инфор- мационного обслуживания на основе применения автоматизи- рованных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и ма- тематических методов, электронно-вычислительной техни- ки, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы финансовых расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функ- ционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспече- ния многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совер- шенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.



АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается ком- плекс задач по сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народ- ного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в об- ласти исполнения государственного бюджета через составление


росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводить- ся во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать ее возможности. Они не без- граничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им несвойственно, а именно - совершенство- вание самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная инфор- мация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных ва- риантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляют качественно новый шаг в совершенст- вовании управления экономикой и финансами. В целях повы- шения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность управления финансами.

2. Назовите и охарактеризуйте функциональные элементы в управлении финансами.

3. Какова сущность стратегического управления и кто его осуществляет?

4. На кого возложены функции оперативного управления финансами?

5. Назовите факторы, обусловливающие необходимость совершенствования управления финансами.


6. Обоснуйте необходимость финансового планирования и расскажите о формах финансового планирования в различных звеньях финансовой системы.

7. Назовите и охарактеризуйте основные методы прогнозных и плановых расчетов финансовых показателей.

8. Какое место занимает автоматизированная система в управлении финансами?

9. Чем обусловлена необходимость внедрения АСФР в управление финансами?


Глава 6. Финансовый контроль

Контроль за состоянием экономики, развитием социально- экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса фор- мирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реали- зации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-пра- вовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, ор- ганизаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных


средств; оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетиче- ский характер, поэтому контроль за их выполнением, динами- кой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ре- сурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и методы организации финансового кон- троля - это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. По- скольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финан- совый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других эко- номических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло- вий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюд- жетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со сто-


роны государства негосударственной сферы экономики затра- гивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также ус- тановленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль : проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - соб- ственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый постаудит, который включает сравнение факти- ческих финансовых результатов на каждой стадии производ- ственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучше- ния методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль .

Появились новые органы финансового контроля: Федераль- ное казначейство, Федеральная налоговая служба, Счетная па- лата и др. Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль . Новые формы приобрел общественный финансовый контроль .


Разгосударствление банковской системы и появление ком- мерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий- клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы кон- троля претерпевают значительные уточнения, вызванные из- менением роли государства в экономике, в частности сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более кон- центрируется на сфере макроэкономических процессов, вклю- чая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственно- го финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т. д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повыше- ние профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообраз- ности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюд- жетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление вни- мания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

Важную роль в осуществлении финансового контроля иг- рает уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля.


Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффек- тивность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, с учетом осуществления Правитель- ством РФ мер по стабилизации и улучшению социально-эконо- мического положения в стране.

АССА, к.э.н., DipIFR, генеральный директор ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ»

  • Более 5 лет опыт работы в роли финансового директора групп компаний разных отраслей;
  • Более 10 лет опыт работы сфере налогового и бухгалтерского консалтинга, аудита;
  • Более 5 лет опыт участия и руководства проектами в области разработки и внедрения информационных систем, в том числе SAP и 1С;
  • Более 14 лет опыт преподавательской деятельности на кафедре налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ;
  • Основная специализация на проектах по внедрению информационных систем – проведение обследования и моделирование бизнес-процессов и разработка методологии управления финансами.

Экспертиза:

  • В области проведения обследования и моделирования процессов; в сфере разработки и внедрения систем по управлению денежными средствами, бюджетирования, управление договорами и др.;
  • Написание регламентирующих документов в части казначейства, документооборота и управления финансами;
  • Бизнес-анализ, анализ налоговых рисков, аудит и реинжиниринг процессов работы финансово-экономического блока (включая все виды учета, налоговые риски, бюджетирование, бизнес-планирование).

директор департамента казначейских продуктов ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ»

С 2009 по 2015 гг. работала в казначействе ГК «Видео Интернешнл». С 2015 г. — в ГК «РОЛЬФ», где с 2015 по 2016 гг. занималась реализацией проекта «Фабрика платежей» (создано централизованное казначейство, что позволило повысить дисциплину и уровень автоматизации платежного процесса). Екатерина выстроила рабочий процесс сотрудников фабрики платежей (создана специальная архитектура для консолидации всех заявок на платежи с разграничением на виды, маршруты согласования, по ГК введен платежный регламент, внедрена система отчетов, написаны доработки в системе 1С).

22 июня 2016 г. Екатерина совместно с ПАО Московская Биржа запустили проект «М-Депозиты». РОЛЬФ, в качестве первого участника в биржевом сегменте денежного рынка, провел депозитный аукцион с использованием системы электронных торгов.

В 2016 г. Екатерина одержала победу в Национальной премии «Казначей года» в номинации «Проект года в области совершенствования казначейской функции».

С 2017 г. Екатерина возглавила группу управления казначейскими продуктами. Под ее руководством были разработаны и запущены в ГК РОЛЬФ проекты по оптимизации размещения свободной ликвидности – проект «М-Депозиты» уже на основании единой документации на базе инфраструктуры ПАО «Московская Биржа» и депозиты с Центральным контрагентом.

29 мая 2017 г. РОЛЬФ стал первой коммерческой организацией, которая провела депозитный аукцион с использованием системы электронных торгов и единой документации.

24 июля 2017 г. РОЛЬФ получил возможность размещать средства в депозиты с центральным контрагентом по рыночным ставкам биржевого репо. Со стороны РОЛЬФ проект курировала Екатерина.

С 2016 г. Екатерина также является руководителем группы проекта ДОРЗ («Денежный открытый рынок заимствований») Ассоциации корпоративных казначеев.

С августа 2017 г. Екатерина присоединилась к ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ».

О компании

Лидер в области разработки программного обеспечения для автоматизации корпоративного казначейства. Компания реализовала более 30 проектов по разработке и внедрению систем казначейства для крупных корпоративных клиентов и госкорпораций. В 2013 году услуги компании по автоматизации управления и учета на предприятии заказчика были сертифицированы BUREAU VERITAS Certification по стандарту ISO 9001:2008.

ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ» обладает готовыми и индивидуальными решениями для автоматизации корпоративного казначейства на базе платформы 1С, решениями по прямой интеграции с АБС банков, методологией управления финансами корпораций, решениями по автоматизации планирования, всех видов учета, управления закупками, кадрами, производством и логистикой на 1С. Компания занимается также разработкой и внедрением системы электронного документооборота, управленческим, бухгалтерским и налоговым учетами, созданием системы управления налоговыми рисками и глубокой автоматизацией бизнес-процессов в области валютного контроля.

Примеры реализованных проектов:

— система единого казначейства АО ОСК и ДЗО Группы ОСК;
— система единого казначейства Группы Полюс. За данный проект компания «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ» стала победителем конкурса GlobalCIO в номинации «Лучшее бизнес приложение» в 2016 г.;
— система управления денежными средствами Геотек Холдинг;
— система управления денежными средствами, краткосрочного планирования денежных потоков и финансового контроля ГК Медси;
— система управления денежными средствами АО РЖДстрой;
— система управления денежными средствами, управления ценными бумагами, управления сложными контрактами на закупку оборудования в Группе «Акрон»;
— автоматизация платежного процесса и управление внутригрупповыми займами в АО «ГИДРОМАШСЕРВИС»;
— разработка концепции управления ликвидностью на уровне группы в корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ;
— host-to-host в АО «НПК «Уралвагонзавод»;
— система электронного документооборота в компании Roxar (является частью международной группы Emerson) и многие другие проекты.

Сейчас мы работаем над проектом по развитию автоматизированной системы для решения задач централизации и автоматизации казначейской и финансовой функции ПАО «Россети» и всех его дочерних и зависимых обществ.
Также наша команда разработала и внедряет в холдинги уникальное интеграционное решение host-to-host сразу с несколькими банками. Архитектура, предлагаемая ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ», включает в себя собственное уникальное решение по web-серверу, конвертеру сообщений в формат банка, системе подписей сообщений, транспортной системе, системе журналирования, мониторинг работы шлюза, системе независимого подтверждения платежей.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ на рынке более 10 лет. Компания обладает выдающейся соответствующей компетентностью, является известным лидером российского рынка и внедряет лучшие решения в казначейские процессы компании.

В управлении финансами применяются автоматизированная система финансовых расчетов – АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем:

1) организационно-экономического обеспечения;

2) информационного обеспечения;

3) программного обеспечения;

4) технического обеспечения;

5) организационно-правового обеспечения;

6) технологического обеспечения;

7) кадрового обеспечения.

Подсистема организационно-экономического обеспечения является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджета, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимосвязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.

В АСФР четыре функциональные подсистемы:

1) сводные расчеты бюджета;

2) госдоходы;

3) расходы бюджетных учреждений и мероприятия, проводимые за счет бюджета;

4) финансы хозяйствующих субъектов.

В подсистеме «Сводные расчеты бюджета» комплексы задач сформированы по группам однородных расчетов. Комплексы задач в блоках остальных трех подсистем выделены по видам доходов или расходов на финансирование определенной отрасли или группы учреждений и мероприятий.

Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой профессионально-ориентированную малую вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии. Типовая структура оборудования АРМ:

1) устройство управления;

2) видеотерминал (дисплей);

3) накопитель на гибких магнитных дисках;

4) клавиатура для набора данных;

5) малогабаритное печатающее устройство.

Такой состав технического оснащения АРМ с соответствующими программными средствами позволяет наряду с решением ряда экономических задач выполнять оперативную работу в диалоговом режиме с графическими, табличными, текстовыми документами, вести различные картотеки. АРМ позволяет корректировать и редактировать информацию, формировать выводы и заключения, регистрировать тексты, анализировать промежуточные и окончательные результаты, общаться дистанционно с другими работниками, располагающими АРМ.

В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связана с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.

Поскольку финансовые задачи в АСУП решаются при использовании промежуточных массивов информации (производства, материальных ресурсов, труда и т.д.), то есть по другим объектам управления, следует создавать сеть АРМ, включающую АРМ различных структурных подразделений предприятия и соединенную с ПК вычислительного центра. Таким образом, создается два уровня: верхний, где решаются задачи, требующие ресурсов и нижний, представляющий собой АРМ, оснащенные ПК и соединенные в локальную сеть.

Комплекс технических средств нижних уровней финансовой системы, где формируются многочисленные информационные потоки, предусматривает использование различных средств составления, размножения, копирования, обработки, транспортировки и хранения документов, средств управленческой связи, средств сигнализации, информации.

В связи с появлением ПК, электронной почты, банков данных, средств обработки текстовой и графической информации, иной современной информационной техники возникли условия для кардинального преобразования организации управленческой деятельности. Технические средства все шире используются в непосредственном процессе управленческих решений.

Вопросы:

1. Сформулируйте определение понятие «управления финансами».

2. Перечислите основные принципы управления финансами.

3. В чем проявляется различие двух аспектов управления.

4. В чем состоит научный подход к управлению финансами.

5. Охарактеризуйте элементы управлении финансами

6. Назовите органы по стратегическому управлению государственными финансами.

7. Роль и функции Министерства Финансов РК.

8. Роль системы казначейства в системе управления финансами.

9. Какие особенности управление финансами хозяйствующих субъектов.

10. Что такое финансовый менеджмент

11. Что является объектами финансового менеджмента на предприятиях?

12. Обоснуйте определение «финансовый менеджмент основывается на мотивации».

13. На каких направлениях основывается деятельность структура финансового отдела

14. Назовите важные задачи финансовых служб хозяствующих субъектов.

15. Охарактеризуйте необходимость автоматизированной системы управления финансами.

16. Какие функциональные подсистемы АСФР включает в себя.

17. Что представляет собой АРМ?

ГЛАВА VI. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

планирования

Финансовое планирование – это процесс разработки финансовых планов (заданий), организации их выполнения в предусмотренные сроки, направленный на достижение намеченных целей. Планирование как элемент управления есть одно из средств финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от финансовых планов и смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (платежи в бюджет, плата за банковский кредит взносы отчислений на социальное страхование или соответствующие налоги и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Планирование характеризуется:

1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально-политических и экономических явлений);

2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники и методов);

3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь те цели, которые ставит финансовое управление).

Используются следующие подходы вфинансовом планировании:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся на следующий год. При инфляции данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым простым методом и, как правило, используется при нехватке времени;

б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);

в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться вновь. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями).

В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат при их производстве и реализации.

Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет необходимость прогнозирования как метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности , который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно, гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника строится на принципе «скользящий бюджет»; этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. Это системно-вариационный метод планирования– планирование, программирование и бюджетирование (ППБ):

1) планирование - включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании;

2) программирование - подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее;

3) бюджетирование - процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке.

На практике применяются следующие методы планирования:

1) экстраполяция: состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее;

2) нормативный (по определенным нормам);

3) математического моделирования: построение модели процесса и перенос ее в финансовую область;

4) балансовый: применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов.

5) на основе экспертных оценок.

В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

Главная цель индикативного финансового планирования – определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности – рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов – регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации и других. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политик; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).

Финансовые планы

Финансовый план – системная совокупность мероприятий финансового опосредования функционирования субъекта. Он составляется на срок от 1 до 5 лет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.

Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но это отличие не должно составлять значительных величин.

Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах составляют «баланс доходов и расходов» или «бизнес-план»;

Учреждения и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют «смету»;

План общественных объединений - «финансовый план» ;

органы государственной власти составляют «бюджет» (разных уровней: республиканский, местный).

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

К первичным относятся финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, внебюджетные фонды.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планах включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств) отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Разные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных хозяйствующих субъектов; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, пятилетнее и перспективное .

В связи с неустойчивостью хозяйственных связей, разбалансированностью экономики, неопределенностью факторов функционирования хозорганов, вызванных кризисом, пятилетнее и перспективное планирование в переходный к рынку период резко ограничено. Исходя из назначения, на три года должны разрабатываться сводный финансовый баланс, некоторые другие сводные финансовые планы, производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы.

В сводном финансовом балансе отражается состав и источники формирования денежных средств государства, государственных предприятий и организаций, предприятий и организаций других форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).

Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги, амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования.

Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост собственных оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.

Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций индикативного плана социально-экономического развития страны.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет . Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражается не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводится в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели (см. главу «Государственный бюджет»).

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов . Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов так и для их объединений и других вышестоящих органов.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления средств,

2. Расходы и отчисления средств,

3. Платежи в бюджет,

4. Ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут сбалансироваться разделами определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируются привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета – государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, в финансовый резерв; долгосрочные кредиты банков; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительно-монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате вознаграждения (интереса) за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисление финансовых резерв и в хозрасчетные фонды; расходы на ремонт основных фондов за счет средств ремонтного фонда; операционные расходы; прирост собственных оборотных средств за счет прироста устойчивых пассивов и привлекаемых кредитов; погашение долгосрочных кредитов; изменение кредитуемых запасов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматривается на следующие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложения; операционные финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включаются в состав доходов, а платежи в бюджет – в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов предприятия является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные – обороты денежных средств – нет.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляется в специальном финансовом плане – платежном календаре . В разделе «Поступления» отражаются доход от реализации продукции работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на расчетном счете. В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретения товаро-материальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд банков, уплату процентов за кредит, прочие расходы.

Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование у хозяйствующих субъектов в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов). Платежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.

Предпринимательские звенья своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план – это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности. Он более полно охватывает все стороны отношений частного предприятия, чем планы экономического и социального развития государственных предприятий. Бизнес-план включает разделы, характеризующие особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка сбыта (прогноз рынка) стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический планы, оценку риска и страхование.

Финансовый план, как важнейшая составляющая, обобщает материалы и показатели других частей бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении. Здесь подготавливается несколько документов:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных доходов и поступлений;

таблица доходов и затрат;

сводный баланс активов и пассивов предприятия;

график достижения безубыточности.

Самостоятельный раздел представляет стратегию финансирования и возврат средств инвесторам в обусловленных объемах и сроках.

Таким образом, в рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком качественном уровне и обогащается новыми формами и методами, позволяющими проводить этот процесс используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Финансовые показатели

Финансовые показатели это – плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и национального хозяйства в целом. Они широко используются в финансово-хозяйственной деятельности названных субъектов. Финансовые показатели выражаются в абсолютных и относительных величинах. Они количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

В низовых звеньях хозяйствования применяются, например, такие абсолютные финансовые показатели:

Выручка от реализации продукции (работ, услуг);

себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);

валовая доход;

расходы периода;

доход (убыток) от основной деятельности;

доход (убыток) от неосновной деятельности;

сумма корпоративного подоходного налога (уплаченного);

чистая прибыль (или убыток).

Это синтетические (обобщающие) показатели деятельности; некоторые из них могут рассматриваться по отдельным составляющим элементам: например, выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, расходы периода; при анализе и планировании составляющие могут приводиться в доле к итогу обобщающего показателя, что будет характеризовать его структуру.

Объемными показателями хозяйствующих субъектов являются:

объемы инвестиций;

величина уставного фонда (капитала);

величины фондов производственного и социального развития (фондов накопления, потребления или аналогичных им резервного, валютного, ремонтного);

показатели расчетов с поставщиками, потребителями, бюджетом, банком (кредиторская и дебиторская задолженность);

величина выплаченных дивидендов, паев;

объем источника оборотных средств (капитала и другие абсолютные показатели).

Относительными показателями являются:

уровень доходности (рентабельности);

доходность по акциям;

показатели эффективности использования оборотного и основного капитала (коэффициенты оборачиваемости основных средств, длительность оборота, фондоотдача по основным фондам, фондоемкость продукции);

показатели ликвидности.

Специфические показатели используются в банковской, страховой деятельности, пенсионных и других фондах.

При налогообложении применяются такие показатели, как совокупный годовой доход, вычеты из совокупного годового дохода, налогооблагаемый доход, облагаемый оборот и импорт и другие.

Большинство финансово-экономических показателей используется на уровне вышестоящих организаций, министерств, ведомств для характеристики результатов работы в целом по группе предприятий, отраслей. Наряду с ними в этих организациях могут использоваться и другие специфические показатели, характеризующие только данную отрасль.

В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным элементам (категориям, классам, подклассам, спецификам).

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, расходов, дефицита государственного бюджета к национальному доходу, валовому внутреннему (национальному) продукту.