Празднование иконы неупиваемая чаша в году. Праздник «Неупиваемая Чаша

Празднование иконы неупиваемая чаша в году. Праздник «Неупиваемая Чаша
Празднование иконы неупиваемая чаша в году. Праздник «Неупиваемая Чаша

18 мая (5 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 3-й седмицы по Пасхе (третьей недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается память четырёх христианских святых, известных по именам, а также празднование в честь одной особо почитаемой в Русской Православной Церкви святыни. Далее коротко расскажем о них.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . Старинный подмосковный город Серпухов широко известен своими храмами и монастырями, самый крупный среди которых — Высоцкий — сегодня является центром паломничества к иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Эта икона была написана чуть больше четверти века назад в память об утраченной древней святыне, обретённой в другом серпуховском монастыре, Владычном. Вот как рассказывается об этом в истории этого чудотворного образа:

В 1878 году один тульский крестьянин из отставных солдат, пропивший всё вплоть до остатков здоровья, увидел во сне благообразного старца: "Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы! Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом!" А у старика от беспробудного пьянства давно отказали ноги, но после чудесного видения он смог собрать последние силы и отправиться в путь. Старый солдат буквально ползком добрался до монастыря, но, как оказалось, здесь никто об этой иконе и не слыхивал. И тут вдруг кто-то вспомнил, что в переходе на колокольню висит старинный образ Богородицы. Икону сняли и буквально обмерли. На обратной стороне надпись: "Неупиваемая Чаша".

Конечно, люди воцерковленные понимают литургическое значение изображённой на этом чудотворном образе Чаши Спасения, из которой нас благословляет Богомладенец Христос. И тем не менее с самого момента чудесного обретения этой иконы её почитание связано именно с избавлением именно от пьянства. Однако помогает она не только от этой страсти. Как рассказала «Царьграду» настоятельница Введенского Владычного монастыря игумения Алексия (Петрова): «Икона "Неупиваемая Чаша" исцеляет не просто от пьянства, она исцеляет от страстей, которым служат люди вместо того, чтобы служить Богу. То есть исцеляет и от пьянства, и от наркомании, и от табакокурения, и от игромании. Но Матерь Божия по любви к роду человеческому исцеляет и физические недуги, решает даже какие-то домашние, житейские проблемы. У нас были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов, был случай исцеления девушки от паралича лицевого нерва, причём это было, когда наша икона была на поклонении в городе Ярославле, то есть видели все люди, которые тогда стояли и молились перед этой иконой. И вот недавно было чудо, когда женщина исцелилась от бесплодия и даже приезжала, крестила своего младенца у нас, в нашем храме...»

Святая Правда: Страсть пьянства

И когда видишь, как широко сегодня распространилось почитание иконы «Неупиваемая Чаша», то сразу понимаешь: если существует «самая русская» беда, то есть и «самое русское» чудо. Но главное то, что Пресвятая Богородица не оставляет Русскую землю в Своих молитвах. В один день с этой великой Серпуховской святыней также совершается память и другого Небесного покровителя этого старинного русского города — преподобного Варлаама Серпуховского , отошедшего ко Господу в 1377 году от Рождества Христова.

Великомученица Ирина. Фото: www.pravoslavie.ru

Великомученица Ирина . Святая страдалица I (апостольского) века , дочь правителя-язычника одного из македонских городов Ликиния, которую обратил ко Христу и крестил святой Тимофей , ученик первоверховного апостола Павла . Вот что мы знаем о подвиге этой великой святой из её Жития:

Отец Ирины, сначала благосклонно внимавший её словам, потом вознегодовал на неё, и когда она отказалась поклониться идолам, бросил её под ноги диким лошадям. Не коснувшись мученицы, лошади бросились на Ликиния и задавили его до смерти. Когда по молитве святой он возвращён был к жизни, то уверовал во Христа сам и всё его семейство, а с ним уверовало 3000 человек, после чего разъярённые язычники попытались убить святую, но ядовитые змеи не дотрагивались до мученицы, а пилы не вредили её телу... Многие мучители страдалицы обратились ко Христу, всего же Ириной обращено было более 10000 язычников. Когда Господь указал Ирине день её кончины, она удалилась в горную пещеру близ города Ефеса, вход которой по её просьбе был завален камнями. На четвёртый день её знакомые вернулись к пещере и, открыв её, не нашли в ней тела святой Ирины. Все поняли, что она была взята Господом на Небо».

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского . Честные останки этого святого были обретены в 1422 году от Рождества Христова вскоре после кончины старца. Напомним, святой Иаков духовно восходил к великим монашеским традициям преподобного Сергия Радонежского и совершал духовные подвиги в Костромской Галичской земле.

Преподобномученик Ефрем Новый . Греческий святой, иеромонах, пострадавший в 1426 году от Рождества Христова от рук нечестивых агарян. Отец Ефрем претерпел многие муки, но отказался принять ислам и был за это казнён.

Поздравляем православных христиан с днём Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Христос Воскресе!

О чем молятся иконе "Неупиваемая чаша" : молятся об исцелении одержимых недугом пианства и запоя; при наркомании.

Икона Божьей Матери "Неупиваемая чаша"

Молитва иконе Богородицы "Неупиваемая чаша"

О Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцелй. О, Милостивая Мати Божия, коснйся сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да прийдет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помозй прейти непреткновенно воздушный мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.


Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

5/18 мая Православная Церковь торжественным богослужением чтит Божию Матерь в честь Ее иконы «Неупиваемая чаша» . Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» почитается в Русской Православной Церкви как чудотворная.

Чаша с благословляющим Младенцем Христом - это неупиваемая, никогда не заканчивающаяся чаша Святого причащения. Она является символом бесконечности небесной помощи людям, обращающимся к ней с истинной верой. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Славится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» скорым исцелением от болезней наркомании, алкоголизма и курения. Обращаются к Богородице в молитве перед Ее святым образом «Неупиваемая чаша» и с просьбами о разрешении жилищных проблем, и в целом о достатке в доме.

Явленный первоначально в 1878 году образ Богородицы «Неупиваемая чаша» был утерян, как и многие другие образа, в начале XX века, во время революции. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях. Сюда едут со своей бедой люди не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран, не только православные христиане, но и люди других вероисповеданий, и даже люди, очень далекие от какой-либо веры.

Те, кто не имеет возможности приехать в город Серпухов, пишут письма братии монастырей и шлют телеграммы с просьбами помолиться перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша» в избавление от тяжкого недуга пьянства или наркомании своего или кого-то из своих близких. В обоих монастырях ведутся специальные книги, где записываются все чудеса исцеления, произошедшие по молитве перед образом Богородицы «Неупиваемая чаша». Описанные в этих книгах случаи поражают не менее чем история явления образа Божией Матери «Неупиваемая чаша».


По словам священнослужителей, пьянство - это «ослепление, безумство и обман душегубца-дьявола». Считается, что пьянство и беснование берут начало от одного корня. Наверное, не просто так многие люди, подверженные алкоголизму, говорят о том, что они чувствуют какую-то чужеродную волю, преобладающую над их собственными стремлениями освободиться от пристрастия к вину. Где уж человеку, даже имеющему сильную волю, справиться с проявлениями зла. Для борьбы с такой могущественной дьявольской волей, поддерживающей устремления человека к собственной гибели, нужна не менее, а более могущественная - Божественная воля, желающая спасти человека.

В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая чаша» совершалось 27 ноября/10 декабря, в один день с иконой Божией Матери «Знамение» , так как эти иконы схожи по иконографии. Официальное признание всероссийского почитания этого образа Богоматери состоялось 30 мая 1997 года. По благословению Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь на 5/18 мая, празднование иконы приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского, так как икона была явлена с помощью этого святого.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящейся как в Высоцком мужском монастыре, так и во Владычнем женском монастыре города Серпухова.

В жизни современной России, полной различных неурядиц, алкоголь и наркотики являются особенно притягательными как наиболее простой способ ухода от действительности. Но важно помнить, что горе и боль притупляются ими только временно, привычка же остается и полностью подчиняет себе человека, ведя его к гибели, а его близких к страданиям.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» распространены во всем православном мире - «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений» (Акафист, Икос 5-й). Замечено, что молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

18 мая в Русской Православной Церкви — день, посвященный празднованию иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II объявлен день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» «Днем Надежды. За здоровый и нравственный образ жизни». Этот день посвящен решению проблем алкоголизма и наркомании в России, развитию наркологической помощи.

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери “Неупиваемая Чаша” день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными.

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он «восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Акафист, 12 кондак).

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является наверно одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Как некогда старец Варлаам в 19 веке, явившийся спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе «Неупиваемая Чаша», так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.
Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

Бесчисленные паломники посещают святую обитель, и братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем желающим. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования — 18 мая (по новому стилю).

Кто не может приехать к чудотворной иконе, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебны за близких и родных. Братия монастыря, с любовию исполняя эти просьбы, старается по возможности каждому дать хотя бы краткий ответ.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений.» (Акафист, Икос 5)

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

18 мая - празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Православные верят, что этот образ дарован Богом для спасения, исправления и исцеления пьяниц.

Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.

Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, всё, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот этот совершенно уже опустившийся человек видит однажды необыкновенный сон. К нему подходит благолепный старец и говорит: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Без гроша денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец является ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказывает исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправляется в путь.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким названием. Кто-то сказал: «Не та ли это икона, с изображением чаши, что висит в проходе из храма в ризницу?» Икону эту сняли со стены и на оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним был совершен молебен.
А в иконе преподобного Варлаама Серпуховского, основателя Владычнего монастыря, крестьянин узнал того благолепного старца, который явился ему во сне и велел найти эту икону. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к вину.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.

Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.

По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», - когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.

Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью - в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара... Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.

Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове - один в Высоцком мужском монастыре , другой - во Владычном женском монастыре .

В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря . Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.



Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма

Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря . Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.


Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем . Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.

Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.