Правила поведения на выставке, в музее, в театре, библиотеке. Правила поведения посетителей в музее (теперь скрыт)

Правила поведения на выставке, в музее, в театре, библиотеке. Правила поведения посетителей в музее (теперь скрыт)
Правила поведения на выставке, в музее, в театре, библиотеке. Правила поведения посетителей в музее (теперь скрыт)

Правила поведения в музее и на выставке

Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т. п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д.

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стояниях рядом.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов.

В театр лучше приходить заранее, минут за 15-20 до начала спектакля, чтобы было время спокойно раздеться, привести себя в порядок, купить программку, пройти на свое место. Приходя на спектакль в последнюю минуту, опоздавший мешает тем, кто уже занял свои места. Конечно, кто-то должен быть последним, но нужно стараться, чтобы ими не были именно вы.

Войдя в фойе, мужчина снимает головной убор, а при выходе надевает его в дверях. В гардеробе помогает спутнице снять пальто или плащ, и только потом раздевается сам.

Более естественно с анатомической точки зрения проходить на свое место спиной к сидящим, потому что легче обойти их колени, но более вежливо - проходить лицом к сидящим. Вежливость не всегда полностью совпадает с удобством. Нелишне принести извинения за беспокойство.

Женщина проходит первой, но если таким образом она окажется слева от мужчины, то, дойдя до своего места, она не садится на него, а занимает то, которое окажется справа от партнера. Весьма желательно, чтобы мужчина придержал откидной стул, на который должна сесть его спутница.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих за ней, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: "Да, немного", - головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически, тем более что уж это сооружение снять невозможно. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно учитывать этот момент.

Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними мужчины. Но поскольку из ложи вообще не очень хорошо видно, особенно в задних рядах, женщины должны так усаживаться, чтобы дать возможность мужчинам видеть сцену.

Если вы встретили в театре знакомую или знакомого и захотели сесть вместе, можно своему ближайшему соседу предложить поменяться местами, но только на место равноценное или лучшее.

Влюбленным не следует сидеть в театре со склоненными друг к другу головами - это причиняет неудобства сидящим позади. Не следует злоупотреблять нежностями: не заставляйте окружающих распыляться и быть свидетелями сразу двух действий, происходящих на сцене и в зрительном зале.

В обязанности мужчины, пришедшего в театр с женщиной, входит купить программу и передать ее спутнице. Если вы этого не успели перед спектаклем, можно ненадолго попросить программу у сидящего рядом соседа (желательно это сделать после того, как вы уточните, что хозяин программы ее уже просмотрел).

Прежде существовал обычай покупать даме конфеты, теперь это, как правило, делается только в случае, если места находятся отдельно, в ложе. Вообще же лучше вовсе не приносить в зрительный зал кулечки или коробки с конфетами: всегда есть возможность во время антракта угостить спутницу в буфете. Женщина, отправляясь в театр, не должна злоупотреблять духами. Рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам.

Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля делать не следует. Поговорить можно во время антракта, но и тогда не слишком громко.

Не кричите "бис" после конца действия - "бис" кричат на концерте, там, где можно повторить арию или танец. "Бис" - это просьба к артистам повторить то, что они показали.

Из зрительного зала никогда не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие и актеры не вышли поклониться. Не обязательно восторженно аплодировать после неважного спектакля; но ведь мы, всякий раз побывав в гостях, прощаемся с хозяйкой?

Как вести себя в библиотеке?

Обычно человек ведет себя в библиотеке чересчур активно и шумно, что, безусловно, создает для него не самый лучший имидж. Чаще всего неправильное поведение связано вовсе не с дурным характером человека, а просто с незнанием элементарных правил поведения в общественных местах, а в частности, в библиотеке.

Правила поведения:

* Необходимо соблюдать полную тишину, когда пребываешь в читальном зале библиотеки.
* Необходимо говорить вполголоса, а то и шепотом, чтобы не мешать работать с книгами другим посетителям библиотеки.

Страницы книги переворачивать бесшумно, не загибать страницы у книг, не делать подчеркивание различными ручками, карандашами. Надо помнить о том, что книгой после вас буду пользоваться другие люди, и им вовсе не нужны помятые страницы и подчеркнутые только для вас полезные цитаты из книг.

Задерживать больше отведенного срока книгу не рекомендуется. Нужно помнить, что книга нужна не только вам, но и другим посетителям библиотеки.

Про фотографирование
Как правило, фотографировать в крупных музеях и галереях разрешено, - об этом могут свидетельствовать специальные символы на входе. Некоторые государственные институции продают специальные билеты, по которым вы будете иметь право производить фотосъемку.

Совет: Если у вас профессиональный интерес и любительских фотографий на камеру вам мало - нужны профессиональные снимки работ, представленных в галерее, обратитесь к сотрудникам. Скорее всего, они будут рады выслать вам файлы в электронном виде. Более того, информация всегда присутствует на официальных сайтах или в социальных сетях, где вы без труда найдете нужные вам фотографии.

В частных галереях о разрешении на съемку правильнее поинтересоваться у администратора. Дело в том, что некоторые современные авторы боятся, что их идеи будут заимствованы и не позволяют фотографировать свои творения.

Если съемка выставки запрещена, то всегда есть выход: если речь идет о музейной выставке, ретроспективе, то непременно будет издан каталог с профессиональными фотографиями. Он и будет служить вам хорошим воспоминанием об этом дне, проведенном на выставке.

Про селфи в галерее
Со съемкой предметов искусства все понятно, а вот совершенно другое дело - это фотографировать ваших друзей или близких на фоне экспозиций в галереях и музеях. Нередки случаи, когда в процессе съемки посетители попросту не замечают хрупкие объекты или части инсталляции и задевают, ломают их. Всегда помните о цели посещения выставки - главное ведь, не сделать пару удачных селфи, а увидеть что-то новое.

Совет: Если вы выкладываете фото в социальные сети, не забывайте подписывать автора работы и место, где селфи было сделано.

Про необоснованную критику
Правило, которое у нас чаще всего не соблюдается и это очень печально (в особенности этот тезис касается экспозиций современного искусства) - каждый зритель, пришедший на выставку, считает своим долгом громко заявить: «Я тоже так могу» или «Мой ребенок сделал бы лучше».

Такая фраза выставит вас в не лучшем свете.

«Подождите, пока вы окажетесь по меньшей мере в шести кварталах от того места, где проходила выставка, и только тогда можете давать свои отрицательные оценки», - рекомендуют авторы книги. Ведь если выставка состоялась, значит для определенного круга профессионалов она что-то значит.

Совет: Попробуйте разобраться в материале; конечно, многое приходит с опытом, но знание имен ведущих современных художников - это тоже ваш кругозор.

К сожалению, в России едва ли не каждый пришедший в галерею, отпускает какую-нибудь колкость в адрес художника.

Мой совет - всегда читайте тексты аннотации в галерее или на сайте: концепции современных выставок сложно раскрыть, не прочитав сопроводительного материала.

Экспонаты руками не трогать
Об этом музейном правиле не следует забывать, приходя на любую выставку. Единственное исключение - если сам проект подразумевает взаимодействие и контакт зрителя с объектом.

Многие выставки Science art (научного искусства) созданы по принципу вовлечения зрителя в процесс создания объекта и непосредственной коммуникации. Но это только исключение: во всех других случаях, если вы идете на выставку, помните - не предполагается, что вы будете трогать экспонаты руками.

Цена искусства
Выносить из галереи прайс-лист не принято. На этот тезис может быть тысяча объяснений, просто примите этот факт как данность. Чаще всего необходимо лично познакомиться с представителем галереи и объяснить, что вы только планируете совершить свою первую покупку. После чего попросите у менеджера выслать вам прайс на понравившуюся работу по электронной почте. Именно так выглядит общепринятая практика продажи искусства - в конце концов, вы ведь не в магазине постеров, где на каждом товаре должен висеть ценник.

Многие галереи не любят афишировать цены на работы своих авторов - именно по этой причине вы не увидите цен. За консультацией о стоимости работы нужно непосредственно обращаться к представителю галереи. Чтобы цена не стала неожиданностью, можно заранее провести предварительный анализ рынка в интернете. Сайты аукционных домов и онлайн-галереи содержат всю необходимую информацию.

Если вы точно знаете, что хотите приобрести в галерее, предупредите о визите заранее. Частным образом клиентам галереи показывают часть работ, которая не представлена в основной экспозиции.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Этикет в художественной среде - этому понятию невозможно дать краткое описание. Что вам лично кажется недопустимым при посещении галерей искусства?

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…

Правила поведения посетителей в Музее

Утверждены приказом Директора ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» от 05.11.2015 г. №222

Настоящие правила направлены на обеспечение порядка, безопасности, улучшения обслуживания посетителей при посещении ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник».

Посетителям Музея необходимо:

  1. Перед посещением экспозиции Музея сдать в гардероб верхнюю одежду и крупные вещи (сумки, пакеты, рюкзаки и т.п.)
  2. При входе в экспозицию предъявлять на контроль смотрителям билет на право посещения экспозиции Музея.
  3. При осмотре экспозиции Музея соблюдать тишину: громко не разговаривать, не кричать, не разговаривать по телефону, не мешать другим посетителям.

Посетителям Музея в целях безопасности следует:

  1. При входе в Музей ознакомиться со схемой эвакуации на случаи чрезвычайных ситуаций. При возникновении чрезвычайной ситуации незамедлительно покинуть Музей через ближайший выход.
  2. При пользовании лестницами необходимо держаться за поручень, не перевешиваться через поручень, держать малолетних детей за руку или на руках и следить за их поведением на лестнице.
  3. В случае возникновения задымлений или пожара, а также ситуаций, которые могут повлиять на безопасность посетителей или Музея, немедленно известить об этом сотрудников Музея.
  4. При обнаружении подозрительных предметов, свертков, сумок и иных вещей, оставленных в помещениях музея, посетителям следует немедленно сообщить об этом смотрителям или другим сотрудникам музея.

Посетители Музея имеют право:

  1. Посещать экспозицию Музея по билетам согласно прейскуранту цен или по пригласительным билетам согласно режиму работы Музея.
  2. Осуществлять фото- и видеосъемку в экспозиционных помещениях при наличии специального билета (без фотовспышки), предусмотренного прейскурантом Музея.
  3. Пользоваться аудиогидом (с наушниками).

Посетителям Музея запрещается:

  1. Проходить в выставочные залы: в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; в верхней одежде, головных уборах, неопрятной одежде и т.п.
  2. Проносить в экспозиционные залы крупногабаритные предметы размером более 30x40 см, коробки, пакеты, дорожные сумки, рюкзаки, зонты, трости, детские коляски и пр.
  3. Оставлять детей дошкольного возраста без присмотра в экспозиционных залах Музея.
  4. Проходить в экспозицию Музея без билета.
  5. Проносить в экспозицию Музея: животных; легковоспламеняющиеся, взрывчатые и отравляющие вещества; холодное и огнестрельное оружие.
  6. Входить с едой и напитками в выставочные залы.

Администрация оставляет за собой право:

  1. Изменять режим работы Музея.
  2. Использовать фото- и видеоматериалы, отснятые в Музее, включая фотографии и видео с участием посетителей.
  3. Разрешать или запрещать профессиональную фото- и видеосъемку.
  4. Организовывать экскурсионную деятельность на территории Музея. Проведение организованных экскурсии допускается только в сопровождении экскурсоводов Музея.
  5. В случае нарушения правил, сотрудники Музея так же имеют право применить меры, направленные на обеспечение безопасности и комфортного пребывания посетителей - удалить нарушителя из Музея.

Музеи посещают сотни и тысячи людей . Экспонаты помогают узнать много нового и интересного о культуре прошлых веков , поэтому одно из наиглавнейших правил , которое следует соблюдать , находясь на экскурсии , – сохранить их в первозданном виде . Поэтому строго воспрещается трогать руками то , что выставлено .
В музейный зал не входят в верхней одежде и обуви . Обычно посетители музея оставляют одежду , зонты , сумки и пакеты в гардеробе . А в качестве «сменной обуви » им предлагают специальные кожаные чехлы , которые надевают прямо на обувь .
Если Вы решили посетить музей , то бессмысленная быстрая беготня по всем залам вряд ли оставит в Вашей памяти какие -то впечатления от увиденного . Осматривать экспонаты нужно внимательно . В музее нужно вести себя бесшумно . Кричать , смеяться и кататься по паркету – значит показать свою неосведомлённость в этикете и невоспитанность .
Лекция в музее в сопровождении экскурсовода требует от Вас тишины и внимательности . Невежливо в это время делиться мнениями по поводу увиденного с соседом . Разговоры отвлекают гида и мешают другим .
Обычно в музеях лекция начинается в определённый час и будет невежливо с Вашей стороны , если Вы заставите других ждать себя . Если Вы опоздали , некрасиво перебивать экскурсовода и расспрашивать о том , что он говорил до Вашего прибытия . Оставьте все вопросы до окончания лекции , тогда никто не упрекнёт Вас за невоспитанность и бестактность . После окончания лекции не стоит забывать о словах благодарности , обращённых к экскурсоводу .
Отставать от экскурсии во время лекции и рассматривать экспонаты в другом зале неприлично . Недопустимо в музее также делать различные резкие движения , которые могут привести к непоправимым последствиям .
Находясь на выставке , воздержитесь от критики . Все Ваши отнюдь не лестные высказывания по поводу какого -нибудь произведения искусства свидетельствуют вовсе не о блестящей эрудиции , а о незнании и бескультурии . Бурные всплески эмоций здесь также неуместны .

Цель

— научить правилам поведения в библиотеках и музеях.

Задачи

Рассмотреть правильное и неправильное поведение в библиотеке и на городской выставке.

После занятия провести групповой поход в городскую библиотеку или музей.

Ход мероприятия

Учитель . Сегодня мы посвятим занятие изучению правил поведения в музеях и библиотеках. Эти помещения считаются общественным местом. Давайте сначала определимся с вами, что же такое общественное место?

Ребята отвечают.

Учитель . Любое помещение, в котором мы сталкиваемся с другими людьми, называется общественным местом. Это может быть больница, магазин, библиотека, музей, театр и другие помещения. В каждом таком месте есть определенные правила поведения: очень часто они совпадают, но есть и определенные исключения, как необходимо себя вести в том или ином месте. Например, в магазине, в театре, в гардеробе нужно соблюдать очередность, а в библиотеке и театральном зале необходимо соблюдать тишину. Эти правила определяют, что можно делать в конкретном общественном месте, а что нельзя. Конечно, придумали их неспроста. Дело в том, что, зная их, вы не попадете в неловкую ситуацию, а всегда будете знать, как нужно поступить. Школьникам особенно необходимо соблюдать правила поведения, поскольку они представляют не только себя, но и свое учебное заведение.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Учитель . Сегодня можно найти нужный материал в интернете, но иногда и там нет того, что нужно. Школьникам часто приходится искать материал в книгах. Часто у учеников нет нужных книг, и они отправляются в библиотеку. Итак, давайте разберем правила поведения в библиотеке.

Вы знакомы только со школьной и городской библиотеками, поэтому будем оговаривать правила поведения именно в них. Кроме этих библиотек в мире существуют множество других специальных библиотек: редких книг, самых маленьких книг, самых больших книг. Конечно, правила поведения в них ненамного отличаются от обычных, может быть, только чуть-чуть построже.

Правило 1. Соблюдение тишины

Учитель . Итак, вы получили задание: написать небольшое сообщение. Для этого вы идете в библиотеку и берете книгу в читальном зале. Вы выписываете из книги нужную вам информацию, а за соседним столом сидят две подружки и обсуждают какую-то книгу. А за другим столом кто-то разговаривает по телефону. Смех с одной стороны и телефонный разговор с другой очень мешают вам, вы даже не можете сосредоточиться. Вы начинаете нервничать, потому что в полной тишине вы давно бы уже закончили свое сообщение. И единственное, что вам сейчас нужно, это именно тишина. Поэтому соблюдение тишины является первым правилом.

Информация, полученная из книги, воспринимается нашим мозгом медленнее, чем полученная с помощью органа слуха. А тишина помогает сосредоточиться на чем-то одном. Кстати, тишина — это не только отсутствие разговоров, это также отсутствие любых других посторонних звуков, таких, как шуршание, чавканье, вибрирование мобильного телефона. Все эти звуки отвлекают ничуть не меньше, чем разговоры. Поэтому, приходя в библиотеку, обязательно отключайте свой телефон, чтобы не мешать другим посетителям.

Правило 2. Бережное отношение к книге

Учитель . Книга — ценнейший источник информации. Некоторые книги хранят вековую мудрость. Конечно, такие книги хранятся в особых библиотеках, но это вовсе не означает, что вы можете рвать страницы и разрисовывать только что полученные книги.

Представьте, что вы пришли в библиотеку, попросили нужную вам книгу. Пока выждете, когда вам ее принесут, вы наблюдаете такую картину: за одним из столов сидит мальчик, который рассматривает новую книгу о машинах. Книга большая с красочными картинками. Вы бы сами с удовольствием почитали ее, но, к сожалению, ее уже взял другой человек, этот мальчик. Затем он берет гелевую ручку и рисует ею на книжной странице какие-то странные рожицы. После этого он сдает книгу и уходит как ни в чем не бывало. Вы понимаете, что эта книга уже испорчена навсегда. Если карандаш еще можно стереть, то ручку невозможно. Такую книгу уже не так приятно держать. Некоторые ребята даже не могут воспринимать информацию из книги, где на полях есть рисунки — они их отвлекают. Изрисованная книга уже не так ценится. Ее уже не так приятно листать, как тогда, когда она была новая.

Аккуратность по отношению к книге говорит о высоком культурном развитии человека. Если он бережно относится к книге, с которой работает, то он уважительно относится и к другим людям, которые будут работать с ней. Никогда не загибайте страницы книги, на которых вы остановились. Для этих целей существует закладка. Лучше, чтобы она была у вас всегда с собой, чтобы при надобности вы могли ей воспользоваться.

Если вы работаете с книгой дома и хотите сделать какие-то отметки в тексте, чтобы потом переписать какой-то кусочек, то делайте пометки простым карандашом. Не надавливайте сильно на него, чтобы потом можно было легко стереть ваши пометки. И ни в коем случае не используйте ручку, даже если вы работаете со своей собственной книгой.

Правило 3. Никакой еды в библиотеке

Учитель . Библиотека — это не столовая, куда люди приходят подкрепиться. Поэтому вход с едой и напитками в библиотеку строго запрещен. Попробуйте сказать — почему?

Ребята отвечают.

Учитель . Уже из двух вышеперечисленных правил мы можем сказать, почему еду приносить с собой не стоит. Во-первых, если вы будете что-то есть (конфеты или чипсы), вы обязательно будете шуршать пакетом или фантиками, а это является нарушением самого главного правила библиотеки — соблюдения тишины. Во-вторых, если вы будете что-то есть и уроните еду на книгу, то на ней останется пятно. А, если вы еще и что-то прольете, то вообще туши свет! Вас больше никогда не пустят в эту библиотеку! Поэтому во избежание ненужных конфликтов с библиотекарем не приносите с собой еду. Как вы считаете, можно ли брать с собой бутылочку минеральной воды?

Ребята отвечают.

Учитель . Воду брать можно, если бутылка закрывается крышкой. Но напитки в коробочках брать тоже нельзя. Обычно к таким коробочкам прилагается трубочка, при помощи которой вы бы пили. Вы можете случайно опрокинуть коробочку, и весь сок прольется на стол. Конечно, мы рассматриваем самые такие ситуации, в которых кто-то обязательно что-то проливает. Но ведь это самые распространенные случаи. К сожалению, лучше их исключить вообще.

Всего 3 простых правила, которые очень несложно соблюдать. Если бы все посетители библиотеки выполняли ее условия, то мы всегда могли бы рассчитывать на то, что нам принесут чистую красивую книгу. Но, чтобы попросту не наговаривать на других, нужно в первую очередь следить за собой. Вы же помните мальчика, который разрисовывал книгу ручкой? На вас он произвел неприятное впечатление, потому что вы видели его со стороны. Если бы он кого-то увидел за таким занятием, он бы тоже наверняка ужаснулся. Поэтому выполнения этих правил должен требовать каждый сам с себя.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МУЗЕЕ

Учитель . К сожалению, в музеи школьники ходят очень редко, чаще всего организовывают массовые походы всем классом. Вы должны знать, что в музеях нашего города есть очень много выставок, которые работают постоянно, и на них вы могли бы сходить со своими родителями. Существуют также специальные выставки, посвященные какой-то определенной теме, которые приезжают только на один день, а потом переезжают в другой город. Большинство таких выставок мы пропускам, хотя возможность посетить именно эти выставки выпадает крайне редко.

Выставки бывают разные. Для более масштабных предусматривается экскурсовод. Это человек, который вам расскажет о целях этой выставки и об ее экспонатах, а также ответит на все интересующие вас вопросы. В некоторых музеях можно посмотреть коллекцию выставки без экскурсовода, а в других это запрещено. Правила поведения в музее строже, чем в библиотеке. Давайте их и изучим.

Правило 1. Руками ничего не трогать!

Учитель. Это самое важно правило. С этим правилом знакомы все, кто хотя бы раз был в музее. Если вы не будете его соблюдать и вас застанут нарушившим его, то сделают замечание и даже вполне могут попросить удалиться из зала, несмотря на то, что вы заплатили за билет. Как вы считаете, почему до экспонатов нельзя дотрагиваться руками?

Ребята отвечают.

Учитель . Если выставка историческая, то экспонаты — это предметы другой эпохи. Чаще всего их помещают в отдельный застекленный бокс, чтобы до них нельзя было дотронуться. Но иногда это не делают. Представьте, что вы пришли в музей на выставку столовых приборов XVIII века. Эта выставка проходит в вашем городе первый раз, поэтому собрала огромное количество людей. Вокруг вас засервированы большие столы на 8—10 персон. Посуда очень красивая, и вам хочется поближе ее посмотреть. Вы подходите к столу, берете тарелку в руки, и тут вас кто-то толкает, и тарелка падает из ваших рук и разбивается. Вы понимаете, какой огромный штраф придется заплатить вашим родителям лишь за то, что вы хотели ближе рассмотреть экспонат. Поэтому лучше руками ничего не трогать.

В некоторых музеях, например, картинных галереях, для этого даже специально огораживают территорию, за которую нельзя заступать. За соблюдением этих правил следят дежурные зала.

Правило 2. Вопросы задавать только во время паузы

Учитель. Мы уже говорили, что для некоторых выставок предусмотрен экскурсовод. Часто по ходу его рассказа возникает множество вопросов, но почему их можно задавать, только когда экскурсовод делает паузы?

Ребята отвечают.

Правило 3. Делиться впечатлениями тихо

Учитель . Когда вы приходите в музей и видите множество красивых вещей, то очень трудно удержать в себе возгласы восторга. Представьте, что вы с другом пришли на выставку, посвященную динозаврам: там и найденные археологами остатки скелета динозавра, и чучела этих животных. Глаза разбегаются в разные стороны. Вдруг вы увидели огромное яйцо динозавра и зовете своего друга, который находится в другом конце зала. Он вас не слышит, и вы кричите еще громче. Тут к вам вместо друга подходит дежурный по залу и просит вести себя тише. Как вы думаете, почему вам сделали замечание?

Ребята отвечают.

Учитель . Если вы пришли на экскурсию не одни, а с друзьями, то постарайтесь не расходиться в разные стороны, иначе вы не избежите подобных ситуаций. Вам будет обидно, что вам сделали замечание, а друг вас так и не услышал. Кстати, по правилам этикета, впечатлениями можно делиться только с теми людьми, с которыми вы пришли на выставку. Не стоит приставать к другим с вопросом: «Вы видели этот экспонат?». Это просто невежливо, поскольку рассматривать или не рассматривать какие-то экспонаты — это дело сугубо индивидуальное.

Вы уже заметили, что правила поведения в музее очень несложные и соблюдать их не составит никакого труда. Зато польза будет неимоверная: и экспонаты будут в целости и сохранности, и вы довольные.

Подведение итогов