Правила и примеры использования относительных местоимений в английском языке. Relative Clause в английском языке Relative clauses в английском языке

Правила и примеры использования относительных местоимений в английском языке. Relative Clause в английском языке Relative clauses в английском языке

На высоких уровнях добавляется все больше сложных конструкций для изучения. Порой тренировать их так, чтобы студенты не заскучали, становится сложно. Одной из таких конструкций является relative clauses (defining and non-defining). Тема сложная, но и здесь можно привнести разнообразие в практику.

Сегодня делимся подборкой упражнений на тренировку relative clauses!

The Longest Sentence

Предложите студентам составить в парах самое длинное предложение об известной личности, каком-то предмете, какой-то достопримечательности и т.д.

Procedure : разбейте студентов на пары. Раздайте каждой паре имя человека, название предмета или места, о котором они будут составлять предложение. Если необходимо, приведите пример.

Например:

T: Stephen Hawking
S1: Stephen Hawking was a famous scientist.
S2: Stephen Hawking, who spent most of his life in a wheelchair, was a famous scientist.

Студенты продолжают предложение, каждый раз добавляя новый факт, используя defining или non-defining relative clauses (в зависимости от того, что вы хотите практиковать).

Likes and dislikes

Студенты продолжают предложения своими идеями, используя relative clauses. Затем обмениваются идеями с одноклассниками.

Procedure : напишите на доске начало предложений, которые вы хотите потренировать. Дайте студентам время подумать и заполнить предложения самостоятельно своими идеями. Студенты делятся идеями в парах или группах, или по принципу speed-dating task. Самые интересные идеи во время проверки всем классом выносятся на доску.

Примеры предложений для заполнения :

I like/dislike people who…
I like/dislike days when…
I like/dislike places where…
I like/dislike films which…

Clues for solving

Создаются небольшие списки слов, к которым ученики придумывают простые объяснения с использованием relative clauses. Студенты обмениваются clues, которые они придумывают, и другие должны угадать, что за слово было изначально. Количество и сложность слов будет зависеть от уровня учеников и времени, которым вы располагаете.

Procedure : подготовьте списки слов, известных студентам, которые начинаются на одну букву. Студенты работают в парах или мини-группах над созданием clues, каждый из которых пишется на отдельном листочке. Листочки передаются по кругу в другие группы, которые должны угадать все слова из изначального списка и букву, на которую они начинались.

Примеры определений :

Hollywood: a city in the US where the movies are made
Duck: a domestic bird which can swim and fly

Пример списков :

a policeman

a parrot

a pen

a pear

Poland

a post-office

a panda

prehistory

a duck

a doctor

Denmark

a door

December

a dream

a daughter

a dollar

Hollywood

a helicopter

a hand

a hotel

a holiday

a hairdresser

history

a horse

Word lists taken from Grammar Practice Activities by P. Ur

Elaborating a story

Студенты дополняют историю подробностями. В качестве основы можно взять известный рассказ или сказку, убрать из нее подробности и адаптировать, если нужно. Студентам выдается текст с пропусками для заполнения. В пропуски должны вписаться relative clauses содержащие подробности.

Procedure : каждому студенту выдайте копию истории с пропусками. Студенты работают сначала самостоятельно. Затем проверяют в парах, сравнивая ответы и решая, на каком ответе сойтись, что вписать в пропуск. Далее студенты проверяют в группах из 4 человек, затем 8, и т.д., пока весь класс не придет к единой истории. Финальный вариант зачитывается перед классом или публикуется в Facebook группе вашего класса. Как вариант, истории изначально создаются парами или группами, а затем они соревнуются между собой.

Пример истории с пропусками :

Once upon a time, there was a girl called Goldilocks, ………………………………………….

She lived in a house, …………………………………………., with her mother, ……………………….

Story task taken from Grammar Practice Activities by P. Ur

Как вариант, студентам дается просто набор ключевых слов и персонажей для истории, и они восстанавливают историю сами, без опоры на текст.

Let’s complain

Задание, позволяющее не только потренировать relative clauses, но и выпустить пар. Ученикам предлагается редкая возможность пожаловаться на уроке 🙂 Они составляют список вещей, людей и т.д., о которых хотели бы пожаловаться и готовятся делать это используя relative clauses.

Procedure : всем классом или в группах студенты накидывают идеи того, о чем можно пожаловаться. Дайте время на подготовку жалоб. Затем в группах или парах студенты обмениваются своими жалобами.

Примеры жалоб :

The book which we learn from is sometimes boring…
The neighbourhood where I live is really dirty…

Данные фразы можно продолжать и развивать. Можно задавать друг другу уточняющие вопросы. Как вариант, можно подготовить полную жалобу на минуты, с подробностями и разными relative clauses, а затем рассказать ее перед всем классом и отвечать на уточняющие вопросы. Все зависит от величины группы.

Chain writing

Поскольку relative clauses в большей мере важны на письме, данное задание обычно по большей части проводиться в тишине. Студенты пишут историю по частям. Им задается тема, либо тематическое первое предложение, они пишут еще одно предложение, заворачивают предыдущее и передают сидящему справа. В итоге получается обычно смешная и нелепая история, поскольку каждый следующий автор не видит всей истории, а только одно предложение.

Procedure : раздайте всем по листу А4, можно в широкую линию. Задайте тематическое предложение. Каждый пишет к нему продолжение и передает дальше. Следующий пишет продолжение к предложению №1, заворачивает его и передает дальше. Следующий участник видит уже только предложение №2, пишет продолжение и заворачивает предложение №2, чтобы следующий видел только предложение №3 и т.д. В конце урока истории собираются и полностью разворачиваются. Студенты читают, что получилось. Лучшие истории читаются на весь класс. Если времени нет, истории вывешиваются на доску или в коридоре, чтобы все могли прочесть на перемене.

21 Questions

Вариация известной игры на угадывание. Единственная особенность данного типа задания будет в том, что вместо простых вопросов типа Is it black? студенты спрашивают что-то типа Is it something which is black?

Procedure : поделите студентов на мини-группы (по 4-6 человек). Один студент загадывает слово, остальные должны угадать его, но у них на это всего 21 попытка. Исходя из ответов того, кто загадал слово, (а ответы должны быть только да или нет), остальные делают вывод и угадывают слово. Тот кто из группы угадал первым, загадывает следующим.

Testing time

Студентам предлагается создать тест для своих товарищей, используя relative clauses в вопросах и/или вариантах ответа. Для этой игры нужна библиотека энциклопедий или интернет. Студенты исследуют даты, события, названия, знаменитых ученых и т.д., которых вы им раздадите (по 5 наименований на человека) и составляют по ним quiz. Начинают они с правильного ответа и придумывают к нему еще два неверных.

Procedure : сначала студенты работают одни. Выдайте каждому по 5 наименований того, о чем им надо придумать quiz вопросы. Когда они будут готовы, они делятся на пары и задают друг другу вопросы. Можно играть в парах, группах или всем классом.

Например : студент должен придумать вопросы о 4th of July, Amazon, Super Bowl, New Year’s Eve, Einstein.

Пример квизового задания созданного студентом:

July 4th is the day that Americans drink and wear green.
July 4th is the day that Americans celebrate their independence.
July 4th is the day when Americans remember their deceased loved ones.

Все задания можно адаптировать под разный уровень, курс и возраст. Кроме того, если вы работаете с индивидуальными учениками, то данные задания также можно адаптировать под работу один на один. С этими заданиями тема становится не такой скучной и серьезной. Кроме того, большинство заданий дает лишний повод, чтобы повеселиться и узнать лучше своих студентов 😉

А как вы работаете с relative clauses? Какое задание вам понравилось больше всего?
Пробуйте с учениками наши задания!

Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

Иногда в роли определения существительного могут выступать не прилагательные, а целые определительные придаточные предложения (relative clauses)

Compare these two sentences. Сравние два предложения

(1) The students who were late were expelled. (defining)

Студентов, которые опоздали, не допустили к занятиям (ограничительное)

(2) The students, who were late, were expelled. (non-defining)

Все студенты не были допущены к занятиям из-за опозания (распространительное)

In the first sentence we mean that only those students were expelled who were late for class. This means that there were other students who were punctual and they could stay. The second sentence expresses that all the students were late and all of them were expelled.

Первое предложение (1) имеет тот смысл, что только те студенты были не допущены, которые опоздали на занятия. Это значит, что были и пунктуальные студенты, которые были оставлены на занятиях. Второе предложение (2) выражает мысль, что опоздали все студенты и всех их не допустили к занятиям

In mathematical terms this means the following. The defining relative clause defines a subset of a given set and makes a statement on the elements of the subset. The non-defining relative clause makes a statement on all the elements of a given set.

В математических терминах это значит следующее. Ограничительное придаточное предложение определяет подмножество (из множества студентов) и делает утверждение об этом подмножестве. Распространительное придаточное предложение делает утверждение обо всём исходном множестве

Примечание:
1) ограничительное (defining) придаточное определительное предложение существенно ограничивает, делает более узким круг предметов, обозначенных существительным. Его нельзя выбросить из предложения без нарушения смысла. Запятыми такое придаточное никогда не выделяется.

2) распространительное (non-defining) придаточное не сужает круг предметов, а даёт "замечание в скобках/необязательное описание" всех предметов. Оно может быть выброшено из предложения без нарушения смысла и всегда выделяется запятыми (они как раз показывают, что можно выбросить)

3) Заметим также, что предложение (2) The students, who were late, were expelled выглядит немного странным как пример распространительного
.

Во-первых, сразу вспоминается, что expel может означать полное отчисление из ВУЗа, а не просто недопуск на конкретное занятие - и тогда неясно, зачем отчисленные ходят на занятия (хоть и с опозданием).
Во-вторых, выделенное запятыми - , who were late, - настраивает читателя, что это несущественное "замечание в скобках" . Но на самом деле это существенная причина недопуска. Между тем запятые показывают, что это придаточное можно выбросить без ущерба ля смысла предложения, тогда получится The students were expelled = (Всех этих) студентов не допустили на занятия. Наконец, с грехом пополам, что-то понятно. Яснее было бы сказать " (All) The students were expelled because they were late for class"

Ваша заявка принята

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Закрыть

При отправке возникла ошибка

Отправить еще раз

Относительные распространительные (non-defining relative clauses) предложения предоставляют дополнительную информацию о существительном, к которому они относятся. Однако, информация, имеющаяся в придаточном предложении, является дополнительной и необязательной.

В отличие от ограничительных придаточных предложений (defining relative clauses), которые нельзя убрать из предложения без потери смысла, распространительные придаточные предложения можно опустить, основная мысль сохранится и будет понятной, структура предложения не пострадает. Вводятся они относительными местоимениями.

Образование и пунктуация

Распространительные придаточные предложения вводятся при помощи относительного местоимения which, who, that и на письме в английском языке всегда выделяются запятыми. Они могут стоять как в середине после определяемого существительного, так и в конце предложения, но никогда в начале.

Важно!

Распространительные придаточные предложения с обеих сторон выделяются запятыми, а в речи интонационно. Иногда, на письме, вместо запятых можно встретить скобки.

Примеры предложений

His wife, who works at as a teacher at a local school, speaks French and Italian. Его жена, которая работает в местной школе, говорит на французском и итальянском. The company, which sells sports equipment, will move to new office in London. Компания, которая продает спортивный инвентарь, переезжает в новый офис в Лондоне. Melanie told me about her new job, which she is enjoying a lot. Мелани рассказала мне о своей новой работе, которая ей очень нравится.

Относительные местоимения who и which

Важно!

Which and who могут в придаточном предложении выступать в функции подлежащего и дополнения. В качестве дополнения местоимение who можно заменять на whom.

Примеры предложений

The sun, which is an enormous star, provides the Earth and people with the necessary heat and light (subject). Солнце, которое является огромной звездой, обеспечивает планету Земля и людей необходимым теплом и светом. The severe thunderstorms, which nobody had forecast, caused floods in several cities (object). Сильные грозы, которые никто не прогнозировал, стали причиной наводнений во многих городах.

Заметьте, что после слов all, both, many, neither, some, first, last, а также числительных и прилагательных в превосходной степени нужно использовать местоимения в сочетании с предлогом: of which или of whom.

Примеры Предложений

The newspaper has millions of readers, many of whom made donations. У издания есть миллионы читателей, многие из которых делали пожертвования. There are a number of radio stations in Chicago, the most popular of which is probably the Newsradio. В Чикаго есть множество радиостанций, самая популярная из которых, пожалуй, радио новостей.

Примеры предложений

The building, where I used to live, can be demolished. Здание, где я раньше жил, может быть снесено. Friday, when I had a day off, was the last day when I saw Jim. В пятницу, когда у меня был выходной, я видел Джима последний раз. In the summer, when the tourists are here, there are a lot of jobs in bars and restaurants. Летом, когда здесь много туристов, много работы в барах и ресторанах.

Примеры предложений

Van Gough, whose paintings now sell for millions, hardly managed to sell any during his lifetime. Ван Гог, чьи картины продаются за миллионы, за свою жизнь едва ли мог продать хотя бы одну. People, whose luggage was lost, had to fill in all the form. Люди, чей багаж был утерян, вынуждены были заполнить все документы.

Употребление предлогов в non-defining clauses

Предлоги обычно употребляются в конце относительного придаточного предложения, а в формальном стиле перед относительным местоимением.

Примеры предложений

The editor, who the journalist wrote to, thought it was a great article (informal). Редактор, которому писал журналист, посчитал статью замечательной. They did not mention that case, for which we were grateful (formal). Они не упомянули тот случай, за что мы были очень благодарны.

Watch the video on non-defining clauses:

Здравствуйте, мои дорогие читатели.

Когда вы слышите фразу «Relative Clause » - о чем вы думаете? Русские люди, которые не любят захламлять свою голову всякими терминами, не сразу найдутся с ответом. А вот если намекнуть им на слова that, which или who, которые часто встречаются в текстах, они сразу же понимают, о чем пойдет речь.

Да, придаточные предложения, или грамматика relative clauses : - тема сегодняшнего разговора. Я постараюсь самым простым способом рассказать вам, что, как и для чего используется. А также мы посмотрим на перевод и defining words , что используются в этом правиле. В конце обязательно закрепим полученные знания

Что это такое и как этим пользоваться?

Relative clause - или на русском определительное придаточное предложение, - это часть сложного предложения, которое зависит от главного. Оно обычно соединяет два маленьких предложения в одно или просто добавляет новую интересную информацию, чтобы вам было понятнее, давайте посмотрим пример.

I have a mother who works as a doctor. — У меня есть мама, которая работает врачом.

I missed the bus that was going to take me to church. - Я пропустила автобус, который должен был отвезти меня в церковь.

Что нам говорит правило?

Правило гласит, что в английском языке определительные придаточные предложения могут быть как identifying (ограничительные) или non-identifying (распространительные).

Если говорить проще, то первые определяют что-то важное в предложении, последние - не определяют. Обычно non-identifying предложения можно выделить запятыми и, соответственно, выбросить из предложения.

Например:

This is the new computer that I bought yesterday. - Это новый компьютер, который я купил вчера.

She was pleased with the present that her father gave her. - Она была рада подарку, который ее отец ей подарил.

В этих примерах часть текста после слова that - определяющая, потому что если их убрать, предложение потеряет важный смысловую нагрузку. Их никоим образом нельзя пропустить или убрать вовсе.

Вот вам хороший пример, который поможет понять существенную разницу.

The students, who had revised the material, passed the test.

The students who had revised the material passed the test.

Если вспомнить правило, то придаточное предложение, выделенное запятыми, можно выбросить из текста. Поэтому получается, что в первом случае все ученики сдали тест (в том числе и те, кто повторил). А вот во втором случае именно те, кто повторил перед тестом, его и сдали!

Чувствуете разницу?

Когда и как используются who, that, which?

Самые распространенные слова, которые используются в relative clause - это who, which, that.

  • Who используется только с живыми существами: людьми, животными (именно своими, которых вы знаете!) и т.д.

The girl who was my age had already won this competition. - Девочка, которая была со мной одного возраста, уже побеждала в этом конкурсе.

  • Which используется только с неодушевленными предметами.

The catalog which you ordered yesterday will arrive tomorrow. — Каталог, который ты заказал вчера, придет завтра.

  • That используется как с одушевленными, так и с неодушевленными существительными.

The book that is on the table is a present for Joe’s birthday. — Книга, которая лежит на столе, это подарок на день рождения Джо.

Если вы хотите больше узнать о сложных предложениях в английском языке, то прошу. Если же вам интересна вся грамматика, то мой будет очень кстати.

Чтобы вам было намного легче освоить эту темы, я подготовила для вас упражнения для практики (Ответы будут в конце статьи, но прошу не подглядывать, пока не сделаете;)).

1. That is the shop ____ was awarded as the best shop in the city.
2. The girl ____ brother goes with me to the gym is a good singer.
3. The man ____ broke into our house was caught in two days.
4. She visits her grandmother ____ lives in countryside every summer.
5. She was wearing a dress ___ looked like princess’.
6. The bookshelf ____ we bought last week has broken down.
7. The man ___ was sitting on the bench turned around and saw his granddaughter.
8. A woman ____ son was crying paid no attention to him.
9. The woman ____ car had broken down on her way home spent 3 hours waiting for help.
10. My best friend ____ I have known for years will never let me down.
11. He didn’t follow the instructions ____ he was given, so he failed to pass the test.
12. The girl ___ lived next door was very shy and couldn’t say a word to protect herself at school.
13. I need to buy a laptop ____ can work up to 5 hours without a charger.
14. My father ___ is a doctor has no idea how to repair a car.
15. The photo ____ is placed on the mantel was taken at the picnic two years ago.

Ну что, надеюсь, вы теперь вооружены полными знаниями и готовы справиться с любыми придаточными предложениями в английском языке. В попытках понять английского языка можно и в трех соснах заблудиться. Именно тогда нужна помочь профессионального учителя. Задавайте свои вопросы — буду рада на них ответить.

А пока я прощаюсь.
До новых интересных встреч!

Ответы:
1. which
2. whose
3. who
4. who
5. that
6. that
7. who
8. whose
9. whose
10. whom
11. that
12. who
13. that
14. who
15. that

Определительные и неопределительные придаточные предложения: существует два типа относительных придаточных предложенийidentifying relative clauses и non identifying relative clauses .

Значение

Identifying relative clause

Identifying relative clause сообщает нам информацию, необходимую для определения предмета, о котором идет речь. Это единственные сведения о данном предмете, которыми мы располагаем. Такое придаточное предложение не выделяется запятыми.

Non-identifying relative clause

Non identifying relative clause сообщает нам дополнительную информацию. Иными словами, мы уже знаем, о каком предмете идет речь. Такое придаточное предложение выделяется запятыми.

Identifying relative clauses

Identifying relative clauses вводятся в предложение при помощи следующих союзов: who / that для одушевленных предметов

Whom

Если мы имеем дело с дополнением, то мы также можем использовать whom (форму объектного падежа):

Who

Однако такое употребление практически не встречается в разговорном английском. Вместо этого мы употребляем “who” с соответствующим предлогом:

Which и that

Which / that для неодушевленных предметов

В качестве дополнения

Если местоимение («that», «who», «which») является в предложении дополнением, его можно опустить.

NB

Whose , where , when и (the reason ) why

whose , where , when и (the reason ) why :

Например: Is there another time when I can call you? Я могу позвонить в другое время (есть ли другое время, когда я могу тебе позвонить)?
Can you tell me where I can buy wrapping paper? Вы не подскажете, где я могу купить оберточную бумагу?
Have you seen the TV show whose catchphrase is “Deal no deal?” Ты смотрел телепередачу, чей слоган звучит как «Deal no deal»?
I wanted to have a heart-to-heart talk with you. This is the reason why I came to you Я хотел с тобой откровенно поговорить. Вот причина, по которой я пришел

Мы не можем опустить в предложении whose, однако в случае с остальными это возможно:

Where

Where можно опустить, если есть предлог

When и why

When и why можно заменить на that или опустить:

who , whom и which

Non-identifying relative clauses вводятся в предложение при помощи who , whom и which . Их нельзя ни заменить на that , ни опустить:

Например: My students, who are all adults , are learning English to get a more prestigious job Мои студенты, все из которых взрослые
My students, many of whom are from Europe , are learning English to get a more prestigious job Мои студенты, многие из которых из Европы , изучают английский, чтобы найти более престижную работу
The textbooks, which the students like , have lots of helpful examples Эти учебники, которые нравятся студентам , содержат много полезных примеров

whose , where , when

Помимо вышеперечисленных союзов также употребляются whose , where , when , которые в данном случае также нельзя опустить:

Сравнение двух видов относительных придаточных предложений

Смысл предложения меняется в зависимости от того, какое придаточное Вы употребите в его составе. Сравните следующие примеры.