Поведение печорина результат влияния обстоятельств. Григорий Печорин из романа М

Поведение печорина результат влияния обстоятельств. Григорий Печорин из романа М


Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.