Портрет христа леонардо да винчи. Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи

Портрет христа леонардо да винчи. Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи
Портрет христа леонардо да винчи. Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи


На днях должен был состояться аукцион, самым важным лотом на котором стала картина Леонардо да Винчи «Спаситель Мира». Полотно назвали «самым большим открытием XXI века», «Мужской Моной Лизой». Историю ее обнаружения можно назвать почти что детективной.



Леонардо да Винчи написал «Salvator Mundi» («Спаситель мира») около 1500 года. Поначалу оно принадлежало королю Англии Карлу I, о чем свидетельствуют записи в инвентарных книгах того времени. Затем следы полотна были утеряны. Картину обнаружили только в середине ХХ века, однако искусствоведы в один голос заявляли, что это не подлинник да Винчи, а работа одного из его учеников. Манера изображения лица и волос Иисуса не соответствовала технике Леонардо.

Из-за этого на аукционе «Кристис» эта картина ушла с молотка всего за 45 фунтов стерлингов. В 2004 году ее новым владельцем стал Роберт Саймон – эксперт и ценитель старинных полотен. Именно у него зародились сомнения относительно «Спасителя мира».


Реставратор Диана Модестини (Dianne Dwyer Modestini) вспоминает, с каким трепетом в 2007 году она снимала верхние слои краски на картине: «Мои руки дрожали. Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума» .

Эксперт в области живописи Ренессанса Мартин Кемп отмечал: «Было совершенно ясно, что это тот же человек, который создал Мону Лизу. Это такой сверхъестественный вихрь, как будто волосы - живое, движущееся вещество или вода, так писал волосы Леонардо» .


Картина «Спаситель Мира» в аукционном доме Christie"s. | Фото: dailymail.co.uk.



«Спаситель мира» является последней картиной Да Винчи, которая находится в частной, а не музейной коллекции. Нынешний владелец картины российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев планирует выручить за нее не менее 100 миллионов долларов.

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

В конце 2017 года искусствоведческий мир пережил двойной шок. Была выставлена на продажу работа самого . А такого события можно ещё 1000 лет ждать.

Да ещё и продана она была почти за пол-миллиарда долларов. Такое и вовсе вряд ли когда-нибудь повторится.

Но за этими новостями не все успели как следует рассмотреть саму картину «Спаситель мира»*. А ведь она полна очень занимательных деталей.

Одни из них говорят о том, что шедевр и вправду написал Леонардо. Другие, напротив, заставляют усомниться в том, что именно этот гений ее создал.

1. Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая .

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Причём оно здесь гипертрофировано. Мы видим лицо Иисуса словно в тумане.

Тем не менее, «Спасителя» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Здесь можно согласиться. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

А также из-за сфумато. Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза, что лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман.



Справа: Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Так что это деталь двоякая. Вроде она и говорит об авторстве Леонардо. Но уж слишком навязчиво. Как будто кто-то подражал мастеру, но переборщил.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах». У Спасителя черты лица тоже довольно мягкие.


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж

2. Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.


Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар.

При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника.

Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире.


Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве.

Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.

3. Композиция «Спасителя»

Это как раз та деталь, которая говорит против оригинальности картины.

Дело в том, что вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота. Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.



Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж

4. Леонардовское мастерство

Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело.

По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.


Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.


5. Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».


Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.

Но в 2000-х картину отреставрировали. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.

Увы, в таком случае это уже скорее работа реставратора, а не мастера Эпохи Возрождения.

*В конце марта 2019 году в СМИ появились сообщения, что картина исчезла из музея в Абу-Даби. Ее больше не выставляют на всеобщее обозрение.

Ведущие мировые искусствоведы выражают глубочайшее сожаление, так как не иметь возможности видеть такой шедевр – большое несчастье для любителей искусства.

Вконтакте

Картина «Спаситель мира» была написана Леонардо да Винчи в 1499 году. Художник изобразил Христа. Правой рукой он благословляет всех живущих, левой рукой держит символический земной шар.
Это единственная картина из наследия Леонардо да Винчи, находящаяся в частной коллекции.
На протяжении 17 – 19 веков она считалась утерянной. Заявила о себе в 2004 году на аукционе «Кристис», и была приобретена коллекционером старинных картин Робертом Саймоном как работа одного из учеников да Винчи.
В 2007 году Саймон обратился в музей Метрополитена с просьбой изучить подробности ее создания.
Эксперты пришли к выводу, что эта работа принадлежит кисти да Винчи.
После тщательной многократной перепроверки предположение подтвердилось.
В 2011 году на выставке работ Леонардо да Винчи эту картину впервые увидела публика.
В 2013 году «Спаситель мира» опять был представлен на аукционе – его приобрел арт-дилер из Швейцарии уже за уверенной припиской Леонардо да Винчи за 80 миллионов долларов, сразу же перепродав российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву за 127, 5 миллионов.
В ноябре 2017 года в Нью-Йорке на публичных торгах владелец предоставил возможность побороться желающим за эту картину. Она была продана за 450 миллионов 312 тысяч 500 долларов. Покупатель остался неизвестным.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Спаситель Мира художника Леонардо да Винчи на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Леонардо да Винчи Спаситель Мира: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Леонардо да Винчи на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Леонардо да Винчи на натуральном холсте.

Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель.

Родился в семье нотариуса. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец еще раз женился, и опять стал вдовцом. Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника, и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо. Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.

В 20 лет Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, присвоенную ему Гильдией Святого Луки. Его учитель Андреа дель Верроккьо доверяет талантливому ученику принимать участие в его работах, позволяет принимать заказы на картины.

Следующий период жизни Леонардо характеризуется увлечением им образом Мадонны.

В 1481 году по заказу монастыря Сан Донато а Скопето Леонардо начинает работу над картиной «Поклонение волхвов». Внезапно прервав работу (Леонардо был склонен бросать работу недоделанной), художник уезжает из Флоренции. Причиной отъезда стало неблагосклонное отношение к нему семейства Медичи, которое было тогда у власти.

Леонардо отправляется в Милан ко двору Сфорца. Там он играет на лютне, становится известен как изобретатель оружия.

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения.

В 1483 году получает заказ на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. В течение трех лет выполняет его. Интересен тот факт, что по поводу оплаты ему пришлось обратиться в суд, судебное разбирательство длилось 25 лет.

Леонардо получает заказы от Сфорца: став придворным художником, пишет портреты.

Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна.Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

С 1495 по 1498 год Леонардо работает над «Тайной вечерей».

После утраты Сфорцем власти в 1499 году Леонардо возвращается во Флоренцию.

В 1502 году Леонардо становится архитектором и главным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

В 1503 году начинается работа над портретом Моны Лизы.

Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

В 1513 году Леонардо переезжает в Рим под покровительством Джулиано Медичи. Здесь в течение трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок.

В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

В возрасте 67 лет Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Леонардо да Винчи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Какие же еще тайны зашифровал в своих работах легендарный мастер?

сайт предлагает открыть для себя удивительный мир великого художника.

1. Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)


Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна . А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.

2. Удивительный факт о «Тайной вечере»




Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.

Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.

3. Еще один удивительный факт о «Тайной вечере»




Еще один интересный нюанс данной фрески. Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка . Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.

4. Эта картина работы Леонардо да Винчи?


Найдена картина «Портрет Изабеллы д’Эсте», которая, по мнению ученых, принадлежит кисти гениального художника . На это указывает пигмент и грунтовка, идентичная другим картинам Леонардо, а также само изображение женщины, невероятно схожее с Моной Лизой (в частности улыбка).

5. Дама с горностаем ли?



«Дама с горностаем» прошла через новую технику сканирования и удивила ученых тем, что, оказывается, не всегда была с горностаем. Как минимум 2 варианта картины были нарисованы на одном и том же полотне, до того как оно приняло известный нам сейчас вид. Первый вариант без горностая, а второй - с совершенно другим зверьком.

Фото на превью wikipedia