Поль сезанн берега марны 1888.

Поль сезанн берега марны 1888.
Поль сезанн берега марны 1888.

ПОЛЬ СЕЗАНН. Пейзажи и история любви.

Поль Сезанн(1839-1906) - французский живописец, один из самых ярких представителей постимпрессионизма. Именно его посмертная выставка в 1906 году стала поворотным пунктом в истории всего искусства XX века. Именно его картины вдохновили на новые поиски художников самых разных направлений. Многие искусствоведы до сих пор называют такое популярное течение, как кубизм, "гиперсезаннизмом"... .

Коте де Галлет в Понтуазе, 1880

Жюль Массне - Размышление из оперы "Таис"

Поль Сезанн и молоденькая, едва достигшая девятнадцатилетия натурщица Гортензия Фике - встретились в Париже в 1869-ом. Ещё не востребованный и не признанный широкой публикой, тридцатилетний Сезанн сразу понял, что в этой провинциальной девочке есть нечто такое, что достойно и внимания, и уважения. А она, восторженная умница, увидела, как друзья-художники ценят его живопись, продиктованную первым впечатлением, созданную в новообретённой стилистике, будто объёмную, полную воздуха, отмеченную высочайшей духовностью.


Пруд в Осни, 1875

Так начался их роман, их “Битва любви”. И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине, и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. Их, этих портретов, 29 - масло, акварель, графика. Это история жизни женщины, умевшей любить, но история любви несчастливой с многолетним ожиданием, когда Поль ответит такой же страстью, какую испытывает она. Любовь налетела стремительно, и через три года родился Поль, единственный сын. Но жениться на Гортензии Сезанн не мог: точно так же, как долгие годы противился его отец-банкир занятиям сына живописью, не принимал он и его союз с натурщицей. Речи о браке быть не могло...

Берега Марны (Вилла на берегу реки), 1888

Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Картины не покупали. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Теперь представьте себе, каково было все эти годы Гортензии: неопределённость, страх быть брошенной, издержки трудного, взрывчатого характера Сезанна... И всё это на портретах в её глазах - она ведь была самой частой моделью Поля, который умел выразить не случайное и поверхностное, а главное и сокрытое. В 1886 году, через 17 лет, Поль, наконец-то, повёл Гортензию под венец, и она стала полноправной мадам Сезанн. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.


Бассейн в парке Жа де Буффан, 1876

У Сезаннов всё резко изменилось: вскоре умер старый банкир, оставив сыну значительное состояние, да и имя художника стало популярным, а живопись - признанной. Появились заказы, картины стали покупать... И он давно прозрел, как эта женщина его любит и как она ему нужна. А она оставалась собой - любящей и отчаянно боящейся потерять любимого. Сезанн, любя её очень-очень по-своему, с бесконечными срывами, это честно отображал на ее портретах.


Шато Нуар. 1904

Но в конце века он отдалился от своей жены, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять...

Но это тема другого разговора, а сегодня я сочла возможным остановиться только на своих любимых, изумительных на мой взгляд, пейзажах Поля Сезанна, панорамных и наполненных светом.


Пейзаж в Жа де Буффан, 1876

Залив Эстак с востока, 1882

В долине Уазе, 1874

Дома и деревья, 1881

Вид на Овер, 1873

Высокие деревья в Жа де Буффан, 1887

Гора Сент-Виктуар, 1900

Долина Уазе, 1880

Дом повешенного в Овере, 1873

Дома в Эстаке, 1880

Большая сосна, 1889

Бассейн и умывальник в Жа де Буффан

Каштаны и усадьба в Жа де Буффан, 1876

Эстак с красными крышами, 1885

Марсельский залив, 1885

Мельница в Понтуаз

Мон-Сент-Виктуар, 1887

Озеро в Анси, 1896

Мост через Марну, 1888

Мост и водопад в Понтуазе, 1881

Порт на Сене

Пейзаж с виадуком, гора Сент Виктория, 1887

Пейзаж с мельницей,1860

Пейзаж, 1870

Пейзаж в Провансе, 1875

Полуденный пейзаж, 1887

Тающий снег в Фонтенбло, 1880

Тополя, 1879-82

Усадьба в Жа де Буффан, 1870

Шато де Медан, 1880

Эстак, утро

Гора Сент Виктория, 1895

Годы написания: 1894–1895.
Тип: Холст, масло.
Габариты: 71*90 см.
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Мост через Марну в Кретее

Создание собственного стиля

Картина «Мост через Марну в Кретее» (она же «Берег Марны») была начата в 1894 году и была закончена через год. Поль Сезанн один из самых ярких представителей постимпрессионизма. Он учился на творчестве многих известных импрессионистов, он очень уважал творчество Винсента Ван Гога , Гогена и других. Он поддерживал тесные связи с многими художниками, участвовал в их выставках, но все равно никогда не отступал от своего стиля, не давал чужим идеям приживаться в его картинах.

Будучи уже не в молодом возрасте, Сезанн изобрел свой собственный стиль живописи. Он не был похож на другие существующие в то время стили, художник разработал в нем каждую мельчайшую деталь. В этом стиле было мало моментов, взятых из импрессионизма, можно выделить только отказ от черного цвета. Остальных черт, таких как искрящееся счастье, лучезарные красочные сюжеты, его стиль не унаследовал. Так же не позаимствовал он у импрессионистов и элементов самой техники. Импрессионисты предпочитают четко выделять каждую мелкую деталь, Поль Сезанн же делает акцент на большом и целом. Это не какая-то мелкая вещь, в которой сосредоточено большое количество других, это огромный мир, который умело размещен художником в одной небольшой картине.

Гора Сент-Виктуар. Поль Сезанн.

Мост через Марну в Кретее

«Мост через Марну в Кретее» является одним из тех произведений, в которых можно наилучшим образом увидеть черты того периода творчества художника. Пейзаж выполнен без акцентов на детали, он показывает общую картину, сюжет статичен. На картине в основном изображены горизонтальные объекты, отражение берегов в воде придает картине неподвижный облик. Картина выполнена в мастерски подобранных тонах, один цвет имеет множество плавных переходов оттенков и может встретиться как в воде, так и на деревьях, такой прием помогает картине выглядеть законченной.

При первом просмотре картины может сложиться впечатление, что на картине летняя атмосфера, ясное небо, теплая река, но в картине присутствует множество холодных оттенков, которые придают картине мрачноватый оттенок, наводит зрителя на грустные мысли. Такое сочетание красок заставляет подолгу любоваться этой картиной. Но мир, изображенный на полотне, не притягивает к себе, он был создан для других целей.

Картина «Мост через Марну в Кретее» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Раннее творчество Поля Сезанна складывалось под влиянием позднеромантической традиции. Его живопись была темной, насыщенной черным цветом. В начале 1860-х гг. Сезанн приезжает из Экса, своего родного города, в Париж, знакомится с творчеством импрессионистов, в его картинах появляется свежесть цвета, мягкость переходов. Но все же даже в период наибольшей близости с импрессионистами Сезанн отличался от них стремлением к обобщению форм, к плотной скомпонованности пейзажа.

Сезанн принадлежал к поколению Ренуара и Клода Моне. Он был близко знаком с импрессионистами, работал с ними бок о бок и некоторое время принимал участие в их выставках. Однако его искусство с самого начала носило иной, не только отличный, но во многом противоположный искусству импрессионистов характер. Зрелое творчество Сезанна относится к тому этапу французской живописи, который историки искусства называют "постимпрессионизмом". Постимпрессионисты отказываются от простой фиксации световых явлений, от передачи на холсте точных зрительных ощущений. Они стремятся к большему синтезу формы и цвета, желая придать изображению обобщающий характер, выразить представление о мире вообще.

Написанная в зрелый период творчества Сезанна, картина "Берег Марны" появилась на два года позднее "Стога сена" К. Моне, между тем и художественный замысел и живописный строй этого полотна принципиально иные. Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Однако природа предстает иной, чем в картинах старых мастеров. Здесь нет иллюзорно написанной листвы. Деревья в картине образуют обобщенную геометризированиую, словно граненую, массу.

Сезанн заимствовал у импрессионистов очищенную от черного цвета палитру. Тем не менее колорит картины темный и холодный: доминируют синие и сине-зеленые тона, их "поддерживают" коричневый и фиолетовый. Вместо добротного "импрессионистического" мазка можно видеть лишь отдельные пятна цвета, составляющие структуру живописного слоя, сквозь который кое-где проглядывает белая грунтовка холста. Большую роль в колористической системе художника играет так называемый "протекающий" цвет, т. е. один и тот же цвет, проступающий в живописи неба и воды, деревьев и почвы. Благодаря этому полотно обретает внутреннее единство, целостность.

Сводя пеструю красочность окружающего мира к строго определенным колористическим сочетаниям, обобщая и геометризируя предметные формы, Сезанн отбрасывает все лишнее, случайное, преходящее. Непритязательный мотив с банальной дачной виллой приобретает у него особую одухотворенность. Архитектонично построенный, суровый по цвету пейзаж "Берег Марны" молчаливой торжественностью заставляет вспомнить классические ландшафты Пуссена, чье высоко этическое творчество служило для Сезанна образцом.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.