Поколение хиппи: независимая коммунистическая субкультура в ссср. Субкультура хиппи

Поколение хиппи: независимая коммунистическая субкультура в ссср. Субкультура хиппи
Поколение хиппи: независимая коммунистическая субкультура в ссср. Субкультура хиппи

Субкультура хиппи возникла на территории Америки в 60-х годах XXвека и, вопреки распространенному стереотипу, сердцем ее были вовсе не наркотики и беспорядочные половые связи, а пацифизм, любовь к природе и девиз «Занимайтесь любовью, а не войной!». Многие общественные движения, занимающиеся защитой природы, миротворчеством, охраной вымирающих животных, появились именно на основе субкультуры хиппи.

всегда выступали против войн, ядерного оружия, поедания животных, устраивали митинги и бросали себя на амбразуру. В субкультуре хиппи были и пагубные влияния, так как ее частью было увлечение медитацией и даосизмом. Многие ее приверженцы употребляли наркотики, чтобы облегчить себе путь входа в транс. Также некоторые хиппи использовали лозунг субкультуры «Занимайтесь любовью, а не войной!», как повод для беспорядочного секса.

Расцвет субкультуры пришелся на 1965-1970-е годы с фестивалями Монтерей (США, 1967) и Вудсток (США, 1969). Популярность движения детей цветов охватила весь мир, пропагандируя свои взгляды, музыкальный вкус и стиль одежды. Также она оказала громадное влияние на искусство, кино, живопись. Иконами хиппи-движения в музыке были джаз и рок-музыканты: Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, The Doors, The Beatles, Jefferson Airplane, Grateful Dead. Появилось множество фильмов о культуре хиппи: «Hippies», «Хиппиниада, или Материк любви», «Забриски-пойнт», «Волосы», а также рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Внешность хиппи всегда была узнаваема - длинные волосы (зачем обрезать то, что дает природа), свободная одежда с психоделическими узорами, рваные джинсы, цветы, много хенд-мейд аксессуаров (фенечки, пояски, вязанные сумки).

Популярность субкультуры хиппи дошла до СССР к концу 80-х годов, когда во всем мире она уже поутихла. Советская молодежь полностью подражала западным собратьям, но в условиях тоталитарной власти свободолюбивым хиппи приходилось терпеть дискриминацию и аресты. В каждом крупном городе СССР было свое небольшое сообщество хиппи, что показано, например, в фильме «Дом солнца».

Сейчас по всему миру разбросаны действующие коммуны хиппи на Ибице, Гоа, Бали, в Марокко, а в Копенгагене есть даже район Христания, практически государство в государстве. В исторически сложившихся коммунах до сих пор живут хиппи, только уже постаревшие и с детьми, хотя популярность субкультуры не угасает. Характерной чертой образа жизни хиппи можно назвать путешествия автостопом, увлечение восточными практиками, вегетарианство, протест против пуританства.

Хиппи – это специфическая субкультура, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века. Появившись, она быстро распространилась по всем странам мира, а к середине семидесятых практически исчезла. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего в большинстве из тинэйджеров и довольно "юных взрослых" в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относятся к устоявшимся понятиям, критикуют ценности среднего класса и выступают как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделались популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание (Изначально галюциноген LSD - применялся как препарат для лечения психических заболеваний. Т.к. много психологов того времени считали, что работая с пациентом под влиянием данного препарата, они работают непосредственно с подсознанием. Имеется достаточно много успешных случаев лечения описанных в медицинской литературе. Во времена расцвета Хиппи LSD не считался наркотиком и в США был в свободной продаже. Как следствие многие молодые люди, исходя из научных трудов медиков, начали увлекаться "самокоррекцией" собственного сознания). Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

У хиппи за все время сложились настоящие традиции. И, наверное, самая грандиозная из них – "Собрание Радуги" (Rainbow Gathering).

4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялись на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялись за руки и стояли так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле не забастовками и демонстрациями, а молчанием и медитацией.

Это и было первое "Собрание Радуги". Название Rainbow возникло из пророчества индейцев копи: в конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их "Воинами Радуги".

После первой акции "Воины радуги" решили, что будут каждый год собираться вместе и молиться за мир во всем мире. С тех пор "Семьи Радуги" стали появляться на всех континентах. Радуга – символ счастья и всемирного равновесия, а значит, стать воином может каждый, кто согласен с главной идеей: "Жизнь без насилия и в единстве с Матерью-Землей".

Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды:
Независимо от пола – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы ("хайратник" от англ. Hair – волосы), на руках – "фенечки", т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов ("ксивник": от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль:
Музыкальная культура хиппи представляла собой смесь рока, фолька, блюза и психоделического рока. Эта культура также нашла свое отражение в литературе, драме и изобразительном искусстве, включая фильмы, плакаты, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов. Из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу "Doors". Среди российских исполнителей высоко котируется Борис Гребенщеков.

Язык, жаргон:
Большое количество английских заимствований, таких как "болт" - бутылка, "вайн" - вино, "флэт" - квартира, "хайр" - волосы, "пипл" - люди (распространенные обращения: "человек", "люди"), "рингушник" - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся "фенечка", "ксивник" и т.п.).

Развлечения:
Из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является "свободная любовь" - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг "Make love, not war". (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами "Мир, дружба, жвачка". Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярны восточные религии и учения.

«Make love, not war» – лозунг, актуальный для человечества во все времена. Движение хиппи зародилось в США в середине 1960-х годов на фоне вызванного затяжной и кровопролитной войной во Вьетнаме идеологического кризиса. Пацифизм, отрицание насилия, превосходство духовных ценностей над материальными, стремление к свободе и индивидуальности легли в основу философии «детей цветов» и повлекли за собой настоящую революцию в американском обществе.

О том, куда отправиться, чтобы пообщаться с современными хиппи, переосмыслить свою жизнь и перенять какие-то из их взглядов, мы расскажем в этом материале.

Происхождение движения

Идеологическими предшественниками хиппи можно считать битников 1950-х годов – «разбитое поколение», к которому относили себя представители нонконформистской богемы, молодые писатели и поэты: Уильям Берроуз, Джек Керуак и другие.

В 1960-е годы активность битников постепенно пошла на спад, и эстафету приняло новое контркультурное движение. Его лицом стала коммуна «Веселые проказники» (Merry Pranksters) и ее лидер – писатель Кен Кизи, впоследствии прославившийся на весь мир своим романом «Пролетая над гнездом кукушки». Как говорил сам Кизи в старости, «Мы были слишком молоды, чтобы быть битниками, и слишком стары, чтобы быть хиппи» – таким образом, «Веселые проказники» стали переходным этапом от одного движения к другому.

Становление субкультуры хиппи неразрывно связано с «Кислотными тестами» (Acid tests) – знаменитыми вечеринками, которые закатывали «Веселые проказники». В то время психоделический наркотик ЛСД еще был легален и являлся неотъемлемым элементом этих «хэппенингов», что привело к его беспрецедентной популяризации – и, в конечном итоге, к его запрету. Деятельность коммуны привлекала все большее внимание общественности и правоохранительных органов, так что в 1966 году сам Кизи, спасаясь от преследования полицией за хранение марихуаны, был вынужден имитировать самоубийство и бежать в Мексику.

«Кислотные тесты» вплоть до распада коммуны в 1966 году играли роль рупора контркультурной молодежи своего времени и стояли у истоков психоделической революции и молодежного бунта в США.

Наконец, на волне протестов против продолжения боевых действий во Вьетнаме, родилось движение хиппи, к которому примкнули многие бывшие битники и участники «Кислотных тестов». Примечательно одетые молодые люди с длинными волосами проповедовали идеи пацифизма, индивидуальности, человеческого единства и внутренней свободы, жили в коммунах единомышленников, слушали рок-н-ролл и психоделический рок, путешествовали в ярко разукрашенных фургонах на музыкальные фестивали. С ними связан огромный пласт литературы, музыки, искусства и философии. Хиппи стали одним из самых значительных молодежных движений в мировом масштабе и оказали существенное влияние на современное им общество и мировую культуру в целом.

Хиппи сегодня

Несмотря на то, что с 1960-1970-х годов популярность этой субкультуры значительно уменьшилась, по миру все еще разбросано немало ее представителей, продолжающих верить в идеалы основателей движения – и привносящих в него новые веяния.

The Farm

The Farm – самая старая и успешная из ныне существующих общин хиппи. Это международное сообщество в штате Теннесси, неподалеку от города Саммертаун, живущее по принципам ненасилия и уважения к Земле.

Оно было основано в 1971 году Стивеном Гаскином и 320 хиппи из Сан-Франциско. Начавшись с нескольких шалашей и фургонов, сегодня Ферма представляет собой внушительную территорию из 4000 акров возделываемой земли, нескольких жилых домов и хозяйственных построек. Это поселение не просто добилось экономической самостоятельности, но и стало достаточно влиятельным образованием в штате Теннесси.

Большая часть коммуны работает на солнечной и ветряной энергии, превыше всего здесь ценится умение сосуществовать с природой, не вредя ей. Некоторые буддистские учения также вошли в жизнь коммуны. Обитатели Фермы ведут здоровый образ жизни, производят экологически чистые продукты и занимаются научными исследованиями в области возобновляемой источников энергии, экологической переработки отходов и помощи странам Третьего мира.

Это экопоселение – отличный шанс вдохновиться общинным образом жизни и убедиться, что взаимопомощь, честный труд, духовные ценности и забота об экологии могут лежать в основе успешной жизни.


Auroville

Ауровиль , или «Город рассвета», – экспериментальный международный город в Индии, основанный в 1968 году Миррой Альфассой, которую здесь почтительно называют «Мать». Сейчас он развивается под эгидой ЮНЕСКО. По задумке, город должен стать пространством, свободным от политики и религий, где представители разных культур могут сосуществовать в согласии и гармонии.

Главная достопримечательность Ауровиля - здание в виде золотой сферы Матримандир, в котором жители медитируют и занимаются йогой.

Чрезвычайно интересно архитектурное решение города: по задумке основателей, Ауровиль сверху должен напоминать разворачивающуюся галактику, центром которой выступает золотой шар Матримандир.

На май 2016 года в городе проживает около 2500 людей из 49 стран, большую часть из которых составляют индусы. Следующие по численности диаспоры – французская и немецкая.

Findhorn Ecovillage

Findhorn Ecovillage в Шотландии существует уже более сорока лет как самостоятельное экопоселение. Это живой пример связи между духовным, социальным, экологическим и экономическим аспектами нашей жизни – и синтез лучших идей обитателей деревни. Являясь одним из первых экопоселений – его история началась на подъеме контркультурного движения, в 1962 году, когда две семьи выкупили здесь небольшой участок земли, – Финдхорн разросся, став домом для около 500 человек. Это поселение – одно из основателей Global Ecovillage Network – международной некоммерческой организации, объединяющей подобные инициативы по всему миру.

Деревня знаменита своей удивительно плодородной для этой полосы землей. Непонятно, приписывать ли отменные урожаи духовным практикам и общению с духами растений или прекрасной экологии этого места, но факт остается фактом: поучиться у местных жителей выращиванию овощей приезжают издалека.

Впрочем, от недостатка посетителей деревня в любом случае не страдает: это одно из главных направлений экотуризма. Жители предлагают множество туров, семинаров и программ, позволяющих погрузиться в среду и понаблюдать за жизнью общины изнутри.

Twin Oaks Village

Небольшое поселение Twin Oaks Village , в котором на 2015 год проживало всего 92 взрослых и 13 детей, было образовано в штате Вирджиния, США, еще в 1967 году. С начала существования международного сообщества его стиль жизни отражает присущие ему ценности: кооперацию, умение делиться, ненасилие, равенство и заботу об экологии. В нем нет единой религии, верования жителей различаются. Нет и лидерской фигуры – это самоуправляемая демократия, в которой ответственность разделена между несколькими управляющими и комитетами. Поселок экономически независим, доходы равномерно распределяются между жителями, каждый из которых работает по 42 часа в неделю в хозяйственной и бизнес-сферах жизни сообщества. В основном люди предпочитают чередовать занятость в разных областях, а не заниматься одним и тем же каждый день. За это каждый обеспечивается жильем, пропитанием, медицинской помощью и средствами на личные расходы.

Экономика поселения в основном держится на плетении гамаков, составлении книжных указателей, производстве тофу и выращивании овощей. Отдельные участники занимаются политической деятельностью, выступая по вопросам мира, экологии, феминизма и антирасизма.

Поселок проводит еженедельные туры для посетителей и программы трехнедельного пребывания. Единственное требование – регистрироваться и договариваться о своем приезде заранее.


Arcosanti

В часе езды от Финикса, Аризона, расположился экспериментальный город Аркозанти , построенный в соответствии с аркологией – концепцией, объединяющей в себе архитектуру и экологию.

Аркозанти – наследие итальяно-американского мастера Паоло Солери (1919-2013). Он начал строительство города еще в 1970 году, желая продемонстрировать, как можно улучшить условия жизни в городе, уменьшив разрушительное воздействие на экологию, и оказал влияние на целое поколение архитекторов и урбанистов.

Несмотря на то, что многие здания пока остаются недостроенными, город в пустыне притягивает как туристов, интересующихся архитектурой, так и тех, кого привлекают альтернативные образы жизни. В Аркозанти постоянно живет около 60 человек, а в сезоны проведения работ и воркшопов это сообщество значительно разрастается за счет работников, интернов, волонтеров, студентов и посетителей. Аркология Паоло Солери – не просто архитектурный стиль, а всеобъемлющая философия, которая, по его плану, должна произвести революцию в нашем образе жизни. Под лозунгом “научиться альтернативе” здания Аркозанти и его обитатели, как единая живая система, должны ознаменовать переход от общества потребления и бездумной растраты ресурсов к более эффективному и умному стилю жизни.

Кроме того, в городе проводится множество воркшопов и лекций, прежде всего по аркологии, на которые съезжаются студенты со всего мира. У них есть уникальная возможность понаблюдать за объектом изучения еще в процессе планировки возведения.

Nimbin

В солнечной Австралии образ жизни хиппи кажется как никогда естественным. Лучший тому пример – поселок Нимбин , крупнейший в стране центр культивирования психотропной конопли.

Нимбин располагается в штате Новый Южный Уэльс, неподалеку от Брисбена. Сиднейские хиппи облюбовали заброшенное поселение XIX века еще в 1970-е годы, преобразив его до неузнаваемости. В 1973 году здесь проводился Фестиваль Водолея, а по мере развития конопляной индустрии сюда начали водить международные ганджа-туры. С 1993 года Нимбин стал местом проведения легендарного конопляного фестиваля Марди Грасс, в ходе которого ежегодно проводится Конопляная ярмарка, конкурс конопляной поэзии, конопляная олимпиада и другие увлекательные мероприятия.

Вся эта активность, естественно, всегда вызывала недовольство полиции, и предпринималось немало попыток призвать обитателей города к порядку. Кульминацией этой борьбы стал 1997 год, когда несколько хиппи в знак протеста приковали себя к полицейским вертолетам и в таком виде дали интервью нескольким популярным изданиям. С тех пор власти оставили конопляных активистов в покое, и в Нимбине даже появилось Конопляное посольство, координирующее антипрогибиционистскую деятельность в Австралии.

Единственная ложка дегтя в этой истории – Нимбин, как и многие интересные инициативы, стал очень популярен среди туристов, и, по отзывам местных, эта популярность не пошла ему на пользу, превратив повстанческий город хиппи в объект туриндустрии. Поэтому тем, кто стремится получить истинные впечатления, советуют по дороге заехать в Байрон-Бэй и насладиться атмосферой настоящих хиппи.


The Federation of Damanhur

Федерация Даманхур – это коммуна, экопоселение и духовное общество в Пьемонте, Северная Италия. «Лаборатория будущего человечества» – как называют себя они сами, намечая пути, к которым однажды придет остальное население Земли: жизнь в гармонии с окружающей средой, взаимное уважение и самопознание.

Она была основана в 1975 году Оберто Айрауди с 24 последователями, а к 2000 году число жителей возросло до 800. В основу жизни сообщества легли идеи единства, равенства, любви и уважения к окружающей среде. В результате в 2005 году Даманхур удостоился награды ООН как модель устойчивого развития (Award for Sustainable Communities). Это Федерация духовных обществ со своей собственной Конституцией, культурой, искусством, музыкой, валютой, образованием и технологиями.

Население делятся на четыре класса, в зависимости от того, насколько активно они хотят участвовать в жизни сообщества. Так, класс А постоянно проживает в Федерации и равномерно распределяет все ресурсы, класс В оказывает финансовую поддержку и живет на территории как минимум три дня в неделю, остальные две категории могут проживать за пределами образования.

Сообщество живет в соответствии со смесью нью-эйдж и неоязыческих верований, с которыми связаны проводимые ими ритуалы и сам образ жизни.

Равенство и уважение лежат в основе всех сфер жизни сообщества: в частности, браки заключаются на возобновляемой основе, позволяя партнерам выходить из союза по истечении определенного времени или продлевать его.

Даманхур проводит множество мероприятий в разных городах мира и имеет центры в Европе, Америке и Японии. Также сюда ежегодно приезжают тысячи желающих посетить экскурсии, семинары и курсы Университета Даманхур. Со всего мира съезжаются ученые и исследователи в области искусства, социальных наук, спиритуализма, альтернативной медицины, экономики и разумного использования окружающей среды.

В шестидесятых хиппи без всякого предупреждения перевернули моду с ног на голову и вывернули наизнанку. Они принесли тайфун новых стилей и красок в моду, которых никогда раньше не было. Хиппи взяли моду всего мира в свое психоделическое путешествие. Правилом моды шестидесятых было — нет никаких правил. Все уходило как можно дальше от бесцветных, консервативных стилей начала 60’х.

Итересная статья о временах хиппи

Очень яркий и красочный фильм с песнями "Битлз" о... о чем? Конечно же о любви;)

Русское название "Вокруг вселенной", английское название Across the Universe


Хиппи это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.
Хиппи выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности. Краткое содержание этого мировоззрения было резюмировано песней группы The Beatles «All You Need is Love.

Хиппи воспринимали доминирующую на тот момент культуру как коррумпированную и безнравственную монолитную структуру, которая путем силового влияния изменяет жизни людей. То, чему они противостояли, хиппи называли «Системой» (в СНГ), «Большим Братом» или «Человеком» (в других странах). Из-за того, что они постоянно находились в поисках смысла и придерживались определенной философии, хиппи иногда называют религиозным течением.

Год 1965 явился в истории хиппи легендарным. В то время течению хиппи поддалась Европа и Северная Америка, в частности, США. Уже к 1968 году хиппи составляли значимое меньшинство - 0.2 процента - американской нации. В 1966 году были открыты первые точки, где все представители субкультуры могли получить бесплатную пищу, медицинскую помощь, жилье и присоединиться к поездкам. Такие места назывались свободными городами, самый большой из которых - хиппи рай свободная Христиания - был зафиксирован в Голландии. Музыкальная культура хиппи представляла собой смесь рока, фолька, блюза и психоделического рока. Эта культура также нашла свое отражение в литературе, драме и изобразительном искусстве, включая фильмы, плакаты, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов.

Ненасилие было одной из основных ценностей хиппи. Они не признавали рамок, установленных обществом, для свободного человека считая их одним из главных проявлений давления. Ввиду практикуемой ими философии, многие хиппи становились убежденными вегетарианцами. Они подолгу медитировали, движимые либо личными побуждениями, либо принятым внутрь ЛСД или марихуаной.Одевались хиппи в свободную одежду ярких цветов. Их руки украшали многочисленные браслеты, называемые на сленге «фенечками».

Действительно, иногда они вплетали цветы в волосы (одним из отличительных признаков этой субкультуры являются длинные волосы), либо же дарили их случайным прохожим или вставляли в дула огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг
«Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

Цветы хиппи также изображали на автобусах, на которых повсеместно путешествовали. В их грузовиках или микроавтобусах были устроены целые дома, которые свободно переезжали из города в город.

В странах Советского Союза движение хиппи тоже существовало. Однако отделы морали определяли его как результат недоработки при общении с молодежью и приравнивали его к массовому психозу. Под такое определение попадало большинство молодежи тех времен, которые либо решались проповедовать свободомыслие, либо вообще чем-то выбивались из общей массы.

К известным представителям течения хиппи относятся Джэнис Джоплин, Джимми Хендрикс,печально известный Чарльз Мэнсон. На постсоветском пространстве среди поклонников движения хиппи можно назвать сотни и тысячи людей, но сегодня вспоминаются Ольга Арефьева, Умка, Юрий Морозов, Борис Гребенщиков и другие.

Людям свойственно искать альтернативу многим вещам, в том числе и взглядам на жизнь. И если у человека хватает смелости заявить обществу, что его мировоззрение чем-то отлично от общепринятого, он тут же становится своего рода изгоем, сумасшедшим, который посмел поднять «бунт на корабле». А если у этого человека появляются единомышленники и присоединяются к нему, этот бунт постепенно превращается в некую субкультуру или движение, где существуют свои правила и законы, свои цели, свой образ жизни и т.п.

Одно из таких движений появилось в Америке в 1960-х годах. Его представители называли себя не иначе как «дети цветов», «дети весны». Наверняка вы уже догадались, о какой именно субкультуре идет речь. Да, это хиппи. Впервые это название было затронуто в одной из местных телевизионных передач, в которой хиппи упоминались как небритые длинноволосые молодые люди в джинсах и майках, устроивших протест против Они шествовали по нью-йоркским улицам и выкрикивали лозунги хиппи типа «Да любви, нет войне!» и «Любовь - это все, что тебе нужно!». Они призывали к миру, к прекращению этой бессмысленной войны, где гибнут люди; они не желали подчиняться правилам социума, которые считали несправедливыми.

Основная масса людей, не понимая толком, кто такие хиппи, откровенно не любили представителей данного движения. В этом не было ничего странного, ведь дети цветов активно пропагандировали образ жизни, который называли свободным. Знаменитое сочетание слов «Секс, наркотики и рок-н-ролл» принадлежит именно хиппи. Да, это движение радело за свободную любовь и даже, несмотря на любовь к алкоголю и наркотикам, за Правда, в данном контексте вести здоровый образ жизни означало быть ближе к земле, к природе, не загрязнять окружающую среду и любить каждый кустик, каждый камешек и каждое живое существо на планете.

Однако чтобы до конца понять, кто такие хиппи, необходимо знать и о том, что же еще, помимо всего вышесказанного, объединяло этих людей. Конечно, это музыка - весьма изящный, но в то же время нереально мощный инструмент созидания, сопутствовавший человеку во все времена. И самым революционным открытием в середине 20-го века стал рок-н-ролл, превратившийся в настоящий символ новой субкультуры.

Детей цветов было легко узнать по их внешнему виду: одежда хиппи была очень недорогой, но чрезвычайно яркой, украшенной всевозможными этническими узорами. Обязательной деталью гардероба были джинсы-клеш, а руки всегда были украшены множеством фенечек. И женщины, и мужчины носили длинные волосы и были самым настоящим феноменом общества, требовавшего перемен. А еще мало кому известно о том, что футболки, мини-юбки, шорты и этнические наряды было не принято носить до того, как появились хиппи.

Также среди настоящих хиппи немало вегетарианцев и даже веганов. А иначе и быть не может, ведь именно в отказе от употребления живых существ в пищу, а также от одежды из их шкур и кожи и состоит любовь ко всему живому. Но упомянув, кто такие хиппи, стоит отметить, что представители данного движения увлекались и многочисленными духовными практиками: йога, медитации, буддизм, ци-гун, и многое другое, что в их понимании являлось необычным.

Рассказывая о том, кто такие хиппи, нелишне упомянуть, что благодаря этой субкультуре появилось еще несколько движений, которые и сегодня борются за права детей и женщин, за права животных, выступают в защиту прав человека. Помимо этого, созданы антивоенное, антиядерное и экологическое движения, которые до сих пор имеют последователей по всему миру. Собственно, вся культура хиппи поддерживается добровольными организациями, которые продолжают призывать людей к любви, а не к войнам.